Тема: «Елецкое кружево. Плетение основного элемента «сетка» (образец)».
план-конспект занятия по технологии по теме

 

Цель занятия:

  1. Расширение и углубление знаний, умений и навыков в области плетения кружев на коклюшках и развитие бережного отношения к истории.
  2. Знакомство с Елецким кружевом, история возникновения данного кружева. Особенности Елецкого кружева.

Задачи:

  1. Повторение пройденной темы.
  2. Познакомить с Елецким кружевом.
  3. Обучить плести основной элемент «сетку» (на образце).
  4. Отрабатывать натяжение в процессе плетения (в изделии).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1110otkrytyy_urok.docx40.17 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

Дата: 5 октября 2013г.

Объединение: «Плетея» кружевоплетение на коклюшках.

ПДО: Ходова Ольга Анатольевна.

Тема: «Елецкое кружево. Плетение основного элемента «сетка» (образец)».

Цель занятия: 

  1. Расширение и углубление знаний, умений и навыков в области плетения кружев на коклюшках и развитие бережного отношения к истории.
  2. Знакомство с Елецким кружевом, история возникновения данного кружева. Особенности Елецкого кружева.

Задачи: 

  1. Повторение пройденной темы.
  2. Познакомить с Елецким кружевом.
  3. Обучить плести основной элемент «сетку» (на образце).
  4. Отрабатывать натяжение в процессе плетения (в изделии).

Оборудование, инструменты и материалы: валик, подставка, коклюшки, ножницы, булавки, нитки, сколок.

Раздаточный материал: инструкционные карты, схемы плетения.

Демонстрационный материал: фотографии, готовые изделия и журналы.

ТСО: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, видеоролик.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

1. Организационная работа.

2. Повторение темы «Основные приёмы и элементы кружева».

3. Ознакомление с Елецким кружевом.

4. Плетение на образце: сетка.

5. Подведение итогов.

1. Организационная работа: подготавливаем рабочее место к работе. У каждого на столе лежит диск, с помощью которого покажите, с каким настроением вы пришли на урок. Если у вас хорошее настроение, то - зелёный, тревожное - синий, агрессивное – красный, плохое – чёрный.

2. Повторение темы «Основные приёмы и элементы кружева»:

Мы изучили тему «Основные приёмы и элементы кружева» и знаем, что в кружеве используется два приёма.

Вопрос: «Как они называются?»

Ответ: «Перевить, сплести».

Существует четыре основных элемента кружева. Перечислите мне их?

Ответ: «Плетешок, полотнянка, насновка, сетка».

Назовите разновидности полотнянок?

Ответ: «Простая, в перевив крайних пар и перевив всех пар».

Так же мы знаем, что полотнянку можно плести со сканью.

Вопрос: «Что такое скань?»

Ответ: «Виток из ниток другой толщины или другой фактуры, чем нитки кружева.

Какие виды скани бывают?

Ответ: «Скань бывает «верёвочка» и «косичка».

Я вам покажу две работы, а вы мне скажите, какой полотнянкой работа сплетена и с какой сканью?

Ответ: «Салфетка - полотнянка в перевив всех пар со сканью «верёвочка», подстаканник - полотнянкой в перевив крайних пар со сканью «косичка».

3. Ознакомление с Елецким кружевом:

А теперь послушайте историю Елецкого кружева. В городе Ельце Орловской губернии в среде государственных крестьян к середине 19 века сложился кружевной промысел.

Основой этому послужило занятие населения изготовлением гаруса для государственных нужд. Гарус – это шнур, который плелся на больших коклюшках из шерстяных ниток для отделки солдатских мундиров. Солдатская форма изменилась. Спрос на гарус упал. Навыки плетения на коклюшках остались. Это стало благоприятным условием для развития кружевного промысла.

Сначала кружево плели городские мастерицы. Вскоре кружевоплетение распространилось на 30 км вокруг города и продолжало расти территориально дальше. В близлежащих к городу слободах оно стало основным занятием населения. К 1915 году в городе Ельце и его окрестностях насчитывалось более 24 тысяч кружевниц.

Елецкие мастерицы плели кружево в многопарной технике с использованием оригинальных элементов: птиц, оленей, растительных мотивов своеобразной формы. Для изображения фигур использовали полотнянку, сетку. Использование сетки для выполнения фигур стало отличительной особенностью елецкого кружева. Кружево плели на продажу, на заказ. Скупщики кружева завозили сюда новые рисунки. Опытные мастерицы быстро их осваивали. Так в конце 19 века сюда были завезены рисунки сцепного кружева.

Трудоёмкое многопарное подлинно елецкое кружево, для плетения которого иногда требовалось более сотни коклюшек, уступило свои позиции. Елецкие кружевницы приняли более простую парную технику плетения кружев. Осваивая новую технологию, народные мастера создали особый тип узоров елецкого сцепного кружева. Характерной особенностью этого кружева стали неопределенные разводы узкой плотнянки на фоне непрерывно пересекающихся петель.

Бережно передавая из поколения в поколение, народные мастера сумели донести до наших дней собственный стиль и приёмы выполнения елецкого кружева. Оно тоньше и легче вологодского. Узенькая полотнянка часто переходит в сетку, что дает эффект различной плотности узора. Елецкие кружева более разнообразны по композиции (видео №1).

Хочу продемонстрировать изделия, выполненные в такой технике шляпа, галстук, салфетка и воротник, так же даю журналы с образцами изделий Елецкого кружева. В настоящее время елецкие кружевницы плетут не только традиционные скатерти, салфетки, воротники, но и детскую и взрослую одежду (платья, летние пальто, блузки и топы, болеро), постельное белье, оплетают детские игрушки. Все это мы сейчас увидим на видеоролике (видео 2).

4. Плетение на образце: сетка.

Перед тем как начать работу, давайте вспомним правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами.

Какими инструментами мы пользуемся?

Ответ: ножницы, булавки, крючки.

Кто скажет правила пользования этими инструментами

Ответ: обучающиеся рассказывают правила техники безопасности.

Сейчас я каждому раздам сколок сетки, который вы навесите на валик и заранее подготовленные вами намотанные коклюшки. Сетку плетут по тому же сколку, что и полотнянку, но есть одна отличительная черта: в сетке нити всех пар, перевивают по диагонали. Поэтому ходовая пара, только одна нить. Все долевые проплетаются в полузаплёт (ПС). Заплёт булавки: полный заплёт (ПСПС). Инструкционная карта № 1.

В группе есть учащиеся, которые занимаются 5-й год, поэтому у них задание - плетение изделия в технике Елецкого кружева. Это Епихина Анастасия (галстук). В изделии осваивают сетку, натяжение и основные приёмы и элементы.

При выполнении образца предлагаю провести игру-соревнование «Кто больше сплетет», а итоги подведем в конце занятия.

Заканчиваем образец плетешками.

Подведение итогов: Отложили работу и подводим итог соревнования. Молодцы!!! Все справились с поставленной задачей. Занятие достигло цели: мы освоили основной элемент «сетка».

В заключении я хотела бы узнать, какое у вас сейчас настроение, и как оно изменилось в процессе занятия. С помощью диска покажите, как вы поняли эту тему? Если вам было всё понятно - то красный, если были не большие затруднения – зелёный, ничего не поняли – чёрный.

Всем спасибо за работу. Молодцы, продуктивно поработали. Все свободны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме "Квиллинг. Основные элементы"

Конспект занятия разработан по авторской дополнительной образовательной программе "Мозаика" для группы 3-го года обучения. Предназначен для введения в тему "Квиллинг" рздела "Бумагопластика"....

Библиотечный урок во 2 классе "Основные элементы книги".

Это первый из библиотечных уроков во 2 классе.  Ведя проблемный диалог с учителем и выполняя задания домового Афанасия  дети знакомятся с основными элементами книги. Форма работы групповая. ...

Тема:" Русское кружево". Техника нетрадиционного рисования солью.

Данная разработка внеклассного занятия предназначена для учащихся 1 класса....

Тема: «Вологодское кружево»

тема: "Вологодское кружево"...

Конспект занятия по развитию речи. «Композиция текста. Основные элементы композиции».

Тема: Композиция текста. Основные элементы композиции.Цель: Формирование представления о композиции художественного произведения, об основных элементах композиции.Задачи: Формировать умение определять...

Внеурочное занятие по курсу "Декоративно-прикладное искусство". Тема: "Деревянное кружево"

Конспект занятия по ДПИ. Во время занятия учащиеся выполняют аппликацию по мотивам аргуновской резьбы по дереву (на макет домика приклеивают наличники), работая в группах....