Рабочая программа внеурочной деятельности «Народное искусство и художественное творчество»
рабочая программа
Рабочая программа внеурочной деятельности «Народное искусство и художественное творчество»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_pilotnaya_ploshchadka_po_modulyu_igra_okladova.docx | 45.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности
МАОУ СОШ № 2 Окладовой Т.В.
«Народное искусство и художественное творчество»
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Народное искусство и художественное творчество» составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего начального образования (2009 г.);
- Авторских программ по изобразительному искусству: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская, А. Н. Щирова, Н. Р. Макарова, Е. В. Алексеенко. Изобразительное искусство. Рабочая программа для 1—4 классов общеобразовательной школы.
- Авторской программыБанникова В.Н. Внеурочная деятельность в системе художественного образования.
Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс. В современных условиях модернизации российского общества, в частности, российского образования, одним из приоритетных направлений совершенствования гражданственности является возрождение и активное изучение духовных традиций художественной культуры России и мира. В условиях внеурочной деятельности обращение к народному искусству, как основе духовно-нравственного образования и воспитания, становиться не только значимым, но и безусловно актуальным.
Программа внеурочной деятельности «Народное искусство и художественное творчество» является логическим продолжением Учебно-методических комплектов «Изобразительное искусство. 1-4 класс», «Технология. 1-4 класс», «Изобразительное искусство. 5-8 класс» авторского коллектива под редакцией Т.Я.Шпикаловой, где народное искусство, как часть культуры, в интеграции с другими видами искусства, является первоосновой обучения школьников изобразительному искусству.
Планируемые результаты изучения курса.
- Личностные результаты. Личностное, жизненное, профессиональное самоопределение; смыслообразование; нравственно-эстетическое оценивание.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.) Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
- Регулятивные результаты. Самоопределение, саморегуляция, смыслообразование, где целеполагание и планирование, с учетом коррекции и рисков выступают главенствующими действиями личности.Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
- Познавательные результаты. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и сети Интернет), сбора, обработки, анализа, информации.
- Коммуникативные результаты. Самоидентификация, социализация личности, принятие позиции сотрудничества и сотворчества в условиях Диалога. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Универсальные учебные действия формируются в разнообразной учебно-практической деятельности:
- Проектная деятельность (исследовательский, искусствоведческий, культурологический, педагогический, выставочный проект и т.д.).
- Проблемно-поисковая деятельность.
- Тренинг, мозговой штурм, творческая дискуссия.
- Художественно-педагогическая драматургия.
- Музейно-педагогическая драматургия.
- Деятельность по собиранию и освоению народных традиций.
- Деятельность по реконструкции (этнографическая, историческая, этнохудожественная, творческая, практическая реконструкция и т.д.).
Цель: формирование социального, ценностного (творческого), коллективного (народного) опыта в системе ценностей народного искусства для постижения культуры своей Родины и мира в межкультурном диалоге и взаимодействии.
Задачи:
- расширение культурно-исторической деятельности обучающихся в условиях постижения народного искусства, самоидентификация и самоэстетизация личности;
- формирование художественно-творческих действий межкультурного диалога и взаимодействия в условиях социально-творческого партнерства;
- развитие системы поведенческих ориентиров обучающихся на основе опыта преемственности и ответственности народного искусства.
На изучение курса отводится 256 часов. Внеурочная деятельность рассчитана на 1-4 классы: в каждом классе 64 часа (при 2 часах в неделю).
Формы организации учебного процесса:
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- практикумы.
