Программа по технологии 4 класс (по Шпикаловой)
рабочая программа по технологии (4 класс) на тему

Программа по технологии 4 класс "Школа России" (по Шпикаловой)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_tekhnologii_4_klass.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       Пояснительная записка

Рабочая программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного  стандарта начального общего образования (приказ  №1089 от 05.03.2004 г.), на основании Федерального базисного учебного плана для начального общего образования (приказ №1312 от 09.03.2004г.) и авторской программы                        « Изобразительное искусство и художественный труд» (Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. Часть II. Изобразительное искусство и художественный труд. Авторы Шпикалова Т. Я., Е. В. Алексеенко,  Л. В. Ершова, Н. Р. Макарова, А. Н. Щирова. Рекомендовано Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2005).

В федеральном базисном учебном плане на изучение «Технологии» в 4 классе отводится 68 часов в год.

Программа   ориентируется на реализацию следующих задач:

- овладение начальными трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда, полезных для человека и общества; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

- развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера;

- освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира; формирование первоначальных представлений о мире профессий;

- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда; интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

- формирование чувства национального достоинства, культуры межнационального общения, умения видеть памятники истории и культуры в связи с историей, бытом и жизнью народа;                                                                                                                                              - формирование образного мышления, творческого воображения, культурно-исторической памяти в процессе комплексного освоения искусства России.

Обучение учебному предмету способствует: умению выделять признаки и свойства объектов окружающего мира; высказывать суждения на основе сравнения их функциональных и эстетических качеств, конструктивных особенностей; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера); умение использовать измерения для решения практических задач; планировать и организовывать свою деятельность и др.  Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат.

Основная форма организации учебного процесса – это уроки, в том числе уроки-конкурсы, уроки-вернисажи. Наряду с основной формой организации учебного процесса программа предполагает  проведение экскурсий, посещение выставок в школе искусств; использование видеоматериалов о художественных музеях и картинных галереях.

          В основе методики преподавания курса лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета.                                                                                                                           При этом используются разнообразные методы и формы обучения:                                                                    - наблюдение явлений природы и общественной жизни                                                                            - практические работы

- творческие задания

- дидактические и ролевые игры

- учебные диалоги

- моделирование объектов и явлений окружающего мира.

В настоящее время в современном обществе стремительно растёт количество информации и, вследствие этого, жизненной необходимостью для каждого человека становится важным умение получать, перерабатывать и хранить её. Поэтому информатика играет особую роль в эпоху перехода от общества индустриального к обществу информационному. Раздел «Практика работы на компьютере» предусматривает обучение младших школьников использованию компьютерных программ как средств учебного назначения, позволяя расширить ряд информационных источников.

Данный учебный модуль направлен на подготовку учеников к жизни и деятельности в информационном пространстве и владению информационной культурой.

                                        

                             Содержание учебного материала 4 класс

Работа с природными материалами                                                                                                                                        Праздничный букет из живых цветов. Выбор цветов для составления праздничного букета, различие цветов и стеблей по форме, размеру, цвету;  декор цветочных композиций (веточками, прутьями, травами).

 Приемы обработки и декорирования изделий из пластических и природных  материалов, создание художественных изделий по мотивам традиционных школ народного мастерства из  глины. Знакомство с разновидностями рельефов: барельеф. Проектирование и выполнение в материале сувенира с древними символами своего села; создание коллективной объемной композиции (панно для оформления интерьера) на основе соединения декоративных пластин с изображением древних символов земли, воды, солнца, древа жизни и бусинок разных размеров. Использование разнообразных приемов лепки и декорирования изделия.

Конструирование изделий по заданным условиям и собственному замыслу; самостоятельное предварительное планирование работы, организация рабочего места, сотрудничество в трудовом процессе, самоконтроль, самостоятельное выявление дефектов изделия, их устранение; самооценка работы.

Работа с бумагой  

Приемы обработки бумаги: выбор бумаги (по цвету, фактуре, плотности, текстуре); разметка по образцу, по шаблону, сгибу, готовой вспомогательной форме; выкраивание деталей в разворот и из заготовок, сложенных многократно. Выполнение изделий из бумаги с помощью складывания, художественного вырезывания, оригами, аппликации; организация рабочего места; практическая работа по технологической карте; проведение мини-мастер-классов; организация выставок творческих работ и экскурсий; коллективная оценка результатов работы.

