Рабочая программа внеурочной деятельности "Ораторское искусство"
методическая разработка (3 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа межпредметного модуля «Ораторское искусство» составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) МАОУ НШ-ДС № 72 города Калининграда, авторской программы Т.А. Ладыженской и Н.В. Ладыженской «Детская риторика» в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования.
Данная рабочая программа адаптирована для реализации в МАОУ НШ-ДС № 72 с учетом индивидуальных особенностей познавательной деятельности и уровня подготовленности учащихся третьего класса.
Программа межпредметного модуля «Ораторское искусство» рассчитана на 25 часов.
Данная программа межпредметного модуля «Ораторское искусство» создает условия для развития у детей навыков и умений публичного выступления для организации и осуществления сотрудничества с представителями различных социальных групп (сверстников, младших школьников, педагогов, родителей) в решении личностно и социально значимых проблем. Развитие коммуникативных умений и навыков, способствующих успешной социализации детей.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения межпредметного модуля «Ораторское искусство»» является формирование следующих умений:
– оценивать свою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами изучения является формирование следующих универсальных учебных действий:
– формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
– продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами изучения межпредметного модуля является формирование следующих умений:
– приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
– отличать подготовленную и неподготовленную речь;
– знать особенности неподготовленной речи;
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
– знать особенности диалога и монолога;
– анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
– использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
– знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
– пользоваться основными способами правки текста.
Содержание программы
1. Ораторское искусство – наука о красноречии. Образ оратора. Оратор – человек, произносящий публичную речь. Портрет оратора, или каким должен быть оратор? Оратор - человек, произносящий публичную речь. Люди, к которым обращены его слова - аудитория (от латинского AUDIRE - слышать). Взаимодействие оратора и аудитории в процессе устного публичного выступления. Слагаемые мастерства оратора: логическая культура, языковая культура, психологическая культура, культура общения, техника речи. Формы работы: выразительное чтение пословиц и афоризмов об ораторском искусстве.
2. Грамотная красивая речь – залог успешного выступления . Говорящий и слушающий, оратор и аудитория. Какой должна быть речь говорящего. Секреты звучащей речи, или чему учиться у артистов. Составные компоненты техники речи (дыхание, голос, дикция). Культура речи. Мышечные зажимы, мешающие свободному и красивому голосу. Снятие мышечных зажимов.
Дыхание и голос оратора. Типы дыхания. Связь голоса и личности оратора. Секреты акустики и дыхание. Звук голоса (тембр). Основные характеристики голоса (сила, полетность, выразительность и т.д.). Отчётливость звучания (дикция и артикуляция). Понятие о высоком произносительном стиле речи. Сам себе логопед. Тренируем четкость звучащей речи.
Развитие выразительности речи, работа с интонацией. Как читать стихи, образность поэтического слова. Знаки препинания, логические паузы и ударения. Речевые ошибки говорящего. Перечень частых ошибок выступающих (тафтология, слова – паразиты, неправильное и неуместное употребление цитат, сокращения и пр.). Рекомендации юному оратору.
Форма проведения занятий данного раздела: все занятия данного раздела проходят в форме коммуникативного тренинга, включающим в себя систему дыхательных и голосоречевых упражнений: на развитие удлиненного продолжительного речевого выдоха; развитие диафрагмальной голосоподачи; развитие голосовых возможностей в высотном и динамическом диапазоне, развитие способности управлять своими голосовыми возможностями, а также комплекс заданий и упражнений для развития всех сторон устной речи.
3. Подготовка к выступлению. Типы аудитории и стиль выступления (разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, литературно-художественный).
Форма проведения – беседа. Итог беседы – составление опорной схемы «Стили выступления». Типы выступления (развлекательные, торжественные, информирующие, побуждающие выступления). Речевые жанры (диалог, монолог, полилог). Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: рассказ о случае из жизни, научная статья, газетный отчет, обзор, рецензия, приглашения, поздравления, рекламные сообщения, информационные письма, поэтический текст, скороговорки, считалки, загадки и др. и их произнесение
4. Учимся владеть аудиторией. Взаимодействие оратора и аудитории в процессе речевого общения. Роль и значение зрительного контакта. Установление и поддержание контакта с аудиторией. Постановка позы и жестикуляции. Взаимосвязь моторики, речи и эмоционального настроя. Ораторская поза. Принципы жестикуляции.
