Рабочая программа по технологии за 4 класс УМК "Школа России" - 2013 - 2014 учебный год
рабочая программа по технологии (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Заревская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
отдельных предметов
«Утверждаю».
Директор школы ________________/Федорова Е. П.
«____»_________________2013 г.
Рабочая программа
по технологии
4 класс «В»
Учитель начальных классов: Здебская Е.В.
2013 - 2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Технология» для 4 «В» класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004 г.),Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработана на основе авторской программы курса «Технология» для 4 класса Н.И.Роговцевой в соответствии с учебным планом МАОУ Заревской средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов на 2013-2014 учебный год.
Цель курса «Технология» в начальных классах — воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.
Основные задачи курса:
— обобщение представлений учащихся о современной технико–технологической картине мира и закономерностях эволюции культуры;
— развитие у учащихся преобразующего, технологического мышления, творческих изобретательских способностей на уровне умения открывать и использовать приобретённые знания в самостоятельной и коллективной проектной работе ;
— формирование у учащихся культуры труда, основ технологических и художественно – конструкторских знаний;
—совершенствование умения работать с информацией (искать, отбирать, систематизировать);
— совершенствование умения работать в группе (распределять и исполнять социальные роли);
— развитие коммуникативных качеств;
— формирование экологического сознания, бережного отношения к природе и умения учитывать её законы в своей преобразующей деятельности.
Содержание курса отобрано и целенаправленно структурировано в двух основных разделах: основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры и из истории технологии.
Значительное место на уроках технологии занимает техническое моделирование и конструирование, где учащиеся получают сведения о моделях, машинах, механизмах, знакомятся с технической терминологией, производством, рабочими профессиями.
Методическая основа курса - организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с первого класса. В репродуктивном ключе строится только освоение технологических приемов и операций. Умение открывать знания и пользоваться различного рода источниками информации для жизни гораздо важнее, чем просто запоминать и накапливать знания. Успешность движения детей от незнания к знанию включает три взаимосвязанных критерия их самооценки своего учебного труда: знаю, понимаю, могу.
Курс реализуется через следующие типы уроков и их сочетание: информационно-теоретический, раскрывающий основы технико-технологических знаний и широкую технико-технологическую картину мира; урок-экскурсия; урок-практикум; урок-исследование. Деятельность учащихся первоначально носит главным образом индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – творческих проектов. Проектная деятельность направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности. Она предполагает включение учащихся в активный познавательный и практический поиск от выдвижения идеи и разработки замысла изделия (ясное целостное представление о будущем изделии – его назначении, выбора конструкции, материалов, инструментов, определении рациональных приемов и последовательности выполнения) до практической реализации задуманного.
В программу внесены изменения. Программа рассчитана на изучение курса в течение 68 часов учебного времени. Рабочая программа разработана на 68 часов в соответствии с учебным планом и особенностями расписания.
Количество часов в неделю – 2ч
Количество часов
в 1 четверти – ____ч.
во 2 четверти – ____ч.
в 3 четверти – ____ч.
в 4 четверти – ____ч.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
Иметь представление:
о современных направлениях научно-технического развития в своей стране и мире, истории их зарождения;
о положительном и отрицательном влиянии современной деятельности человека на природную среду;
о глобальных проблемах экологии и роли человека в сохранении природной среды, предотвращении экологических и техногенных катастроф;
об отдельных элементарных аспектах экономических знаний (разделение труда, производительность труда, конкуренция, рынок, реклама и др.);
о понятиях технический прогресс, наука, экономика, экология, энергетика, дизайн, компьютер, селекция и др.
Знать:
современные профессии, появившиеся в XX—XXI вв. и связанные с изученным содержанием;
технические изобретения XX в., вошедшие в нашу повседневную жизнь (телефон, радио, телевизор, компьютер и др.);
названия основных частей персонального компьютера (монитор, клавиатура, системный блок) и их назначение;
основные требования дизайна к конструкциям, изделиям, сооружениям (польза, удобство, красота);
названия и свойства материалов, используемых в работах учащихся;
этапы технологического процесса и их особенности в зависимости от свойств материалов;
петельную, крестообразную строчки и их варианты;
луковичный и клубневый способы размножения растений.
Уметь:
определять конструктивные и технологические особенности предложенных для изготовления изделий или выбранных самостоятельно;
подбирать и применять рациональные конструктивные решения и технологические приёмы изготовления изделий в каждом конкретном случае;
эстетично оформлять изделия;
соединять детали из ткани петельной и крестообразной строчками;
выполнять простейшие работы по выращиванию растений из луковиц и клубней;
находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);
выполнять посильные действия для решения экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, грамотный уход за домашними животными, выращивание деревьев, кустарников, цветов, культура общения — речь, эти кет и т. д.)
