Декоративно-прикладное искусство как условие формирования эстетического отношения младших школьников
статья по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

В статье рассматривается декоративно-прикладное искусство как условие формирования эстетического отношения младших школьников. Отмечается, что все произведения декоративно-прикладного творчества создаются и используются с целью художественной обогащения окружающей среды, приданию ей больше декоративности и выразительности. Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, формирование, эстетическое отношение, народное творчество
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Иманмурзаева Аида Умаровна, учитель

изобразительного искусства

ГБОУ СОШ №630  Приморского района

 Санкт-Петербурга

Декоративно-прикладное искусство как условие формирования эстетического отношения младших школьников

Предметный мир, окружающий человека, всегда в разных формах несет на себе следы его трудовой преобразующей художественно-творческой деятельности. Человек не только использует окружающую среду и предметы этой среды, а также изменяет ее в соответствии со своими интересами и потребностями, в числе которых важными являются эстетические, художественные, творческие потребности. Каждый народ под влиянием исторически сложившихся социальных, экономических, географических условий создает свои художественные эстетические традиции в развитии декоративно-прикладного творчества. Культурные и художественные традиции народа — та основная база, освоив и использовав которую, созидатель, творец может сотворить нечто новое, необыкновенное, которое может достичь еще одной вершины в развитии искусства. Накопленный народом художественный опыт — результат творческих усилий, находок целого ряда поколений людей. Он же, в свою очередь, служит основой дальнейших достижений в художественном, декоративно-прикладном творчестве. Преобразующая творческая деятельность в сфере декоративно-прикладного искусства широка и многогранна. Она охватывает разнообразные предметы окружающего мира и различные материалы. Само название декоративно-прикладное искусство особо подчеркивает его главное практическое назначение. Это прежде всего деятельность прикладная, то есть направленная на улучшение художественного, эстетического качества предметов. В этом и заключается ее утилитарный творческий характер в создании изделий, предметов окружающего мира. Особенностью декоративно-прикладной деятельности является то, что она всегда стремится к художественно-образному воплощению предмета. Утилитарное и художественное и всегда взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга. Художественно-эстетическая образность в изделиях народного творчества делает их полезными красивыми способствует удовлетворению тех чувств, которые связаны с восприятием прекрасного. «Таким образом, народное искусство — не консервативная, мертвая художественная система, а система, постоянно развивающаяся. Благодаря своей необычной емкости народное искусство интересно не только с точки зрения художественной, но и с точки зрения исторической, этнографической, социологической. Следует особо подчеркнуть научную ценность произведений народного искусства» [1, с. 89]. Справедливости, — развивается по только ему присущим законам. Это культурная память народа, неотделимая от самых глубоких устремлений современности» [2, с. 343]. Изделие декоративно-прикладного творчества вносит большую чувственную, выразительную неповторимость в ее художественный образ, формирует личность и потому располагает мощными ресурсами освоения предметов окружающего мира, его образного осмысления, настроения. Истоками декоративно-прикладного искусства являет народное художественное творчество, где основополагающим выступает единство этического и эстетического, чего не хватает сегодня в процесс формирования эстетического отношения младших школьников. Все произведения декоративно-прикладного творчества создаются и используются с целью художественной обогащения окружающей среды, приданию ей больше декоративности и выразительности. Широкий диапазон возможностей изготовления и применения изделий декоративно-прикладного творчества позволяет привлекать к участию в работе учащихся школ практически всех возрастных групп с различной художественно подготовленностью. Занятия декоративным искусством, наряду с удовлетворением художественных потребностей, формируют эстетическое отношение и развивают эстетический вкус, приобщают учащихся к труду, прикладному творчеству. Сегодня в учебно-воспитательном процессе школы преподаватели изобразительного искусства должны понимать, что для учащихся декоративно-прикладное искусство теснейшим образом связано с повседневным бытом, это одна из важнейших констант организации оптимальной среды обитания, своеобразная «художественная летопись» в национальной культуре, поскольку основные характерные для данного региона объемные формы и декоративные мотивы базируются на многовековом отборе, «рыночном» спросе народов, потребителя изделий мастера и определенной художественно-ремесленной школы. Испокон веков в народном обучении — от старшего к младшему — декоративно-прикладному искусству существуют традиционные принципы, формы и методы, отшлифованные тысячелетиями. В настоящее время очень важно учитывать их в педагогической практике художественного образования. Когда педагог предлагает детям для рассмотрения и анализа с критической его оценкой образец народного декоративно-прикладного искусства, он ставит задачу не только дать оценку, но и активизировать познавательный потенциал, интеллектуальные возможности каждого учащегося. Опыт практической деятельности неоспоримо свидетельствует, что ключевыми, основополагающими факторами формирования человеческой личности являются национальная, географическая, социальная среда, уклад жизни и быта, исторически сложившиеся виды трудовой деятельности, местные ремесленные и художественные промыслы, национальный язык, фольклорные и эстетические традиции, эстетические критерии оценки объектов, а также религиозное наследие. К сожалению, в общеобразовательных школах потенциал традиций народного декоративно-прикладного искусства для формирования эстетического отношения младших школьников используется недостаточно. Это отчасти объясняется отсутствием целенаправленной работы по использованию декоративно-прикладного искусства в образовательном процессе школы, а также неразработанностью содержания и форм приобщения учащихся к национальной культуре. Поэтому наиболее верным направлением эстетического образования и формирования эстетического отношения учащихся школ является использование народного декоративно-прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе с учетом гармонического сочетания регионально-национальных традиций и общепедагогических требований преподавания этого предмета в школе. Декоративно-прикладное творчество развивается в разных формах и видах. На занятиях между всеми видами изобразительной деятельности — рисованием, лепкой, аппликацией, а также декоративно-прикладной работой необходимо устанавливать тесные связи. Для выполнения определенного задания глиной, рисованием или путем аппликации учащийся ищет нужный материал, находит соответствующую композицию, форму, цвет, показывает различные вариации приемов и последовательность выполнения форм предмета и изображения. Поэтому очень важно разработать педагогические условия, формы и методы развития декоративно-прикладного творчества школьников в гармоническом сочетании общепедагогических требований и традиций народного искусства. В процессе обучения изобразительному искусству в школе мы отдаем особое предпочтение декоративному рисованию, поскольку учащиеся могут проявить здесь элементы художественного эстетического творчества в большой степени, чем при выполнении других видов практической работы. Этому способствуют возможность подбирать и использовать элементы, детали, орнаменты изделий, а также желание самостоятельно определить их цвет и цветовые сочетания. Красочность, выразительность и ритмичность составных частей изображаемых рисунков радуют учащегося и тем самым активизируют их творческую деятельность способствует формированию эстетического отношения младших школьников. Значительное преимущество декоративного рисования состоит в том, что оно предполагает в большей степени стилизацию изображаемого предмета, изделия формы, а именно: Обобщение формы предмета путем упрощения, подчеркивания наиболее характерные признаки изображаемого произведения. Процесс обобщения в декоративно-прикладном творчестве, создание формы неотделимой от выявления свойств материала: материал диктует свои условия. Изображение объемных предметов в плоскостном решении, которое здесь не столь важно для передачи светотени. Условная передача цвета, поскольку цветовые сочетания могут ритмически повторяться и чередоваться, как и элементы формы. Цветовые сочетания могут ритмически повторяться и чередоваться, как и элементы формы. Цветовые сочетания могут быть резкими, контрастными и мягкими. Контрастные сочетания цвета обычно создаются при употреблении цветов, различных по светлоте, цветовому тону и насыщенности. Таким образом, декоративно-прикладное искусство отличается красочностью, выразительностью и доступностью изображения в большей степени, чем другие виды изобразительной художественной деятельности, что во многом содействует формированию эстетического отношения младших школьников. Исследование в этой области показывают, что школьники достигают качественных, эффективных успехов в декоративно-прикладном творчестве. Современная молодежь должна обладать гибкостью, динамичностью мышления, высоким художественно-творческим потенциалом, знать и уметь пропагандировать народное искусство, его истоки, использовать его педагогический потенциал в формировании эстетическом отношении младших школьников. Особенности и устоявшиеся традиции народного декоративно-прикладного искусства Дагестана дают возможность на практике проверить познавательно-дидактическую, художественно-эстетическую ценность народного творчества и умело использовать его педагогический потенциал в формировании эстетического отношения младших школьников. Для того чтобы произведения декоративно-прикладного искусства эффективно использовались в работе учащихся, приносили наибольшую пользу и способствовали формированию эстетического отношения младших школьников, их нужно правильно подбирать, систематизировать в соответствии с конкретной учебной задачей. Произведениям декоративно-прикладного искусства, подобранным для использования на уроках изобразительного искусства, должны быть присущи художественная, декоративная, образная выразительность, доступность восприятию учащихся и своего рода универсальность, возможность широкого применения в учебно-воспитательном процессе. 

