Календарно - тематическое планирование по технологии 2 класс.
календарно-тематическое планирование по технологии (2 класс) на тему

Гадзиян Каринэ Ремиковна

Календарно-тематическое планирование по технологии, 2 класс. УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasn_teh.doc52.5 КБ
Файл tehnologiya_plan.docx63.79 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая    программа    учебного предмета  «Технология » для 2 класса   разработана  в соответствии с  требованиями «Федерального  компонента Государственного стандарта начального общего образования  второго поколения», на основе авторской программ «технология» авторы Н.И. Роговчева, Н.В.Богданова, Н.В. Добромыслова  и в соответствии с Образовательной программой лицея №20 Первомайского района г. Ростова-на-Дону

Учебный предмет «Технология» в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Специфика уроков курса состоит в том, что они

строятся на уникальной психологической и дидактической базе предметно-практической деятельности, которая является в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).

   Значение предмета выходит далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о «технико-технологической картине мира». При соответствующем содержательном и  методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных

действий в начальном звене общеобразовательной школы.

Цели курса 

  1. познавательная цель предполагает практико-ориентированная направленность содержания
  2. учебного предмета «Технология» естественным путем интеграции знаний, полученных при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
  1. социокультурная цель изучения технологии включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – занятия продуктивной деятельностью закладывают основу для формирования у школьников социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности и развития творчества, что создает предпосылки для более успешной социализации.

           Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах     обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.

Основные задачи курса:

- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;

 - развитие эмоционально-ценностного отношения   к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;

- формирование умения  осуществлять  личностный  выбор способов деятельности, реализовать их  в практической деятельности,  нести ответственность за результат своего труда;

- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;

- развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;

- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе  познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы,  освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии  процесса выполнения изделий в проектной деятельности;

-  развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов  на основе  связи  трудового и технологического образования  с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;

- формирование  мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;

- гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;

- развитие творческого потенциала личности в  процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;

- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии  изготовления любых изделий;

- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;

- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

- обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции,   работе над изделием в формате и логике проекта;

- формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе  в практику изготовления изделий  ручного труда,  использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;

-  обучение приемам работы с  природными,  пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с  конструктором, формирование  умения подбирать   необходимые  для выполнения изделия инструменты;

- формирование привычки неукоснительно соблюдать  технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;

- формирование первоначальных умений  поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке,  умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;

- формирование коммуникативных умений  в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и  принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);

- формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;

- формирование потребности  в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.

    Специфика уроков курса состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе - предметно-практической деятельности, которая является в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).

  В силу психологических особенностей развития младшего школьника учебный процесс в курсе технологии должен строиться таким образом, чтобы продуктивная предметная деятельность ребенка стала основой формирования его познавательных способностей, включая знаково-символическое и логическое мышление. Только так на основе реального учета функциональных возможностей ребенка и закономерностей его развития обеспечивается возможность активизации познавательных психических процессов и интенсификации обучения в целом.

    Организация продуктивной преобразующей творческой деятельности детей на уроках технологии создает важный противовес тотальному вербализму основных учебных предметов начальной школы, который является одной из главных причин снижения учебно-познавательной мотивации, формализации

знаний и в конечном счете низкой эффективности обучения.

  Таким образом, значение предмета выходит далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о «технико-технологической картине мира». При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных

действий в начальном звене общеобразовательной школы.  В этом курсе все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.)

Программа курса общим объемом 34 ч в год,1 ч в неделю  изучается в течение всего года.

Содержание учебного предмета

     Программный материал представлен в виде взаимосвязанных блоков в соответствии с логикой поставленных задач.

     В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

1.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда

Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура,  техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т.д.). Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии;  традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление). Анализ задания, организация рабочего места, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем

месте материалов и инструментов,  распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчиненный). Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты.

Результат проектной деятельности—изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т.п.

2.Виды деятельности человека.

Особенности технологического процесса в прошлом и настоящем в России и в мире. Развитие культуры труда, основными профессиями, обеспечивающими жизнедеятельность человека, развития общества, изучение и работа с природным материалом, являющимися результатом труда человека, от примитивного доисторического каменного топора до современных компьютеров и последних новинок техники, используемых на земле, в воде и воздухе.

. Элементы графической грамоты. Общее понятие о материалах;  многообразие материалов  и их практическое применение в жизни;  происхождение материалов и разнообразие их свойств (на уровне общих представлений). Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов.  Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), знание и

соблюдение правил их рационального и безопасного использования. Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), обработка материала (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом, сгибание, складывание), сборка и соединение деталей (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная,  осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.

3. Информация: способы её получения и передачи.

     Информация, ее отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура,  общее

представление о правилах клавиатурного письма,  пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора.  Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере.

Используется единая система навигации для учителя, ученика и родителей, которая помогает работать с информацией, организовывать и структурировать материал.

Введена система оценивания начальной сложности выполнение поделок. Что позволяет формировать мотивацию успеха и самооценки ученика

  1. Раздел «Здравствуй, дорогой друг» 1 час
  2. Раздел «Человек и Земля» 23 часа
  3. Раздел «Человек и вода» 3 часа
  4. Раздел «Человек и воздух» 4 часа
  5. Раздел «Человек и информация» 3 часа



Предварительный просмотр:

  Календарно — тематическое планирование уроков

 Технологии

№ п/п

Дата

Тема урока

Характеристика

деятельности

обучающихся

Требования к

уровню

подготовки обучающихся

(результат)

Планируемые результаты(универсальные учебные действия

Методы оценки достижений обучающихся

Раздел 1

ЗДРАВСТВУЙ, ДОРОГОЙ ДРУГ(1 час)

Тема изучения : Как работать с учебником (1 час)

Цели : 

  1. Сформировать представление об учебнике и рабочей тетради предмета «Технология».
  2. Ввести систему условных знаков, которые используются в учебнике, критерии оценки выполненного изделия.
  3. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы:Знакомство с учебными пособиями, наблюдение, анализ структуры учебника и рабочей тетради, определение назначения каждого источника информации, освоение системы условных знаков, которые используются в этом комплекте.

Термины и понятия Инструменты, критерии, материалы, приспособления, тетрадь, условные обозначения, учебник.

Информационный материал  

Учебник «Технология», рабочая тетрадь «Технология».  

Демонстрационный материал  

Образцы: работы, выполненные в 1 классе. Плакаты:  «Правила безопасной работы с шилом, ножницами, иглой»; «Критерии оценки работы».

Интерактивный материал

Игра «Лото: Инструмент, материал, изделие».

1.

Как   работать с учебником

Знакомятся с новым учебником и рабочей тетрадью;  вспоминают приемы работы

с бумагой, способы соединения деталей в изделии, правила

разметки, правила работы с шаблонами, ножницами, клеем); знакомятся  на практическом уровне с понятиями

«цветовая гамма», «сочетание цветов».

• Ориентироваться  на страницах учебного комплекта.

• Активно  пользоваться навигационной системой   учебника.

• Составлять рассказ об учебном комплекте  «Технология».

Личностные

• Проявлять

- интерес и бережное отношение к учебной книге;  

- ответственность  при  выполнении учебного задания рамках групповой деятельности;

- осознанный интерес к составлению рассказа об  учебном комплекте «Технология».  