Владеть общетрудовыми и общеучебными умениями:
самостоятельно:
разрабатывать несложные коллективные творческие проекты и реализовывать их; распределять обязанности в группе;
организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;
экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах.
При помощи учителя:
выбирать темы для практических и проектных работ;
искать оригинальные решения конструкторско-технологических, экономических и эстетических проблем.
Содержание учебного курса
4 класс (68 ч)
Технико-технологические знания и умения, основы технологической культуры (58ч.)
Элементы материаловедения. Изобретение и использование синтетических материалов с определёнными заданными свойствами в различных отраслях и профессиях.
Нефть как универсальное сырьё. Материалы, получаемые из нефти (пластмасса, стеклоткань, пенопласт и др.).
Основы конструкторско-технологических знаний и умений.
Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторско-технологических проблем на основе элементов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).
Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Причины и пути предотвращения экологических и техногенных катастроф.
Агротехнические приёмы выращивания луковичных растений, размножения растений клубнями и луковицами. Деятельность человека в поиске и открытии пищевых технологий. Влияние их результатов на здоровье людей. Селекция и селекционирование как наука и технология, связанная с выведением новых и улучшением существующих сортов сельскохозяйственных растений и пород животных (общее знакомство).
Дизайн (в технике, интерьере, одежде и др.). Его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна — единство пользы, удобства и красоты. Дизайн одежды в зависимости от её назначения, моды, времени. Элементы конструирования моделей, отделка петельной сточкой и её вариантами (тамбур, ёлочки и др.), крестообразной строчкой. Дизайн и маркетинг.
Техника XX—XXI вв. Её современное назначение (бытовые, профессиональные, личные потребности, исследование опасных и труднодоступных мест на Земле и за её пределами и др.). Современные требования к техническим устройствам (экологичность, безо- пасность, эргономичность и др.).
Современный информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение, использование в разных сферах жизнедеятельности человека. Правила пользования ПК для сохранения здоровья. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Знакомство с основными базовыми программами. Поиск информации. Работа с простейшими информационными объектами (тексты, рисунки), создание, преобразование, сохранение, удаление, вывод на принтер.
Энергия и современная энергетика. Использование атомной энергии человеком.
Из истории технологии (10 ч)
Преобразовательная деятельность человека в XX в., научно-технический прогресс: главные открытия, изобретения, прорывы в науке, современные технологии (промышленные, информационные и др.), их положительное и отрицательное влияние на человека, его жизнедеятельность и на природу Земли в целом. Угроза эко логической катастрофы и роль разума человека в её предотвращении.
Сферы использования электричества, природных энергоносителей (газ, нефть) в промышленности и быту.
Развитие авиации и космоса, ядерной энергетики, информационно-компьютерных технологий.
Самые яркие изобретения начала века (в обзорном порядке) — электрическая лампочка и фонограф Эдисона, телефон, радио, самолёт; в середине века — телевидение, ЭВМ и др.; открытие атомной реакции, лазера и др. Рубеж XX—XXI вв. — использование компьютерных технологий во всех областях жизни человека.
Формы контроля
Выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока.
Оцениваются:
• качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций и работы в целом;
• степень самостоятельности,
• уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
Тематическое планирование по технологии 4 класс
№ п/п | Наименование раздела и тем | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
1 | Здравствуй дорогой друг. Как работать с учебником. Путешествие по городу | 1 | ||
2 | Вагоностроительный завод. Кузов вагона. | 1 | ||
3 | Вагоностроительный завод. Ходовая часть( тележка). | 1 | ||
4 | Вагоностроительный завод . Пассажирский поезд. Коллективная работа. | 1 | ||
5 | Полезные ископаемые. Буровая вышка. Построение чертежа. | 1 | ||
6 | Полезные ископаемые . Буровая вышка. Сбор модели. | 1 | ||
7 | Полезные ископаемые. Проектная работа. | 1 | ||
8 | Полезные ископаемые. Малахитовая шкатулка. Работа с учебником. | 1 | ||
9 | Полезные ископаемые. Малахитовая шкатулка. Изготовление « малахитовых плашек». | 1 | ||
10 | Полезные ископаемые. Коллективная работа. Малахитовая шкатулка. | 1 | ||
11 | Автомобильный завод. КамАЗ. | 1 | ||
12 | Автомобильный завод. Кузов грузовика. | 1 | ||
