Кружок "Геометрия в аппликациях"
рабочая программа (1 класс) на тему

Кружок "Геометрия в аппликациях"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geometriya_v_applikatsiyah2.doc731 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

     Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

         города Москвы «Школа № 2083» hello

              ОГРН 1115074013130                                                                                               ИНН/КПП   5074045703/775101001

               108823, г. Москва, п. Рязановское,                   тел.            +7 (495) 858-1541

Рекомендована                                     Утверждаю:

педагогическим советом                     директор ГБОУ Школа № 2083

протокол №  _______                           _____________

от «___» ___________ 2016 года        Наумкина Т.В.

                                                                       

                                                                     

                                   

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Геометрия в аппликациях»

                                                            Составитель:

 педагог дополнительного образования

                                               Рынкевич Т. А. Лелякина Е.А.

Возраст детей: 7- 8 лет

Срок реализации: 1 год

Уровень: ознакомительный

Москва,   2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ

Направленность программы – художественная.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании. В.А.Сухомлинский говорил, что ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира, что детское сердце чутко к призыву творить красоту. Важно только, чтобы за призывами следовал труд, чтобы труд стал потребностью.

Актуальность программы по аппликации заключается в приобщении ребят к творчеству, развитии их способностей, воспитании чувства коллективизма, чувства прекрасного, в потребности развития пространственного и логического мышления современного ребенка, а также в использовании полученных знаний и опыта исследовательской работы в будущей практической деятельности. Проблема возможностей усвоения школьниками формальной логики как учебного предмета имеет сегодня особую актуальность в связи с ориентацией современной системы образования на реализацию идей и положений концепции развивающего обучения. Одним из главных направлений этой концепции является развитие у учащихся теоретического мышления в процессе преподавания различных учебных предметов и, прежде всего, основ формальной логики. Справедливо считается, что овладение знаниями в области формальной логики может в значительной степени способствовать развитию теоретического мышления учащихся и подготавливает их к более сложному обучению на последующих этапах школьного образования.

                              ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она включает в себя не только обучение аппликации, но и развитие у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости. Следовательно, есть все основания рассматривать занятия по аппликации как важный элемент гармоничного развития детей. Многолетний педагогический опыт свидетельствует о том, что выявить и постепенно развивать способности можно у всех детей. Нужно придерживаться той точки зрения, что не талантливых детей нет и каждый ребенок способен к усвоению основ изобразительного искусства.

В проекте ФГОС общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Геометрия в аппликациях» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и ориентирована на работу по учебному пособию «Геометрия в аппликациях» авторов А.В.Баевой, В.Ю. Лузакова (базовый уровень)

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

Цель:

Формирование у детей интереса к аппликации и развитие специальных знаний и умений, необходимых в качестве исходных для данной деятельности. Расширение кругозора, развитие логического мышления, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.

                                                    ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

  Обучающие задачи:

¬ различать геометрические фигуры, цвета;

¬ устанавливать соотношение частей по величине и объединять части в целое;

¬ выделять строение, положение предмета в пространстве, ориентироваться на листе бумаги.

¬ активизировать исследовательскую и познавательную деятельность учащихся;

Воспитывающие задачи:

¬ воспитывать у учащихся потребность в самостоятельном поиске знаний и их решений;

¬ поддерживать интерес к дополнительным занятиям математикой и желание заниматься самообразованием, тем самым создать базу каждому учащемуся для дальнейших личных успехов;

Развивающие задачи:

¬ развивать смекалку и сообразительность;

¬ приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

¬ развивать композиционные умения в выполнении декоративного узора на различных формах, в составлении предметов из нескольких частей и расположении предметов в сюжетной аппликации;

¬ использовать все цвета спектра и их оттенков.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

Факультативный курс «Геометрия в аппликациях» позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ, УЧАСТВУЮЩИХ

В РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

7- 8 лет.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на 37 ч. в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 45 мин.

Содержание кружка отвечает требованию ФГОС: тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержится полезная и любопытная информация, процесс создания аппликации состоит из целого ряда последовательно выполняемых действий, требующих от ребенка достаточно высокого уровня развития изобразительных и технических умений, а также сосредоточенности, настойчивости, выдержки, аккуратности, самостоятельности.

ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

¬ лекции;

¬ практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, сказок.