5. Психологическая готовность к публичному выступлению. Природа волнения. В чем проявляется волнение или страх оратора. Работа по преодолению волнения и страха публичного выступления. Динамическая релаксация, комплекс упражнений на снятие напряжения. Методы самонастройки перед предстоящим выступлением. Собираем свою «копилку» приемов самонастройки.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел программы или тема | Количество часов на изучение раздела (темы) | Количество часов на освоение внутрипредметного модуля в данном разделе (теме) | Практическая часть раздела (темы) программы |
1 | Ораторское искусство – наука о красноречии | 2 | ||
2 | Грамотная красивая речь – залог успешного выступления | 5 | 2 | |
3 | Подготовка к выступлению. Структура выступления. | 10 | 7 | |
4 | Учимся владеть аудиторией | 3 | 2 | |
5 | Психологическая готовность к публичному выступлению | 5 | 3 | |
Итого: | 25 | 14 |
Поурочное планирование
№ п/п | Тема | Дополнительные сведения |
1 | Риторика – наука и искусство устной речи7 | |
2 | Образ оратора. | |
3 | Говорящий и слушающий, оратор и аудитория. Какой должна быть речь говорящего. | |
4 | Дыхание и голос оратора. | |
5 | Тренируем дикцию. | |
6 | Интонационно-выразительные средства речи. Тренируем четкость звучащей речи. | |
7 | Речевые ошибки говорящего. | |
8 | Цели и задачи выступления. | |
9 | Типы аудитории и стиль выступления (разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, литературно-художественный). | |
10 | Структура выступления. | |
11-12 | Закон композиции. Роль вступления и заключения, особое значение и содержание вступления и заключения. Основная часть. Выход | |
13 | Речевые ошибки говорящего. | |
14 | Типы выступления (развлекательные, торжественные, информирующие, побуждающие выступления). | |
15 | Речевые жанры (диалог, монолог, полилог). | |
16 | Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. | |
17 | Ключевые (опорные) слова. Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни. | |
18 | Программа подготовки выступления. Приемы подготовки к устному выступлению. Использование цитат в устном выступлении. Составление монолога для устного выступления. Завершение работы над устным выступлением. | |
19 | Взаимодействие оратора и аудитории в процессе речевого общения. Мастер-классом «Школа ораторов» | |
20 | Роль и значение зрительного контакта. Постановка позы и жестикуляции. Игра «Скульптура оратора»; | |
21 | Мастерство изложения материала. Деловая игра «Пресс-конференция». | |
22 | Природа волнения. Работа по преодолению волнения и страха публичного выступления. | |
23 | Методы самонастройки перед предстоящим выступлением. Собираем свою «копилку» приемов самонастройки. Игра «Репортер». | |
24-25 | Защита индивидуальных проектов : «Юный оратор». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Декоративно-прикладное искусство "Маленький мастер"
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к поним...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению. Кружок "Декоративно - прикладное искусство". 1 класс.
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Декоративно - прикладное искусство" для 1 класса разработана на основе примерной программы художественно - эстетического направл...
Рабочая программа внеурочной деятельности" Декоративно-прикладное искусство"
Рабочая программа внеурочной деятельности "ДПИ" для 1класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению "Декоративно-прикладное искусство"
Декоративно- прикладное искусство способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников и их эстетическому воспитанию. Развивает эстетическое отношение к дейс...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству "В мире народного творчества" для детей 6,5 - 7 лет
Рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству "В мире народного творчества" для детей 6,5 - 7 лет...
Рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству ФГОС
Программа внеурочной деятельности общекультурной направленности «Волшебная палитра» для обучающихся 1 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего об...