Календарно - тематическое планирование по технологии 3 класс
календарно-тематическое планирование (технология, 3 класс) по теме

Планирование  составлено по УМК "Школа России" (изменено по программе  "Школа молодого фермера").

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya3kl.docx53.39 КБ

Предварительный просмотр:

п

Тема

Урока

Кол-во

часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся

или виды

учебной

деятельности

Виды

контроля,

измерители

Планируемые

результаты освоения материала

Дом.

задание

Дата проведения

План

Факт

1

Экскурсия в лес. Сбор природных материалов.

1

Комбинированный

Урок-беседа. Введение новых знаний.

Текущий

Ответы на вопросы.

ТБ. Знать правила сбора, обработки, хранения природных материалов. Уметь выполнять заготовки для аппликаций и объемных изделий.

Сушить природный материал

07.09

2

Введение. Основные направления овощеводства.

1

Изучение нового материала

Теоретическая и практическая самостоятельная работа

Текущий контроль. Ответы на вопросы.

Ведущие овощные  культуры региона, их биологические и хозяйственные особенности.

Подготовить сообщения об овощах

11.09

3

Сортировка, закладка на хранение плодов и листьев.

1

Введение новых знаний

Теоретическая и практическая самостоятельная работа

Текущий контроль

Принести картон, клей, цветные бумаги

14.09

4

Виды овощей.

1

Изучение нового материала

Урок-путешествие на пришкольный участок.

Фронтальный контроль

Виды, сорта овощей

Принести загадки об овощах.

18.09

5

Настенное панно на картоне из засушенных листьев.

1

Изучение нового материала

Теоретическая и практическая  самостоятельная работа. Создание декоративных композиций.

Индивидуальный контроль

Бережное использование и экономное расходование материалов. Установление пространственных отношений между деталями изделия.

Принести кленовые листья нитки, лак бесцветный

21.09

6

Практическая работа на пришкольном участке.

1

Изучение нового материала

Практическая самостоятельная работа.

Текущий контроль

Прослеживание за ростом овощей. Прополка и поливка.

 

25.09

7

Розы из кленовых листьев.

1

Изучение нового материала

Практическая самостоятельная работа.

Индивидуальный контроль

Изготовление объемных изделий из природного материала по рисункам. Сборка изделия

Принести пластилин,  стеку, доску

28.09

8

Практическая работа на пришкольном участке.

1

Изучение нового материала

Практическая самостоятельная работа.

Текущий контроль

Прослеживание за ростом овощей. Сбор лука, семян укропа.

Подготовить сообщение о луковичных овощах.

02.10

9

Из истории дымковской игрушки. Дымковская игрушка.

1

Изучение нового материала

Практическая самостоятельная работа.

Индивидуальный контроль

История появления дымковской игрушки. Создание своими руками игрушку.

Принести пластилин

05.10

10

Технология выращивания луковичных овощей.

1

Изучение нового материала

Теоретическая и практическая самостоятельная работа

Текущий контроль

Перечислить виды луковичных растений.
Понимать понятие о луковичном размножении.
Соблюдать приемы посадок луковиц и уход за ними. Посадка лука на зелень

09.10

Живописи

своей комнаты

11

«Расписной» пластилин, полученный способом  резания

1

Изучение нового материала

Практическая самостоятельная  работа

Индивидуальный контроль

 Изготовление поделок из пластилина.

 Принести пластилин, доску, стеку

12.10

12

Самоопыляемые овощи.

1

Изучение нового материала

    Беседа о    самоопыляемых овощах.

Текущий контроль

Узнать побольше об овощах, которые самоопыляются.

16.10

13

«Расписной» пластилин, полученный смешиванием.

1

Изучение нового материала

Практическая самостоятельная работа

Индивидуальный контроль

Изготовление поделок из пластилина.

Принести пластилин

19.10

14

Профессии, связанные с выращиванием овощей.

