Рабочая программа Технология 2 класс Конышева Н.М.
рабочая программа по технологии (2 класс) на тему
Рабочая программа Технология 2 класс Конышева Н.М.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya._rabochaya_programma._2b_klass_2.docx | 39.01 КБ |
Предварительный просмотр:
БЮДЖЕТНАЯ МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПАЛЕХСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
155620, Ивановская область, пгт Палех, пер. Школьный, д. 1,
тел. (49334) 2-11-92, факс (49334) 2-11-92, е-mail: sredschoolpalech@yandex.ru,
http://public.iv-edu.ru/mouo-ivanovo/palexskiyrn_palehskayasosh/default.aspx
__________________________________________________
«Рассмотрено» Руководитель МО БМП СОШ ______________ Н.Н. Левина _______________ 2012 года | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ______________ Л.В. Пухова _______________ 2012 года | «Утверждено» Директор БМП СОШ ______________ Г.А. Фомина _______________ 2012 года |
Рабочая программа
по технологии
для 2 класса
Уровень: базовый
Учитель: Мукина Надежда Александровна
1 квалификационная категория
2012 год
Пояснительная записка
к программе «Технология» 2 класс
автор Н.М. Конышева УМК «Гармония»
Рабочая программа по курсу «Технология» образовательной области «Технология» для 2 класса составлена на основе Примерной программы по технологии и авторской программы общеобразовательных учреждений Н.М. Конышевой «Художественно-конструкторская деятельность» для 1-4 классов, утвержденной Министерством образования и науки РФ в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
На изучение учебного предмета «Технология» во 2 классе отводится:
количество часов в год – 34;
количество часов в неделю – 1.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования по курсу «Технология» и авторской программой учебного курса.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса и последовательность изучения тем с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
Концептуальные основы программы
Для развития ребёнка необходима интеграция интеллектуального, физического и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения. В свете этой идеи неизбежна смена приоритетов среди школьных предметов.
Уроки практического труда (или технологии), как никакие другие, реально могут обеспечить такую интеграцию.
Эти уроки уникальны и исключительно важны для общего развития детей, особенно в младшем школьном возрасте. Их специфические возможности в системе общего образования наиболее ярко выражаются в следующих взаимосвязанных аспектах:
1) возможность активизации познавательной деятельности и углубления общего образования (за счёт соединения различных форм познания, видов деятельности и специфической содержательной базы предмета);
2) возможность самореализации и социальной адаптации личности (через формирование комплекса социально ценных умений и развитие творчества);
3) возможность гармонизации развития личности (на основе более реалистического учёта в образовательном процессе психофизиологических возможностей ребёнка и природных закономерностей развития).
Уроки технологии, построенные с учётом единства художественного и конструкторского аспектов деятельности, могут занять очень заметное место во всестороннем и гармоничном развитии личности школьников, поскольку оказывают положительное воздействие на разные структуры личности.
Основные задачи программы «Художественно-конструкторская деятельность»
1. Формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой.
2. Расширение культурного кругозора. Обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, о материалах и их свойствах, технологиях и правилах создания гармоничного предметного мира.
3. Развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.).
4. Развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью).
5. Развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование практических умений.
6. Развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
7. Воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу, умения сотрудничать с другими людьми.
Содержание курса «Художественно-конструкторская деятельность»
Программа второго класса является началом формирования у школьников элементарных основополагающих знаний и представлений из области дизайна, а также предполагает их более широкое приобщение к творческой проектно-конструкторской деятельности. На конкретных примерах второклассники знакомятся с основным принципом дизайна: красивая вещь та, которая подходит к обстановке и к условиям использования, т. е. функционально целесообразная. Кроме того, они получают первоначальные представления о том, что вещь неразрывно связана со своим «пользователем» и несёт о нём определённую информацию.
Все эти знания не должны рассматриваться как самоцель. Главная задача учителя состоит не в заучивании специальных терминов и формулировок (их вообще не нужно давать), а в том, чтобы постепенно формировать у учеников сознательное отношение к вещи и бытовой среде в целом.
Основной принцип дизайна (функциональная целесообразность + художественная выразительность) дети сначала осваивают в процессе решения специальных задач, выполняемых в рамках комплексных практических заданий. Большая часть таких задач включается в работу по проектированию вещей с ярко выраженным характером и точно определённой областью функционирования. В выполнении подобных комплексных заданий ученикам существенно помогает их условно-сказочная формулировка: они создают вещи (картину или ковёр, чашку, украшение, дом) для конкретных сказочных героев.
