Программа по технологии 4 класс (по Шпикаловой)
рабочая программа по технологии (4 класс) на тему
Программа по технологии 4 класс "Школа России" (по Шпикаловой)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_tekhnologii_4_klass.doc | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ №1089 от 05.03.2004 г.), на основании Федерального базисного учебного плана для начального общего образования (приказ №1312 от 09.03.2004г.) и авторской программы « Изобразительное искусство и художественный труд» (Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. Часть II. Изобразительное искусство и художественный труд. Авторы Шпикалова Т. Я., Е. В. Алексеенко, Л. В. Ершова, Н. Р. Макарова, А. Н. Щирова. Рекомендовано Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2005).
В федеральном базисном учебном плане на изучение «Технологии» в 4 классе отводится 68 часов в год.
Программа ориентируется на реализацию следующих задач:
- овладение начальными трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда, полезных для человека и общества; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
- развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера;
- освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира; формирование первоначальных представлений о мире профессий;
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда; интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
- формирование чувства национального достоинства, культуры межнационального общения, умения видеть памятники истории и культуры в связи с историей, бытом и жизнью народа; - формирование образного мышления, творческого воображения, культурно-исторической памяти в процессе комплексного освоения искусства России.
Обучение учебному предмету способствует: умению выделять признаки и свойства объектов окружающего мира; высказывать суждения на основе сравнения их функциональных и эстетических качеств, конструктивных особенностей; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера); умение использовать измерения для решения практических задач; планировать и организовывать свою деятельность и др. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат.
Основная форма организации учебного процесса – это уроки, в том числе уроки-конкурсы, уроки-вернисажи. Наряду с основной формой организации учебного процесса программа предполагает проведение экскурсий, посещение выставок в школе искусств; использование видеоматериалов о художественных музеях и картинных галереях.
В основе методики преподавания курса лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения: - наблюдение явлений природы и общественной жизни - практические работы
- творческие задания
- дидактические и ролевые игры
- учебные диалоги
- моделирование объектов и явлений окружающего мира.
В настоящее время в современном обществе стремительно растёт количество информации и, вследствие этого, жизненной необходимостью для каждого человека становится важным умение получать, перерабатывать и хранить её. Поэтому информатика играет особую роль в эпоху перехода от общества индустриального к обществу информационному. Раздел «Практика работы на компьютере» предусматривает обучение младших школьников использованию компьютерных программ как средств учебного назначения, позволяя расширить ряд информационных источников.
Данный учебный модуль направлен на подготовку учеников к жизни и деятельности в информационном пространстве и владению информационной культурой.
Содержание учебного материала 4 класс
Работа с природными материалами Праздничный букет из живых цветов. Выбор цветов для составления праздничного букета, различие цветов и стеблей по форме, размеру, цвету; декор цветочных композиций (веточками, прутьями, травами).
Приемы обработки и декорирования изделий из пластических и природных материалов, создание художественных изделий по мотивам традиционных школ народного мастерства из глины. Знакомство с разновидностями рельефов: барельеф. Проектирование и выполнение в материале сувенира с древними символами своего села; создание коллективной объемной композиции (панно для оформления интерьера) на основе соединения декоративных пластин с изображением древних символов земли, воды, солнца, древа жизни и бусинок разных размеров. Использование разнообразных приемов лепки и декорирования изделия.
Конструирование изделий по заданным условиям и собственному замыслу; самостоятельное предварительное планирование работы, организация рабочего места, сотрудничество в трудовом процессе, самоконтроль, самостоятельное выявление дефектов изделия, их устранение; самооценка работы.
Работа с бумагой
Приемы обработки бумаги: выбор бумаги (по цвету, фактуре, плотности, текстуре); разметка по образцу, по шаблону, сгибу, готовой вспомогательной форме; выкраивание деталей в разворот и из заготовок, сложенных многократно. Выполнение изделий из бумаги с помощью складывания, художественного вырезывания, оригами, аппликации; организация рабочего места; практическая работа по технологической карте; проведение мини-мастер-классов; организация выставок творческих работ и экскурсий; коллективная оценка результатов работы.
Конструирование в технике модульного оригами-звезды; объемное конструирование на основе цилиндрической и конусообразной поверхностей (подставки, солонки по мотивам городецких изделий) и приема передачи объема с помощью бумажной ленты; прокалывания, аппликации; комплект предметов для письменного стола в технике оригами, гофрирования (елочные структуры), аппликации; рельефное панно с деталями в технике художественной вырезанки приемами скручивания, гофрирования по мотивам традиционного русского деревянного зодчества; панно в технике асимметричной вырезанки по мотивам природных и архитектурных достопримечательностей родного края.
