Внеурочная деятельность. Рабочая программа по художественно-эстетическому направлению "Школа мастеров"
календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме

Серикова Светлана Валерьевна

В помощь учителям начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_masterov_1-4_klass.docx56.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

Ряженская средняя общеобразовательная школа

по художественно-эстетическому направлению  «Школа мастеров»

                                                                                                   

составитель:

учитель начальных классов

Cерикова Светлана Валерьевна

2012-2016 уч. г.  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.

В настоящее время возникла необходимость включения во внеурочную работу по технологии всех учащихся. Это обусловлено повышением интереса учащихся к школьному курсу. Внеурочная работа по технологии – органичная часть учебного процесса, она дополняет, развивает и углубляет его.

На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

Цель программы: помочь школьникам проявить себя в декоративно - творческой деятельности.

Задачи:

- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде творческих работ;

-  научить приёмам исполнительского мастерства;

-  научить слушать, видеть, понимать и анализировать творческие работы;

- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.

Программа «Школа мастеров» рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся декоративнойо творческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю.

Задания направлены на освоение языка декоративно творческой деятельности (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными и «бросовыми» материалами.

Планируемые результаты:

  1. Личностные универсальные учебные действия:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

  1. Регулятивные универсальные учебные действия:

-  принимать и сохранять учебную задачу;

-  учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области.

  1. Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;

-  проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

-  осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

  1. Коммуникативные универсальные учебные действия:

-  адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

-  формулировать собственное мнение и позицию;

-  задавать вопросы;

Продолжительность занятий строится в начальной школе из расчёта 1 класс – 33 часа, 2-4 классы -  34 часа, 1 занятие в неделю.

Учебно-тематический план

     №

      п/п

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Работа с бумагой и картоном

6

1

5

3

Работа с различными тканями

4

1

3

4

Работа с природными материалами

4

1

3

5

Работа с «бросовым» материалом

5

1

4

6

Морские пришельцы (работа с ракушками)

3

1

2

7

Работа с пластилином

4

1

3

8

Работа с бисером

4

1

3

9

Отчётная выставка-ярмарка работ школьников

2

1

1

Итого

34

7

27

Тематическое планирование    

Школа мастеров 1 класс

N

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Содержание деятельности

Методы оценки достижений учащихся

1

Техника безопасности на занятиях. Знакомство с обязанностями дежурного в классе.

1

7. 09

Знакомство с обязанностями дежурного. Знакомство с правилами поведения на уроке и работы с различными инструментами,

2

Техника безопасности при работе и сборе природного материала.

1

14.09

Экскурсия на пришкольный участок. Правила сбора материала, технология просушивания и хранения природного материала. Воспитание чувства бережного отношения к окружающему миру.

3 –

5

Секреты работы с бумагой и картоном. Знакомство с работой в различных техниках (аппликация, оригами, объемная игрушка на основе геометрических фигур)

3

21.09

28.09

05.10

Развитие творческих способностей, абстрактного мышления при работе с бумагой. Моделирование и конструирование творческой работы.  Развитие чувства ответственности и аккуратности, приобщение учащихся к работе в коллективе.

6 - 7

Дары природы. Работа с природным материалом.  «Подарок милой маме»

2

12.10

19.10

Изготовление панно. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук.

8 - 9

«Мир вокруг нас…»

2

26.10

09.11

Изготовление панно на свободную тему.  Привлечение учащихся самостоятельно выбирать и раскрывать тему в своих работах.

10.

История игрушек далекого прошлого. Куколки «болвашки», «стригушки», «свистульки»

1

16.11

Разгадывание кроссворда.. Беседа о истории возникновения игрушки. Виды игрушек. Работа учащихся в коллективе.

11.

Куколки

«стригушки»

1

23.11

Развитие творческих способностей учащихся, привлечение к русским традициям и истории своего народа.  Воспитание чувства уважения к чужому труду.

12-13

Глиняные игрушки – свистульки на примере филимоновской игрушки. (лепка)

2

30.11

07.12

Знакомство с технологией изготовления игрушки. Приобщение детей к поиску материала в различных источниках. Умение пользоваться заданным шаблоном.

Выставка глиняных – игрушек.

14.

Мягкая игрушка. Народные традиции по изготовлению мягкой игрушки.

1

14.12

Знакомство с историей возникновения мягкой игрушки. Техника безопасности при работе с иглой и ножницами.  Цветовые решения и виды швов.

