Семинар по теме «Современный урок в формате ФГОС: основные элементы образовательной практики, ориентированной на учёт особенностей поколения Z»
материал

Салоп Татьяна Николаевна

Особенности поколения Z

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystupl.docx36.37 КБ

Предварительный просмотр:

                              Семинар  по теме «Современный урок в формате ФГОС: основные элементы образовательной практики, ориентированной на учёт особенностей поколения Z»

Слайд №2

По мнению сторонников «теории поколений», поколение – это группа людей, рожденных в определенный возрастной период, испытавших влияние одних и тех же событий, и особенностей воспитания, с похожими ценностями. Человек этих ценностей не замечает, они действуют незаметно, но во многом определяют поведение человека: как он общается, как решает конфликты и строит команды, как развивается, что и как покупает, что его мотивирует, как ставит цели и управляет людьми. Ценности человека формируются не только в результате семейного воспитания, но и под влиянием общественных событий, всего контекста, в котором он находится в период взросления. Значение имеет все: экономические, социальные, технологические, политические факторы.

Слайд №3

Сейчас в России живут представители шести поколений:

• Величайшее поколение или поколение GI (1900–1923 г. р.)

• Молчаливое поколение (1923–1943 г. р.)

• Поколение Беби-Бумеров (1943–1963 г. р.)

• Поколение Х (1963–1984 г. р.)

• Поколение Миллениум или Y (1984–2000 г. р.)

• Поколение Z (c 2000 г. р.)

Слайд №4

 «Они предпочтут текстовое сообщение разговору. Они общаются в сети – часто с друзьями, с которыми никогда не виделись. Они редко бывают на улице, если только родители не организуют их досуг. Они не представляют себе жизни без мобильных телефонов. Они никогда не видели мира, в котором не было высоких технологий или терроризма. Компьютеры они предпочитают книгам и во всём стремятся к немедленным результатам.  

 Так описывает Поколение Z американский детский психолог Шерри Постник-Гудвин:

Слайд №5 

В классах современной школы

учится поколение Z . Поколение Z — это своеобразное переходное

поколение из ХХ века в век XXI, цифровое поколение.

Слайд №6

Формирует и будет дальше формировать взгляды нового поколения Интернет. Они больше общаются с компьютерами, чем с родителями и друг с другом.  

Если в дошкольном возрасте ведущая деятельность – игра, то они и смотрят мультфильмы в сети и играют в онлайновые игры.

Дальше – больше. Ведущей деятельностью становится учение, потом личностное общение. И обучение, и общение со сверстниками становится все более онлайновым.  Меньше человеческой коммуникации, больше техногенной. Лучше разбираются в технике, в чем-то материальном, чем в человеческих эмоциях и в человеческом поведении.  

Слайд №7

Сегодня родители все меньше играют роль авторитета для своих детей, – всезнающим авторитетом для последних становится все тот же интернет.  Соответственно, авторитет старших оказывается подорван.

Для осуществления  эффективного  педагогического  процесса  необходимо  взаимопонимание,  общая  цель  у  педагога  и  учащегося.  Как достичь взаимопонимания, если педагог и  учащийся  представители  разных  поколений?  Может ли теория поколений помочь в этом?

Слайд №8

Особенность 1. Интернет-поколение. Все люди старше 30 лет с юного возраста привыкли ждать и запоминать. Все мультфильмы и телепередачи можно было посмотреть только в определенное время. Интернета не было, и интересующий сюжет можно было посмотреть только в то время, которое запланировано телевизионным каналом. Телефоны родственников и товарищей было принято знать наизусть, чтобы не носить все время с собой телефонную книгу. Все были в постоянном ожидании чего-либо, спешили и учили! Все, кроме поколения Z. Технологии поколения Z – цифровые и мобильные изобретения. Этим ребятам не надо заучивать наизусть номера (зачем? ведь все записано в телефон), ждать любимых передач и фильмов (зачем? ведь существует кабельное телевидение и высокоскоростной Интернет). Зато поколение Z без лишних проблем анализирует значительное количество информации и молниеносно находит необходимые ответы.

