Кружок "Геометрия в аппликациях"
рабочая программа (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа № 2083» hello
ОГРН 1115074013130 ИНН/КПП 5074045703/775101001
108823, г. Москва, п. Рязановское, тел. +7 (495) 858-1541
Рекомендована Утверждаю:
педагогическим советом директор ГБОУ Школа № 2083
протокол № _______ _____________
от «___» ___________ 2016 года Наумкина Т.В.
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Геометрия в аппликациях»
Составитель:
педагог дополнительного образования
Рынкевич Т. А. Лелякина Е.А.
Возраст детей: 7- 8 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень: ознакомительный
Москва, 2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ
Направленность программы – художественная.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании. В.А.Сухомлинский говорил, что ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира, что детское сердце чутко к призыву творить красоту. Важно только, чтобы за призывами следовал труд, чтобы труд стал потребностью.
Актуальность программы по аппликации заключается в приобщении ребят к творчеству, развитии их способностей, воспитании чувства коллективизма, чувства прекрасного, в потребности развития пространственного и логического мышления современного ребенка, а также в использовании полученных знаний и опыта исследовательской работы в будущей практической деятельности. Проблема возможностей усвоения школьниками формальной логики как учебного предмета имеет сегодня особую актуальность в связи с ориентацией современной системы образования на реализацию идей и положений концепции развивающего обучения. Одним из главных направлений этой концепции является развитие у учащихся теоретического мышления в процессе преподавания различных учебных предметов и, прежде всего, основ формальной логики. Справедливо считается, что овладение знаниями в области формальной логики может в значительной степени способствовать развитию теоретического мышления учащихся и подготавливает их к более сложному обучению на последующих этапах школьного образования.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она включает в себя не только обучение аппликации, но и развитие у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости. Следовательно, есть все основания рассматривать занятия по аппликации как важный элемент гармоничного развития детей. Многолетний педагогический опыт свидетельствует о том, что выявить и постепенно развивать способности можно у всех детей. Нужно придерживаться той точки зрения, что не талантливых детей нет и каждый ребенок способен к усвоению основ изобразительного искусства.
В проекте ФГОС общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Геометрия в аппликациях» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и ориентирована на работу по учебному пособию «Геометрия в аппликациях» авторов А.В.Баевой, В.Ю. Лузакова (базовый уровень)
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Цель:
Формирование у детей интереса к аппликации и развитие специальных знаний и умений, необходимых в качестве исходных для данной деятельности. Расширение кругозора, развитие логического мышления, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
Обучающие задачи:
¬ различать геометрические фигуры, цвета;
¬ устанавливать соотношение частей по величине и объединять части в целое;
¬ выделять строение, положение предмета в пространстве, ориентироваться на листе бумаги.
¬ активизировать исследовательскую и познавательную деятельность учащихся;
Воспитывающие задачи:
¬ воспитывать у учащихся потребность в самостоятельном поиске знаний и их решений;
¬ поддерживать интерес к дополнительным занятиям математикой и желание заниматься самообразованием, тем самым создать базу каждому учащемуся для дальнейших личных успехов;
Развивающие задачи:
¬ развивать смекалку и сообразительность;
¬ приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
¬ развивать композиционные умения в выполнении декоративного узора на различных формах, в составлении предметов из нескольких частей и расположении предметов в сюжетной аппликации;
¬ использовать все цвета спектра и их оттенков.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
Факультативный курс «Геометрия в аппликациях» позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ, УЧАСТВУЮЩИХ
В РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
7- 8 лет.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на 37 ч. в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 45 мин.
Содержание кружка отвечает требованию ФГОС: тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержится полезная и любопытная информация, процесс создания аппликации состоит из целого ряда последовательно выполняемых действий, требующих от ребенка достаточно высокого уровня развития изобразительных и технических умений, а также сосредоточенности, настойчивости, выдержки, аккуратности, самостоятельности.
ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
¬ лекции;
¬ практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, сказок.
¬ чтение и анализ текстов;
¬ самостоятельная работа (индивидуальная и групповая)
В каждом занятии прослеживаются три части:
¬ игровая;
¬ теоретическая;
¬ практическая.
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Разделы, темы | Всего часов: | Теория | Практика |
1. Из истории бумаги. | 3 | 1 | 2 |
2. Круг, полукруг, овал. | 1 | 5 | 10 |
3.Квадрат,прямоугольник, многоугольник. | 10 | 2 | 8 |
4. Ромб, трапеция,параллелограмм | 9 | 2 | 7 |
Итого: | 37 | 10 | 27 |
Содержание занятий.
