Рабочая программа по технологии для 1 класса
рабочая программа по технологии (1 класс) по теме
рабочая программа по технологии для 1 класса (Начальная школа XXI века)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya.docx | 33.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 362
Московского района Санкт-Петербурга
«Принято» | «Согласовано» | «Утверждаю» |
Педагогический совет ГБОУ школы № 362 Протокол № ____ От__ ________2013г. | Заместитель директора по УВР ГБОУ школы № 362 ____________________ _____________ ______ ____ ___________2013 г. | Директор ГБОУ школы № 362 _________________ Серова Т.Н. «____»___________2013 г. Приказ № __ от ___ _____2013г. |
Рабочая программа по технологии
для 1 б класса
Срок реализации программы: 2013 – 2014 учебный год.
Автор - разработчик Кирилина О.Н.
Санкт-Петербург
2013
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета « Технология» для 1 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения; на основе авторской программы Е.А. Лутцевой «Технология» (УМК «Начальная школа XXIвека»), приведённой в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2012 г.)
Цель курса:
Заложить основы технологического образования, позволяющие, во-первых, дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях пауки и техники; во-вторых, создать условия для самовыражения каждого ребёнка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий.
Задачи курса:
- Развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности).
- Формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов.
- Воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию – результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.
- Овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями.
- Расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся, их представлений о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.
Общая характеристика курса
Курс «Технология» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Эти общие понятия отражаются в отдельных видах деятельности с присущими им спецификой, особенностями.
Содержание курса рассматривается как средство развития социально значимых личностных качеств каждого ребенка, формирования элементарных технико-технологических умений, основ проектной деятельности. Сквозная идея содержания – внутреннее стремление человека к познанию мира, удовлетворению своих жизненных и эстетических потребностей.
Содержание курса отобрано и целенаправленно структурировано в двух основных разделах: «Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры» и «Из истории технологии».
Курс реализует следующие типы уроков и их сочетания: информационно-теоретический, раскрывающий основы технико-технологических знаний и широкую технико-технологическую картину мира: урок-экскурсия; урок-практикум; урок-исследование. Деятельность учащихся первоначально носит индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – творческих проектов. Проектная деятельность направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности.
В первом классе основное внимание уделяется освоению базовых предметных техникотехнологических знаний и умений, а также воспитанию личностных качеств. В содержание включаются задания на развитие основ творческой деятельности. Учтены требования адаптационного периода: освоение материала курса в течение первых недель обучения осуществляется в процессе экскурсий, прогулок, игр на воздухе.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:
- Качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом.
- Степень самостоятельности.
- Уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Технология» в первом классе начальной школы отводится 1ч в неделю, 33ч в год (33 учебные недели).
Планируемые результаты изучения курса
Личностными результатами изучения технологии является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность. трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).
Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата).
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:
Иметь представление:
1) О роли и месте человека в окружающем ребенка мире;
2) О созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
3) О человеческой деятельности утилитарного и эстетического характера;
4) О некоторых профессиях; о силах природы, их пользе и опасности для человека;
5) О том, когда деятельность человека сберегает природу, а когда наносит ей вред;
Знать:
1) Что такое деталь (составная часть изделия);
2) Что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;
3) Какое соединение деталей называют неподвижным;
4) Виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия – на уровне общего представления;
5) Последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
6) Способы разметки: сгибанием, по шаблону;
7) Способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
8) Виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и ее варианты;
9) Названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила работы с ними;
Уметь:
1) Наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
2) Различать материалы и инструменты по их назначению;
3) Различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
4) Качественно выполнять изученные операции и приемы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея; эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и ее вариантами;
5) Использовать для сушки плоских изделий пресс;
6) Безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
7) Выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
8) Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых заданий;
9) Прогнозировать получение практических результатов;
Под контролем учителя:
1) Организовывать рационально рабочее место в соответствии с используемым материалом;
2) Осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли;
При помощи учителя:
1) Проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать и оценивать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаблон, образец, рисунок и сравнивая с ним готовое изделие.
