Внеурочная деятельность. Рабочая программа по художественно-эстетическому направлению "Школа мастеров"
календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Ряженская средняя общеобразовательная школа
по художественно-эстетическому направлению «Школа мастеров»
составитель:
учитель начальных классов
Cерикова Светлана Валерьевна
2012-2016 уч. г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.
В настоящее время возникла необходимость включения во внеурочную работу по технологии всех учащихся. Это обусловлено повышением интереса учащихся к школьному курсу. Внеурочная работа по технологии – органичная часть учебного процесса, она дополняет, развивает и углубляет его.
На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Цель программы: помочь школьникам проявить себя в декоративно - творческой деятельности.
Задачи:
- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде творческих работ;
- научить приёмам исполнительского мастерства;
- научить слушать, видеть, понимать и анализировать творческие работы;
- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
Программа «Школа мастеров» рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся декоративнойо творческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю.
Задания направлены на освоение языка декоративно творческой деятельности (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными и «бросовыми» материалами.
Планируемые результаты:
- Личностные универсальные учебные действия:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
- Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области.
- Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
- Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
Продолжительность занятий строится в начальной школе из расчёта 1 класс – 33 часа, 2-4 классы - 34 часа, 1 занятие в неделю.
Учебно-тематический план
№ п/п | Темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2 | Работа с бумагой и картоном | 6 | 1 | 5 |
3 | Работа с различными тканями | 4 | 1 | 3 |
4 | Работа с природными материалами | 4 | 1 | 3 |
5 | Работа с «бросовым» материалом | 5 | 1 | 4 |
6 | Морские пришельцы (работа с ракушками) | 3 | 1 | 2 |
7 | Работа с пластилином | 4 | 1 | 3 |
8 | Работа с бисером | 4 | 1 | 3 |
9 | Отчётная выставка-ярмарка работ школьников | 2 | 1 | 1 |
Итого | 34 | 7 | 27 |
Тематическое планирование
Школа мастеров 1 класс
N п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Содержание деятельности | Методы оценки достижений учащихся |
1 | Техника безопасности на занятиях. Знакомство с обязанностями дежурного в классе. | 1 | 7. 09 | Знакомство с обязанностями дежурного. Знакомство с правилами поведения на уроке и работы с различными инструментами, | |
2 | Техника безопасности при работе и сборе природного материала. | 1 | 14.09 | Экскурсия на пришкольный участок. Правила сбора материала, технология просушивания и хранения природного материала. Воспитание чувства бережного отношения к окружающему миру. | |
3 – 5 | Секреты работы с бумагой и картоном. Знакомство с работой в различных техниках (аппликация, оригами, объемная игрушка на основе геометрических фигур) | 3 | 21.09 28.09 05.10 | Развитие творческих способностей, абстрактного мышления при работе с бумагой. Моделирование и конструирование творческой работы. Развитие чувства ответственности и аккуратности, приобщение учащихся к работе в коллективе. | |
6 - 7 | Дары природы. Работа с природным материалом. «Подарок милой маме» | 2 | 12.10 19.10 | Изготовление панно. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук. | |
8 - 9 | «Мир вокруг нас…» | 2 | 26.10 09.11 | Изготовление панно на свободную тему. Привлечение учащихся самостоятельно выбирать и раскрывать тему в своих работах. | |
10. | История игрушек далекого прошлого. Куколки «болвашки», «стригушки», «свистульки» | 1 | 16.11 | Разгадывание кроссворда.. Беседа о истории возникновения игрушки. Виды игрушек. Работа учащихся в коллективе. | |
11. | Куколки «стригушки» | 1 | 23.11 | Развитие творческих способностей учащихся, привлечение к русским традициям и истории своего народа. Воспитание чувства уважения к чужому труду. | |
12-13 | Глиняные игрушки – свистульки на примере филимоновской игрушки. (лепка) | 2 | 30.11 07.12 | Знакомство с технологией изготовления игрушки. Приобщение детей к поиску материала в различных источниках. Умение пользоваться заданным шаблоном. | Выставка глиняных – игрушек. |
14. | Мягкая игрушка. Народные традиции по изготовлению мягкой игрушки. | 1 | 14.12 | Знакомство с историей возникновения мягкой игрушки. Техника безопасности при работе с иглой и ножницами. Цветовые решения и виды швов. | |