15-17

Изготовление игрушки «Ванюшка –садовничек» - коллективная работа

3

21.12

28.12

11.01

Развитие творческих способностей учащихся, привлечение к русским традициям и истории своего народа.  Воспитание чувства уважения к чужому труду.

18-21

Акция «Тепло твоих рук» - игрушки своими руками в детский дом

3

18.01

25.01

01.02

Развитие творческих способностей учащихся, привлечение к русским традициям и истории своего народа.  Воспитание чувства уважения к чужому труду.

22

«Народный костюм» - история его возникновения.

1

08.02

Приобщение детей к поиску материала в различных источниках. Умение пользоваться заданным шаблоном. Воспитание чувства патриотизма и гордости за свою историю.

23-25

Изготовление Павлово-Посадского платка с набивным узором, как части  женского костюма

3

15.02

01.03

15.03

Знакомство с технологией изготовления платка, использование набойки, а также композиционное размещение рисунка узора на платке. Развитие творческих способностей, воображения.

26-28

Рушник –вышитое полотенце

3

05.04

12.04

19.04

Знакомство с различными приемами вышивания. Виды вышивки, различные узоры и композиции.

Выставка  работ.

29-32

Узор для вышитой рубахи. Украшение одежды

4

19.04

26.04

12.05

17.05

Знакомство с различными приемами вышивания. Виды вышивки, различные узоры и композиции.

33

Подведение итогов работы: выставка-ярмарка

1

24.05

Подведение итогов работы, презентация работ на выставке в школе.

ИТОГО:

33

Тематическое планирование    

Школа мастеров 2 класс

N

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Содержание деятельности

Методы оценки достижений учащихся

1

Техника безопасности на занятиях. Знакомство с обязанностями дежурного в классе.

1

04.09

Знакомство с обязанностями дежурного. Знакомство с правилами поведения на уроке и работы с различными инструментами,

2

Техника безопасности при работе и сборе природного материала.

1

11.09

Экскурсия на пришкольный участок. Правила сбора материала, технология просушивания и хранения природного материала. Воспитание чувства бережного отношения к окружающему миру.

3

Работа с бумагой. Оригами «Полевые цветы», «Журавль»

1

18.09

Развитие творческих способностей, абстрактного мышления при работе с бумагой. Моделирование и конструирование творческой работы.  

Выставка  работ.

4 –

7

КТД. Модульное оригами «Цветной лебедь»

4

25.09

02.10

09.10

16.10

Развитие творческих способностей, абстрактного мышления при работе с бумагой. Моделирование и конструирование творческой работы.  Развитие чувства ответственности и аккуратности, приобщение учащихся к работе в коллективе.

Выставка  работ.

8

Аппликация из листьев «Мой край, родной»

1

23.10

Моделирование и конструирование творческой работы. Развитие чувства ответственности и аккуратности.

Выставка  работ.

9

Аппликация из цветов   «Букет для  милой мамы»

1

30.10

Изготовление панно. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук.

Выставка  работ.

10-11

«Мир вокруг нас…» - работа с природным материалом.

2

13.11

20.11

Изготовление панно на свободную тему.  Привлечение учащихся самостоятельно выбирать и раскрывать тему в своих работах.

Выставка  работ.

12-13

Аппликация из семян «Павлин»

2

27.11

04.12

Развитие творческих способностей, абстрактного мышления при работе с семенами.

Выставка  работ.

14-15

Аппликация из семян «Расписные тарелки»

2

11.12

18.12

Развитие творческих способностей, абстрактного мышления при работе с семенами.

Выставка  работ.

16

Работа с бумагой в технике квиллинг «Чудо-цветы»

1

25.12

Знакомство с техникой квиллинг. Приобщение детей к поиску материала в различных источниках. Развитие воображения.

Выставка  работ.

17

Работа с бумагой в технике квиллинг «Забавные  зверюшки»

1

15.01

Развитие творческих способностей, абстрактного мышления при работе с бумагой. Моделирование и конструирование творческой работы.

Выставка  работ.

18-20

КТД.Работа с бумагой в технике квиллинг «Резная шкатулка»

3

22.01

29.01

05.02

Развитие чувства ответственности и аккуратности, приобщение учащихся к работе в коллективе.

21-22

Аппликация из спичек «Веселые улитки», «Чудо-коврик»

2

12.02

19.02

Знакомство с еще одним материалом для аппликаций. Моделирование и конструирование творческой работы.

Выставка  работ.

