Конспект урока технологии 4 класс Фактура металла. Панно «Парус в море».
план-конспект урока по технологии (4 класс)
Учебник Технология. «Прекрасное рядом с тобой» 4 класс./ О.А.Куревина, Е.А.Лутцева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_tehnologii.docx | 28.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология
Класс: 4
Тема: Фактура металла (проектирование, конструирование, технологии обработки). Панно «Парус в море».
Цели: Познакомить учащихся с одним из видов декоративно-прикладного искусства – ЧЕКАНКА, технологическим процессом подготовки основы, изготовления рисунка и видами инструментов.
Задачи: Образовательные: познакомить со свойствами тонкого металла и технологическими приемами его обработки (чеканки); учить использовать собственные фантазии для создания целостного образа; учить использовать свои знания и умения в новых ситуациях, проводить аналогии.
Развивающие: развивать умение рассуждать, обсуждать, анализировать, выполнять работу с опорой на схемы и инструкционные карты; развивать художественные и конструкторско-технологические способности.
Воспитательные: воспитывать аккуратность, точность, самостоятельность в работе; способствовать эстетическому воспитанию, нравственных качеств учащихся.
Тип урока: объяснение нового материала;
Формы организации: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивные (выполнение трудовых действий);
Планируемые результаты: Предметные:
Знать физические и технологические свойства тонкого металла, технологические приемы его обработки.
Уметь создавать мысленный образ доступного для изготовления объекта (рельефное изображение «Парус») с целью передачи определённой художественной информации, решать конструкторско-технологические задачи на практике.
Оборудование: Учебник «Прекрасное рядом с тобой» (Куревина О.А. Технология. «Прекрасное рядом с тобой» 4 класс./ О.А.Куревина, Е.А.Лутцева. – М.: Баласс, 2014г.); ручка, карандаш, фольга, картонная подкладка. Видеопроектор, ноутбук, презентация к уроку.
Этап урока | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности обучающихся | Инструментарий |
| Итак, друзья, внимание – Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее – Начнём скорей урок - Проверка рабочего места ученика: Чтоб работа закипела Приготовим всё для дела. Будем с вами мастерить – Всё должно в порядке быть! Чтоб парту сохранить Клеёнку надо постелить, Не забудь про карандаш – Он в труде помощник наш. Ножницы на место положи. В порядке вещи содержи. | Слушают учителя, воспринимают зрительную информацию, отвечают на вопросы. | |
| - В жизни вы уже не раз встречались с материалом, который понадобится нам сегодня на уроке. - Вспомните, что это? - Правильно, фольга. - А что это? Фольга – это металлическая «бумага», металлический лист, например, из алюминия, стали, олова, серебра или золота. Фольга появилась в XIX в., когда металл стали раскатывать на специальных станках. Раньше металл плющили до тонкости фольги молотком, поэтому она была очень дорогой и применялась редко, например, на окладах к иконам. - Какое основное свойство этого материала используется при его использовании или обработке? (пластичность). - Как подготовить фольгу к работе? (разложить на идеально ровной поверхности и разгладить, не прибегая к помощи инструментов). - Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? - Давайте проверим наши предположения по материалам учебника, откройте с.37 (чтение, рассматривание образцов чеканки в учебнике). Как же возникло название «чеканка»? (от названия инструмента, которым чеканят – «чеканы») - Какова цель нашего урока? | Высказывают личные предположения. Вспоминают свойства фольги на основе личного жизненного опыта, рассматривают свои заготовленные образцы. - Выполнять изделие из фольги. Сверка предположений с теоретическим обоснованием в учебнике. - Мы познакомимся со способом тиснения по фольге и изготовим малую чеканку – панно. | Слайд № 2 Слайд №3 Слайд №4 |
| - Найдите в Толковом словаре слово «чеканка» (работа). - Чеканка – это технологический процесс изготовления рисунка, надписи, изображения, заключающийся в выбивании на пластине определённого рельефа; один из видов декоративно-прикладного искусства; является одним из вариантов художественной ковки - Чеканка была известна в Древнем Египте, в Древней Греции и Риме. С давних времен применялась она в искусстве Китая, Индии и Японии. Значительное развитие чеканка получила в эпоху Возрождения в странах Западной Европы. Высокого совершенства она достигла в до монгольской Руси и вновь расцвела в древнерусском искусстве ХV-ХVII вв. - Чеканщик должен быть «мастером своего дела». Он может специализироваться на работе с драгоценными металлами, а может обрабатывать чеканкой монументальные фигуры из алюминия, меди, стали. Чеканка художественных изделий, особенно крупных форм, требует определенной физической силы, поэтому профессия эта предпочтительна для мужчин. - Посоветуйтесь в парах, какими качествами должен обладать чеканщик? - Вы правы, важнейшие качества чеканщика - терпение и упорство. А почему для него также очень важны аккуратность и внимательность? - Острым краем тонкого металла, можно поранить руки. Сильно ударить по пальцам, можно также неточно работая чеканами. - Хотите попробовать себя в чеканном деле?! - Откройте с. 38 учебника и посмотрите, что вам необходимо и все ли у вас есть. Перед началом чеканки художественной композиции давайте освоим простейшие приёмы чеканки (продавливание, процарапывание) на небольших металлических пластинах. - Зависит ли качество вашего изображения от толщины карандаша? (да) Теперь становится понятно, почему у настоящего чеканщика много разных чеканов и всеми ими он пользуется… | Работают со словарем. Слушают учителя, рассуждают, отвечают на вопросы. Слушают учителя, воспринимают зрительную информацию, отвечают на вопросы. Советуются, высказывают предположения, обосновывают предположения. Анализируют материалы. Прогнозируют замену инструментов. Выполняют индивидуальную работу | Слайд № 5 Слайд № 6 Слайд №7 |
