Рабочая программа по технологии для 3 класса
рабочая программа по технологии (3 класс) по теме
Тематическое планирование с УУД по учебнику Роговцевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_3_klass.docx | 55.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
I. Пояснительная записка
II.Содержание учебного предмета
2.1.Содержание учебного материала
2.2.График прохождения учебного материала
2.3.Планируемые результаты (требования к ЗУНам)
2.4.Критерии и нормы оценки
2.5.Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ
III.Содержание календарно-тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности (с УУД)
IV.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
4.1.Печатные пособия
4.2.Экранно-звуковые пособия
4.3.Технические средства обучения
4.4.Цифровые образовательные ресурсы
4.5. Учебно-практическое оборудование
4.6.Натуральные объекты, демонстрационные пособия, музыкальные инструменты, натуральный фонд
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе:
- Программы общеобразовательных учреждений.
- Программа к курсу « Технология » для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений / Н.М. Конышева . – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009.
- основной образовательной программы школы,
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
- планируемых результатов начального общего образования.
Программа по технологии разработана с учетом требований Государственного образовательного стандарта нового поколения к общим целям изучения курса. В качестве концептуальных основ данного учебного предмета использованы системно-деятельностный, здоровьесберегающий, гуманно-личностный, культурологический подходы.
Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.
Задачи изучения дисциплины:
- формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
- формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
- расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;
- расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
- развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
- развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);
- развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;
- развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
- формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
- формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;
- духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.
В свете современных требований к образованию ручные умения и владение технологиями могут выступать лишь в качестве средства, но никак не цели обучения. В данной программе ручной труд является прежде всего средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, мыслительной деятельности и творческого потенциала – т.е. общего развития ребёнка. Это и есть основная цель данного курса.
Начальная школа должна создать единую базу для последующей профильной, специальной работы. Ведущая роль отводится формированию дизайнерского мышления – особой установки сознания, которая позволяет человеку комплексно подходить к оценке и созиданию окружающей его предметной среды в целом и любого из её компонентов.
Согласно научным данным, дизайнерское мышление включает в себя следующие параметры:
- конструктивность – как общая способность выдвигать проектные идеи;
- целесообразность – как умение искать и находить средства и способы работы, которые отвечали бы точно поставленной цели;
- вариативность, гибкость – или умение выдвигать и разрабатывать не одну, а несколько проектных идей, несколько вариантов решения одной и той же задачи.
Помимо них в дизайнерском мышлении большое значение имеет общая мировоззренческая канва, т.е. понимание взаимосвязи «природа – человек – предметная среда». Формирование обобщённого дизайнерского мышления может быть наиболее успешно реализовано именно в рамках предметно – практической деятельности. При таком подходе это становится мощным стимулом экологического воспитания школьников, поскольку даёт правильное понимание места человека и создаваемой им среды в природе.
В методическом плане программа ориентируется на проектно-конструкторскую деятельность учащихся; основные акценты смещаются с изготовления поделок и репродуктивного овладения приёмами работы в сторону проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования приёмов и технологий. Репродуктивная деятельность на уроках занимает большое место в системе формирования практических приёмов работы. Эти приёмы представляют собой базу творчества, на основании которой ученик получает возможность самостоятельного и обоснованного выбора как материалов, так и способов действия.
Методической основой организации деятельности учащихся на уроке является творческий метод дизайна, поскольку он соединяет в себе как инженерно – конструкторский аспект, так и художественно – эстетический. В центр методической организации курса находится проектная деятельность учащихся.
Основной содержательный компонент программы 3 класса – проблема «Человек – Предмет – Среда», она разрабатывается обстоятельно, последовательно переходя от одной темы к другой. Проблема «мира вещей» наполняется достаточно глубоким смыслом. Прежде чем рассматривать конкретные правила дизайна, ученики осмысливают духовно – психологическое содержание предметного мира и его единство с миром природы. На базе этих представлений они разрабатывают бытовые вещи, каждый раз применяя в работе формулу «красота + польза», т.е. принцип единства в вещи утилитарного и эстетического начала. При проведении с детьми художественно – конструкторского анализа предметов учитель обращает внимание на более частные принципы, которые не формулируются, но неизменно учитываются в работе: композиционная целостность (основные закономерности гармонии), функциональность (степень соответствия формы, цвета, материала, декора основным функциям изделия), технологичность (лаконичность конструкции, адекватность способов работы), единство предмета и среды (стиль).