Регулятивные

- выполнять учебное действие в соответствии с планом;  

-  распределять обязанности для выполнения учебного задания;  

- выполнять учебное действие, используя условный знак.

Познавательные

- использовать в активном словаре изученные понятия;  

-  использовать приобретённую информацию при выполнении задания;

- анализировать структуру учебника, соотносить задания  учебника и рабочей тетради и обосновывать их назначение

Коммуникативные умения:

- формулировать понятные для партнёра высказывания;

-  адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога;

- представлять результат деятельности группы.

Изделие: папка достижений. 

Рассказывают о своей папке достижений, материалах и инструментах, которые они использовали, почему подобрали именно такие цвета для

своей папки. Критерии оценивания работ: аккуратность,

композиция, оригинальность и т.д.

Раздел 2

ЧЕЛОВЕК И ЗЕМЛЯ (23 часа)

Тема изучения  Земледелие.

Цели :

  1. Сформировать представление о видах деятельности человека на земле.
  2. Ввести технологию выращивания зелёного лука, технику «тесто-пластика», способ наматывания

ниток на шаблон.

  1. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности: выращивать зелёный лук, делать сувенир из теста, аппликацию из картона.

Основное содержание темы: Освоение технологии выращивания зелёного лука. Освоение способа наматывания ниток на шаблон, выполнение композиции «Корзина с цветами». Освоение техники «тесто-пластика», выполнение сувенирного изделия «Магнит» из теста.

Термины и понятия Агроном, блюдо, витамины, гончар, дары природы, дары труда, жернова, керамика, комбайнёр, кондитер, магнит, мастер-корзинщик, мельница, миксер, нитки, овощевод, пекарь, проект, противень, ремёсла, садовод, сито, скалка, тесто.

Информационный материал  

Учебник «Технология», рабочая тетрадь «Технология».  

Демонстрационный материал  

Презентация темы «Состав солёного теста».  

Натуральные объекты: кусочки пластилина, глины, теста, ингредиенты солёного теста, баночка, лук.

Плакаты: Изображения мельниц, карточки с вводимыми понятиями, изображения плетёных предметов, изображения злаковых растений, памятка «Общение с хлебом».

Интерактивный материал

Карточки с учебными и контрольными заданиями, лото «Тесто для пекаря и кондитера».

2.

Земледелие

Знакомятся  с технологией выращивания лука; показать, как можно самостоятельно вы-

растить овощи; формировать знания о значении, примене-

нии и пользе лука в жизни человека, о профессиях,

связанных с земледелием; на практическом уровне научить проводить наблюдение, учатся бережно относится к результатам своего труда

Самостоятельно выращивать зелёный лук.

Различать виды ниток  и  определять их назначение

Составлять  композицию «Корзина с цветами» на основе шаблонов

Работать в технике «тестопластика».

Личностные

• Проявлять:

— положительное отношение  к труду и его результатам;  

— творческое отношение к  процессу создания памятки  «Общение с хлебом»;  

— уважительное отношение к хлебу.  

Регулятивные

— выполнять учебные действия по алгоритму;

— принимать и выполнять учебное задание;

— оформлять работу самостоятельно и в группе;

— осуществлять само и взаимоконтроль.

 Познавательные

проводить наблюдение и оформлять его результаты;

— использовать в активном словаре новые понятия;  

— осуществлять поиск необходимой информации;  определять их назначение.

— определять назначение материала и обосновывать его использование;

 Коммуникативные

— формулировать понятные для партнёра высказывания;

— согласовывать разные мнения в рамках учебного диалога;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Изделие: выращивание лука.

Проверить и прокомментировать записи в дневниках наблюдений. Учащиеся отвечают на вопросы: «Как вы

думаете, как можно использовать тот лук, который мы вырастим? Люди какой профессии выращивают лук? А о какой еще профессии, связанной с земледелием, вы сегодня узнали

Тема изучения: Народные промыслы. Посуда

Цели:

  1. Сформировать представление о направлениях народного декоративно-прикладного искусства:

хохломской, городецкой, дымковской и семёновской росписи и их особенностях.  

  1. Освоить алгоритм выполнения изделий в технике «папье -маше», «лепка», «аппликация».
  2. Научить использовать приобретённые знания и умения при изготовлении и оформлении изделий декоративно-прикладного искусства.

Основное содержание темы: Изучение хохломской росписи и её особенностей, освоение техники «папье-маше». Изучение городецкой росписи и её особенностей, выполнение изделий в технике «аппликация». Изучение дымковской росписи и её особенностей, выполнение изделий в технике «лепка» из пластилина. Изучение семёновской росписи и её особенностей, выполнение изделий в технике «аппликация» из ткани.

Термины и понятия Грунтовка, игрушечник, мастер по росписи, матрёшка, орнамент, «папье - маше», промысел, резчик по дереву, роспись: хохломская, городецкая, дымковская; узор, элемент орнамента и узора.

Информационный материал:  Учебник «Технология», рабочая тетрадь «Технология».  

Демонстрационный материал: 

• изделия с хохломской, городецкой и дымковской росписью;

• матрёшки;

Плакаты:

• с понятиями «промысел», «орнамент», «роспись», «узор», «мастер по росписи», «гончар», «резчик по дереву», «игрушечник»;

• изображения элементов хохломской, городецкой, дымковской и семёновской росписи;

• изображения изделий с хохломской, городецкой, дымковской и семёновской росписью;

• изображения мастеров народных промыслов: мастер по росписи,

гончар, резчик по дереву, игрушечник;

• изображения инструментов мастера по росписи, гончара, резчика по дереву, игрушечника;

• критерии оценки работы.

Интерактивный материал

Карточки с учебными заданиями:

• элементы хохломской, городецкой и дымковской росписи;  

• основные цвета хохломской, городецкой, дымковской и семёновской росписи;

• детали изделия «Русская матрёшка»;

• алгоритм изготовления матрёшки для каждой группы;

• карточки для экспертизы готового изделия;

• готовые изделия: русская матрёшка, дымковская игрушка;

• электронная презентация образцов «Городецкая роспись».

3.

Посуда

Повторяют материал  видах ниток, навыки

работы с картоном, клеем, ножницами, рациональные приемы разметки бумаги с помощью шаблонов, приемы наматывания; формировать умение грамотно составлять композицию; воспитывать организованность и аккуратность

в работе при выполнении такого вида творчества, как обмотка шаблона; развивают творческие способности и эстетический вкус через работу по подбору цвета.

• Использовать шаблон;

-наклеивать детали;

- использовать прием вытягивания при изготовлении основы изделия;

- работать в технике «папье – маше», «аппликация», «лепка»

•Составлять орнамент  или узор  по мотивам хохломской, городецкой, дымковской и семеновской росписи.

•Выполнять изделия:

-миска  с хохломской росписью;

-разделочная доска с городецкой росписью;

-дымковская игрушка, русская матрешка.

Личностные

• Проявлять:

 — интерес к предметам декоративно-прикладного искусства;  

— осознанное желание создавать и оформлять образцы изделий с хохломской, городецкой, дымковской и семёновской росписью  и рассказывать о них.  

