Рабочая программа внеурочной деятельности "Ораторское искусство"
методическая разработка (3 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа межпредметного модуля «Ораторское искусство» составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) МАОУ НШ-ДС № 72 города Калининграда, авторской программы Т.А. Ладыженской и Н.В. Ладыженской «Детская риторика» в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования.
Данная рабочая программа адаптирована для реализации в МАОУ НШ-ДС № 72 с учетом индивидуальных особенностей познавательной деятельности и уровня подготовленности учащихся третьего класса.
Программа межпредметного модуля «Ораторское искусство» рассчитана на 25 часов.
Данная программа межпредметного модуля «Ораторское искусство» создает условия для развития у детей навыков и умений публичного выступления для организации и осуществления сотрудничества с представителями различных социальных групп (сверстников, младших школьников, педагогов, родителей) в решении личностно и социально значимых проблем. Развитие коммуникативных умений и навыков, способствующих успешной социализации детей.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения межпредметного модуля «Ораторское искусство»» является формирование следующих умений:
– оценивать свою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами изучения является формирование следующих универсальных учебных действий:
– формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
– продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами изучения межпредметного модуля является формирование следующих умений:
– приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
– отличать подготовленную и неподготовленную речь;
– знать особенности неподготовленной речи;
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
– знать особенности диалога и монолога;
– анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
– использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
– знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
– пользоваться основными способами правки текста.
Содержание программы
1. Ораторское искусство – наука о красноречии. Образ оратора. Оратор – человек, произносящий публичную речь. Портрет оратора, или каким должен быть оратор? Оратор - человек, произносящий публичную речь. Люди, к которым обращены его слова - аудитория (от латинского AUDIRE - слышать). Взаимодействие оратора и аудитории в процессе устного публичного выступления. Слагаемые мастерства оратора: логическая культура, языковая культура, психологическая культура, культура общения, техника речи. Формы работы: выразительное чтение пословиц и афоризмов об ораторском искусстве.
2. Грамотная красивая речь – залог успешного выступления . Говорящий и слушающий, оратор и аудитория. Какой должна быть речь говорящего. Секреты звучащей речи, или чему учиться у артистов. Составные компоненты техники речи (дыхание, голос, дикция). Культура речи. Мышечные зажимы, мешающие свободному и красивому голосу. Снятие мышечных зажимов.
Дыхание и голос оратора. Типы дыхания. Связь голоса и личности оратора. Секреты акустики и дыхание. Звук голоса (тембр). Основные характеристики голоса (сила, полетность, выразительность и т.д.). Отчётливость звучания (дикция и артикуляция). Понятие о высоком произносительном стиле речи. Сам себе логопед. Тренируем четкость звучащей речи.
Развитие выразительности речи, работа с интонацией. Как читать стихи, образность поэтического слова. Знаки препинания, логические паузы и ударения. Речевые ошибки говорящего. Перечень частых ошибок выступающих (тафтология, слова – паразиты, неправильное и неуместное употребление цитат, сокращения и пр.). Рекомендации юному оратору.
Форма проведения занятий данного раздела: все занятия данного раздела проходят в форме коммуникативного тренинга, включающим в себя систему дыхательных и голосоречевых упражнений: на развитие удлиненного продолжительного речевого выдоха; развитие диафрагмальной голосоподачи; развитие голосовых возможностей в высотном и динамическом диапазоне, развитие способности управлять своими голосовыми возможностями, а также комплекс заданий и упражнений для развития всех сторон устной речи.
3. Подготовка к выступлению. Типы аудитории и стиль выступления (разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, литературно-художественный).
