Кружок "Чудеса аппликации"
рабочая программа

Галина Алина Олеговна

 

Ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира, что детское сердце чутко к призыву творить красоту. Важно только, чтобы за призывами следовал труд, чтобы труд стал потребностью.

В.А.Сухомлинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok._chudesa_applikatsii.doc171 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

г. Мичуринска Тамбовской области

                       

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности кружка 

«Чудеса аппликации»

для учеников ГПД

на 2023- 2024 учебный год

Составитель программы:

Жукова А.О.

Пояснительная записка

      Адаптированная рабочая программа составлена на основе следующих нормативных правовых актов:

  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  2. Приказа Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  3. Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
  4. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
  5. «Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2023 – 2028 гг., вариант 1», утвержденной приказом директора от 24.05.2023 № 56;
  6. Учебного плана МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Мичуринска на 2023-2024 учебный год, утвержденного директором школы, приказ № 63 от 25.05.2023 г.
  7. Положения об адаптированной рабочей программе учебных предметов (коррекционных курсов/ курсов внеурочной деятельности), утвержденного директором школы, приказ № 62 от 25.05.2023 г.

                 Особенностью внеурочной деятельности кружка, изучаемого обучающимися с интеллектуальными нарушениями, является направленность на формирование у них социальных (жизненных) компетенций, умению применять полученные  знания по аппликации в повседневной жизни и в профессионально-трудовой деятельности. Практическая направленность внеурочной деятельности, реализуемого в целях достижения планируемых результатов освоения АООП, проявляется в особом содержании материала для создания изобразительных, художественно - конструкторских способностей, предназначенного для изучения обучающимися, в выборе специальных методов, приемов и средств обучения, отличных от тех, которые применяются при обучении детей с нормальным интеллектуальным развитием. Усиление работы по исправлению недостатков развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями в процессе учения, коррекции их познавательной деятельности и личностных качеств диктуется общей тенденцией развития детей в процессе учения, формирования у них базовых учебных действий, а не только реализации предметной подготовки. 

Кружок «Чудеса аппликации» вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно - конструкторских способностей,  творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром. 

Ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира, что детское сердце чутко к призыву творить красоту. Важно только, чтобы за призывами следовал труд, чтобы труд стал потребностью.

В.А.Сухомлинский.

Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с особенными детьми. 

Работа с бумагой позволяет детям удовлетворить свои познавательные интересы, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствует развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.

Цель кружка: создание условий для формирования у обучающихся  умений и навыков в аппликации, развития творческих способностей, фантазии, воображения.

 Главная задача кружка –  расширить воображение и интерес к истории родного края, его культуре, научиться изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов.

Работа кружка «Чудеса аппликации» призвана решать следующие задачи:

  • овладение техниками создания аппликации;
  • совершенствование  умения и формирование при работе с бумагой, картоном, различными материалами (природными, нетрадиционными);
  • развитие мелкой моторной ловкости;
  • развитие творческих способностей  обучающихся;
  • формирование умений оценивать свои работы и работы других обучающихся;
  • приучивание обучающихся  быть аккуратными: сохранять свое рабочее место в порядке, по окончании работы убирать все со стола;
  • развитие памяти, восприятия и ощущения;
  • формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоциональных отношений к действительности;

Общая характеристика внеурочной деятельности

Программой предусмотрена организация работы, направленная на формирование творческих отношений внутри коллектива, осуществления дифференцированного подхода к детям различной подготовленности и одаренности.  Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают задачи художественного воспитания, развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Важное направление в содержании программы «Чудеса аппликации» уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

1. трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда);

2. ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);

3. ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов).

Описание места учебного предмета в учебном плане

Кружок «Чудеса аппликации» входит в раздел «Внеурочная деятельность» учебного плана образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Согласно программе и учебному плану ОО количество учебных часов по предмету – 1 час в неделю, в год – 33 часа.

Планируемые результаты

Освоение детьми программы внеурочной деятельности кружка «Чудеса аппликации» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью.

Предметные результаты

- научиться уважать и ценить искусство и художественно-творческую деятельность человека;

- иметь представление о материале из которого выполнена работа;

- овладеть приемами работы с различным материалом;

- научиться выполнять работу по замыслу.