Работа с тканью
Изделия народных мастеров родного края. Геометричность тканых узоров. Ритмичность и уравновешенность колорита тканого орнамента. Ознакомление с народной вышивкой на предметах быта и народной одежде. Традиционная технология выполнения вышивки «набор», ее варианты. Использование вышивки в дизайне упаковки для праздничного подарка. Ознакомление с лоскутной техникой. Приемы лоскутного шитья в технике «ляпачиха»; композиция и колорит в лоскутном изделии (декоративное панно из лоскута на основе ляпачной техники).
Информатика и информационно-коммуникационные технологии
Знакомство с компьютером: файлы и папки. Техника безопасности, правила работы на компьютере. Файлы. Полное имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами). Компьютерное письмо. Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод прописных букв, ввод букв латинского алфавита, сохранение текстового документа, открытие документа, создание нового документа, выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. Организация текста. Заголовок, подзаголовок, основной текст. Выравнивание абзацев.
Печатные публикации. Виды печатных публикаций. Программы для создания печатных публикаций. Иллюстрации в публикациях. Схемы в публикациях. Таблицы в публикациях. Столбцы и строки.
Электронные публикации. Виды электронных публикаций: презентации, электронные учебники и энциклопедии, справочные системы, страницы сети Интернет. Примеры программ для создания электронных публикаций. Звук, видео и анимация в электронных публикациях. Вставка звуков и музыки в электронные публикации. Вставка анимации и видео в электронные публикации. Порядок действий при создании электронной публикации. Подготовка презентаций.
Источники информации для компьютерного поиска: компакт-диски CD («си-ди») или DVD («ди-ви-ди»), сеть Интернет, постоянная память компьютера. Способы компьютерного поиска информации. Поисковые системы. Примеры программ для локального поиска. Поисковые системы в сети Интернет. Поисковые запросы. Сохранение результатов поиска. Поиск изображений. Сохранение найденных изображений.
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу
В результате изучения технологии ученик должен знать:
- название, назначение ручных инструментов для обработки разных материалов (бумага, картон, глина, пластилин, ткань и т.д.) и правила пользования ими; - приёмы разметки (шаблоном, линейкой, циркулем); - виды соединений разных материалов (разъёмные, неразъёмные); - особенности вышивки разных регионов России; - традиционное искусство лоскутного шитья, набойки, ткачества; - виды природных материалов, используемых в плетении; - что такое полное имя файла; - правила безопасного труда и личной гигиены при обработке различных материалов (в том числе с компьютером).
В результате изучения технологии ученик должен уметь:
- анализировать произведения искусства, выражая своё эмоционально-эстетическое отношение к их содержанию и художественной форме; - решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий с использованием технологической карты, технического рисунка, эскиза; - комбинировать различные приёмы работы с бумагой для достижения выразительного образа художественной вещи; -выполнять разные виды швов по мотивам народной вышивки; -использовать простейшие выкройки для изготовления изделий; -выполнять рельефные и объёмные многофигурные композиции из глины; -изготавливать изделия из природных материалов в технике плетения на основе простейших приёмов технологии в народном творчестве; -производить операции с файлами и папками: создавать, удалять, копировать, перемещать; -набирать текст на клавиатуре; сохранять набранные тексты, открывать ранее сохраненные текстовые документы и редактировать их; - копировать, вставлять и удалять фрагменты текста; - устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв; - вставлять изображения в печатную публикацию; - включать в электронную публикацию звуковые, видео- и анимационные элементы; искать, находить и сохранять изображения и тексты, найденные с помощью поисковых систем.
