Рабочая программа по технологии 1 класс "Школа России"
календарно-тематическое планирование по технологии по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии построена на основе требований Федерального государственного стандарта начального общего образования по образовательной области «Технология» и разработана в соответствии с Примерной программой начального общего образования, авторской программой Т. Я. Шпикаловой «Изобразительное искусство и художественный труд», утверждённой МО
РФ (Москва, 2007 г.), в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г.)
Рабочая программа рассчитана на 33 часа в год.
Учебный курс создан в соответствии с концепцией модернизации российского образования, с опорой на положения правительственных документов по вопросам воспитания у граждан любви к отечеству, национально го достоинства, интереса к культурно-историческим тра дициям русского и других народов страны.
Основные цели программы:
• обеспечить Обязательный минимум содержания федерального компонента начального общего образова ния по предмету «Тех нология. Художественный труд»;
• содействовать развитию эмоционально-ценностного восприятия произведений профессионального и народно го искусств, окружающего мира;
• способствовать освоению первичных знаний о раз нообразии и специфике видов и жанров профессиональ ного и народного искусства (графика, живопись, декора тивно-прикладное, архитектура, дизайн);
• содействовать воспитанию личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами изобрази тельного искусства и народных традиций в художествен ных технологиях; воспитанию нравственных и эстетиче ских чувств: любви к родной природе, своему народу, Роди не, уважения к людям и результатам их труда, традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
• обеспечивать овладение элементарными умениями, навыками, способами художественно-трудовой деятель ности с различными материалами;
• способствовать формированию образного мышле ния, пространственного воображения, художественных, проектных, конструкторских способностей на основе творческого опыта в области пластических искусств и народных художественных промыслов.
Содержание программы «Технология. Художественный труд» представлено в виде следующих разделов:
№ п/п | Содержание раздела | Приобретение начальных технологических | Овладение начальными трудовыми умениями | Формирование трудового опыта |
1 | Работа с бумагой | Бумага (писчая, тетрадная, аль бомная, белая, цветная); об инструментах и материа лах для скрепления (ножницы, клей ПВА); о простей ших способах технологической обработки бумаги: сгиба ние, скручивание, сминание, обрывание, складывание, вырезывание, надрезание; склеивание; плетение (пря мое) из бумажных лент; аппликация; простейшие базо вые формы техники оригами («треугольник», «змей», «дверь»); об обозначениях в технологической карте: ли ния отреза, линия сгиба, место нанесения клея, напра вление складывания, вдавливание. | Обработке бумаги: выбор бумаги (по цвету, фактуре, плотности), разметка по линейному рисунку, по сгибу, тетрадной разлиновке, по готовой вспомогательной форме; выкраивание деталей в разворот и из заготовки, сложенной вдвое и вчетверо. Выполнение изделий из бумаги с помощью приемов сминания, обрывания, скла дывания; художественного вырезывания, плетения; приемы оригами; аппликация; организация рабочего места; коллективная оценка результатов работы. | Изготовление изделий из бумаги: поздравительная открытка с использованием приемов складывания, вырезывания, надрезания, приклеивания, сминания; конструирование из бумаги: из вдвое сложенного листа (маски, флажки, гирлянды); по мотивам тради ционного изделия — «птица-ковш» и др.; оригами (пти цы, кораблики, цветы, маски для пальчикового театра), модульное оригами (фонарики); конструирование из бумаги и готовых вспомога тельных форм: санки; декоративные композиции: панно в технике художе ственной вырезанки и аппликации по мотивам природ ных форм; салфетка по мотивам традиционной вышив ки; коврик в технике плетения из бумажных лент, ком позиция в технике сминания и обрывания. |