Основные разделы: «Формы и образы природы – образец для мастера» , «Вещи, создающие настроение праздника» , «Гармония стиля», «От мира природы к миру вещей».
Место учебного предмета в системе начального общего образования
Согласно базисному учебному плану начального общего образования, определённому ФГОС, на изучение учебного предмета «Технология» в 3 классе отводится 1 час в неделю ( 34 недели – 34 часа).
1 четверть – 9 часов
2 четверть – 7 часов
3 четверть – 10 часов
4 четверть – 8 часов
По курсу технологии во 2-4 классах предусмотрено выполнение творческих проектов.
II.Содержание учебного предмета
2.1. Содержание учебного материала
3 КЛАСС (34 часа)
Формы и образы природы — образец для мастера (12 часов)
Рукотворный мир — мир «второй природы». Компьютерные технологии на службе человека, возможности их использования в создании рукотворного мира.
Образы природы в изделиях мастеров. Передача наиболее характерных деталей в условных формах оригами. Новые приёмы изготовления изделий из бумаги способом складывания. Силуэт: красота линий и форм. Особенности силуэтных изображений, их разновидности и способы вырезания из бумаги. Выразительность силуэтных изображений. Изготовление узоров-силуэтов в квадрате и в полосе. Переработка образов природы при изготовлении бытовых вещей: в посуде, изделиях из бисера и пр. Технология изготовления декоративных изделий из бисера.
Характер и настроение вещи (10 часов)
Зависимость выбора формы, цвета, деталей отделки в изделии от его назначения. Конструирование изделий определённого назначения (передачи «характера и настроения» и вещах): пригласительных билетов и поздравительных открыток, настольных карточек, упаковок для подарков, ёлочных украшений.
Новые приемы построения форм и разметки деталей изделия. Разметка на листе неправильной формы с помощью угольника. Бумажная пластика. Конструирование объёмных изделий из бумаги. Приёмы работы с циркулем. Разметка деталей, построение форм с помощью циркуля. Конструирование и изготовление изделий с использованием циркуля.
Красота и уют нашего дома. Гармония стиля (8 часов)
Общее понятие о стилевой гармонии в комплектах вещей. Конструирование и изготовление вещей с учётом требований стилевой гармонии; новые приемы обработки ткани. Изготовление простейшей выкройки из бумаги. Разметка и раскрой парных деталей. Синтепон; разметка деталей на синтепоне. Сборка и отделка изделий из ткани.
Стилевые особенности записных книжек разного назначения. Конструирование записной книжки в мягкой обложке.
От мира природы — к миру вещей (4 часа)
Чудесный материал — соломка. Конструирование изделий из соломки. Использование человеком конструктивных особенностей природных объектов в рукотворных изделиях. Неподвижные и подвижные соединения и их использование в конструкциях. Конструирование изделий с неподвижными и подвижными соединениями деталей.
2.2. График прохождения учебного материала
№ | Тема | Кол-во часов | Сроки прохождения | Виды контроля |
1 четверть (9 часов) | ||||
1. | Формы и образы природы – образец для мастера. | 9 часов | Коллективная работа | |
2 четверть (7 часов) | ||||
2. | Формы и образы природы – образец для мастера. | 3 часа | ||
3. | Характер и настроение вещи. | 4 часа | Проектная деятельность | |
3 четверть (10 часов) | ||||
4. | Характер и настроение вещи. | 6 часов | ||
5. | Красота и уют нашего дома. Гармония стиля. | 4 часа | Выставка | |
4 четверть (8 часов) | ||||
6. | Красота и уют нашего дома. Гармония стиля. | 4 часа | ||
7. | От мира природы к миру вещей. | 4 часа | Защита проектов |
2.3. Планируемые результаты
Основные результаты освоения предметного содержания курса «Технология» в 3 классе
Учащиеся будут знать:
---- о предметном мире как основной среде обитания современного человека;
- о ценности и значении изучения объектов природы для создания гармоничного предметного мира (человек многое заимствует у природы и формах, устройстве изделий);
- общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство в использовании, эстетическая выразительность;
- наиболее распространённые виды соединения деталей в изделиях (неподвижное и подвижное), способы создания некоторых разновидностей неподвижных и подвижных соединений в конструкциях из различных материалов;
- правила безопасной работы с циркулем, шилом и канцелярским ножом;
- о выполнении построения и разметке деталей соответствующих форм (круг, равносторонний треугольник, вписанный в круг) с помощью циркуля;
- о построении прямоугольных фигур на листе неправильной формы с помощью угольника;
- о персональном компьютере как техническом средстве и возможностях его использования для решения простых художественно-конструкторских задач;
- об особенностях силуэтных изображений, их художественной выразительности и способах вырезания силуэтов различных видов из бумаги.
