Урок технологии
план-конспект урока по технологии (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема занятия: Работа с пластилином и картоном. Изготовление птиц.
Урок игры и творчества
"Бумага и пластилин заставляют думать". "Мы подарок близким покупать не станем, сделаем сами своими руками".
Форма занятия: творческий проект на основе технологий развивающего обучения.
Цели и задачи:
Обучающие:
- Научить детей делать поделки из пластилина и картона.
Развивающие:
- развить самостоятельное творчество детей при подготовке поделки;
- развивать творческие способности детей в изготовление изделий из бумаги, развивать художественные способности;
- развивать моторику пальцев, наглядно-логическое мышление, фантазию учащихся;
Воспитывающие:
- воспитание любви к своему краю, бережному отношению к природе, к народным традициям;
- воспитывать чувство прекрасного на основе восприятия и анализа художественных и музыкальных произведений;
- воспитание аккуратности, трудолюбия.
Творческая работа: Изделия из бумаги «Птичка».
Оборудование: компьютерная презентация, иллюстративный ряд «В ожидании весны», образец изделия «Птичка». “Приемы и правила разметки”. Инструменты: пластилин, доска, картон клеенка на стол, салфетка для рук.
Для учащихся: пластилин ,картон , деревянные палочки, подкладной лист,
Слушание музыки: П.И.Чайковский «Апрель. Песнь жаворонка» из цикла «Времена года», голоса птиц «жаворонок». WOOD – LAND Up the blue river; DANGELO – AUTUMN ROMANCE.
- Вводная часть
Приветствие Слайд 1-2
Друзья мои, я очень рада
В приветливый войти наш класс
И для меня уже награда
Сиянье ваших умных глаз.
Слайд 3.
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться!
- Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку, проверка рабочего места.
Слайд 4.
- Сегодня мы решили посвятить урок одному из прекрасных времен года -
Я раскрою почки,
В зеленые листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна.
Зовут меня …. (весна).
«Пришла, улыбнулась - утихли метели,
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды
Наряд белоснежный надели сады
Движения полна. Зовут её ... (Весна).
Слайд 5.
- Это время года всегда вдохновляло художников слова, кисти, музыкантов, мастеров на создание замечательных произведений, которое нас радует.
- Мы обратимся на нашем уроке к литературе, живописи, музыке. Постараемся проанализировать, как эти виды искусства рассказывают об одном и том же - о весне. Но литература делает это с помощью слов, изобразительное искусство - с помощью линий, цвета, а мастера - с помощью умелых рук, фантазии, настроения.
Слайд 6 .
- Сегодня 17 апреля. Слайд 6.
- С каким настроением вы пришли на урок? На столе лежат цветы различных цветов, выберите, который соответствует вашему настроению. (Красный цвет говорит о настрое на активную работу, белый цвет выражает радость, синий – грусть). Выберите, тот цветочек, который соответствует вашему настроению.
– Попробуем пронести это светлое жизнерадостное настроение через весь урок.
Слайд 7-8
- Сегодня у нас необычное занятие, мы будем работать с пластилином и картоном. Будем учиться встречать весну по старинным традициям, научимся мастерить птичек – жаворонков. Но всё по порядку.
- Вводная беседа. Слайд 9.
- Посмотрите на слайды, вспомните праздник, который такой яркий, веселый, загадочный и необычный?
- Отшумела веселая масленица, проводил народ зиму и стал ждать весны. Но весть приходит не сразу, не вдруг. По народному календарю весну встречают трижды.
Слайд 9
Доклад Катя. Слайд 10.
Первая встреча весны приходится на 15 февраля - это СРЕТЕНЬЕ. “На сретенье зима с весной встречаются впервой”- говорили в народе. Но первый весенний месяц стоит на перепутье между зимой и весной. Про него говорят, что март - не весна, а подвесенье. Март - зимобор, протальник, грачевник, березозол.
Слайд 11.
“В марте с крыши капает, а за нос цепляет” “Марток - натянешь семеро порток”.
Слайд 12.
По народному календарю 21 марта зима кончается, весна начинается, день с ночью равняется.
Но вот наступает 22 марта, день весеннего равноденствия. А на Руси этот день называли СОРОКИ.
Доклад Настя Ф.
Слайд 13.
