Программа по технологии 4 класс 1 час в неделю УМК "Гармония"
рабочая программа по технологии (4 класс) по теме
Рабочая программа по технологии из расчёта 1 час в неделю УМК "Гармония" 2013-2014 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_4_klass.doc | 712 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к тематическому планированию по технологии 4 класс
- Место дисциплины в структуре стандарта
Данная рабочая программа разработана на основе учебной программы по трудовому обучению для четырехлетней начальной школы «Художественно-конструкторская деятельность» (основы дизайнообразования) (автор – доктор пед. наук, профессор Н. М. Конышева). Программа по технологии разработана с учётом требований Федерального государственного стандарта нового поколения к общим целям изучения курса. В качестве концептуальных основ данного учебного предмета использованы системно-деятельностный, здоровьесберегающий, гуманно-личностный, культурологический подходы.
Согласно базисному учебному плану начального общего образования, определённому ФГОС, на изучение учебного предмета «Технология» в 4 классе отводится 34 часа 1 час в неделю. В новом государственном стандарте начального общего образования подчёркивается особое значение предметно-практических видов деятельности для общего развития личности ребёнка младшего школьного возраста, важности сохранения его здоровья и стимулирования эмоционального благополучия в системе общего образования.
- Цели освоения дисциплины
Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников,
формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
Задачи изучения дисциплины:
формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей; формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);
развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений; развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.
- Структура и содержание дисциплины технологии
4 КЛАСС (34 часа)
Из глубины веков – до наших дней (8 часов)
Керамика в культуре народов мира. Особенности керамической посуды у разных народов; отражение в посуде образа жизни и обычаев; форма и роспись сосудов. Архитектурная керамика; изразец.
Плетение из лозы, берёсты, щепы; имитация этих материалов в плетении из бумажных полос.
Украшения в культуре народов мира. Использование древних традиций в современных изделиях. Изготовление изделий на основе народных традиций.
Традиции мастеров в изделиях для праздника (7 часов)
Гофрированная подвеска из бумаги. Традиционные приёмы выполнения складок и конструирования изделий. Раскладная открытка; особенности конструкции раскладных открыток, композиция изделий. Упаковка –футляр для подарка; связь упаковки с подарком, зависимость конструкции и отделки от назначения упаковки. Карнавал. Традиции разных народов в организации карнавалов, их культурно-исторический и современный смысл. Праздничный пряник. Традиционное праздничное угощение в народной культуре. Творческое использование традиционных канонов в современной жизни.
Декоративная рамка для фото. Зависимость формы, декора рамки от особенностей обрамляемой фотографии или картины. Приёмы изготовления декоративной рамки в технике барельефа. Изготовление праздничных сувениров и подарков к Новому году и Рождеству.
Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие (10 часа)
Вязание крючком; материалы, инструменты, технология вязания. Изготовление простых изделий. Петельный шов; технология
выполнения петельного шва, его функциональное и декоративное назначение. Изготовление изделий с использованием петельного шва; декоративные кармашки. Жёсткий переплёт, его составные части и назначение. Технология выполнения простых переплётных работ. Обложка для проездного билета. Ремонт книги. Изготовление подарков, сувениров с использованием освоенных технологий.
В каждом деле – свои секреты (9 часов)
Соломенных дел мастера; декоративно-художественные свойства соломки. Обработка и использование соломки как поделочного материала в различных видах изделий. Отражение культурно-исторических традиций в изделиях из соломки. Замена соломки другими волокнистыми материалами. Игрушки из соломки и ниток. Аппликация из соломки.
Металл в руках мастера. Ремёсла, связанные с обработкой металла; чеканка. Тиснение по фольге как упрощённый аналог чеканки по металлу. Подготовка материалов и инструментов, способы работы. Изготовление декоративной пластины способом тиснения по фольге.
Секреты бумажного листа. Технологии и культурные традиции в искусстве оригами. Новые виды складок и приёмы работы.
