Урок технологии в 3 кл. "Аппликация из резаных нитей" (по системе Л.В. Занкова)
план-конспект урока по технологии (3 класс) на тему
Урок технологии в 3 классе "Аппликация из резаных нитей" по системе Л.В. Занкова. Автор учебника - Т.Н. Проснякова. "Технология. Уроки мастерства. 3 класс"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_truda_faber.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Фабер Ирина Александровна, учитель начальных классов,
МОУ «СОШ № 76» Ленинского района г. Саратова
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 76» Ленинского района города Саратова
Открытый урок по теме
«Аппликация из резаных нитей»
3 класс
(Программа общего развития Л.В. Занкова)
Провела:
учитель начальных классов МОУ «СОШ №76»
Фабер Ирина Александровна, учитель высшей квалификационной категории
Тема: Аппликация из резаных нитей
Тип урока: Урок усвоения новых знаний и умений.
Цели урока: Научить детей изготавливать аппликацию из резаных нитей.
- Образовательная: расширение кругозора учащихся.
- Развивающая: развивать творческое воображение, глазомер, мелкую моторику рук и эстетическую направленность.
- Воспитательная: воспитывать аккуратность и терпение, бережное отношение к природе.
Методы обучения: исследовательский, частично-поисковый, практический.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, совместная деятельность.
Оборудование: Учебник технологии T.H.Просняковой «Уроки мастерства» 3 кл., нитки различных волокон, тесьма, скрепки, клей, ножницы, трафареты из картона, картон.
Дидактические материалы: иллюстрации одуванчика, карточки с опорными словами, гербарий одуванчика.
Ход урока
I. Организация начала урока.
Учитель:
Итак, друзья, внимание – ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее – начнем скорей урок.
Вы готовы наблюдать?
Выводы делать и рассуждать?
Урок труда нас ждет впереди,
К новым знаниям надо идти.
Учитель: Сегодня мы будем работать с резаными нитками. Дома вы должны были продумать эскиз своей работы и в соответствии с ним подготовить нитки, тесьму и фон соответствующего тона.
II. Актуализация знаний учащихся.
Учитель: Аппликация появилась очень давно. Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им можно не только соединять детали одежды, но и украсить ее. Позже стали использовать кусочки кожи, меха, войлока других оттенков и цветов для украшения одежды.
Со временем аппликация становилась все более разнообразной по использованию материала. Применяются цветные бусины, всевозможная материя - бархат, атлас, шелк. С изобретением бумаги в моду входят бумажные аппликации — силуэты.
Итак, аппликация прочно вошла в вашу жизнь. Что же означает это слово? В переводе с латинского аппликация означает прикладывание, это изобразительная техника, основанная на вырезании, наложении деталей на фон, закреплении на нем с помощью клея, нитей. В современной аппликации используются всевозможные материалы: различная бумага, ткани, нитки.
Учитель: А из чего вы уже делали аппликацию?
(Ответы детей.)
III. Первичное усвоение новых знаний, способов действий.
Учитель: Прежде чем мы приступим к выполнению аппликации, нам нужно потренироваться в выполнении некоторых операций, которые помогут сделать работу красивой и аккуратной. Откройте учебники на с.38.
(Дети открывают учебники.)
Учитель: Посмотрите внимательнее и расскажите, как сделать заготовку круглой формы.
(Дети объясняют выполнение схемы)
Учитель: Спасибо. А для чего нам такая заготовка может пригодиться? Начинайте работу над заготовкой, а в это время мы продолжим обсуждение.
(Дети предлагают свои варианты использования заготовок круглой формы).
Учитель: Замечательные идеи. А если мы по-другому подрежем края и получим другие фигуры, то для чего мы сможем их использовать?
(Ученики фантазируют и предлагают свои варианты использования заготовок.)
Учитель: Хорошо, давайте теперь посмотрим, как делать заголовку прямоугольной формы.
(Дети объясняют выполнение алгоритма по схеме в учебнике.)
Учитель: Для изготовления чего еще может пригодиться такая заготовка?
(Дети предлагают свои варианты.)
Учитель: Я вам еще подскажу идею. А если разрезать тесьму пополам?
(Дети думают и отвечают.)
Учитель: Очень хорошо. Сейчас давайте приступим непосредственно к работе над аппликацией и поговорим о тех предметах, которые вам предлагают изобразить в этой технике. Посмотрите на рис. 1 на стр.39. Как бы вы назвали эту композицию?
(Дети предлагают свои названия.)
Учитель: Прочитайте, пожалуйста, как в народе называют одуванчик.
(Дети читают.)
Учитель: Как вы думаете, откуда появились такие имена?
(Ответы детей.)
Учитель: На какие группы можно их разделить?
(Дети предлагают свои варианты выполнения задания.)
Учитель: Очень интересно. Замечательные версии. Но ж хочу добавить к вашим ответам, что во многих районах России одуванчик называют подойником ещё и потому, что корзинка со стебельком напоминает воронку для процеживания молока. Слово «одуванчик» имеет московское происхождение от основы глагола «одуть» или «обдуть». Это название закрепилось как основное, хота известны и близкие по смыслу формы: «сдуванчик», «дуван», «одуван», «ветродуйка», «нустодуйка». Есть и другие имена у него: за то, что цветоножка внутри пустая (как трубочка), одуванчик зовут ещё полой травой.