Вторая встреча весны. “На сорок мучеников сорок птиц прилетает, сорок пичуг на Русь пробирается” - прилет жаворонков. В русском народе повсюду существовала вера в то, что 22 марта, в день Сорока мучеников, из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – полевой жаворонок.
- Сколько проталинок, столько и жаворонков. (Звучит песня жаворонка.) Слайд 14.
- Говорят, что “сорока мучеников - сорок утренников” (предстоит сорок заморозков).
Слайд 15.
- Слайд 16.
Исстари на Руси в день сороков пекут из хлебного теста фигурки птиц с распахнутыми крыльями, вставляли глазки из черемухи, изюма. И называлась эта выпечка “грачами”, «жаворонками”
Слайд 17.
- Такое печенье получал каждый член семьи. Любящие бабушки дарили “жаворонков” своим внучатам, а те выбегали на улицу, насаживали жаворонков на палочки и начинали окликать весну.
Прилети к огням,
Принеси ты нам
Ты весну - красну.
Красно солнышко
Тепло петушку.
Зелен покос.
Слайд 18.
Слайд 19.
Вечером печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине или отдавали матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был».
Иногда это печенье крошили, разбрасывая на четыре стороны птицам на корм.
Слайд 20.
С помощью подобных птичек на Жаворонки выбирался семейный засевальщик. Для этого в жаворонок запекалась монета, лучинка, … Мужчины вытаскивали себе печеную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зерен во время начала посева.
Третью встречу весны отмечают 7 апреля на Благовещение.
Слайд 21.
Благовещение - птиц на волю отпущение. Это один из больших праздников весны и о нем мы поговорим в другой раз. И мы сегодня будем мастерить жаворонков.
- Физкультминутка.
Слайд 22.
Слайд 23.
Закройте на мгновение глаза… (Звучит музыка П. Чайковского «Песня жаворонка»). Представьте чистое, ясное небо. Легкие облака. Из-за дальнего леса медленно поднимается солнце, освещая поля, леса и пригорки розовым цветом. Вдруг с одного из таких пригорков взлетает небольшая серенькая птичка и оттуда, с голубой высоты льется на землю радостная, звенящая песня. Прислушайтесь… Тихий звон капель, журчание хлопотливого ручейка и еще что-то такое светлое…Представили?
- Я не буду спрашивать. Пусть это будет тайной, которая позже откроется для всех.
- Продолжаем наш урок. Приступим к практической части урока.
- Подготовка к практической работе.
Слайд 24.
а) Показ поделки;
б) Составить алгоритм выполнения поделки;
- рассмотри эталон (образец) поделки;
- разноуровневая работа;
- рассмотри этапы выполнения работы;
- выполни работу.
в) Самостоятельная работа учащихся.
- Знакомство с мозаикой с техникой размазывания.
Слайд 25.
Мозаику в технике торцевания можно выполнять по контуру или делать сплошь.
Слайд 26
- Что необходимо для успешной работы?
- ЖЕЛАНИЕ
- ТОЧНОСТЬ
- АККУРАТНОСТЬ
- И ВЫ – ПОБЕДИТЕЛЬ!
- Выполнение практической работы.
Проектная деятельность.
- А теперь, ребята, давайте попробуем создать первую птицу – вестника весны своими руками. У нас сегодня на уроке гости. Постараемся для них сделаем подарки от каждой группы.
Слайд 27.
Ваша задача: используя технику размазывания создать жаворонка.
Рассказ учителя. Слайд 28.
- Славно поговорили, славно птичками пощебетали. Даже на улице стало теплее, а на сердце веселее! Вот ещё бы таких птичек из теста вылепить, как в старину.
- А от чего же не вылепить, если тесто давно готово у нашего пекаря!
Как же пекутся «жаворонки»? Сначала тесто долго сидело в большой миске в самом теплом месте. Оно так смешно пыхтело, а иногда даже пыталось вылезти наружу. Но пекарь не дает ему спуска, и крепко уминает в квашне. Зато потом когда ему пора уже выходить, оно начинает цепляться за стенки. А когда мы вывалим тесто на стол, тут и начинается главное веселье. Сначала пекарь пляшем на нем и посыпаем мукой, затем начинает мять и хлопать ладонями. Но оно не сердится, только вздыхает: « Уф. Уф! »
- Хватит меня мять,
Хватит бить и валять
Не пора ли в печь отдавать?