Особенность 2. Не любят жесткие графики и расписание. Старшие поколения не могли представить свою жизнь без строгого расписания. В детский сад – к 8.00, на урок – к первому звонку, работа – с 9.00 до 18.00, вечерние новости в 21.00. Генерация, рожденная в 1990-е, не придерживалась таких жестких рамок. Поэтому, когда поколение Z только рождалось, в жизнь входила система осознанного материнства, мамы предпочитали воспитывать детей сами, не отдавая их в детский сад, школьное расписание и авторитет педагогов снижался, а любимые мультфильмы можно было посмотреть в удобное время. В итоге представители поколения Z не понимают, зачем работать в офисе строго по расписанию и почему надо «пахать» целый рабочий день, а не тогда, когда есть силы и вдохновение.  

Особенность 3 Нетерпимость. Они спешат домой, чтобы включить компьютер, или переключать каналы телевизора и понимают, что там нечего смотреть и нечему учиться. Тогда они стремятся к своим друзьям, по дороге понимая, что с ними не о чем разговаривать. Так они мечутся по этой земле не находя выхода из этой глупой логики. Сидя за школьной партой, пропуская мимо ушей слова учителя, ждут выходного дня всю учебную неделю, иногда бессмысленно проводя часы в школе.  Они нетерпеливы во всем и нетерпимы ко всему, поэтому, когда что-то делают всегда торопятся и в этой спешке совершают кучу ошибок.

Особенность 4 Эгоцентричны. Самовыражение современных подростков, в большинстве своих проявлений переместилось в Интернет-пространство, что связано как с бурно развивающимися компьютерными технологиями, так и с изменившимися ценностями и смыслами творческой самореализации личности.

Эгоцентризм связан с представлением о полной и бесконтрольной свободе высказывать своё мнение в медиапространстве как главной ценности и может быть выражена следующей цитатой: «Этот блог — мой, соответственно я могу здесь писать то, что считаю нужным и если у кого-то там вроде тебя, например, появились претензии к содержанию моих записей, то можешь просто не читать, я ни тебя, никого в целом не заставляю читать то, что пишу»  

Иногда эгоцентризм реализуется в стремлении спорить с большинством в любом случае, даже в случае своей неправоты.  Для того, чтобы показать какая ОН ВЕЛИКАЯ ЛИЧНОСТЬ.

Слайд №9

Особенность 5 Ценят честность и откровенность. Ценят честность и откровенность. Многие живут в Сети в придуманных мирах, но некоторые пишут правдиво и откровенно – они очень открыты и это часто шокирует людей старшего возраста В учителе «зеты» больше ценят профессионалов, которые будет общаться с ними честно, откровенно и на равных. Лидер для поколения Z — это прежде всего великолепный профессионал, способный завоевать авторитет, благодаря своим знаниям и опыту. Девиз «зета»: «Слушай меня, понимай меня, говори со мной, цени меня». Агрессивный стиль может испугать их, они замкнутся еще больше.

Особенность 6. Быстро взрослеют. Поколение "зет" — это дети интернета, гаджетов.   Они научились нажимать на клавиши раньше, чем говорить. У них уже абсолютно другие формы мышления. С одной стороны, это быстрее развивает ребенка, с другой, когда читаешь сочинения сегодняшних учащихся, поражаешься поголовной неграмотности. Я не говорю про почерк — он кардинально изменился. Впрочем, изменился и темп жизни. Но не надо паниковать, чего вы хотите, если сейчас век интернета, и дети, естественно, быстрее адаптируются.

Особенность 7. Виртуализация творчества. Они иначе занимаются творчеством: делают сайты, флэш-фильмы, в онлайн играх создают целые миры: дома, обстановку, одежду.

Особенность 8. Феномен детской многозначности

Ребенок, сидя за компьютером, одновременно общается в чате, занимается поиском в сети, скачивает музыку, слушает музыку из плейера, пытается делать домашнее задание и при этом пьет сок и жует бутерброд. И пусть это не раздражает — такова их жизнь. Этот другой образ жизни предполагает другой темп: надо успеть многое увидеть, сделать, на многое среагировать. Почти тоже и на уроках, если учитель будет понимать суть происходящего, его не будут раздражать дети, которые не внимательны и стремятся заняться. на первый взгляд посторонними делами.

