Урок технологии в 4 классе «Полезные ископаемые» Изделие «Малахитовая шкатулка» (Технология 4 класс УМК «Перспектива»)
план-конспект урока по технологии (4 класс) по теме

Симанчук Рашида Фягимовна

Урок технологии в 4 классе по курсу  «Технология» авторов Н.И. Роговцевой и др.   (УМК «Перспектива»)
 Тема урока:  Полезные ископаемые. Изделие "Малахитовая шкатулка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок технологии в 4 классе по курсу  «Технология» авторов Н.И. Роговцевой и др.   (УМК «Перспектива»)

 Тема урока:  Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая Шкатулка».

Целевые установки:

- повторить основные сведения о полезных ископаемых (понятие, транспортировка, группы);

- познакомить с поделочными камнями, используемыми для изготовления предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином (лепка слоями), с технологией изготовления изделия, имитирующего технику «русской мозаики»;

- совершенствовать навыки лепки;

- закрепить знания о мозаике (материалы, использование) , о видах пластичных материалов, об их свойствах;

- показать возможности использования пластилина в мозаике;

- формировать умение самостоятельно выполнять изделия;

- раскрыть содержание понятий поделочные камни, имитация, мозаика, пластичные материалы, «русская мозаика»;

- рассказать о профессии (мастер по камню).

Планируемые результаты:  

  • предметные: знать основные сведения о полезных ископаемых;

выполнять мозаику из  пластилина; рационально использовать материалы при выполнении имитации малахита; работать в группе; самостоятельно заполнять технологическую карту, проводить анализ изделия;

  • метапредметные:

- регулятивные: сохранять учебную задачу при выполнении изделия и реализация проекта; планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей; проводить контроль и рефлексию своих действий самостоятельно;

- познавательные: находить и отбирать информацию  о технологии выполнения  «русской мозаики» из текстов учебника и других источников; выбирать информацию, необходимую для изготовления изделия; на основании текста учебника определять способ создания изделий при помощи техники «русская мозаика», заполнять технологическую карту, овладевать технологией лепки слоями для создания имитации рисунка малахита;

- коммуникативные: вести диалог при работе в паре и  группе; находить конструктивные способы решения проблемных ситуаций, аргументировать свою точку зрения; принимать чужое мнение;

  • личностные: положительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека на производстве; бережно относиться к результату профессиональной деятельности человека; проявлять  интерес к поисковой и исследовательской деятельности; осмыслять этические нормы (взаимопомощь, ответственность, долг, сочувствие, сопереживание); открывать новые способы выполнения изделия и решения учебных задач; испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов.

             

   Ресурсы и оборудование

Учебник: «Полезные ископаемые» (с. 24-27). + СД приложение

Рабочая тетрадь: «Малахитовая шкатулка»  (стр. 18)

Демонстрационные материалы и оборудование: интерактивная доска изображения (образцы) поделочных камней, предметы из поделочных камней,    презентация «Поделочные камни и изделия из них»,  образцы мозаики, образец готового изделия.

Материалы и инструменты для выполнения изделия: пластилин, стека или нитка, коробочка, влажные салфетки, подкладная доска.

      Ход урока

  1. Актуализация знаний и умений учащихся. Мотивация к учебной деятельности.

          - Мы продолжаем тему «Полезные ископаемые».

Вспомним: что такое полезные ископаемые?  ( Полезные ископаемые - это природные образования, которые человек добывает и использует для различных целей  ( для своей пользы).

 Как их добывают  ( из недр  или с поверхности земли), как транспортируют (по нефтепроводам или в цистернах), на какие группы можно разделить полезные ископаемые (твёрдые, жидкие и газообразные)?   (таблица)

         -  Какие полезные ископаемые вы знаете? Отгадайте загадки о них:  

                 На кухне у мамы помощник отличный-

                Он синим цветком расцветает от спички.

                                          (Природный газ.)

                Очень прочен и упруг.

                Строителям надёжный друг-

               Дома, ступени, постаменты

               Красивы станут и заметны.

                                         (Гранит.)

                Если встретишь на дороге,

                То увязнут сильно ноги.

              Чтобы сделать миску, вазу,

              Она понадобится сразу.

                                        (Глина.)

              Белый камешек растаял-

              На доске следы оставил.

                                          (Мел)

             Покрывают им дороги,

             Улицы в селении.

             А ещё он есть в цементе

             Или в удобрении.  (Известняк)

           Он очень  нужен детворе.

           Он на дорожках во дворе,

           Он и на стройке, и на пляже,

            И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

            Росли на болоте растения –

           Стали топливом и удобрением. (Торф)

           Он несёт в дома тепло,

          От него кругом светло,

          Помогает плавить стали,

           Делать краски и эмали.

           Он чёрный и блестящий-

          Помощник настоящий. (Уголь.)

          Без неё не побежит

          Ни автобус,  ни такси,

         Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это. (Нефть)

Не зря она варилась

В доменной печи-

На славу получились

Ножницы, ключи.  (Железная руда)  

 

- Сегодня мы познакомимся более подробно с одним из видов полезных ископаемых – это поделочные камни, которые широко используют для создания предметов декоративного характера.

II.   Работа с теоретическим материалом

 - Откроем учебник на стр. 24 и прочитаем новую информацию о полезных ископаемых. ( дети читают слова Ани, рассматривают иллюстрации с изображением поделок )

- Объясните значение понятия «поделочные камни»  (Поделочными называют камни, используемые как в качестве  украшения, так и для производства камнерезных изделий.  Иногда поделочными называют менее ценные или непрозрачные камни.)

Мультимедиа-презентация «Русский малахит»

Физминутка

               Уральские горы             (шаги на месте, одновременно  руки поднимаем вверх)  

               По каменным плитам  (изображаем руками спуск по ступенькам)

               Ведут за собой нас

               В страну малахита –   (разводим руки в стороны)

               В страну, где не счесть

               Драгоценных камней,

               В страну работящих     (руки сгибаем в локтях, затем прикладываем к сердцу)

               И добрых людей.

                                          В.Степанов

III.  Работа с рубрикой «Путешествуем во времени»

Учебник стр.24-25

- Прочитайте текст.

- Какое изделие нам предстоит выполнять?

-Какой приём будем использовать? (Мозаика)

-Какие приёмы лепки будем использовать? (Имитация

IV. Планирование работы

Прочитайте план работы на стр 26-27 учебника

-Назовите этапы работы.

- Расположите этапы изготовления изделия «Малахитовая шкатулка» в нужной последовательности ( СД приложение - работа с интерактивной доской)

Заполним технологическую карту  в Рабочих тетрадях .

V. Работа над изделием.

Повторим правила работы в группе.

Выполнения задания в группе по плану и слайдам в учебнике

VI. Анализ изделия.

  1. Оценить изделия в группе.
  2. Ответить на вопросы по критериям на стр.7 учебника.

VII.Итоги

Ответим на вопросы на стр. 27 учебника.

VIII. Рефлексия

Выберите понравившуюся фразу и продолжите её

  • На уроке технологии я узнал…
  • Мне было интересно…
  • Теперь я могу…
  • Я научился…
  • Меня удивило…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку технологии по теме "Полезные ископаемые. Малахитовая шкатулка"

Презентация знакомит учеников с понятием русская мозаика, с использованием полезных ископаемых для изготовления предметов искусства....

Технологическая карта урока по технологии 4 класс по теме "Полезные ископаемые" Изделие "Малахитовая шкатулка" УМК "Школа России" (в соответствии с ФГОС)

На уроке учащиеся знакомятся с поделочными камнями, которые используются для создания декоративных изделий.Учащиеся проводят исследовательскую работу с предложенными учителем камнями и заполняют табли...

Конспект урока + презентация по технологии на тему: "Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка».", 4 кл, УМК "Школа России"

1.                  Тема урока : Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка».2....

Тема: "Полезные ископаемые." Изделие: Малахитовая шкатулка.

Дата: 2.10.2018                                                    ...

Конспект урока по технологии "Полезные ископаемые. Изделие Малахитовая шкатулка" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: cоздать благоприятные условия для формирования умения выполнять изделие «Малахитовую шкатулку» с помощью техники, имитирующей «Русскую мозаику»....

Конспект урока по технологии.Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка».

Цель урока: создать благоприятные условия для формирования умения выполнять изделие «Малахитовую шкатулку» с помощью техники, имитирующей «Русскую мозаику»....

Технологическая карта урока технологии по теме: «Работа в технике русская мозаика», изделие: «Малахитовая шкатулка» - 4 класс

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование у обучающихся умений выполнения изделия в технике русская мозаика, изготовление «Малахитовой шкатулки»....