Тема 1. Инструктаж по технике безопасности. Рабочее место, инструменты. Из истории бумаги. (1ч.) Ознакомление с правилами техники безопасности. Рассказ об истории происхождения бумаги и её свойствах. Участие учащихся в обсуждении вопросов по теме занятия.
Тема 2. Виды бумаги, её разнообразие.(1ч.) Беседа-обсуждение. Загадки. Практическая работа (складывание, вырезание).
Тема 3. Волшебные свойства бумаги.(1ч.) Беседа-обсуждение. Просмотр презентации «Свойства бумаги». Практическая работа (складывание, вырезание).
Тема 4. Знакомство со страной «Геометрия» (1ч.) Игра-обсуждение. Вырезание деталей по шаблону. Внимательное повторение за учителем.
Тема 5. Круг. Полукруг. Божья коровка. (1ч.) Беседа о насекомых. Историческая справка. Загадки. Практическая работа по вырезанию и наклеиванию. Внимательное повторение действий учителя по вырезанию из бумаги геометрических фигур. Участие в выставке работ и их обсуждении.
Тема 6. Овал. Заяц.(1ч.) Игра-обсуждение. Чтение стихотворения. Изготовление игрушки совместно с учителем согласно схеме порядка действий. Участие в выставке работ и их обсуждении.
Тема 7. Многоугольник. Терем.(1ч.) Беседа – обсуждение. Просмотр р. н. сказки «Теремок». Вырезание деталей по шаблону. Участие в выставке и обсуждении готовых работ.
Тема 8. Треугольник. Лиса.(1ч.) Беседа. Чтение сказки. Изготовление игрушки совместно с учителем согласно схеме порядка действий.
Тема 9. Коллективная работа «В лесу» (1ч.) Беседа – обсуждение. Загадки. Практическая работа по вырезанию и наклеиванию. Участие в выставке и обсуждении готовых работ.
Тема 10. Прямоугольник. Стол.(1ч.) Практическая работа по вырезанию и наклеиванию. Выставка.
Тема11. Параллелограмм, ромб. Бабочка.(1ч.) Беседа-обсуждение. Просмотр презентации. Практическая работа по вырезанию и наклеиванию.
Тема 12. Коллективная работа «На лугу» (1ч.) Беседа. Выставка картин. Практическая работа по вырезанию и наклеиванию. Совместная работа с учащимися – показ. Индивидуальная помощь учащимся.
Тема 13. Квадрат. Печка.(1ч.) Игра – обсуждение. Изготовление аппликации совместно с учителем согласно схеме порядка действий. Участие в выставке работ и их обсуждении.
Тема 14. Трапеция. Парусник.(1ч.) Беседа. Чтение стихотворения. Практическая работа по вырезанию и наклеиванию. Совместная работа с учащимися, показ. Индивидуальная помощь учащимся.
Тема 15. Аппликация из геометрических фигур. Золотая рыбка.(1ч.) Беседа по сказке А. С. Пушкина «Золотая рыбка». Практическая работа по вырезанию и наклеиванию. Совместная работа с учащимися, показ. Индивидуальная помощь учащимся.
Тема 16. Аппликация из геометрических фигур. Стрекоза.(1ч.) Беседа. Прослушивание басни. Практическая работа по вырезанию и наклеиванию. Внимательное повторение за учителем. Самостоятельная работа по приклеиванию фигур.
Тема 17. Аппликация из геометрических фигур. Трактор.(1ч.) Беседа. Работа по картинкам. Чтение стихотворения. Практическая работа по вырезанию и наклеиванию. Совместная работа с учащимися, показ. Индивидуальная помощь учащимся.
Тема 18. Аппликация из геометрических фигур. Баран.(1ч.) Игра – обсуждение. Загадки. Пословицы. Практическая работа по вырезанию и наклеиванию.
Тема 19. Аппликация из геометрических фигур. Сова.(1ч.) Практическая работа по вырезанию и наклеиванию. Совместная работа с учащимися, показ. Индивидуальная помощь учащимся. Формирование умения работать по заданному плану действий. Формирование творческого и художественного воображения.
