Урок технологии в 4 классе по теме "Фактура металла: проектирование, конструирование, технологии обработки. Панно 'Парус в море'"
план-конспект урока по технологии (4 класс) по теме
Урок технологии в 4 классе по теме "Фактура металла: проектирование, конструирование, технологии обработки. Панно 'Парус в море'"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
f.docx | 32.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. учителя: Жарова Элла Олеговна
Предмет: технология
Класс: 4б класс
Тип урока: комбинированный урок (45 мин)
Тема | Фактура металла (проектирование, конструирование, технологии обработки). Панно «Парус в море». |
Цель | Познакомить учащихся с одним из видов декоративно-прикладного искусства – ЧЕКАНКА, технологическим процессом подготовки основы, изготовления рисунка и видами инструментов. |
Задачи | Образовательные: познакомить со свойствами тонкого металла и технологическими приемами его обработки (чеканки); учить использовать собственные фантазии для создания целостного образа; учить использовать свои знания и умения в новых ситуациях, проводить аналогии. |
Планируемые результаты | Предметные:
|
Межпредметные связи | Технология – окружающий мир – ИЗО |
Ресурсы:
|
Учебник «Прекрасное рядом с тобой» (Куревина О.А. Технология. «Прекрасное рядом с тобой» 4 класс./ О.А.Куревина, Е.А.Лутцева. – М.: Баласс, 2013г.); ручка, карандаш, фольга, картонная подкладка, фартуки, нарукавники, клеенка. Видеопроектор, ноутбук, презентация к уроку, выставка детских работ (аппликация, лепка) на морскую тему. |
Форма урока | индивидуальная |
Этап урока | Деятельность | Деятельность | Планируемые результаты (УУД) |
1. Организа- ционный момент - активизация внимания; - проверка готовности. | - Здравствуйте, ребята! Садитесь. - Ребята, поднимите руку те, кто любит путешествовать. Сегодня, среди зимы, мы отправимся на морскую прогулку (картинка «Море», Слайд 1). Капитан предлагает нам самим выбрать судно для выхода в море (картинки «Разные виды кораблей; парусник в более выгодной подаче», Слайд 2). - Почему этот парусник нравится больше остальных? (потому что он светлый и добрый; он искрится на солнце) - Посмотрите, на каком паруснике мы отправимся в море (готовое изделие). Он еще больше блестит и переливается на солнце… - Почему? (это не картинка, это чеканка) - Итак, капитан нашего парусника приветствует вас на борту. Чтобы плавание состоялось, необходимо получить от него последние инструкции (капитан, стихотворение, Слайд 3). Чтоб работа закипела, | Слушают учителя, воспринимают зрительную информацию, отвечают на вопросы. Проверка готовности к уроку | Воспринимать речь учителя, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (коммуникативные УУД) Поиск и выделение необходимой информации, проверка информации (познавательные УУД) |
2. Постановка цели и задач урока. Время:1 мин - мотивация к учебной деятельности. | - Итак, мы уже рисовали корабли, лепили их из пластилина, выполняли аппликации на морскую тему (обзор выставки детских работ к уроку). - Чьи работы вам нравятся больше? Почему? (так как выполнены точно и аккуратно). - Предположите, чему мы должны научиться сегодня. Чему бы вы хотели научиться, выполняя эту работу? - Верно, сегодня мы познакомимся со свойствами тонкого металла (фольги) и научимся выполнять рельефные изображения на ней. - Уже сегодня наша выставка пополнится чеканками. | Рассуждают, находят ответ Выбирают. Выполнять рельефное изображение на фольге | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения задачи (познавательные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД) Уметь определять и формулировать цель урока самостоятельно и при помощи учителя, прогнозировать свою деятельность на уроке (регулятивные УУД) |
3.Актуализация знаний | - В жизни вы уже не раз встречались с фольгой знакома. - Вспомните, где? - Это фантики от конфет, из которых потом девочки делают колечки. Мама, запекая мясо в духовке, заворачивает его в фольгу… (картинки «Использование фольги», Слайды 3-4). - Какое основное свойство этого материала используется при его использовании или обработке? (пластичность). - Как подготовить фольгу к работе? (разложить на идеально ровной поверхности и разгладить, не прибегая к помощи инструментов). - Ребята, что вы знаете о чеканке? Что это такое? (особый вид художественной обработки металла). - Какие пластины могут быть использованы для чеканки? (только тонкие металлические пластины: медь, латунь, алюминий, обладающие свойством пластичной деформации). - Как называется