Рабочая программа по технологии (4 класс)
рабочая программа по технологии (4 класс) по теме
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по технологии в 4 классе (программа "Гармония)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya.docx | 32.47 КБ |
kalendarno.docx | 29.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии составлена на основе авторской программы «Технология 1 – 4 класс». Н.М.Конышевой, 2009год и адресована обучающимся 4 класса общеобразовательной школы.
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. и обеспечена учебником «Технология» и тетрадью для 4класса, автор Н. М. Конышева.
Место предмета «Технология» в базисном учебном плане:
В федеральном базисном учебном плане на изучение технологии отводится 68ч, из расчета 2 часа в неделю.
В основе предлагаемой программы лежит новая концепция курс трудового обучения (технологии), которая коренным образом меняет смысл данного учебного предмета.
Цель данного курса: формировать у обучающихся творческие качества личности, конструктивность и гибкость мышления.
Задачи:
- духовно – эмоциональное обогащение личности;
- развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, интуиции;
- совершенствование интеллекта, развитие рационально – логического мышления;
- расширение кругозора;
- развитие руки, глазомера через формирование практических умений;
- обучение умению планировать конечный результат работы;
- формирование технических навыков работы с материалами, инструментами и эстетических качеств (художественный вкус, чувство красоты, гармонии);
- воспитание трудолюбия, ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку – творцу, умения сотрудничать с другими людьми.
Отличительные особенности программы:
В федеральном базисном учебном плане на изучение технологии отводится 68 ч, из расчета 2 часа в неделю. Авторская программа к курсу «Технология» Н. М.Конышевой принята за основу, так как соответствует количеству часов базисного учебного плана.
Срок реализации рабочей учебной программы - 1 год.
Методы и формы обучения:
- частично – поисковые;
- исследовательские;
- методы проблемного изложения;
- словесные;
- наглядные.
Основная форма: урок.
Технологии обучения:
- обучение на основе «учебных ситуаций»;
- проектная деятельность;
- уровневая дифференциация;
- информационные и коммуникационные;
- здоровьесберегающие.
Виды контроля.
- текущий (анализ хода формирования знаний, умений и навыков);
- тематический (своевременное выявление причин неусвоения учебного материала);
- итоговый контроль (выявление у детей уровня знания теории и практического применения с элементами самоконтроля).
Формы контроля:
- устный или письменный опрос;
- карточки;
- самостоятельная работа;
- практическая или лабораторная работа;
- проект;
- тестовые задания.
Обоснование выбора УМК.
Реализовать данную программу помогают:
- Технология: «Наш рукотворный мир»: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений \ Н.М.Конышева.- Смоленск: Ассоциация XXIвек, 2009 год.
- Технология: рабочая тетрадь к учебнику «Наш рукотворный мир»: для 4 класса общеобразовательных учреждений в 2ч.\ Н.М.Конышева.- Смоленск: Ассоциация XXIвек, 2012 год.
Данный УМК позволяет строить обучение школьников с учетом освоения конкретных технологических операций и овладения первоначальными умениями проектной деятельности. Виды практической деятельности, последовательность практических работ определяются возрастными особенностями обучающихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий с учетом возможности проявления обучающимися творческой инициативы и самостоятельности.
Деятельностный подход к построению процесса обучения является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию у обучающихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки. Дает представление о прекрасном в обыденных явлениях природы и жизни, понятие о многообразии форм и цвета в окружающей действительности, радость познания и созидания.
Обучающиеся учатся смотреть и видеть, учат руки быть послушными и умными, познают новые правила и законы, учатся наблюдать мудрую природу и использовать в своих изделиях ее чудесные секреты.
Содержание программы.
При составлении рабочей программы использовалась авторская программа Н.М.Конышева «Технология» 2009 г. Никакие изменения в содержание данной программы внесены не были.