1

Изучение нового материала

Урок -путешествие

Текущий контроль

Поиск информации о профессиях, связанных с выращиванием овощей .Роль трудовой деятельности в жизни человека.

Нарисовать рисунок теплицы

23.10

15

Лепка растений по наблюдениям.

1

Изучение нового материала

Практическая самостоятельная работа.

Индивидуальный контроль

Изготовление поделок из пластилина.

26.10

16

Теплицы. Оформление теплиц.

1

Изучение нового материала

Самостоятельная работа.

Текущий контроль

Дать понятие об урожае и урожайности. Использование приобретенных знаний в практической деятельности.

Принести семена укропа

30.10

17

Интерьер комнаты из пластилина

1

Изучение нового материала

Практическая самостоятельная работа.

Индивидуальный контроль

Создание изделий из пластилина по собственному замыслу

Пластилин, доска, стека

09.11

18

Практическая работа. Посев укропа в ящики.

1

Изучение нового материала

Практическая самостоятельная работа.

Текущий контроль

Выполнять правильную посадку растений (густота посадки,  стараясь расположить их равномерно, слегка вдавливают, чтобы обеспечить хороший контакт с почвой сверху )семена присыпают песком.)

Подготовить загадки об овощах.

13.11

19

Барельеф.

1

Изучение нового материала

Беседа-путешествие на «машине времени»

Индивидуальный контроль

С/р по образцу

Понятие о барельефе.

Изготовление барельефа.

Принести пластилин или соленое тесто

16.11

20

Овощные витамины.

1

Совершенствование знаний, умений, навыков

Урок – исследование.

Текущий контроль

Поиск интересного материала  из интернета и данной литературы

Подготовить проект об овощах

20.11

21

Барельеф.

1

Изучение нового материала

Практическая самостоятельная работа.

Индивидуальный контроль

Изготовление барельефа,

покраска работы

Пластилин, семена, бисер, ленточка

23.11

22

Проект  «Ну –ка, овощи, встаньте в ряд!»

1

Совершенствование знаний, умений, навыков

Урок - презентация

Индивидуальный

Выбор и утверждение тем проектов. Выявление и формирование проблем, связанных с получением сельхоз. продукции на учебно-опытном участке или в личном подсобном хозяйстве.

Нарисовать или сделать макет теплицы

27.11

23

Изготовление наряда для баночки.

1

Изучение нового материала

Практическая самостоятельная работа.

Текущий контроль

С/р по образцу

Создание различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу

Узнать о технике безопасности работы на компьютере

30.11

24

Заочная экскурсия в теплицы  г. Казани.

1

Совершенствование знаний, умений, навыков

Урок - путешествие

Индивидуальный контроль

Использование приобретенных знаний в повседневной жизни

Подготовить сообщение

04.12

25

Техника работы на компьютере. Состав компьютера.

1

Изучение нового материала

Безопасные приемы  труда при работе на компьютере

Фронтальный индивидуальный контроль

Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации (монитор, клавиатура, мышь)

Выучить виды информации

07.12

26

Виды информации. Клавиатурный тренажер.

1

Совершенствование знаний, умений, навыков

Виды информационных объектов: текст, графика, таблица, фото

Текущий контроль

Умение работы с текстом и изображением  на компьютере

Принести рисунки на редакторе  Paint

11.12

27

Об огурцах.

1

Изучение нового материала

Урок – презентация.

Текущий контроль

Рассказать о сортах огурцов.
Выполнять условия выращивания  и соблюдать правила посадки.
Объяснить правила поливки.

Подготовить сообщение о луке и чесноке

14.12

28

Графическая информация. Редактор Paint . Простой рисунок.

1

Совершенствование знаний, умений, навыков

Практические работы. Работа с фото- и видеоизображением

Текущий контроль

Создание рисунка, композиции

Принести цветные бумаги, клей, картон

18.12

29

Лук и чеснок.