 Регулятивные

— выполнять учебное действие в соответствии с планом;  

— выполнять учебное действие по алгоритму;  

— выполнять учебные действия, используя правило экономного расходования ткани.  

Познавательные

— анализировать изображение орнамента;  — наклеивать детали;

— выделять особенности оформления изделий с хохломской, городецкой, дымковской, семёновской росписью

 — различать профессии «резчик по дереву» и «игрушечник» и объяснять своё суждение;  

— использовать приобретённые знания при оформлении изделий  декоративно-прикладного искусства:

миска с хохломской росписью, разделочная доска, дымковская  игрушка, русская матрёшка.

Коммуникативные

— формулировать собственное мнение;  

— строить понятное для партнёра высказывание;  

— согласовывать свои действия с партнёром и приходить к общему решению;  

— адекватно использовать речевые средства, представляя результат деятельности.

Изделие: композиция из картона и ниток «Корзина с цветами».

Основные термины и понятия: керамика, гончар,

шаблон, челнок, нитки, виды ниток, композиция.

Анализ

полученного изделия и проведение выставки работ, организуемое учителем, с сообщениями учащихся о своих поделках. Критерии для оценивания работ: аккуратность, логичность компо-зиции, цветовое решение, оригиналь-ность, умение представить свою работу. Учащиеся должны рассказать о видах ниток, которые они использовали в работе и о приемах работы, которые помогли им изготовить корзинку.

4.

Работа с пластич-ным материалом (пластилин)

Знакомятся  с правилами поведения в лесу; повторить и закрепить материал о свойствах пластилина; развивать умения и навыки работы с ним;

совершенствовать умение работать по плану; развивают

фантазию  с помощью самостоятельной работы по оформлению изделия.

• Использовать шаблон;

-наклеивать детали;

- использовать прием вытягивания при изготовлении основы изделия;

- работать в технике «папье – маше», «аппликация», «лепка»

•Составлять орнамент  или узор  по мотивам хохломской, городецкой, дымковской и семеновской росписи.

•Выполнять изделия:

-миска  с хохломской росписью;

-разделочная доска с городецкой росписью;

-дымковская игрушка, русская матрешка.

Изделие: композиция из пластилина «Семейка грибов на

поляне».

Основные термины и понятия: пластичные материалы, стека.

Анализ изделия.  Выставка работ. Критерии оценивания работ: аккуратность, соблюдение всех технологических операций, оригинальность композиции, способность грамотно рассказать

о своей работе и о возможностях ее применения.

5.

Работа с пластич-ными материалами (тесто-пластика)

Уточняют свои  представления о профес-сиях (знакомятся с профессиями пекаря, кондитера), о видах пластичных материалов и работе с ними; разви-вают навыки лепки; учится сравнивать мате-риалы по предложенным критериям; формировать навык самостоятельного анализа изделия; с помощью работы над созданием элемента

украшения развивают эстетический вкус, умение сочетать

цвета.

• Использовать шаблон;

-наклеивать детали;

- использовать прием вытягивания при изготовлении основы изделия;

- работать в технике «папье – маше», «аппликация», «лепка»

•Составлять орнамент  или узор  по мотивам хохломской, городецкой, дымковской и семеновской росписи.

•Выполнять изделия:

-миска  с хохломской росписью;

-разделочная доска с городецкой росписью;

-дымковская игрушка, русская матрешка.

Изделие: магнит из теста.

Экологическая чистота и безвредность материала позво-

ляет рекомендовать его для работы с детьми, которая

развивает их творческие способности.

Основные термины и понятия: пластичные материа-

лы, тестопластика, пекарь, кондитер.

Анализ изделий и  выставка изделий с рассказами учащихся о своих работах.

6.

Работа с пластич-ными материалами (глина или пластилин)

Уточняют свои  представления о профес-сиях (знакомятся с профессиями пекаря, кондитера), о видах пластичных материалов и работе с ними; разви-вают навыки лепки; учится сравнивать мате-риалы по предложенным критериям; формировать навык самостоятельного анализа изделия; с помощью работы над созданием элемента

украшения развивают эстетический вкус, умение сочетать

цвета.

• Использовать шаблон;

-наклеивать детали;

- использовать прием вытягивания при изготовлении основы изделия;

- работать в технике «папье – маше», «аппликация», «лепка»

•Составлять орнамент  или узор  по мотивам хохломской, городецкой, дымковской и семеновской росписи.

•Выполнять изделия:

-миска  с хохломской росписью;

-разделочная доска с городецкой росписью;

-дымковская игрушка, русская матрешка.

Изделие: проект «Праздничный стол»—посуда, выполненная индивидуально из глины(или пластилина) для

оформления общего праздничного стола.

Самостоятельно оценить работы и

выступления своих товарищей и организовывают выставку проектов.

7.

Народные промыслы. Хохлома. Работа

с папье-маше

Повторяют материал о свойствах глины; развивать и закрепляю тумения и навыки работы с глиной, применения приемов лепки из целого куска глины; совершенствуют умения работать по плану.

• Использовать шаблон;

-наклеивать детали;

- использовать прием вытягивания при изготовлении основы изделия;

- работать в технике «папье – маше», «аппликация», «лепка»

•Составлять орнамент  или узор  по мотивам хохломской, городецкой, дымковской и семеновской росписи.

•Выполнять изделия:

-миска  с хохломской росписью;

-разделочная доска с городецкой росписью;

-дымковская игрушка, русская матрешка.

Изделие: миска «Золотая хохлома» в технике папье-маше.

Основные термины и понятия: хохломская роспись,

орнамент, грунтовка, папье-маше.

Учитель оценивает работы учащихся. Дети отвечают на вопрос: «Почему хохломскую посуду называют золотой?»

8.

Народные промыслы. Городец. Работа с бумагой. Аппликационные работы

Знакомятся с особенностями

городецкой росписи, ее историей; расширить представления о народном творчестве; анализируют  готовое изделие по заданной схеме, учатся экономно расходовать материалы; закрепляют умение работы с шаблонами.

Использовать шаблон;

-наклеивать детали;

- использовать прием вытягивания при изготовлении основы изделия;

- работать в технике «папье – маше», «аппликация», «лепка»

•Составлять орнамент  или узор  по мотивам хохломской, городецкой, дымковской и семеновской росписи.

•Выполнять изделия:

-миска  с хохломской росписью;

-разделочная доска с городецкой росписью;

-дымковская игрушка, русская матрешка.

Изделие: разделочная доска «Городецкая роспись».

Основные термины и понятия: городецкая роспись,

розан, купавка, подмалевок, оживка.

Взаимоанализ и

оценка работ учителем. Также учащиеся отвечают на вопросы учебника на с. 26: «Какие основные краски используются в городецкой росписи? Есть ли яркий фон на предметах с росписью?»

9.

Народные промыслы. Дымка. Работа с пластичными материалами (пластилин)

Знакомятся  с основными элементами дымковской росписи; закрепляют навыки и приемы лепки, знания о свойствах пластилина; с помощью

практической работы по созданию дымковской игрушки.

Использовать шаблон;

-наклеивать детали;

- использовать прием вытягивания при изготовлении основы изделия;

- работать в технике «папье – маше», «аппликация», «лепка»

•Составлять орнамент  или узор  по мотивам хохломской, городецкой, дымковской и семеновской росписи.