профессия мастера, выполняющего чеканку? (чеканщик). - Знаете ли вы, как выполняется чеканка? (предположения) - Как вы думаете, почему этому промыслу дали название такое «чеканка»? (предположения) - Давайте проверим наши предположения по материалам учебника, откройте с.37 (чтение, рассматривание образцов чеканки в учебнике). - Как же возникло название «чеканка»? (от названия инструмента, которым чеканят – «чеканы») | Вспоминают свойства фольги на основе личного жизненного опыта, рассматривают свои заготовленные образцы. Высказывают личные предположения. Сверка предположений с теоретическим обоснованием в учебнике. | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения задачи (познавательные УУД)
С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (коммуникативные УУД) Оценивать собственную учебную деятельность (достижения, самостоятельность, причины неудач) (личностные УУД) Прогнозирование, предвосхищение результата и уровня усвоения знаний (регулятивные УУД) |
4. Изучение нового материала - проблемное объяснение нового знания (чеканка, чеканщик, чеканы, рельеф, рельефное изображение) | - Найдите в Толковом словаре слово «чеканка» (работа). - Чеканка – это технологический процесс изготовления рисунка, надписи, изображения, заключающийся в выбивании на пластине определённого рельефа; один из видов декоративно-прикладного искусства; является одним из вариантов художественной ковки («Чеканка – это…, образцы изделий», Слайды 5-6). - Чеканка была известна в Древнем Египте, в Древней Греции и Риме. С давних времен применялась она в искусстве Китая, Индии и Японии. Значительное развитие чеканка получила в эпоху Возрождения в странах Западной Европы. Высокого совершенства она достигла в до монгольской Руси и вновь расцвела в древнерусском искусстве ХV-ХVII вв. («Из истории чеканки», Слайды 7-10). - Чеканщик должен быть «мастером своего дела». Он может специализироваться на работе с драгоценными металлами, а может обрабатывать чеканкой монументальные фигуры из алюминия, меди, стали. Чеканка художественных изделий, особенно крупных форм, требует определенной физической силы, поэтому профессия эта предпочтительна для мужчин. («В мастерской чеканщика», Слайды 11-12).
- Посоветуйтесь в парах, какими качествами должен обладать чеканщик? - Вы правы, важнейшие качества чеканщика - терпение и упорство. А почему для него также очень важны аккуратность и внимательность? - Острым краем тонкого металла, можно поранить руки. Сильно ударить по пальцам, можно также неточно работая чеканами. - Предположите, все ли чеканы одинаковые? («Виды чеканов», Слайд 13). - Зачем же их так много?! - Чеканы изготавливают из древесины твердых пород — дуба, бука, березы в виде цилиндрических стержней с боковыми срезами по всей длине. Применяют деревянные чеканы для выколачивания высокого рельефа, опускания и выравнивания фона, особенно при работе с мягким алюминием и медью. Также используются металлические чеканы. - Нам встретилось слово «рельеф». На уроках окружающего мира мы уже знакомились с этим понятием. Что оно означало тогда? (совокупность всех неровностей земной поверхности) («Формы земной поверхности», Слайд 14) - Что оно означает здесь? (предположения) - Рельеф (скульптура) — вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры, в котором всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих над плоскостью фона. - Так как чеканщик выбивает, выдавливает изображение на фольге, оно получается объемное (рельефное). - Давайте проверим наши предположения по материалам учебника, откройте с.38 (анализ таблицы «Материалы и инструменты»). - Каковы конструктивные особенности изделий из тонкого металла, исходя из таблицы с.38? (металлическая пластина с рельефом и картонная основа-подкладка). - Хотите попробовать себя в чеканном деле?! | Работают со словарем. Слушают учителя, рассуждают, отвечают на вопросы. Слушают учителя, воспринимают зрительную информацию, отвечают на вопросы. Советуются, высказывают предположения, обосновывают предположения. Используются с разными целями, для изображения различных элементов изображения. Воспроизводят информацию по памяти с опорой на личный опыт и межпредметные связи Сверка предположений с теоретическим обоснованием в учебнике. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (коммуникативные УУД) Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (познавательные УУД) Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве (познавательные УУД) Организовывать совместную работу в паре: распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество взаимопомощь (коммуникативные УУД Уметь высказывать свое предположение (версию) на основе работы с текстом, иллюстрацией (регулятивные УУД) Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения задачи (познавательные УУД)
Прогнозирование, предвосхищение результата и уровня усвоения знаний (регулятивные УУД) |
Физминутка Время: 1 мин | Мы на карусели сели, Завертелись карусели. Мы на карусели сели, Завертелись карусели. Вверх летели, Вниз летели Вверх летели, вниз летели А теперь с тобой вдвоем Мы на лодочке плывем. Ветер по морю гуляет, Нашу лодочку качает. | Подъём. Ходьба на месте. Потягивание вверх, назад. Приседание. Вращение руками. Наклоны туловища. | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения задачи, устанавливать связи (познавательные УУД)
|
5. Первичное осмысление и закрепление изученного материала Время:20 мин - анализ образца; - планирование трудовых операций; - коллективная практическая работа; - планирование трудовых операций;
самостоятельная практическая работа. | Анализ образца: - Что вы видите? (панно, чеканка «Парусник в море») - Каково назначение изделия? (эстетическое, можно повесить на стену) - Из каких материалов выполнена работа? (фольга, картон) - Как можно перенести контур рисунка на поверхность металла (фольги)? (нарисовать от руки, разметить по шаблону) - Что вы уже умеете? (выполнить рисунок по шаблону) - Чего вы еще не знаете, не умеете? Чему надо научиться? (выполнять рельефное изображение) - Какие инструменты понадобятся для выполнения рельефного изображения? (чеканы) - Чем мы сможем заменить настоящие чеканы мастера? Конструкторско-технологические задачи (проблемные ситуации): - Что и как можно сделать, чтобы соединить металлическую деталь с картонной основой? (взять картонную основу меньшего размера и загнуть края металла) - Как получить ровные края панно при сгибании металла? (использовать металлическую линейку, положив ее с изнанки на край картонной основы). Тренировочные упражнения (учебник с.38) - Сейчас возьмите пробный образец, мы попробуем освоить простейшие приемы чеканки: 1) продавливание; 2) процарапывание. - Зависит ли качество вашего изображения от толщины карандаша? (да) Теперь становится понятно, почему у настоящего чеканщика много разных чеканов и всеми ими он пользуется… Отложите пробные образцы. - Ребята, вы сейчас вы должны будете выполнить чеканку «Парусник в море». У каждого будет своя работа, поэтому художественный замысел зависит только от вашей фантазии. Это может быть солнечный день, а может быть пасмурный, с тучками и даже грозой. Над водой могут летать чайки, а из воды выпрыгивать дельфины… - Сейчас вам необходимо составить план работы, опираясь на схему, данную в учебнике на с.39: 1) выбери сюжет; 2) сделай эскиз; 3) перенеси рисунок на пластину (по шаблону, рисованием); 4) обведи изображение пустым шариковым стержнем с нажимом. 5) положи пластину на подкладку и выполни необходимые приемы чеканки; чередуй выпуклые и вогнутые изображения, переворачивая пластину. 6) Окантуй готовой пластиной картонную подкладку (используй металлическую линейку для получения ровных сгибов). - Работа у каждого своя, но в ходе ее выполнения вы можете обмениваться идеями с соседом по парте, советоваться с ним. - Есть ли вопросы ко мне по предстоящей работе? - Приступайте к работе, не забывая о правилах ТБ. (картина И.Айвазовского «Фрегат под парусом», Слайд 15) (фоном звучит музыкальная композиция «Шум прибоя») | Анализируют образец. Прогнозируют замену инструментов. Планируют учебные задачи Работают с заранее подготовленными образцами
Анализируют схему работы, данную в учебнике. Составляют план работы. Выполняют индивидуальную работу | Оценивать весомость действий (регулятивные УУД)
Анализировать и прогнозировать свою работу (регулятивные УУД)
Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве (познавательные УУД) Корректировать деятельность и устранять ошибки; оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (регулятивные УУД) Уметь составлять план работы и работать по нему, применять схемы (регулятивные УУД) Находить необходимую для работы информацию в учебнике (личностные УУД) Осуществлять деловое сотрудничество взаимопомощь (коммуникативные УУД) Применять правила делового сотрудничества (личностные УУД) |
6. Контроль - осуществление контроля; - осуществление коррекции. | - Ребята, выполняя работу, сравнивайте свои изделия с образцом, ориентируйтесь на схемы, помогайте друг другу, при необходимости исправляйте ошибки.