¬ чтение и анализ текстов;

¬ самостоятельная работа (индивидуальная и групповая)

В каждом занятии прослеживаются три части:

¬ игровая;

¬ теоретическая;

¬ практическая.

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Разделы, темы

Всего часов:

Теория

Практика

1. Из истории бумаги.

3

1

2

2. Круг, полукруг, овал.

1

5

10

3.Квадрат,прямоугольник, многоугольник.

10

2

8

4. Ромб, трапеция,параллелограмм

9

2

7

Итого:

37

10

27

Содержание занятий.

Тема 1. Инструктаж по технике безопасности. Рабочее место, инструменты. Из истории бумаги. (1ч.) Ознакомление с правилами техники безопасности. Рассказ об истории происхождения бумаги и её свойствах. Участие учащихся в обсуждении вопросов по теме занятия.

Тема 2. Виды бумаги, её разнообразие.(1ч.) Беседа-обсуждение. Загадки. Практическая работа (складывание, вырезание).

Тема 3. Волшебные свойства бумаги.(1ч.) Беседа-обсуждение. Просмотр презентации «Свойства бумаги». Практическая работа (складывание, вырезание).

Тема 4. Знакомство со страной «Геометрия» (1ч.) Игра-обсуждение. Вырезание деталей по шаблону. Внимательное повторение за учителем.

Тема 5. Круг. Полукруг. Божья коровка. (1ч.) Беседа о насекомых. Историческая справка. Загадки. Практическая работа по вырезанию и наклеиванию. Внимательное повторение действий учителя по вырезанию из бумаги геометрических фигур. Участие в выставке работ и их обсуждении.

Тема 6. Овал. Заяц.(1ч.) Игра-обсуждение. Чтение стихотворения. Изготовление игрушки совместно с учителем согласно схеме порядка действий. Участие в выставке работ и их обсуждении.

Тема 7. Многоугольник. Терем.(1ч.) Беседа – обсуждение. Просмотр р. н. сказки «Теремок». Вырезание деталей по шаблону. Участие в выставке и обсуждении готовых работ.

Тема 8. Треугольник. Лиса.(1ч.) Беседа. Чтение сказки. Изготовление игрушки совместно с учителем согласно схеме порядка действий.

Тема 9. Коллективная работа «В лесу» (1ч.) Беседа – обсуждение. Загадки. Практическая работа по вырезанию и наклеиванию. Участие в выставке и обсуждении готовых работ.

Тема 10. Прямоугольник. Стол.(1ч.) Практическая работа по вырезанию и наклеиванию. Выставка.

Тема11. Параллелограмм, ромб. Бабочка.(1ч.) Беседа-обсуждение. Просмотр презентации. Практическая работа по вырезанию и наклеиванию.

Тема 12. Коллективная работа «На лугу» (1ч.) Беседа. Выставка картин. Практическая работа по вырезанию и наклеиванию. Совместная работа с учащимися – показ. Индивидуальная помощь учащимся.

Тема 13. Квадрат. Печка.(1ч.) Игра – обсуждение. Изготовление аппликации совместно с учителем согласно схеме порядка действий. Участие в выставке работ и их обсуждении.

Тема 14. Трапеция. Парусник.(1ч.) Беседа. Чтение стихотворения. Практическая работа по вырезанию и наклеиванию. Совместная работа с учащимися, показ. Индивидуальная помощь учащимся.

Тема 15. Аппликация из геометрических фигур. Золотая рыбка.(1ч.) Беседа по сказке А. С. Пушкина «Золотая рыбка». Практическая работа по вырезанию и наклеиванию. Совместная работа с учащимися, показ. Индивидуальная помощь учащимся.

Тема 16. Аппликация из геометрических фигур. Стрекоза.(1ч.) Беседа. Прослушивание басни. Практическая работа по вырезанию и наклеиванию. Внимательное повторение за учителем. Самостоятельная работа по приклеиванию фигур.

Тема 17. Аппликация из геометрических фигур. Трактор.(1ч.) Беседа. Работа по картинкам. Чтение стихотворения. Практическая работа по вырезанию и наклеиванию. Совместная работа с учащимися, показ. Индивидуальная помощь учащимся.

Тема 18. Аппликация из геометрических фигур. Баран.(1ч.) Игра – обсуждение. Загадки. Пословицы. Практическая работа по вырезанию и наклеиванию.