2) При поддержке учителя и одноклассников самостоятельно справляться с доступными практическими заданиями.
3) Примерное планирование освоения основных технологических знаний и умений по классам
Содержание программы
.
- Основы техника-технологических знаний и умений, технологической культуры
Освоение элементарных знаний и умений по технологии обработки материалов (технологические операции и приёмы разметки, разделения заготовки на части, формообразования, сборки, отделки), использованию техники в жизнедеятельности человека и т. п. Получение представления об информации и информационных технологиях, энергии и способах её получения и использовании, об организации труда, мире профессий и т. п.
- Из истории технологии
Содержание линии раскрывает учащимся на уровне общих представлений закономерности зарождения ремёсел (разделение труда), создания механизмов, использующих силу природных стихий (повышение производительности труда), изобретения парового двигателя и связанного с этим начала технической революции. Даётся также представление о некоторых великих изобретениях человечества, породивших науки или способствовавших их развитию, о современном техническом прогрессе, его положительном и негативном влиянии на окружающую среду. При этом центром внимания является человек, в первую очередь как человек-созидатель — думающий, творящий, стремящийся удовлетворить свои материальные и духовно-эстетические потребности и при этом рождающий красоту.
Особенности представления материала:
исторические события, явления, объекты изучаются в их связи с реальной окружающей детей средой;
преобразующая деятельность человека рассматривается в единстве и взаимосвязи с миром природы: раскрывается их взаимовлияние, как положительное, так и отрицательное, в том числе обсуждаются проблемы экологии;
показано, что технологии практических работ из века в век остаются почти неизменными, особенно ручных, ремесленнических (раз- метка, вырезание, соединение деталей, отделка изделия);
осуществляется знакомство с основными движущими силами прогресса, в том числе рассматриваются причины и закономерности разделения труда, необходимость повышения производительности труда, этапы развития техники в помощь человеку и т. д.;
подчёркивается, что творческая деятельность — естественная, сущностная потребность человека в познании мира и самореализации — проявляется, в частности, в изобретательстве, стимулирующем развитие производства или наук (физики, химии, астрономии, биологии, медицины).
Обе линии взаимосвязаны, что позволяет существенно расширить образовательные возможности предмета, приблизить его к окружающему миру ребёнка в той его части, где человек взаимодействует с техникой, предметами быта, материальными продуктами духовной культуры, и представить освоение этого мира как непрерывный процесс в его историческом развитии.
В программе эти содержательные линии представлены четырьмя разделами:
- Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
- Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
- Конструирование и моделирование.
- Использование информационных технологий
Тематическое планирование курса
№ п/п | Наиме-нование разделаде- ла про- граммы | Тема урока | Характеристика деятельности обучающихся (УДД) | Стр. учеб-ника | Доп. мате-риал | Вид конт-роля |
1 | Что нас окружает? | Что такое мастерство и кто такой мастер? | Наблюдать связи человека с природой и природным миром; предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края.
