Портфолио учащегося как один из этапов перехода на новые стандарты.
методическая разработка по технологии (1 класс) на тему

Лелюк Оксана Васильевна

В своей работе представляю вариант фиксирования результатов обучения и воспитания учащихся в соответствии с требованиями нового стандарта.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лелюк Оксана Васильевна МБОУ СОШ № 143 г. Красноярск Учитель начальных классов

Слайд 2

Портфолио учащегося как один из этапов перехода на новые образовательные стандарты. Достижения нужно не оценивать, а документировать. То, что достигнуто, нужно сделать непосредственно зримым.

Слайд 3

Что такое система оценивания? Процесс (процессы) сбора, анализа, хранения и применения данных о достижении школьниками планируемых образовательных результатов. Что такое результаты УЧЕНИКА и в чём их оценивать? ?

Слайд 4

Отличительные особенности системы оценки: 1. Комплексный подход к оценке результатов . 2. Использование планируемых результатов в качестве содержательной и критериальной базы оценки . 3. Оценка успешности освоения содержания на основе системно-деятельностного подхода. 4. Оценка динамики образовательных достижений учащихся. 5. Использование персонифицированных и неперсонифицированных процедур . 6. Сочетание внешней и внутренней оценки .

Слайд 5

7. Использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др. 8. Уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных. 9. Использование накопительной системы оценивания ( портфолио ) . Отличительные особенности системы оценки:

Слайд 6

Что такое «Портфолио»? Портфолио – это собрание работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика, а также самоанализ учеником своих достижений.

Слайд 7

Обязательно ли использовать Портфолио? Портфолио включёно как обязательный компонент определения итоговой оценки в Примерную основную образовательную программу, дополняющую Федеральный государственный образовательный стандарт.

Слайд 8

Зачем нужно «Портфолио»? Позволяет решить целый ряд задач: сохранять результаты ВСЕХ достижений ученика; сохранять информацию о процессе решения задач учеником, о динамике его достижений и ошибок; развивать у ученика умение учиться; подтверждать эффективность труда учителя при его аттестации.

Слайд 9

В каком виде может существовать «Портфолио»? Основным видом Портфолио должна быть папка с файлами, хранящая материалы на бумаге и на электронных носителях (диски, флешки ).

Слайд 10

Компоненты Портфолио Выборки детских работ. Систематизированные материалы наблюдений . Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной и досуговой деятельности.

Слайд 11

Кто и когда пополняет «Портфолио»? в любой момент может пополняет только поместить и убрать обязательную часть любой материал о своих успехах (кроме обязательной части) Ученик Учитель

Слайд 12

Цель: представление варианта фиксирования результатов обучения в соответствии с требованиями нового стандарта (из опыта работы).

Слайд 23

Литература. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе: система заданий: в 2-х ч.: ч.1/под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2010. Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Д.Д. Данилов. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.



Предварительный просмотр:

Портфолио учащегося как один из этапов перехода

на новые образовательные стандарты.

Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности. Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развить способности к сотрудничеству.        

Успешность решения данных задач во многом зависит от того, как устроена система оценки:

  • насколько она поддерживает и стимулирует учащихся;
  • насколько точную обратную связь она обеспечивает;
  • насколько включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность;
  •  насколько она информативна для управления системой образования.

Среди отличительных особенностей предлагаемой системы оценки следует особо выделить:

1. Комплексный подход к оценке результатов.

2. Использование планируемых результатов в качестве содержательной и критериальной базы оценки.

3. Оценка успешности освоения содержания на основе системно-деятельностного подхода.

4. Оценка динамики образовательных достижений учащихся.

5. Использование персонифицированных и неперсонифицированных процедур.

6. Сочетание внешней и внутренней оценки.

7. Использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.

8. Уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных.

9. Использование накопительной системы оценивания (портфолио).

Что такое «Портфолио» или «Портфель достижений»?

Портфолио – это собрание работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

Обязательно ли использовать Портфолио в официальной оценке результатов образования ученика начальной школы?

Портфолио включёно как обязательный компонент определения итоговой оценки в Примерную основную образовательную программу, дополняющую Федеральный государственный образовательный стандарт. Таким образом, всем педагогам начальных классов необходимо научить своих учеников вести портфель своих достижений.

Зачем нужно «Портфолио»?