| Анализ образца: - Посмотрите что вы видите на с. 39? (панно, чеканка) - Каково назначение изделия? (эстетическое, можно повесить на стену) - Из каких материалов выполнена работа? (фольга, картон) - Как можно перенести контур рисунка на поверхность металла (фольги)? (нарисовать от руки, разметить по шаблону) - Что вы уже умеете? (выполнить рисунок по шаблону) - Чего вы еще не знаете, не умеете? Чему надо научиться? (выполнять рельефное изображение) Конструкторско-технологические задачи (проблемные ситуации): - Что и как можно сделать, чтобы соединить металлическую деталь с картонной основой? (взять картонную основу меньшего размера и загнуть края металла) - Как получить ровные края панно при сгибании металла? (использовать линейку, положив ее с изнанки на край картонной основы). - Ребята, вы сейчас вы должны будете выполнить чеканку «Парусник в море». У каждого будет своя работа, поэтому художественный замысел зависит только от вашей фантазии. Это может быть солнечный день, а может быть пасмурный, с тучками и даже грозой. Над водой могут летать чайки, а из воды выпрыгивать дельфины… - Сейчас вам необходимо составить план работы, опираясь на схему, данную в учебнике на с.39: 1) выбери сюжет; 2) сделай эскиз; 3) перенеси рисунок на пластину (по шаблону, рисованием); 4) обведи изображение пустым шариковым стержнем с нажимом. 5) положи пластину на подкладку и выполни необходимые приемы чеканки; чередуй выпуклые и вогнутые изображения, переворачивая пластину. 6) Окантуй готовой пластиной картонную подкладку (используй металлическую линейку для получения ровных сгибов). - Работа у каждого своя, но в ходе ее выполнения вы можете обмениваться идеями с соседом по парте, советоваться с ним. - Есть ли вопросы ко мне по предстоящей работе? - Приступайте к работе, не забывая о правилах ТБ. | Планируют учебные задачи Анализируют схему работы, данную в учебнике. Составляют план работы. | Слайд №9 Слайд №10 |
| - Ребята, выполняя работу, сравнивайте свои изделия с образцом, ориентируйтесь на схемы, помогайте друг другу,при необходимости исправляйте ошибки. | Выполняют работу, следуя плану, с опорой на материал учебника и свой опыт тренировочного упражнения. Анализируют правильность выполнения работы у себя и у товарища. | |
Итоги урока. | - Ребята, давайте, поместим наши готовые работы на выставку. - Какую оценку вы можете дать своей работе, работе товарищей? (все постарались) - У кого получились особенно удачные работы, на ваш взгляд? - Почему вы выбрали именно эти работы? (композиция, художественный замысел, аккуратность, прочность).
- Что нового вы узнали на уроке? - Чему научились? - Какие знания и умения помогли вам сегодня аккуратно и красиво выполнить работу? | Оценивают свою работу, работы товарищей. Выделяют наиболее удачные работы, обосновывают свой выбор. Анализируют свою работу на уроке, отвечают на вопросы учителя. | |
7. Домашнее задание. | - Ребята, кто захочет, дома может выполнить еще одно панно (из предложенных в учебнике на с.39). Мы его также поместим на нашу выставку работ. | Записывают задание в дневник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока технологии по теме: "Панно "Ветка винограда", выполненное в технике квиллинга"
Представленный материал развивает навык работы учащихся с бумагой в технике квиллинга, знакомит с историей возникновения искусства бумагокручения, рассказывает о пользе винограда, воспитывает в детях ...
Урок технологии в 4 классе по теме "Фактура металла: проектирование, конструирование, технологии обработки. Панно \'Парус в море\'"
Урок технологии в 4 классе по теме "Фактура металла: проектирование, конструирование, технологии обработки. Панно \'Парус в море\'"...
Конспект урока технологии "Панно"
Конспект урока технологии "Панно"...
Конспект урока технологии в 1 классе по теме: В море. Морские обитатели.
Конспект разработан опираясь на УМК "Школа России" и полностью соответствует структуре ФГОС. Готов к применению на практике....
Конспект урока технологии 1 класс Тема: В море. Морские обитатели. Осьминог
Готов к применению на практике....
Конспект урока технологии в 1 классе "Оформление панно «Лето».
Приводится конспект урока технологии в 1 классе "Оформление панно "Лето"...
Конспект урока технологии "Декоративное панно" (УМК "Школа России"); 3 класс
Изделие: Аппликация «Цветы» в технике «декоративное панно» из бумаги и картонаЦели деятельности учителя: освоение основных технологических приемов изготовления аппликации...