Рабочая программа по технологии 1 класс "Школа России"
календарно-тематическое планирование по технологии по теме

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_tehnologiya_1_kl_shpikalova_doc160.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

           

                 Рабочая  программа по технологии построена на основе требований Федерального  государственного  стандарта   начального общего  образования  по  образовательной  области «Технология» и разработана  в соответствии с  Примерной программой начального общего образования, авторской программой  Т. Я. Шпикаловой  «Изобразительное искусство и художественный труд», утверждённой МО

РФ (Москва, 2007 г.), в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г.)

             Рабочая программа рассчитана на 33 часа в год.

            Учебный курс создан в соответствии с концепцией модернизации российского образования, с опорой на положения правительственных документов по вопросам воспитания у граждан любви к отечеству, национально го достоинства, интереса к культурно-историческим тра дициям русского и других народов страны.

Основные цели программы:

•   обеспечить Обязательный минимум содержания федерального компонента начального общего образова ния по предмету «Тех нология. Художественный труд»;

•   содействовать развитию эмоционально-ценностного восприятия произведений профессионального и народно го искусств, окружающего мира;

•   способствовать освоению первичных знаний о раз нообразии и специфике видов и жанров профессиональ ного и народного искусства (графика, живопись, декора тивно-прикладное, архитектура, дизайн);

•   содействовать воспитанию личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами изобрази тельного искусства и народных традиций в художествен ных технологиях; воспитанию нравственных и эстетиче ских чувств: любви к родной природе, своему народу, Роди не, уважения к людям и результатам их труда, традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;

•   обеспечивать овладение элементарными умениями, навыками, способами художественно-трудовой деятель ности с различными материалами;

•   способствовать формированию образного мышле ния, пространственного воображения, художественных, проектных, конструкторских способностей на основе творческого опыта в области пластических искусств и народных художественных промыслов.

         

Содержание программы «Технология. Художественный труд» представлено в  виде следующих разделов:

п/п

Содержание раздела

Приобретение начальных технологических

Овладение начальными трудовыми умениями

Формирование трудового опыта

1

Работа с бумагой

 Бумага (писчая, тетрадная, аль бомная, белая, цветная); об инструментах и материа лах для скрепления (ножницы, клей ПВА); о простей ших способах технологической обработки бумаги: сгиба ние, скручивание, сминание, обрывание, складывание, вырезывание, надрезание; склеивание; плетение (пря мое) из бумажных лент; аппликация; простейшие базо вые формы техники оригами («треугольник», «змей», «дверь»); об обозначениях в технологической карте: ли ния отреза, линия сгиба, место нанесения клея, напра вление складывания, вдавливание.

Обработке бумаги: выбор бумаги (по цвету, фактуре, плотности), разметка по линейному рисунку, по сгибу, тетрадной разлиновке, по готовой вспомогательной форме; выкраивание деталей в разворот и из заготовки, сложенной вдвое и вчетверо. Выполнение изделий из бумаги с помощью приемов сминания, обрывания, скла дывания; художественного вырезывания, плетения; приемы оригами; аппликация; организация рабочего места; коллективная оценка результатов работы.

Изготовление изделий из бумаги: поздравительная открытка с использованием приемов складывания, вырезывания, надрезания, приклеивания, сминания;

конструирование из бумаги: из вдвое сложенного листа (маски, флажки, гирлянды); по мотивам тради ционного изделия — «птица-ковш» и др.; оригами (пти цы, кораблики, цветы, маски для пальчикового театра), модульное оригами (фонарики);

конструирование из бумаги и готовых вспомога тельных форм: санки;

декоративные композиции: панно в технике художе ственной вырезанки и аппликации по мотивам природ ных форм; салфетка по мотивам традиционной вышив ки; коврик в технике плетения из бумажных лент, ком позиция в технике сминания и обрывания.

Работа с тканью

Ткани из натуральных растительных волокон (хлопчатобумажные, льняные); нитки (швейные, вышивальные, вязальные, штопальные); об инструмен тах и приспособлениях: ножницы, иглы, булавки; вы кройки, игольницы; о способах декоративного оформле ния изделий из ткани: вышивка, аппликация.

Выбор ткани (по цвету, рисунку, плотности); разметка по шаблону; выкраивание деталей в разворот; выполнение изделий из ткани с помощью скручивания, присборивания, связывания; вышивка шва ми «вперед иголку» с вариантами «веревочка», «змей ка», швом «за иголку»; организация рабочего места; практическая работа по технологической карте; коллек тивная оценка результатов работы.

Изготовление изделий из ткани: салфетка, дорожка, закладка с вышивкой по мотивам традиционных изде лий из ткани народов России, панно по мотивам тради ционного лоскутного шитья в технике аппликации;

конструирование из ткани: кукла-скрутка по мотивам традиционных игрушек из лоскута.