•Выполнять изделия:

-миска  с хохломской росписью;

-разделочная доска с городецкой росписью;

-дымковская игрушка, русская матрешка.

Изделие: дымковская игрушка.

Основные термины и понятия: дымковская игрушка.

Анализ работ учителем проводится

по следующим критериям: аккуратность, передача характера дымковской игрушки, оригинальность орнамента и т. д.

10.

Народные промыс-лы. Матрешка Работа с текстиль-ными материалами

(апплицирование)

Вспоминают сведения  об изученных

народных промыслах (дымка, хохлома, городец); знакомятся  с историей матрешки; закрепляют навыки работы с тканью и навыки самостоятельного анализа изделия по заданной схеме..

Использовать шаблон;

-наклеивать детали;

- использовать прием вытягивания при изготовлении основы изделия;

- работать в технике «папье – маше», «аппликация», «лепка»

•Составлять орнамент  или узор  по мотивам хохломской, городецкой, дымковской и семеновской росписи.

•Выполнять изделия:

-миска  с хохломской росписью;

-разделочная доска с городецкой росписью;

-дымковская игрушка, русская матрешка.

Изделие: матрешка из картона и ткани.

Основные термины и понятия: матрешка, ткань, во-

локно, резчик по дереву, игрушечник, аппликация, фуку-рама.

Выставка работ учащихся. Анализ работ

осуществляется по следующим критериям: вариативность

используемых материалов, яркость, оригинальность, аккуратность. Также учащиеся отвечают на вопросы учебника

(с. 32).

Тема изучения:  Домашние животные и птицы. Проект «Деревенский двор». Новый

Цели : 

  1. Сформировать представление о домашних животных и их значимости в жизни человека.
  2. Ввести алгоритм выполнения изделий в технике «аппликация», «бумагопластика», «мозаика».
  3. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности:
  4. выполнение проекта «Деревенский двор»;
  5. оформление правил «Братья наши меньшие».

Основное содержание  темы:  Освоение техники «объёмная аппликация» с использованием пластилина, выполнение композиции «Деревня».Освоение способа изготовления аппликации из природных материалов и пластилина, выполнение изделий «Курочка из крупы», «Попугай». Освоение техники «бумагопластика», выполнение подвижной конструкции «Лошадка» из бумаги. Освоение способа изготовления объёмных изделий на основе развёртки: выполнение проекта из бумаги «Деревенский двор».

Термины и понятия Барельеф, горельеф, доярка, инкубатор, калька, коневод, конструирование, конструкция, конус, конюх, копировальная бумага, куб, курятник, лошади: верховые, скаковые; параллелепипед, пастух, пейзаж, пирамида, призма, птицефабрика, птичница, развёртка, рельеф, цилиндр, шар, шило.

Информационный материал:  Учебник «Технология», рабочая тетрадь «Технология».  

Демонстрационный материал:  

 — изображение изделий ёлочных украшений из яичной скорлупы;

— изображение новогодних масок;

— геометрические фигуры: конус, куб, параллелепипед, пирамида,

цилиндр;

Плакаты:

— изображение домашних птиц и зверей;

— изображение различных пород лошадей;

— изображение архитектурных сооружений, станков, механических

игрушек;

— изображение природных материалов: листья, плоды, крупы;

— с  понятиями:  барельеф, горельеф, доярка, инкубатор, калька, коневод, конструирование, конструкция, конус, конюх, копировальная бумага, куб, курятник, лошади: верховые, скаковые; параллелепипед, пастух, пейзаж, пирамида, призма, птицефабрика, птичница, развёртка, рельеф, цилиндр, шар, шило;

— изображение доярки, конюха, птичницы, пастуха;

— изображение шила и «Правил безопасной работы с шилом»;

— изображение увеличенных развёрток;

— «Критерии оценки работы».

Интерактивный материал

Карточки с учебными заданиями: геометрические фигуры и развёртки; план экспертизы готового изделия.  Готовые изделия «Лошадка», новогодние маски. Электронная презентация «Деревенский двор».

11.

Работа с пластич-ными материалами

(пластилин). Рельефные работы

Знакомятся  с видами рельефа; вспоминают  свойства, состав и использование

пластилина, способы лепки; умение составления тематической композиции; учится соблюдать пропорции при изображении перспективы, формируют цветовосприятие.

   • Использовать техники:

— «мозаика» для изготовления аппликации «Курочка» из крупы;  

— «лепка» для изготовления аппликации «Петушок» из природного материала;

— «лепка» для выполнения рельефной аппликации «Деревня».

• Выполнять:

— разметку деталей с помощью копировальной бумаги, используя алгоритм;

— выполнять  конструирование объёмных изделий на основе развёртки;

— выполнять  новогодние сувениры из скорлупы.

• Использовать  правила безопасного обращения с иглой и шилом.

• Применять изученные техники при создании проекта.

Личностные

• Проявлять:

 — интерес к жизни домашних  животных и птиц;  

— бережное отношение к домашним питомцам;  

— осознанный интерес к созданию заповедей «Братья наши меньшие»;  

— ответственность при создании проекта «Домашние   животные» в рамках групповой деятельности.  

Регулятивные

— принимать и выполнять учебное задание в соответствии с планом;

 — распределять обязанности в процессе совместной проектной деятельности;  

— контролировать и корректировать свою работу по плану;  

— оценивать результат выполненного задания;  

— проводить презентацию проекта.  

Познавательные

— определять значимость домашних животных в жизни человека и обосновывать своё мнение;  

— анализировать ситуацию, соотносить её с общепринятой нормой общения с домашними животными и обосновывать своё мнение;  

— определять различие профессий «доярка», «конюх», «пастух»,  «птичница» и обосновывать своё мнение;  

— объяснять различие между способами выполнения аппликации и  обосновывать своё мнение;  

— анализировать готовое изделие, объяснять его назначение   и презентовать;  

— использовать приобретённые знания при создании правил   «Братья наши меньшие».  

Коммуникативные

— адекватно использовать речевые средства в рамках сотрудничества  при выполнении проекта;  

— строить понятное для партнёра высказывание в рамках учебного  диалога;  

— формулировать монологическое высказывание для представления проекта.  

Изделие: пейзаж «Деревня»

Основные термины и понятия: рельеф, барельеф, горельеф.

Выставка работ. Ответить на вопросы: «Какой вид изображения вы сегодня использовали в своей работе? (Рельеф.) Чем он отличается от

обычного изображения?»

12.

Человек и лошадь. Работа с картоном.

Конструирование

Знакомятся  со способами использования лошадей; учатся  составлять технологическую

карту; развивают навыки работы с шаблонами, ножницами;

учатся самостоятельному анализу предмета;  навыкам конструирования.

Изделие: игрушка «Лошадка».

Основные термины и понятия: конструирование, конструкция, верховые, скаковые лошади, конюх.

Ребята учатся самостоятельно организовывать и проводить выставку, проверяют игрушку в действии.

.

13.

Домашние птицы. Работа с природными материалами. Мозаика

Знакомятся со значением курицы в жизни человека; расширяют представления  о видах природных материалов; закрепляют умения и навыки работы с природными материалами.

