Рабочая программа по технологии, 1 класс ФГОС
рабочая программа по технологии (1 класс) по теме

 

                          Рабочая программа  для 1-го класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по  технологии  в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта  второго

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_tekhnologii_1_kl.docx38.47 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по технологии

1-й класс

Пояснительная записка

                          Рабочая программа  для 1-го класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по  технологии  в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта  второго

Общая характеристика учебного предмета

    ХХI  век – век высоких технологий. Эта формула стала девизом нашего времени. В современном мире технологические знания, технологическая культура приобретают все большую значимость. Вводить человека в мир технологии необходимо  в детстве, начиная с начальной школы.

                Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо  продукции процессов, правил, навыков, предъявляемых к технической документации требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий).

              Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

Теоретической основой данной программы являются:

  •   Системно-деятельностный подход: обучение  на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое  обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и   формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).
  • Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

     Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса  технологии   через осмысление младшим школьником  деятельности человека,   осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и  творец рукотворного мира.  Освоение содержания предмета осуществляется на основе   продуктивной проектной деятельности.   Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы  с технологической картой.

         Программа   ориентирована на широкое использование  знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других   учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.

При освоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении окружающего мира. Это касается  не только работы с природными материалами. Природные  формы  лежат в основе  идей   изготовления многих конструкций и воплощаются  в готовых изделиях.  Изучение технологии предусматривает знакомство  с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека-созидателя материальных ценностей  и творца среды обитания в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы - это способствует  формированию экологической культуры детей.    Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».

Программа  «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и  обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве.  Практико-ориентированная направленность содержания   позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.  

Основные содержательные линии

  • Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, знания, умения и способы деятельности). Основы культуры, труда, самообслуживания.
  • Технология ручной обработки материалов Элементы графической грамоты.
  • Конструирование и моделирование.
  • Практика работы на компьютере.

Цели   обучения:

  • развитие творческого потенциала личности ребёнка, образного и ассоциативного мышления, творческого    воображения и восприимчивости, создание наиболее благоприятных условий для развития и самореализации как неотъемлемой части духовной культуры личности.
  • Развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
  • формирование начальных технологических знаний, трудовых умений и навыков, опыта практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способов планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы, умения использовать полученные знания, умения и навыки в учебной деятельности и повседневной жизни;
  • овладение знаниями о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, о традициях и героическом наследии русского народа, первоначальными представлениями о мире профессий;
  • воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; осознание практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Место предмета в базисном учебном плане

             Согласно  базисному учебному плану на изучение предмета «Технология»  в 1 классе  отводится  33 часа   (1 час  в неделю, 33 учебных недели).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

             Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.

 Ученик научится:

называть наиболее распространенные в своем регионе традиционные народные промыслы и ремесла, современные профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности;

 понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;

анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;

организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.

Ученик получит возможность научиться:

уважительно относиться к труду людей;

понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мир,е и уважать их;

 понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте,

демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).

            Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

Ученик научится:

на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;

отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы;

применять приёмы  безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (игла);

выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать  чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.

Ученик получит возможность научиться:

отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;

прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задаче.

Конструирование и моделирование

Ученик научится:

нализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;

решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи (в том числе в интерактивных средах на компьютере);

изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям (в том числе в интерактивных средах на компьютере).

Ученик получит возможность научиться:

соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток;

создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.

Практика работы на компьютере

Ученик научится:

соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;

использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию,выполнять задания;

 создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.

Ученик получит возможность научиться:

пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения, переработки.

 Результаты  освоения  программы  по  технологии  к концу 1 класса

Личностными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих умений:

 оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления,   события).

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, историю России и ее народов; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметными результатами являются:

Регулятивные УУД:

          определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

          проговаривать последовательность действий на уроке;

          учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

          с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

          учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на      образцы, рисунки учебника;

          выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

      учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

          ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

          перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Коммуникативные УУД:

      донести свою позицию до других: оформлять свою мысль доступных для изготовления изделиях;

      слушать и понимать речь других.

Предметными результатами являются: 

  Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

Выпускник научится:

·иметь представление о наиболее распространённых в своём регионе традиционных народных промыслах и ремёслах, современных

 профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;

·выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.

Выпускник получит возможность научиться:

·уважительно относиться к труду людей;

                    Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Выпускник научится:

на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в  жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным

свойствам в соответствии с поставленной задачей;

     применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка,), режущими (ножницы).

выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией:

распознавать простейшие чертежи, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные изделия по простейшим

чертежам и  рисункам.

Выпускник получит возможность научиться:

отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;

                         Конструирование и моделирование

Выпускник научится:

анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;

решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание

новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;

изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу, образцу и доступным заданным условиям.

Выпускник получит возможность научиться:

создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой

художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.

                      Практика работы на компьютере

Выпускник научится:

соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой

информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Технология»

Дидактические пособия

  • Электронное приложение к учебнику «Технология. 1 класс. (диск CD-ROM). – М.: Просвещение, 2011
  • Коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/)

Учебники и учебные пособия:

Методические    пособия    для    учителя:  

  • О.В.Узорова; Е.А.Нефёдова. «Технология».  -  М.: АСТ, «Астрель».  2009г.
  • О.В.Узорова; Е.А.Нефёдова. Обучение в 1 классе по учебнику «Технология». - М.: АСТ, «Астрель»

Технические средства

  • DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;
  • Компьютер, медиапроектор, DVD-проектор,

Работа с компьютерем (примеры работ)

  • орфографический и пунктуационный тренинг;
  • редактирование (взаиморедактирование);
  • создание текста, его коллективное обсуждение;
  • создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов проектной деятельности.

Содержание учебной программы

  • ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ И ОБЩЕТРУДОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ. ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ ТРУДА И БЫТА. ( 7 ч)

      Человек – творец и созидатель, созидатель духовно-культурной и материальной среды.

      Организация рабочего места, рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов.

      Соблюдение при работе безопасных приемов труда. Выражение связи человека и природы через предметную среду     декоративно-прикладное искусство. Человек – наблюдатель и изобретатель. Проблемы экологии. Самообслуживание (поддержание чистоты и опрятность), хозяйственно-практическая помощь взрослым.

Растения и животные в доме (уход за растениями, животными.

  • ТЕХНОЛОГИЯ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ МАТЕРИАЛОВ.  ЭЛЕМЕНТЫ ГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТЫ. (15 +3 р)

       Материалы, их конструктивные и декоративные свойства. Выбор материалов к работе. Правила рационального и безопасного   использования инструментов и приспособлений. Представление об устройстве и назначении изделий,  подборе материалов и инструментов (в зависимости от назначения изделия и свойств материала), последовательности практических действий и технологических операций. Подбор материалов и инструментов. Разметка (на глаз, по шаблону, трафарету).

Обработка материала (отрывание, сгибание, складывание, резание ножницами).Сборка деталей, способы соединений (клеевое)

Отделка изделия или его деталей ( аппликация). Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертеж.

Линии

  • 3. КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ. (4+1 р) 

Изделие, деталь изделия. Конструирование и моделирование  изделий на основе природных форм и конструкций (например, образы животных и растений в технике оригами, аппликациях из геометрических фигур).

  • 4. ПРАКТИКА РАБОТЫ НА КОМПЬЮТЕРЕ (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ) (3 ч)

 Знакомство с компьютером.

Компьютеры вокруг нас.  Компьютеры в школе. Правила поведения в компьютерном классе. Основные устройства компьютера.  Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы.

Учебно-тематический план предмета «Технология»

  Класс 1 «А»

  Категория слушателей: обучающиеся 1 класса.

  Срок обучения-33 недели (33 часа).

  Режим занятий-1 час в неделю.

  Используемый УМК – «Планета знаний»

                                                             Тема.

Кол-во ч.

1

ТЕХНОЛОГИЯ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ МАТЕРИАЛОВ.  ЭЛЕМЕНТЫ ГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТЫ.

   18ч

2.

 ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ И ОБЩЕТРУДОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ. ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ ТРУДА И БЫТА

       7ч

3.

КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ

       5ч

4.

ПРАКТИКА РАБОТЫ НА КОМПЬЮТЕРЕ (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

       3ч

Итого:

       33ч

Виды и формы контроля:

Текущий:  творческий отчет, выставка, самооценка, взаимооценка.

Каждый раздел завершается проверочными  заданиями «Твои творческие достижения» и тренинговым листом,   где  представлены разнообразные формы контроля и самоконтроля. Проверочные задания направлены на закрепление и проверку знаний учащихся, сформированности у них общеучебных умений и навыков в соответствии с требованиями государственного стандарта.

Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков, умений: самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно планировать свою деятельность, самостоятельно приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач; способствует практической реализации познавательной деятельности ребенка и развивает его индивидуальные интересы.

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по технологии по ФГОС 1 класс( Школа России)

рабочая программа по технологии по ФГОС  1 класс...

Рабочая программа по технологии Узорова. ФГОС. 4 класс. Планета Знаний.

Программа включает следующие  разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих четвертый ...

Рабочая программа по технологии по ФГОС

Рабочая программа составлена к УМК "Школа 21 века"...

Рабочая программа по технологии по ФГОС 1 класс

Рабочая программа по технологии...

рабочая программа ПНШ 3 класс ФГОС технология

рабочая программа ПНШ  3 класс ФГОС технология...

Рабочая программа по технологии ПНШ ФГОС 1-4 класс

Программа состоит из пояснительной записки, матрицы содержания и тематического планирования на 4 года обучения...

рабочая программа ПНШ 4 класс ФГОС технология

рабочая программа ПНШ  4 класс ФГОС технология...