Тема 19. Аппликация из геометрических фигур. Сова.(1ч.) Практическая работа по вырезанию и наклеиванию. Совместная работа с учащимися, показ. Индивидуальная помощь учащимся. Формирование умения работать по заданному плану действий. Формирование творческого и художественного воображения.

Тема 20. Аппликация из геометрических фигур. Аист.(1ч.) Беседа. Практическая работа по вырезанию и наклеиванию. Совместная работа с учащимися, показ. Индивидуальная помощь учащимся.

Тема 21. Аппликация из геометрических фигур. Ящерица.(1ч.) Беседа. Загадки. Практическая работа по вырезанию и наклеиванию. Изготовление аппликации совместно с учителем согласно схеме порядка действий.

Тема 22. Аппликация из геометрических фигур. Паровоз.(1ч.) Беседа. Просмотр презентации. Практическая работа по вырезанию и наклеиванию. Внимательное повторение за учителем. Самостоятельная работа по приклеиванию фигур.

Тема 23. Аппликация из геометрических фигур. Пейзаж.(1ч.) Выставка картин. Обсуждение. Практическая работа по вырезанию и наклеиванию.

Тема 24. Симметричное вырезание. Матрёшки. (1ч.) Чтение стихотворения. Беседа. Практическая работа по симметричному вырезанию.

Тема 25. Аппликация из кругов. Слон.(1ч.) Практическая работа по вырезанию и наклеиванию. Вырезание деталей по шаблону. Внимательное повторение за учителем. Развитие мелкой моторики. Умение аккуратно работать с клеем. Умение творчески мыслить.

Тема 26. Игрушки из картона с подвижными деталями. Клоун.(1ч.) Практическая работа по вырезанию и соединению. Показ методики выполнения работы. Организация выставки готовых работ. Развитие мелкой моторики. Умение аккуратно работать с клеем. Умение творчески мыслить.

Тема 27. Аппликация из геометрических фигур Кораблик.(1ч.) Беседа. Загадки. Практическая работа по вырезанию и наклеиванию. Изготовление аппликации совместно с учителем согласно схеме порядка действий.

Тема 28. Весёлые гусеницы.(1ч.) Изготовление аппликации совместно с учителем согласно схеме порядка действий. Формирование умения работать по заданному плану действий. Умение работать по шаблону.

Тема 29. Квадрат. Космонавт(1ч.) Беседа – обсуждение. Просмотр презентации. Практическая работа по вырезанию и наклеиванию. Внимательное повторение за учителем. Самостоятельная работа по приклеиванию фигур.

Тема 30-31. Моделирование из картона. Рамочка для фотографии.(2ч.) Практическая работа. Изготовление шаблонов для каждого учащегося. Объяснение порядка действий по заранее приготовленной схеме. Изготовление изделия совместно с учащимися.

Тема 33-34. Моделирование из фольги и бумаги. Коллективная работа. Весна.(2ч.) Беседа. Практическая работа по вырезанию и наклеиванию. Выставка работ.

Тема 35. Геометрические задачи. Основы геометрии на плоскости и в пространстве.(1ч.) Ребусы. Математические ребусы. «Интеллектуальный марафон».

Тема 36-37. Итоговое занятие.(1ч.) Организация выставки лучших работ, изготовленных за год. Рассматривание лучших работ. Обсуждение.

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу 1-го класса

Обучающиеся должны знать: 

  • величины и количество;
  • большие, маленькие формы;
  • одна форма больше (меньше) другой;
  • одна, несколько, много форм.

Обучающиеся должны уметь:

  • ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм;
  • строить изображение в зависимости от формы листа — на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге;
  • составлять изображение предмета из отдельных частей;
  • располагать предметы в сюжетной аппликации.

                             

        ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ

Личностные результаты:

  • широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • устойчивая познавательная активность к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
  • понимание причин успешности и не успешности творческой деятельности.

Метапредметне результаты 

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
  • учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.

Познавательные УУД:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т. ч. контролируемом пространстве Интернета;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
  • высказываться в устной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
  • проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Коммуникативные УУД:

  • понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Итоговый контроль осуществляется в формах:

* практические работы;

* творческие работы учащихся;

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Для осуществления образовательного процесса по Программе «Геометрия в аппликациях» необходимы следующие принадлежности:

¬ наличие карточек с играми и заданиями;

¬ подборка видеофрагментов;

¬ подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;

¬ компьютер, принтер, сканер, мультимедийный проектор;

¬ инструменты (ножницы, клей).