1

Совершенствование знаний, умений, навыков

Урок – презентация.

Текущий контроль

Рассказать о сортах лука и чеснока.
Выполнять условия выращивания  и соблюдать правила посадки.
Объяснить правила поливки.

Подготовить проект «Витамины»

21.12

30

Бумажная пластика. Дед Мороз и Снегурочка.

1

Совершенствование знаний, умений, навыков

Изготовление объемных  изделий из бумаги и картона по образцам, рисункам, складывание и сгибание заготовок

Текущий контроль

С/р по образцу

Создание изделий по собственному замыслу;

Знать технику безопасности при работе с ножницами.

Уметь выполнять изделие в технике оригами; читать схему

Принести белую бумагу.

25.12

31

Проект «Витамины».

1

Изучение нового материала

Защита проекта.

Текущий контроль

Знать о пользе витаминов, содержащихся в овощах.

Подготовить сообщение о капусте

28.12

32

Схемы оригами.

Конструирование

из модулей.

1

Совершенствование знаний, умений, навыков

Изготовление плоскостных изделий из бумаги, экономная разметка заготовок; резание ножницами по контуру

Текущий контроль

С/р по образцу

Знать технику складывания.

Уметь работать по алгоритму.

Принести ткань, ленточку, ножницы

11.01

33

Виды тканей. «Ручная строчка»,

«через край».

1

Комбинированный

Знакомство с видами ткани.

Текущий контроль.

С/р по образцу

Знать понятия шов «ручная строчка», «через край», правила безопасной работы  со швейной иглой. Уметь выполнять шов  «ручная строчка», «через край»

Принести ткань,

иголку с ниткой

15.01

34

Капуста. Польза капусты.

1

Изучение нового материала

Урок-презентация

Текущий контроль

Рассказать о сортах капусты. Выполнять условия выращивания  и соблюдать правила посадки. Объяснить правила поливки.

18.01

35

Оберег из ткани.

1

Комбинированный

Разметка и раскрой ткани, определение по линиям припуска на швы, резание ножницами по линиям разметки; соединения деталей ручными швами

Текущий контроль

С/р по образцу

Знать правила безопасности работы со швейной иглой, ножницами.

Уметь шить оберег.

Принести иголку с ниткой

пуговицы, ткань

22.01

36

Уход за одеждой.

Пришивание пуговицы.

1

Изучение нового материала

Соблюдение правил личной гигиены. Уход за одеждой. Мелкий ремонт одежды: приемы пришивания пуговицы.

Текущий

С/р по образцу

Знать правила ухода за одеждой .

Уметь  пришивать пуговицы с двумя отверстиями.

Салфетка, картон, клей, ножницы

25.01

37.

Цветы из салфеток.

1

Изучение нового материала

Изготовление плоскостных и объемных изделий из салфеток по образцам, экономная разметка заготовок.

Текущий

С/р по образцу

Знать технику выполнения цветов из салфеток.

Уметь выполнять изделия из салфеток.

Принести ткань, иголку

с ниткой, пуговицы,

вату

29.01

38

  Помидоры.

  1

Изучение нового материала

 Урок-презентация.

Текущий контроль

Рассказать о сортах помидоров. Выполнять условия выращивания  и соблюдать правила посадки. Объяснить правила поливки.

39

Любимую куклу мастерим сами.

 1

Изучение нового материала

Изготовление пальчиковых кукол, одежду для кукол

Индивидуальный

контроль

С/р по образцу

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для осуществления сотрудничества в совместной работе.

Принести одежду, иголку с ниткой

40

Чиним свою одежду сами.

 1

 Комбинированный

Уход за одеждой. Общее представление об особенностях одежды. Правила ухода за одеждой и обувью.

Индивидуальный

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для соблюдения правил личной гигиены

Принести целлофановые пакеты, ножницы, проволоку

41

 Уют в доме.

Декоративный цветок.

 1

Комбинированный

Декоративное оформление предметов быта и жилища изделиями из бумаги и ткани, композициями из декоративных цветов.

Индивидуальный

Учащиеся должны уметь:-осуществлять декоративное оформление и отделку изделий; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выполнения домашнего труда.

Сделать презентацию

о сервировке стола.

42

Встречаем гостей. Сервировка стола к обеду.

 1

Комбинированный

Оформление домашних праздников

Фронтальный

индивидуальный

Учащиеся должны уметь:- использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для соблюдения правил личной гигиены и безопасных приемов работы с бытовой техникой.

43

 Приготовление чая и какао. Подача горячих напитков к столу.

 1

Комбинированный

Безопасные приемы труда при использовании бытовой техники

Фронтальный

индивидуальный

Учащиеся должны уметь:- использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для соблюдения правил личной гигиены и безопасных приемов работы с бытовой техникой.

Принести крючок, нитки

44

Учимся вязать крючком

1

Изучение нового материала

Изготовление изделий из текстильных материалов

Индивидуальный

Учащиеся должны уметь:- использовать приобретенные знания и умения для создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу.

Принести крючок, нитки

45

Аппликация из цепочек воздушных петель

1

Изучение нового материала

Изготовление изделий из текстильных материалов

Индивидуальный

Учащиеся должны уметь:- использовать приобретенные знания и умения для создания различных изделий из доступных материалов по  образцу, рисунку

Принести клей, пух, картон

46

Способы нанесения пуха.

Аппликация из пуха.

 1

Комбинированный

Изготовление изделий из пуха

Индивидуальный

Учащиеся должны уметь:- использовать приобретенные знания и умения для создания различных изделий из доступных материалов по  образцу, рисунку

Принести клей, бумагу, картон,

47

Мастерим из бумаги и картона. Объемные аппликации.

 1

Комбинированный

Изготовление изделий из бумаги и картона. Основные способы соединения деталей изделия.

Индивидуальный

Учащиеся должны уметь:- использовать приобретенные знания и умения для создания различных изделий из доступных материалов по  образцу, рисунку

Принести семена перца

48

Практическая работа. Посадка перца в ящики.

 1

Комбинированный

Практическая самостоятельная работа.

Текущий контроль

Выполнять правильную посадку растений (густота посадки,  стараясь расположить их равномерно, слегка вдавливают, чтобы обеспечить хороший контакт с почвой сверху )семена присыпают песком.)Использование приобретенных знаний  в повседневной жизни.

Подготовить сообщение о перцах.

49

Практическая работа. Рыхление почвы и полив перцев в ящиках.

 1

Комбинированный

Практическая самостоятельная работа.

Текущий контроль

Использование приобретенных знаний  в повседневной жизни.

50

О перцах. Практическая работа.

 1

Комбинированный

Урок-презентация

Текущий контроль

Рассказать о сортах перца. Выполнять условия выращивания  и соблюдать правила ухода. Объяснить правила поливки.

Подготовить

сообщения о комнатных растений

51

Украсим дом цветами. Размножение комнатных растений.

 1

Комбинированный

Практическая самостоятельная работа.

Фронтальный

Использование приобретенных знаний  в повседневной жизни.

Принести отростки комнатных растений

52

Пересадка комнатных растений.

 1

Комбинированный

Практическая самостоятельная работа.

Фронтальный

Использование приобретенных знаний  в повседневной жизни.

Принести клей, бумагу, картон

53

Работа из бумаги и картона. Объемные аппликации.

 1

Комбинированный

Практическая самостоятельная работа.

Индивидуальный

Учащиеся должны уметь:- использовать приобретенные знания и умения для создания различных изделий из доступных материалов по  образцу, рисунку

Принести клей, бумагу, картон

54

Игрушки на основе конуса.

 1

Комбинированный

Практическая самостоятельная работа.