Учащиеся могут знать:
- о первичности мира природы по отношению к искусственно созданному миру вещей;
- о бионике как науке, использующей для решения технико-технологических задач «конструктивные изобретения» природы;
- об отдельных законах механики, используемых при конструировании предметной среды (на уровне общих представлений);
- о необходимости изменения и творческой переработки (стилизации) природных форм в бытовых вещах в соответствии с их функцией, о приёмах стилизации природных форм в вещах;
- о том, что вычурность в конструкции и отделке вещи сужает область её применения; универсальные вещи отличаются строгостью и простотой.
Учащиеся будут уметь:
- оценивать целесообразность конструкции и внешнего вида изделия с точки зрения его утилитарной функции;
- решать простые задачи конструктивного характера, связанные с изменением вида и способов соединения деталей (доконструирование или частичное переконструирование изделия) в соответствии с новыми требованиями и условиями использования изделия;
- выполнять построение и разметку фигур с помощью циркуля;
- выполнять построение прямоугольника на листе неправильной формы с помощью угольника и линейки;
- соблюдать безопасные приемы работы с новыми инструментами — циркулем и канцелярским ножом, правильно их использовать;
- соблюдать безопасные приёмы работы на компьютере;
- рассказывать о профессии своих родителей и сферах человеческой деятельности, к которым эти профессии относятся (региональный компонент);
- выполнять шов «назад иголку» и использовать его при изготовлении изделий;
- изготавливать изделия из бисера по простым схемам; целенаправленно вносить изменения в схемы в соответствии с простыми задачами конструктивного и декоративного плана;
- изготавливать изделия из различных пластических материалов;
- использовать комбинированные техники при изготовлении изделий в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.
Учащиеся могут уметь:
- осознанно подбирать материалы для изделий на основе полученных представлений об их конструктивных и декоративно-художественных свойствах и в соответствии с поставленной задачей;
- находить и представлять сведения о массовых профессиях и технологии производства искусственных материалов, о природных материалах Ростовской области (региональный компонент);
- придумывать и изготавливать несложные комплекты изделий по принципу стилевой гармонии;
- выполнять стебельчатый шов и использовать его при изготовлении изделий;
- конструировать простые изделия (или дорабатывать конструкции) с учетом некоторых требований и законов механики.
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные
У учащихся будут сформированы:
- положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
- осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
- уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
- понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире;
- представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов;
- понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
- чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания;
Могут быть сформированы:
- устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
- установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
- привычка к организованности, порядку, аккуратности;
- адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
- чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов;
Предметные
Учащиеся научатся:
- использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
- правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
- отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборки и отделки изделия;
- работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
- изготавливать плоскостные и объёмные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
- решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность – и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности;
Учащиеся получат возможность научиться:
- определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
- творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
- понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т. е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
- понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, знаки Солнца, Земли и Воды в форме и декоре бытовых вещей);
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
- планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
- следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
- руководствоваться правилами при выполнении работы;
- устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получение необходимых результатов;
- осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
- прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения;
Познавательные
Учащиеся научатся:
- находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
- анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
- анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
- выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
- использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями;
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
- самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
- создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;
- понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументировано защищать продукт проектной деятельности;
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
- формулировать собственные мнения и идеи, аргументировано их излагать;
- выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
- в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
- проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.
- 2.4. Критерии и нормы оценки
- Примерные нормы оценки практической работы
- Организация труда
- Отметка «5» ставиться, если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам - бережное, экономное.
- Отметка «4» ставиться, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности.
- Отметка «3» ставиться, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, организации рабочего места.
- Отметка «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, правил техники безопасности, которые повторялись после замечаний учителя.
- Приемы труда
- Отметка «5» ставиться, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.
- Отметка «4» ставиться, если приемы выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было на рушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.
- Отметка «3» ставиться, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечания учителя, допущены незначительные нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.
- Отметка «2» ставится, если неправильно выполнялись многие виды работ, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме учащегося или поломке инструмента (оборудования).