15-17 | Изготовление игрушки «Ванюшка –садовничек» - коллективная работа | 3 | 21.12 28.12 11.01 | Развитие творческих способностей учащихся, привлечение к русским традициям и истории своего народа. Воспитание чувства уважения к чужому труду. | |
18-21 | Акция «Тепло твоих рук» - игрушки своими руками в детский дом | 3 | 18.01 25.01 01.02 | Развитие творческих способностей учащихся, привлечение к русским традициям и истории своего народа. Воспитание чувства уважения к чужому труду. | |
22 | «Народный костюм» - история его возникновения. | 1 | 08.02 | Приобщение детей к поиску материала в различных источниках. Умение пользоваться заданным шаблоном. Воспитание чувства патриотизма и гордости за свою историю. | |
23-25 | Изготовление Павлово-Посадского платка с набивным узором, как части женского костюма | 3 | 15.02 01.03 15.03 | Знакомство с технологией изготовления платка, использование набойки, а также композиционное размещение рисунка узора на платке. Развитие творческих способностей, воображения. | |
26-28 | Рушник –вышитое полотенце | 3 | 05.04 12.04 19.04 | Знакомство с различными приемами вышивания. Виды вышивки, различные узоры и композиции. | Выставка работ. |
29-32 | Узор для вышитой рубахи. Украшение одежды | 4 | 19.04 26.04 12.05 17.05 | Знакомство с различными приемами вышивания. Виды вышивки, различные узоры и композиции. | |
33 | Подведение итогов работы: выставка-ярмарка | 1 | 24.05 | Подведение итогов работы, презентация работ на выставке в школе. | |
ИТОГО: | 33 |
Тематическое планирование
Школа мастеров 2 класс
N п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Содержание деятельности | Методы оценки достижений учащихся |
1 | Техника безопасности на занятиях. Знакомство с обязанностями дежурного в классе. | 1 | 04.09 | Знакомство с обязанностями дежурного. Знакомство с правилами поведения на уроке и работы с различными инструментами, | |
2 | Техника безопасности при работе и сборе природного материала. | 1 | 11.09 | Экскурсия на пришкольный участок. Правила сбора материала, технология просушивания и хранения природного материала. Воспитание чувства бережного отношения к окружающему миру. | |
3 | Работа с бумагой. Оригами «Полевые цветы», «Журавль» | 1 | 18.09 | Развитие творческих способностей, абстрактного мышления при работе с бумагой. Моделирование и конструирование творческой работы. | Выставка работ. |
4 – 7 | КТД. Модульное оригами «Цветной лебедь» | 4 | 25.09 02.10 09.10 16.10 | Развитие творческих способностей, абстрактного мышления при работе с бумагой. Моделирование и конструирование творческой работы. Развитие чувства ответственности и аккуратности, приобщение учащихся к работе в коллективе. | Выставка работ. |
8 | Аппликация из листьев «Мой край, родной» | 1 | 23.10 | Моделирование и конструирование творческой работы. Развитие чувства ответственности и аккуратности. | Выставка работ. |
9 | Аппликация из цветов «Букет для милой мамы» | 1 | 30.10 | Изготовление панно. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук. | Выставка работ. |
10-11 | «Мир вокруг нас…» - работа с природным материалом. | 2 | 13.11 20.11 | Изготовление панно на свободную тему. Привлечение учащихся самостоятельно выбирать и раскрывать тему в своих работах. | Выставка работ. |
12-13 | Аппликация из семян «Павлин» | 2 | 27.11 04.12 | Развитие творческих способностей, абстрактного мышления при работе с семенами. | Выставка работ. |
14-15 | Аппликация из семян «Расписные тарелки» | 2 | 11.12 18.12 | Развитие творческих способностей, абстрактного мышления при работе с семенами. | Выставка работ. |
16 | Работа с бумагой в технике квиллинг «Чудо-цветы» | 1 | 25.12 | Знакомство с техникой квиллинг. Приобщение детей к поиску материала в различных источниках. Развитие воображения. | Выставка работ. |
17 | Работа с бумагой в технике квиллинг «Забавные зверюшки» | 1 | 15.01 | Развитие творческих способностей, абстрактного мышления при работе с бумагой. Моделирование и конструирование творческой работы. | Выставка работ. |
18-20 | КТД.Работа с бумагой в технике квиллинг «Резная шкатулка» | 3 | 22.01 29.01 05.02 | Развитие чувства ответственности и аккуратности, приобщение учащихся к работе в коллективе. | |
21-22 | Аппликация из спичек «Веселые улитки», «Чудо-коврик» | 2 | 12.02 19.02 | Знакомство с еще одним материалом для аппликаций. Моделирование и конструирование творческой работы. | Выставка работ. |
23 | Аппликация из ниток «Петух» | 1 | 26.02 | Приобщение детей к поиску материала в различных источниках. Умение пользоваться заданным шаблоном. Композиционное решение работы. | Выставка работ. |
