Педагогические условия формирования эстетической оценки у детей средствами дизайна.
статья

Ожигина Ольга Александровна
Формирование эстетической оценки с помощью произведений дизайна зависит от условий, в которых будет осуществляться эта деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические условия формирования эстетической оценки у детей средствами дизайна.

При организации эстетического воспитания и развития детей учителю начальной школы необходимо:

  • Исключить критику и дать каждому ученику возможность высказывания любых мыслей без боязни, что их признают плохой;
  • Поощрять самое смелое ассоциирование;
  • Повышать вовлеченность ребенка в учебный процесс, способствующий эффективности усвоения;
  • Стимулировать интеллектуальные усилия ребенка;
  • Повышать уверенность ребенка в своих силах;
  • Воспитывать определенную независимость взглядов;
  • Не заниматься наставлениями, оказывать помощь детям, исключая прямые инструкции относительно того, чем они должны заниматься;
  • Не делать скоропалительных допущений. Только на основе тщательного наблюдения и оценки определять сильные и слабые стороны детей, не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми знаниями и навыками;
  • Не сдерживать инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно;
  • Научить детей прослеживать межпредметные связи;
  • Приучить детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуаций;
  • Использовать трудные ситуации, возникшие у детей в школе или дома как область приложения получения навыков в решении задач;
  • Помогать детям учиться управлять процессами усвоения знаний;
  • Использовать во всем творческий подход.

Для оценки уровня эстетического развития младших школьников с целью определения дальнейших воспитательных мер в настоящее время применяют следующие методы: педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование учебных групп, беседу с учениками и др.

Эстетическая оценка ставит своей целью выявить эстетическую ценность объекта оценки. Она выражает сложный культурно-ценностный смысл вещи и проявляется в форме эстетических переживаний человека, которые носят порой индивидуальный характер. Но несмотря на это, структура эстетической оценки и ее основные компоненты выявляются и строятся в теории оценки в соответствии с общей логической моделью оценки. Эта модель включает следующие основные компоненты: объект оценки, субъект, проводящий оценку, критерии (основания) оценки, методы, процедуры и результат оценки.

Объект оценки - это предмет, вещь, явление, обладающее определенной ценностью для субъекта (общества, человека). При оценке эстетического объекта, с одной стороны, мы встречаемся с объективными свойствами вещи (формой, величиной, цветом и др.), без которых не может состояться акт эстетического восприятия. С другой стороны, для эстетического восприятия требуется нечто большее, чем восприятие формы как таковой. Необходимо оценить, как форма объекта выражает присущее ему содержание, и, учитывая это, определить свойственную изделию эстетическую ценность.

Как уже отмечено ранее, элементы дизайнерской деятельности присутствуют в жизни младших школьников повсюду – в школе, на секциях, в кружках, дома, во дворе. Все предметы, которые повсеместно их окружают, любая деятельность (обучающего, развивающего или развлекательного характера) связана с предметами, имеющими определенные характеристики: размер, пластику, форму, состав, конструкции, пропорции, контрасты, фактуру и цвет. Всё это дизайнерские средства.

Абсолютно всё, что окружает ребенка, имеет для него воспитательное значение и постоянно неосознанно им оценивается: обстановка помещения, внешний вид и опрятность одежды, форма общения с окружающими, условия обучения и развлечения.

Педагогические условия формирования эстетической оценки у детей средствами дизайна не должны сводиться к обеспечению младшего школьника красотой убранства среды, в которой он находится. Смысл создания таких условий – в умении привлечь детей в деятельность по созданию и последующему сохранению красоты. Лишь тогда ребенок видит и чувствует, бережно охраняет созданную красоту, когда сам принимал в ней участие.

Дизайнерские средства и формы разнообразны, но педагоги должны понимать, что лишь тогда они действенны, когда применяется вся их совокупность. Для эффективного воспитания детей средствами дизайна в начальной школе должно уделяться одинаковое внимание на содержание предметов и средства действительности.

Факторы влияния на эстетическое развитие младших школьников средствами дизайна:

1. Эстетизация предметной среды и всего быта..

Предполагает нравственно-эстетическое воспитание учащихся начальных классов через эстетику школьного и домашнего быта. Имеется ввиду интерьер дома, комнаты, классов, обстановка кабинетов, внутреннее убранство школьных и домашних помещений. Конечно, фактор предполагает создание красоты и ее поддержание самими школьниками. Если человек с 7 лет приучен находиться в окружении красивых вещей, будучи учеником старших классов он не потерпит рядом с собой грязи и небрежности, а в дальнейшем его вкусы и потребности охарактеризуют упорядоченность и чувство меры.

2. Эстетизация поведения и внешнего облика.