• Использовать техники:

— «мозаика» для изготовления аппликации «Курочка» из крупы;  

— «лепка» для изготовления аппликации «Петушок» из природного материала;

— «лепка» для выполнения рельефной аппликации «Деревня».

• Выполнять:

— разметку деталей с помощью копировальной бумаги, используя алгоритм;

— выполнять  конструирование объёмных изделий на основе развёртки;

— выполнять  новогодние сувениры из скорлупы.

• Использовать  правила безопасного обращения с иглой и шилом.

• Применять изученные техники при создании проекта.

Личностные Предметные умения

• Проявлять:

 — интерес к жизни домашних  животных и птиц;  

— бережное отношение к домашним питомцам;  

— осознанный интерес к созданию заповедей «Братья наши меньшие»;  

— ответственность при создании проекта «Домашние   животные» в рамках групповой деятельности.  

Регулятивные

— принимать и выполнять учебное задание в соответствии с планом;

 — распределять обязанности в процессе совместной проектной деятельности;  

— контролировать и корректировать свою работу по плану;  

— оценивать результат выполненного задания;  

— проводить презентацию проекта.  

Познавательные

— определять значимость домашних животных в жизни человека и обосновывать своё мнение;  

— анализировать ситуацию, соотносить её с общепринятой нормой общения с домашними животными и обосновывать своё мнение;  

— определять различие профессий «доярка», «конюх», «пастух»,  «птичница» и обосновывать своё мнение;  

— объяснять различие между способами выполнения аппликации и  обосновывать своё мнение;  

— анализировать готовое изделие, объяснять его назначение   и презентовать;  

— использовать приобретённые знания при создании правил   «Братья наши меньшие».  

Коммуникативные

— адекватно использовать речевые средства в рамках сотрудничества  при выполнении проекта;  

— строить понятное для партнёра высказывание в рамках учебного  диалога;  

— формулировать монологическое высказывание для представления проекта.  

Изделие: композиция «Курочка из крупы» или «Петушок».

Основные термины и понятия: инкубатор.

Анализ работ учащихся по следующим критериям:

вариативность используемых материалов, яркость, оригинальность, аккуратность, завершенность композиции,

придуманный способ применения.

14.

Работа с природ-ным материалом. Мозаика.

Расширяют представления  о видах природных материалов; закрепляют умения и навыки работы с природными материалами.

• Использовать техники:

— «мозаика» для изготовления аппликации «Курочка» из крупы;  

— «лепка» для изготовления аппликации «Петушок» из природного материала;

— «лепка» для выполнения рельефной аппликации «Деревня».

• Выполнять:

— разметку деталей с помощью копировальной бумаги, используя алгоритм;

— выполнять  конструирование объёмных изделий на основе развёртки;

— выполнять  новогодние сувениры из скорлупы.

• Использовать  правила безопасного обращения с иглой и шилом.

• Применять изученные техники при создании проекта.

Учащиеся отвечают на вопрос учебника на с. 39.

Проводят презентацию своей работы.

15.

Работа с бумагой. Животные. Конструирование

Выполнять объемные изделия на основе разверток; отрабатывают навыки самостоятельного анализа и планирования; развивают чувство взаимовыручки в процессе совместной трудовой деятельности.

Изделие: проект «Деревенский двор».

Основные термины и понятия: развертка, проект.

Выставка работ учащихся, в ходе которой дети проводят презентацию своих проектов и сами оценивают свои работы,

заполняют графу «Оценивание результата» в таблице на с. 26 рабочей тетради.

Тема : Строительство. Внутреннее убранство дома

Цели :

  1. Сформировать представление о традициях и культуре русского народа, об устройстве и внутреннем убранстве деревенского дома.
  2. Ввести техники: «кракле», «бумагопластика», «плетение» из бумаги, изготовление мягкой игрушки из помпонов.
  3. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности:
  4. выполнить проект «Комната в избе»;
  5. составить и оформить текст для экскурсии по деревенскому дому.

Основное содержание  темы:  Освоение техник «кракле», «бумагопластика», выполнение изделий «Крепость», «Изба». Освоение способа создания мягкой игрушки из помпонов, выполнение изделия «Домовой». Освоение техники «лепка» из глины, выполнение изделия «Печь». Освоение способа плетения из бумаги, выполнение изделия «Половик». Освоение способа изготовления объёмных изделий на основе чертежа, выполнение изделия «Мебель».

Термины и понятия Венец, имитация, истопник, каменщик, клеть, коврик, конь-охлупень, конструирование, кракле, кровельщик, лежанка, наличник, основа, печник, печь, плотник, причелина, убранство, устье, утварь, уток, циркуль, шесток.

Информационный материал  Учебник «Технология», рабочая тетрадь «Технология».

Демонстрационный материал  

Образцы:  

— объёмная аппликация «Изба»;

— аппликация в технике «кракле» «Крепость».

Плакаты:

— изображения домов и жилищ разных народов.

Интерактивный материал Презентация проекта «Деревенский дом»; карточки с заданиями.

16.

Строительство. Работа с бумагой.

Полуобъемная пластика

Знакомятся со строением избы; отрабатывают навыки  создания аппликации из бумаги; учатся  способу достижения эффекта объемности в аппликации; работают над созданием композиции.

• Использовать технику:

— «кракле» для выполнения аппликации «Крепость»;

— «бумагопластика»  для выполнения объёмной аппликации «Изба»;

— изготовление  мягкой игрушки из помпонов.

• Выполнять:

— изделие из бумаги «Половик»;

— объёмное изделие из бумаги «Мебель».

• Создавать  макет  «Комната в избе» с использованием освоенных техник

Личностные

• Проявлять:  

— интерес к изучению темы;

  — интерес к устройству и  внутреннему оформлению деревенского дома;  

— интерес к истории, культу ре и обычаям русского народа;  

— ответственность при создании макета «Комната в избе» в рамках групповой деятельности;  

— творческое отношение к  процессу создания фрагмента экскурсии по деревенскому дому.  

Регулятивные

 — выполнять задание в соответствии с целью и планом;  

— выполнять учебное задание, используя алгоритм;  

— выполнять взаимопроверку учебного задания;  

— выполнять самооценку учебного задания;  

— контролировать и корректировать процесс выполнения своего изделия.

Познавательные

— использовать в активном словаре новые понятия;  

— различать способы изготовления аппликации и обосновывать своё  мнение;  

— использовать приём разметки деталей сгибанием и скручиванием  на карандаше;  

— различать виды мебели и объяснять её необходимость в жизни человека;  

— использовать приобретённые знания при создании макета «Комната в избе»;  

— использовать приобретённые знания при составлении рассказа о деревенском доме

Коммуникативные

— формулировать понятные для партнёра высказывания;

— адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога;

— договариваться о роли каждого в совместной деятельности;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата.        

Изделие: композиция «Изба».

Основные термины и понятия: причелина, наличник,

венец, полуобъемная аппликация, плотник.

Выставка работ учащихся, их анализ и оценивание.

Самопрезентация  работ.

17.

В доме. Работа с волокнистыми материалами. Помпон

Знакомятся с поверьем о домовом, со способом изготовления игрушки из помпона; учатся  работать циркулем; совершенствовать

умение работать по плану.

Изделие: домовой.

Основные термины и понятия: циркуль, готовальня, помпон.