Базовые учебные действия

Регулятивные

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ;

- решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

 - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования ;

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

Познавательные

- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.

- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства.

Коммуникативные

- получение первоначального опыта осуществления совместной продуктивной деятельности;

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

- формулировать  собственное мнение и позицию.

Личностные результаты

        В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность

- учебно – познавательный интересс к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность;

- потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию;

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

- эмоционально – ценностного отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

Содержание  кружка

Содержание внеурочной деятельности кружка «Чудеса аппликации» представлено разделами: «Предметная аппликация», «Сюжетно-тематическая аппликация», «Декоративная аппликация».

«Предметная аппликация»

 Представляет собой наклеенные на фон отдельные предметные изображения, передающие обобщенный, условный образ окружающих предметов (стилизованный).

                               

«Сюжетно-тематическая аппликация»

 Представляет собой наклеенные на фон изображения во взаимосвязи и в соответствии с темой или сюжетом (событие, ситуация, явление).

«Декоративная аппликация» 

Вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. 

Тематическое планирование

№ п/п

Разделы, темы

Кол-во часов

33 ч

1.

Вводное занятие

1

2.

«Тарелка витаминов»

1

3.

«Осенний букет»

1

4.

«Ёжик в лесу»

1

5.

«Аппликация из осенних листьев»

1

6.

«Ветка рябины»

1

7.

«Синичка»

1

8.

«Матрешка»

1

9.

«Портрет»

1

10.

«Звездочки танцуют»

1

11.

«Банка варенья для Карлсона»

1

12.

«Цветные ладошки»

1

13.

«Наш веселый снеговик»

1

14.

«Веточка ели»

1

15.

«Игрушки на ёлку»

1

16.

«Праздничный хоровод»

1

17.

«Дом в снегу»

1

18.

«Животные из геометрических фигур»

1

19.

«Поезд»  (коллективная работа)

1

20.

«Одежда для куклы»

1

21.

«Кормушка для птиц»

1

22.

«Мордочка щенка»

1

23.

«Галстук для мужчин»

1

24.

«Военный самолет»

1

25.

«Цветы для мамы и бабушки»

1

26.

«Бусы»

1

27.

«Мать - и - мачеха»

1

28.

«Выбери и  наклей что захочешь» (По замыслу)

1

29.

«Космическая ракета»

1

30.

«Петушок, петушок, золотой гребешок»

1

31.

«Корзина с пасхальными яйцами»

1

32.

«Мимоза»

1

33.

«Аквариум с рыбками»

1

34.

«Луговые цветы»

1

35.

«Насекомые»

1

36.

«Здравствуй, лето!»

1

Материально – техническое обеспечение образовательной деятельности

  1. Кабинет с  качественным освещением;
  2. Наличие рабочих мест, соответствующих возрасту и количеству обучаемых;
  3. Учебная доска;
  4. Аудио – видео - аппаратура;
  5. Цифровые образовательные ресурсы;
  6. Канцелярские товары;
  7. Ручные инструменты, приспособления и материалы для творчества;
  8. Дидактические игры для повышения мотивации.

Аннотация по внеурочной деятельности кружка

«Чудеса аппликации»

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Чудеса аппликации» разработана для учащихся ГПД на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП УО, вариант1).

Цель программы:  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами конструирования из бумаги.

Содержание по внеурочной деятельности кружка «Чудеса аппликации» представлено разделами: «Предметная аппликация», «Сюжетно-тематическая аппликация», «Декоративная аппликация».

Согласно программе и учебному плану ОУ количество учебных часов по предмету – 1 час в неделю, в год – 33 часа.

Приложение к рабочей программе

Календарно-тематическое планирование

на 2023-2024 учебный год

№ п/п

Тема

Задачи

Кол-во часов

План

Факт

Вводное занятие.

Правила и техника безопасности при работе с клеем, ножницами и другими инструментами.

Знакомство с планом работы.

04.09

«Тарелка витаминов»

    Познакомить обучающихся с понятием «Фрукты»; «Овощи». Закрепить знания детей о «Витаминах». Сформировать у детей представление о необходимости наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины.

Научить вырезать детали аппликации по предварительной разметке, располагать их на общей основе.

