Пояснительная записка по технологии 1 класс Школа России
календарно-тематическое планирование по технологии (1 класс) на тему
Пояснительная записка по предмету "Технология" 1 класс Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasn_trud_1.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"УСТЬ-АБАКАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА "
принято на заседании ШМО учителей __________ цикла Протокол №__1______ от «__28__»___08________2014 г. Руководитель МО__________________ | согласовано Заместитель директора по учебно – воспитательной работе _______________________ ФИО «__28_08_»___________2014г. | утверждаю Директор _______________________ ФИО Приказ №_161______ от «_01___»___09_____2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по _технологии_________________
учебный предмет
_________2014 – 2015 учебный год______
______________________1_класс В (1 час в неделю)________________________
класс, количество часов в неделю
______I ч. – 9 ч.; II ч. – 7ч.; III ч. – 9 ч.; IV ч. – 7 ч. За год – 32 ч
Учитель: Быкодерова Вера Валентиновна
Усть-Абакан, 2014
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК «Школа России» А.А. Плешакова для 1-4 классов, авторской программы для общеобразовательной школы. «Технология», созданной под руководством Т. М. Геронимус Технология. М.: Просвещение, 2012г., утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Нормативно-правовая база рабочей программы:
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273;
- Приказ №373 « Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования» от 06.10.2009г.
- Приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" (с изменениями и дополнениями)
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Примерная основная образовательная программа НОО А.М.Кондакова.
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях;
- Устав МБОУ «Усть-Абаканская СОШ»;
- Основная образовательная программа «Усть-Абаканская СОШ»;
- Учебный план «Усть-Абаканская СОШ».
Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного содержания.
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение технологии отводится 1 час в неделю, всего на изучение программного материала отводиться 32 часа.
Рабочая программа по предмету «Технология» 1 класс разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Т. М. Геронимус Технология. М.: Просвещение, 2012г., из расчета 1 учебный час в неделю, всего 32 часа за учебный год ( 1 час резерва). Предмет «Технология» - входит в технологическую образовательную область.
Распределение часов в течение учебного года
№ | Четверть | Количество часов | Практические | Контрольные |
1 | 1 четверть | 9 | 9 | |
2 | 2 четверть | 7 | 7 | |
3 | 3 четверть | 9 | 9 | |
4 | 4 четверть | 7 | 7 | |
ИТОГО | 32 | 32 |
Общая характеристика учебного предмета
Деятельностный подход к построению процесса обучения по технологии является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию у учащихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.
Обучение школьников строиться с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов и овладения первоначальными умениями проектной деятельности. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяется возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.
При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.
Характерными особенностями учебного предмета являются:
- практико-ориентированная направленность содержания обучения;
- применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для расширения технических и технологических задач;
- применение поученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.
Программой предусматривается обязательное изучение обще трудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по изготовлению изделий из различных материалов.
Обоснование отбора содержания
Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у учащихся картину мира с технологической направленностью. В начальной школе при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка результата, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, нахождение практических способов решения, умение добиваться достижения результата и т. д.) достаточно наглядны и, значит, более понятны для детей. Навык выполнять операции технологично позволяет школьнику грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделий на уроках технологии. Знание последовательности этапов работы, чёткое создание алгоритмов, умение следовать правилам необходимы для успешного выполнения заданий любого учебного предмета, а также весьма полезны во внеучебной деятельности.
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Краткая характеристика сущности данного предмета, его функции.
С учетом спецификации данного учебного предмета в программе выделены четыре содержательные линии, которые реализуют концентрический принцип изучения, дают возможность постепенно углублять и расширять программный материал.
Первый раздел «Учимся размышлять» определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащегося по осознанию практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы.
Второй раздел программы «Готовимся к практической работе» предусматривает перечень самостоятельных и коллективных действий по подготовке рабочего места, отбору нужного количества материала.
Третий раздел «Учимся выполнять новые операции» и четвертый «У нас получаются красивые изделия» определяют круг операций, осваиваемых на уроках, и перечень рекомендуемых изделий.