Традиционные ремёсла как отражение особенностей национальной культуры народов мира.
- Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины технологии
В результате изучения технологии (труда) ученик должен
знать:
– о том, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т. е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
– о том, что мир вещей развивается в соответствии с историческими традициями, т. е. закономерно;
– наиболее распространённые традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, знаки Солнца, Земли и Воды в форме и декоре бытовых вещей);
– швы (петельный и «козлик»);
иметь представление:
– о значении продуктивной практической деятельности человека в жизни, культуре, истории человечества;
– о требованиях и правилах, по которым создаётся гармоничная рукотворная среда обитания человека; о многообразии универсального дизайнерского принципа (единства в вещах функциональной целесообразности и внешней выразительности);
– о социально-историческом и духовно-эстетическом смысле мира вещей, ценности существующих в нем культурных традиций;
– о гармонии окружающей предметной среды и её связи с миром природы;
– об утилитарно-конструктивных и декоративно-художественных возможностях различных материалов;
уметь:
– выполнять швы петельный и «козлик», использовать их для решения декоративно-художественных задач;
– вязать крючком цепочку и простое полотно;
– изготавливать аппликацию из соломки; выполнять несложную чеканку по мягкому металлу;
– выполнять более сложные виды бумажной пластики;
– выполнять изделия в техниках плетения из полос и бисероплетения с учётом народных традиций;
– выполнять окантовку картонных заготовок бумагой, изготавливать жёсткий переплёт упрощённого вида;
– обрабатывать различные материалы соответствующими способами;
– творчески использовать декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения конкретных конструкторских или художественных задач;
– читать простую технико-технологическую документацию (эскиз, чертёж, схему и проч.) и работать по ней;
– самостоятельно анализировать конструкцию изделия и воссоздавать его по образцу;
– выдвигать несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создавать конструктивный замысел или преобразовывать готовую конструкцию (на плоскости или в объёме) и практически воплощать мысленные идеи и преобразования в соответствии с конкретной задачей конструкторского или художественного плана на основе освоенных технологий работы;
– создавать образный замысел с целью передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощать мысленный образ в материале.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды, предметов быта и др.);
- соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой;
- поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач;
- создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
- осуществлять сотрудничества в совместной работе.
- Образовательные технологии
Проблемная, ИКТ, личностно-ориентированная, здоровьесберегающая, технология педагогических мастерских, игровые технологии
- Оценочные средства для текущего контроля
Оценка за готовое изделие, проект
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины технологии
Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект, рекомендованный Министерством образования РФ:
1). Программа: учебно-методический комплект для 4-летней начальной школы. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
2). Конышева, Н. М. Технология. Наш рукотворный мир: учебник. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012.
34). Конышева, Н. М. Рабочая тетрадь ч. 1, 2. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013.
5). Конышева, Н. М. Методические рекомендации к учебникам для 4 класса. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012;
6). Конышева, Н. М. Методика трудового обучения младших школьников: учебное пособие. – М.: Академия, 2012;
7). Конышева, Н. М. Конструирование как средство развития младших школьников на уроках ручного труда. – М.: Флинта, 2010.
Дополнительная литература для организации внеурочной работы и проектной деятельности учащихся
1). Н. М. Конышева. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя. - Смоленск: Ассоциация XXI век
2). С. В. Петрушина. Вырезаем силуэты. - Смоленск: Ассоциация XXI век
Источник: http://www.ass21vek.ru/teach/files/prog-teh_2010.pdf
- Материально-техническое обеспечение дисциплины технологии
Для полноценной реализации курса технологии в начальном общем образовании и достижения планируемых результатов необходима соответствующая материальная база. При этом данная программа разработана с учётом значительного разнообразия реальных условий, в которых существует современная отечественная начальная школа, и предполагает, что её содержание может быть реализовано при минимальных затратах на материальные ресурсы. Для работы каждому ребёнку необходимы следующие материалы: наборы цветной бумаги для аппликации, картон, ткань, пластилин, швейные нитки, нитки для вышивания, пряжа для вязания, природные и утилизированные материалы, гуашь и инструменты: ножницы (школьные), подрезной нож, простые и цветные карандаши, линейка, угольник, циркуль, швейные и вышивальные иглы, кисти для клея и для красок, дощечка для лепки, подрезная доска.