23

Аппликация из ниток «Петух»

1

26.02

Приобщение детей к поиску материала в различных источниках. Умение пользоваться заданным шаблоном. Композиционное решение работы.

Выставка  работ.

24

Аппликация из ниток «Куколка»

1

05.03

Знакомство с технологией работы с нитками. Развитие чувства ответственности и аккуратности

Выставка  работ.

25-27

Тканый половичок.

3

12.03

19.03

02.04

Знакомство с историей возникновения половиков. Техника безопасности при работе с иглой и ножницами.  Цветовые решения и виды узоров.

Выставка  работ.

28-30

Лоскутное одеяло.

3

09.04

16.04

23.04

Знакомство с историей возникновения лоскутного одеяла. Техника безопасности при работе с иглой и ножницами.  Цветовые решения и виды узоров.

Выставка  работ.

31-35

КТД. Хоровод любимых мягких  игрушек.

5

30.04

07.05

14.05

21.05

28.05

Развитие творческих способностей учащихся, привлечение к русским традициям и истории своего народа.  Воспитание чувства уважения к чужому труду.

Выставка  работ.

ИТОГО:

34

Тематическое планирование    

Школа мастеров 3 класс

N

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Содержание деятельности

Методы оценки достижений учащихся

1

Техника безопасности на занятиях. Знакомство с обязанностями дежурного в классе.

1

Знакомство с обязанностями дежурного. Знакомство с правилами поведения на уроке и работы с различными инструментами,

2

Техника безопасности при работе и сборе природного материала.

1

Экскурсия на пришкольный участок. Правила сбора материала, технология просушивания и хранения природного материала. Воспитание чувства бережного отношения к окружающему миру.

3

Работа с пуговицами. Аппликация «Золотая рыбка»

1

Развитие творческих способностей, абстрактного мышления при работе с пуговицами. Моделирование и конструирование творческой работы.  

Выставка  работ.

4 –

5

КТД. Аппликация из пуговиц  «Наше классное древо»

2

Моделирование и конструирование творческой работы.  Развитие чувства ответственности и аккуратности, приобщение учащихся к работе в коллективе.

Выставка  работ.

8-

9

Аппликация из перьев «Наши домашние любимцы»

2

Моделирование и конструирование творческой работы. Развитие чувства ответственности и аккуратности.

Выставка  работ.

9

Аппликация из перьев   «Зимний вечер»

1

Изготовление панно. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук.

Выставка  работ.

10-11

«Мир вокруг нас…» - работа с природным материалом.

2

Изготовление панно на свободную тему.  Привлечение учащихся самостоятельно выбирать и раскрывать тему в своих работах.

Выставка  работ.

12-13

Аппликация из ватных комков «Ковер-самолет»

2

Развитие творческих способностей, абстрактного мышления при работе в разных техниках.

Выставка  работ.

14-15

Аппликация из ткани «Жар-птица»

2

Развитие творческих способностей, цветовое решение  при работе с тканью.

Выставка  работ.

16-17

КТД. Аппликация из ткани «Веселые клоуны»

2

Развитие чувства ответственности и аккуратности, приобщение учащихся к работе в коллективе.

Выставка  работ.

18-19

Работа с бумагой в технике шары кусудамы

1

Моделирование и конструирование творческой работы.

Выставка  работ.

20-22

КТД. Работа с бумагой в технике кусудамы «Цветущее дерево»

3

Развитие чувства ответственности и аккуратности, приобщение учащихся к работе в коллективе.

23-24

Рисование пластилином «Забавные узоры»

2

Знакомство с еще одним материалом для аппликаций. Моделирование и конструирование творческой работы.

Выставка  работ.

25

Рисование пластилином (мозайка) на прозрачных крышках

1

Приобщение детей к поиску материала в различных источниках. Умение пользоваться заданным шаблоном. Композиционное решение работы.

Выставка  работ.

26

Коллаж из бумаги «Мои мечты»

1

Знакомство с технологией работы с нитками. Развитие чувства ответственности и аккуратности

Выставка  работ.

27-29

Прихватки для мамы в форме зверюшек.

3

Техника безопасности при работе с иглой и ножницами.  Цветовые решения и виды узоров.

Выставка  работ.

30-32

Декорирование бутылки «Ваза своими руками»

3

Развитие творческих способностей учащихся. Привлечение  учащихся к самостоятельному решению в выборе работы.

Выставка  работ.

33-34

КТД. Самое любимое занятие.

4

Развитие творческих способностей учащихся. Привлечение  учащихся к самостоятельному решению в выборе работы.

