Рабочая программа внеурочной деятельности" Декоративно-прикладное искусство"
рабочая программа по технологии (1 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности "ДПИ" для 1класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа ВУД "ДПИ" | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Зам. директора по УВР ___________/___________/ ФИО от «__»_________2011г. | «Рассмотрено» на методическом совете Председатель _______/Ф.И.О./ Протокол №________ От «___»________2011г. | «Утверждаю» Директор МКУ Замзорская СОШ_________/_Н.В. Корчагина/ ФИО Приказ № ___ от «__»____2011г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Шандалевой Татьяны Александровны
Ф.И.О., категория
Первая квалификационная категория
Предмет (курс), класс и т.п.
Курс
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
(духовно-нравственное развитие личности)
для 1 класса
2011- 2012 учебный год
Замзор
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Декоративно-прикладное искусство».
Назначение программы. Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество, формирование активной деятельностной позиции.
Актуальность программы обусловлена ее практической значимостью: человек рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Возможность проявить себя, раскрыть неповторимые индивидуальные способности, в процессе изготовления красивых вещей, очень важны для воспитания у обучающихся нравственного начала, любви и уважения к творческому труду.
Возрастная группа обучающихся, объем часов. Программа разработана для обучающихся 1 класса. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю (34 часа). Продолжительность занятия 40 минут.
Цель программы – создание условий для творческого и нравственного развития детей, ориентирование детей в предметно – практической деятельности, через освоение ими техник художественных ремёсел и включение их в сферу декоративно-прикладного искусства.
Задачи курса
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Освоение трудовых умений и навыков, овладение материалами и инструментами, осмысление технологии процесса изготовления изделий из различных материалов в проектной деятельности.
5.Формирование умения решать творческие задачи.
6. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
В связи с отсутствием возможности приобрести для работы морские ракушки, раздел «Морские пришельцы» (работа с ракушками) заменен на раздел «Бисероплетение» с сохранением часов теоретических и практических.
Методы работы:
- Проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
- Частично-поисковый (в форме игры, конкурса);
- Исследовательский ( расширение и углубление знаний и умений);
- Беседы, диалоги;
- Эвристический (дети сами формируют проблему и ищут способы ее решения);
- Репродуктивный (воспроизводящий);
- Иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала).
Формы проведения занятий:
- Коллективное творчество (парное, микрогрупповое, групповое, межгрупповое взаимодействие)
- Индивидуальная работа;
- Экскурсии;
- Праздники.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
- Развивать положительный мотив к деятельности в проблемной ситуации ("Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию...),
- Формировать положительные изменения в эмоционально-волевой сфере (" Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание…"), переживание учащимися субъективного открытия: ("Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой…)
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий .
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и задачи на основе предметных, рисунков, схематических рисунков, схем.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
- Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о видах декоративно-прикладного искусства и важности правильного выбора профессии.
- Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности.
- Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
Результативность курса. В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Программа курса дает возможность достижения результатов первого уровня и частично второго.
Контроль и оценка планируемых результатов.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- Удовлетворенность учеников, посещающих предметный курс;
- Сформированность деятельности (правильность выполняемых действий; соблюдение правил техники безопасности).
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
Способы выявления промежуточных и конечных результатов обучения учащихся:
- тестирование;
- анкетирование;
- демонстрации;
- выставки творческих работ.
Контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Способом организации накопительной системы оценки является портфель достижений обучающегося. Портфель достижений – сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Учебно-материальная база
Помещение для проведения занятий должно отвечать требованиям санитарии и противопожарной безопасности.
В соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями площадь помещения, обеспечивающая нормальные условия работы, должна быть не менее 2,5 м2 на человека. Температура воздуха в кабинете должна поддерживаться в пределах от +17 до +200С при влажности 40-60 %.
Общее освещение кабинета лучше обеспечивать люминесцентными лампами. Они создают освещение, близкое к естественному.
На окнах должны быть занавеси для защиты глаз от воздействия прямых солнечных лучей. Занавеси рекомендуются светлые, в тон стен.
Рекомендуется светлая окраска стен. Это благотворно действует на зрительный аппарат и, кроме того, способствует увеличению общей освещенности кабинета.
При размещении рабочих столов необходимо учитывать направление дневного света и вечернего освещения, чтобы рабочие места были освещены с левой стороны и сверху.
Подвесная доска используется для показа наглядных пособий, чертежей. Окна должны быть оборудованы открывающимися форточками для периодического проветривания помещения.
Оформление:
- таблицы и плакаты постоянного пользования (по безопасности труда, производственной санитарии, материаловедению и т. д.);
- сменная экспозиция (наглядные пособия, дидактический материал);
- постоянно действующие выставки изделий.
Большое значение придается художественному оформлению помещения для занятий. В кабинете должны быть постоянные и сменные экспозиции. Украшением могут служить изделия, изготовленные обучающимися, с указанием кто, и когда изготовил выставочные экспонаты, которые могут являться отчасти и наглядным пособием.
Обеспечение программы:
Необходимые материалы, инструменты и приспособления приобретаются за счет родительских средств.
Материалы:
- бумага цветная, бархатная, писчая, альбомная, картон, салфетки;
- ткани различные по цвету, фактуре, видам;
- бисер;
- природный материал;
- кожа;
- клей ПВА
- проволока
Инструменты и приспособления:
Карандаши, фломастеры, линейки, иголки, ножницы.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
В программу включены следующие разделы:
- Работа с природными материалами
- Работа с тканью
- Работа с бумагой
- Кожная пластика
- Бисероплетение
- Выставки, экскурсии, праздники.
Изучение каждого раздела завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни
Содержание разделов построено по следующему алгоритму:
- Исторический аспект
- Связь с современностью
- Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
- Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).
Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.
Программой предусмотрены посещение музея, участие в выставках.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1.Вводное занятие 2ч
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Техника безопасности при работе с природным материалом. Экскурсия в лесопарк. Сбор природных материалов. Правила заготовки и хранения природных материалов, необходимых для различных поделок.
Экскурсия в музей, ознакомление с образцами народного творчества.
Практическая работа: сбор природных материалов, посещение музея.
2.Работа с природными материалами 6 ч.
Дары леса. Заготовка природного материала. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук.
Практическая работа: сбор природного материала для работы над аппликациями. «Лекарственные растения нашего леса», «Полевые цветы», работа со скорлупой кедровых орешков, фисташек. Оформление панно.
Береста – один из прочных и красивых материалов для изготовления панно, украшений, игрушек. Способы заготовки бересты. Хранение и обработка бересты. Техника безопасности при работе с берестой.
Практическая работа: обработка бересты: изготовление панно по замыслу детей и педагога
3.Работа с различными тканями 6 ч.
Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изготовлении игрушек. Знакомство с различными образцами мягкой игрушки. Порядок проектирования мягкой игрушки. Подбор материала для изготовления мягкой игрушки. Технология кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки.
Практическая работа: освоение безопасных приемов работы со швейной иглой; ознакомление с возможным цветовым оформлением мягкой игрушки.
4.Работа с бумагой 6 ч.
Порядок создания занимательных игрушек из бумаги: самолетиков разных типов с последующим состязанием на дальность полета, на облет препятствия, на «сверхдальний» полет и др.; корабликов разных типов с последующим проведением состязаний на скорость прохождения дистанции; моделей автомобилей различных типов, модели робота и т.д. Проведение конкурса.
Практическая работа: выполнение творческих работ в технике бумажной пластики.
5.Кожная пластика 6 ч.
Художественная обработка кожи. Технологические свойства кожи. Виды работы с кожей и рабочие инструменты. Техника безопасности при работе с кожей. Техника изготовления декоративного ремня, броши, различных миниатюрных сувениров.
Практическая работа: подготовка кожи к работе: работа над эскизом; подбор материала для работы; оформление тематического панно, броши, сувенира (применяя термообработку)
6.Бисероплетение 6 ч.
История бисероплетения - старинного вида женского рукоделия. Инструменты и материалы. Правила безопасности при работе с бисером. Виды работ с бисером. Плетение из бисера.
Практическая работа: Низание бисерных нитей; плетение фенечек различных узоров; изготовление из бисера плоских животных на проволочной основе «Бабочка», «Стрекоза», «Мышка».
7. Отчетная выставка-ярмарка работ школьников 2 ч.
Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки - ярмарки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки-ярмарки. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
Практическая работа: проведение выставки-ярмарки.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Темы | Количество часов | Виды деятельности | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | Познавательная, трудовая, туристко – краеведческая деятельность |
2. | Работа с бумагой | 6 | 1 | 5 | Игровая, досугово - развлекательная |
3. | Работа с различными тканями | 6 | 1 | 5 | Познавательная, художественное творчество, туристко – краеведческая деятельность |
4. | Работа с природными материалами | 6 | 1 | 5 | Трудовая, художественное творчество, туристко – краеведческая деятельность |
5. | Кожная пластика | 6 | 1 | 5 | Художественное творчество |
6. | Бисероплетение | 6 | 1 | 5 | Игровая, Художественное творчество |
7. | Отчетная выставка-ярмарка работ школьников | 2 | 1 | 1 | Досугово - развлекательная |
Итого: | 34 | 7 | 27 |
Информационно-методическое обеспечение:
Раздел | Литература для обучающихся | Литература для педагога | Цифровые образовательные ресурсы |
Работа с природными материалами | Гульянц Э. К. Что можно сделать из природного материала/ Э. К. Гульянц. – М., 1991. | stranamasterov.ru› Материал природный danilova.ru›master/kids_prirodn_mat_tehnika.htm | |
Работа с различными тканями | Винник И. Мир кукол. Истории и легенды. – М. :АСТ Астрель: CORPUS, 2009. – 30с. | ||
Работа с бумагой | |||
Кожная пластика | |||
Бисероплетение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Декоративно-прикладное искусство "Маленький мастер"
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к поним...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению. Кружок "Декоративно - прикладное искусство". 1 класс.
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Декоративно - прикладное искусство" для 1 класса разработана на основе примерной программы художественно - эстетического направл...
Рабочая программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению "Декоративно-прикладное искусство"
Декоративно- прикладное искусство способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников и их эстетическому воспитанию. Развивает эстетическое отношение к дейс...
Рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству ФГОС
Программа внеурочной деятельности общекультурной направленности «Волшебная палитра» для обучающихся 1 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего об...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Ярмарка искусств"
Рабочая программа внеурочной деятельности " Ярмарка искусств"...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Народное искусство и художественное творчество»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Народное искусство и художественное творчество»...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Ораторское искусство"
Рабочая программа внеурочной деятельности...