24 | Аппликация из ниток «Куколка» | 1 | 05.03 | Знакомство с технологией работы с нитками. Развитие чувства ответственности и аккуратности | Выставка работ. |
25-27 | Тканый половичок. | 3 | 12.03 19.03 02.04 | Знакомство с историей возникновения половиков. Техника безопасности при работе с иглой и ножницами. Цветовые решения и виды узоров. | Выставка работ. |
28-30 | Лоскутное одеяло. | 3 | 09.04 16.04 23.04 | Знакомство с историей возникновения лоскутного одеяла. Техника безопасности при работе с иглой и ножницами. Цветовые решения и виды узоров. | Выставка работ. |
31-35 | КТД. Хоровод любимых мягких игрушек. | 5 | 30.04 07.05 14.05 21.05 28.05 | Развитие творческих способностей учащихся, привлечение к русским традициям и истории своего народа. Воспитание чувства уважения к чужому труду. | Выставка работ. |
ИТОГО: | 34 |
Тематическое планирование
Школа мастеров 3 класс
N п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Содержание деятельности | Методы оценки достижений учащихся |
1 | Техника безопасности на занятиях. Знакомство с обязанностями дежурного в классе. | 1 | Знакомство с обязанностями дежурного. Знакомство с правилами поведения на уроке и работы с различными инструментами, | ||
2 | Техника безопасности при работе и сборе природного материала. | 1 | Экскурсия на пришкольный участок. Правила сбора материала, технология просушивания и хранения природного материала. Воспитание чувства бережного отношения к окружающему миру. | ||
3 | Работа с пуговицами. Аппликация «Золотая рыбка» | 1 | Развитие творческих способностей, абстрактного мышления при работе с пуговицами. Моделирование и конструирование творческой работы. | Выставка работ. | |
4 – 5 | КТД. Аппликация из пуговиц «Наше классное древо» | 2 | Моделирование и конструирование творческой работы. Развитие чувства ответственности и аккуратности, приобщение учащихся к работе в коллективе. | Выставка работ. | |
8- 9 | Аппликация из перьев «Наши домашние любимцы» | 2 | Моделирование и конструирование творческой работы. Развитие чувства ответственности и аккуратности. | Выставка работ. | |
9 | Аппликация из перьев «Зимний вечер» | 1 | Изготовление панно. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук. | Выставка работ. | |
10-11 | «Мир вокруг нас…» - работа с природным материалом. | 2 | Изготовление панно на свободную тему. Привлечение учащихся самостоятельно выбирать и раскрывать тему в своих работах. | Выставка работ. | |
12-13 | Аппликация из ватных комков «Ковер-самолет» | 2 | Развитие творческих способностей, абстрактного мышления при работе в разных техниках. | Выставка работ. | |
14-15 | Аппликация из ткани «Жар-птица» | 2 | Развитие творческих способностей, цветовое решение при работе с тканью. | Выставка работ. | |
16-17 | КТД. Аппликация из ткани «Веселые клоуны» | 2 | Развитие чувства ответственности и аккуратности, приобщение учащихся к работе в коллективе. | Выставка работ. | |
18-19 | Работа с бумагой в технике шары кусудамы | 1 | Моделирование и конструирование творческой работы. | Выставка работ. | |
20-22 | КТД. Работа с бумагой в технике кусудамы «Цветущее дерево» | 3 | Развитие чувства ответственности и аккуратности, приобщение учащихся к работе в коллективе. | ||
23-24 | Рисование пластилином «Забавные узоры» | 2 | Знакомство с еще одним материалом для аппликаций. Моделирование и конструирование творческой работы. | Выставка работ. | |
25 | Рисование пластилином (мозайка) на прозрачных крышках | 1 | Приобщение детей к поиску материала в различных источниках. Умение пользоваться заданным шаблоном. Композиционное решение работы. | Выставка работ. | |
26 | Коллаж из бумаги «Мои мечты» | 1 | Знакомство с технологией работы с нитками. Развитие чувства ответственности и аккуратности | Выставка работ. | |
27-29 | Прихватки для мамы в форме зверюшек. | 3 | Техника безопасности при работе с иглой и ножницами. Цветовые решения и виды узоров. | Выставка работ. | |
30-32 | Декорирование бутылки «Ваза своими руками» | 3 | Развитие творческих способностей учащихся. Привлечение учащихся к самостоятельному решению в выборе работы. | Выставка работ. | |
33-34 | КТД. Самое любимое занятие. | 4 | Развитие творческих способностей учащихся. Привлечение учащихся к самостоятельному решению в выборе работы. | Выставка работ. | |
ИТОГО: | 34 |
Тематическое планирование
Школа мастеров 4 класс
N п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Содержание деятельности | Методы оценки достижений учащихся |
1 | Техника безопасности на занятиях. Знакомство с обязанностями дежурного в классе. | 1 | Знакомство с обязанностями дежурного. Знакомство с правилами поведения на уроке и работы с различными инструментами, | ||
