ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОБРАЗЫ РУССКИХ И ТУВИНСКИХ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ГЕРОИНЬ
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОБРАЗЫ РУССКИХ И ТУВИНСКИХ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ГЕРОИНЬ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОБРАЗЫ РУССКИХ И ТУВИНСКИХ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ГЕРОИНЬ
Писатели, поэты, художники всегда черпали свое вдохновение в красоте в целом и женской красоте в особенности. А. П. Чехов писал: «Правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле».Актуальность исследования обоснована тем фактом, что представление о красоте относится к числу важнейших понятий человеческого социума, а также тем, что в настоящее время крайне мало работ, посвященных сравнительному анализу женской красоты в русской и тувинской фольклористике. Между тем такие работы позволят увидеть, как представлен идеал женской красоты в языковом сознании русского и тувинского народов. Это будет способствовать пониманию чужой культуры, осознанию своеобразия собственной культуры, будет способствовать комфортному существованию в условиях поликультурного общества.
В качестве материала для исследования использованы русские и тувинские волшебные сказки, сказания. Всего было проанализировано 12 русских сказок и 8 тувинских сказок[1,2].
Красота особенно ярко проявляется на контрасте. По этой причине представляется целесообразным рассмотреть и понятие не-красоты (безобразия, уродства), описание которых тоже можно найти в русском и тувинском фольклоре.
Изучением красоты женщин в русском устном народном творчестве занимались такие ученые, как Л. Г. Бараг, Н. М. Герасимова, О. А. Давыдова, о красоте женщины в тувинском фольклоре упоминалось в работах М. Монгуша, С. А. Сарыг-оола, Д. С. Куулара. Были исследованы некоторые аспекты, связанные с этим понятием, а именно: описывались образы земных и неземных женщин в фольклоре, некоторые формулы красоты в русских песнях, былинах, легендах, мифах, обрядах, а также в малых жанрах фольклора. Применительно к тувинской фольклористике понятие красоты исследовалось главным образом в сказках, легендах.
В работе принято следующее определение сказки: «Сказка – эпическое устное художественное произведение, преимущественно прозаическое, волшебное, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел» [4, Э.В.Померанцева. 1971г.]
Известно, что исследователи выделяют разные виды сказок: о животных, бытовые, волшебные [5].
Волшебные сказки характеризуются тем, что их главным действующим лицом является человек, и обязательно присутствуют волшебные силы и чудеса. Именно в волшебных сказках встречается много красавиц, за любовь которых сражаются герои – царевичи, королевичи, выходцы из простого народа.
В «Толковом словаре русского языка» С.Ожегова, в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.Даля, красота определяется как «все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение» [6,с.304; 7, с.308 ].
Красота́ - это эстетическая категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение. Красота является одной из важнейших категорий культуры [7, http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BE%D1%8%D0%B0]
Русские и тувинские сказки уделяют большое внимание женской красоте. Женская красота в сказках настолько поражает своим великолепием, она «единственная в своем роде» (И. П. Черноусова), необыкновенная, исключительная, что не поддается словесному описанию. Именно поэтому несмотря на огромное количество волшебных сказок как в тувинском, так и русском фольклоре, где есть описания красоты женщины, воссоздать словесный образ красавицы довольно сложно.
В большинстве волшебных сказок двух народов красивая девушка должна обладать белым, сочным, гладким лицом, черными соболиными бровями, лебединой походкой; она обязательно с длинной косой: в русских сказках– «русой до пояса», в тувинских –волосы цвета воронова крыла достигают земли. У красавицы в русских сказках – голубые, синие, в тувинских – черные или темно-карие глаза.
Уникальность красоты женщин в русских и тувинских сказках описывается примерно одинаковыми выражениями: неписаной красоты, ненаглядная, неописуемая, невиданная, неслыханная, ни в сказке сказать, ни пером описать, ни вздумать, ни гадать и др.