Пятый раздел «За год мы узнали новые слова» является своеобразным справочником – контролером для учителя, организующего на уроке труда усвоение терминов, причем все перечисляемые слова вводятся в урок не на уровне определения, а на уровне распознавания по смыслу.
Цели обучения:
В процессе обучения технологии в 1 классе реализуются следующие цели:
- развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
- освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
- овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы;
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практической применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Задачи обучения:
- развивать мелкую моторику рук, пространственное воображение, техническое и логическое мышление, глазомер; способность ориентироваться в информации разного вида;
- освоить знания о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, получение первоначальных представлений о мире профессий;
- овладеть начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы;
- воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; находить практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа, практические и тематические работы. На учебных занятиях используются коллективные способы обучения в парах постоянного состава (ППС), в малых группах. Во время учебных занятий ученики обсуждают работы товарищей, результаты коллективного творчества и индивидуальные работы на уроках.
Раздел 1 «Учимся размышлять» 3 часа
Обучающийся научится:
- определять название материалов: бумага альбомная, цветная для аппликаций, крепированная, бумажная макулатура, картон, льняная ткань, пряжа, нитки, вата, природные материалы, клей ПВА;
-соблюдать общие и частные правила безопасной работы на уроках труда;
- определять по внешнему виду физические свойства используемых материалов: цвет, блеск, прозрачность, фактура поверхности;
- рассматривать образец изделия, определять назначение, материал из которого изготовлена вещь.
Раздел 2 «Готовимся к практической работе» (8 часов)
Обучающийся научится:
- соблюдать общие и частные правила безопасной работы на уроках труда.
- размещать в нужное время на рабочем столе инструменты, материалы и приспособления;
- рассматривать образец изделия, определять назначение, материал из которого изготовлена вещь;
- выбирать в зависимости от размеров деталей наименьшие обрезки материалов для работы.
Раздел 3 «Учимся выполнять новые операции» 10 часов
Обучающийся научится:
- определять название материалов и инструментов;
- правила разметки квадрата, криволинейных деталей по шаблону, на глаз, по выкройке;
- правила гофрирования бумаги;
- правила наклеивания деталей;
-соблюдать общие и частные правила безопасной работы на уроках труда.
- рассматривать образец изделия, определять назначение, материал из которого изготовлена вещь;
- сушить склеенные изделия под прессом и в растяжку;
- выполнять шов «вперед иголку» по мережечной дорожке.
Раздел 4 «У нас получаются красивые изделия» (10 часов)
Обучающийся научится:
- определять названия и назначения материалов (бумага, ткань):
- выполнять приемы черчения эскиза, правила написания цифр на эскизе;
- определять названия и назначения ручных инструментов;
-правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами;
-соблюдать алгоритм изготовления изделий из бумаги, ниток, ткани и различных материалов;
-определять порядок подготовки к работе и последовательность заданной работы;
-рассматривать и анализировать изделие (определять его назначение, материал, способ соединения деталей, последовательность изготовления);
-правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
-соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
-экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы в несколько раз, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали с помощью клея, вышивать, работать с разными материалами.
Раздел 5 «За год мы узнали новые слова» 1 час
Обучающийся научится:
-организовывать рабочее место, использовать материалы и инструменты по назначению;
-работать в группе;
-выполнять разметку.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Общеучебные умения навыки и способы деятельности
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты:
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
- Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
- Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
- Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности.
- Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
- Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Результаты обучения к концу 1 класса
Обучающийся научится:
- названия и назначения материалов (бумага, ткань):
- приемы черчения эскиза, правила написания цифр на эскизе;
-названия и назначения ручных инструментов;
-правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами;
- алгоритм изготовления изделий из бумаги, ниток, ткани и различных материалов;
-правильно использовать инструменты и по назначению;
-выполнять заготовки с использованием шаблона;
-выполнять изделия с использованием различных материалов.
-порядок подготовки к работе и последовательность заданной работы.