2 | Техника безопасности при работе и сборе природного материала. | 1 | Экскурсия на пришкольный участок. Правила сбора материала, технология просушивания и хранения природного материала. Воспитание чувства бережного отношения к окружающему миру. | ||
3 | Работа с пластилином. «Праздничная ваза» | 1 | Развитие творческих способностей, абстрактного мышления при работе с пластилином. Моделирование и конструирование творческой работы. | Выставка работ. | |
4 – 7 | КТД. Аппликация из пластилина на каркасе «Барышня -красавица» | 4 | Моделирование и конструирование творческой работы. Развитие чувства ответственности и аккуратности, приобщение учащихся к работе в коллективе. | Выставка работ «Барышни на балу». | |
8- 9 | Аппликация из бумажных блоков «Георгины в саду» | 2 | Моделирование и конструирование творческой работы. Развитие чувства ответственности и аккуратности. | Выставка работ. | |
9 | Аппликация из рельефной бумаги «Лесная красавица» | 1 | Изготовление работы. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук. | Выставка работ. | |
10-13 | КТД «Средневековый замок…» - работа из бумаги | 4 | Моделирование и конструирование творческой работы. Развитие чувства ответственности и аккуратности, работа в коллективе. | Выставка работ. | |
12-13 | Сграф-фито (процарапывание). Работа «Черепаха» | 2 | Знакомство с особенностями данной техники работы. Упражнения на развитие моторики мелких мышц кистей рук. | ||
14-15 | Вязание: «Вазы из воздушных цепочек» | 2 | Развитие творческих способностей, цветовое решение при работе с тканью. | Выставка работ. | |
16-19 | КТД. Вязание: «Салфетки из бабушкиного сундука» | 4 | Развитие чувства ответственности и аккуратности, приобщение к русским традициям. | Выставка работ. | |
20-24 | Куклы-перчатки для школьного театра | 5 | Развитие творческих способностей, цветовое решение при работе с тканью. | Выставка работ. | |
25-30 | КТД. Вышивание: «Наш зоопарк» | 6 | Работа в технике вышивание крестиком. Самостоятельное решение в выборе картины для работы. Развитие чувства ответственности и аккуратности, приобщение учащихся к работе в коллективе. | Презентация творческой коллективной работы. | |
31-34 | Бисероплетение: «Подарок другу» | 4 | Знакомство с еще одним видом творческой работы. Моделирование и конструирование творческой работы. | Выставка работ. | |
ИТОГО: | 34 |
Список литературы:
- Горской В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. М., Просвещение, 2011 г.
- Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала. М., Просвещение, 1991 г.
- Гусакова М.Л. Аппликация. М., Просвещение, 1987 г.
- Еременко Т.И. Иголка – волшебница. М., Просвещение, 1988 г.
- Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М., Просвещение, 1985 г.
- Кузьмина М. Азбука плетения. М., Легпромбытиздат, 1991 г.
- Неботова З.Л. Игрушка – самоделка. СПб., Лениздат, 1995 г.
- Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов. М., Просвещение, 1985 г.
- Щеблынин И.К., Романина В.И. Аппликационные работы в начальных классах. М., Просвещение, 1990 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Рисуем нитью» направление – художественно-эстетическое
Рабочая программа внеурочной деятельности «Рисуем нитью» направление – художественно-эстетическое (Базовый уровень) 3 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" направление – художественно-эстетическое
Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" направление – художественно-эстетическое...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Весёлая мастерская» направление художественно-эстетическое 4 класс.
Пояснительная записка к рабочей программе по внеурочной деятельности "Весёлая мастерская". Напрвление программы - художественно-эстетическое. Расчитана на учащихся 4 класса....
Рабочая программа по художественно-эстетическому направлению
Кружок "Акварелька" для учащихся 2 класса....
Календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме: Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" направление – художественно-эстетическое
Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" направление – художественно-эстетическое...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (ФГОС) кружок «Риторика» (художественно-эстетическое направление)
Изучение курса «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Цели и задачи риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуника...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ». ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ». ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ....