Технология. 2 класс. "Школа 2100"
рабочая программа по технологии (2 класс) по теме

Пояснительная записка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pz_tehnologiya_2.docx81.96 КБ

Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2

                УТВЕРЖДАЮ

        Директор МБОУ

              «___»__________2012г.  

_________/Т.А.Самохина/

Рабочая программа учебного курса

«Технология»

(базовый уровень)

для  2 класса А

Составитель: учитель начальных классов

МБОУ Видновской СОШ № 2

Ленинского муниципального района

Дронникова Елена Ивановна

2012 г.

г.Видное

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Технология (Прекрасное рядом с тобой)» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться, авторской программы «Технология» Куревиной О.А. и  Лутцевой Е.А. для учащихся второго класса.  Курс «Технология» является составной частью Образовательной системы «Школа 2100».

Данная программа является развивающей, что позволяет обучать и развивать детей с разными способностями и интеллектом.

В соответствии с Образовательной программой и учебным планом школы, рабочая программа рассчитана на  34 часа в год, 1 час в неделю.

Для реализации программного содержания курса русского языка во втором используются следующие учебники и учебные пособия для учащихся:

  1. О.А.  Куревина,  Е.А.   Лутцева,  «Технология»  (Прекрасное рядом с тобой). Учебник для  2-го класса. М.: «Баласс», 2011  
  2. Е.Д. Ковалевская, «Рабочая тетрадь к учебнику "Технология"» для  2-го класса. М.: «Баласс», 2011  

Для учителя:

  1. Лутцева Е.А.Технология. Методические рекомендации для учителя. 1-2 классы. М.: «Баласс», 2011  
  2. Куревина О.А., Лутцева Е.А.Технология. Методические рекомендации для учителя. 2 класс. М.: «Баласс», 2011  

Основные положения курса «Технология», разработанного  Куревиной О.А. и  Лутцевой Е.А. для учащихся второго класса согласуются  с концепцией данной модели и решают блок  задач, связанных с формированием опыта как основы обучения и познания, осуществления поисково-аналитической деятельности для  практического решения учебных задач  прикладного  характера,  формированием первоначального опыта практической преобразовательной деятельности. Курс  развивающее-обучающий по  своему  характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей  сути. В его основе лежит целостный образ  окружающего мира, который преломляется через результат творческой деятельности учащихся. Технология как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.

Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в  модели, воссоздание объектов по  модели в материальном виде, мысленная  трансформация объектов и  пр.), выполнение  расчётов,  вычислений,  построение форм   с  учётом основ   геометрии,  работа с  геометрическими фигурами,  телами, именованными числами.

Окружающий мир  – рассмотрение и анализ природных форм  и конструкций  как  универсального источника  инженерно-художественных идей   для мастера; природы как  источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя  материально-культурной среды   обитания,  изучение  этнокультурных традиций.

Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов  речевой деятельности и основных типов  учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической   деятельности (описание конструкции изделия,  материалов и способов  их  обработки; повествование о ходе  действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).

Литературное чтение – работа с текстами для  создания образа, реализуемого в изделии, театрализованных постановках.

Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм  и конструкций,  изготовление изделий  на   основе   законов  и   правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Учебный предмет «Технология»  в  начальной школе выполняет особенную роль, так  как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе  – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного,  нравственного и  интеллектуального развития (в  том  числе и абстрактного мышления).

Значение предмета выходит далеко за рамки обеспечения учащихся  сведениями о  «технико-технологической картине  мира».  При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный  предмет может стать  опорным для  формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене  общеобразовательной школы. В этом учебном курсе все элементы учебной деятельности (планирование,  ориентировка  в  задании,  преобразование, оценка продукта,  умение распознавать  и  ставить задачи,  возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения,  добиваться достижения  результата  и  т.д.)  предстают в наглядном  плане  и  тем   самым  становятся  более   понятными для детей

Целью  курса  является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через  его собственную творческую предметную деятельность.

Задачи курса:

–  получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

усвоение первоначальных представлений о материальной культуре  как  продукте предметно-преобразующей деятельности человека;

–  приобретение навыков самообслуживания;  овладение технологическими  приёмами  ручной обработки материалов;  усвоение правил техники безопасности;

–  использование приобретённых знаний и  умений для  творческого  решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских  (дизайнерских),  технологических и  организационных  задач;

–  приобретение первоначальных  навыков  совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

–  приобретение первоначальных  знаний  о  правилах создания предметной и информационной среды  и умений применять их  для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно - конструкторских задач.

