Статья "Переход на новые федеральные государственные стандарты второго поколения"
статья на тему
Статья "Переход на новые федеральные образовательные стандарты второго поколения", опубликованная в сборнике международной конференции "Паганель".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_paganel_fgos.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Переход на новые федеральные
государственные образовательные стандарты второго поколения.
Зверева С.Н.
Москалева Ж.Н.
Мушнина С.И.
МОУ «Лицей №5» города Губкина
На современном этапе развития общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий общественного прогресса. В связи с этим перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. В настоящее время общепризнанным является факт, что возрождение и совершенствование духовно-нравственного воспитания, как неотъемлемой части целостного образовательного процесса, является одним из ведущих направлений системы образования.
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений - все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
В Белгородской области определены Приказом департамента, образования и молодежной политики от 29 марта 2010 года №856 образовательные учреждения, которые начинают апробацию стандартов с 1 сентября 2010 года: 79 первых классов из 28 образовательных учреждений.
С 1 сентября 2010 года в нашем регионе начался эксперимент по апробации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является их ориентация на результат образования.
В связи с принятием новых образовательных стандартов как одного из направлений Президентской инициативы в образовательном пространстве начальной школы в муниципальном общеобразовательном учреждении «Лицей №5» начата работа по введению Федеральных государственных образовательных стандартов начального образования (далее – ФГОС).
Целью апробации является обеспечение научно – методического сопровождения разработки и реализации материалов ФГОС в общеобразовательных учреждениях Белгородской области согласно утвержденной дорожной карты по основным направлениям реализации ФГОС на 2010-2011 учебный год.
Главная задача образовательных учреждений, вступающих в экспериментальное апробирование, создать необходимые условия для обучающихся, организовать учебный процесс в соответствии с требованиями Стандартов.
В работе начальной школы МОУ «Лицей №5» нашли отражение основные направления национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»:
- обновление образовательных стандартов;
- система поддержки талантливых детей;
- развитие учительского потенциала;
- развитие современной школьной инфраструктуры;
- обеспечение здоровья школьников.
Задача начального обучения – подготовить учащихся к дальнейшему обучению в последующих классах, сформировать у них прочные знания, навыки чтения, счета, письма, научить применять в жизни, в дальнейшем обучении на 2 и 3 ступенях.
Коллектив начальных классов ставил перед собой следующие задачи:
Переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения.
Освоение и внедрение новых современных технологий.
Повышение и стабилизация уровня качества обученности учащихся.
Формирование здоровьесберегающей среды, обеспечивающей оптимальное сочетание доступности, качества и эффективности образования.
Совершенствовать систему мониторинга, как инструмент отслеживания поставленных задач.
Для этого:
1.Серьёзно работал над обновлением содержания образования, переходя на новые федеральные государственные стандарты образования, внедрял в практику новые педагогические технологии, работал над повышением ответственности к своей профессиональной деятельности.
2.Продолжил работу по дальнейшему повышению качества успеваемости.
3.Усилил работу с учащимися мотивированными на учёбу.
4. Совершенствовал систему дополнительного образования, содержание которого обеспечивает реализацию познавательных интересов в соответствии с увлечениями учащихся.
5. Формировал активную воспитательную позицию родителей, в процессе взаимодействия семьи и школы.
С этой целью была проведена инвентаризация кадрового состава в ОУ, проанализировано реальное состояние и финансовые возможности муниципального образовательного учреждения. В ходе данных мероприятий «Лицей №5» апробирует систему введения ФГОС в начальной ступени школы. В дальнейшем данный опыт, проанализированный и обобщенный, станет важным ресурсом для введения этой системы в других школах города.
Модель деятельности общеобразовательного учреждения в условиях перехода на новые стандарты предусматривает пять этапов разработки и осуществления программы модернизации существующей в школе образовательной системы с целью приведения ее в соответствие с требованиями нового ФГОС:
1. Формирование рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы и органов управления программой введения ФГОС.
2. Определение необходимых изменений в существующей образовательной системе начальной ступени школы.
3. Разработка проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы.
4. Разработка плана-графика модернизации образовательной системы начальной ступени школы.
5. Реализация запланированных изменений в образовательной системе образовательного учреждения
Проект предусматривает разработку нормативных документов, регламентирующих организацию деятельности руководящих и педагогических кадров по введению на начальной ступени общего образования, планирование методических мероприятий на уровне ОУ и города, анализ результатов деятельности рабочей группы по введению ФГОС.
С 1 сентября 2010 года в МОУ «Лицей №5» обучение в первых классах осуществлялось по новым ФГОС второго поколения. В апробации задействованы 1А и 1Б классы (50 обучающихся) и учителя 1-х классов Москалева Ж.Н. и Некрасова Л.Д.
1-е классы (экспериментальные) использовали учебно-методические комплекты (учебники) не нового образца, а ныне существующие («Школа России»).
Учебный план начальной школы на 2010-2011 учебный год был составлен на основании базисного учебного плана. При составлении учебного плана соблюдалась преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между предметными циклами, отдельными предметами. Уровень недельной учебной нагрузки на ученика не превышал предельно допустимую. Школьный компонент был распределен на изучение предметов по базисному учебному плану.