Развивать мелкую моторику рук, творческие способности

11.09

«Осенний букет»

Познакомить детей с изменениями в природе, познакомить с  понятием «осенний букет». Изготовить коллективную объемную аппликацию на листе бумаги. Воспитать любовь к природе, развить умения видеть красоту окружающего мира.

18.09

«Ёжик в лесу»

Беседа на тему: «Кто живет в лесу?»  ; «дикие животные».

Познакомить с понятием «объемная аппликация». Изготовить объемную аппликацию на плоскости. Развить умение работать сообща, помогая товарищу.  

25.09

«Аппликация из осенних листьев»

Учить создавать предметные и сюжетные композиции из природного материала (засушенных листьев, лепестков семян).

02.10

«Ветка рябины»

         Познакомить детей с комбинированной аппликацией

 (ягоды- скрученные шарики из салфеток).

09.10

«Синичка»

Познакомить детей с новым для них видом ручного труда -  комбинирование цветной бумаги и ниток. 

Научить использовать в работе мелко нарезанные нитки, формировать из них шарики путем катания круговыми движениями и приклеивать нитки и помощью клея к аппликации.

16.10

«Матрешка»

Познакомить обучающихся с традициями русского народа, с историей создания русской матрешки .

Закрепить навыки складывания бумаги способом «гармошки». Научить делать матрешку из цветной бумаги.          

23.10

«Портрет»

 Беседа на тему : «Портрет и его разновидности».

Научить составлять портрет из отдельных частей (овал -  лицо, полоски или комки мятой бумаги – прическа) .

13.11

«Звездочки танцуют»

Научить детей вырезать звёздочки из красивых фантиков или фольги;

 Освоить технику вырезания из бумаги, сложенной дважды по диагонали.

20.11

«Банка варенья для Карлсона»

  Вспомнить всеми любимый мультик «Малыш и Карлсон». Назвать главных героев мультфильма и главного «сладкоежку».

  Научиться составлять оригинальные композиции из однородных элементов на макетах

 банок разной формы и величины.

27.11

«Цветные ладошки»

Научиться составлять композицию из вырезанных разноцветных ладошек.

 Развивать умение работать в паре друг с другом ;

04.12

«Наш веселый снеговик»

Научить детей :

  1. создавать композицию из кругов разной величины;
  2. подбирать и наклеивать круги начиная с самого большого и заканчивая самым маленьким.

11.12

«Веточка ели»

Беседа на тему : «Для чего сажают ёлки?». Расширять знания о хвойных деревьях.

Научить детей с помощью аппликации изображать еловую веточку с игрушками. Развить умение работать с ножницами, осваивать пространство листа, чувство цвета и композиции, фантазию, аккуратность.

18.12

«Игрушки на ёлку»

Показать детям, как из обычной цветной бумаги сделать необычные игрушки на елку.

 Развить мелкую мускулатуру рук , навыки  декоративного конструирования.

25.12

«Праздничный хоровод»

Воспитать любовь к Родине, фольклорным традициям .

Научить детей составлять  из деталей аппликации изображение человека , при наклеивании фигур на общий лист  подбирать удачно сочетающиеся по цвету изображения.

Создать в группе праздничное настроение.

15.01

 «Дом в снегу»

1) Освоить навыки вырезывания треугольников из квадрата, резать по прямой , научиться составлять дом из 2 -х геометрических фигур, добавляя детали для создания образа ( снег на крыше,

сугроб доходит до окна);

2) Развивать глазомер, моторику рук;

3) Продолжать воспитывать аккуратность в работе с клеем.

22.01

 «Животные из геометрических фигур»

Научить создавать образы животных из геометрических фигур разной формы и величины.

 Правильно накладывать формы и аккуратно их наклеивать.

29.01

 «Поезд»  (коллективная работа)

Закреплять умения детей накладывать и приклеивать части в единое целое. Развивать умение композиционно оформлять свой замысел.

05.02

 «Одежда для куклы»

Продолжать знакомить детей с сезонной одеждой, учить аккуратно наклеивать части одежды на силуэт куклы.

12.02

 «Кормушка для птиц»

Познакомить детей с зимующими  птицами нашего города.

Расширить представления о видах кормушек, способах их изготовления из разного материала.

Воспитать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.

19.02

 «Мордочка щенка»

Научить складывать квадрат по диагонали и загибать углы, хорошо проглаживая сгибы, выполнять действия в заданной последовательности.

Закрепить умение украшать аппликацию фломастерами

26.02

 «Галстук для мужчин»

Освоить и сравнить разные способы изготовления галстука из цветной бумаги или ткани.

Воспитывать аккуратность в работе и умение заканчивать начатое дело до конца.

04.03

 «Военный самолет»

Развить творческие

способности, научить детей вырезать детали для самолета, аккуратно намазывать клеем (пользуясь салфеткой) .

Воспитать аккуратность и эстетический вкус.

11.04

«Цветы для мамы и бабушки»

Научить детей делать красивые

букеты своими руками, складывать и наклеивать лепестки цветка , вырезать детали из бумаги, сложенной вдвое.  

    Закрепить приёмы вырезания и наклеивания, правила работы с ножницами и клеем.

18.03

«Бусы»

Освоить приемы скатывания кусочков из

гофрированной бумаги и наклеивать их в определенной последовательности.

01.04

 «Мать - и - мачеха»

Продолжить учить составлять задуманный предмет из частей, отрывать небольшие кусочки бумаги и приклеивать в нужном месте.

08.04

 «Выбери и  наклей что захочешь» (По замыслу)

Учить детей задумывать изображения, подчинять замыслу последующую работу.

15.04

 «Космическая ракета»

       Расширить представления детей о понятии «Космос» и «Космонавт».

      Создать «Космическую  ракету» украсив её звездами , спутниками и другими подручными материалами.

22.04

«Петушок, петушок, золотой гребешок»

Составить сюжетную аппликацию на основе стихов и сказок о «Золотом петушке».

 Использовать дополнительные материалы (цветные нитки) для украшения работы.

Развить воображение при создании образа; воспитывать интерес к сказкам.

27.04

 «Корзина с пасхальными яйцами»

    Создавать аппликацию из разной бумаги,  дополняя её вырезанными  

силуэтми , выразительными деталями.

     Воспитывать уважение к традициям и обычаям русского народа.

06.05

 «Мимоза»

Создать открытку с весенним цветком – «Мимоза» .

Напомнить детям

навыки скатывания шариков  из кусочков бумаги.

Развить  умение любоваться природными. формами и преобразовывать их в декоративные.

13.05

«Здравствуй, лето!»

Коллективная работа, накладная аппликация из вырезанных частей предмета.

Воспитывать культуру общения, навыки сотрудничества.

20.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изготовление аппликации из пластилина фигурки петушка (символ года 2017) на бумаге и инкрустация аппликации бисером

Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию конспект занятия и презентацию мастер-класса предназначенные для работы воспитателей групп продленного дня с детьми младшего школьного возраста. Также эта р...

Методическая разработка для урока технологии, ИЗО или внеурочного занятия. Раздел "Объемная аппликация". Тема «Изготовление объемной портретной аппликации. Панно».

Методические материалы содержат план-конспект занятия, технологическую карту, инструкционную карту, шаблоны и демонстрационный материал.Межпредметные связи: ИЗО, технология, окружающий мир, информатик...

Технологическая карта урока технологии "Аппликация из бумаги и картона (Аппликация аквариум)" (2 класс)

Тип урока: урок «открытие» нового знания. Цель урока: формирование умения и навыка работы с цветной бумагой и картоном, с приёмами работы с шаблоном. Задачи урока  Дидактические:1. Вы...

Беседа: «Виды аппликаций. Знакомство с техникой объёмной аппликации»

- А, что такое аппликация? (прикладывание, присоединение.)- Аппликация - от латинского слова - прикладывание, присоединение заключается в вырезании, наложении различных форм и закреплении их на фоне.-...

Конспект урока по технологии «Полуобъемная аппликация (ребристая многослойная аппликация)» (4 класс)

Тип урока: ОНЗЦель урока: изготовления открытки - валентинки в технике полуобъемная аппликация.Задачи урока:Дидактические:Освоение приемов работы (ребристая многослойная аппликация) ;Изучение алгоритм...