При описании красоты женщины, девушки в русских сказках часто используется цвет (алый, красный, белый, голубой и его оттенки): «А в некотором царстве, в таком- то государстве живет Елена Прекрасная – невиданной красоты: алый цвет у ней по лицу рассыпается, белый пух по груди расстилается, и видно, как мозжечок из косточки в косточку переливается». В русских волшебных сказках запечатлены такие признаки внешней красоты женщины, как белое круглое румяное лицо, ясные глаза, черные соболиные брови, статная фигура, плавная походка. При описании тувинской красавицы также обращается внимание на белое круглое лицо, стройность фигуры, грациозность движений.
В русских и тувинских сказках красота девушки сопоставляется с красотой окружающей природы: «Никого нет красивее Доспан. Только горная родина наша, где туманы отарой плывут, где рождаются реки, где лугов и лесов изумруд, где росистые утра встают, может сравниться с ее красотой… Красота Доспан с осенним лесом может сравниться» («Сказанние о Танну-Ола»).
При описании женской красоты широко используются в волшебных сказках двух народов изображения небесных светил. Ср.: рус. «Выходит Василиса Премудрая: на лазорьевом платье – частые звезды, на голове – месяц ясный»; тув. «Излучающая сияние солнца и луны, Золотая Дангына готовит чай» («Героические тувинские сказания»)
Как в русских, так и в тувинских сказках красота женщины, девушки связана с биологическим возрастом. Как правило, красавицы юны и молоды, полны сил. В русских волшебных сказках красивой считается девица с момента совершеннолетия до замужества. Как правило, и в тувинских сказках красивой считается девушка предбрачного возраста.
Нередко в сказках героиня-красавица обладает волшебными навыками, чудесными способностями (может превращаться в животных и предметы неживой природы). Ср.: рус. «Лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с себя лягушачью кожу и обернулась Василисой Премудрой» («Царевна -лягушка»); тув. «ЗолотаяДангына превратилась в маленький уголек» [8, «Тувинские героические сказания» с.80]; - может разговаривать с природой и управлять ею, понимать язык птиц и зверей. Ср.: рус. « Махнула Василиса Премудрая левым рукавом – поплыли по озеру белые лебеди» («Царевна -лягушка»); тув. «Вот вам, скалы, мой дар – букет ярких цветов. Не грустите, я к вам завтра вернусь» («Сказание о Танну-Ола»).
Русские и тувинские красавицы способны на любые лишения и жертвы во имя любимого, возлюбленного, мужа, жениха. Ради своих любимых они готовы «три пары железных башмаков истоптать», «три каменных просвиры, три каменных хлеба изглодать».
Внешняя красота женщины в русских и тувинских сказках всегда предполагает внутреннюю красоту. Красивые женщины умны, добры, независтливы, трудолюбивы. Красота без внутреннего наполнения в представлении народа немного стоит. Такое понимание красоты отражено в пословицах и поговорках: Красавица без ума — что кошелек без денег. Красавице ум не помеха.
Героинь русских народных сказок именуют в зависимости от социального статуса. Если эта богатая девушка, дочь царя или правителя какого-либо государства, девица зовется именами Василиса Прекрасная, Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Елена Премудрая, Марья Моревна, Василиса-царевна, Царевна-Несмеяна, Натасья-королевна и т.п. Часто уже имена женщин свидетельствуют о их внешней красоте. Крестьянским девушкам и сироткам даются имена: Марьюшка, Настенька, Машенька, Аленушка, Василисушка, Аннушка. Иногда героини имеют составные имена Настасья Золотая Коса, Марья Краса – Долгая Коса, Белая Лебедь Захарьевна, Лебедь-птица – красная девица, Ненаглядная Красота. Прекрасных женщин в тувинских волшебных сказках именуют также в зависимости от социального положения и возраста. Если девушка простая, она может зваться следующими именами: Биче-кыс, Алдын-кыс, Нагыр-Чечек, Чечен-кыс, Березовая девушка (Хадын-кыс), ,Алдын-Оюу, Бора-Шээлей… А если героиня – дочь хана или богача, ее чаще зовут: Золотая Дангына (АлдынДангына), Сияющая Красота, реже – Доспан.