Индивидуальный

Учащиеся должны уметь:- использовать приобретенные знания и умения для создания различных изделий из доступных материалов по  образцу, рисунку

Принести лоскутки ткани, нитки, иголку

55

Творим чудеса из лоскутов и ниток.

1

Изучение нового материала.

Практическая самостоятельная работа.

Индивидуальный

Учащиеся должны уметь:- использовать приобретенные знания и умения для создания различных изделий из доступных материалов по  образцу, рисунку

Принести  ткань, мулине, иголку с ниткой

56

Учимся вышивать.

Стебельчатый шов.

1

Комбинированный

Практическая самостоятельная работа.

Индивидуальный

Учащиеся должны уметь:- использовать приобретенные знания и умения для создания различных изделий по  образцу, рисунку

Принести  ткань, мулине, иголку с ниткой

57

 Шов «крестиком»

1

Изучение нового материала

Практическая самостоятельная работа.

Индивидуальный

Учащиеся должны уметь:- использовать приобретенные знания и умения для создания различных изделий по  образцу, рисунку

Принести  ткань, мулине, иголку с ниткой

58

Мережка «кисточка»

1

Изучение нового материала

Практическая самостоятельная работа.

Индивидуальный

Учащиеся должны уметь:- использовать приобретенные знания и умения для создания различных изделий по  образцу, рисунку

Принести  ткань, мулине, иголку с ниткой

59

Петельный шов. Тамбурный шов.

1

Изучение нового материала

Практическая самостоятельная работа.

Индивидуальный

Учащиеся должны уметь:- использовать приобретенные знания и умения для создания различных изделий по  образцу, рисунку

Принести  ткань, мулине, иголку с ниткой

60

Шов «петля вприкреп»

1

Изучение нового материала

Практическая самостоятельная работа.

Индивидуальный

Учащиеся должны уметь:- использовать приобретенные знания и умения для создания различных изделий по  образцу, рисунку

Принести  семена овощей

61

Практическая работа. Выращивание  овощей на пришкольном участке.

1

Комбинированный

Практическая самостоятельная работа.

Индивидуальный

Использование приобретенных знаний  в повседневной жизни.

62

Практическая работа. Уход за овощами, полив.

1

Комбинированный

Практическая самостоятельная работа.

Индивидуальный

Использование приобретенных знаний  в повседневной жизни.

63

Практическая работа. Прополка и прореживание

ростков овощей.

1

Комбинированный

Практическая самостоятельная работа.

Индивидуальный

Использование приобретенных знаний  в повседневной жизни.

64

Практическая работа. Уход за овощами, полив.

1

Комбинированный

Практическая самостоятельная работа.

Индивидуальный

Использование приобретенных знаний  в повседневной жизни.

Принести овощи для салата

65

Практическая работа. Салаты из овощей (редис, зеленый лук)

1

Комбинированный

Практическая самостоятельная работа.

Индивидуальный

Использование приобретенных знаний  в повседневной жизни.

Принести овощи

66

Практическая работа. Фигурки из овощей.

1

Комбинированный

Практическая самостоятельная работа.

Индивидуальный

Использование приобретенных знаний  в повседневной жизни.

67

Практическая работа. Уборка редиски, укропа, зелень лука.

1

Комбинированный

Практическая самостоятельная работа.

Индивидуальный

Использование приобретенных знаний  в повседневной жизни.

Подготовить проект  «Дары природы»

68

Проект  «Дары природы». Подведение итогов учебного года.

1

Комбинированный

Практическая самостоятельная работа.

Индивидуальный

Использование приобретенных знаний  в повседневной жизни.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Примерная программа по направлению «Технология. Cельскохозяйственный труд» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Примерная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Материал, который в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ стандарта выделен курсивом, то есть подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников, введен в основное содержание примерной программы с выделением курсивом. Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников (может использоваться при тематическом планировании курса учителем). При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, распределения часов по разделам и темам, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса с учетом индивидуальных способностей и потребностей учащихся, материальной базы образовательных учреждений, местных социально-экономических условий и национальных традиций.  