Формы контроля ЗУН(ов):
- наблюдение;
- практикум;
- отчётная выставка работ;
- праздник
Учебно-тематическое планирование
1 класс
№ | Виды и направления деятельности | Содержание темы | Количество часов |
1. | Художественное творчество | 1). Древо жизни – древо моих предков. Орнамент. Вышивка. Росписи. 2). Кукла скрутка. Тряпичная кукла-скрутка. Рукотворная кукла в культуре народов России. 3). Птица – счастье. Орнамент. Домовая резьба. Вышивка. Росписи. 4). Хлебушко – Батюшко. Каравай. Калач. Русская печка. | 4 4 4 4 |
2. | Фольклор | 1). Колыбельная моей бабушки. 2). Расскажи мне сказку. Сказки народов России. 3). Мифы и легенды наших предков. Древние божества. Богатыри и батыры. 4). Попевки: Осенины. На зеленом на лугу. Бай, качи, качи, качи. Евсей. Ай, тари, тари, тари. Как на горке на горе. | 4 4 4 4 |
3. | Игра | 1). Ручеек. 2). У медведя во бору. 3). 12 палочек. 4). Гуськи. | 4 4 4 4 |
4. | Экспедиция. Проект | 1. Деревянное зодчество моего села, города, края. 2. Музеи моего села, города, края. 3. Народные мастера моего села, города, края. 4. Мой школьный историко-этнографический музей. | 4 4 4 4 |
Итого: | 64 |
2 класс
№ | Виды и направления деятельности | Содержание темы | Коли чество часов |
1. | Художественное творчество | 1). Народный костюм – философия моих предков: «Сошьем Дуне сарафан». Орнамент. Вышивка крестом, гладью, тамбурным швом. 2). Кукла соломенная, кукла из лыка. Рукотворная кукла в культуре народов России. 3). Морозные кружева в вологодских коклюшек, Ивановские вырезанки. 4). Путешествие «Матрешки» по России. Макошь и две ее дочери (сестры) Доля и Недоля, Семеновская, Полхов-Майданская, Загорская, Башкирская, Удмуртская и др. матрешки | 4 4 4 4 |
2. | Фольклор | 1). Календарные праздники на Руси: Осенины, Коляда, Масленица, День Жаворонка, Красная горка, Козьма-огородник, Ивана Купала и др. 2). Расскажи мне сказку. «Соломенный бычок – смоляной бочок». «Крошечка хаврошечка. 3). Мифы и легенды наших предков о богатырях. Александр Невский, Дмитрий Донской, Пересвет и Сергий Радонежский, Иван Грозный и др. 4). Заклички, попевки и потешки: «Сошьем Дуне сарафан», «Кликанье Мороза», «Заклички жаворонка», «Солнышко – ведрышко», «Как на масленой неделе из печи блины летели» | 4 4 4 4 |
3. | Игра | 1). Вью, вью, вью я капусточку. Ручеек. 2). Два Деда Мороза. 3). Белки, волки, лисы. 4). Царь горы, взятие снежного городка, катание пасхальных яиц. | 4 4 4 4 |
4. | Экспедиция. Проект | 1). Храмы и культовые сооружения моего села, города, края. 2). Фольклорные коллективы и ансамбли народного танца моего села, города, края. 3). Сказители, поэты и писатели моего села, города, края. 4). Мой школьный историко-этнографический музей. | 4 4 4 4 |
Итого: | 64 |
3 класс
№ | Виды и направления деятельности | Содержание темы | Количе ство часов |
1. | Художественное творчество | 1). Праздничный народный костюм – система табу моих предков. Орнамент. Вышивка. Ручное ткачество. Украшение жемчугом и бисером. Отделка мехом. Пояс в народном костюме. 2). Глиняная народная игрушка: Дымковская, Филимоновская, Каргопольская, Тульская и др. Игрушка – свистулька. Рукотворная кукла в культуре народов России. 3). Родовое полотенце. Обереговые знаки-архетипы. Вышивка. Ткачество. Кружево. 4). Набивка на ткани. Ивановские набивные ситцы. Павло-Посадский платок. Платок в культуре народов России. | 4 4 4 4 |
2. | Фольклор | 1). Скатерть-самобранка. Традиции гостеприимства и застолья у народов России 2). Расскажи мне сказку: Театрализация народной сказки «Как мужик корову продавал». Сказки народов России. 3). Мифы и легенды наших предков о богатырях. Петр Первый, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Федор Ушаков, Михайло Ломоносов и др. 4). ПраздничныеСпасы – праздник урожая: медовый, яблочный, ореховый. Традиция ярморочных гуляний | 4 4 4 4 |
3. | Игра | 1). Марийские народные игры. 2). Башкирские народные игры. 3). Игры народов Кавказа. 4). Удмуртские народные игры. | 4 4 4 4 |
4. | Экспедиция. Проект | 1). Хлеб да каша – пища наша. Русская традиционная кухня. 2). Пряничных дел мастера. Городецкий, Тульский, Башкирский пряник и др. 3). Художники и мастера декоративного искусства моего села, города, края. 4). Мой школьный историко-этнографический музей. | 4 4 4 4 |