Обучающийся получит возможность научиться:
-рассматривать и анализировать изделие (определять его назначение, материал, способ соединения деталей, последовательность изготовления);
-правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
-соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
-экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы в несколько раз, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали с помощью клея, вышивать, работать с разными материалами;
-знать профессии и их функции.
Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся
Оценивание младших школьников в течение первого года обучения осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной основе. Использование данных форм оценивания осуществляется в соответствии с методическим письмом министерства образования от 03.06. 2003 № 13-51-120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях».
Успешность усвоения программ первоклассниками характеризуется качественной оценкой на основе Листа образовательных достижений, включающего совокупность критериев освоения программы первого класса. Учитель составляет характеристику образовательных достижений первоклассника в соответствии с Листом оценки.
Качественная характеристика знаний, умений и универсальных учебных действий составляется на основе «портфолио» ученика, его рефлексивной самооценки. В раздел Портфолио учебных достижений обучающегося по предмету «Технология» прикладываются творческие работы, проектные задания.
Условия эффективности системы оценки - систематичность, личностная ориентированность, динамика.
Конечная цель системы контроля и оценки заключается в переводе внешней оценки во внутреннюю самооценку и в достижении (в перспективе) полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования.
Оценочный лист предметных результатов
за ____ четверть по предмету ________________
обучающегося ______ класса __________(ФИ)_____.
Критерии | Образец задания | Самооценка | Оценка задания | Итоговая оценка (зачтено – не зачтено) |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. | ||||
Дополнительный критерий |
Шкала самооценки:
«+» - знаю и умею применять.
«!» - знаю, но не всегда могу применить.
«?» - не уверен в своих знаниях.
«--» - пока не знаю и не умею.
Практические занятия по предмету «Технология»
№ | Дата проведения урока | Тема урока | Кол-во часов | |
план | факт | |||
1 | Раздел 1 «Учимся размышлять»» | 3 | ||
2 | Раздел 2 «Готовимся к практической работе» | 8 | ||
3 | Раздел 3 «Учимся выполнять новые операции» | 10 | ||
4 | Раздел 4 «У нас получаются красивые изделия» | 10 | ||
Раздел 5 «За год мы узнали новые слова» | 1 |
Сроки и порядок рассмотрения рабочей программы
6.1. Сроки и порядок рассмотрения Рабочей программы определяется данным положением, утвержденным на уровне региона.
Первый этап – 20-30 августа – Рабочая программа рассматривается на заседании методического объединения учителей (результаты рассмотрения заносятся в протокол) и согласовывается с заместителем директора по учебно-воспитательной работе;
Второй этап – 1-5 сентября – Рабочая программа рассматривается на педагогическом совете и утверждается руководителем образовательного учреждения.
6.3. После утверждения руководителем образовательного учреждения Рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в данном образовательном учреждении. Общий перечень Рабочих программ утверждается приказом по общеобразовательному учреждению.
6.5. Рабочая программа обновляется ежегодно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка. Математика 1 класс "Школа России"
В данном материале вы найдёте пояснительную записку к тематическому планированию по математике для 1 класса по программе "Школа России"....
Пояснительная записка. ИЗО 1 класс "Школа России"
В данном материале вы найдёте пояснительную записку к тематическому планированию по ИЗО для 1 класса по программе "Школа России"....
Пояснительная записка (математика 2 класс, "Школа России")
"Школа России" 2 класс Пояснительная записка...
Рабочая программа по русскому языку. 3 класс. Пояснительная записка. Календарно-тематическое планирование. Школа России.
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями ФГОС НОО, планируемыми результатами начального общего образования....
Рабочая программа по русскому языку. 3 класс. Пояснительная записка. Календарно-тематическое планирование. Школа России.
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями ФГОС НОО, планируемыми результатами начального общего образования....
Рабочая программа по математике. 3 класс. Пояснительная записка. Календарно-тематическое планирование. Школа России.
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями ФГОС НОО, планируемыми результатами начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Пояснительная записка. Календарно-тематическое планирование. Школа России
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями ФГОС НОО, планируемыми результатами начального общего образования....