Методическая основа  курса – деятельностный подход, т.е.  организация максимально творческой предметной деятельности детей, начиная с первого класса. Репродуктивным остаётся только освоение  новых технологических приёмов, конструктивных  особенностей  через  специальные упражнения.

Региональный компонент в курсе реализуется через  знакомство с культурой и различными видами творчества и труда, содержание которых отражает краеведческую направленность. Это могут  быть изделия, по тематике связанные с ремёслами и промыслами данной местности, другие культурные традиции.

Деятельность учащихся  первоначально имеет,  главным  образом,   индивидуальный характер.  Но   постепенно  увеличивается доля  коллективных работ, особенно  творческих, обобщающего характера – проектов. 

Описание  места  учебного  предмета в учебном  плане

В  связи с  тем,   что  ФГОС  начального  общего   образования  не содержит указаний на  распределение учебных часов  по  учебным предметам и по классам, а даёт только их общее количество, школа вправе самостоятельно решать вопрос  о том,  сколько часов  отводить  на каждый учебный предмет, в том числе и на технологию.

Содержание курса содержит достаточно материала для  его реализации с 1-го по 4-й класс в рамках предмета технологии – 1 или 2 часа  в неделю в каждом классе. Общий  объём  учебного времени составляет  от  135   до  270         часов. Занятия  проводятся учителем начальных классов.

Содержание курса имеет  широкие возможности для  его реализации  во внеурочное время.

Программа обеспечена учебно-методическими комплектами, состоящими из учебников «Технология», рабочих тетрадей и методических рекомендаций к ним  для  каждого класса.

Содержание предмета «Технология»

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание (6)

Значение трудовой деятельности в жизни человека –  труд  как способ самовыражения человека.

Разнообразные предметы рукотворного мира (предметы быта  и декоративно-прикладного искусства, архитектура и техника).

Природа – источник сырья. Природное сырьё, природные материалы.

Мастера и их  профессии (технические, художественные). Традиции творчества мастера в создании предметной среды  (общее представление).

Развёрнутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы.

Работа с доступной информацией (простейшие чертежи, эскизы, схемы).

Введение в  проектную         деятельность,         доступные        простые проекты, выполняемые с помощью учителя (разработка предложенного   замысла,   поиск   доступных  решений,   выполнение,   защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия,  оформление праздников.

Работа парами и в малых группах. Осуществление сотрудничества.

Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертёжных инструментов).

Самообслуживание. Самостоятельный отбор  материалов и инструментов для  урока.

2. Технология ручной обработки  материалов. Элементы  графической грамоты (12)

Исследование элементарных свойств материалов: картон,  гофрокартон, ряжа,  ткани природного происхождения (лён, хлопок, шёлк, шерсть). Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани.  Основа, уток.  Общая технология получения нитей и тканей на  основе  натурального сырья. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам.

Чертёжные инструменты: линейка, угольник, циркуль, канцелярский нож, лекало. Их  названия, функциональное назначение, устройство. Приёмы безопасной работы и обращения с колющими и режущими инструментами.

Технологические операции, их  обобщённые названия:  разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.

Элементарное представление  о  простейшем чертеже  и  эскизе. Линии чертежа (контурная, надреза, выносная, размерная, осевая, центровая).  Чтение чертежа.  Разметка  по  линейке,  угольнику, циркулем с опорой на простейший чертёж. Экономная рациональная  разметка нескольких деталей с помощью чертёжных инструментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертёжных инструментов. Деление окружности и круга на части с помощью циркуля, складыванием.

Разметка  деталей  копированием  с  помощью копировальной бумаги.

Сборка изделия: подвижное, ниточное соединение деталей. Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (варианты прямой строчки).

3. Конструирование (8)

Конструирование из  готовых форм  (упаковки). Получение объёмных форм  сгибанием. Подвижное соединение деталей изделия. Способы  сборки разборных конструкций (на болтах и винтах, ниточный механизм). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

Макет, модель. Конструирование и  моделирование изделий из разных материалов, транспортных средств по модели простейшему чертежу или  эскизу. Биговка.

4. Использование информационных технологий (8)

Знакомство с компьютером. Его  бытовое назначение. Основные части: монитор, клавиатура,  мышка,  системный блок. Правила пользования ПК  для  сохранения здоровья. Рисование на  компьютере. Создание изделий (открытки, значки, приглашения и др.).