Тематический план
№ | Название раздела | Кол – во часов | Практическая часть |
Четвертый год обучения | |||
1 | Из глубины веков – до наших дней | 18ч | 3ч |
2 | Творчество, труд, мастерство | 14ч | 2ч |
3 | Мастера и подмастерья | 20ч | 4ч |
4 | В каждом деле – свои секреты | 16ч | 5ч |
Итого: | 68ч | 14ч | |
Практическая часть
№ п\п | № урока | Название работы. | Дата |
I четверть | |||
1 | 11 | Творческая работа «Плетеные сердечки" | |
2 | 16 | Творческая работа « Изделия из бисера» | |
3 | 18 | Итоговый урок по разделу «Из глубины веков – до наших дней» | |
4 | 23 | Творческая работа «Конструкция открытки со своим сюжетом» | |
5 | 24 | Практическая работа. Построение развёртки упаковки с помощью циркуля | |
6 | 32 | Итоговый урок по разделу « Творчество, труд, мастерство» | |
7 | 42 | Творческая работа «Декоративные кармашки». | |
8 | 49 | Творческая работа «Записная книжка – малышка» (разметка и заготовка деталей). | |
9 | 51 | Экскурсия в библиотеку. Практическая работа по ремонту книг. | |
10 | 52 | Итоговый урок по разделу «Мастера и подмастерья» | |
11 | 58 | Коллективная работа « Мы делаем игрушки из ниток (соломки)» | |
12 | 65 | Коллективный проект «Город, в котором удобно и приятно жить» | |
13 | 66 | Коллективный проект «Город, в котором удобно и приятно жить» | |
14 | 67 | Защита проекта. | |
15 | 68 | Практика работы на компьютере. Итоговый урок по разделу «В каждом деле свои секреты» |
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к уровню подготовки
обучающихся 4 класса
К концу четвертого года обучения обучающиеся должны знать:
– что мир природы первичен по отношению к искусственно созданному миру вещей;
– что в создании предметного мира человек многое заимствовал из природных конструкций, но очень многое ещё осталось им не раскрытым;
– что при изготовлении бытовых вещей на основе природных форм эти формы должны быть переработаны и изменены в соответствии с новой функцией – иначе впечатление от вещи будет нехудожественным и неприятным;
– что вещи, окружающие человека, обладают определённым «характером» и «настроением», которое выражается в их форме и отделке;
– что выбор вещей определяется стилем (каждая вещь должна соответствовать общей обстановке);
– что с помощью циркуля можно выполнить точные построения геометрических форм;
– что такое силуэтное изображение; что такое эстамп;
иметь представление:
– о бионике как науке, использующей для решения технико- технологических задач «конструктивные изобретения» природы;
– о значении изучения природных форм и конструкций для конструирования человеком рукотворного мира;
– о том, что для каждой вещи, создаваемой и используемой человеком, существует одно общее требование: она должна быть одновременно удобной в использовании и выразительной внешне (т. е. соответствовать формуле «красота + польза»);
– о том, что вычурность в конструкции и отделке вещи сужает область её применения; универсальные вещи отличаются строгостью и простотой;
– о приёмах стилизации природных форм в вещах;
уметь:
– выполнять построение и разметку фигур с помощью циркуля;
– выполнять построение прямоугольника с помощью угольника и линейки;
– оценивать целесообразность конструкции и внешнего вида изделия с точки зрения его утилитарной функции;
– выполнять швы «назад иголку», стебельчатый, тамбурный и использовать их при изготовлении изделий;
– изготавливать изделия из бисера по простым схемам; сознательно вносить изменения в схемы в соответствии с поставленными задачами конструктивного и декоративного плана;
– придумывать и изготавливать несложные комплекты изделий по принципу стилевой гармонии;
– изготавливать изделия из различных пластических материалов;
– использовать комбинированные техники в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.
Критерии оценок по технологии.
к Примерные нормы оценок знаний и умений обучающихся по устному опросу
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
- полностью освоил учебный материал;
- умеет изложить его своими словами;
- самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
- в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
- подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
- не усвоил существенную часть учебного материала;
- допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
- затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
- слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Оценка «2» ставится, если обучающийся:
- почти не усвоил учебный материал;
- не может изложить его своими словами;
- не может подтвердить ответ конкретными примерами;
- не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Графические задания и лабораторно-практические работы
Отметка «5» ставится, если обучающийся:
- творчески планирует выполнение работы;
- самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
- правильно и аккуратно выполняет задание;
- умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.
Отметка «4» ставится, если обучающийся:
- правильно планирует выполнение работы;
- самостоятельно использует знания программного материала;
- в основном правильно и аккуратно выполняет задание;
- умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.