Структура документа

Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным (в модальности «не менее») распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета

Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук.      Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ изучается в рамках одного из трех направлений: «Технология. Технический труд», «Технология. Домашний труд», «Технология. Сельскохозяйственный труд».

Независимо от изучаемых технологий, содержанием программы по направлению «Технология. Сельскохозяйственный труд» предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

  1. культура и эстетика труда;
  2. получение, обработка, хранение и использование информации;
  3. основы дизайна;
  4. знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися;
  5. влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
  6. творческая, проектная деятельность;
  7. история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Базовым для программы по направлению «Технология. Сельскохозяйственный труд» является раздел «Овощеводство» .Исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу должен отбираться с учетом следующих положений:

• распространенность изучаемых технологий в сфере сельскохозяйственного производства  в личных подсобных хозяйствах и отражение в них современных научно-технических достижений;

• возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;

• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

• возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;

• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.  Теоретическая подготовка заключается, прежде всего, в формировании ведущих понятий  технологий сельского хозяйства – сорт, порода, урожайность, продуктивность и т.д.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются сельскохозяйственные опыты,  практические и лабораторно-практические  работы, метод проектов. Практические работы в программе  связаны с  выполнением различных приемов обработки почвы, посева, посадки, ухода за растениями,  технологических расчетов. На лабораторно-практических  работах изучаются  свойства почвы, удобрений. Учитель в соответствии с имеющимися в школе возможностями выбирает  объекты и темы практических работ для учащихся. При этом необходимо учитывать посильность объектов труда для учащихся соответствующего возраста. Практическая деятельность при обучении технологии включает в себя не только освоение и выполнение конкретных трудовых приемов, она подразумевает также  включение  учащихся в поисковую, исследовательскую, аналитическую деятельность, связанную с выполняемыми работами. Для каждой темы перечислены возможные и наиболее целесообразные с точки зрения реализации минимума содержания  виды практической деятельности.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ.

Специфика сельскохозяйственных проектов такова, что их выполнение требует значительного времени.  Продолжительность проекта определяется биологическими особенностями выращиваемых растений. Поэтому проектная деятельность  организуется не как завершающий этап, а в тот период учебного года, когда необходимо начинать выполнение проекта в соответствии с агротехникой конкретных сельскохозяйственных культур. Предполагается, что значительная часть проектных работ будет выполняться во внеурочное время, в том числе во время летней практики. По методу проектов может быть организована и традиционная для сельской школы опытническая работа.  

Желательно, чтобы проекты имели  социальную направленность,   требовали от школьников  активной поисковой деятельности за пределами школы, в сельском социуме. Выбирая тему проектов, следует обратить внимание на ее практическую значимость для  УОУ или  приусадебных хозяйств, благоустройства и озеленения.    

Учитывая, что в сельской школе уменьшается объем учебного времени на освоение направлений «Технический труд» и Домашний труд», желательно, чтобы темы творческих работ и проектов учащихся сельских школ носили комбинированный характер, и при их выполнении учащиеся осваивали  не только сельскохозяйственные технологии, но и технологии обработки различных материалов, предусмотренные обязательным минимумом содержания.

Для реализации обязательного минимума содержания  по разделу  «Овощеводство» необходимо наличие учебно-материальной базы для организации практической деятельности школьников. Школьные учебно-опытные участки  (УОУ), кабинеты биологии и  сельского хозяйства  являются основной базой изучения растениеводства..