Как вы думаете, ребята, почему у одуванчика так много народных названий? Почему мы не знаем народных названия астры или гвоздики?
(Дети думают и отвечают.)
Учитель: В некоторых районах России за повсеместное распространение одуванчики прозвали даже придорожью. A поэт Лев Александрович Мей в стихотворении «Одуванчики» так и пишет о них;
Где хоть горсточка земли, –
Вы уж, верно, расцвели.
Прочитайте, что написано в учебнике об этом интересном растении.
(Дети читают.)
Учитель: Что удивило вас?
(Детей должно удивить, что есть лиловые и красные одуванчики.)
Учитель: Да, ребята, «парашютики» у всех одуванчиков примерно одинаковые. Мы привыкли к золотисто-желтому, наиболее распространенному. Но одуванчиков в нашей стране около 250 видов. Среди них есть беловатые и мясно-красные (это их научное название), в горах Кавказа встречаются пурпурные, а в Тянь-Шане — лиловые.
Что еще интересного вы можете рассказать об этом растении?
(Дети показывают результаты своей домашней работы.
Они получили задание – найти информацию об одуванчиках.)
ФИЗМИНУТКА.
Говорит цветку цветок:
«Подними-ка свой листок.
( Дети поднимают и опускают руки).
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой.
(Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.)
Да головкой покачай,
Утром солнышко встречай.
(Вращение головой.)
Стебель наклони слегка –
Вот зарядка дли цветка.
(Наклоны.)
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся».
(Встряхивания кистями рук.)
Наконец готовы все
День встречать во всей красе.
Учитель: Теперь давайте вернемся к композиции в учебнике. Вы уже сделали заготовки. Скажите, чем отличается изготовление листьев одуванчика от листьев папоротника, которые правильно называть ВАЙИ.
(Отрезаны по-другому. Тесьма приклеена сверху. Жилку у одуванчика показали просто кусочком нитки, которую приклеили сверху на готовый лист.)
Учитель: Ребята, а как сделать стебелек?
(Если дети не догадаются сами, подсказка на с. 42.)
Учитель: Из чего можно сделать рамочку?
(Дети предлагают свои варианты.)
IV. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнении для ее применения по образцу.
Учитель: Прочитайте в учебнике, что написано о папоротнике. Соответствует ли композиция тексту?
(Ответы учащихся.)
Учитель: Что вы знаете об этом растении?
Да, около 300 млн. лет тему назад на нашей планете пышно росли папоротникообразные. Это были крупные деревья со стволами высотой 30-40 м. Постепенно они уступили место цветковым растениям, а их могучие стволы разлагались в почве без доступа кислорода и превратились в залежи каменного угля. Но папоротники, конечно, на нашей планете остались, хотя уже не такие высокие, как миллионы лет тему назад. В Украине, Беларуси и в России в ночь на 22 июня отмечают праздник Ивана Купалы, о котором пишет А. Блок. По легенде, папоротник цветет только в эту ночь.
Но вы правильно сказали, что папоротник не относится к цветковым растениям. Откуда же появилась эта легенда?
Среди обычных папоротников (страусника, кочедыжника, щитовника, орляка) – довольно высоких растений – существуют редкие и необычные виды. Это ужовник и гроздовик.
Разве не чудо – низенький папоротник с «кистью цветов»? Мешочки, в которых находятся споры, у него расположены на вытянутой части ваий. И похожи эти мешочки на бутончики маленьких цветков. Видимо, именно эти «бутончики» ужовника к дали толчок народной фантазии. И появились легенды о цветущем папоротнике — «ключ-траве» или «разрыв-траве».
Представьте себе, что вам удалось увидеть цветок папортника. Каким вы себе его представляете?
(Ответы детей).
Учитель: Спасибо. Постарайтесь сделать цветок папоротника так, как вы его себе представляете.
V. Рефлексия.
Учитель: Наш урок подходит к концу. Пожалуйста, несите готовые работы на выставку.
(Дети выставляют, обсуждают работы.)
Учитель: Скажите, как можно использовать ваши работы?
(Ответы детей.)
Учитель: Вы сегодня очень хорошо поработали. У всех получились замечательные композиции.
VI. Домашнее задание.
Закончить композицию «Цветок папоротника», приготовить материалы для
следующего урока (стр. 42)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики в 4 классе "Возведение в степень" по системе Л.В.Занкова
В содержание урока включены задания на закрепление вычислительных навыков, составления уравнений, развитие логического мышления, решение задач алгебраическим способом, работа с геометрическим ма...
История в архитектурных памятниках. Примитивное жилище. Аппликация из резаных нитей. Жилища разных народов.
В разработке показана связь архитектуры с природно – климатическими условиями, уровнем развития и особенностями развития и жизни людей. Развитие творческих способностей детей, речи, ...
Разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения по системе Л.В. Занкова.Тема урока "Число и цифра 7".
В разработке представлен подробный план изучения темы "Число и цифра 7" с вариантами ответов учащихся....
Применение современных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС. Проектная деятельность в системе Л. В. Занкова
Начиная с 2008 года, работаю по программе Л.В.Занкова. Общая целевая установка в федеральном государственном образовательном стандарте совпадает с целью системы развивающего обучения Л.Занкова –...
Аппликация из резаных нитей «Одуванчик»
Урок технологии...
Аппликация из резаных нитей
Аппликация из резаных нитей...
Аппликация из резанных нитей
конспект...