Особенность 9. Иначе учатся мотивированно занимаются только тем, что им интересно, и игнорируют при этом все больше и больше то, в чем не заинтересованы.

Слайд №10

Особенность 10. Краткосрочность памяти

 Ученикам требуется запоминать большое количество школьного материала.   У детей цифрового поколения больше развита кратковременная память, чем долговременная.  Кратковременная память является хранилищем небольших порций информации. Если человек не считает ее важной, то память быстро избавляется от нее.  

   Особенность 11. Снижение концентрации внимания.   В классических учебниках по возрастной психологии можно прочитать, что в младшем школьном возрасте отмечается слабость произвольного внимания, поэтому от педагога требуется короткая мотивация (поощрение, похвала).  

Особенность 12. Клиповое мышление.    Клиповость - это способность краткого и красочного восприятия окружающего мира посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме видеоклипа, теленовостей или в другом аналогичном виде.

Обладатель клипового мышления оперирует только смыслами фиксированной длины и не может работать с семиотическими структурами произвольной сложности. Внешне это проявляется в том, что человек не может длительное время сосредотачиваться на какой-либо информации, и у него снижена способность к анализу.

Естественно, человек не рождается с таким мышлением. Оно вырабатывается при длительном потреблении информации в мозаичном и препарированном виде через музыкальные каналы, СМИ, интернет. Эти люди не будут читать большие произведения, они будут читать комиксы и короткие тексты в Интернете, которые помещаются на один экран. И переваривать информацию они будут точно таким же образом: быстрее нас, но короткими порциями.  

Особенность 13. Гиперактивны . Они гиперактивны, очень непоседливы и потому расторможены. Поэтому у них часто возникают проблемы с успеваемостью из-за неусидчивости и нетерпеливости, хотя при этом они и могут быть одаренными в каких-то отдельных сферах деятельности.  

Особенность 14 Склонность к аутизации.  Речь идет об аутизме не в виде расстройства (хотя детей-аутистов становится все больше), а   как способ взаимодействия с миром людей, с детства погруженных в себя и неспособных общаться с окружающими, выступает как защита от проблем современного образа жизни.  

 Особенность 15. Легкомысленность в отношениях. Поколение Z, характерные черты которого значительно отличаются от более старших генераций, воспринимает отношения, очень беспечно. У Z-в несколько сотен друзей и подписчиков в социальных сетях, и они, не раздумывая, добавят в «друзья» своего учителя и без капли сомнений или смущения прокомментируют его фотографии. Из-за этой легкомысленности в отношениях поколение Z с трудом налаживает прочные связи с одноклассниками.

Слайд №11 Жебраэль Е.С.

Андреева О.Н.

Фильм

Слайд №12

 Но у цифрового поколения есть и положительные   черты: повышается интеллект.  Сравнительные исследования убеждают в том, что  

каждые пять лет IQ ребёнка увеличивается примерно на один балл, свидетельствуя о необычайно быстрых темпах психологической

эволюции.

Увеличивается категория одарённых детей.  Среди них и дети с особо развитым мышлением, и дети, способные влиять на других  

людей, — лидеры, и дети — «золотые руки», и дети, представляющие мир в образах, — художественно одарённые дети, и дети, обладающие двигательным талантом (спортсмены).

Знаменательно, что на первый план у современных детей подросткового возраста выходят не развлечения, а свой особый поиск смысла  

жизни, возрастает их критичность по отношению к взрослым, то есть фиксируются новые характеристики в их социальном развитии.  

Отмечаются серьёзные изменения ценностных ориентаций подростков не только в сравнении с серединой 90-х гг., но и с началом нового сто-

летия. Так, начиная с 2007 г. на первый план выдвигаются интеллектуальные (1-е  место),  

волевые (2-е место) и соматические (3-е место) ценностные ориентации.  Образованность в их понимании, настойчивость, решительность,  

ориентация на высокий уровень достижения, а также хорошее здоровье, презентабельная внешность становятся особенно значимыми.