Работа с тканью | Ткани из натуральных растительных волокон (хлопчатобумажные, льняные); нитки (швейные, вышивальные, вязальные, штопальные); об инструмен тах и приспособлениях: ножницы, иглы, булавки; вы кройки, игольницы; о способах декоративного оформле ния изделий из ткани: вышивка, аппликация. | Выбор ткани (по цвету, рисунку, плотности); разметка по шаблону; выкраивание деталей в разворот; выполнение изделий из ткани с помощью скручивания, присборивания, связывания; вышивка шва ми «вперед иголку» с вариантами «веревочка», «змей ка», швом «за иголку»; организация рабочего места; практическая работа по технологической карте; коллек тивная оценка результатов работы. | Изготовление изделий из ткани: салфетка, дорожка, закладка с вышивкой по мотивам традиционных изде лий из ткани народов России, панно по мотивам тради ционного лоскутного шитья в технике аппликации; конструирование из ткани: кукла-скрутка по мотивам традиционных игрушек из лоскута. | |
Работа с пластичными материалами | Глина, пластилин, тесто, их свойства (пластичность, цвет); об инструментах и приспособлениях: стеки, доска, посуда для воды, тря почка, печатки для декора; о способах декора изделий из пластичных материалов: роспись, налепы, вдавли вание. | Приемы лепки (скатывание, раскатывание, вытягивание, сплющивание, скручивание, примазывание); способы лепки (по частям, из целого куска); приемы декора изделий (роспись, налепы, вдавливание); организация рабочего места; практическая работа по технологической карте; коллек тивная оценка результатов работы. | Лепка из глины (пластилина, теста): каравай, калач, крендель по мотивам традиционной выпечки; «жаворон ки» по мотивам обрядового весеннего печенья; глиняные игрушки на основе работ каргопольских и дымковских мастеров | |
Работа с природными материалами | Виды природных материалов (солома, листья, плоды, семена, ягоды и др.); их при родные свойства (форма, цвет); основы экологического сбора природных материалов; об инструментах и при способлениях: нити, тесьма, иглы, ножницы; о декоре изделий из природных материалов с помощью плетения, цветных нитей, тесьмы. | Приемы заготовки и хранения природных материалов; приемы изготовле ния изделий с помощью скручивания, связывания, сги бания, нанизывания, наклеивания, склеивания, скреп ления на пластилине; практическая работа по техно логической карте; коллективная оценка результатов работы. | Изготовление изделий из природных материалов: панно из листьев, цветов, трав, семян в технике аппли кации; конструирование из природных материалов: игрушки из соломы по мотивам традиционных кукол-стригушек; куклы из природных материалов на основе традицион ных «моховичков», «лесовичков»; бусы из плодов, ягод, семян по мотивам традиционных украшений. |
.
Тематическое планирование уроков художественного труда
Ведущая тема года: ДЕЛУ ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ ЧАС
Тема раздела | № п/п | дата | корректировка | Тема урока | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1 четверть (9ч) | ||||||
ОСЕНЬ-ПРИПАСИХА
| 1 | Какого цвета осень? Сбор даров природы (листьев, цветов, трав, семян) для уроков ху дожественного труда | Применять правила и приемы заготовки, сушки и подготовки природ ного материала к работе; правила безопасной работы с клеем. Анализировать объект, планировать этапы изготовления аппликаций из целых форм расте ний (на основе общих приемов). Анализировать особенностей растительных форм. Исследовать изменения свойств природных ма териалов в зависимости от степени их высушивания. Систематизация материала в коллекции образцов природного мате риала растительного происхождения родного края. Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать инструменты и материалы; соблюдать приемы безопасного и рационального труда. | Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Личностные
| ||
2 | Пучок соломы, обра тись в куклу! Худо жественное конструи рование по мотивам традиционных кукол-стригушек | |||||
3 | Хлебушко — калачу дедушка. Лепка из глины, пластилина или теста по мотивам тра диционного печенья | |||||
4 | Природа-художница. Аппликация из при родных материалов | |||||
5 | Бусы с осеннего кус та. Художественное конструирование из природных материа лов | |||||
6 | Пора отлета птиц. Объемное конструи рование птицы с ис пользованием приема гофрирование | |||||
7 | В золоте хохломы — золото осени. Худо жественное конструи рование из бумаги на заданную тему по мо тивам традиционного изделия — «птицы-ков ша» | |||||
8-9 | Моховички — лесные человечки. Объемное конструирование из природного материа ла по замыслу | |||||
2 четверть (7ч) | ||||||