Помимо этого в учебнике предлагаются задания, в которых функциональное назначение вещи определяется уже не сказочной, а настоящей бытовой ситуацией. Второклассники учатся понимать, что и конструкция, и материал, и декор изделий сходного назначения (например, игольницы) могут существенно различаться в зависимости от условий использования: одни формы и конструкции могут быть у дорожной игольницы и совсем другие – у декоративной.
Во втором классе также берёт начало одна из важнейших линий, проходящих далее через весь курс: школьники получают представление о традициях в мире вещей и знакомятся с основами народной эстетики. Принципиально важно, что это знакомство начинается с главного – с мировоззренческого смысла народного искусства, который наглядно проявляется в предметах быта. Это значит, что мы в первую очередь учим школьников видеть и понимать общее в разных видах народных ремёсел, в изделиях мастеров из разных местностей. И только на фоне этого общего можно рассматривать частности, различия, декоративно-художественные предпочтения, которые существуют в какой-то определённой местности. Общим является, например, то, что любая вещь в народном быту занимает строго определённое место, имеет духовный (магический) смысл и создается по строгим канонам (правилам), а не по личному вкусу мастера. Это касается, в том числе и вещей, не имеющих утилитарного назначения (например, глиняной игрушки, соломенной куклы и т. д.). Различия в росписи, скажем, дымковской и филимоновской игрушки – это частности; гораздо более существенно то, что любая такая игрушка играла роль оберега, поэтому и сюжеты игрушек из разных местностей, и узоры на них включают одни и те же символы.
Все эти сведения ученики получают в таком виде, чтобы они были доступны их пониманию. Задача и в данном случае состоит не в формальном заучивании информации, а в формировании общих представлений о культурных традициях, которые существуют в предметном мире. Всё это, наряду с расширением кругозора, обогащает детей духовно, способствует формированию у них национально-исторической памяти.
Во втором классе ученики получают также представление о некоторых наиболее ярких конструктивно-художественных идеях природы и о том, что человек в создании своего предметного мира заимствует у природы эти идеи. Например, симметрия и асимметрия, ритм элементов относятся к таким замыслам природы, которые позволяют ей создавать гармоничные формы и конструкции.
Продолжается работа по освоению новых материалов и способов их обработки, расширению и детализации сенсорного опыта, развитию психофизиологических процессов и приёмов умственной деятельности, моторики, координации движений, глазомера, точности действий и аккуратности, воспитанию культуры и организации труда.
В целом практическая деятельность второклассников «дисциплинируется»; использование материалов в большей мере подчиняется конкретным проектно-конструкторским и проектно-художественным задачам.
Все проблемы и вопросы в содержании изучаемого материала не изолированы друг от друга; они взаимно пересекаются и зачастую бывают одновременно представлены в уроке.
Начиная со второго класса, предусмотрено выполнение специальных проектов (индивидуальных, групповых и коллективных).
Распределение учебного времени прохождения программного материала
№ п\п | Темы | Количество часов |
Дело мастера боится. | 8 ч. | |
О чём рассказывают вещи. | 8 ч. | |
Мастер учится у мастеров. | 10 ч. | |
Природа и фантазия в изделиях мастеров. | 8 ч. | |
Всего | 34 ч. |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Название темы | количество часов | Сопутствующее повторение | |
план | факт | |||
1 | Дело мастера боится | 8 ч. | Правила безопасных приемов труда при работе с различными инструментами, материалами. Подготовка материалов к работе. Бережное использование и экономное расходование | |
2 | О чём рассказывают вещи | 8 ч. | Разметка деталей по шаблонам и Использование измерений для решения практических задач | |
3 | Мастер учится у мастеров | 10 ч. | Основные приемы работы с бумагой: разметка, резание, сгибание, складывание. | |
4 | Природа и фантазия в изделиях мастеров | 8 ч. | Изготовление изделий из бумаги по образцу. Декоративное оформление изделий | |
Всего | 34ч. |
Дело мастера боится (8ч.). Разметка прямоугольника с помощью линейки от двух прямых углов (на листе прямоугольной формы). Разметка сгибанием. Знакомство с развёрткой и чертежом развёртки. Условные обозначения (линия контура или разреза, линия сгиба, выносная и размерная линии, место нанесения клея). Условные обозначения в схемах оригами. Полотняное переплетение нитей в ткани. Швы «вперёд иголку» и «через край». Разметка ткани по шаблону и способом продёргивания нити. Барельеф. Технология выполнения барельефа. Лепка фигуры из целого куска. Элементарные основы композиции: соразмерность, симметрия и асимметрия, ритм, передача движения (фронтальные, объёмные и глубинно пространственные композиции, аппликация, «лесная скульптура»). Оригами.
О чём рассказывают вещи. Подготовка к зимним праздникам (8ч.). Передача характера и выражение настроения в вещах и предметной среде. Единство функциональной и эстетической стороны в вещах. Конструкция вещи, её связь с назначением.
Мастер учится у мастеров (10ч.). Старинные обычаи и обряды, место вещей в этих обрядах. Связь человека и природы через вещи. Символическое значение вещи. Изготовление весеннего обрядового печенья. Лепка и роспись игрушки по мотивам изделий народных мастеров. Куклы из волокнистых материалов.
Природа и фантазия в изделиях мастеров (8 ч.). Образы и конструкции природы и изделия человека; ритм, симметрия и асимметрия в природе и в художественной композиции. Симметричные и асимметричные формы и композиции.
Основные содержательные компоненты программы второго класса
О чём рассказывают наши вещи
Передача характера и выражение настроения в вещах и предметной среде. Единство функциональной и эстетической стороны в вещах. Конструкция вещи, её связь с назначением.
Любуемся природой, учимся у природы
Образы и конструкции природы и изделия человека; ритм, симметрия и асимметрия в природе и в художественной композиции. Симметричные и асимметричные формы и композиции.
Учимся у народных мастеров
Старинные обычаи и обряды, место вещей в этих обрядах. Связь человека и природы через вещи. Символическое значение вещи. Изготовление весеннего обрядового печенья. Лепка и роспись игрушки по мотивам изделий народных мастеров. Куклы из волокнистых материалов.
Новые материалы и технологии. Чертёжно-графическая грамота
Разметка прямоугольника с помощью линейки от двух прямых углов (на листе прямоугольной формы). Разметка сгибанием. Знакомство с развёрткой и чертежом развёртки; условные обозначения (линия контура или разреза; линия сгиба; выносная и размерная линии; место нанесения клея). Условные обозначения в схемах оригами. Полотняное переплетение нитей в ткани. Швы «вперёд иголку» и «через край». Разметка ткани по шаблону и способом продёргивания нити. Барельеф; технология выполнения барельефа. Лепка фигуры из целого куска. Элементарные основы композиции: соразмерность, симметрия и асимметрия, ритм, передача движения (фронтальные, объёмные и глубинно-пространственные композиции, аппликация, «лесная скульптура»). Оригами.
Организация и культура труда
Изготовление приспособлений для удобной работы.
Наблюдения и опыты во 2 классе: рассматривание объектов природы на предмет наличия симметрии и асимметрии, ритма элементов в их конструкциях; рассматривание плоских и объёмных объектов природы, поиск новых образов и образного сходства в формах различных объектов (на основе ассоциативно-образного мышления); сравнение бумаги и ткани в операциях разрезания и сгибания; рассматривание тканей с полотняным переплетением нитей; продёргивание нитей в тканях с полотняным переплетением.
Изучение образцов дизайна и декоративно-прикладного искусства: оригами; фронтальные и объёмно-пространственные композиции из природных материалов; аппликация; мозаика; скульптура; барельеф; посуда; вазы; украшения; упаковка; поздравительные открытки; объекты архитектуры; вышивка; предметы народного искусства (весеннее обрядовое печенье, глиняная игрушка, куклы из соломки, птица из щепы).
Логические задачи и задания на пространственное мышление: мысленная трансформация плоской развертки в объёмное изделие и наоборот; мысленная трансформация сложенной симметричной заготовки в развёрнутое изделие и наоборот; вычисление размеров заготовки по объёмному образцу и наоборот (вычисление размеров изделия по его развёртке); вычисление размеров деталей изделия в соответствии с обозначенными условиями; выделение в чертеже развёртки соответствующих конструктивных частей изделия; определение пропущенных операций в инструкции; самостоятельный поиск способов получения нужной формы; внесение изменений и дополнений в конструкцию изделия в соответствии с поставленной задачей или новыми условиями использования вещи.