П педагоги и психологи всерьёз обсуждают, как учить детей, родившихся в  нулевые  годы  XXI  в.  Ведь старый принцип — прямая передача знаний из  уст  в  уста,  от  учителя  ученику — безнадёжно устарел. Поэтому психологи настаивают на том, что обучение «цифрового поколения» должно   нивелировать   отрицательные черты его представителей, помочь им

преодолеть трудности в обучении и развитии, вызванные нахождением в цифровой среде.  А для этого необходим выбор нового, адекватного вызовам современности, стиля общения и обучения поколения Z.

Слайд №13

 Для осуществления эффективного педагогического процесса необходимо взаимопонимание, общая цель у педагога и учащегося.  Как достичь взаимопонимания, если педагог и учащийся представители разных поколений?  Может ли теория поколений помочь в этом? Вечный вопрос что делать?

Рекомендации педагогам по организации учебного процесса поколения Z

Слайд №14

Необходимо хорошо структурировать образовательную деятельность. Поколение Z растёт в весьма «упорядоченном» мире, и требует такого же порядка и логичности от учебы. Его представители хотят точно знать, что, и в какие сроки от них требуется – причем эта информация должна быть весьма подробной. Четко следует оговаривать сроки заданий и санкции за их несоблюдение. Установить строгий, но справедливый контроль действием.

Для Поколения Z текстовые материалы должны быть простыми для восприятия.

Следует говорить коротко, писать развёрнуто и по пунктам. В головы поколения Z встроен восьмисекундный фильтр. По исследованиям Microsoft, столько внимания подростки уделяют новой информации. Дети Twitter не способны воспринимать длинные сообщения. Устную задачу надо уложить в 25 слов. А потом развёрнуто объяснить письменно и по пунктам. Каждый пункт тоже должен состоять не более чем из 25 слов. Поколение Z плохо запоминает, потому что они растут в среде, когда всё можно уточнить в интернете. Письменная задача поможет вспомнить нюансы.

Информация, которую преподносит педагог учащимся, не должна быть «избыточной». Поколение Z хочет получать «концентрированные» знания. Более того они сознательно игнорируют этапы обучения, направленные на «закрепление» материала путем многократного его повторения: как только суть изучаемого, становится им понятна.

Слайд №15

Время – главная ценность этого поколения

Используйте время эффективно. Представители поколения Z не способны удерживать внимание на чём – то  одном больше 15 – 20 минут. Разделите учебное время на промежутки, в течение каждого из которых учащиеся будут менять вид деятельности.

Увеличьте скорость обучения! Подача информации должна происходить быстрее, времени на решение задач необходимо

давать меньше, получать результаты, анализировать их и реагировать на них надо сразу же.

Слайд №16

Визуализация

Сделайте учебный материал ярким и зримым.

Прежде всего, любую информацию следует по возможности визуализировать. Необходимо сделать урок ярким, зрелищным, наглядным, объединяющим в себе традиционные инструменты (доска, маркеры) и новые технологии обучения (проекторы, компьютеры).  Поколение Z лучше всего воспринимает именно визуальную информацию.  Лучше понимают образы, чем слова. Инструкции в картинках или в форме видеоролика действуют на них эффективнее. Они взрослеют в эпоху торрентов, демотиваторов и инфографики. Наглядность - главное условие.  

Руководите мудро. Учащиеся не заклеймят Вас презрением, если почувствуют, что их знания в какой - то области более глубоки, чем Ваши. Однако они непременно пожелают, чтобы Вы дали им возможность продемонстрировать эти знания и будут очень благодарны, если Вы проявите заинтересованность. Представители этого поколения хотят, чтобы преподаватель был умелым и мудрым руководителем, а не «знал всё». Учитывая  тягу  представителя  поколения  Z  к  переменам,  логично  будет  организовать  учебный  процесс  таким  образом,  чтобы  формы  проведения  занятий  менялись.  

Устная речь

Устная речь очень важна: беседа стимулирует головной мозг, в том числе лобные доли – область, которая ответственна за принятие сложных решений и выводы. Общение учащихся между собой стимулирует память и делает образовательную деятельность более динамичной.

Помните о важности устной коммуникации. Используйте учебные методики, которые включают устный обмен информацией между обучаемыми: вербализированная информация быстрее и лучше сохраняется в памяти.

