Тема: «Вологодское кружево»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Куликова Мария Николаевна

тема: "Вологодское кружево"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_kruzheva.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Вологодское кружево»

Задачи:

  1. Продолжать знакомить с народным промыслом - русским кружевом.

Закреплять знания о вологодском кружеве; умение рассматривать кружева, рассказывать о них.

Учить новой технике - рисованию манной крупой, учить составлять узор на круглой форме (пластинках).

  1.  Развивать творческую фантазию, самостоятельности в составлении композиции из знакомых элементов.
  2. Воспитывать чувство гордости за Россию, которая славится старинными промыслами и обычаями. Учить получать радость от проделанной работы.

Материал.

Выставка кружевных изделий. Телевизор и проектор, клеенки, фартуки, пластинки, клей ПВА.

Ход занятия

Дети входят в зал, встают вокруг выставки кружев.

:

Что я вижу! Что за диво!

Сколько кружева вокруг!

Правда, дети, здесь красиво?

Аж захватывает дух!

Посмотрите! Эти вещи

Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней русской красоты.

Чтоб ввести нас в мир России,

В мир преданий и добра,

Чтоб сказать: есть в стране

Чудо — люди-мастера!

Дети рассматривают выставку.

Учитель. Посмотрите, какие красивые изделия. Они связаны из ниток. Вещи связаны из ниток крючком. Крючком можно связать салфетки, платки, шапочки, шляпки, жилеты, кофточки, платья, покрывала и т.д. Мастериц, которые плетут кружева, называют кружевницами. Как называют мастериц? (ответы детей) Молодцы, дети.

Учитель. А старинный город Вологда всегда славился своими кружевами. Какой город славится кружевами? (ответы детей)

Учитель. Да, именно в этом городе мастерицы плетут кружева, вот только не крючком, а на палочках-коклюшках. (Стук в дверь)

Учитель. Посмотрите, к нам пришла посылка из Вологды. (Открывает, достает диск для просмотра.) Давайте посмотрим, что нам прислали! (Просмотр видеосюжета о вологодских кружевницах.) Смотрите, здесь еще... письмо. (Читает.)

«Здравствуйте, ребята! Обращаемся к вам с большой просьбой: мы готовим изделия на ярмарку. Ярмарка скоро, а работы еще много. Не поможете ли нам? Вместе дело спорится, а врозь хоть брось.

Кружевницы».

Поможем кружевницам-мастерицам?

Дети. Да! Конечно!

Учитель. Молодцы! Но перед этим давайте поиграем.

Хоровод «Матрешки»

Учитель. Отдохнули? А теперь надо поработать. Вы сейчас превратитесь в мастеров. Посмотрите, для каждого мастера приготовлено рабочее место со всем необходимым, проходите и садитесь.

Учитель. Как же нам быть? Коклюшек у нас нет, да и крючком вы вязать пока не научились. Я предлагаю вам сплести кружева весьма необычным способом - с помощью манной крупы. Посмотрите, на ваших столах лежат салфетки. Их мы и будем украшать. (Учитель показывает два-три образца, дети рассматривают элементы, их расположение.) Какие элементы вы узнали на салфетках?

Дети. Зигзаг, волнистые линии, точки, петельки.

Учитель. Правильно. Молодцы. А рисовать вы будете клеем. С его помощью  нужно наносить красивый узор на свои салфетки. Узор должен быть симметричный, линии - тонкие. Поэтому сильно нажимать на клей не нужно. Вот так (показать). Затем вы посыпаете свой рисунок манной крупой. Нужно засыпать так, чтобы все линии были покрыты манкой (показать). После этого лишнюю крупу стряхиваете на лист бумаги.

С чего нужно начинать работу? Правильно, нарисовать узор клеем. А что делать потом?

Дети. Засыпать манкой весь рисунок.

Учитель. Молодцы! Не забудьте, что лишнюю крупу необходимо ссыпать на чистый лист. Начинать работу лучше начать из центра. Все запомнили?

Прежде чем начнете рисовать, сядьте правильно: спины выпрямите, ноги поставьте вместе. Приступайте, пожалуйста, к работе; ваша задача - сплести свою неповторимую, оригинальную салфетку.

Самостоятельная работа детей

Играет музыка, учитель ведет индивидуальную работу.

Дети составляют узор и наносят его клеем ПВА на пластинку.

Учитель. Ой, мастера   вы мои молодые, помощники мои золотые, притомились, устали, зато какую работу проделали. Кружева получились аккуратные, красивые, разнообразные. Посмотрите, здесь и волнистые линии, и зигзаги, и точки, и кружочки. А кто хочет рассказать о работе своего товарища? (Анализ работы детьми)

Когда работы высохнут, мы сложим кружева в посылку и отправим вологодским кружевницам.

А сейчас наше занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ИЗО на нетбуках «Определяющая роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Вологодское кружево»

План - конспект регионального урока по ИЗО с использованием ИКТ (интерактивной доски и нетбуков по количеству учащихся)...

Тема: «Елецкое кружево. Плетение основного элемента «сетка» (образец)».

Цель занятия:Расширение и углубление знаний, умений и навыков в области плетения кружев на коклюшках и развитие бережного отношения к истории.Знакомство с Елецким кружевом, история возникновения...

Тема:" Русское кружево". Техника нетрадиционного рисования солью.

Данная разработка внеклассного занятия предназначена для учащихся 1 класса....

Рисование элементов Вологодского кружева.

В данном материале представлены презентация по истории возникновения Вологодских кружев, технология рисования элементов кружев и шаблоны для урока....

Технологическая карта по изобразительному искусству на тему: «Белоснежные узоры. Вологодские кружева» 1 класс

Цели деятельности учителя: ознакомление с белоснежными узорами вологодского кружева; с творчеством художников- графиков; расширение возможностей способов изображения белоснежных узоров вологодского кр...

"Вологодское кружево", 2 класс

Конспект и презентация урока по изобразительному искусству "Вологодское кружево", 2класс...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме "Белоснежные узоры. Вологодские кружева" - 1 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления с белоснежными узорами вологодского кружева; с творчеством художников- графиков; расширение возможностей сп...