Образование сложных слов
статья по русскому языку (2 класс)

 

Разработка урока во 2 классе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovanie_slozhnyh_slov.rar184.84 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА.

Тема:        Образование сложных слов

Тип урока. Урок развития умений.

Цель как деятельность учеников:

М/к: развивать умение строить речевое взаимодействие с одноклассниками и учителями, излагать свою точку зрения.

ЗЛР: введение в активный словарный запас учащихся сложных слов разных тематических групп.

4ЛР: развитие умений образовывать сложные слова, подбирать слова с одинаковыми корнями, правильно писать их и объяснять выбор буквы соединительного гласного о или е.

Ход урока.

I.        Оргмомент.

II.        Словарная работа.

-        Запишите словарные слова, которых не хватает в следующих
пословицах:

Человек без Родины - что ... без песни (соловей). Медведя ... из окошка дразнить (хорошо). Хорошее слово и в жестокий ... согревает (мороз). Крепкую дружбу и ... не разрубить (топором). Всякая ... вдвоём веселей (дорога).

  1. Что общего у всех этих слов? (Непроверяемая буква безударного гласного о, написание которой надо запомнить.)
  2. Составьте и запишите одно предложение, чтобы в нём было два словарных слова. (Например: Хорошо летним утром услышать трели соловья.)

III.        Актуализация изученного. Письменный опрос.

1.        «Подскажи словечко».
Ученики в тетрадях записывают только недостающие слова.

Каждый ответ - на новой строчке (в столбик).

а)        Слова, у которых два корня, называются ... (сложными).

б)        В сложных словах есть буквы соединительных гласных ... (о и е).

в)        После букв твёрдых согласных пишется соединительная буква ... (о).

г)        После букв мягких согласных пишется соединительная буква ... (е).

д)        После букв ж и ш пишется ... (е).

2.        Самодиктант.

На основе материла домашних упр. 1, 2 запишите два сложных слова с разной буквой соединительного гласного. Подчеркните орфограмму.

Взаимопроверка.

IV.        Формулирование цели урока.

-        Сегодня на уроке продолжим работу над сложными словами.
Посмотрите на доску и сформулируйте цель урока. На доске (слайде)
представлен ряд примеров из упр. 128.

Падать, листья Лёд, колоть Сосать, пыль

Цель: образовывать сложные слова и правильно их писать, обозначать орфограммы.

-        Образуйте и запишите сложные слова с корнями каждой пары
представленных слов.

V.        Развитие учебно-языковых и правописных умений.
1.
Работа по учебнику.

а)        Упр. 128 - развивается умение образовывать сложные слова на
базе двух простых, выделять корни, находить орфограмму-букву соединительного гласного и букву безударного гласного в корне.

Выполняется под руководством учителя.

Составьте и запишите сложные слова из оставшихся пар слов.

-        Какие орфограммы есть в этих словах?

б)        Упр. 129 - развивается умение образовывать сложные слова с других сложных слов, выделять в них корни.

Комментированная запись по образцу,

в) Упр. 130 - развивается умение отличать сложные слова-названия людей по профессии от слов-названий предметов. Самостоятельная работа с коллективной проверкой. Лишние слова: самосвал, броненосец.

2.        Игра «Перекрёсток».

На слайде размещён кроссворде

1с

3

2

а

о

3

м

г

4

о

5

Р

л

6

а

ё

7п

т

Задание: отгадайте и запишите слова по горизонтали.

1)Шуруп,  который сам нарезает резьбу.(Саморез.)

  1. Судно, приводимое в движение паровым двигателем/ ходит под паром. (Пароход.)
  2. В старину большой чайник, за которым собирались все члены семьи. (Самовар.)

4)Русская народная игра-пляска.  (Хоровод.)

5)Лес, поваленный бурей. (Бурелом.)

  1. Течение жидкости самостоятельно, по уклону. (Самотёк.)
  2. Огнестрельное оружие. (Пулемёт.)

-        Что у вас оказалось записано в 4-м столбике? (Соединительные
буквы гласных о,
е.)

Сделайте вывод: какая буква соединительного гласного встречается чаще? (Буква о.)

Упр. 131 - развивается умение образовывать сложные слова с корнем сам-, устанавливать общность их значений на основе значения корня.

-        Какие ещё слова с корнем сам- образовали? Придумайте сами
сложные слова с таким корнем.
(Самострел, самосвал, самозванец...)

3.        Самостоятельная работа в группах (4 группы).

-        Подберите и запишите слова, выделите корни, установите, что в
значении слов общего. Подготовьте маленькое сообщение для остальных групп.

1-я группа: упр. 132.

Возможные варианты: паровоз, водовоз, тепловоз, электровоз, бензовоз, молоковоз... - все предметы перевозят что-то. 2-я группа: упр. 133. Общий корень сам-. (Эти сказочные предметы всё делают сами0)

-        В каких сказках встречаются эти предметы?

3-я группа: упр. 135 - с корнем ход-. (Луноход, теплоход, скороход, пешеход, мореход... Все слова связаны со словом ходить.)

4-я группа: упр. 135 - с корнем вод-. (Водокачка, водолаз, водопад, водопой, водопровод, водохранилище,., - всё связано с водой.)

4.        Работа по учебнику.

Упр. 134 - развивается умение находить в тексте несуществующие, потенциальные сложные слова,

  1. Мальчик-фантазёр придумал себе «профессию» - лужелаз* Он сам образовал сложное слово по типу слова водолаз.
  2. Можно ли назвать слово подводник сложным? Почему? (В нём нет двух корней, а есть приставка.)

5.        Запись под диктовку.

-        Прослушайте два предложения.

Накануне извержения вулкана в Индонезии начинает цвести королевская примула. Это цветок землетрясения.

-        Составьте и запишите из них одно предложение, в котором будет
сложное слово.

Королевская примула - это цветок землетрясения.

-        Какое сложное слово вы записали? Назовите все орфограммы в
этом слове, подберите проверочные слова.

VI,        Итог урока.

-        Что нового о сложных словах вы узнали? (Есть много сложных
слов с одним и тем же корнем, сложные слова можно объединить в
группы.)

VII.        Домашнее задание.

  1. Упр. 3. 4, с. 115- 116. Выполняется по вариантам (либо по выбору)-
  2. Задание № 6, тема 3 в «Рабочей тетради»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образование сложных слов

Урок русского языка по развитию умений. Программа "Школа 2100" 3 класс.Презентация создана в программе MimioStudio Блокнот....

: Сложные слова . Образование сложных слов .

Открытый урок по русскому языку в 3 классе...

введение понятия "сложные слова", образование сложных слов

На уроке создаются условия для самостоятельного определения нового понятия, темы и целей урока, используются игровые, информационные технологии, парная работа....

Технологическая карта урока русского языка "Сложные слова. Образование сложных слов".

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по программе Занкова "Сложные слова. Образовние сложных слов"...

Понятие о сложных словах. Образование сложных слов.

Расширить знания о составе слов русского языка, познакомить учащихся с новым понятием "сложные слова"....

Понятие о сложных словах. Образование сложных слов.

Расширить знания о составе слов русского языка, познакомить учащихся с новым понятием "сложные слова"....

Открытый урок по русскому языку в 4 классе. Тема: Сложные слова. Образование сложных слов.

Тип урока – урок открытия нового знания. Урок выстроен в технологии междисциплинарного обучения, в центре которого метод исследования. Выбор данного метода обучения обусловлен тем, что он наибол...