Кружок в 1 классе "Чудеса аппликации"
календарно-тематическое планирование по технологии (1 класс) по теме
Данный материал содержит пояснительную записку, цели и задачи, содержание программы, тематический план кружка "Чудеса аппликации" для первого класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_1_klass.docx | 35.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью.
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Чувственное восприятие мира захватывает ребёнка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребёнке с рождения. Как помочь ребёнку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? В этом поможет аппликация – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы. Здесь ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, природных материалов, подручных средств, постичь их свойства, структуру.
Система работы с аппликацией построена по принципу от простого к сложному. Овладение рядом технологий требует терпения и аккуратности, а поделки тщательности в исполнении, ведь мастерство – это всегда упорный труд и воображение.
Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.
Любая работа с аппликацией не только увлекательна, но и познавательна. Аппликация дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер аппликации, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Аппликация выполняется в определённой последовательности: выбор сюжета, составление эскиза, подбор бумаги, изготовление деталей, раскладывание их, наклеивание деталей, оформление.
Цели и задачи курса
Цель – создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Задачи курса:
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами при работе с бумагой, картоном, различными материалами;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству;
- формировать творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;
- развивать мелкую моторику рук.
Данная программа строится на принципах:
- Доступности, которая определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
- Системности; определяющая взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
При этом необходимо выделить практическую направленность курса
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся творческого начала в учебной деятельности, приобретение ими собственного чувственного, интеллектуального, технологического опыта, способности самостоятельного выбора решений.
Обеспечение мотивации:
Быть творческим – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Занятия носят интеллектуально-творческий характер.
Основные виды деятельности учащихся:
- навыки дискуссионного общения;
- работа с ножницами;
- работа с бумагой и картоном
- аппликация плоская и объёмная;
Программа рассчитана на детей 7-8 лет.
Режим проведения занятий:
33 часа (4 часов теоретический, 29 часов практических) в год; занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Изучение программного материала дается в 1 классе на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе творческой деятельности. Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие аппликацией для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.
Требования к уровню содержания дисциплины
Формирование представлений:
- познакомятся со свойствами и возможностями бумаги, картона, природного материала, других подручных средств как материала для художественного творчества;
- познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования;
- познакомятся с основными видами работ из аппликации.
Формирование навыков:
- научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
- научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;
- научатся самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления поделок (выбор материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль);
- овладеют основными техническими приемами макетирования;
- изучат приемы пластической проработки поверхности и ее трансформации в объемные элементы;
- освоят основные приемы учебно-исследовательской деятельности в рамках разработки творческих проектов.
Учащиеся должны:
Уметь: работать с бумагой, картоном, природными материалами, подручными средствами (складывать, наносить разметку и т.п.).
Обладать базовыми компетенциями:
- умением использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности:
- для решения простейших задач;
- для выполнения различных действий с бумагой, картоном, природными материалами, подручными средствами.
Обладать ключевыми компетенциями:
Коммуникативные:
- умение работать в группе, в парах: слушать других, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать своё, организовывать совместную работу на основе взаимопонимания и уважения;
- уметь обмениваться информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации.
Учебно-познавательные:
- умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режима работы;
- умения и навыки мыслительной деятельности: выделение главного, анализ и синтез, обобщение, построение ответа, формулирование выводов;
- умения и навыки оценки и осмысливания результатов своих действий.
Содержание программы:
Введение: Знакомство, правила поведения в кружке, техники безопасности при работе с клеем, ножницами и другими инструментами. (1 ч.)
Простые аппликации: идеи простых аппликаций из разных геометрических форм (кругов, четырехугольников, треугольников), из обрезков, которые всегда остаются после работы, из обведенных ладошек. Для изготовления работ не нужно уметь рисовать, достаточно лишь заготовить необходимые фигуры с помощью циркуля (или специальной линейки – лекала) и линейки и, как из конструктора, выкладывать любые картинки. «Птичка-невеличка», «Утро на море», «Деревенский пейзаж», «Ладошка-осьминожка», «Веселая гусеница», «Божья коровка». (7 ч.)