Итого: | 64 |
4 класс
№ | Виды и направления деятельности | Содержание темы | Количе ство часов |
1. | Художественное творчество | 1). Дом – храм моих предков. Рубленный дом, Терем, Лобаз, Юрта, Чум и др.. Убранство, утварь, орудия труда. Труд как творчество: художественный образ вещи. 2). Красота застывшая в дереве: сундуки, сани, прялки, светцы. Богородская деревянная игрушка. 3). Тканый половик. Лоскутная мозаика в старинном одеяле 4). Народные росписи по дереву и металлу. Городец. Хохлома. Народные росписи русского Севера (Пермогорская, Борецкая, Пичужская, Ракульская, Мезенская, Шенкурская, Уфтюгская, Новгородская и др.), Жостовский и НижнеТагильский поднос. | 4 4 4 4 |
2. | Фольклор | 1). Пантеон русских божеств: Сварог, Макошь, Дажбог, Ярило и др. Боги христианства, мусульманства, буддизма. 2). Мифические и сказочные персонажи: Баба-Яга, Домовой, Банник, Леший, Кикимора, Русалка и др 3). Мифы и легенды наших предков о богатырях. Георгий Жуков и Маршалы Победы. 4). Музыкальные инструменты народов России: гусли, балалайка, рожок, свирель, гармошка, домбра, курай, кубыз (варган, тумран и пр.) и др. | 4 4 4 4 |
3. | Игра | 1). Хоровод. Что нам осень принесла. 2). Колядочные игры и костюмированные представления. 3). А мы Масленицу повстречали. Лапти. 4). Карусель. Жнивка. Веночек. | 4 4 4 4 |
4. | Экспедиция. Проект | 1). Кухня народов России. Единство традиций и отличительные особенности. 2). Скоморохи, вертеп, ярморочный театр 3). Образ человека труда в творчестве художников России: А.Венецианов, В.Суриков, А.Пластов, И.Шишкин, Т.Яблонская, Б.Кустодиев, В.Мухина 4). Мой школьный историко-этнографический музей. | 4 4 4 4 |
Итого: | 64 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 КЛАСС
1раздел « ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»
1) Древо жизни – древо моих предков. Орнамент. Вышивка. Росписи. «Древо жизни» как символ рода. Родовое и Генеалогическое древо. Древо жизни в орнаментальном искусстве народов России. Образ «древа жизни» в народной вышивке. Расписные и резные прялки. Народные росписи (Городец, Хохлома,Полхов Майдан, Северные росписи, Тобольская домовая роспись и т.д.) и вариации «Древа жизни» в них. Древо жизни в глиняной игрушке (Каргополь, Дымково др.) Образы древа жизни в культурах народов мира (Россия, Египет, Греция, Индия и др.), общности и отличия.
Задание:Зарисовки эскиза вышитого полотенца или расписной прялки с изображением «Древа жизни».
Проектная деятельность:«Древо жизни – образ трех миров», «Генеалогическое древо моей семьи».
2) Кукла скрутка. Тряпичная кукла-скрутка. Рукотворная кукла в культуре народов России.Народные Куклы – «Обережки», «Семесюхи», «Столбушки», «Крестушки», «Рожаницы». Куклы-обереги, игровые, обрядовые.
Задание: Изготовление простой по конструкции куклы «Столбушки».
Проектная деятельность: (вместе с родителями) Поиск информации и изготовление обереговой, игровой и обрядовой куклы для своего дома.
3) Птица – счастье. Орнамент. Домовая резьба. Вышивка. Росписи.
Образы птицы «Гомоюн» (Гомон), птицы «Феникс» и др. в культуре народов России. Народные былины и сказки о птице («Садко», «Петушок и жерновки», «Петушок золотой гребешок» и др.). Образы птицы в изделиях народных художественных промыслов (домовая резьба, вышивка, роспись по дереву, глиняная игрушка).
Задание: На деревянной доске (можно по образцу) выполняется Пермогорская роспись с использованием образа птицы.
Проектная деятельность: Каждый ученик придумывает сказку про свою птицу и рассказывает ее в классе.
4)Хлебушко-Батюшко. Каравай. Калач. Русская печка.
Хлеб в культуре народов России (пословицы и поговорки о хлебе). Русская печка – центр деревенского Дома, кормилица, лекарь, сказочный герой. Народная мудрость о хлебе. Потешки о хлебе.Предназначение русской печки.
Задание: Познакомиться с традиционной выпечкой в культуре разных народов России (Хлеб, каравай, лепешка, пирог, беляш, вак-беляш и др.). Изобразить традиционное застолье в аппликации из бумаги.
Проектная деятельность: Вместе с родителями приготовить одно из традиционных блюд, готовящихся в печи. Составить об этом рассказ и провести коллективное застолье в классе.