Отметка «3» ставится, если обучающийся:
- допускает ошибки при планировании выполнения работы;
- не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;
- допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание;
- затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.
Отметка «2» ставится, если обучающийся:
- не может правильно спланировать выполнение работы;
- не может использовать знания программного материала;
- допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание;
- не может самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.
Практические работы (контрольные работы).
«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;
«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;
«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;
«2» – ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.
Тестовые задания
«5» - получают обучающиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;
«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;
«3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов.
Критерии оценки проекта:
- Оригинальность темы и идеи проекта.
- Конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия; прочность, надежность; удобство использования).
- Технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применения и сочетание материалов; соблюдение правил техники безопасности).
- Эстетические критерии (композиционная завершенность; дизайн изделия; использование традиций народной культуры).
- Экономические критерии (потребность в изделии; экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового производства).
- Экологические критерии (наличие ущерба окружающей среде при производстве изделия; возможность использования вторичного сырья, отходов производства; экологическая безопасность).
- Информационные критерии (стандартность проектной документации; использование дополнительной информации).
К
Список литературы:
- Программы общеобразовательных учреждений: Образовательная область «Технология»: Художественно – конструкторская деятельность: 1 – 4 классы: Программа и тематическое планирование. \ Н.М.Конышева.- Смоленск: Ассоциация XXIвек, 2009 год.
- Технология: «Наш рукотворный мир»: учебник для 4класса общеобразовательных учреждений \ Н.М.Конышева.- Смоленск: Ассоциация XXIвек, 2009 год.
- Технология: рабочая тетрадь к учебнику «Наш рукотворный мир»: для 4 класса общеобразовательных учреждений в 2ч.\ Н.М.Конышева.- Смоленск: Ассоциация XXIвек, 2012 год.
- Технология: методические рекомендации к учебнику «Наш рукотворный мир»: для 4 класса общеобразовательных учреждений \ Н.М.Конышева.- Смоленск: Ассоциация XXIвек, 2009 год.
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование по технологии в 4классе
(68 часов из расчета 2 часа в неделю)
№ | Название раздела | Тема урока | Изделие и материал для урока | Кол- во часов | Стр. в учебнике | Стр. в тетради | Дата проведения | |
план | факт | |||||||
1 четверть (18 часов) | ||||||||
Из глубины веков – до наших дней | 18ч | 1 часть | ||||||
1 | 1 | Вводный урок. Тема года. Из глубины веков до наших дней. | Анализ материалов учебника. | С.4-5 | ||||
2 | 2 | Керамика в культуре народов мира. Лепка сосуда по традиционным канонам гончарного искусства. Техника безопасности. № 1 – организация рабочего места на уроке. | Сосуд из пластилина (глины). Приёмы росписи гуашевыми красками пластилиновой основы. | С.6-13 | ||||
3 | 3 | Керамика в культуре народов мира. Роспись сосуда. | С.14-16 | 4-5 | ||||
4 | 4 | Керамика в культуре народов мира. Роспись сосуда символическим орнаментом по традиционным канонам. | Сосуд с символическим орнаментом. | С.17-21 | ||||
5 | 5 | Архитектурная керамика. Изразец. Лепка. Техника безопасности. № 2 – работа с ножницами № 3 – работа с клеем
| Декоративные плитки. Приёмы изготовления фрагментов панно, налепливания слоя пластилина на картон, работа со стекой (рисунок на пластилине) Фрагменты панно из пластилина | С.22-30 | ||||
6 | 6 | Архитектурная керамика. Изразец. Лепка. | 6 | |||||
7 | 7 | Архитектурная керамика. Изразец. | Коллективное панно Приёмы росписи гуашевыми красками пластилиновой основы. Сборка панно, покрытие клеем ПВА. | С.22-30 | 7 | |||
8 | 8 | Архитектурная керамика. Изразец. | 8-9 | |||||
9 | 9 | Плетение из полос бересты, щепы, лыка или бумаги. | Плетёная коробочка, корзинка. Приём прямого плетения из полос бумаги. Чтение схемы. | С.32-39 | 10-11 | |||
10 | 10 | Плетение из полос бересты, щепы, лыка или бумаги. | 12 | |||||
11 | 11 | Творческая работа «Плетеные сердечки" | 13 | |||||
12 | 12 | «Плетеные сердечки" | ||||||
13 | 13 | Украшения в культуре народов мира. Техника низания бисера. | Ожерелья, браслеты из бисера. Цепочка с узором «колечки» Цепочка с узором «крестик» | С.40-44 | ||||
14 | 14 | Изготовление украшений на основе традиционных канонов ритма и симметрии. | С.46 | 14-15 | ||||
15 | 15 | Украшения в культуре народов мира. Изготовление украшений на основе традиционных канонов ритма и симметрии. | С.47 | 16-17 | ||||
16 | 16 | Творческая работа « Изделия из бисера» | С.48 | |||||
17 | 17 | « Изделия из бисера» | ||||||
18 | 18 | Итоговый урок по разделу «Из глубины веков – до наших дней» | ||||||
2 четверть (14 часов) | ||||||||
Творчество, труд, мастерство | 14ч | |||||||
1 | 19 | Бумагопластика. Изготовление форм приемом гофрирования. Техника безопасности. № 4 – работа с иглой.
| Гофрированная подвеска. | С.50-55 | 18-19 | |||
2 | 20 | Самостоятельное изготовление форм приемом гофрирования. | С.56 | 20-21 | ||||
3 | 21 | Бумагопластика. Раскладные картинки без каркаса.. | Раскладная открытка. | С.57-61 | 22-23 | |||
4 | 22 | Бумагопластика. Раскладные картинки на каркасе. | 24-26 | |||||
5 | 23 | Творческая работа «Конструкция открытки со своим сюжетом» | С.63 | 26-28 | ||||
6 | 24 | Практическая работа. Построение развёртки упаковки с помощью циркуля. Техника безопасности. № 7 – работа с циркулем. | Упаковка-ёлочка. | С .64-69 | 29 | |||
7 | 25 | Традиции новогодних праздников и карнавалов. Карнавальные шапочки (оригами). | Шапочка – треуголка (пилотка) | С.70-73 | ||||
8 | 26 | Традиции новогодних праздников и карнавалов. Карнавальные шапочки (оригами). | Карнавальная корона (шляпа). | 30-31 | ||||
9 | 27 | Традиции новогодних праздников и карнавалов. Карнавальные шапочки (оригами). | Карнавальные маски. | С.74-77 | 32-33 | |||
10 | 28 | Традиционные народные праздники. Святочные пряники по традиционным канонам (лепка из соленого теста). | Традиционные святочные пряники. | С.78-81 | 34-35 | |||
11 | 29 | Традиционные святочные пряники (роспись) | ||||||
12 | 30 | Барельеф в декоративном изделии. Конструирование и лепка декоративной рамки для фото (лепка) | Декоративная рамка для фото. | С.82-87 | 36 | |||
13 | 31 | Барельеф в декоративном изделии (роспись); завершение работы. | Декоративная рамка для фото. | |||||
14 | 32 | Итоговый урок по разделу « Творчество, труд, мастерство» | ||||||
3 четверть (20 часов) | ||||||||
Мастера и подмастерья | 20ч | 2 часть | ||||||
1 | 33 | Простейшие приемы вязания крючком. | Цепочки | С.88-90 | ||||
2 | 34 | Простейшие приемы вязания крючком. | С.91-92 | |||||
3 | 35 | Украшения изделий вязаной цепочкой | 4-8 | |||||
4 | 36 | Панно из цепочек (или коллаж) | 9-11 | |||||
5 | 37 | Простейшие приемы вязания крючком. | Простой цветок. | С.93 | ||||
6 | 38 | Вязание крючком полотна. | Кошелек или сумочка | С.94- | ||||
7 | 39 | Вязание крючком полотна. | Мартинички с сердечками. | С.95-96 | 12 | |||
8 | 40 | Петельный шов: приемы выполнения. | Декоративные кармашки. | С.97-102 | 13 | |||
9 | 41 | Петельный шов и его использование в отделке изделий (продолжение работы). | Декоративные кармашки. | |||||
10 | 42 | Творческая работа «Декоративные кармашки». | ||||||
11 | 43 | Окантовка картона (разметка и заготовка деталей). | Обложка для проездного билета. | С.103-107 | 14 | |||
12 | 44 | Окантовка картона (оформление рабо-ты). | Обложка для проездного билета. | |||||
13 | 45 | Новые стежки и швы. | Закладка из ткани с вышивкой. | |||||
14 | 46 | Жёсткий переплёт. (разметка и заготовка деталей). Техника безопасности. № 6 – работа с шилом | Ремонт книги. | С.108-111 | ||||
15 | 47 | Жёсткий переплёт. (сборка деталей). | С.112-113 | |||||
16 | 48 | Жёсткий переплёт (оформление). | С.115 | |||||
17 | 49 | Творческая работа «Записная книжка – малышка» (разметка и заготовка деталей). | С.115 | 15 | ||||
18 | 50 | Записная книжка – малышка» (оформление). | ||||||
19 | 51 | Экскурсия в библиотеку. Практическая работа по ремонту книг. | ||||||