№ п/п | Тема урока | Час | Дата | Словарь терминов | Межпредмет- ная связь | Региональный компонент | Оборудование | Учебник |
| ||||||||
1 | Вводный урок. Задачи и содержание работы в новом учебном году и первой четверти | 1 | Мастер, мастерство | Учебник, тетрадь | с. 3-5 | |||
2 | Керамика в культуре народов мира. Лепка сосуда по традиционным канонам гончарного искусства. Т/б при работе с пластилином. | 1 | Керамика форма | Литературное чтение | Посуда иллюстрации пластилин | с. 6 – 15 | ||
3 | Керамика в культуре народов мира. Роспись сосуда символическим орнаментом по традиционным канонам. | 1 | Орнамент свастика | ИЗО | Изделия местных мастеров | Краски сосуд | с. 16 –21 | |
4 5 | Архитектурная керамика. Изразец. Декоративная плитка. Коллективное панно Т/б при работе с пластилином | 2 | Изразец панно | Литературное чтение | Иллюстрации Картон Пластилин Краски, клей | с. 22 – 28 с. 29-31
| ||
6 | Древнее ремесло-плетение изделий. Плетеная коробочка. Т/Б при работе с ножницами | 1 | Щепа, лык, береста плетение | Литературное чтение | Иллюстрации бумага | с.32-39 | ||
7 | Украшения в культуре народов мира. Цепочки из бисера. Технология изготовления узора «колечки».. Т/б при работе с леской. | 1 | Раскопки Магия бисер | Окружающий мир | Украшения местных мастеров | Украшения леска, бисер | с.40-46 | |
8 | Украшения в культуре народов мира. Цепочки из бисера. Технология изготовления узора «крестик» | 1 | Окружающий мир | Леска, бисер | с. 47-48 | |||
| ||||||||
9 | Бумагопластика. Изготовление форм приёмом гофрирования. Гофрированная подвеска. Т/б при работе с ножницами. | 1 | сгиб | ИЗО | Цветная бумага линейка карандаш ножницы, клей | с. 49-59 | ||
10 | Бумагопластика. Раскладная картинки. Т/б при работе с ножницами. | 1 | каркас | Математика | Картон, цветная бумага, карандаш, ножницы | с.60-63 | ||
11 12 | Новые приёмы бумагопластики. Футляр-упаковка для подарка Т/б при работе с ножницами. | 2 | выкройка | Математика | Местный колорит | Бумага, ножницы | с.64-69 | |
13 | Традиции новогодних праздников и карнавалов. Карнавальные шапочки (оригами) Карнавальные маски. Т/б при работе с ножницами | 1 | Святки треуголка | Окружающий мир | Иллюстрации бумага, картон, ножницы, тесьма | с.70-77 | ||
14 | Традиционные народные праздники. Святочные фигурные пряники по традиционным канонам . (Лепка из солёного теста). Т/б при работе с тестом. | 1 | Обряд фигурки святки | Окружающий мир | Какие изделия из теста изготавливаются в нашем селе? | Мука, клей, соль | с.78-81 | |
15 | Барельеф в декоративном изделии. Конструирование и изготовление декоративной рамки для фото. Т/б при работе с ножницами, клеем. | 1 | барельеф | Окружающий мир | Рамка для депутата Ставропольского края | Картон, солёное тесто, карандаш, ножницы, клей | с.82-87 | |
3. Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие (10 час.) | ||||||||
16 17 | Простейшие приёмы вязания крючком; цепочки. Панно из цепочек. Т/б при работе с крючком | 2 | Подмастерья рукоделие | Окружающий мир | Иллюстрации нитки, крючок | с.88-93 | ||
18 | Петельный шов: технология выполнения. Сувениры из ткани и ниток. Т/Б при работе с иглой. | 1 | выкройка | Математика | Ткань, нитки, игла, клей, ножницы | с.94-96 | ||
19 | Петельный шов и его использование в отделке изделий. Декоративные кармашки из ткани: изготовление выкройки, разметка и раскрой, подготовка деталей изделия к сборке. | 1 | Ткань, нитки, игла, клей, ножницы | с. 97-102 | ||||