Выставка работ учащихся, анализ и оценивание.

 В ходе выставки учащиеся проводят презентацию своей поделки и придумывают имя своему домовому.

18.

Внутреннее убранство избы. Работа с пластич-ными материалами  (пластилин,

глина). Лепка

Знакомтся с внутренним убранством избы и значением русской печи в быту, с приемами конструирования из пластичных материалов; повторяют  приемы лепки.

Изделие: композиция «Русская печь».

Основные термины и понятия: печник, истопник, убранство, шесток, лежанка, устье.

Самостоятельно организовать выставку своих работ, провести

презентацию поделки своего друга  и оценивают работы друг друга.

19.

Внутреннее убранство избы. Работа с бумагой.

Плетение

Знакомятся со структурой

ткани, с новым видом работы — переплетением полосок

бумаги, с основами разметки по линейке; определяют необходимые для такой работы качества: трудолюбие, терпение, усидчивость.

• Использовать технику:

— «кракле» для выполнения аппликации «Крепость»;

— «бумагопластика»  для выполнения объёмной аппликации «Изба»;

— изготовление  мягкой игрушки из помпонов.

• Выполнять:

— изделие из бумаги «Половик»;

— объёмное изделие из бумаги «Мебель».

• Создавать  макет  «Комната в избе» с использованием освоенных техник

Изделие: коврик.

Основные термины и понятия: переплетение, основа,

уток.

Составить короткий рассказ о своей поделке. Анализ работ учащихся.

20.

Внутреннее убранство избы. Работа с картоном.

Конструирование

Вспоминают  приёмы конструирования из бумаги; соблюдение последовательность технологических операций; развивают техническое и логическое мышление, мелкую моторику, терпение, усидчивость и аккуратность

с помощью практической работы.

• Использовать технику:

— «кракле» для выполнения аппликации «Крепость»;

— «бумагопластика»  для выполнения объёмной аппликации «Изба»;

— изготовление  мягкой игрушки из помпонов.

• Выполнять:

— изделие из бумаги «Половик»;

— объёмное изделие из бумаги «Мебель».

• Создавать  макет  «Комната в избе» с использованием освоенных техник

Личностные

• Проявлять:  

— интерес к изучению темы;

  — интерес к устройству и  внутреннему оформлению деревенского дома;  

— интерес к истории, культу ре и обычаям русского народа;  

— ответственность при создании макета «Комната в избе» в рамках групповой деятельности;  

— творческое отношение к  процессу создания фрагмента экскурсии по деревенскому дому.  

Регулятивные

 — выполнять задание в соответствии с целью и планом;  

— выполнять учебное задание, используя алгоритм;  

— выполнять взаимопроверку учебного задания;  

— выполнять самооценку учебного задания;  

— контролировать и корректировать процесс выполнения своего изделия.

Познавательные

— использовать в активном словаре новые понятия;  

— различать способы изготовления аппликации и обосновывать своё  мнение;  

— использовать приём разметки деталей сгибанием и скручиванием  на карандаше;  

— различать виды мебели и объяснять её необходимость в жизни человека;  

— использовать приобретённые знания при создании макета «Комната в избе»;  

— использовать приобретённые знания при составлении рассказа о деревенском доме

Коммуникативные

— формулировать понятные для партнёра высказывания;

— адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога;

— договариваться о роли каждого в совместной деятельности;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Изделие: стол и скамья.

Основные термины и понятия: конструирование.

Выставка  проектов и анализ. Оцените

свою работу. Придумайте рассказ о получившейся у вас

комнате. Чтобы построить дом для такой чудесной комнаты, надо освоить специальную профессию. Чтение стихотворения (с.54). Каких

специалистов называют кровельщиком и каменщиком?

Какие еще профессии строителей вы можете назвать?

21.

Работа с различными материалами. Елочные

игрушки из яиц

Повторяют  правила работы в группе, создание композиции, оформление изделия; учится  взаимопомощи с помощью групповой работы над проектом; развивают

творческие навыки; воспитывать художественно-эстетический вкус, осмысление значимости совместного труда.

Изделие: проект «Новый год» (маска, елочные игрушки из яиц).

Основные термины и понятия: обычай, традиция.

Выставка и

обсуждение работ.

Беседа по вопросам: «В какой последовательности вы выполняли работу над поделкой? Какие сложности возникли? Что понравилось в работе? Какую технику использовали? Что

посоветуете своим товарищам, которым предстоит выполнить такую работу?»

Тема: Народный костюм  

Цели :

Сформировать представление об особенностях национальных костюмов народов России.

Ввести правила:

• разметки ткани при помощи шаблона;

• выполнения шва «через край»;

• выполнения тамбурного шва.

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы: Освоение приёма плетения в три пряди, плетение косы для композиции «Русская красавица». Освоение шва «через край», выполнение изделия «Кошелёк». Освоение тамбурного шва, выполнение вышивки на салфетке «Вишенки».

Термины и понятия Выкройка, вышивка, вышивальщица, кокошник, костюм, лапти, монисто, национальный костюм, нитки, ожерелье, плетение, подол, пряха, пяльца, сарафан, сутаж, ткач, швея, швы, эскиз.

Информационный материал  

Учебник «Технология», рабочая тетрадь «Технология».  

Демонстрационный материал  

Образцы:  

— швов («вперёд иголку», «через край», тамбурный);

— вышивки (крестиком, бисером, гладью, машинная, тамбурным

швом).

Плакаты:

— «Плетение в три пряди»;

— «Выкраивание на ткани»;

— «Правила безопасной работы с иглой»;

— «Критерии оценки работы».

Интерактивный материал

Презентация проекта «История народного костюма».

22.

Народный костюм. Работа с волокнистыми

материалами и картоном. Плетение

Знакомятся со способами обработки волокон натурального происхождения, с особенностями национальных костюмов; учатся приему плетения

в три нитки (косичка); закрепляют навык составления композиции с использованием различных материалов; воспитывать стремление создавать своими руками красивые вещи.

Выполнять

— эскиз вышивки;

— выполнять  выкройку изделий;

— приём плетения в три нити для изготовления панно «Русская красавица»;

— изделие «Кошелёк», используя шов «через край»;

 — вышивку  «Вишенки» тамбурным швом.

• Составлять эскиз русского национального костюма.

Личностные

• Проявлять:  

— интерес к изучению темы;

— уважительное отношение к  национальным костюмам разных народов России;  

— интерес к народному творчеству;  

— осознанный интерес к составлению эскиза национального русского костюма

Регулятивные

— выполнять разметку ткани, используя правило;  

— составлять план работы, опираясь на анализ готового изделия;  

— выполнять учебное задание в соответствии с планом;  

— распределять обязанности для выполнения учебного задания;  

— выполнять оценку изделия по предложенным критериям.  

Познавательные

— определять отличия национальных костюмов разных народов и  обосновывать своё мнение;

 — различать виды декоративных швов и обосновывать своё мнение;  

— анализировать готовое изделие, объяснять его назначение;  

— использовать приобретённые знания для создания эскиза национального костюма к празднику «Дружба народов».  

Коммуникативные

- формулировать понятные высказывания, используя термины в  рамках учебного диалога;

— взаимодействовать в группе в рамках учебного диалога;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Изделие: композиция «Русская красавица».