20 | 52 | Итоговый урок по разделу «Мастера и подмастерья» | ||||||
4 четверть (16часов) | ||||||||
В каждом деле – свои секреты | 16ч | |||||||
1 | 53 | Соломенных дел мастера. Приемы и технологии аппликации из соломки. | Аппликации из соломки | С.116-122 | 16-17 | |||
2 | 54 | Соломенных дел мастера. Приемы и технологии аппликации из соломки. | Аппликации из соломки | С.116-122 | ||||
3 | 55 | Соломенных дел мастера. Приемы и технологии аппликации из соломки. | Изделие из соломки -звездочка | С.123-124 | 18-21 | |||
4 | 56 | Соломенных дел мастера. Традиционные приемы в изготовлении объемных изделий. | Игрушки из волокнистых материалов по народным образцам. | С.125-130 | ||||
5 | 57 | Соломенных дел мастера. Традиционные приемы в изготовлении объемных изделий. | С.131-136 | |||||
6 | 58 | Коллективная работа « Мы делаем игрушки из ниток (соломки)» | ||||||
7 | 59 | Дарим людям своё мастерство. «Бархатный» шов в изделиях по народным мотивам. | Закладка из ткани с вышивкой в подарок будущим первоклассникам. | |||||
8 | 60 | Металл в руках мастера. Тиснение по фольге: перевод рисунка. Техника безопасности. № 5 – работа с ножом | Декоративная пластина. | С.137-144 | 22-24 | |||
9 | 61 | Металл в руках мастера. Тиснение по фольге: перевод рисунка. | С.137-144 | 22-24 | ||||
10 | 62 | Бумагопластика. Новые приёмы оригами. | Вертушка (хлопушка). | С.145-146 | 25-27 | |||
11 | 63 | Бумагопластика. Новые приёмы оригами. | Прыгающая лягушка. | 30-31 | ||||
12 | 64 | Бумагопластика. Новые приёмы оригами. | Кусудама-цветок. | 147-151 | 32-33 | |||
13 | 65 | Коллективный проект «Город, в котором удобно и приятно жить» | С.155-160 | |||||
14 | 66 | Коллективный проект «Город, в котором удобно и приятно жить» | ||||||
15 | 67 | Защита проекта. | ||||||
16 | 68 | Практика работы на компьютере. Итоговый урок по разделу «В каждом деле свои секреты» |
Техника безопасности.
№ 1 – организация рабочего места на уроке.
№ 2 – работа с ножницами
№ 3 – работа с клеем
№ 4 – работа с иглой.
№ 5 – работа с ножом
№ 6 – работа с шилом
№7 – работа с циркулем
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии 2 класс по программе "Начальная школа 21 века" автор В.О.Усачёва
Рабочая программа по технологии 2 класс по программе "Начальная школа 21 века" автор В.О.Усачёва...
Рабочая программа по технологии 2 класс Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. – М.:...
Рабочая программа по технологии 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой
Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...
Рабочая программа по технологии 2 класс по программе Цирулика
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями, прилагается календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по технологии 3 класс Школа России, составлена на основе авторской программы Н.И. Роговцевой, С.В. Анащенковой
рабочая программа соответствует требованиям ФГОС...
Рабочая программа по технологии 2 класс (по учебнику Цирулик Н.А. "Технология. Уроки творчества")
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по технологии 2 класс (по учебнику Цирулик Н.А. "Технология. Уроки творчества")...
Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...