Работа с пластичными материалами

Глина, пластилин, тесто, их свойства   (пластичность,    цвет);    об инструментах   и приспособлениях: стеки, доска, посуда для воды, тря почка, печатки для декора; о способах декора изделий из пластичных материалов: роспись, налепы, вдавли вание.

Приемы лепки (скатывание, раскатывание, вытягивание, сплющивание, скручивание, примазывание); способы лепки (по частям, из целого куска); приемы декора изделий (роспись, налепы, вдавливание); организация рабочего места; практическая работа по технологической карте; коллек тивная оценка результатов работы.

Лепка из глины (пластилина, теста): каравай, калач, крендель по мотивам традиционной выпечки; «жаворон ки» по мотивам обрядового весеннего печенья; глиняные игрушки на основе работ каргопольских и дымковских мастеров

Работа с природными материалами

Виды природных материалов (солома, листья, плоды, семена, ягоды и др.); их при родные свойства (форма, цвет); основы экологического сбора природных материалов; об инструментах и при способлениях: нити, тесьма, иглы, ножницы; о декоре изделий из природных материалов с помощью плетения, цветных нитей, тесьмы.

Приемы заготовки и хранения природных материалов; приемы изготовле ния изделий с помощью скручивания, связывания, сги бания, нанизывания, наклеивания, склеивания, скреп ления на пластилине; практическая работа по техно логической карте; коллективная оценка результатов работы.

Изготовление изделий из природных материалов: панно из листьев, цветов, трав, семян в технике аппли кации;

конструирование из природных материалов: игрушки из соломы по мотивам традиционных кукол-стригушек; куклы из природных материалов на основе традицион ных «моховичков», «лесовичков»; бусы из плодов, ягод, семян по мотивам традиционных украшений.

.

Тематическое планирование уроков  художественного труда

Ведущая тема года: ДЕЛУ ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ ЧАС

Тема раздела

п/п

дата

корректировка

Тема урока

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1 четверть (9ч)

ОСЕНЬ-ПРИПАСИХА

 

1

Какого   цвета   осень?

Сбор даров природы (листьев, цветов, трав, семян) для уроков ху дожественного труда

Применять правила и приемы заготовки, сушки и подготовки природ ного материала к работе; правила безопасной работы с клеем.

 Анализировать объект, планировать этапы  изготовления аппликаций из целых форм расте ний (на основе общих приемов).

Анализировать особенностей растительных форм.

Исследовать  изменения свойств природных ма териалов в зависимости от степени их высушивания.

Систематизация материала в коллекции образцов природного мате риала растительного происхождения родного края.

Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать инструменты и материалы; соблюдать приемы безопасного и рационального труда.

Познавательные

  1. Общеучебные:
  1. Структурирование знаний;
  2. Осознанное построение речевого высказывания.
  1. Логические:
  1. Анализ;
  2. Синтез;
  3. Сравнение и классификация объектов
  1. Самостоятельное построение способов решения проблем

Регулятивные

  1. Планировании;
  2. Контроль;
  3. Коррекции;
  4. Оценка.

Коммуникативные

  1. Планирование учебного сотрудничества;
  2. Управление поведением партнера;
  3. Умение полно и точно выражать свои мысли.

Личностные

  1. Смыслообразование
  2. Самоопределение
  3. Нравственно-этическая ориентация

2

Пучок соломы, обра тись в куклу! Худо жественное конструи рование по мотивам традиционных кукол-стригушек

3

Хлебушко — калачу дедушка. Лепка из глины, пластилина или теста по мотивам тра диционного печенья

4

Природа-художница.

Аппликация из при родных материалов

5

Бусы с осеннего кус та. Художественное конструирование из природных материа лов

6

Пора     отлета     птиц.

Объемное конструи рование птицы с ис пользованием приема гофрирование

7

В золоте хохломы — золото осени. Худо жественное конструи рование из бумаги на заданную тему по мо тивам традиционного изделия — «птицы-ков ша»

8-9

Моховички — лесные человечки. Объемное конструирование из природного материа ла по замыслу

2 четверть (7ч)

ЗИМА-РУКОДЕЛЬНИЦА

1

Плетем разноцветный коврик. Плетение из бумажных полос по заданным условиям

Выполнять  отмеривание ниток; скручивание и плетение ниток в три и четыре пряди; вдевание нитки в иглу, закрепление ее на ткани; выполнение строчки прямых стежков и декоративных швов на ее основе.

Наблюдения и опыты за общими свойствами нитей и тканей (цвет, толщина, прочность). Исследовать свойства материала, технологические свойства, способы обработки, приемы работы с приспособлениями. Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать инструменты и материалы; соблюдать приемы безопасного и рационального труда.