ЗИМА-РУКОДЕЛЬНИЦА | 1 | Плетем разноцветный коврик. Плетение из бумажных полос по заданным условиям | Выполнять отмеривание ниток; скручивание и плетение ниток в три и четыре пряди; вдевание нитки в иглу, закрепление ее на ткани; выполнение строчки прямых стежков и декоративных швов на ее основе. Наблюдения и опыты за общими свойствами нитей и тканей (цвет, толщина, прочность). Исследовать свойства материала, технологические свойства, способы обработки, приемы работы с приспособлениями. Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать инструменты и материалы; соблюдать приемы безопасного и рационального труда. Систематизация и оформление коллекции образцов видов ниток (швейных, вязальных, вышивальных). | Познавательные
Коммуникативные
Личностные
Регулятивные
| ||
2 | Куда иголочка — ту да и ниточка. Укра шение салфетки на основе вариантов шва «вперед иголку» | |||||
3 | Скрутим куклу лад ную, милую, наряд ную. Художественное конструирование из ткани по мотивам тра диционной лоскут ной куклы | |||||
4 | Секреты вышитых узоров. Аппликация из бумаги по моти вам традиционной строчевой вышивки | |||||
5 | Сани-самокаты раз украшены богато. Объемное конструиро вание из бумаги са нок по образцу | Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать инструменты и материалы; соблюдать приемы безопасного и рационального труда для работы с бумагой. Выполнять разметку деталей по шаблонам, на глаз, с помощью копировальной бумаги; симметричных деталей; деление прямоугольной и квадратной заготовки в разных направлениях на равные и неравные части сгибанием; резание и вырезание деталей. Исследовать свойства материала, технологические свойства, способы обработки, приемы работы с приспособлениями. | ||||
6 | Бумажный листочек, как снежный комо чек. Плоскорельефное моделирование на ос нове приемов сминания, разрывания (зим ние мотивы — де ревья, снеговик, су гробы и т. д.) | |||||
7 | Мастерим новогодние маски и фонарики. Художественное кон струирование ново годних масок, игру шек на основе приемов симметричного выре зывания, складывания, скручивания, приклеи вания, аппликации | |||||
3 четверть (9ч) | ||||||
ВЕСНА ЯРМАРОЧНАЯ | 1-2 | В гостях у мастеров каргопольской игруш ки. Лепка из глины каргопольской игруш ки | Организация рабочего места для лепки. Применять правила и приемы лепки из глины (пластилина) пластиче ским способом. Исследовать свойства материала, технологические свойства, способы обработки, приемы работы с приспособлениями Технология изготовления изделий из глины (пластилина) на основе общих приемов лепки пластическим способом. Наблюдать и выявлять с помощью опытов свойства глины. Разработка и изготовление изделий из глины (пластилина) на основе общих приемов лепки пластическим способом. Выполнять разметку деталей по шаблонам, на глаз, с помощью копировальной бумаги; симметричных деталей; деление прямоугольной и квадратной заготовки в разных направлениях на равные и неравные части сгибанием; резание и вырезание деталей. Исследовать свойства материала, технологические свойства, способы обработки, приемы работы с приспособлениями. | Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
Личностные
нравственно-этическая ориентация | ||
3-4 | Богатыри земли Рус ской. Художественное конструирование из бумаги с опорой на особенности тради ционного костюма и снаряжения русских богатырей | |||||
5 | Чудо-замок. Архи тектурная компози ция на заданную тему в технике тек стильного коллажа | |||||
6 | Весна-красна — празд ник света и тепла. Художественное кон струирование из бу маги поздравитель ной открытки | |||||
7 | Дымковская игрушка. Лепка из глины (пла стилина) по мотивам дымковской игрушки | |||||
8 | Встречаем весну пти цами. Лепка из теста (глины) по мотивам традиционного рус ского обрядового ве сеннего печенья | |||||
9 | Плыви, плыви, кораб лик. Художественное моделирование кора бликов из бумаги (оригами) | |||||
4 четверть (8ч) | ||||||
ЛЕТО СТРАДНОЕ | 1-2 | Театр на ладошке. Ху дожественное конст руирование из бума ги пальчиковых ку кол с элементами ори гами | Выполнять разметку деталей по шаблонам, на глаз, с помощью копировальной бумаги; симметричных деталей; деление прямоугольной и квадратной заготовки в разных направлениях на равные и неравные части сгибанием; резание и вырезание. Выполнять отмеривание ниток; скручивание и плетение ниток в три и четыре пряди; вдевание нитки в иглу, закрепление ее на ткани; выполнение строчки прямых стежков и декоративных швов на ее основе. Наблюдения и опыты за общими свойствами нитей и тканей (цвет, толщина, прочность). Исследовать свойства материала, технологические свойства, способы обработки, приемы работы с приспособлениями. Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать инструменты и материалы; соблюдать приемы безопасного и рационального труда. Систематизация и оформление коллекции образцов видов ниток (швейных, вязальных, вышивальных). | Познавательные