Конструирование в технике модульного оригами-звезды; объемное конструирование на основе цилиндрической и конусообразной поверхностей (подставки, солонки по мотивам городецких изделий) и приема передачи объема с помощью бумажной ленты; прокалывания, аппликации;  комплект предметов для письменного стола в технике оригами, гофрирования (елочные структуры), аппликации; рельефное панно с деталями в технике художественной вырезанки приемами скручивания, гофрирования по мотивам традиционного русского деревянного зодчества; панно в технике асимметричной вырезанки по мотивам природных и архитектурных достопримечательностей родного края.

Работа с тканью  

Изделия народных мастеров родного края. Геометричность тканых узоров. Ритмичность и уравновешенность колорита тканого орнамента. Ознакомление с народной вышивкой на предметах быта и народной одежде. Традиционная технология выполнения вышивки «набор», ее варианты. Использование вышивки в дизайне упаковки  для праздничного подарка. Ознакомление с лоскутной техникой. Приемы лоскутного шитья в технике «ляпачиха»; композиция и колорит в лоскутном изделии (декоративное панно из лоскута на основе ляпачной техники).

Информатика и информационно-коммуникационные технологии

Знакомство с компьютером: файлы и папки. Техника безопасности, правила работы на компьютере. Файлы. Полное имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами). Компьютерное письмо. Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод прописных букв, ввод букв латинского алфавита, сохранение текстового документа, открытие документа, создание нового документа, выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. Организация текста. Заголовок, подзаголовок, основной текст. Выравнивание абзацев.

Печатные публикации. Виды печатных публикаций. Программы для создания печатных публикаций. Иллюстрации в публикациях. Схемы в публикациях. Таблицы в публикациях. Столбцы и строки.

Электронные публикации. Виды электронных публикаций: презентации, электронные учебники и энциклопедии, справочные системы, страницы сети Интернет. Примеры программ для создания электронных публикаций. Звук, видео и анимация в электронных публикациях. Вставка звуков и музыки в электронные публикации. Вставка анимации и видео в электронные публикации. Порядок действий при создании электронной публикации. Подготовка презентаций.

Источники информации для компьютерного поиска: компакт-диски CD («си-ди») или DVD («ди-ви-ди»), сеть Интернет, постоянная память компьютера. Способы компьютерного поиска информации. Поисковые системы. Примеры программ для локального поиска. Поисковые системы в сети Интернет. Поисковые запросы. Сохранение результатов поиска. Поиск изображений. Сохранение найденных изображений.

Требования к уровню подготовки учащихся,                                            оканчивающих  начальную школу

В  результате  изучения технологии  ученик  должен  знать:

- название, назначение ручных инструментов для обработки разных материалов (бумага, картон, глина, пластилин, ткань и т.д.) и правила пользования ими;                                                                                                                    - приёмы разметки (шаблоном, линейкой, циркулем);                                                     - виды соединений разных материалов (разъёмные, неразъёмные);                                           - особенности вышивки разных регионов России;                                                              - традиционное искусство лоскутного шитья, набойки, ткачества;                                    - виды природных материалов, используемых в плетении;                                                 - что такое полное имя файла;                                                                                                    - правила безопасного труда и личной гигиены при обработке различных материалов (в том числе с компьютером).

В  результате  изучения технологии  ученик  должен  уметь:

- анализировать произведения искусства, выражая своё эмоционально-эстетическое отношение к их содержанию и художественной форме;                              - решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий с использованием технологической карты, технического рисунка, эскиза;                           - комбинировать различные приёмы работы с бумагой для достижения выразительного образа художественной вещи;                                                                          -выполнять разные виды швов по мотивам народной вышивки;                                     -использовать простейшие выкройки для изготовления изделий;                                  -выполнять рельефные и объёмные многофигурные композиции из глины;                 -изготавливать изделия из природных материалов в технике плетения на основе простейших приёмов технологии в народном творчестве;                                  -производить операции с файлами и папками: создавать, удалять, копировать, перемещать;                                                                                                                          -набирать текст на клавиатуре;  сохранять набранные тексты, открывать ранее сохраненные текстовые документы и редактировать их;                                                                                          - копировать, вставлять и удалять фрагменты текста;                                                          - устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв;                                             - вставлять изображения в печатную публикацию;                                                  - включать в электронную публикацию звуковые, видео- и анимационные элементы; искать, находить и сохранять изображения и тексты, найденные с помощью поисковых систем.

Тематическое планирование по технологии в 4 «Б» классе                                               68 часов (2 часа в неделю)

Раздел

Название разделов

Количество часов

1

Работа с природными материалами


12

2

Работа с бумагой


34

3

Работа с тканью

10

4

Информатика и информационно-коммуникационные технологии

 

12

 

Итого

68

Календарно-тематическое планирование по технологии в 4 «Б» классе

Дата

Тема урока


1

Работа с природными материалами – 12 часов

Искусство составления букета.

2

Составление букета из живых природных форм.

3

Скопинские  фантазии  из глины.

4

Техника  работы  с глиной.

5

Импровизации из глины. Коллективно панно.

6

Лепка из пласта, из целого куска, рельеф.

7

Глина: конструирование из пласта. Декор.

8

Истоки  народной игрушки.

9

Богородские игрушки.

10

Конструирование: традиционные образы-символы

11

Народные игрушки из природных материалов.

12

Народные игрушки из природных материалов.

Работа с бумагой – 34 часа

13

В  гости  к мастеру. Косое плетение из бумаги.

14

Косое плетение из бумаги.

15

Косое плетение из бумаги.

16

Косое плетение из бумаги.

17

Природа  и  архитектура. Бумага: симметричная вырезанка

18

Природные и архитектурные мотивы родного края. Вырезанка.

19

Бумага: симметричная вырезанка

20

Мой  добрый  подарок. Бумага: симметричная вырезанка

21

Забавный сувенир. Бумага: симметричная вырезанка

22

Конструирование: архитектурные объемы из бумаги

23

Конструирование: архитектурные объемы из бумаги

24

Конструирование: оригами и гофрирование.

25

Конструирование: оригами и гофрирование.

26

Конструирование: оригами и гофрирование.

27

Традиции  Нового года. Проект «Новогодняя игрушка».

28

Творческий проект «Новогодняя игрушка».

29

Конструирование: елочные украшения.

30

Конструирование: елочные украшения.

31

Конструирование: елочные украшения.

32

Конструирование: елочные украшения.

33

Подарочный набор. Аппликация.

34

Подарочный набор. Аппликация.

35

Комплект принадлежностей для письменного стола.

36

Комплект принадлежностей для письменного стола.

37

Какой  должен  быть подарок? Упаковка для праздничного подарка.

38

Какой  должен  быть подарок? Упаковка для праздничного подарка.

39

Деревенская улица. Рельефное панно.

40

Деревенская улица. Рельефное панно.

41

Деревенская улица. Рельефное панно.

42

Деревенская улица. Рельефное панно.

43

Конструирование: модульное оригами

44

Конструирование: модульное оригами

45

Конструирование: модульное оригами

46

Конструирование: модульное оригами

Работа с тканью – 10 часов

47

Знакомство с Ляпачной техникой.

48

Декоративное панно.

49

Ляпачная техника: колорит и варианты пришивания лоскута

50

Ляпачная техника: колорит и варианты пришивания лоскута

51

 Конструирование: текстиль, шитье, аппликация

52

Конструирование: текстиль, шитье, аппликация

53

Радужные узоры. Вышивание.

54

Вышивание.

55

Вышивание.

56

Вышивание.

Информатика и информационно-коммуникационные технологии-12 часов

   57

Техника безопасности, правила работы на компьютере. Файлы. Папки.

58

Операции над файлами и папками (каталогами): создание, копирование, перемещение, удаление.

59

Компьютерное письмо. Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов

60

Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов.

61

Печатные публикации. Виды печатных публикаций. Программы для создания печатных публикаций.

62

Иллюстрации в публикациях: вставка изображений в печатную публикацию.

63

Электронные публикации. Виды электронных публикаций. Примеры программ для создания электронных публикаций.

64

Звук, видео и анимация в электронных публикациях. Вставка звуков, музыки, анимации и видео  в электронные публикации.

65

Порядок действий при создании электронной публикации. Подготовка презентаций.

66

Источники информации для компьютерного поиска.

Способы компьютерного поиска информации. Поисковые системы.

67

Поисковые запросы. Сохранение результатов поиска.

68

Поиск изображений. Сохранение найденных изображений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой

Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...

Рабочая программа по изобразительному искусству автор Шпикалова программа "Перспектива" ова 3 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса по программе "Перспектива" автор Шпикалова...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Авторская программа «Изобразительное искусство» под редакцией Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В. и ориентирована на работу по УМК «Перспектива»

·         _ воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравс...

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 1 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС

Программа учебного курса «Технология» для 1 класса   по технологии  и авторской программы  курса «Технология»  Н. А. Цирулик по ФГОС...

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса   по технологии  и авторской программы  курса «Технология»  Н. А. Цирулик по ФГОС...

Рабочая программа учебного курса Изобразительное искусство. Шпикалова Т.Я. 2 класс. "Перспектива"

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учётом возможностей учебно-методической си...