Основные термины и понятия: волокна, натуральные

волокна, шелководство, сутаж, плетение.

Выставка поделок. Ребята определяют, почему у данной поделки такое название, и придумать имя своей красавице. Также можно попробовать описать костюм, который

мог бы ей подойти.

23.

Народный костюм. Работа с бумагой.

Аппликационные работы

Знакомятся   с правилами разметки ткани; изучают  приём разметки ткани с помощью

шаблона; учатся работать с выкройками; развивают навыки кроя; на практическом уровне воспитывают любовь к народному творчеству.

Изделие: костюмы Ани и Вани.

Основные термины и понятия: выкройка, подол, кичка, сарафан.

Выставка работ учащихся, их анализ и оценка.

24.

Работа с ткаными материалами. Шитье

Учатся создавать изделия, используя шов «через край», пришивать пуговицу.

Изделие: кошелек.

Основные термины и понятия: виды швов, нитки.

Выставка работ учащихся:

проанализировать и оценить поделки друг друга.

Раздел 3

ЧЕЛОВЕК И ВОДА (3 часа)

Тема  Рыболовство. Путешествия по воде. Проект «Аквариум»

Цели

  1.   Сформировать представление о рыболовстве. Ввести технику «изонить», «рваная аппликация», «полуобъёмная аппликация».
  2. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности:

— при составлении презентации на тему «Самая полезная вода»;

— при выполнении проекта «Аквариум».

Основное содержание темы    Освоение техники «изонить», выполнение композиции «Золотая рыбка». Освоение техники «рваная аппликация», выполнение аппликации «Ладья на волнах». Освоение техники создания полуобъёмной аппликации, выполнение аппликации «Русалка».

Термины и понятия  Аквариум, копыл  (копылья), бёрце, изонить, русалка, рыболов, рыболовство, Мерроу, мормышка, обрывание, силуэт.

    Информационный материал:  

Учебник «Технология», рабочая тетрадь «Технология».  

Демонстрационный материал:  

Презентация на тему «Роль воды в жизни человека».  

Натуральные объекты: Крючки рыболовные, образцы различных видов рукоделия, образцы работ в технике «изонить».

Плакаты:

Русалки и им подобные существа, виды аппликаций.

Интерактивный материал:

Карточки с учебными и контрольными заданиями.

25.

Рыболовство. Работа с волокнистыми

материалами. Изонить.

Учатся создавать изделия, украшенные изонитью, различают приспособления

для рыболовства.

• Использовать изученные техники при выполнении изделий.

• Выполнять изделие «Золотая рыбка» в технике  «изонить».

• Выполнять  композицию  «Ладья на волнах» в технике «рваная аппликации на тему «Самая полезная вода».  

• Выполнять  объёмную аппликацию «Русалка».

Личностные

• Проявлять:  

— бережное отношение к своему здоровью и результатам своего труда;  

— бережное отношение к природе;  

- творческое отношение к выполнению проекта.

Регулятивные

— составлять план выполнения изделия;  

— выполнять задание в соответствии с целью;

— выполнять учебное задание, используя правило;

— проверять задание и вносить коррективы.

Познавательные

 — определять значение новых понятий;  

— определять различие между способами выполнения аппликации и  обосновывать своё мнение;  

— определять особенности техники «изонить» и объяснять своё мнение;

 — составлять композицию из деталей, заготовленных способом обрывания по контуру рисунка;  

Коммуникативные

— формулировать высказывания, понятные для собеседника;

— согласовывать позиции и находить общее решение;

— адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога;

— представлять результат деятельности группы.

Изделие: композиция «Золотая рыбка».

Основные термины и понятия: рыболовство, изонить.

Анализ и оценка работ учащихся. После этого, выполнить задание на с. 49 рабочей тетради.

26.

Работа с бумагой. Аппликационные работы

Знакомятся с алгоритмом выполнения резаной и обрывной аппликации, учатся составлению композиции на определенную тему; повторяют  приемы работы над созданием аппликации.

Изделие: аппликация «В море».

Основные термины и понятия: силуэт, обрывание.

Самостоятельно проводят выставку своих работ, в ходе которой стараются оценить работы друг друга.

27.

Работа с бумагой. Аппликационные работы

Знакомятся с алгоритмом выполнения резаной и обрывной аппликации, учатся составлению композиции на определенную тему; повторяют  приемы работы над созданием аппликации.

Изделие: аппликация «В море».

Основные термины и понятия: силуэт, обрывание.

Самостоятельно проводят выставку своих работ, в ходе которой стараются оценить работы друг друга.

Раздел 4

ЧЕЛОВЕК И ВОЗДУХ (4 часа)

Тема: Использование ветра. Флюгер. Птица счастья

Цели 

  1. Сформировать представление о ветре и его использовании человеком.
  2. Ввести технику:

— выполнения изделий на основе развёртки;

— «оригами»;

— работы с металлизированной бумагой.

  1. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы:  Освоение техники выполнения изделий на основе развёртки, выполнение макета мельницы. Освоение техники работы с металлизированной бумагой, выполнение модели флюгера. Изучение значения символа «птица» в культуре русского народа, выполнение сувенира «Птица счастья».

Термины и понятия  Ветер, драночные птицы, масштаб, макет, модель, моделирование, направление ветра, оберег, птица счастья, развёртка, сила ветра, фольга, флюгер, шкала, шкала Бофорта.

Информационный материал:  

Учебник «Технология», рабочая тетрадь «Технология

Натуральные объекты:

Птица из дерева (драночная птица архангельских мастеров), флюгеры.

Плакаты:

Изображения мельниц, флюгеров, птиц и их гнёзд, карточки с вводимыми понятиями.

Роль ветра в жизни человека:

• Распространение семян (размножение растений).

• Движение по воздуху летательных аппаратов (дельтаплан, воздушный шар, параплан, воздушный змей).

• Лодка, плывущая под парусом.

• Ветряная мельница.

Интерактивный материал:

Презентация на тему «Флюгер».

Графическая инструкционная (или предметноотехнологическая) карта по изготовлению «Птицы счастья», технологическая карта «Флюгер».

28.

Птица счастья. Работа с бумагой. Складывание

Знакомство со значением символа птицы в культуре русского народа, с такими способами обработки бумаги, как сгибание, складывание; изучают

приёмы складывания изделий оригами; воспитывают терпеливость в процессе кропотливой пошаговой деятельности

по созданию оригами.

• Строить развёртку макета мельницы.

• Выполнять  макет  мельницы.

• Выполнять изделие  «Флюгер», используя приём лепки из фольги.

• Выполнять  изделие  «Птица счастья» в технике  «оригами».

Личностные

• Проявлять

— интерес к изучению темы и  способам измерения силы ветра;  

— желание создавать флюгер;  

— бережное отношение к птицам;  

— осознание собственных достижений при освоении  учебной темы.  

Регулятивные

— выполнять задание в соответствии с целью;

— выполнять учебное задание по алгоритму;

— выполнять учебное задание с взаимопроверкой;

— распределять обязанности при выполнении проекта;

— выполнять учебное задание, используя изученные техники.