20 | Петельный шов и его использование в отделке изделий. Декоративные кармашки из ткани (завершение работы) | 1 | Ткань, нитки, игла, клей, ножницы | с. 97-102 | ||||
21 22 | Технология окантовки картона. Обложка для проездного билета. Т/б при работе с клеем. | 2 | заготовка | Математика | Картон, бумага, клей, ножницы | с.103-107 | ||
23 | Простые переплётные работы. Жесткий переплёт. Ремонт книги. Т/б при работе с ножницами, клеем, иглой. | 1 | разметка | Математика | Книга, картон, цветная бумага, ножницы, иголка с ниткой, клей | с.108-115 | ||
24 25 | Простые переплётные работы. Жесткий переплёт. Книжка-малышка. | 2 | Картон, цветная бумага, ножницы, иголка с ниткой, клей | с. 115 | ||||
4. В каждом деле – свои секреты (9 час.) | ||||||||
26 | Соломенных дел мастера. Приёмы и технологии аппликации из соломки. Технологии изготовления простых соломенных подвесок-звёздочек. Т/б при работе с соломой. | 1 | аппликация | Окружающий мир | Солома, бумага, клей | с.116-122 | ||
27 | Соломенных дел мастера. Игрушки из волокнистых материалов по народным образцам. Золотой петушок Лошадка/олень) Т/б при работе с ножницами. | 1 | Окружающий мир | Беседа о личных игрушках | Нитки, шпагат, ножницы, волокнистые материалы | с. 123-124 с.125- 130 с.131-136 | ||
28 29 | Металл в руках мастера. Тиснение по фольге: перевод рисунка. Декоративная пластина. Т/б при работе с металлической фольгой. | 2 | Ручное тиснение | Окружающий мир | Металлическая фольга | с.137-144 | ||
30 31 | Секреты бумажного листа. Старинное искусство оригами. Кусудама. | 2 | Кусудама | ИЗО | Игла, клей, бумага, крепкая нитка | с. 145-151 | ||
32 | Секреты бумажного листа. Коробочка санбо. | 1 | Санбо | Окружающий мир | Бумага | с. 152-153 | ||
33 34 | Проект 1. Тема: «Город, в котором удобно и приятно жить» Проект 2. Тема: «Традиции мастеров: из глубины веков – до наших дней». | 2 | Сферичес кая форма | Литературное чтение, окружающий мир | Ремёсла местных мастеров | Бумага, клей, ножницы, бутылки, коробки, банки | с. 155-161 с. 162 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культуре 3 класс 3часа в неделю
Рабочая программа по физической культуре 3 класс 3 часа в неделю...
Рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 4 класса по специальной (адаптированной) программе 8 вида, 5 часов в неделю
Рабочая программа уроков письма и развития речи для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. В начальном ...
Рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 4 класса по специальной (адаптированной) программе 8 вида, 5 часов в неделю
Рабочая программа уроков письма и развития речи для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. В начальном ...
Рабочая программа по технологии 2 класс ФГОС по Н. М. Конышевой 2 часа в неделю.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы Н. М. Конышевой и с учетом требований ФГОС. Программа расчитана на 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели. Программ...
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 1 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС
Программа учебного курса «Технология» для 1 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС...
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС...
Рабочая программа по технологии 2 класс 2022-2023 учебный год ( 1 час в неделю,34 часа)
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-н...
Комментарии
программа по технологии.
Спасибо.Несмотря на изменившееся оформление, материал можно использовать и в 2015г.