Литература:

1. Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. — М.: Просвещение, 1984.

2. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. — М.: Изобразительное искусство, 1983. — 343с.

3. Прете И. К., Капальдо А. Творчество и выражение. Курс художественного воспитания. — М.: Советский художник, 1985. — 89с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование эстетических отношений младших школьников к предметной дизайн — среде»

По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспит...

Влияние средств массовой информации на формирование эстетического сознания младших школьников.

Доминирующая особенность современного состояния мирового сообщества в целом и отдельных национальных государств выражается в активном и динамичном развитии информационного пространства. Это является о...

«Игровое творчество как условие формирования ИКТ- компетентности младших школьников и навыков проектирования младшего школьника»

      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе. Одним из требован...

Формирование эстетического вкуса младших школьников с помощью литературы

«Эстетический вкус определяется эстетическим воспитанием».Мы будем рассматривать процесс формирования эстетического вкуса с младшего школьного возраста в образовательном процессе общеобразовательной ш...

Декоративно-прикладное творчество (лекажур)- как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности

Декоративно-прикладное творчество (лекажур)- как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности...

«Природный материал в формировании эстетической культуры младших школьников с ОВЗ (ЗПР)»

Эффективным средством формирования и развития нравственных качеств обучающихся является декоративно-прикладное и народное искусство.Работа с природным материалом рассматривается как предмет, призванны...

Традиции декоративно-прикладного искусства как средство развития эстетического отношения младших школьников

В статье рассматривается традиции декоративно-прикладного искусства в развитии эстетического отношения воспитания младших школьников. Отмечается, что каждый народ под влиянием исторически сложившихся ...