Систематизация и оформление коллекции образцов видов ниток (швейных, вязальных, вышивальных).

Познавательные

  1. Общеучебные:
  1. осознанное, произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
  2. поиск и выделение необходимой информации;
  3. рефлексия; контроль и оценка результатов деятельности.
  1. Логические:
  1. анализ;
  2. синтез;
  3. сравнение объектов.

Коммуникативные

  1. умение слушать и вступать в диалог;
  2. планирование учебного сотрудничества
  3. владение диалогической и монологической речью

Личностные

  1. самоопределение
  2. смыслообразование
  3. нравственно-этическая ориентация

Регулятивные

  1. прогнозирование
  2. планирование
  3. контроль
  4. коррекция
  5. оценка

2

Куда иголочка — ту да и ниточка. Укра шение салфетки на основе вариантов шва «вперед иголку»

3

Скрутим куклу лад ную, милую, наряд ную. Художественное конструирование из ткани по мотивам тра диционной лоскут ной куклы

4

Секреты вышитых узоров. Аппликация из бумаги по моти вам традиционной строчевой вышивки

5

Сани-самокаты раз украшены        богато.

Объемное конструиро вание из бумаги са нок по образцу

Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать инструменты и материалы; соблюдать приемы безопасного и рационального труда для работы с бумагой.

Выполнять разметку деталей по шаблонам, на глаз, с помощью копировальной бумаги; симметричных деталей; деление прямоугольной и квадратной заготовки в разных направлениях на равные и неравные части сгибанием; резание и вырезание деталей. Исследовать свойства материала, технологические свойства, способы обработки, приемы работы с приспособлениями.

6

Бумажный листочек, как снежный комо чек. Плоскорельефное моделирование на ос нове приемов сминания, разрывания (зим ние мотивы — де ревья, снеговик, су гробы и т. д.)

7

Мастерим новогодние маски   и   фонарики.

Художественное кон струирование     ново годних   масок,   игру шек на основе приемов симметричного выре зывания, складывания, скручивания, приклеи вания, аппликации

3 четверть (9ч)

ВЕСНА ЯРМАРОЧНАЯ

1-2

В гостях у мастеров каргопольской игруш ки.  Лепка из глины каргопольской игруш ки

Организация рабочего места для лепки.

Применять правила и приемы лепки из глины (пластилина) пластиче ским способом. Исследовать свойства материала, технологические свойства, способы обработки, приемы работы с приспособлениями

Технология изготовления изделий из глины (пластилина) на основе общих приемов лепки пластическим способом.

Наблюдать и выявлять с помощью опытов свойства глины. Разработка и изготовление изделий из глины (пластилина) на основе общих приемов лепки пластическим способом.

Выполнять разметку деталей по шаблонам, на глаз, с помощью копировальной бумаги; симметричных деталей; деление прямоугольной и квадратной заготовки в разных направлениях на равные и неравные части сгибанием; резание и вырезание деталей. Исследовать свойства материала, технологические свойства, способы обработки, приемы работы с приспособлениями.

Познавательные

  1. Общеучебные:
  1. поиск и выделение необходимой информации;
  2. моделирование
  3. структурирование знаний;
  4. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме
  1. Логические:
  1. анализ;
  2. синтез;
  3. сравнение, классификация объектов.
  4. Выдвижение гипотез и их обоснование
  1. Постановка и решение проблемы:
  1. самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные

  1. планирование учебного сотрудничества;
  2. постановка вопросов;
  3. управление поведением  партнера;
  4. умение полно и точно выражать свои мысли

Регулятивные

  1. планирование;
  2. контроль;
  3. коррекция
  4. оценка.

Личностные

  1. самоопределение
  2. смыслообразование

нравственно-этическая ориентация

3-4

Богатыри земли Рус ской. Художественное конструирование    из бумаги с опорой на особенности тради ционного костюма и снаряжения русских богатырей

5

Чудо-замок. Архи тектурная компози ция на заданную тему в технике тек стильного коллажа

6

Весна-красна — празд ник   света   и   тепла.

Художественное кон струирование из бу маги поздравитель ной открытки

7

Дымковская игрушка.

Лепка из глины (пла стилина) по мотивам дымковской игрушки

8

Встречаем весну пти цами. Лепка из теста (глины) по мотивам традиционного рус ского обрядового ве сеннего печенья

9

Плыви, плыви, кораб лик. Художественное моделирование кора бликов из бумаги (оригами)

4 четверть (8ч)

ЛЕТО СТРАДНОЕ

1-2

Театр на ладошке. Ху дожественное конст руирование из бума ги пальчиковых ку кол с элементами ори гами

Выполнять разметку деталей по шаблонам, на глаз, с помощью копировальной бумаги; симметричных деталей; деление прямоугольной и квадратной заготовки в разных направлениях на равные и неравные части сгибанием; резание и вырезание.