| |||
2 | Мир природы. Сбор и сушка природного материала. | Теку-щий | ||||
3 | Мир рукотворный. Изделия мастеров. | |||||
4 | Окружающий мир надо беречь. Аппликация «Орнамент из природного материала». | Прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы. Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда. Работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли. | ||||
5 | Кто где живёт? | Кто какой построил дом, чтобы поселиться в нём? Аппликация «Звери осенью». | ||||
6 | Помогаем дома. Лепка одного из окружающих предметов. | |||||
7 | Подари сказку «Колобок» | Теку-щий | ||||
8 | Готовим праздник. Художественное моделирование «Осенний букет». | Конструировать объекты с учетом технических и декоративно-художественных условий: определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты. Читать простейшую техническую документацию и выполнять по ней работу. | ||||
9 | Пластилин-волшебник. Лепка вазы. | |||||
10 | Азбука мастерства | Свойства разных материалов. | Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) доступные материалы: их виды, физические свойства (цвет, фактуру, форму), технологические свойства – способы обработки материалов (разметка, выделение деталей, сборка, отделка). Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки. | Теку-щий | ||
11 | Как устроены разные изделия? Изделие и его детали. Лепка «Пряник» | Теку-щий | ||||
12 | Как соединить детали? Лепка на картоне «Медвежонок». | Теку-щий | ||||
13 | Порядок изготовления изделий. Пластилин- волшебник. Лепка из пластилина с использованием природных материалов «Лесовичок». | Теку-щий | ||||
14 | Что можно изготовить из бумаги, а что из ткани? Подставка для кисточки. | Сравнивать приемы работы приспособлениями (шаблон, трафарет) и инструментами. Анализировать и читать графические изображения (рисунки, схемы). | Теку-щий | |||
15-16 | Работаем с бума-гой и карто-ном | Что можно сделать из бумаги. Обрывная аппликация «Лес». | ||||
17-18 | Учимся наклеивать детали Обрывная аппликация «Звери». | |||||
19 | Помощники масте-ра | Зачем человеку нужны помощники? Твой главный помощник. Аппликация – мозаика из резаных кусочков бумаги. | Наблюдать связи человека с природой. Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда. Прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий. Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии. | |||
20 | Фантазия из бумаги. Работа с разными материалами. Аппликация «Жар-птица». | |||||
21 | Снача-ла рисуем | Какие бывают линии. Рисунки-узоры из пряжи. | Исполнять разные социальные роли: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. | |||
22 | Работа с разными материалами. Рисунок из ниток и пряжи «Лебедь». | Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда. | ||||
23-24 | Много и ровно | Шаблон. Аппликация из кругов. Коллективная работа «Гусеница». | ||||
25 | Шаблон. Размечаем прямоугольники. Мозаика. | Исследовать конструктивные особенности используемых инструментов. Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания и умения. | ||||
26 | Размечаем треугольники Геометрическая мозаика. | Сравнивать приемы работы приспособлениями (шаблон, трафарет) и инструментами. Анализировать и читать графические изображения (рисунки, схемы). | Самостоятель-ная работа | |||
27 - 28 | Научись несложным приёмам сгибания. Оригами. | Анализировать и читать графические изображения (рисунки, схемы). Сравнивать приемы работы приспособлениями (шаблон, трафарет) и инструментами. Анализировать и читать графические изображения (рисунки, схемы). Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых заданий. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. | ||||
29- 30 | Работаем с тканью | Свойства ткани. Иглы и булавки. Игольница. | Теку-щий | |||
31 | Прямая строчка и её дочка. Закладка из ткани. | Исследовать конструктивные особенности используемых инструментов. Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания и умения. Анализировать и читать графические изображения (рисунки, схемы). Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых заданий. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. Конструировать объекты с учетом технических и декоративно-художественных условий: определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты. Читать простейшую техническую документацию и выполнять по ней работу. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ. | ||||
32 | Учимся красиво вышивать. Бант-заколка. | |||||
33 | «Книжкина больница» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии 2 класс по программе "Начальная школа 21 века" автор В.О.Усачёва
Рабочая программа по технологии 2 класс по программе "Начальная школа 21 века" автор В.О.Усачёва...
Рабочая программа по технологии 2 класс Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. – М.:...
Рабочая программа по технологии 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой
Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...
Рабочая программа по технологии 2 класс по программе Цирулика
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями, прилагается календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по технологии 3 класс Школа России, составлена на основе авторской программы Н.И. Роговцевой, С.В. Анащенковой
рабочая программа соответствует требованиям ФГОС...
Рабочая программа по технологии 2 класс (по учебнику Цирулик Н.А. "Технология. Уроки творчества")
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по технологии 2 класс (по учебнику Цирулик Н.А. "Технология. Уроки творчества")...
Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...