Список литературы

1. Баева А.В., Лузаков В.Ю. Геометрия в аппликациях.

2. Гаркавцева Т.Ю. Геометрический материал в 1 классе как средство развития пространственного мышления учащихся.// Журнал «Начальная школа». 2006 г. № 10,.

3. Пичугин С.С. Организация творческой работы с геометрическим материалом. //Журнал «Начальная школа». № 4, 2007.

4. Подходова Н.С. Геометрия в развитии пространственного мышления младших школьников. // Журнал "Начальная школа". № 1, 1999.

5. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Т. Г. – «Первые шаги в геометрии». – М.: Открытый мир1995.

Календарно - тематическое планирование (37 часов)

Тема занятия

Количество часов

1

Инструктаж по технике безопасности. Рабочее место, инструменты. Из истории бумаги.

1

2

Виды бумаги, её разнообразие.

1

3

Волшебные свойства бумаги.

1

4

Знакомство со страной «Геометрия»

1

5

Круг. Полукруг. Божья коровка.

1

6

Овал. Заяц.

1

7

Многоугольник. Терем.

2

8

Треугольник. Лиса.

1

9

Коллективная работа «В лесу»

1

10

Прямоугольник. Стол.

1

11

Параллелограмм, ромб. Бабочка.

1

12

Коллективная работа «На лугу»

1

13

Квадрат. Печка.

1

14

Трапеция. Парусник.

1

15

Аппликация из геометрических фигур. Золотая рыбка

1

16

Аппликация из геометрических фигур. Стрекоза.

2

17

Аппликация из геометрических фигур. Трактор.

1

18

Аппликация из геометрических фигур. Баран.

2

19

Аппликация из геометрических фигур. Сова.

1

20

Аппликация из геометрических фигур. Аист.

1

21

Аппликация из геометрических фигур. Ящерица.

1

22

Аппликация из геометрических фигур. Паровоз.

1

23

Аппликация из геометрических фигур. Пейзаж.

1

24

Симметричное вырезание. Матрёшки

1

25

Аппликация из кругов. Слон.

1

26

Игрушки из картона с подвижными деталями. Клоун.

1

27

Аппликация из геометрических фигур Кораблик.

1

28

Весёлые гусеницы.

1

29

Квадрат. Космонавт

1

30 - 31

Моделирование из картона. Рамочка для фотографии

2

32

Треугольник. Кошка.

1

33 - 34

Моделирование из фольги и бумаги. Коллективная работа. Весна.

2

35

Геометрические задачи. Основы геометрии на плоскости и в пространстве.

1

36-37

Итоговое занятие.

2

Итого 37часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изготовление аппликации из пластилина фигурки петушка (символ года 2017) на бумаге и инкрустация аппликации бисером

Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию конспект занятия и презентацию мастер-класса предназначенные для работы воспитателей групп продленного дня с детьми младшего школьного возраста. Также эта р...

Методическая разработка для урока технологии, ИЗО или внеурочного занятия. Раздел "Объемная аппликация". Тема «Изготовление объемной портретной аппликации. Панно».

Методические материалы содержат план-конспект занятия, технологическую карту, инструкционную карту, шаблоны и демонстрационный материал.Межпредметные связи: ИЗО, технология, окружающий мир, информатик...

Технологическая карта урока технологии "Аппликация из бумаги и картона (Аппликация аквариум)" (2 класс)

Тип урока: урок «открытие» нового знания. Цель урока: формирование умения и навыка работы с цветной бумагой и картоном, с приёмами работы с шаблоном. Задачи урока  Дидактические:1. Вы...

Беседа: «Виды аппликаций. Знакомство с техникой объёмной аппликации»

- А, что такое аппликация? (прикладывание, присоединение.)- Аппликация - от латинского слова - прикладывание, присоединение заключается в вырезании, наложении различных форм и закреплении их на фоне.-...

Конспект урока по технологии «Полуобъемная аппликация (ребристая многослойная аппликация)» (4 класс)

Тип урока: ОНЗЦель урока: изготовления открытки - валентинки в технике полуобъемная аппликация.Задачи урока:Дидактические:Освоение приемов работы (ребристая многослойная аппликация) ;Изучение алгоритм...