(уборка рабочих мест по мере сдачи работ) | Выполняют работу, следуя плану, с опорой на материал учебника и свой опыт тренировочного упражнения. Анализируют правильность выполнения работы у себя и у товарища.
| Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения (регулятивные УУД) Оценивать результаты деятельности своей и чужой (регулятивные УУД) Комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания (коммуникативные УУД) |
7. Итоги урока. Рефлексия - анализ готовых работ; - оценивание работ. | - Ребята, давайте, поместим наши готовые работы на выставку. - Какую оценку вы можете дать своей работе, работе товарищей? (все постарались) - У кого получились особенно удачные работы, на ваш взгляд? - Почему вы выбрали именно эти работы? (композиция, художественный замысел, аккуратность, прочность).
- Что нового вы узнали на уроке? - Чему научились? - Какие знания и умения помогли вам сегодня аккуратно и красиво выполнить работу? | Оценивают свою работу, работы товарищей. Выделяют наиболее удачные работы, обосновывают свой выбор. Анализируют свою работу на уроке, отвечают на вопросы учителя. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме, комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания (коммуникативные УУД) Уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки (регулятивные УУД) Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (познавательные УУД) |
8. Домашнее задание. Время: 2 мин | - Ребята, кто захочет, дома может выполнить еще одно панно (из предложенных в учебнике на с.39). Мы его также поместим на нашу выставку работ. | Записывают задание в дневник. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изготовление букетов к 8 марта (конструирование, технология обработки) "Букет из ромашек"
презентация и конспект урока технологии в 3 классе...
Конспект урока технологии 1 класс Тема: В море. Морские обитатели. Осьминог
Готов к применению на практике....
Конспект урока технологии 4 класс, автор учебника Е.А.Лутцева "Конструирование папочки-игольницы."
Задачи:1. формирование умения выполнять разметку деталей изделия, их раскрой по рисунку, планировать и выполнять технологические операции с опорой на инструкционную карту.2. воспитание ответственности...
Технологическая карта урока технологии 3 класс Конструирование елочной гирлянды с помощью техники симметричного вырезания
Технологическая карта урока технологии 3 класс. Конструирование елочной гирлянды с помощью техники симметричного вырезания...
Технологическая карта урока технологии (3 класс). Тема: Городской парк. Конструирование из природных материалов. Изделие: Макет парка из природных материалов. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование умения работать по плану; создание композиции из природных материалов.Образовательные: изучить выполнение создания макета парка.Воспитательные: воспи...
Конспект урока по технологии, 3 класс, Школа России, "Городской парк. Конструирование из природных материалов."
Конспект урока по технологии, 3 класс, Школа России, "Городской парк. Конструирование из природных материалов."...
Конспект урока + презентация к уроку технологии 3 класс тема - «Конструирование из бумаги». Изделие: Новогодняя овечка.
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИТема: «Конструирование из бумаги».Изделие: Новогодняя овечка. Цели деятельности учителя: усвоение технологии конструирования из бумаги;развитие навыка точн...