Тема 20. Аппликация из геометрических фигур. Аист.(1ч.) Беседа. Практическая работа по вырезанию и наклеиванию. Совместная работа с учащимися, показ. Индивидуальная помощь учащимся.
Тема 21. Аппликация из геометрических фигур. Ящерица.(1ч.) Беседа. Загадки. Практическая работа по вырезанию и наклеиванию. Изготовление аппликации совместно с учителем согласно схеме порядка действий.
Тема 22. Аппликация из геометрических фигур. Паровоз.(1ч.) Беседа. Просмотр презентации. Практическая работа по вырезанию и наклеиванию. Внимательное повторение за учителем. Самостоятельная работа по приклеиванию фигур.
Тема 23. Аппликация из геометрических фигур. Пейзаж.(1ч.) Выставка картин. Обсуждение. Практическая работа по вырезанию и наклеиванию.
Тема 24. Симметричное вырезание. Матрёшки. (1ч.) Чтение стихотворения. Беседа. Практическая работа по симметричному вырезанию.
Тема 25. Аппликация из кругов. Слон.(1ч.) Практическая работа по вырезанию и наклеиванию. Вырезание деталей по шаблону. Внимательное повторение за учителем. Развитие мелкой моторики. Умение аккуратно работать с клеем. Умение творчески мыслить.
Тема 26. Игрушки из картона с подвижными деталями. Клоун.(1ч.) Практическая работа по вырезанию и соединению. Показ методики выполнения работы. Организация выставки готовых работ. Развитие мелкой моторики. Умение аккуратно работать с клеем. Умение творчески мыслить.
Тема 27. Аппликация из геометрических фигур Кораблик.(1ч.) Беседа. Загадки. Практическая работа по вырезанию и наклеиванию. Изготовление аппликации совместно с учителем согласно схеме порядка действий.
Тема 28. Весёлые гусеницы.(1ч.) Изготовление аппликации совместно с учителем согласно схеме порядка действий. Формирование умения работать по заданному плану действий. Умение работать по шаблону.
Тема 29. Квадрат. Космонавт(1ч.) Беседа – обсуждение. Просмотр презентации. Практическая работа по вырезанию и наклеиванию. Внимательное повторение за учителем. Самостоятельная работа по приклеиванию фигур.
Тема 30-31. Моделирование из картона. Рамочка для фотографии.(2ч.) Практическая работа. Изготовление шаблонов для каждого учащегося. Объяснение порядка действий по заранее приготовленной схеме. Изготовление изделия совместно с учащимися.
Тема 33-34. Моделирование из фольги и бумаги. Коллективная работа. Весна.(2ч.) Беседа. Практическая работа по вырезанию и наклеиванию. Выставка работ.
Тема 35. Геометрические задачи. Основы геометрии на плоскости и в пространстве.(1ч.) Ребусы. Математические ребусы. «Интеллектуальный марафон».
Тема 36-37. Итоговое занятие.(1ч.) Организация выставки лучших работ, изготовленных за год. Рассматривание лучших работ. Обсуждение.
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 1-го класса
Обучающиеся должны знать:
- величины и количество;
- большие, маленькие формы;
- одна форма больше (меньше) другой;
- одна, несколько, много форм.
Обучающиеся должны уметь:
- ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм;
- строить изображение в зависимости от формы листа — на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге;
- составлять изображение предмета из отдельных частей;
- располагать предметы в сюжетной аппликации.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ
Личностные результаты:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- устойчивая познавательная активность к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
- понимание причин успешности и не успешности творческой деятельности.
Метапредметне результаты
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т. ч. контролируемом пространстве Интернета;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Коммуникативные УУД:
- понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Итоговый контроль осуществляется в формах:
* практические работы;
* творческие работы учащихся;
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Геометрия в аппликациях» необходимы следующие принадлежности:
¬ наличие карточек с играми и заданиями;
¬ подборка видеофрагментов;
¬ подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;
¬ компьютер, принтер, сканер, мультимедийный проектор;
¬ инструменты (ножницы, клей).
Список литературы
1. Баева А.В., Лузаков В.Ю. Геометрия в аппликациях.
2. Гаркавцева Т.Ю. Геометрический материал в 1 классе как средство развития пространственного мышления учащихся.// Журнал «Начальная школа». 2006 г. № 10,.
3. Пичугин С.С. Организация творческой работы с геометрическим материалом. //Журнал «Начальная школа». № 4, 2007.
4. Подходова Н.С. Геометрия в развитии пространственного мышления младших школьников. // Журнал "Начальная школа". № 1, 1999.
5. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Т. Г. – «Первые шаги в геометрии». – М.: Открытый мир1995.
Календарно - тематическое планирование (37 часов)
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | Инструктаж по технике безопасности. Рабочее место, инструменты. Из истории бумаги. | 1 |
2 | Виды бумаги, её разнообразие. | 1 |
3 | Волшебные свойства бумаги. | 1 |
4 | Знакомство со страной «Геометрия» | 1 |
5 | Круг. Полукруг. Божья коровка. | 1 |
6 | Овал. Заяц. | 1 |
7 | Многоугольник. Терем. | 2 |
8 | Треугольник. Лиса. | 1 |
9 | Коллективная работа «В лесу» | 1 |
10 | Прямоугольник. Стол. | 1 |
11 | Параллелограмм, ромб. Бабочка. | 1 |
12 | Коллективная работа «На лугу» | 1 |
13 | Квадрат. Печка. | 1 |
14 | Трапеция. Парусник. | 1 |
15 | Аппликация из геометрических фигур. Золотая рыбка | 1 |
16 | Аппликация из геометрических фигур. Стрекоза. | 2 |
17 | Аппликация из геометрических фигур. Трактор. | 1 |
18 | Аппликация из геометрических фигур. Баран. | 2 |
19 | Аппликация из геометрических фигур. Сова. | 1 |
20 | Аппликация из геометрических фигур. Аист. | 1 |
21 | Аппликация из геометрических фигур. Ящерица. | 1 |
22 | Аппликация из геометрических фигур. Паровоз. | 1 |
23 | Аппликация из геометрических фигур. Пейзаж. | 1 |
24 | Симметричное вырезание. Матрёшки | 1 |
25 | Аппликация из кругов. Слон. | 1 |
26 | Игрушки из картона с подвижными деталями. Клоун. | 1 |
27 | Аппликация из геометрических фигур Кораблик. | 1 |
28 | Весёлые гусеницы. | 1 |
29 | Квадрат. Космонавт | 1 |
30 - 31 | Моделирование из картона. Рамочка для фотографии | 2 |
32 | Треугольник. Кошка. | 1 |
33 - 34 | Моделирование из фольги и бумаги. Коллективная работа. Весна. | 2 |
35 | Геометрические задачи. Основы геометрии на плоскости и в пространстве. | 1 |
36-37 | Итоговое занятие. | 2 |
Итого 37часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изготовление аппликации из пластилина фигурки петушка (символ года 2017) на бумаге и инкрустация аппликации бисером
Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию конспект занятия и презентацию мастер-класса предназначенные для работы воспитателей групп продленного дня с детьми младшего школьного возраста. Также эта р...
Методическая разработка для урока технологии, ИЗО или внеурочного занятия. Раздел "Объемная аппликация". Тема «Изготовление объемной портретной аппликации. Панно».
Методические материалы содержат план-конспект занятия, технологическую карту, инструкционную карту, шаблоны и демонстрационный материал.Межпредметные связи: ИЗО, технология, окружающий мир, информатик...
Аппликация. История развития аппликации, виды аппликации.
Занятие на тему "Аппликация"...
Отзыв к уроку ручного труда на тему: Аппликация. "Наклеивание на коробку аппликации из геометрических фигур".
Данный урок разработан для обучающихся с ОВЗ 1 варианта....
Технологическая карта урока технологии "Аппликация из бумаги и картона (Аппликация аквариум)" (2 класс)
Тип урока: урок «открытие» нового знания. Цель урока: формирование умения и навыка работы с цветной бумагой и картоном, с приёмами работы с шаблоном. Задачи урока Дидактические:1. Вы...
Беседа: «Виды аппликаций. Знакомство с техникой объёмной аппликации»
- А, что такое аппликация? (прикладывание, присоединение.)- Аппликация - от латинского слова - прикладывание, присоединение заключается в вырезании, наложении различных форм и закреплении их на фоне.-...
Конспект урока по технологии «Полуобъемная аппликация (ребристая многослойная аппликация)» (4 класс)
Тип урока: ОНЗЦель урока: изготовления открытки - валентинки в технике полуобъемная аппликация.Задачи урока:Дидактические:Освоение приемов работы (ребристая многослойная аппликация) ;Изучение алгоритм...