«Формирование эстетических отношений младших школьников к предметной дизайн — среде»
статья (технология) по теме

Самохвалова Анна Николаевна

  По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще-эстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно- мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым условием развития личности подрастающего человека, ее разносторонности и гармоничности.

Формирование эстетического отношения к миру необходимо начинать с детских лет. Одна из сфер окружающего ребенка мира — это предметная дизайн-среда. Под эстетическим отношением к дизайн-среде мы понимаем развитие творческих умений в восприятии, создании, понимании и оценке окружающего предметного мира.  Дизайн-деятельность — это тот вид деятельности, в котором эстетическое отношение к миру может быть не только предметом анализа, но и успешно сформировано во всей полноте его характерных свойств.  Результаты этого вида деятельности материализуются в форме продукта (рисунка, модели, конструкции и т. п.), объективно отражают динамику эстетического развития ребенка и могут визуализировать процесс формирования эстетического отношения к окружающему миру во всей его сложности. При всем разнообразии понимания людьми сущности вещей, при всем многообразии отношения к ним, вещь – исторически обусловленная реальность существования человека. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Формирование эстетических отношений младших школьников  к предметной дизайн — среде»

  По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще-эстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно- мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым условием развития личности подрастающего человека, ее разносторонности и гармоничности. Огромным потенциалом воспитания личности, направленной на общечеловеческие культурные ценности, располагает современная педагогика искусства (А. А. Мелик-Пашаев, Б. М. Неменский, Б. П. Юсов и др.), которая ориентирована на развитие у детей эстетического отношения к миру.

В философской, искусствоведческой и психолого-педагогической  литературе эстетическое отношение рассматривается как духовный феномен, который обеспечивает гармоническое единство окружающего мира, культуры и внутреннего мира личности. Это дает основание рассматривать эстетическое отношение как универсальный способ взаимодействия человека с миром и культурой в целях успешной самореализации и достижения личностных смыслов. В процессе формирования эстетического отношения личность гармонизируется, обретает способность выстраивать разнообразные факты, события, явления и их оценки в целостную систему художественных образов и понятий - эстетическую картину мира.  

Формирование эстетического отношения к миру необходимо начинать с детских лет. Одна из сфер окружающего ребенка мира — это предметная дизайн-среда. Под эстетическим отношением к дизайн-среде мы понимаем развитие творческих умений в восприятии, создании, понимании и оценке окружающего предметного мира.  Дизайн-деятельность — это тот вид деятельности, в котором эстетическое отношение к миру может быть не только предметом анализа, но и успешно сформировано во всей полноте его характерных свойств.  Результаты этого вида деятельности материализуются в форме продукта (рисунка, модели, конструкции и т. п.), объективно отражают динамику эстетического развития ребенка и могут визуализировать процесс формирования эстетического отношения к окружающему миру во всей его сложности. При всем разнообразии понимания людьми сущности вещей, при всем многообразии отношения к ним, вещь – исторически обусловленная реальность существования человека.

Предметный мир стал для человека неотъемлемым условием развития и существования, который, создавая жизненное пространство человека, влияет на его эстетические суждения и переживания. Все это в полной мере относится к школьным урокам художественного труда. Именно уроки художественного труда  могут способствовать развитию эстетического отношения к предметной дизайн - среде у учащихся младших классов.

Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д. Дидро, Н. Г. Чернышевский и др.) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.

В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. В литературе имеется множество различных подходов к определению понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания.  
  В. Н. Шацкая трактует эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства. В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как "система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве".  В обоих определениях речь идет о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его.

Д. Б. Лихачев в своей книге "Теория эстетического воспитания школьников" опирается на определение данное К. Марксом: «Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты"». Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству возможно как  стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом не идет осознание  эстетической сущности предметов, а так же, у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях.

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов и поступков. Ни что  так не оставляет отпечаток в душе ребенка, как окружающая среда, общение с родителями, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, их настроение, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании.

Существует множество определений понятия "эстетическое воспитание", но, рассмотрев некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности. Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. Во-вторых, задача эстетического воспитания – это  формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец,  развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

Важное место в эстетическом воспитании отводится искусству.
Эстетическое воспитание затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Оно формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством.

Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Но в период младшего школьного возраста осуществляется наиболее  интенсивное формирование отношения к миру, которые переходят в качества и свойства личности. Одной из особенностей младшего школьного возраста является приход ребенка в школу. У него появляется новый ведущий вид деятельности - учеба. Главным человеком для ребенка становится учитель. Через него дети познают мир, нормы общественного поведения. Взгляды учителя, его вкусы, предпочтения становятся их собственными.

Следующая особенность эстетического воспитания в младшем школьном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника.  Уже в 1 классе дети под руководством учителя знакомятся с явлениями природы путем проведения простейших наблюдений, экскурсий в природу, чтения литературы. Очень важно, чтобы с самого начала естественнонаучный подход к изучению природы не заслонил собой эстетического. Здесь уместно обратиться к наследию
В. А. Сухомлинского, который вместе со своими питомцами создавал замечательные страницы «Книги природы». Он учил их вслушиваться в песню жаворонка, стрекот кузнечика, находить прекрасное вокруг и, главное, отражать увиденное в сказках, рисунках, рассказах.

С младшего школьного возраста происходят изменения в мотивационной сфере. Мотивы отношения детей к искусству, красоте действительности осознаются и дифференцируются. Это проявляется в том, что некоторые ребята получают удовольствие от прослушивания музыки, от чтения книг, рисования, конструирования.  Другие дети подходят к чтению произведений и прослушивания музыки рационалистически – выполняют задание учителя, не вникая в суть произведения, лишь для того, чтобы иметь общее представление о нем. Знание педагогом истинных мотивов отношения детей к искусству помогает сосредоточить внимание на формировании подлинно эстетического отношения.

В детстве ребята живут непосредственной, глубоко эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения.  

Учебный  процесс – важное средство эстетического воспитания. Яркие эстетические переживания могут быть вызваны у детей начиная с первого учебного дня. Известно, что этот день незабываемый для всех детей, одна из ярких страниц детства. Задача школы состоит в том, чтобы он стал и первым днем ярких, радостных эстетических переживаний. Уже в первый день школьники знакомятся со своей школой. Учитель обращает внимание детей на оформление школы, на красивые уголки пришкольного участка, подчеркивая при этом, что много из увиденного сделано их старшими товарищами. Это сразу настраивает детей на активное участие в жизни школы.  Во всей последующей учебной работе учитель должен стремиться развивать и совершенствовать эстетические чувства детей.

Умение учителя красиво оформлять доску, разумно располагать на ней учебный материал, красивое написание букв, цифр, хорошие зарисовки на доске – это и есть школа формирования эстетических вкусов школьников. Известно, сколь велика способность младших школьников к подражанию. Немаловажную роль играет и внимание к ведению тетрадей учащихся,  ученического хозяйства.

Уроки художественного труда  имеют огромное значение в развитии эстетических чувств. Здесь есть замечательная возможность выражать удивительное, пережитое.

Таким образом, младший школьный возраст - это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние средств массовой информации на формирование эстетического сознания младших школьников.

Доминирующая особенность современного состояния мирового сообщества в целом и отдельных национальных государств выражается в активном и динамичном развитии информационного пространства. Это является о...

Формирование эстетического вкуса младших школьников с помощью литературы

«Эстетический вкус определяется эстетическим воспитанием».Мы будем рассматривать процесс формирования эстетического вкуса с младшего школьного возраста в образовательном процессе общеобразовательной ш...

«Природный материал в формировании эстетической культуры младших школьников с ОВЗ (ЗПР)»

Эффективным средством формирования и развития нравственных качеств обучающихся является декоративно-прикладное и народное искусство.Работа с природным материалом рассматривается как предмет, призванны...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОБРАЗЫ РУССКИХ И ТУВИНСКИХ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ГЕРОИНЬ

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОБРАЗЫ РУССКИХ И ТУВИНСКИХ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ГЕРОИНЬ...

Традиции декоративно-прикладного искусства как средство развития эстетического отношения младших школьников

В статье рассматривается традиции декоративно-прикладного искусства в развитии эстетического отношения воспитания младших школьников. Отмечается, что каждый народ под влиянием исторически сложившихся ...

Декоративно-прикладное искусство как условие формирования эстетического отношения младших школьников

В статье рассматривается декоративно-прикладное искусство как условие формирования эстетического отношения младших школьников. Отмечается, что все произведения декоративно-прикладного творчества созда...

Педагогические условия формирования эстетической оценки у детей средствами дизайна.

Формирование эстетической оценки с помощью произведений дизайна зависит от условий, в которых будет осуществляться эта деятельность. ...