Технико-технологические  понятия:  конструкция, чертёж, эскиз, точка, линия, отрезок, линии чертежа (основная контурная, выносные, размерные, линия сгиба), длина, ширина, габаритные размеры, лекало, выкройка, подвижное и  неподвижное соединение деталей.

Календарно-тематический  план

Название разделов

Общее количество часов

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание

6

Технология ручной обработки  материалов. Элементы  графической грамоты

12

 Конструирование

8

Использование информационных технологий

8

Итого: 34часа

Требования к уровню подготовки учащихся второго класса

В результате изучения курса «Технологии» второклассник научится:

Самостоятельно:

  1. организовывать своё место, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда;
  2. поводить доступные исследования новых материалов с целью выявления их художественно-технологических особенностей для дальнейшего их использования в собственной художественно - творческой деятельности;
  3. осуществлять доступный информационный, практический поиск и открытие нового художественно – творческого знания;
  4. выполнять разметку деталей по линейке, угольнику с опорой на чертёж;
  5. анализировать и читать изученные графические изображения (рисунки, простейшие чертежи, эскизы и схемы);
  6. использовать для творческих работ различные виды бумаги и картона, природный материал, ткани и нитки растительного и животного  происхождения, выполнять подвижное и неподвижное соединение деталей изделия.

Под руководством учителя:

  1. работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять различные социальные роли;
  2. пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомиться с доступными способами её получения, хранения, переработки.

Второклассник получит возможность научиться:

Под руководством учителя:

  1. воплощать мысленный образ в материале с опорой на графическое изображение;
  2. коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать;
  3. анализировать конструкторско-технологические и художественно-декоративные особенности предлагаемых заданий, понимать поставленную цель.

Планируемые результаты освоения предмета

Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих метапредметных и предмет-ных результатов.

Личностными результатами изучения  курса  «Технология»  во 2-м классе является формирование следующих умений:

–  объяснять   свои    чувства   и   ощущения  от   наблюдаемых образцов и  предметов декоративно-прикладного  творчества, объяснять своё  отношение к  поступкам одноклассников с  позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать  их;

–  самостоятельно  определять  и  высказывать  свои  чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения  наблюдаемых объектов,  результатов  трудовой деятельности  человека-мастера;

–  в предложенных ситуациях, опираясь на общие  для  всех  простые   правила  поведения,  делать  выбор,  какое  мнение принять (своё или  другое, высказанное в ходе  обсуждения).

Средством достижения этих  результатов служат учебный материал и  задания учебника, нацеленные на  2-ю  линию развития – умение определять своё  отношение к миру, событиям, поступкам людей.

Метапредметными результатами изучения курса «Технология» во 2-м  классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

определять цель  деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

– учиться  совместно с  учителем выявлять  и  формулировать учебную проблему (в ходе  анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);

– учиться планировать практическую деятельность на уроке;

– с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

учиться предлагать свои  конструкторско-технологические приёмы и способы  выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе  продуктивных заданий в учебнике);

– работая  по  совместно составленному плану,  использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов).

Средством формирования  этих  действий служит соблюдение технологии предметно-практической творческой деятельности;

определять успешность выполнения своего  задания в диалоге с учителем.

Средством формирования  этих  действий служит соблюдение технологии оценки учебных успехов.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в своей  системе знаний и умений: понимать, что  нужно использовать пробно-поисковые практические  упражнения для  открытия нового  знания и умения;

– добывать новые знания: находить необходимую информацию как в  учебнике, так   и  в  предложенных учителем словарях и  энциклопедиях  (в  учебнике  2-го   класса  для   этого   предусмотрен словарь терминов);

– перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Средством формирования  этих  действий служат учебный материал и  задания учебника, нацеленные на  1-ю  линию развития – чувствовать мир  технических достижений.

Коммуникативные УУД:

доносить свою  позицию до  других: оформлять свою  мысль в устной и  письменной  речи   (на  уровне  одного   предложения  или небольшого текста);

слушать и понимать речь  других;

вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни. Средством формирования этих  действий служит соблюдение технологии продуктивной художественно-творческой деятельности;

договариваться сообща;

учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3–4  человек.

Средством формирования  этих   действий служит  организация работы в малых группах.

Предметными результатами изучения         курса «Технология»  во  2-м   классе  является  формирование следующих умений:

- иметь представление об  эстетических        понятиях: прекрасное, трагическое, комическое, возвышенное; жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический, жанрово-бытовой, портрет); движение, правда и правдоподобие. Представление о линейной перспективе.