Подавайте материал в оптимистичном тоне. Позитивизм мышления способствует умственной активности.

Требования должны быть ясны, а информация, которую Вы сообщаете аудитории, точна. Ставьте перед учащимися видимые и реальные цели. Представители поколения Z желают всё делать максимально эффективно, а для этого им необходимо точно знать, что от них требуется.  

Слайд №17

Учитывайте феномен детской многозадачности: используйте новые инструменты, в том числе игры и интерактивные динамические задания;

 Учебный материал  лучше подавать в оптимистичном тоне. Позитивизм мышления способствует умственной активности

На уроках можно использовать элементы таких современных технологий, которые помогли бы преодолеть отрицательные тенденции развития «цифрового поколения»: технологию коллективного способа обучения (КСО), ТРИЗ, технологии развивающего обучения, технологию проектного обучения, технологии смешанного обучения, технологию проблемного обучения, технологии интерактивного обучения, технологии мобильного обучения  и др.  

Использовать  технические  новинки,  необходимо  включать  в  процесс  обучения  такие  формы,  которые  связаны  с  использованием  технических  и  программных  средств,  например,  презентации,  доклады,  защита  исследовательских работ  с  мультимедийным  представлением,  включением  фото-  и  видеоматериала.  Предоставлять информацию в четкой логической последовательности, с использованием иллюстраций ( в качестве конкретных примеров теории).

Главное – результат

Современные ученики в процессе обучения ориентируются, прежде всего, на результат: «наслаждаться процессом» им не свойственно.

 

Нынешние учащиеся умеют ориентироваться в этом изобилии, быстро находить, выделять и запоминать лишь нужное, имеющее практическую ценность - многие люди старшего возраста не имеют таких навыков.

Слайд №18

Применимость знаний

 

    Цель учеников нового поколения - получить информацию, практическая польза владения которой будет очевидна. Мотивация обучающихся сейчас напрямую зависит от того, насколько хорошо они понимают, как и где смогут применить полученные знания

9. Обратная связь

Современные ученики всегда хотят знать, насколько правильны их предположения, верно ли они понимают материал, делают ли ошибки – и благодарны педагогу за внимание и участие.

Мудрое руководство. Учащиеся не заклеймят Вас презрением, если почувствуют, что их знания в какой - то области более глубоки, чем Ваши. Однако они непременно пожелают, чтобы Вы дали им возможность продемонстрировать эти знания и будут очень благодарны, если Вы проявите заинтересованность. Представители этого поколения хотят, чтобы преподаватель был умелым и мудрым руководителем, а не «знал всё». Учитывая  тягу  представителя  поколения  Z  к  переменам,  логично  будет  организовать  учебный  процесс  таким  образом,  чтобы  формы  проведения  занятий  менялись.

 

Слайд №19

Современный урок стал гибким, разнообразным по целям и задачам, вариативным по формам и методам преподавания, насыщенным по использованию новейших технических средств

Слайд №20

Отличительные черты современного урока

1. Создание познавательной атмосферы:

- Оптимальный темп урока, формы урока позволяющее экономить время;  

 -Части урока логически связаны;

 -Разумное разнообразие видов учебной деятельности, обеспечивающие стабильность познавательной деятельности обучающихся;

 - Завершённость этапов урока, чётко продуманная обратная связь;

 - Техническая и дидактическая оснащённость: индивидуальные, групповые задания, продуманные формы контроля.

Слайд №21

2. Применяемые методы:

 Система обучения, ориентированная на  развитие способов учебной деятельности: на развитие ключевых и предметных

компетентностей, УУД, мотивирующая учебный процесс:

-Методики развивающего обучения;

 - Проблемно-поисковая деятельность учащихся;

 - Самоорганизация, познавательная деятельность обучающихся;

 -СОТ, в том числе информационные, проектные;

 -Сведения до минимума объяснительно-иллюстрированных, репродуктивных методов.

Слайд №22

3. Организация деятельности обучающихся.

