Образование сложных слов
статья по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА.
Тема: Образование сложных слов
Тип урока. Урок развития умений.
Цель как деятельность учеников:
М/к: развивать умение строить речевое взаимодействие с одноклассниками и учителями, излагать свою точку зрения.
ЗЛР: введение в активный словарный запас учащихся сложных слов разных тематических групп.
4ЛР: развитие умений образовывать сложные слова, подбирать слова с одинаковыми корнями, правильно писать их и объяснять выбор буквы соединительного гласного о или е.
Ход урока.
I. Оргмомент.
II. Словарная работа.
- Запишите словарные слова, которых не хватает в следующих
пословицах:
Человек без Родины - что ... без песни (соловей). Медведя ... из окошка дразнить (хорошо). Хорошее слово и в жестокий ... согревает (мороз). Крепкую дружбу и ... не разрубить (топором). Всякая ... вдвоём веселей (дорога).
- Что общего у всех этих слов? (Непроверяемая буква безударного гласного о, написание которой надо запомнить.)
- Составьте и запишите одно предложение, чтобы в нём было два словарных слова. (Например: Хорошо летним утром услышать трели соловья.)
III. Актуализация изученного. Письменный опрос.
1. «Подскажи словечко».
Ученики в тетрадях записывают только недостающие слова.
Каждый ответ - на новой строчке (в столбик).
а) Слова, у которых два корня, называются ... (сложными).
б) В сложных словах есть буквы соединительных гласных ... (о и е).
в) После букв твёрдых согласных пишется соединительная буква ... (о).
г) После букв мягких согласных пишется соединительная буква ... (е).
д) После букв ж и ш пишется ... (е).
2. Самодиктант.
На основе материла домашних упр. 1, 2 запишите два сложных слова с разной буквой соединительного гласного. Подчеркните орфограмму.
Взаимопроверка.
IV. Формулирование цели урока.
- Сегодня на уроке продолжим работу над сложными словами.
Посмотрите на доску и сформулируйте цель урока. На доске (слайде)
представлен ряд примеров из упр. 128.
Падать, листья Лёд, колоть Сосать, пыль
Цель: образовывать сложные слова и правильно их писать, обозначать орфограммы.
- Образуйте и запишите сложные слова с корнями каждой пары
представленных слов.
V. Развитие учебно-языковых и правописных умений.
1. Работа по учебнику.
а) Упр. 128 - развивается умение образовывать сложные слова на
базе двух простых, выделять корни, находить орфограмму-букву соединительного гласного и букву безударного гласного в корне.
Выполняется под руководством учителя.
Составьте и запишите сложные слова из оставшихся пар слов.
- Какие орфограммы есть в этих словах?
б) Упр. 129 - развивается умение образовывать сложные слова с других сложных слов, выделять в них корни.
Комментированная запись по образцу,
в) Упр. 130 - развивается умение отличать сложные слова-названия людей по профессии от слов-названий предметов. Самостоятельная работа с коллективной проверкой. Лишние слова: самосвал, броненосец.
2. Игра «Перекрёсток».
На слайде размещён кроссворде
1с | 3 | |||||
2 | а | о | ||||
3 | м | г | ||||
4 | о | |||||
5 | Р | л | ||||
6 | а | ё | ||||
7п | т |
Задание: отгадайте и запишите слова по горизонтали.
1)Шуруп, который сам нарезает резьбу.(Саморез.)
- Судно, приводимое в движение паровым двигателем/ ходит под паром. (Пароход.)
- В старину большой чайник, за которым собирались все члены семьи. (Самовар.)
4)Русская народная игра-пляска. (Хоровод.)
5)Лес, поваленный бурей. (Бурелом.)
- Течение жидкости самостоятельно, по уклону. (Самотёк.)
- Огнестрельное оружие. (Пулемёт.)
- Что у вас оказалось записано в 4-м столбике? (Соединительные
буквы гласных о, е.)
Сделайте вывод: какая буква соединительного гласного встречается чаще? (Буква о.)
Упр. 131 - развивается умение образовывать сложные слова с корнем сам-, устанавливать общность их значений на основе значения корня.
- Какие ещё слова с корнем сам- образовали? Придумайте сами
сложные слова с таким корнем. (Самострел, самосвал, самозванец...)
3. Самостоятельная работа в группах (4 группы).
- Подберите и запишите слова, выделите корни, установите, что в
значении слов общего. Подготовьте маленькое сообщение для остальных групп.
1-я группа: упр. 132.
Возможные варианты: паровоз, водовоз, тепловоз, электровоз, бензовоз, молоковоз... - все предметы перевозят что-то. 2-я группа: упр. 133. Общий корень сам-. (Эти сказочные предметы всё делают сами0)
- В каких сказках встречаются эти предметы?
3-я группа: упр. 135 - с корнем ход-. (Луноход, теплоход, скороход, пешеход, мореход... Все слова связаны со словом ходить.)
4-я группа: упр. 135 - с корнем вод-. (Водокачка, водолаз, водопад, водопой, водопровод, водохранилище,., - всё связано с водой.)
4. Работа по учебнику.
Упр. 134 - развивается умение находить в тексте несуществующие, потенциальные сложные слова,
- Мальчик-фантазёр придумал себе «профессию» - лужелаз* Он сам образовал сложное слово по типу слова водолаз.
- Можно ли назвать слово подводник сложным? Почему? (В нём нет двух корней, а есть приставка.)
5. Запись под диктовку.
- Прослушайте два предложения.
Накануне извержения вулкана в Индонезии начинает цвести королевская примула. Это цветок землетрясения.
- Составьте и запишите из них одно предложение, в котором будет
сложное слово.
Королевская примула - это цветок землетрясения.
- Какое сложное слово вы записали? Назовите все орфограммы в
этом слове, подберите проверочные слова.
VI, Итог урока.
- Что нового о сложных словах вы узнали? (Есть много сложных
слов с одним и тем же корнем, сложные слова можно объединить в
группы.)
VII. Домашнее задание.
- Упр. 3. 4, с. 115- 116. Выполняется по вариантам (либо по выбору)-
- Задание № 6, тема 3 в «Рабочей тетради»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образование сложных слов
Урок русского языка по развитию умений. Программа "Школа 2100" 3 класс.Презентация создана в программе MimioStudio Блокнот....
: Сложные слова . Образование сложных слов .
Открытый урок по русскому языку в 3 классе...
введение понятия "сложные слова", образование сложных слов
На уроке создаются условия для самостоятельного определения нового понятия, темы и целей урока, используются игровые, информационные технологии, парная работа....
Технологическая карта урока русского языка "Сложные слова. Образование сложных слов".
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по программе Занкова "Сложные слова. Образовние сложных слов"...
Понятие о сложных словах. Образование сложных слов.
Расширить знания о составе слов русского языка, познакомить учащихся с новым понятием "сложные слова"....
Понятие о сложных словах. Образование сложных слов.
Расширить знания о составе слов русского языка, познакомить учащихся с новым понятием "сложные слова"....
Открытый урок по русскому языку в 4 классе. Тема: Сложные слова. Образование сложных слов.
Тип урока – урок открытия нового знания. Урок выстроен в технологии междисциплинарного обучения, в центре которого метод исследования. Выбор данного метода обучения обусловлен тем, что он наибол...