По художественно-творческой изобразительной деятельности:

знать названия красок натурального и  искусственного происхождения,  основные цвета солнечного спектра, способ  получения составных цветов из главных;

уметь смешивать главные цвета красок для  получения составных  цветов, выполнять графические изображения с соблюдением линейной перспективы.

По трудовой деятельности:

знать

–  виды  материалов, обозначенных в программе, их  свойства и названия;

– неподвижный и подвижный способы  соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный – клейстер (клей) и нитки, подвижный – проволока, нитки, тонкая верёвочка);

– о чертеже и линиях чертежа, указанных в программе;

уметь

самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала  и  поддерживать порядок  на  нём  во  время работы, экономно и  рационально размечать несколько деталей;

с помощью учителя  выполнять разметку с опорой на  чертёж по линейке, угольнику, выполнять подвижное соединение деталей с помощью проволоки, ниток (№ 10),  тонкой верёвочки;

реализовывать творческий замысел на основе  жанровых закономерностей и  эстетической оценки в  художественно-творческой изобразительной и трудовой деятельности. 

Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение курса

Требования к оснащению учебного процесса на уроках технологии разрабатываются с учётом реальных условий работы отечественной начальной школы и современных представлений о культуре и безопасности труда школьников.

Рекомендуемая литература для учащихся:

1. О.А.  Куревина,  Е.А.   Лутцева,  «Технология»  (Прекрасное рядом с тобой). Учебник  для  2-го класса.

2. Е.Д. Ковалевская, «Рабочая тетрадь к учебнику "Технология"» для  2-го классf.

3. Межуева Ю.В. Уроки труда. 2 класс. Тетради. Саратов: Лицей, 2010.

Для учителя:

  1. Лутцева Е.А.Технология. Методические рекомендации для учителя. 1-2 классы. М.: «Баласс», 2011  
  2. Куревина О.А., Лутцева Е.А.Технология. Методические рекомендации для учителя. 2 класс. М.: «Баласс», 2011  

Информационные образовательные ресурсы:

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)  
  2. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
  3. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
  4.  .     Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)

Технические средства

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
  2. Настенная доска  с набором приспособлений для крепления картинок.
  3. Компьютер
  4. Мультимедийный проектор.
  5. Интерактивная доска.
  6. Видеофильмы, соответствующие тематике программы  
  7. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы  

Также для работы учащимся необходимы:

  1. индивидуальное рабочее место  (которое может при  необходимости  перемещаться – трансформироваться в часть  рабочей площадки для  групповой работы);
  2. простейшие инструменты и приспособления для  ручной обработки  материалов и  решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скруглёнными концами, канцелярский нож  с выдвижным лезвием, линейка обычная, линейка с  бортиком (для работ  с ножом), угольник, простой и цветные карандаши, циркуль, шило, иглы в игольнице, дощечка для  выполнения работ с ножом и с шилом, дощечка для лепки, кисти для работы с клеем, подставка для кистей, коробочки для  мелочи*;
  3. материалы для   изготовления изделий,  предусмотренные программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная для аппликаций и оригами, крепированная), картон (обычный, гофрированный, цветной) ткань, текстильные материалы (нитки, пряжа и пр.), пластилин (или  глина, пластика, солёное тесто), калька,  природные и утилизированные материалы, клей ПВА;  мучной клейстер, наборы «Конструктор» **;
  4. специально отведённые места  и приспособления для  рационального размещения, бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки учащихся к урокам технологии: коробки, укладки, подставки, папки и пр.  ***


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 3 класс школа 2100

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование...

Рабочая программа по технологии 3 класс "Школа 2100"

Рабочая программа по технологии  3 класс УМК "Школа 2100"...

Рабочая программа по технологии 3 класс "Школа 2100"

Рабочая программа по технологии  3 класс УМК "Школа 2100"...

"Интерьер". Урок технологии, 4 класс. "Школа 2100"

Данный урок проводится в 4 классе.Цели урока:·         образовательная – познакомить учащихся с понятием “интерьер”,  требованиями к оформлению ...

Рабочие программы по русскому языку, математике, литературному чтению, технологии, изо, окружающему миру для 3 класса "Школа 2100"

Учебные  рабочие программы по основным предметам "Школы 2100" для 3 класса разработаны на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, соответствующей ...