Регулятивные
Личностные
смыслообразование | ||
3-4 | Стежок за стежком, стебелек за стебель ком. Вышивание сал фетки по мотивам традиционных вы шитых узоров | |||||
5-6 | Сделаем из лоскут ков коврик разно цветный. Лоскутная композиция в техни ке коллажа по моти вам традиционного лоскутного шитья | |||||
7-8 | Праздник труда. Вы полнение коллектив ной композиции (пан но) по собственному замыслу с использо ванием разного мате риала |
Требования к уровню подготовки оканчивающих 1 класс
В результате изучения художественного труда ученик должен:
знать/понимать
• значение слов: художник, народный мастер; композиция, силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно; аппликация, коллаж, флористика, вышивка, узорное ткачество, набойка, гончар, русский народный костюм;
• отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
• основные средства выразительности графики, декоративно-прикладного искусства;
• особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
• название материалов, ручных инструментов и при способлений, их значение, правила безопасности труда и личной гигиены, правила планирования и организации труда;
• условные обозначения, применяемые при художест венной обработке бумаги: линии отреза, надреза, сгиба, складывания, места прокола, нанесения клея;
• правила техники безопасности при работе с режу щими и колющими инструментами: ножницами, иглой, шилом;
• способы и приемы обработки различных материа лов (бумага, глина, пластилин, ткань, природные расти тельные материалы);
уметь
• организовывать свое рабочее место; ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
• составлять композиции с учетом замысла;
• применять основные средства художественной вы разительности в рисунке и живописи (с натуры, по па мяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях;
• решать художественно-трудовые задачи по созда нию изделий из бумаги, ткани, глины, природных мате риалов;
• выполнять на бумаге разметку с помощью склады вания, по выкройке, по линейке; на ткани — с помощью выкройки;
• конструировать из бумаги на основе техники ори гами, гофрирования, сминания, сгибания;
• применять прямолинейное и криволинейное выре зывание с помощью ножниц;
• конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
• выполнять набойку, используя простейшие виды штампиков;
• выполнять стежки швами «вперед иголку» и «за иголку»;
• конструировать из природных материалов (соломы, мочала, шишек, веточек, семян, плодов и др.) на осно ве приемов скручивания, скрепления, нанизывания;
• пользоваться простейшими приемами лепки: тя нуть из целого куска, примазывать части, делать налепы, заглаживать поверхность;
использовать приобретенные знания и умения в прак тической деятельности и повседневной жизни для:
• проявления эмоционального отношения к произве дениям изобразительного и народного декоративно-при кладного искусства, к окружающему миру;
• выражения собственного мнения при оценке произ ведений искусства;
• проявления нравственно-эстетического отношения к родной природе, к Родине, к защитникам отечества, к национальным обычаям и культурным традициям;
• проявления положительного отношения к процессу и к результатам труда — своего и других людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ. ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.
Рабочая программа по технологии.Школа России.4 класс.Автор:Геронимус.Этот материал будет интересен тем, кто доучивает по старому....
Рабочая программа по технологии (Школа России) 3 кл
Программа составлена по триместрам...
Рабочая программа по технологии "Школа России" 2 класс
Рабочая программа по ФГОС...
Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по технологии по программе "Школа России" полностью соответствует всем требованиям ФГОС....
Аннотация к рабочей программе по технологии "Школа России"
Аннотация к рабочей программе по технологии "Школа России" 1-4 классы...