Естественно, что воспитание учащихся начальных классов зависит и от личного примера воспитателя, учителя, родителей, их поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Известно, что для большинства младших школьников авторитет учителя абсолютен, они готовы подражать ему во всем. Но сила положительного примера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно. Кроме того, сила положительного воздействия педагога будет возрастать и тогда, когда воспитанники убедятся, что между его словом и делом нет расхождений, ко всем он относится ровно и доброжелательно. Не менее важен и внешний вид учителя: «В своей работе, учитель влияет на воспитанников всем своим внешним обликом. В его костюме, прическе появляется эстетический вкус, отношение к моде, которое не может не влиять на вкусы юных. Модный и в то же время деловой стиль в одежде, чувство меры в косметике, выборе украшений помогают формировать у младших школьников правильный взгляд на соотношение внешнего и внутреннего в облике человека, вырабатывать у них «нравственно-эстетический критерий достоинства человека» [6; 14].

3. Эстетизация среды.

Предполагает достижение и сохранение гармонии человека с природой. Младшим школьникам полезно организовывать экскурсии и поездки в лес, в парковые зоны, с целью постижения законов развития природы, изучение ее форм, любования ее красотами.

          4. Эстетизация общения.

      Эстетическое воспитание в начальной школе должно также уделять внимание культуре общения. Так стремление занять желаемое положение среди сверстников является мощнейшим стимулом формирования личности. А создание благоприятного морально-психологического климата в классе определяет благоприятную атмосферу для развития творческих задатков младших школьников. В совместной деятельности детей формируются такие понятия, как дружба, взаимопомощь, порядочность, верность, доброта, чуткость, внимание.

Помимо воздействия на ребенка дизайнерских средств окружающей действительности, эстетическое воспитание осуществляется в процессе обучения. По сути, здесь каждый школьный предмет может эстетически воспитывать. Любой предмет, будь то математика, физкультура, природоведение вызывает в школьнике определенные эмоции посредством своих оригинальных дизайнерских средств. Педагогу необходимо лишь творчески подойти к предмету своей науки, и вызвать творческий интерес к нему школьников. Гармония, пропорция, мера симметрия - все имеет непосредственное эстетическое дизайнерское содержание. Можно рассматривать пропорциональность различных прямоугольников, гармонические колебания, формы кристаллов, типы математических доказательств – во всем можно обнаружить красоту и гармонию как проявление эстетического. Процесс обучения при правильном подходе учителя может для школьников обрести привлекательные черты, абстрактный научный термин – стать понятным. Все это способствует развитию интереса к самому предмету и формирует эстетическое развитие детей.

Одним из важных источников эстетического опыта школьников является внеклассная и внешкольная работа. Ее значение в формировании эстетической оценки у детей средствами дизайна велико. Такая работа обеспечивает творческое развитие личности, дает возможности проявить себя. В рамках внеклассных занятий ребята посещают изокружки и студии, кружки мягкой игрушки и аппликации, ставят спектакли, и импровизации… все это является стимулом развития лучших черт и качеств личности посредством дизайнерских средств.

Таким образом, исследования ученых установили, что формирование эстетической оценки с помощью произведений дизайна зависит от условий, в которых будет осуществляться эта деятельность. К педагогическим условиям можно отнести создание эстетической развивающей среды, участие детей в ее преобразовании; подготовку детей к восприятию произведений дизайна и других видов искусства, самостоятельная  художественная деятельность, использующая разнообразный материал (и дизайн, и музыку  и др.); сотворчество педагогов, детей и родителей, систематическое и содержательное общение с произведениями различных видов искусства и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование эстетической воспитанности у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира"

Статья "Формирование эстетической воспитанности у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира"...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья "Педагогические условия формирования самооценки младшего школьника"...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ

Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Н...

Мастер-класс по теме: «Организационно-педагогические условия формирования коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью»

Актуальность проблемы формирования коммуникативной компетентности в младшем школьном возрасте подчеркивается ее теоретической, практической и социальной значимостью, необходимостью определения содержа...

Декоративно-прикладное искусство как условие формирования эстетического отношения младших школьников

В статье рассматривается декоративно-прикладное искусство как условие формирования эстетического отношения младших школьников. Отмечается, что все произведения декоративно-прикладного творчества созда...

«Педагогические условия формирования социальной компетенции учащихся в условиях надомного обучения».

Развитие социальной компетентности необходимо ребенку для успешного вхождения в социум.Принципиальными являются следующие представления:- педагогическая поддержка ребенка в образовании, в которой восп...

Автореферат магистерской диссертации на тему "Психолого-педагогические условия формирования навыков самоконтроля у детей 6-7 лет с задержкой психического развития"

     В автореферате рассматривается вопрос актуальности данной проблемы, цели, задачи, организация, основные этапы исследования; научная и теоретическая значимость данного исслед...