Проекты: Лепка чашки для сказочного героя. Макет украшения определённого назначения. Дом сказочного героя.
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу второго класса учащиеся должны знать:
– что такое развёртка объёмного изделия;
– условные обозначения, используемые в технических рисунках, чертежах и эскизах развёрток;
– что такое композиция;
– что такое симметрия (асимметрия) и ритм в форме и конструкции предметов, каков их конструктивный и эстетический смысл;
– как выглядит полотняное переплетение нитей в ткани;
– что разметку деталей прямоугольной формы на ткани с полотняным переплетением нитей удобнее всего выполнять способом продёргивания нити;
– швы «вперёд иголку» и «через край»;
иметь представление:
– о том, что вещи должны подходить окружающей обстановке и характеру и облику своего хозяина;
– о том, что в разных условиях использования одна и та же по своей функции вещь будет иметь разное устройство и разный внешний вид;
– о том, что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но ещё и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;
– о символическом значении образов и узоров в некоторых произведениях народного искусства;
– о том, что природа является источником для создания человеком образов и конструкций;
– о технологических и декоративно-художественных различиях аппликации и мозаики;
уметь:
– с помощью линейки строить прямоугольник от двух прямых углов; чертить простые развёртки;
– читать технический рисунок и схему с учётом условных обозначений и выполнять по ним работу;
– выполнять несложные расчёты размеров деталей изделия;
– выполнять построение квадрата на прямоугольном листе бумаги способом сгибания;
– лепить круглую скульптуру из целого куска, пользоваться специальной палочкой и стекой;
– выполнять изображения в технике барельефа;
– расписывать изделия из пластилина красками (гуашью);
– изготавливать несложные фигуры из бумаги в технике оригами;
– выполнять разметку и бахрому на ткани способом продёргивания нитей;
– выполнять разметку на ткани по шаблону; выкраивать детали из ткани;
– выполнять швы «вперёд иголку» и «через край»;
– создавать простые фронтальные и объёмные композиции в соответствии с художественно-конструкторской задачей; подбирать материалы и способы их обработки;
– анализировать конструкцию изделия и выполнять работу по образцу;
– вносить изменения и дополнения в конструкцию в соответствии с поставленными условиями;
– придумывать и выполнять несложное оформление изделия в соответствии с его назначением.
Оценивание знаний младших школьников проводится в соответствии с требованиями, указанными в методическом письме МОиН РФ "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе" (№ 1561/14-15, от 19.11.98 г.)
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект «Гармония», включающий:
- Технология: Чудесная мастерская: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений /Н.М. Конышева.– Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011;
- Технология: рабочая тетрадь № 1, № 2 к учебнику «Чудесная мастерская» для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /Н.М. Конышева.– Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012;
- Программы общеобразовательных учреждений. Н.М. Конышева. Образовательная область «Технология». Художественно-конструкторская деятельность./ Программа и тематическое планирование. 1-4 классы – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012;
- Технология: Методические рекомендации к учебнику «Чудесная мастерская» для 2 кл. /Н.М. Конышева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
Ссылки на Интернет - источники
http://www.uraledu.ru/files/Konisheva-1-4kl.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Технология 3 класс. УМК "Гармония"
Рабочая программа. Технология 3 класс. УМК "Гармония"...
Рабочая программа технология 2-4 класс
Рабочая программа по технологии 2-4 класс УМК "Гармония"...
Рабочая программа Технология 1 класс
По системе Занкова Рабочая программа учебного курса «Технология» для 1 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по технологии (2010г.) и авторской прогр...
Рабочая программа 4 класс по технологии(автор Т.М.Геронимус)
Рабочая программа,календарно - тематическое планирование(34 ч,1 урок в неделю)...
рабочая программа "Технология" 2 класс по программе "Школа России"
рабочая программа "Технология" 2 класс по программе "Школа России"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Технология» 3 КЛАСС (по адаптивной основной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Технология» 3 КЛАСС (по адаптивной основной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья)...
Рабочая программа"Технология" 4 класс по программе "Перспектива"
У обучающегося будут сформированы:– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия...