Рабочая программа внеурочной деятельности" Декоративно-прикладное искусство"
рабочая программа по технологии (1 класс) на тему

Шандалёва Татьяна Александровна

Рабочая программа  внеурочной деятельности "ДПИ" для 1класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа ВУД "ДПИ"95 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

___________/___________/

ФИО

от «__»_________2011г.

«Рассмотрено»

на методическом совете

Председатель _______/Ф.И.О./

Протокол №________

От «___»________2011г.

«Утверждаю»

Директор МКУ Замзорская СОШ_________/_Н.В. Корчагина/

ФИО

Приказ № ___ от «__»____2011г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Шандалевой Татьяны Александровны

Ф.И.О., категория

Первая квалификационная категория

Предмет (курс), класс и т.п.

Курс  

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

(духовно-нравственное развитие личности)

для 1 класса

                                                           2011- 2012 учебный год

Замзор

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

     Данная рабочая программа составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  на основе примерной программы внеурочной деятельности  художественно-эстетического направления «Декоративно-прикладное искусство».

     Назначение программы. Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности,  приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество, формирование  активной деятельностной позиции.

    Актуальность программы обусловлена ее практической значимостью: человек  рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Возможность  проявить себя,  раскрыть  неповторимые  индивидуальные способности,  в процессе изготовления красивых вещей,   очень важны  для    воспитания у обучающихся  нравственного начала, любви и уважения к творческому труду.

     Возрастная группа обучающихся, объем часов.  Программа разработана для обучающихся 1 класса. Занятия проходят во внеурочное время один раз  в неделю          (34 часа). Продолжительность занятия  40 минут.

     Цель программы – создание условий для творческого и нравственного развития детей, ориентирование детей в предметно – практической деятельности, через освоение ими техник художественных  ремёсел и включение их в сферу декоративно-прикладного искусства.

     Задачи курса

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Освоение трудовых умений и навыков, овладение материалами и инструментами, осмысление технологии процесса изготовления изделий из различных материалов в проектной деятельности.

5.Формирование умения решать творческие задачи.

6. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

     В связи с отсутствием возможности приобрести для работы морские ракушки, раздел «Морские пришельцы» (работа с ракушками) заменен на раздел «Бисероплетение» с сохранением часов теоретических и практических.  

Методы работы:

  1. Проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
  2. Частично-поисковый (в форме игры, конкурса);
  3. Исследовательский ( расширение и углубление знаний и умений);
  4. Беседы, диалоги;
  5. Эвристический (дети сами формируют проблему и ищут способы ее решения);
  6. Репродуктивный (воспроизводящий);
  7. Иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала).

Формы проведения занятий:

  1. Коллективное творчество (парное, микрогрупповое, групповое, межгрупповое взаимодействие)
  2. Индивидуальная работа;
  3. Экскурсии;
  4. Праздники.

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностными результатами изучения курса   является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

-  Развивать  положительный  мотив к деятельности в проблемной ситуации ("Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться  смогу ли разрешить эту ситуацию...),

- Формировать  положительные  изменения в эмоционально-волевой сфере  (" Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание…"), переживание учащимися субъективного открытия: ("Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой…)

Метапредметными результатами изучения курса   являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий  .

- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- Учиться совместно с учителем и другими обучающимися  давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и задачи на основе предметных, рисунков, схематических рисунков, схем.

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения  и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса  являются формирование следующих умений:

- Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о видах декоративно-прикладного искусства и важности правильного выбора профессии.

- Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности. 

- Использование  приобретённых  знаний  и умений  для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

  Результативность курса. В основу изучения курса  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

 Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

          Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной  среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает  первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

      Программа  курса дает  возможность достижения результатов первого  уровня и частично второго.            

Контроль и оценка планируемых результатов.

Для оценки эффективности занятий   можно использовать следующие показатели:

- Удовлетворенность учеников, посещающих предметный курс;

-  Сформированность деятельности (правильность выполняемых действий; соблюдение правил техники безопасности).

– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

– результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

Способы выявления промежуточных и конечных результатов обучения учащихся:

  1. тестирование;
  2. анкетирование;
  3. демонстрации;

- выставки творческих работ.      

     Контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы  ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми.  

     Способом  организации накопительной системы оценки является  портфель достижений  обучающегося. Портфель достижений – сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

     Учебно-материальная база  

     Помещение для проведения  занятий должно отвечать требованиям санитарии и противопожарной безопасности.

В соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями площадь помещения, обеспечивающая нормальные условия работы, должна быть не менее 2,5 м2 на человека. Температура воздуха в кабинете должна поддерживаться в пределах от +17 до +200С при влажности 40-60 %.

Общее освещение кабинета лучше обеспечивать люминесцентными лампами. Они создают освещение, близкое к естественному.

На окнах должны быть занавеси для защиты глаз от воздействия прямых солнечных лучей. Занавеси рекомендуются светлые, в тон стен.

Рекомендуется светлая окраска стен. Это благотворно действует на зрительный аппарат и, кроме того, способствует увеличению общей освещенности кабинета.

   При размещении рабочих столов необходимо учитывать направление дневного света и вечернего освещения, чтобы рабочие места были освещены с левой стороны и сверху.

Подвесная доска используется для показа наглядных пособий, чертежей. Окна должны быть оборудованы открывающимися форточками  для периодического  проветривания помещения.

      Оформление:

  1. таблицы и плакаты постоянного пользования (по безопасности  труда, производственной санитарии, материаловедению и т. д.);
  2. сменная экспозиция (наглядные пособия, дидактический материал);
  3. постоянно действующие выставки изделий.

     Большое значение придается художественному оформлению помещения для занятий. В кабинете   должны быть постоянные и сменные экспозиции. Украшением могут служить изделия, изготовленные обучающимися, с указанием кто, и когда изготовил выставочные экспонаты, которые могут являться отчасти и наглядным пособием.

Обеспечение программы:

     Необходимые материалы, инструменты и приспособления приобретаются за счет родительских средств.

Материалы:

  1. бумага цветная, бархатная, писчая, альбомная, картон, салфетки;
  2. ткани различные по цвету, фактуре, видам;
  3. бисер;
  4. природный материал;
  5. кожа;
  6. клей ПВА
  7. проволока

Инструменты и приспособления:

Карандаши, фломастеры, линейки, иголки, ножницы.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

В программу включены следующие разделы:

  1. Работа с природными материалами
  2. Работа с тканью
  3. Работа с бумагой
  4. Кожная пластика
  5. Бисероплетение
  6. Выставки, экскурсии, праздники.

Изучение каждого раздела завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни

Содержание  разделов построено по следующему алгоритму:

  1. Исторический аспект
  2. Связь с современностью
  3. Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
  4. Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).

Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.

Программой предусмотрены посещение музея, участие в выставках.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1.Вводное занятие 2ч

     Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Техника безопасности при работе с  природным материалом. Экскурсия в лесопарк.  Сбор природных материалов. Правила заготовки и хранения природных материалов, необходимых для различных поделок.

Экскурсия в музей, ознакомление с образцами народного творчества.

Практическая работа: сбор природных материалов, посещение музея.

2.Работа с природными материалами 6 ч.

     Дары леса. Заготовка природного материала. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук.

Практическая работа: сбор природного материала для работы над аппликациями. «Лекарственные растения нашего леса», «Полевые цветы», работа со скорлупой кедровых орешков, фисташек. Оформление панно.

     Береста – один из прочных и красивых материалов для изготовления панно, украшений, игрушек. Способы заготовки бересты. Хранение и обработка  бересты. Техника безопасности при работе с берестой.

Практическая работа: обработка бересты: изготовление панно по замыслу детей и педагога

3.Работа с различными тканями 6 ч.

     Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изготовлении игрушек. Знакомство с различными образцами мягкой игрушки. Порядок проектирования мягкой игрушки. Подбор материала для изготовления мягкой игрушки. Технология кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки.

Практическая работа: освоение безопасных приемов работы со швейной иглой; ознакомление с возможным цветовым оформлением мягкой игрушки.

4.Работа с бумагой 6 ч.

     Порядок создания занимательных игрушек из бумаги: самолетиков разных типов с последующим состязанием на дальность полета, на облет препятствия, на «сверхдальний» полет и др.; корабликов разных типов с последующим проведением состязаний на скорость прохождения дистанции; моделей автомобилей различных типов, модели робота и т.д. Проведение конкурса.

Практическая работа: выполнение творческих работ в технике бумажной пластики.

5.Кожная пластика 6 ч.

    Художественная обработка кожи. Технологические свойства кожи. Виды работы с кожей и рабочие инструменты. Техника безопасности при работе с кожей. Техника изготовления декоративного ремня, броши, различных миниатюрных сувениров.

Практическая работа: подготовка кожи к работе: работа над эскизом; подбор материала для работы; оформление тематического панно, броши, сувенира (применяя термообработку)

6.Бисероплетение 6 ч.

     История бисероплетения - старинного вида женского рукоделия. Инструменты и материалы. Правила безопасности при работе с бисером. Виды работ с бисером. Плетение из бисера.

Практическая работа: Низание бисерных нитей; плетение фенечек различных узоров; изготовление из бисера плоских животных на проволочной основе «Бабочка», «Стрекоза», «Мышка».

7.  Отчетная выставка-ярмарка работ школьников 2 ч.

     Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки - ярмарки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки-ярмарки. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.

Практическая работа: проведение выставки-ярмарки.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН


п/п

Темы

Количество часов

Виды деятельности

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

Познавательная, трудовая, туристко – краеведческая деятельность

2.

Работа с бумагой

6

1

5

Игровая, досугово - развлекательная

3.

Работа с различными тканями

6

1

5

Познавательная, художественное  творчество, туристко – краеведческая деятельность

4.

Работа с природными материалами


6

1


5

Трудовая, художественное  творчество, туристко – краеведческая деятельность

5.

Кожная пластика

6

1

5

Художественное творчество

6.

Бисероплетение

6

1

5

Игровая,

Художественное творчество

7.

Отчетная выставка-ярмарка работ школьников

2

1

1

Досугово - развлекательная

Итого:

34

7

27

 

     

 Информационно-методическое обеспечение:

Раздел

Литература для обучающихся

Литература для педагога

Цифровые образовательные ресурсы

Работа с природными материалами

Гульянц Э. К. Что можно сделать из природного материала/ Э. К. Гульянц. – М., 1991.

stranamasterov.ruМатериал природный

hnh.ruприродные материалы/

danilova.rumaster/kids_prirodn_mat_tehnika.htm

Работа с различными тканями

Винник И. Мир кукол. Истории и легенды. – М. :АСТ Астрель: CORPUS, 2009. – 30с.

Работа с бумагой

Кожная пластика

Бисероплетение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Декоративно-прикладное искусство "Маленький мастер"

Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к поним...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению. Кружок "Декоративно - прикладное искусство". 1 класс.

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Декоративно - прикладное искусство" для 1 класса  разработана на основе примерной программы художественно - эстетического направл...

Рабочая программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению "Декоративно-прикладное искусство"

Декоративно- прикладное искусство способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников и их эстетическому воспитанию. Развивает эстетическое отношение к дейс...

Рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству ФГОС

Программа внеурочной деятельности общекультурной направленности «Волшебная палитра» для обучающихся 1 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего об...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Ярмарка искусств"

Рабочая программа внеурочной деятельности " Ярмарка искусств"...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Народное искусство и художественное творчество»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Народное искусство и художественное творчество»...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Ораторское искусство"

Рабочая программа внеурочной деятельности...