- Качество изделий (работы)
- Отметка «5» ставиться, если изделие выполнено точно по чертежу; все размеры выдержаны; отделка выполнена в соответствии с требованиями инструкционной карты или по образцу.
- Отметка «4» ставиться, если изделие выполнено по чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого.
- Отметка «3» ставиться, если изделие выполнено по чертежу с небольшими отклонениями; качество отделки удовлетворительное.
- Отметка «2» ставится, если изделие выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует образцу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия.
- Норма времени (выработки)
- Отметка «5» ставиться, если задание выполнено в полном объеме и в установленный срок.
- Отметка «4» ставиться, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 10%.
- Отметка «3» ставиться, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 25%.
- Отметка «2» ставится, если на выполнение работы затрачено времени против нормы больше чем на 25%.
III. СОДЕРЖАНИЕ КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ууд).
- Технология 3 класс Н. М. Конышева (1 час в неделю, 34 недели – 34 часа).
№ | Дата п/пл. | Факт дата | Тема урока. изделия | Элементы содержания | Характеристика учебной деятельности учащихся | Формирование УУД | Вид контроля |
1. | 1 чет. (9 ч) | Вводный урок. Техника безопасности на уроке. | Ознакомление с порядком организации работы на уроках труда, с правилами по технике безопасности, с требованиями аккуратности и четкости выполнения работы | Знать правила техники безопасности при работе с ножницами, клеем, шилом, иглой | Личностные результаты - Создание условий для формирования следующих умений: - отзывчиво относиться к одноклассникам и проявлять готовность оказать им посильную помощь; - проявлять интерес к историческим традициям своего края и России; - испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании; - принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним; - опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-техно- логические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла. Метапредметные результаты Регулятивные УУД - совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения; - совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему; - совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное; - самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи); - коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты; - осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертѐжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки; - выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям. Познавательные УУД - С помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертѐж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, сети Интернет; - открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений; - преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах). Коммуникативные УУД - Учиться высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновать; - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения; - уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи); - уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться. Предметные результаты - о характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства; - о профессиях мастеров прикладного искусства (в рамках изученного). Уметь: - узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространѐнные в крае ремѐсла; - соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами (светильниками, звонками, теле –и радиоаппаратурой). - названия и свойства наиболее распространѐнных искусственных и синтетических материалов (металлы, ткани); - последовательность чтения и выполнения разметки развѐрток с помощью контрольно-измерительных инструментов; - основные линии чертежа (осевая и центровая); - правила безопасной работы канцелярским ножом; - косую строчку, еѐ варианты, их назначение; - названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся). Иметь представление: - о композиции декоративно-прикладного характера на плоскости и в объѐме; - традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий. Уметь частично самостоятельно: - читать простейший чертѐж (эскиз) развѐрток; - выполнять разметку развѐрток с помощью чертѐжных инструментов; - подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приѐмы изготовления изделий; - оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и еѐ вариантами; - находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет); - решать доступные технологические задачи. - простейшие способы достижения прочности конструкций. Уметь: - конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям; - изменять конструкцию изделия по заданным условиям; - выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции. | Тестовая работа | |
Формы и образы природы – образец для мастера (11 ч) | Анализ текста; ознакомление с некоторыми универсальными дизайнерскими изделиями природы; расширение знаний об оригами; выполнение простейших фигурок оригами | Уметь: – создать свой образ сказочной птицы; – выбрать нужный материал; – работать аккуратно, выполняя все правила техники безопасности; – переводить рисунок на картон; – подбирать материал по цвету и передавать природные формы и образы в коллаже | |||||
2. | Образы природы и творения человека. Оригами. | ||||||
3. | Оригами. Выполнение фигур с движущимися частями. | Беседа об оригами; сравнение вариантов изготовления одного и того же изделия; выполнение усложнённых фигурок; индивидуально – работа над простыми фигурками | Знать отличие коллажа от аппликации. Уметь: – организовать свое рабочее место; – бережно расходовать материалы | Коллект. работа | |||
4. | Силуэт. Узоры – силуэты из бумаги. | Знакомство с понятием «силуэт»; отличия силуэтного изображения от изображения красками; симметрия и асимметрия в природе и в окр.мире; анализ многообразия узоров, созданных руками человека (на примере металлических оград); вырезание силуэта и наклеивание его на основу | Уметь передать природные формы и образы при лепке животных по наблюдениям | ||||
5,6 | Коллаж из ткани и бумаги. Особенности работы с тканью. | Знакомство с понятиями «коллаж», «фактура»; сопоставительная характеристика понятий «аппликация» и « коллаж»; виды тканей; беседа о роли цвета, фактуры ткани в изготовлении работы; ознакомление с возможными вариантами изделий; подготовка к изготовлению изделия по собственному замыслу | Уметь передать в лепной посуде образы животных и растений, расписать ее с помощью кисти | ||||
7. | Помпон из ниток. | Что такое помпон; творческое преобразование помпонов; составление плана работы; самостоятельная работа | Уметь: – подбирать декор к изделию в соответствии с его формой на основе стилизации растительных мотивов; – соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия | Коллект. работа | |||
8. | Лепка животных по наблюдениям. | Обсуждение закона «красота + польза» в мире природы и в мире вещей; беседа «Повадки животных»; лепка фигурки из цельного куска пластилина | Уметь самостоятельно определить последовательность операций при изготовлении изделия | ||||
9. | Форма животного или растения. Практическая работа. Ёжик. | ||||||
10,11 | Лепка из пластилина. Проект «Дизайнерский сервиз». | Беседа о единстве формы и функции предмета, о стилевом единстве; анализ формы предметов; лепка из пластилина предметов сервиза | Проектная работа | ||||
12. | Образы природы в изделиях из бисера. Цветок из бисера. | Знакомство с новым материалом – бисером; рассматривание образцов; составление плана работы; групповая работа | |||||
Характер и настроение вещи. (10ч) | Формирование представлений о «характере» эмоционально-художественной выразительности, информативности вещей; беседа о назначении приглашений, открыток; конструирование открыток праздничного характера; анализ конструкции, материалов, порядка работы; планирование хода работы | Знать приемы разметки прямоугольника с помощью линейки, разметки симметричной формы. Уметь выбрать самостоятельно индивидуальную композицию в оформлении открытки | |||||
13. | Поздравительная открытка с окошком. | ||||||
14. | Изготовление фигурной открытки. | Формирование умения подбора средств художественной выразительности в соответствии с проективным замыслом; анализ конструкции, материалов, порядка работы | Уметь проектировать вещи праздничного характера, декорировать их по своему вкусу | ||||
15. | Бумагопластика. Дед Мороз и Снегурочка. | Беседа о причинах коробления картона (оклеивание с одной стороны, сушка без пресса, намазывание жидким клеем с пропусками); анализ образцов; знакомство с назначением «оправки» | Уметь владеть способами разметки с помощью циркуля | ||||
16. | Бумагопластика. Дед Мороз и Снегурочка. Окончание работы. | Обсуждение последовательности работы по декорированию изделия; вариативность внешнего оформления | |||||
17. | Бумагопластика. Ребристый шар. | Беседа из истории новогодних украшений; анализ конструкции изделия; знакомство с циркулем и техникой безопасности при работе с ним | Знать, что такое силуэт, симметричные и асимметричные силуэтные изображения. Уметь вырезать симметричный силуэт и самостоятельно придать ему больше изящества и легкости | ||||
18. | Бумагопластика. Ребристый шар. Окончание работы. | Самостоятельная работа по склеиванию сегментов изделия по образцу; дополнение шара подвесом | Уметь объективно оценивать результаты своего труда и труда товарищей | ||||
19. | Конструирование из бумаги. Упаковка для подарка «Домик». | Беседа об этикете преподнесения подарков; анализ конструкции изделия; чтение эскиза домика по развёртке; составление плана разметки и изготовления | Знать приемы разметки прямоугольника с помощью линейки, разметки симметричной формы. Уметь выбрать самостоятельно индивидуальную композицию в оформлении открытки | ||||
20. | Упаковка для подарка «Домик». Декорирование изделия. | Анализ вариантов декорирования изделия; творческая работа | |||||