Форма проведения – беседа. Итог беседы – составление опорной схемы «Стили выступления». Типы выступления (развлекательные, торжественные, информирующие, побуждающие выступления). Речевые жанры (диалог, монолог, полилог). Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: рассказ о случае из жизни, научная статья, газетный отчет, обзор, рецензия, приглашения, поздравления, рекламные сообщения, информационные письма, поэтический текст, скороговорки, считалки, загадки и др. и их произнесение
4. Учимся владеть аудиторией. Взаимодействие оратора и аудитории в процессе речевого общения. Роль и значение зрительного контакта. Установление и поддержание контакта с аудиторией. Постановка позы и жестикуляции. Взаимосвязь моторики, речи и эмоционального настроя. Ораторская поза. Принципы жестикуляции.
5. Психологическая готовность к публичному выступлению. Природа волнения. В чем проявляется волнение или страх оратора. Работа по преодолению волнения и страха публичного выступления. Динамическая релаксация, комплекс упражнений на снятие напряжения. Методы самонастройки перед предстоящим выступлением. Собираем свою «копилку» приемов самонастройки.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел программы или тема | Количество часов на изучение раздела (темы) | Количество часов на освоение внутрипредметного модуля в данном разделе (теме) | Практическая часть раздела (темы) программы |
1 | Ораторское искусство – наука о красноречии | 2 | ||
2 | Грамотная красивая речь – залог успешного выступления | 5 | 2 | |
3 | Подготовка к выступлению. Структура выступления. | 10 | 7 | |
4 | Учимся владеть аудиторией | 3 | 2 | |
5 | Психологическая готовность к публичному выступлению | 5 | 3 | |
Итого: | 25 | 14 |
Поурочное планирование
№ п/п | Тема | Дополнительные сведения |
1 | Риторика – наука и искусство устной речи7 | |
2 | Образ оратора. | |
3 | Говорящий и слушающий, оратор и аудитория. Какой должна быть речь говорящего. | |
4 | Дыхание и голос оратора. | |
5 | Тренируем дикцию. | |
6 | Интонационно-выразительные средства речи. Тренируем четкость звучащей речи. | |
7 | Речевые ошибки говорящего. | |
8 | Цели и задачи выступления. | |
9 | Типы аудитории и стиль выступления (разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, литературно-художественный). | |
10 | Структура выступления. | |
11-12 | Закон композиции. Роль вступления и заключения, особое значение и содержание вступления и заключения. Основная часть. Выход | |
13 | Речевые ошибки говорящего. | |
14 | Типы выступления (развлекательные, торжественные, информирующие, побуждающие выступления). | |
15 | Речевые жанры (диалог, монолог, полилог). | |
16 | Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. | |
17 | Ключевые (опорные) слова. Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни. | |
18 | Программа подготовки выступления. Приемы подготовки к устному выступлению. Использование цитат в устном выступлении. Составление монолога для устного выступления. Завершение работы над устным выступлением. | |
19 | Взаимодействие оратора и аудитории в процессе речевого общения. Мастер-классом «Школа ораторов» | |
20 | Роль и значение зрительного контакта. Постановка позы и жестикуляции. Игра «Скульптура оратора»; | |
21 | Мастерство изложения материала. Деловая игра «Пресс-конференция». | |
22 | Природа волнения. Работа по преодолению волнения и страха публичного выступления. | |
23 | Методы самонастройки перед предстоящим выступлением. Собираем свою «копилку» приемов самонастройки. Игра «Репортер». | |
24-25 | Защита индивидуальных проектов : «Юный оратор». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Декоративно-прикладное искусство "Маленький мастер"
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к поним...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению. Кружок "Декоративно - прикладное искусство". 1 класс.
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Декоративно - прикладное искусство" для 1 класса разработана на основе примерной программы художественно - эстетического направл...
Рабочая программа внеурочной деятельности" Декоративно-прикладное искусство"
Рабочая программа внеурочной деятельности "ДПИ" для 1класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению "Декоративно-прикладное искусство"
Декоративно- прикладное искусство способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников и их эстетическому воспитанию. Развивает эстетическое отношение к дейс...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству ФГОС
Программа внеурочной деятельности общекультурной направленности «Волшебная палитра» для обучающихся 1 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего об...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Ярмарка искусств"
Рабочая программа внеурочной деятельности " Ярмарка искусств"...