  -Эффективность зависит от продуктивных видов деятельности:

  -Деятельность должна носить развивающий характер в коммуникативной , творческой, познавательной сферах:

 - Направленна на развитие УУД;

-Обеспечивать занятость каждого ученика  класса учебной деятельностью в соответствии с его индивидуальными возможностями;

-Обеспечение права выбора темпа и уровня сложности выполняемых учебных заданий.

Слайд №23

4. Взаимодействие учителя с обучающимися.

Необходимо обеспечить:

-Учебное сотрудничесво, атмосферу комфорта,

-Постановку вопросов, побуждающих к диалогу, возможности самореализации и успешности;

-Не должно быть длинных монологов со стороны учителя, учащихся, речь учителя не должна подавлять деятельность учащихся;

-Учитель организатор и координатор самостоятельной учебной деятельности обучающихся.

-Эмоциональную составляющую: похвала, поощрение за умно поставленный вопрос и т.п.

Слайд №24

Контроль адекватный современным требованиям к результатам:

-Контроль не только за ЗУН, но и за способами учебной деятельности;

-Продуманная система само и в и взаимоконтроля обучающихся (передача части контролирующих функций от учителя к учащимся);

-Краткая характеристика ответов учащихся на отдельных этапах урока;

-Продуманная система и разнообразие форм и методов контроля, применяемых учителем.

Слайд №25

Целеполагание. Рефлексия.

-Побуждение учащихся на совместную подготовку цели урока как возможности повышения учебной мотивации;

-Отбор содержания методов и форм

 организации урока в соответствии с поставленной целью;

-Проведение рефлексии

 по достижению цели

 урока самими учащимися

Слайд №26

Требования к современному уроку

Самостоятельная работа обучающихся на всех этапах урока.

 Учитель выступает в роли организатора, а не информатора и не руководителя.

 Обязательная рефлексия обучающихся на уроке.

 Высокая степень речевой активности обучающихся.

Слайд №27 Структурные элементы урока

Мобилизующий этап урока

Целеполагание

 Коммуникация

 Взаимопроверка и взаимоконтроль

 Рефлексия

Слайд №29

 Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель.

По словам руководителя проекта по разработке ФГОСов 

 Александра Михайловича Кондакова

 «Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения»!

Слайд №30 

Учитель точно и четко формулирует задания;

Предугадывает затруднения обучающихся и меняет по ходу урока задание - от простого к более сложному.

Подбирает комплексные задания, в которых предложенный материал  рассматривается  с нескольких сторон.

Слайд №31

Не дает новые задания ученикам в готовом виде;

Не повторяет задания 2 раза;

Не комментирует ответы учащихся и

не исправляет их, предоставляет эту возможность учащимся;

Не повторяет того, что сказали учащиеся.

Слайд №32

Действия учителя обеспечивают ситуативную направленность и коммуникативную ценность всех высказываний учащихся.

Учитель использует различные формы работы и разнообразные средства обучения, стимулирующие творческую и речевую деятельность учащихся.

Слайд №33

Орудия учителя –просьбы, советы, похвала, одобрение или доброжелательное порицание.

Основная форма учебной деятельности – живое общение с учащимися.

Ведущий девиз: «Действуем вместе!».

Модель обучения –

 свободное раскрытие личности.

Модель общения – многосторонняя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к современному уроку в свете ФГОС второго поколения (презентация)

Требования к современному уроку в свете ФГОС второго поколения: самостоятельная работа на всех этапах......

презентация на тему: Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения

Федеральные Государственные образовательные стандарты....

Презентация "Современный урок в свете ФГОС 2 поколения"

Презентация для выступления на педсовете,МО....

Обобщение опыта на тему "Современный урок в начальной школе с учётом требований ФГОС".

Современный урок –урок действенный,имеющий непосредственное отношениек интересам, личности ребенка,его родителей, общества, государства. Структура урока в начальной школе:I этап. Организация клас...

Преемственность начальной и основной ступеней образования в методах и формах проведения уроков в формате ФГОС

Выступление по теме "Преемственность начальной и основной ступеней образования в методах и формах проведения уроков в формате ФГОС" дополнено презентацией....

Выступление на заседании районного методического объединения начальных классов по теме "Современный урок в начальной школе с учётом требований ФГОС"

Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.     Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Ме...