Познавательные

— осуществлять поиск необходимой информации;  

— раскрывать значение новых понятий и использовать их в активном словаре;  

— определять необходимость использования ветра человеком и  обосновывать свои суждения;  

— обосновывать необходимость использования флюгера в жизнедеятельности людей;  

— использовать приобретённые знания для составления рассказа «Ветер на службе человека».  

Коммуникативные

— формулировать понятные для партнёра высказывания, используя термины;

— формулировать собственное мнение;

— адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога;

— представлять результат деятельности группы.

Изделие: оригами «Птица счастья».

Основные термины и понятия: оригами, санбо.

Оценить свою работу или работу своего товарища и внести необходимые кор-

рективы. Также учащиеся отвечают на вопрос Вани в учебнике на с. 81.

29.

Использование ветра. Работа с бумагой.

Моделирование

Знакомятся с использованием

ветра человеком; отрабатывают  умение выполнять изделия

на основе развертки; совершенствуют  умение работать по плану.

• Строить развёртку макета мельницы.

• Выполнять  макет  мельницы.

• Выполнять изделие  «Флюгер», используя приём лепки из фольги.

• Выполнять  изделие  «Птица счастья» в технике  «оригами».

Изделие: ветряная мельница.

Основные термины и понятия: мельница, мельник,

модель.

Выставка изделий учащихся и беседа о том, что оказалось

наиболее сложным в работе над поделкой.

30.

Использование ветра. Работа с фольгой

Знакомятся  с возможностями использования ветра; знакомятся с новым

видом бумаги (металлизированная); учатся формировать

изделия из металлизированной бумаги; развивают навыки самооценки и самоконтроля, мелкую моторику пальцев; воспитывают аккуратность и усидчивость посредством работы с хрупким материалом.

Изделие: флюгер.

Основные термины и понятия: флюгер, металлизированная бумага.

Беседа по всему изученному разделу учебника «Человек и воздух». Вспоминают, зачем

человеку нужен воздух, для чего он использует ветер.

31.

Использование ветра. Работа с фольгой.

Лепка из фольги.

Работают с металлизированной бумагой;  развивают навыки самооценки и самоконтроля, мелкую моторику пальцев; вырабатывают акку-ратность и усидчивость посредством работы с хрупким материалом.

Выставка работ учащихся, их анализ и оценка.  

Раздел 5

ЧЕЛОВЕК И ИНФОРМАЦИЯ (3 часа)

Тема : Ищем клад. Книгопечатание. Книжка-ширма. Штампы и печати

Цели  :

  1. Сформировать представление об информации, способах её получения и передачи.

Ввести:

— условные обозначения для чтения и составления карты;

— правило разметки по линейке;

— способ изготовления книги.

  1. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы: Освоение техники лепки из глины, выполнение композиции «Карта сокровищ». Освоение способа  изготовления книг из бумаги и картона, выполнение изделия «Книжка-ширма». Освоение техники «штампования», выполнение композиции «Наливное яблочко».

Термины и понятия  Глина, глобус, информация, карта, книгопечатание, книжка-ширма, пергамент, печать,

разметка, рукопись, сургуч, ширма, штамп.

Информационный материал:  

Учебник «Технология», рабочая тетрадь «Технология».  

Демонстрационный материал:  

Образцы:  из глины, глобус, книжка-ширма, штампы, печать.

Плакаты:

— карты (мира, звёздного неба, острова сокровищ, загадочного

— правила техники безопасности при работе с ножом.

Интерактивный материал:

Презентация темы «Информация» и темы «История появления книги».

32.

Ищем клад. Работа с пластич-ными

материалами (глина). Рельеф-ные работы

Знакомятся с одним из носителей информации — картой; учатся  составлять карту;

повторяют определения понятий «глина», «линейка», «оригами», «бумага», «узор», «симметрия»; закрепляют  навыки

работы с глиной; развивают глазомер.

• Выполнять разметку по линейке;

• Создавать  книжку-ширму;

• Выполнять  карту-схему из глины.

• Вырезать печать из овощей.

• Составлять  композицию на основе штампования.

• Составлять «Карту загадочного маршрута», используя описание.

Личностные

• Проявлять:

— интерес к способам получения и передачи информации;

— желание создавать «Карту загадочного маршрута» по его описанию;  

— бережное отношение к книгам.  

• Осознавать  собственные  достижения при освоении учебной темы.  

Регулятивные

— выполнять задание в соответствии с целью;  

— выполнять задание в соответствии с планом;  

— проверять задание и вносить коррективы;  

— выполнять учебное задание с само и взаимопроверкой;  

— планировать деятельность и распределять обязанности;  

— выполнять задание, используя условные обозначения.

  Познавательные 

 — определять различные источники информации и обосновывать свои суждения;  

— устанавливать процесс изготовления разметки изделия и обосновывать своё мнение;  

— использовать приобретённые знания при создании «Карты  загадочного маршрута».  

Коммуникативные

— формулировать высказывания, понятные для партнёра, используя термины;

— адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата.

линейке.

Изделие: композиция «Карта на глиняной дощечке».

Основные термины и понятия: информация, карта,

глобус. Поменяться получившимися картами с заданиями

к ним и найти спрятанный клад, т. е. выполнить задание и

рассказать, как найти по карте дорогу.

33.

Книгопечатание. Работа с бумагой

и картоном

Знакомятся с процессом изготовления книги; развивают чертежные навыки, умение

выполнять разметку по линейке.

Изделие: книжка-ширма.

Основные термины и понятия: книгопечатание, раз-

метка по линейке.

Проводится выставка работ учащихся для закрепления навыка монологического

высказывания — учащиеся проводят презентацию своих

поделок и рассказывают о том, что будет находиться на страницах их книжек.

34.

Подведение итогов

Подводят  итоги года; проверяют усвоение

знаний,овладение ими основных навыков и универсальных учебных действий.

Проводится конференция, подготовленная

учащимися заранее. Каждый из детей

выступает с презентацией своей папки достижений. Остальные ребята задают заранее подготовленные вопросы и оценивают

выступления своих товарищей, пробуют их анализировать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развёрнутое календарно - тематическое планирование уроков технологии по УМК "Начальная школа XXI века" в 1 классе

Развёрнутое календарно - тематическое планирование уроков технологии в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века" соответствует учебнику 2011года издания....

календарно-тематическое планирование по технологии 3 класс "Школа России".

Ктп по технологии составлено на 1 час в неделю, всего 35 часов в год....

Календарно-тематическое планирование по технологии в 3 классе

В планировании учебного предмета "технология" отражены 2 модуля: технология и иинформатика...

Календарно – тематическое планирование по технологии в 3 классе (автор Т. М Рагозина «Технология») УМК « Перспективная начальная школа»

Данная Рабочая программа по технологии  для  3 класса первой ступени образования составлена  с использованием нормативно-правовой базы:Закон Российской Федерации «Об образовании» (стать...

Календарно – тематическое планирование уроков технологии в 1 «А» классе на 2015 – 2016 учебный год.1. Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Фрейтаг И. П.. «Технология», учебник для 1 класса начальной школы /М.: «Просвещение» , 2011 годРабочая программа .

    Программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования,  авторской программыН.И. Роговцевой, соответствует требованиям Федерального компонента госу...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 1 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 1 класса УМК "Школа России"...