Особенно ярко внешняя женская красота раскрывается на контрасте, при описании некрасивых, даже уродливых женских образов в сказках.
Для описания не-красоты (безобразия, уродства) в русских и тувинских волшебных сказках так же, как и для красоты, бывает недостаточно слов. У некрасивых, безобразных женщин нет определенного возраста: некрасивыми, «ведьмами» могут являться старые и молодые мачехи, их дочери, старшие и младшие завистливые сестры, соперницы, пытающиеся забрать жениха у красавицы, злые жены, богатые девушки, и, конечно же, престарелые, много пожившие старухи – рус.Баба - Яга и тув. Чылбыга.
Чтобы подчеркнуть безобразие этих женщин в русских и тувинских сказках используется прием выделения необычных, отличающихся от нормы особенностей внешности. При этом эти женщины полны злобы к людям, живут в необычных местах, дружат с нечистой силой. В русских сказках Баба- Яга описывается как «Яга – костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос» («Финист – ясный сокол»), ее метлу носят черти, ее избушка «на курьих ножках», она «выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, а на костях покатается» («Гуси-лебеди «). Отклонение от нормы в описании некрасивых женских образов находим в русской сказке «Крошечка-Хаврошечка» : «у мачехи есть три дочери, одна – Трехглазка, другая – Одноглазка». Тувинская Чылбыга – старая, ужасная женщина, которая также занимается людоедством. В сказках ее размеры превышают размеры юрты, деревьев. Она может превращаться в разных зверей, птиц, и из жалкой и, казалось бы, беззащитной бабушки становиться безобразной огромной ведьмой.
В большинстве случаев внешняя не-красота этих женщин тесно связана с их внутренней некрасивостью: они уродливы внешне, так же, как и коварны, злобны, беспощадны, завистливы, надменны, необщительны, глупы, ленивы. Так, образ нежной, доброй и любящей падчерицы в русских сказках сопоставляется с образами холодной, надменной, злобной, несправедливой мачехи и ее дочерей. В сказках некрасивые завистливые сестры могут чинить препятствия, соперницы – отобрать жениха любой ценой, злые жены обмануть. В тувинской сказке «Кодур-оол и Биче-кыс» злая девушка Чилбакай использует свое знатное происхождение и богатство, свое необычное умение превращаться в различные предметы природы с дурными намерениями - чтобы отобрать у Биче-кыс любимого.
Таким образом, в русских и тувинских волшебных сказках внешняя женская красота связана с внутренней красотой. Женская красота особенно отчетливо выделяется на контрасте при описании некрасивых женских образов. Женское уродство, безобразие обязательно подразумевает и некрасивые внутренние качества. При описании женской красоты и не-красоты (безобразия, уродства) в волшебных сказках используются специальные языковые формулы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование нравственных качеств младших дошкольников через художественно-эстетическое развитие.
Формирование нравственных качеств младших дошкольниковчерез художественно-эстетическое развитие....
«Система воспитательной работы по формированию гражданско-патриотических и эстетических качеств младших школьников на примере учащихся специализированного хореографического класса МОБУ СОШ № 27 города Якутска»
Младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования мировоззрения личности. Чувства любви к родному краю, гордости за свою родину, чувство красоты природы, произведени...
Формирование толерантности и нравственно-патриотических качеств младших школьников через урочную и внеурочную систему в рамках ФГОС.
Защита опыта работы...
Формирование духовно – нравственных качеств младших школьников через занятия во внеурочной деятельности.
Во все века люди высоко ценили духовно – нравственную воспитанность. Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о буд...
«Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения через реализацию технологии деятельностного метода»
Представляю обобщение своего опыта работы на тему «Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения через реализацию технологии деятельностного метода&raq...
Формирование нравственно-эстетической личности младшего школьника через уроки окружающего мира и внеклассную работу.
Статья на тему: Формирование нравственно-эстетической личности младшего школьника через уроки окружающего мира и внеклассную работу....
Формирование нравственных качеств младших школьников через сочувствие, сопереживание и милосердие
Формирование ценностных жизненных ориентаций...