Тематическое планирование по технологии в 4 «Б» классе 68 часов (2 часа в неделю)
Раздел | Название разделов | Количество часов |
1 | Работа с природными материалами | 12 |
2 | Работа с бумагой | 34 |
3 | Работа с тканью | 10 |
4 | Информатика и информационно-коммуникационные технологии
| 12 |
| Итого | 68 |
Календарно-тематическое планирование по технологии в 4 «Б» классе
№ | Дата | Тема урока |
1 | Работа с природными материалами – 12 часов Искусство составления букета. | |
2 | Составление букета из живых природных форм. | |
3 | Скопинские фантазии из глины. | |
4 | Техника работы с глиной. | |
5 | Импровизации из глины. Коллективно панно. | |
6 | Лепка из пласта, из целого куска, рельеф. | |
7 | Глина: конструирование из пласта. Декор. | |
8 | Истоки народной игрушки. | |
9 | Богородские игрушки. | |
10 | Конструирование: традиционные образы-символы | |
11 | Народные игрушки из природных материалов. | |
12 | Народные игрушки из природных материалов. | |
Работа с бумагой – 34 часа | ||
13 | В гости к мастеру. Косое плетение из бумаги. | |
14 | Косое плетение из бумаги. | |
15 | Косое плетение из бумаги. | |
16 | Косое плетение из бумаги. | |
17 | Природа и архитектура. Бумага: симметричная вырезанка | |
18 | Природные и архитектурные мотивы родного края. Вырезанка. | |
19 | Бумага: симметричная вырезанка | |
20 | Мой добрый подарок. Бумага: симметричная вырезанка | |
21 | Забавный сувенир. Бумага: симметричная вырезанка | |
22 | Конструирование: архитектурные объемы из бумаги | |
23 | Конструирование: архитектурные объемы из бумаги | |
24 | Конструирование: оригами и гофрирование. | |
25 | Конструирование: оригами и гофрирование. | |
26 | Конструирование: оригами и гофрирование. | |
27 | Традиции Нового года. Проект «Новогодняя игрушка». | |
28 | Творческий проект «Новогодняя игрушка». | |
29 | Конструирование: елочные украшения. | |
30 | Конструирование: елочные украшения. | |
31 | Конструирование: елочные украшения. | |
32 | Конструирование: елочные украшения. | |
33 | Подарочный набор. Аппликация. | |
34 | Подарочный набор. Аппликация. | |
35 | Комплект принадлежностей для письменного стола. | |
36 | Комплект принадлежностей для письменного стола. | |
37 | Какой должен быть подарок? Упаковка для праздничного подарка. | |
38 | Какой должен быть подарок? Упаковка для праздничного подарка. | |
39 | Деревенская улица. Рельефное панно. | |
40 | Деревенская улица. Рельефное панно. | |
41 | Деревенская улица. Рельефное панно. | |
42 | Деревенская улица. Рельефное панно. | |
43 | Конструирование: модульное оригами | |
44 | Конструирование: модульное оригами | |
45 | Конструирование: модульное оригами | |
46 | Конструирование: модульное оригами | |
Работа с тканью – 10 часов | ||
47 | Знакомство с Ляпачной техникой. | |
48 | Декоративное панно. | |
49 | Ляпачная техника: колорит и варианты пришивания лоскута | |
50 | Ляпачная техника: колорит и варианты пришивания лоскута | |
51 | Конструирование: текстиль, шитье, аппликация | |
52 | Конструирование: текстиль, шитье, аппликация | |
53 | Радужные узоры. Вышивание. | |
54 | Вышивание. | |
55 | Вышивание. | |
56 | Вышивание. | |
Информатика и информационно-коммуникационные технологии-12 часов | ||
57 | Техника безопасности, правила работы на компьютере. Файлы. Папки. | |
58 | Операции над файлами и папками (каталогами): создание, копирование, перемещение, удаление. | |
59 | Компьютерное письмо. Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов | |
60 | Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. | |
61 | Печатные публикации. Виды печатных публикаций. Программы для создания печатных публикаций. | |
62 | Иллюстрации в публикациях: вставка изображений в печатную публикацию. | |
63 | Электронные публикации. Виды электронных публикаций. Примеры программ для создания электронных публикаций. | |
64 | Звук, видео и анимация в электронных публикациях. Вставка звуков, музыки, анимации и видео в электронные публикации. | |
65 | Порядок действий при создании электронной публикации. Подготовка презентаций. | |
66 | Источники информации для компьютерного поиска. Способы компьютерного поиска информации. Поисковые системы. | |
67 | Поисковые запросы. Сохранение результатов поиска. | |
68 | Поиск изображений. Сохранение найденных изображений. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой
Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...
Рабочая программа по изобразительному искусству автор Шпикалова программа "Перспектива" ова 3 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса по программе "Перспектива" автор Шпикалова...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Авторская программа «Изобразительное искусство» под редакцией Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В. и ориентирована на работу по УМК «Перспектива»
· _ воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравс...
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 1 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС
Программа учебного курса «Технология» для 1 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС...
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС...
Рабочая программа учебного курса Изобразительное искусство. Шпикалова Т.Я. 2 класс. "Перспектива"
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учётом возможностей учебно-методической си...