УОУ и кабинеты  должны иметь рекомендованный Министерством образования РФ набор ручных инструментов и оборудования для выполнения основных видов сельскохозяйственных работ.  Большое внимание должно быть обращено на обеспечение безопасности труда учащихся при выполнении технологических операций. Особое внимание следует обратить на соблюдение правил электробезопасности. Недопустимы работы школьников с производственным оборудованием, которое не включено в перечень оборудования, разрешенного к использованию в общеобразовательных учреждениях. Не допускается применение на занятиях самодельных электромеханических инструментов и технологических машин.  Также не разрешается применять на практических занятиях самодельные электрифицированные приборы и аппараты, рассчитанные на напряжение более 42 В.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Для обучения технологиям сельского хозяйства наиболее важны связи с биологией и химией.

Особенности реализации примерной программы направления «Технология. Сельскохозяйственный  труд» в сельской школе

Поскольку в сельской школе традиционно изучаются как технологии промышленного, так и сельскохозяйственного производства, для учащихся таких школ, с учетом сезонности работ в сельском хозяйстве, создаются комбинированные программы, включающие разделы по агротехнологиям, а также базовые и инвариантные разделы по технологиям технического труда или обслуживающего труда. Комплексный учебный план в конкретной школе при этом составляется с учетом сезонности сельскохозяйственных работ в данном регионе.

В связи с перераспределением времени между указанными разделами в комбинированных программах уменьшается объем и сложность практических работ в разделах содержания по техническому труду с сохранением всех составляющих минимума содержания обучения по технологии.

Комплексно для комбинированных программ планируется освоение раздела «Современное производство и профессиональное образование» и проектная деятельность учащихся. Желательно, чтобы темы творческих работ и проектов учащихся сельских школ носили комбинированный характер, сочетая технологии технического и сельскохозяйственного труда. Необходимые сведения о профессиях промышленного  и сельскохозяйственного производства, сферы услуг, путях получения профессионального образования должны быть даны сельским школьникам в общем для обоих направлений комбинированном профориентационном разделе.

В виду объективных трудностей обеспечения сельских школ деталями или конструкторами для технологий, относящихся к электронной технике, соответствующие работы могут быть заменены электротехническими работами с электроприводом и электромеханической автоматикой оборудования сельскохозяйственного производства.

Цели

Изучение технологии в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
  2. овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
  3. развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  4. воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей  деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
  5. получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе начального образования являются:

Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Выбор и использование средств представления информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта, и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание свого вклада в решение общих задач коллектива.

Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента: знать/понимать  - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний, уметь – владение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач. Результаты обучения сформулированы в требованиях в обобщенном виде и являются инвариантными по отношению к направлению технологической подготовки учащихся.

Ожидаемые результаты обучения по данной примерной программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию природных объектов, материалов, энергии, информации, необходимыми для  создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми потребительскими  свойствами;  умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; навыками самостоятельного планирования и ведения приусадебного хозяйства; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развёрнутое календарно - тематическое планирование уроков технологии по УМК "Начальная школа XXI века" в 1 классе

Развёрнутое календарно - тематическое планирование уроков технологии в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века" соответствует учебнику 2011года издания....

календарно-тематическое планирование по технологии 3 класс "Школа России".

Ктп по технологии составлено на 1 час в неделю, всего 35 часов в год....

Календарно-тематическое планирование по технологии в 3 классе

В планировании учебного предмета "технология" отражены 2 модуля: технология и иинформатика...

Календарно – тематическое планирование по технологии в 3 классе (автор Т. М Рагозина «Технология») УМК « Перспективная начальная школа»

Данная Рабочая программа по технологии  для  3 класса первой ступени образования составлена  с использованием нормативно-правовой базы:Закон Российской Федерации «Об образовании» (стать...

Календарно – тематическое планирование уроков технологии в 1 «А» классе на 2015 – 2016 учебный год.1. Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Фрейтаг И. П.. «Технология», учебник для 1 класса начальной школы /М.: «Просвещение» , 2011 годРабочая программа .

    Программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования,  авторской программыН.И. Роговцевой, соответствует требованиям Федерального компонента госу...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 1 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 1 класса УМК "Школа России"...