К концу 1 класса учащиеся научатся:
- сравнивать отдельные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
- использовать художественные материалы (гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, бумага);
- изготавливать простые по конструкции куклы, выполнять элементы различных росписей.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Дата |
1 | Родовое и Генеалогическое древо. | |
2 | Древо жизни в орнаментальном искусстве народов России. | |
3 | Древо жизни в народной вышивке. | |
4 | Древо жизни в глиняной игрушке. | |
5 | Куклы-обереги. | |
6 | Обрядовые и игровые куклы. | |
7-8 | Изготовление куклы «Столбушки». | |
9 | Птица - счастье. Устное народное творчество. | |
10 | Образ птицы – счастья в резьбе и вышивке. | |
11-12 | Пермогорская роспись. | |
13 | Хлеб в культуре народов России. | |
14 | Русская печка. Её предназначение. | |
15 | Русское застолье. Аппликация из бумаги. | |
16 | Обобщающее занятие. Праздник совместно с родителями. |
2 раздел «ФОЛЬКЛОР»
3 раздел «ИГРА»
Содержание программы
Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических качеств. Это способствует появлению желания общения с другими людьми, занятиям спортом, интеллектуальными видами деятельности, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В программу вошли народные игры, распространенные в России за последнее столетие. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами
. С историческим наследием русского народа знакомят игры, отражающие повседневные занятия наших предков. Это народные игры: «Ручеёк», «Домики», «Ворота», «Встречный бой», а также различные их варианты
Здесь есть игры, отражающие отношение человека к природе, ведь народ всегда трепетно относился к природе, берёг её, прославлял. Есть игры, которые воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся народные игры: «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Зайцы в огороде», «Кошки-мышки», и их различные варианты.
С большим интересом школьники знакомятся с играми сверстников прошлых столетий. К этим играм относятся», «Двенадцать палочек», «Жмурки», «Кто дальше», «Ловишки», «Лапта»,: «Горелки» и другие.
Игры- шутки.
« Гуськи», «Чур», «Орехи», «Черепаха» и др.
Проектная деятельность:
Записать игры, в которые играли родители, бабушки и дедушки, и рассказать о них в своем классе.
К концу 1 класса учащиеся научатся:
- выполнять упражнения в игровой ситуации (равновесие, силовые упражнения )
- проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию;
- владеть мячом, скакалкой, обручем и другим спортивным инвентарём;
- применять игровые навыки в жизненных ситуациях.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Дата |
1 | Знакомство с народными хороводными играми. | |
2 | Игра «Ручеёк». | |
3 | Игра «Челночки» | |
4 | Игра «Ворота» | |
5 | Сюжетно- ролевые игры «У медведя во бору». | |
6 | Игра «У медведя во бору» , другой вариант. | |
7 | Игра «Гуси- лебеди» | |
8 | Игра «Кошки-мышки» | |
9 | Игры с различными предметами. «Двенадцать палочек», | |
10 | Игра « Жмурки» | |
11 | Игра «Лапта»,: | |
12 | Игры с различными предметами. «Двенадцать палочек», | |
13 | Игры на развитие внимания. « Гуськи». | |
14 | .Игра «Чур» | |
15 | Эстафеты. | |
16 | Обобщающее занятие. Игры совместно с родителями. |
Материально-техническое обеспечение
- Аудио/видеомагнитофон.
- CD/DVD-проигрыватели.
- Компьютер с художественным программным обеспечением.
- Телевизор.
- Проектор для демонстрации слайдов.
- Мультимедийный проектор.
- Магнитная доска.
- Справочные пособия, энциклопедии по искусству.
- Альбомы по искусству.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Художественное творчество: станем волшебниками»
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Художественное творчество: станем волшебниками» ( 4 год...
Рабочая программа внеурочной деятельности в 3 классе "Художественное творчество"
Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса составлена на основе авторской программы Т.Н. Просняковой «Художественное творчество: станем волшебниками 1 – 4 классы» -...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Народное творчество"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Народное творчество"...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Рисуем нитью» направление – художественно-эстетическое
Рабочая программа внеурочной деятельности «Рисуем нитью» направление – художественно-эстетическое (Базовый уровень) 3 класс...
Рабочая программа внеурочного курса для 4 класса " « Художественное творчество: станем волшебниками»
Занятия по данному курсу познакомят обучающихся с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Кроме ре...
План реализации программы "Внеурочная деятельность. Народное искусство и художественное творчество"1 класс,4 класс.
План реализации программы "Внеурочная деятельность. -Народное искусство и художественное творчество" 1 класс,4 класс....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Народное искусство и художественное творчество" (1 - 4 класс)
Программа внеурочной деятельности «Народное искусство и художественное творчество» является логическим продолжением Учебно-методических комплектов «Изобразительное искусство. 1-4 кла...