13 | Автомобильный завод. Изготовление изделий по выбору. | 1 | ||
14 | Монетный двор. Сбор информации. | 1 | ||
15 | Монетный двор. Стороны медали. | 1 | ||
16 | Монетный двор. Медаль. | 1 | ||
17 | Монетный двор. Изготовление изделий по выбору. | 1 | ||
18 | Фаянсовый завод. Сбор информации. | 1 | ||
19 | Фаянсовый завод. Основы для вазы. | 1 | ||
20 | Фаянсовый завод. Декор вазы. | 1 | ||
21 | Швейная фабрика. Прихватка. | 1 | ||
22 | Швейная фабрика. Прихватка. | 1 | ||
23 | Швейная фабрика. Выставка работ. | 1 | ||
24 | Мягкая игрушка. Раскройка изделия. | 1 | ||
25 | Мягкая игрушка. Птичка | 1 | ||
26 | Мягкая игрушка. Раскройка изделия | 1 | ||
27 | Мягкая игрушка. Новогодняя игрушка. | 1 | ||
28 | Обувное производство. Модель детской летней обуви. | 1 | ||
29 | Обувное производство. Модель детской осенней обуви. | 1 | ||
30 | Обувное производство. Модель детской зимней обуви. | 1 | ||
31 | Обувное производство. Выставка работ. | 1 | ||
32 | Деревообрабатывающее производство. Лесенка – опора для растений. | 1 | ||
33 | Деревообрабатывающее производство. Лесенка – опора для растений. | 1 | ||
34 | Кондитерская фабрика. « Пирожное ««Картошка», « Шоколадное печенье». | 1 | ||
35 | Кондитерская фабрика. « Пирожное «Картошка», « Шоколадное печенье». | 1 | ||
36 | Бытовая техника. Настольная лампа. | 1 | ||
37 | Бытовая техника. Абажур. | 1 | ||
38 | Тепличное хозяйство. Цветы для школьной клумбы. | 1 | ||
40 | Тепличное хозяйство. Цветы для школьной клумбы. | 1 | ||
41 | Тепличное хозяйство. Цветы для школьной клумбы. | 1 | ||
42 | Водоканал. Фильтр для воды. | 1 | ||
43 | Водоканал. Фильтр для воды. | 1 | ||
44 | Порт. Канатная лестница. | 1 | ||
45 | Порт. Канатная лестница. | 1 | ||
46 | Узелковое плетение. Техника « макраме» | 1 | ||
47 | Узелковое плетение . Техника « макраме» | 1 | ||
48 | Узелковое плетение. Браслет. | 1 | ||
49 | Самолётостроение. Знакомство с конструкцией самолёта. | 1 | ||
50 | Самолётостроение. Модель пассажирского самолёта. | 1 | ||
51 | Самолётостроение. Модель самолёта- истребителя | 1 | ||
52 | Самолётостроение. Выставка работ. | 1 | ||
53 | Ракетостроение. Знакомство с конструкцией ракеты. | 1 | ||
54 | Ракетостроение. Составлении чертежа изделия. | 1 | ||
55 | Ракетостроение. Изготовление модели ракеты. | 1 | ||
56 | Ракетостроение. Выставка работ. | 1 | ||
57 | Летательный аппарат. Воздушный змей. | 1 | ||
58 | Летательный аппарат. Воздушный змей. | 1 | ||
59 | Создание титульного листа. | 1 | ||
60 | Создание титульного листа. | 1 | ||
61 | Работа с таблицами. | 1 | ||
62 | Работа с таблицами. | 1 | ||
63 | Создание содержания книги. | 1 | ||
64 | Создание содержания книги. | 1 | ||
65 | Переплётные работы. Книга « Дневник путешественника» | 1 | ||
66 | Переплётные работы. Книга « Дневник путешественника» | 1 | ||
67 | Переплётные работы. Выставка работ. | 1 | ||
68 | Итоговый урок. | 1 |
Итого: 68 часов
Учебно – методическое обеспечение.
- «Технология. 4 класс» (авт. Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н.В. Добромыслова) ,Москва, Перспектива, 2012.г.
- Рабочая тетрадь. Технология .4 класс. Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н.В. Добромыслова) ,Москва, Перспектива, 2012.г
- Развёрнутое тематическое планирование 4 класс. По программе «Школа России», 2012 г.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
МО учителей начальных классов
от «___»__________2013 г. №__
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________/Солохина Г.Г./
«___»__________2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии - 1 класс ("Школа России")
ТЕХНОЛОГИЯ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс (33 ч)Программа: ШКОЛА РОССИИ. Роговцева Н.И., Аващенкова С.В. Технология.// Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России» 1-4 к...
Рабочая программа по технологии. 1 класс. Школа России
Рабочая программа по технологии к учебнику Н.И.Роговцевой для 1 класса содержит календарно - тематическое планирование по новому ФГОС....
Рабочая программа по технологии 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой
Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...
рабочая программа по технологии 4 класс "Школа России"
Содержание1.Пояснительная записка.2. Место предмета в базисном учебном плане.Общая характеристика учебного предмета.Содержание программы.Основные требования к знаниям и умениям обучающихся 4 клас...
Рабочая программа по технологии 1 класс на 2012-2013 учебный год
Примерная рабочая программа по технологии создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторского курса «Умные...
Рабочая программа по технологии 1 класс.УМК "Гармония" 2013– 2014 учебный год
Рабочая программа по учебному курсу «Технология» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Включает: поя...