Обрывные аппликации: такие аппликации получаются, если бумагу не резать, а обрывать. В этом случае края выходят более «живыми», ворсистыми. При обрывании по заранее нарисованному контуру пальцы должны располагаться вплотную к контуру с двух сторон. Обрывание делается небольшими отрезками. Если рвать бумагу по волокну, край будет более гладкий, если поперек – более «стихийный», с белым ореолом, что неплохо, например, если вы делаете море – на волне сразу получается пена. «Танцующий дельфин», «Русские березы» (2 ч.)
Коллажи: коллаж – это техника, при которой из разных кусочков, вырезанных из журналов, фотографий, цветной бумаги, из сухих листьев, растений и других предметов составляются композиции, картины, открытки. Технику коллажа можно сделать бесконечно разнообразной, сочетая различные виды бумаги. Можно применять ткань, повседневные предметы, скорлупу, и т.д. Коллаж дает большой простор для творчества. «Пейзаж», «Букет в вазе». (3 ч.)
Объемные аппликации: мятая и крученая бумага, изогнутые и сложенные гармошкой полоски, частично приклеенные элементы – все это создает эффект объемности. Сделать такие аппликации немного сложнее, чем просто наклеить кусочки бумаги, зато и смотрятся они эффектнее. «Букет роз», «Прически для девочки», «Рыбка», «Воздушный цветок», «Овечка из ваты», «Новогодняя открытка», «Цветы из салфеток», «Елочка-гармошка». (11ч.)
Аппликации-игрушки: в этом разделе даны модели полезных и оригинальных вещей, украшенных аппликацией. Из кусочков цветной бумаги можно сделать игрушку на елку или подвесную поделку на лампу или окно. «Ангел-подвеска», «Птичка-подвеска», «Овечка в цветной шубке», «Бумажные птички» (9 ч.)
Тематический план на 2013-2014 учебный год
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Всего часов | |
теория | практика | |||
Введение | 1 | |||
1 | Знакомство. Правила поведения в кружке. Правила техники безопасности при работе с клеем, ножницами и другими инструментами | 1 | 1 | |
Простые аппликации | 7 | |||
2 | Простые аппликации. Техника аппликация | 1 | 1 | |
3 | Простые аппликации. Птичка-невеличка. |
| 1 | 1 |
4 | Простые аппликации. Утро на море. | 1 | 1 | |
5 | Простые аппликации. Деревенский пейзаж. | 1 | 1 | |
6 | Простые аппликации. Ладошка-осьминожка. | 1 | 1 | |
7 | Простые аппликации. Веселая гусеница. | 1 | 1 | |
8 | Простые аппликации. Валентинка Божья коровка | 1 | 1 | |
Обрывные аппликации | 2 | |||
9 | Обрывные аппликации. Танцующий дельфин. | 1 | 1 | |
10 | Обрывные аппликации. Русские березы | 1 | 1 | |
Коллажи | 3 | |||
11 | Коллажи. | 1 | 1 | |
12 | Коллажи. Пейзаж. | 1 | 1 | |
13 | Коллажи. Букет в вазе. | 1 | 1 | |
Объемные аппликации | 11 | |||
14 | Объемные аппликации. Букет роз. | 1 | 1 | |
15 | Объемные аппликации. Прически для девочки. | 1 | 1 | |
16 | Объемные аппликации. Рыбка. | 1 | 1 | |
17-18 | Объемные аппликации. Воздушный цветок. | 2 | 2 | |
19-20 | Объемные аппликации. Овечка из ваты. | 2 | 2 | |
21 | Объемные аппликации. Новогодняя открытка. | 1 | 1 | |
22 | Объемные аппликации. Цветы из салфеток. | 1 | 1 | |
23-24 | Объемные аппликации. Елочка-гармошка. | 2 | 2 | |
Аппликации-игрушки | 9 | |||
25-26 | Аппликации-игрушки. Ангел-подвеска. | 2 | 2 | |
27-28 | Аппликации-игрушки. Птичка-подвеска. | 2 | 2 | |
29-30 | Аппликации-игрушки. Овечка в цветной шубке. | 2 | 2 | |
31-32 | Аппликации-игрушки. Бумажные птички. | 2 | 2 | |
33 | Подведение итогов | 1 | 1 | |
| Итого: | 4 | 29 | 33 |
Содержание программы
№ | Тема занятия | Содержание занятий |
1 | Знакомство. Правила поведения в кружке. Правила техники безопасности при работе с клеем, ножницами и другими инструментами | Знакомство с инструментами. Инструктаж по тб. |
2 | Простые аппликации. Техника аппликация | Знакомство с техникой аппликации |
3 | Простые аппликации. Птичка-невеличка. | Знакомство с техникой вырезания по кругу |