Выставка  работ.

ИТОГО:

34

Тематическое планирование    

Школа мастеров 4 класс

N

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Содержание деятельности

Методы оценки достижений учащихся

1

Техника безопасности на занятиях. Знакомство с обязанностями дежурного в классе.

1

Знакомство с обязанностями дежурного. Знакомство с правилами поведения на уроке и работы с различными инструментами,

2

Техника безопасности при работе и сборе природного материала.

1

Экскурсия на пришкольный участок. Правила сбора материала, технология просушивания и хранения природного материала. Воспитание чувства бережного отношения к окружающему миру.

3

Работа с пластилином. «Праздничная ваза»

1

Развитие творческих способностей, абстрактного мышления при работе с пластилином. Моделирование и конструирование творческой работы.  

Выставка  работ.

4 –

7

КТД. Аппликация из пластилина на каркасе  «Барышня -красавица»

4

Моделирование и конструирование творческой работы.  Развитие чувства ответственности и аккуратности, приобщение учащихся к работе в коллективе.

Выставка  работ «Барышни на балу».

8-

9

Аппликация из бумажных блоков «Георгины в саду»

2

Моделирование и конструирование творческой работы. Развитие чувства ответственности и аккуратности.

Выставка  работ.

9

Аппликация из рельефной бумаги   «Лесная  красавица»

1

Изготовление работы. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук.

Выставка  работ.

10-13

КТД «Средневековый замок…» - работа  из бумаги

4

Моделирование и конструирование творческой работы.  Развитие чувства ответственности и аккуратности,  работа в коллективе.

Выставка  работ.

12-13

Сграф-фито (процарапывание). Работа «Черепаха»

2

Знакомство с особенностями данной техники работы. Упражнения на развитие моторики мелких мышц кистей рук.

14-15

Вязание: «Вазы из воздушных цепочек»

2

Развитие творческих способностей, цветовое решение  при работе с тканью.

Выставка  работ.

16-19

КТД. Вязание: «Салфетки из бабушкиного сундука»

4

Развитие чувства ответственности и аккуратности, приобщение к русским традициям.

Выставка  работ.

20-24

Куклы-перчатки для  школьного театра

5

Развитие творческих способностей, цветовое решение  при работе с тканью.

Выставка  работ.

25-30

КТД. Вышивание: «Наш зоопарк»

6

Работа в технике вышивание крестиком. Самостоятельное решение в выборе картины  для работы. Развитие чувства ответственности и аккуратности, приобщение учащихся к работе в коллективе.

Презентация творческой коллективной работы.

31-34

Бисероплетение: «Подарок другу»

4

Знакомство с еще одним видом  творческой работы. Моделирование и конструирование творческой работы.

Выставка  работ.

ИТОГО:

34

Список литературы:

  • Горской В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. М., Просвещение, 2011 г.
  • Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала. М., Просвещение, 1991 г.
  • Гусакова М.Л. Аппликация. М., Просвещение, 1987 г.
  • Еременко Т.И. Иголка – волшебница. М., Просвещение, 1988 г.
  • Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М., Просвещение, 1985 г.
  • Кузьмина М. Азбука плетения. М., Легпромбытиздат, 1991 г.
  • Неботова З.Л. Игрушка – самоделка. СПб., Лениздат, 1995 г.
  • Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов. М., Просвещение, 1985 г.
  • Щеблынин И.К., Романина В.И. Аппликационные работы в начальных классах. М., Просвещение, 1990 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Рисуем нитью» направление – художественно-эстетическое

Рабочая программа внеурочной деятельности  «Рисуем нитью» направление – художественно-эстетическое (Базовый уровень) 3  класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" направление – художественно-эстетическое

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" направление – художественно-эстетическое...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Весёлая мастерская» направление художественно-эстетическое 4 класс.

Пояснительная записка к рабочей программе по внеурочной деятельности "Весёлая мастерская". Напрвление программы - художественно-эстетическое. Расчитана на учащихся 4 класса....

Рабочая программа по художественно-эстетическому направлению

Кружок "Акварелька" для учащихся 2 класса....

Календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме: Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" направление – художественно-эстетическое

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" направление – художественно-эстетическое...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (ФГОС) кружок «Риторика» (художественно-эстетическое направление)

Изучение курса «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Цели и задачи  риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуника...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ». ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ». ХУДОЖЕСТВЕННО –  ЭСТЕТИЧЕСКОЕ  НАПРАВЛЕНИЕ....