Конспект занятия по развитию речи. «Композиция текста. Основные элементы композиции».
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) по теме
Тема: Композиция текста. Основные элементы композиции.
Цель: Формирование представления о композиции художественного произведения, об основных элементах композиции.
Задачи: Формировать умение определять основную мысль произведения, структуру, делить текст на части и озаглавливать их.
Развивать умения отвечать на вопросы, обобщать и делать выводы; умения использовать словарный запас и устойчивые выражения для достижения поставленной цели, внимание, память, логическое мышление.
Воспитывать настойчивость, упорство, дисциплинированность, интерес к предмету.
Оборудование: мультимедиапроектор, тетрадь Т.Н.Соколовой «Школа развития речи» 4 класс 2 часть, нетбуки.
УУД:
Личностные: проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Предметные: определяет основную мысль произведения, структуру, делит текст на части и озаглавливает их.
Регулятивные: определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства; умеет организовывать своё рабочее место и работу.
Коммуникативные: оформляет свою мысль в устной и письменной речи; обосновывает высказанное суждение; умеет задавать уточняющие вопросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koneva_s.s._doc.docx | 24.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза И. В. Королькова» |
Конспект занятия по внеурочной деятельности. Развитие речи для 4 класса «Композиция текста. Основные элементы композиции».
Конева Светлана Сергеевна учитель начальных классов МАОУ СОШ №1 имени Героя Советского Союза И.В.Королькова г.Салехард 2015 |
Тема: Композиция текста. Основные элементы композиции.
Цель: Формирование представления о композиции художественного произведения, об основных элементах композиции.
Задачи: Формировать умение определять основную мысль произведения, структуру, делить текст на части и озаглавливать их.
Развивать умения отвечать на вопросы, обобщать и делать выводы; умения использовать словарный запас и устойчивые выражения для достижения поставленной цели, внимание, память, логическое мышление.
Воспитывать настойчивость, упорство, дисциплинированность, интерес к предмету.
Оборудование: мультимедиапроектор, тетрадь Т.Н.Соколовой «Школа развития речи» 4 класс 2 часть, нетбуки.
УУД:
Личностные: проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Предметные: определяет основную мысль произведения, структуру, делит текст на части и озаглавливает их.
Регулятивные: определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства; умеет организовывать своё рабочее место и работу.
Коммуникативные: оформляет свою мысль в устной и письменной речи; обосновывает высказанное суждение; умеет задавать уточняющие вопросы.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
I. Организация внимания -Ребята, давайте улыбнёмся друг другу. Улыбка может улучшить всем настроение. А хорошее настроение, говорят, всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Постараемся проверить это замечательное правило на сегодняшнем занятии. II. Постановка учебной задачи, вызывающей проблемную ситуацию. - Занятие по развитию речи. Для чего нам нужны эти занятия? - Где мы можем познакомиться с темой занятия? - Прочитайте тему занятия 16. -Вы что-то можете сказать по данной теме? -Тогда давайте попробуем определить задачи нашего занятия. ??? – на доске записать те вопросы, на которые должны найти ответы. III. Актуализация ранее изученного. - Как вы думаете, что нам нужно вспомнить, чтобы перейти к изучению новой темы? Какие знания нам могут пригодиться? - Хорошо, давайте вспомним, что такое текст? - Я вам предлагаю перед изучением новой темы немного размяться. - Сформулируйте задание, которое можно выполнить с данными записями. Перст Божий На лоне природы Фунт лиха Как зеницу ока Сгореть дотла Быльём поросло - Давайте посмотрим, какое задание предлагается выполнить в учебнике. Работа в парах. Договоритесь в паре: какие слова будете объяснять. IV. Поиск решения проблемы - Чтобы попытаться найти ответы на поставленные вопросы, я вам предлагаю познакомиться с произведением Е. Чарушина «Томка». Е. Чарушин - это знакомый вам писатель, вы уже знаете некоторые его произведения. - Что вы можете о нём сказать? Знакомство с текстом. - Определите стиль текста. - Определите тип текста - Что ещё можно сказать про этот текст? - Определите жанр этого произведения. - Определите тему текста. - Определите основную мысль этого произведения. - Что отражено в заглавии: тема или основная мысль? - Что мы ещё можем сделать с текстом? - На сколько частей можно разделить текст? Познакомьтесь с новым научным словом на стр.3 КОМПОЗИЦИЯ художественного произведения – это его построение. Работа в группах. - Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Каждая группа получит карточку с названием элемента композиции, вы должны познакомиться с определением и в тексте найти ту часть, которая будет к нему относиться. КАРТОЧКИ
- Как вы думаете, какая группа будет отвечать первой? Рефлексия - Какие задачи стояли перед нами на уроке? - Как вы думаете, мы достигли своей цели? - Что такое композиция? Какие выделяют основные элементы композиции? - Где сможете применить полученные знания? Функция «Опрос» в программе Classroom_Management модель «1-1» Как бы вы оценили свою работу на уроке?
-Кого бы хотели похвалить за работу на уроке? - Какой можно сделать вывод? Какие возникли трудности? - Какую задачу поставим на ближайшие уроки развития речи? V. Домашнее задание с.3 №3 – придумать кульминацию и развязку сказки. | -Чтобы наша речь устная и письменная была грамотной, красивой, умели грамотно выражать свои мысли. - Прочитать название темы в учебнике. - Композиция текста. Основные элементы композиции. - Ничего сказать не можем, знаний недостаточно. - Узнать, что такое композиция. Познакомиться с элементами композиции. Находить в тексте элементы композиции. - В названии темы занятия есть слово «текст». Значит, будем работать с текстом. Надо вспомнить, что такое текст? Высказывания детей. - Сказать, как называются такие записи. (фразеологизмы – устойчивые выражения, делают нашу речь более выразительной, яркой). - Объяснить значение фразеологизмов. - Назвать устаревшие слова. - Объяснить значение устаревших слов в этих фразеологизмах. - Он любил природу, вот почему в его книгах так много рассказов о животных. Художник анималист. Иллюстрировал собственные книги и произведения других авторов. - Художественный - передача эмоций и мыслей от автора к читателю. - Повествование. - Написан в виде монолога, рассказ ведётся от первого лица. - Рассказ. - Выбор щенка. - Вот это охотник! От такого и дичь не спрячется! - Разделить его на части. 1.У замечательного пёсика есть щенки. 2. Какие разные щенки! 3. Проверка. 4. Выбрал помощника. . Дети работают в группах
- Мы думаем, что наша группа, потому что у нас завязка, а это описание того события, из-за которого происходит всё дальнейшее действие.
Каждая группа выступает.
Высказывания детей |
Чарушин Е. И.
Томка
У охотника я увидел песика. Он вот какой. Уши длинные, хвост короткий.
Охотник рассказал, какой песик понятливый, как на охоте помогает, и умный-то, и не грязнуля... От этого песика, говорит, есть щенки. Приходите поглядите. И мы с ним пошли.
Щенки небольшие -- только что научились ходить. "Который-то из них, -- думаю, -- мне будет помощник на охоте? Как узнать -- кто толковый, а кто не годится?"
Вот один щенок -- ест да спит. Из него лентяй получится.
Вот злой щенок -- сердитый. Рычит и со всеми лезет драться. И его не возьму -- не люблю злых.
А вот еще хуже -- он тоже лезет ко всем, только не дерется, а лижется. У такого и дичь-то могут отнять.
В это время у щенят чешутся зубы, и они любят что-нибудь погрызть. Один щенок грыз деревяшку. Я эту деревяшку отнял и спрятал от него. Почует он ее или не почует?
Щенок начал искать. Других щенят всех обнюхал -- не у них ли деревяшка. Нет, не нашел. Ленивый спит, злой рычит, незлой злого лижет -- уговаривает не сердиться. И вот он стал нюхать, нюхать и пошел к тому месту, куда я ее спрятал. Почуял.
Я обрадовался. "Ну, - думаю, - вот это охотник! От такого и дичь не спрячется".
Назвал его Томкой. И стал растить помощника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка занятия Образовательная программа «Ступени творчества» Раздел: Основные правила композиции. Тема: Цветоведение. Химия цвета, краски(пигмент).
Данное занятие «Химия цвета, краски(пигмент)» является одним из занятий по теме «Цветоведение» раздела «Основные правила композиции» образовательной программы «Ступени творчества».Программа представля...
Конспект занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению по теме: «Текст "Воробей"» (II вид, 6 класс I отделение)
Конспект занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению по теме: «Текст "Воробей"» (групповое занятие)...
Конспект логопедического занятия по развитию навыка анализа текста на предложения у учащихся 2-3 классов.
Конспект логопедического занятия для учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы по теме: "Летние каникулы".Цель данного занятия: Научить анализировать текст и выделять в нём законченные смысловые ...
Конспект занятия по развитию речи с элементами ЗОЖ в средней группе "Мойдодыр"
Познание. Речевое развитие. Здоровье....
Конспект занятия по развитию речи по теме "Текст"
Конспект внеурочного занятия в 1 классе...
Методическая разработка занятия по развитию творческих способностей с использованием элементов ТРИЗ для учащихся начальной школы «Противоречие. Составление загадок из противоречий»
Методическая разработка занятия по развитию творческих способностей с использованием элементов ТРИЗ для учащихся начальной школы«Противоречие. Составление загадок из противоречий» Цел...
Конспект занятия на развитие связной речи у младших школьников с элементами игры
Занятие с элементами игры на развитие связной речи. Тема: Путешествие в АфрикуЦели:- совершенствовать и активизировать словарный запас детей по данной теме;- упражнять детей в образовании су...