Позволяет решить целый ряд задач:

  • сохранять результаты ВСЕХ достижений ученика − учебных и внеучебных − за все четыре года начальной школы. В течение года схожую задачу решают Таблицы результатов и Дневник школьника, а Портфолио может собирать и накапливать её;
  • сохранить информацию о процессе решения задач учеником, о динамике его достижений и ошибок, которые не в состоянии отобразить таблицы результатов и тем более официальный журнал, где отметки сохраняют информацию только о конечном результате решения;
  • развивать у ученика умение учиться: самостоятельно обдумывать мотивы своих действий, ставить цель, планировать и организовывать её достижение, самостоятельно оценивать результат;
  • подтверждать эффективность труда учителя при его аттестации, когда материалы Портфолио могут пройти внешнюю оценку, фиксирующую прогресс ученика через сравнение исходных и конечных результатов.

В каком виде может существовать «Портфолио»?

Поскольку материалы Портфолио официально признаются значимыми для итоговой оценки ученика, то до перехода на электронный документооборот основным видом Портфолио должна быть папка с файлами, хранящая материалы на бумаге и на электронных носителях (диски, флешки).

Одновременно Портфолио может существовать и в электронном виде.

Кто и когда пополняет «Портфолио»?

Ученик в любой момент может поместить в любой раздел любой материал о своих успехах: рисунки, грамоты, фото выступлений, листы выполненных заданий, награды и т.п.

Начиная со 2-го класса ученик (обученный учителем) проводит самооценку материалов портфеля своих достижений по качественной шкале, например: «нормально», «хорошо», «отлично», «превосходно». Самооценка материалов может проводиться по выбору ученика в разное время: одновременно с размещением материала (например, рисунка) в портфеле; в конце четверти или учебного года – сразу все материалы или некоторые. Если какой-то материал ученик перестанет считать своим достижением, он может в любой момент убрать его из папки, кроме результатов обязательной части.

Учитель пополняет только обязательную часть: один раз в четверть помещает в папку ученика предметные контрольные работы. В конце учебного года учитель помещает в папку диагностические метапредметные работы (кроме личностных результатов) и их систематизированные данные – копию из Таблицы результатов. 

Какие разделы могут быть в «Портфолио»?

В портфолио учеников начальной школы, которое используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, целесообразно включать следующие материалы.

а) Выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы школы (как ее общеобразовательной составляющей, так и программы дополнительного образования). Обязательной составляющей портфолио являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

Примерами такого рода работ могут быть:

по русскому языку и литературному чтению, иностранному языку — диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т. п.;

по математике — математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих навыки устного счета, рассуждений, доказательств, выступлений, сообщений на математические темы), материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

по окружающему миру — дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

по предметам эстетического цикла — аудиозаписи, фото- и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

по технологии — фото- и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

по физкультуре — видеоизображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.

б)  Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя-предметника, и в роли классного руководителя), иные учителя-предметники, школьный психолог, организатор воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательного процесса.

в) Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.

В своей работе представляю вариант  фиксирования результатов обучения в соответствии с требованиями нового стандарта (из опыта работы). Листы для портфолио составлены с учетом работы по УМК «Школа России». Во 2-ом классе добавлены окошечки для оценки достижений самим учащимся, родителями, учителем. Пустые окошечки рядом с разными формами работ для самооценки учащимся.

Литература.

  1. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе: система заданий: в 2-х ч.: ч.1/под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2010.
  2. Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Д.Д. Данилов.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастание роли лексической работы при переходе на новые образовательные стандарты

Каждому учителю знаком термин «лексическая работа». За годы работы в школе мною накоплен опыт работы по этой теме. Но в период обновления образовательных стандартов современную школу ждут значительные...

«Развитие личности ребёнка, его творческих и исследовательских способностей – залог успешного перехода школы на новые стандарты».

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов на тему: «Развитие личности ребёнка, его творческих и исследовательских способностей – залог успешного перехода школы на новые станда...

Статья "Переход на новые федеральные государственные стандарты второго поколения"

Статья "Переход на новые федеральные образовательные стандарты второго поколения", опубликованная в сборнике  международной конференции "Паганель"....

ФГОС. Перечень литературы, обеспечивающей переход на новый стандарт

ФГОС. Перечень литературы, обеспечивающей переход на новый стандарт...

Статья "Воспитание нравственных чувств и этического сознания в контексте перехода на новые стандарты".

В статье рассматриваются аспекты развития нравственных чувств и этического сознания учащихся начальной школы из практики работы в 1-2 классах....

«Развитие познавательного интереса в процессе изучения английского языка у младших школьников в условиях перехода на новые стандарты»

Сегодня выпускнику средней школы недостаточно владеть определенным объемом знаний, умений и навыков, у него должно быть сформировано умение самостоятельно добывать знания и оперировать ими. Современна...

Доклад по теме: "Основные аспекты ИКТ-компетентности педагогов в условиях перехода на новые стандарты"

В докладе освещается как учитель в современных условиях использует ИКТ....