4 | Простые аппликации. Утро на море. | Знакомство с техникой вырезания по кругу |
5 | Простые аппликации. Деревенский пейзаж. | Знакомство с геометрическими фигурами |
6 | Простые аппликации. Ладошка-осьминожка. | Аппликация с обведением контура ладони |
7 | Простые аппликации. Веселая гусеница. | Аппликация с использованием шаблона |
8 | Простые аппликации. Валентинка Божья коровка | Аппликация с использованием шаблона |
9 | Обрывные аппликации. Танцующий дельфин. | Знакомство с аппликацией из рваной бумаги Обрывание по нарисованному контуру |
10 | Обрывные аппликации. Русские березы | Обрывание по нарисованному контуру |
11 | Коллажи. | Знакомство с техникой коллаж. |
12 | Коллажи. Пейзаж. | Вырезание из журналов, создание коллажа. |
13 | Коллажи. Букет в вазе. | Вырезание из журналов, создание коллажа. |
14 | Объемные аппликации. Букет роз. | Понятие объёмная аппликация |
15 | Объемные аппликации. Прически для девочки. | Делаем объем при помощи ножниц |
16 | Объемные аппликации. Рыбка. | Делаем объем при помощи ножниц |
17-18 | Объемные аппликации. Воздушный цветок. | Изготовление из креповой бумаги |
19-20 | Объемные аппликации. Овечка из ваты. | Изготовление из бумажных салфеток |
21 | Объемные аппликации. Новогодняя открытка. | Изготовление открытки из цв. бумаги. |
22 | Объемные аппликации. Цветы из салфеток. | Изготовление из бумажных салфеток |
23-24 | Объемные аппликации. Елочка-гармошка. | Изготовление открытки из цв. бумаги. |
25-26 | Аппликации-игрушки. Ангел-подвеска. | Поделки из цветной бумаги |
27-28 | Аппликации-игрушки. Птичка-подвеска. | Поделки из цветной бумаги |
29-30 | Аппликации-игрушки. Овечка в цветной шубке. | Поделки из цветной бумаги |
31-32 | Аппликации-игрушки. Бумажные птички. | Поделки из цветной бумаги |
33 | Подведение итогов | Выставка работ |
Литература 1. Аппликация. Простые поделки /Е.Румянцева. – М.: Айрис-пресс, 2011. – 144 с.: ил. – (Внимание: дети!) 2. Pop-up. Чудеса бумажного декора / О.Соколова. – Ростов н/Д : Феникс, 2012. – 63 с.: ил. – (Город мастеров) В работе используются материалы сайта «Страна Мастеров». Литература для детей. |
- Конышева Н.М. «Умелые руки»;
- «Чудесная мастерская»;
- «Наш рукотворный мир»;
- «Секреты мастеров».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность.Танцевальный кружок кружок "НЕПОСЕДЫ"
Рабочие программы и планирование.Танцевальный кружок " Непоседы" 1-4 классКружок художественно-эстетической направленности "Весёлые краски" 1-4классКружок духовно-нравст...
Кружок очумелые ручки: "Изготовление жирафа" (аппликация пластилином с использованием природного материала)
Содержит конспект внеурочного занятия и слайды с поэтапным выполнением апликации...
Методическая разработка внеурочного занятия 2 класс ФГОС; кружок «БУМАГОПЛАСТИКА».Тема: «Изготовление силуэтной аппликации. Техника скручивания».
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.ТЕМА: «Изготовление силуэтной аппликации. Техника скручивания».ТИП ЗАНЯТИЯ: Комбинированное.ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: создать условия для закрепления у учащихся зна...
Изготовление аппликации из пластилина фигурки петушка (символ года 2017) на бумаге и инкрустация аппликации бисером
Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию конспект занятия и презентацию мастер-класса предназначенные для работы воспитателей групп продленного дня с детьми младшего школьного возраста. Также эта р...
Кружок "Геометрия в аппликациях"
Кружок "Геометрия в аппликациях"...
Аппликация. История развития аппликации, виды аппликации.
Занятие на тему "Аппликация"...
Кружок "Чудеса аппликации"
Ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира, что детское сердце чутко к призыву творить красоту. Важно только, чтобы за призывами следовал труд, чтобы труд стал потребнос...