Пора, тестечко, давно пора!
- А теперь жавороночки, пойдите в печь,
Уж давно пора вас печь.
- А чтобы жаворонки быстрее подрумянились, надо бы песенку спеть.
- Жавороночки – дуда,
Прилетели к нам сюда.
Принесите нам весну.
Принесите нам красну.
Долго мы прождали,
Лета не видали.
Всю муку умяли,
Всю кудельку спряли.
- А вот и жавороночки поспели!
Все румяные да распрекрасные.
Словно лучики горят глазки ясные.
- Пока сказка сказывалась, у вас работа сделалась.
9. Подведем итог выполненной работы:
Дети показывают свои проекты.
- Какие чудные жаворонки у вас получились.
Мир открывает нам порой!
В травинках – лучик золотой,
Серебряная паутина.
А сколько дивной красоты.
В шедеврах, сделанных тобой.
10. Игра – закличка
Слайд 30.
Дети выходят к доске с самоделками в руках. Привязывают нитки, читают заклички.
Жаворонок, прилети,
Красну весну принеси!
Нам зима-то надоела;
Весь хлеб у нас поела.
Зима, зима, ступай за моря.
Там пышки пекут,
Киселя варят —
Зиму манят.
Кши, полетела!
11. Итог урока
– Урок подошел к концу.. А какое у вас настроение?
Слайд 31
Слайд 32.
Пусть каждый унесет с собой чистоту лазури, теплые лучи мартовского солнца и песню заливистого жаворонка. И пусть всегда будет минное небо над головой!
Используемая литература:
1. Раз, два, три, четыре, паять, мФ идём с тобой играть: Рус. Дет. Игровой фольклор: Кн. Для учителя и учащихся / Сост. М.Ю. Новицкая, Г.М. Науменко. – М.: Просвещение, 1995.
2.Степанов В. Русские пословицы и поговорки от А до Я: Словарь-игра.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.
3. Шевченко Л.Л. Православная культура. Экспериментальное учебное пособие для начальных классов. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-экскурсия для учащихся 3-их классов по коррекции дизорфографии с применением нетрадиционных форм урока, технологии перспективно-опережающего обучения, здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме «Правописание сложных слов»
Представленный материал включает в себя подробный конспект и презентацию урока-экскурсии в зоопарк редких животных, названия которых являются сложными словами. В ходе урока с учащим...
Курсовая работа по программе "Инновационные педагогические технологии в реализации ФГОС". Дидактические характеристики и план урока технологии по теме "Человек и вода". Программа "Перспектива".
В курсовой работе показано, как в современной школе мы, учителя, которые привыкли ставить цели урока, реализуя ЗУН, учимся это делать, реализуя УУД....
Урок технологии в 4 классе по теме "Фактура металла: проектирование, конструирование, технологии обработки. Панно \'Парус в море\'"
Урок технологии в 4 классе по теме "Фактура металла: проектирование, конструирование, технологии обработки. Панно \'Парус в море\'"...
Урок технологии в 1 классе "Конструирование зайчика по технологии оригами".
Раздел программы: «Технический труд»Класс: 1Объект труда: изготовление зайчика из бумаги.Время работы: 45 минут (1 урок).Тема: Конструирование зайчика по технологии оригами.Цель: познакомить учащихся ...
Урок технологии в 4 классе «Полезные ископаемые» Изделие «Малахитовая шкатулка» (Технология 4 класс УМК «Перспектива»)
Урок технологии в 4 классе по курсу «Технология» авторов Н.И. Роговцевой и др. (УМК «Перспектива») Тема урока: Полезные ископаемые. Изделие "Малахитовая шкатулка"...
Урок технологии, или занятие по художественному труду с использованием технологии междисциплинарного обучения: "Вторая жизнь футляра от Киндер-сюрприз"
Данная методическая разработка урока технологии предназначена для учащихся 2-х классов или воспитанников кружка "Умелые руки" (8 - 9 лет). Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Ур...
Презентация к уроку технологии 1 класс "Работа с бумагой. Коллаж "Дикие животные". Проектная деятельность на уроке технологии.
Презентация знакомит детей с понятием "Проект", с этапами работы над проектом, с видами коллажа. В процессе практической работы рекомендую просмотр электронного приложения к учебнику "Технология 1 кла...