21. | Конструирование из бумаги и картона. Рождественская звезда. | Беседа о происхождении символа рождественской звезды; соотношение диаметра и радиуса окружности; преобразование изделия по изменённому замыслу | |||||
22. | Конструирование из бумаги. Подарочная корзиночка. | Назначение и анализ изделия; чтение технологической карты изготовления изделия; самостоятельная работа по изготовлению коробочки | |||||
Гармония стиля (8 ч) | Беседа о стиле, стилевом единстве вещей, о видах текстильных материалов (ткань, нитки, тесьма, лента); изготовление выкроек из бумаги и ткани | Уметь: – выполнять шов «строчка»; – изготовлять простейшую выкройку | |||||
23. | Работа с тканью. Прихватка для горячей посуды. Раскрой ткани и подкладки. | ||||||
24. | Работа с тканью. Прихватка для горячей посуды. Сшивание деталей. | Повторение видов и назначений швов «через край», «назад иголкой», «строчка»; сшивание деталей и прокладки из синтепона | Знать, для чего нужен припуск. Уметь: – изготовить простейшую выкройку прихватки; – оформить готовое изделие | ||||
25. | Работа с текстильными материалами. Прихватка для горячей посуды. Декорирование изделия. | Анализ вариантов декора; выбор декора в зависимости от тканевой основы и эмоционального рисунка ткани | |||||
26. | Работа с тканью Грелка на чайник. | Обсуждение назначения и устройства грелки; изготовление выкройки; составление плана самостоятельной работы | Уметь: – выполнять швы «вперед иголку», «строчка»; – делать разметку и раскрой парных де- талей; – выбирать нужные нить и иглу для работы | ||||
27. | Обложка для книги из ткани. | Беседа о бережном отношении к книгам; анализ образца и способа выполнения работы; составления плана работы | |||||
28. | Монограмма. Стебельчатый шов. | Знакомство с понятием «монограмма»; анализ выполнения стебельчатого шва | |||||
29,30 | Простой переплёт. Записная книжка. | Обсуждение конструкции изделия; выполнение заготовок; сшивание тетради под руководством учителя | Уметь: – рассчитывать размеры выкройки для обложки и вычерчивать ее на миллиметровой бумаге; – работать с книгой, анализировать и отбирать необходимую информацию | ||||
От мира природы – к миру вещей (4ч) | Беседа об изделиях из соломки, свойства материала; «треугольные распорки» в строительстве; конструирование из соломинок изделий по технологическим картам | ||||||
31. | Подвески из соломки. | ||||||
32,33 | Модель ракеты из разных материалов. Подвижное и неподвижное соединение деталей. | Знакомство с видами распорок и соединений (работа с деталями конструктора); анализ общего строения ракеты, её основные детали; подбор материалов; групповая работа по сборке моделей | Уметь самостоятельно определить последовательность операций при изготовлении изделия
| ||||
34. | Подведение итогов. Защита проектов. | Подведение итогов проделанной за год работы, ее оценка | Уметь объективно оценивать результаты своего труда и труда товарищей | Проектная работа |
IV.Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
2.1. Печатные пособия
Тематические таблицы:
Технология. Организация рабочего места (для работы с разным материалом).
Конышева Н.М. Технология. Наш рукотворный мир. 3 класс ( учебник).
2.2. Технические средства обучения
Экспозиционный экран.
Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор.
4.4. Цифровые образовательные ресурсы.
Использование презентаций на тему:
Работа с бумагой и картоном.
Виды тканей, работа с тканью.
Мастерская природных материалов.
4.5. Учебно-практическое оборудование.
Набор инструментов для работы с различными материалами.
Наборы цветной бумаги для аппликации, картон, ткань, пластилин, швейные нитки, нитки для вышивания, пряжа для вязания, природные и утилизированные материалы, гуашь, бисер, проволока.
Инструменты: ножницы (школьные), подрезной нож, простые и цветные карандаши, линейка, угольник, циркуль, швейные и вышивальные иглы, кисти для клея и для красок, дощечка для лепки, подрезная доска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии 2 класс по программе "Начальная школа 21 века" автор В.О.Усачёва
Рабочая программа по технологии 2 класс по программе "Начальная школа 21 века" автор В.О.Усачёва...
Рабочая программа по технологии 2 класс Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. – М.:...
Рабочая программа по технологии 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой
Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...
Рабочая программа по технологии 2 класс по программе Цирулика
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями, прилагается календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по технологии 3 класс Школа России, составлена на основе авторской программы Н.И. Роговцевой, С.В. Анащенковой
рабочая программа соответствует требованиям ФГОС...
Рабочая программа по технологии 2 класс (по учебнику Цирулик Н.А. "Технология. Уроки творчества")
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по технологии 2 класс (по учебнику Цирулик Н.А. "Технология. Уроки творчества")...
Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...