Образовательная программа школы и учебный план предусматривает выполнение государственной функции школы – обеспечение базового общего среднего образования и развития ребенка в процессе обучения. Главным условием для достижения этих целей является включение каждого ребенка на каждом учебном занятии в деятельность с учетом его возможностей и способностей. Достижение указанных целей обеспечивается поэтапным решением задач работы школы на каждой ступени обучения. Экспериментальный базисный учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.
Внеурочная деятельность (по 10 часов) представлена следующими творческими объединениями:
Спортивное направление: «Ритмическая гимнастика», «Настольный теннис»
Растим патриотов: «Воспитание юного губкинца»
Предметные кружки: «Английский язык», «Страна мастеров»
Музыкальное и театральное направление: «Музыкальный», «Театр-творчество-дети»
Социальная работа: «Школа вежливых наук»
Проектная деятельность: «Трудолюбивый муравей»
С целью повышения квалификации, учителя изучали новинки методической литературы, обучались на курсах повышения квалификаций.
В соответствии с областной программой «Развитие региональной системы оценки качества образования» и с целью определения уровня готовности первоклассников к обучению в школе было организовано и проведено мониторинговое исследование готовности обучающихся 1-х классов к обучению в школе в сентябре 2010 года.
Результаты обследования показали высокий уровень готовности первоклассников к школьному обучению. Всего в обследовании принимало участие 43 обучающихся. Из них показали высокий уровень готовности к школьному обучению – 26 детей, средний – 15, низкий – 2.
В ноябре 2010 года в лицее проходил муниципальный семинар учителей начальных классов по Стандартам второго поколения. На семинаре учителя показали свои открытые уроки.
На муниципальном семинаре директоров школ города и района «Организация образовательного процесса в условиях реализации требований ФГОС в начальной школе» заместитель директора по УВР выступила с докладом «Модернизация образовательной системы начальной ступени школы в соответствии с ФГОС нового поколения». Все эти мероприятия заслужили высокую оценку присутствующих.
В мае 2011 года творческая группа учителей подготовила статьи и выступили на региональной научно-практической конференции «Введение ФГОС НОО как условие повышения качества образования». Данные статьи опубликованы в сборнике.
Кафедра учителей начальных классов является объединением учителей,
в течение года работающих над проблемой: « Разработка эффективной
модели становления и развития образовательной среды начальной
школы, работающей над проблемой компетентностного подхода в новом
Стандарте начального общего образования».
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», в соответствии с распоряжением правительства Белгородской области от 27.10.2006 в целях реализации ФГОС для общеобразовательных учреждений, участвующих в апробации стандартов второго поколения было передано в собственность МОУ «Лицей №5»:
комплект детской энциклопедии для кабинета начальных классов;
комплекты книг для кабинета начальных классов;
комплект мультимедийной продукции для кабинета начальных классов;
комплект учебно-наглядных пособий для кабинета начальных классов;
компьютерное оборудование: мультимедийный комплект;
компьютерное оборудование: рабочее место ученика;
глобус физический Земли м: 1:50
Ожидаемые результаты внедрения Стандартов второго поколения на 2010-2011 учебный год:
Сформирована рабочая группа по подготовке муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей №5» к модернизации образовательной системы в условиях введения ФГОС из числа педагогических работников школы;
Организовано повышение квалификации руководящих и педагогических работников;
Разработан и реализован план мероприятий по введению ФГОС в начальную ступень;
Произошли изменения в образовательном процессе и деятельности администрации ОУ в соответствии с реализованным планом мероприятий по введению ФГОС в начальной ступени общего образования.
Результатом реализации запланированных изменений является модернизированная образовательная программа начальной ступени образовательного учреждения:
соответствующая новым ФГОС;
обеспечивающая ожидаемые изменения в результатах образовательного процесса, по сравнению с ранее действующей системой.
Имеющиеся успехи доказывают, что педагоги, участвующие в апробации стандартов второго поколения, выполняют программы по предметам, соблюдают государственные образовательные стандарты, расширяют область знаний по предмету на индивидуально-групповых занятиях и в системе дополнительного образования.
В новом 2011-2012 учебном году лицей продолжит работу по внедрению государственных образовательных стандартов. На сегодняшний день лицей готов к требованиям стандарта благодаря кадровому потенциалу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Федеральный Государственный Стандарт второго поколения
Федеральный Государственный Стандарт - нормативный правовой акт федерального уровня, представляющий собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных програ...
Переход на федеральные образовательные стандарты второго поколения. Модернизация образовательной системы начальной школы
Данная презентация рассказывает о введении ФГОС в нашей школе. Знакомит с режимом дня первоклассника, с УМК, по которому работют наши учителя 1 классов, с выбранной внеурочной деятельностью....
Современный урок в свете требований федеральных государственных стандартов второго поколения
Тема: закрепление и повторение пройденногго материала...
«Образовательная среда кабинета начальных классов в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов второго поколения»
Материально-техническое обеспечение – одно из важнейших условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Настоящие Требования к ним направлены на создан...
Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психоло...
Современный урок в аспекте содержания Федеральных Государственных Стандартов второго поколения
Уроки с использованием методов активного обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное их использование не даёт хороших результатов. Поэтому очень важно. а...
«Здоровье сберегающие технологии во внеурочной деятельности в условиях реализации Федеральных Государственных стандартов второго поколения»
«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»...