Выполнять  отмеривание ниток; скручивание и плетение ниток в три и четыре пряди; вдевание нитки в иглу, закрепление ее на ткани; выполнение строчки прямых стежков и декоративных швов на ее основе.

Наблюдения и опыты за общими свойствами нитей и тканей (цвет, толщина, прочность). Исследовать свойства материала, технологические свойства, способы обработки, приемы работы с приспособлениями. Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать инструменты и материалы; соблюдать приемы безопасного и рационального труда.

Систематизация и оформление коллекции образцов видов ниток (швейных, вязальных, вышивальных).

Познавательные

  1. Общеучебные:
  1. выбор эффективных способов решения задач.
  2. структурирование знаний
  3. рефлексия
  1. Логические:
  1. анализ;
  2. синтез;
  3. выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
  1. Постановка и решение проблемы:
  1. Самостоятельное создание способов решения проблем.

Регулятивные

  1. планирование;
  2. контроль;
  3. оценка;
  4. коррекция.

Личностные

  1. самоопределение

смыслообразование

3-4

Стежок за стежком, стебелек за стебель ком. Вышивание сал фетки по мотивам традиционных вы шитых узоров

5-6

Сделаем из лоскут ков коврик разно цветный. Лоскутная композиция в техни ке коллажа по моти вам традиционного лоскутного шитья

7-8

Праздник труда. Вы полнение коллектив ной композиции (пан но) по собственному замыслу с использо ванием разного мате риала

Требования к уровню подготовки оканчивающих 1 класс

В результате изучения художественного труда ученик должен:

знать/понимать

•   значение  слов:  художник,  народный  мастер;   композиция, силуэт, иллюстрация, форма,  размер,   линия,   штрих,   пятно;   аппликация,   коллаж, флористика, вышивка, узорное ткачество, набойка, гончар, русский народный костюм;

•   отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

•   основные средства выразительности  графики,   декоративно-прикладного искусства;

 •  особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;

•   название материалов, ручных инструментов и при способлений, их значение, правила безопасности труда и личной гигиены, правила планирования и организации труда;

•   условные обозначения, применяемые при художест венной обработке бумаги: линии отреза, надреза, сгиба, складывания, места прокола, нанесения клея;

•   правила техники безопасности при работе с режу щими и колющими инструментами: ножницами, иглой, шилом;

•   способы и приемы обработки различных материа лов (бумага, глина, пластилин, ткань, природные расти тельные материалы);

уметь

•   организовывать свое рабочее место;  ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;

•   составлять композиции с учетом замысла;

•   применять основные средства художественной вы разительности в рисунке и живописи (с натуры, по па мяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях;

•   решать художественно-трудовые задачи по созда нию изделий из бумаги, ткани, глины, природных мате риалов;

•   выполнять на бумаге разметку с помощью склады вания, по выкройке, по линейке; на ткани — с помощью выкройки;

•   конструировать из бумаги на основе техники ори гами, гофрирования, сминания, сгибания;

•   применять прямолинейное и криволинейное выре зывание с помощью ножниц;

•   конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;

•   выполнять набойку, используя простейшие виды штампиков;

•   выполнять стежки швами «вперед иголку» и «за иголку»;

•   конструировать из природных материалов (соломы, мочала, шишек, веточек, семян, плодов и др.) на осно ве приемов скручивания, скрепления, нанизывания;

•   пользоваться простейшими приемами лепки: тя нуть из целого куска, примазывать части, делать налепы, заглаживать поверхность;

использовать приобретенные знания и умения в прак тической деятельности и повседневной жизни для:

•   проявления эмоционального отношения к произве дениям изобразительного и народного декоративно-при кладного искусства, к окружающему миру;

•   выражения собственного мнения при оценке произ ведений искусства;

•   проявления нравственно-эстетического отношения к родной природе, к Родине, к защитникам отечества, к национальным обычаям и культурным традициям;

•   проявления положительного отношения к процессу и к результатам труда — своего и других людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс...

Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по технологии  "Школа России" 4 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ. ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

Рабочая программа по технологии.Школа России.4 класс.Автор:Геронимус.Этот материал будет интересен тем, кто доучивает по старому....

Рабочая программа по технологии (Школа России) 3 кл

Программа составлена по триместрам...

Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по технологии по программе "Школа России" полностью соответствует всем требованиям ФГОС....

Аннотация к рабочей программе по технологии "Школа России"

Аннотация к рабочей программе по технологии  "Школа России"   1-4 классы...