Рабочая программа по русскому языку (обучение грамоте, русский язык). 1 класс. УМК "Начальная школа XXI века"
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку (обучение грамоте, русский язык). 1 класс. УМК "Начальная школа XXI века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 269 КБ |
Предварительный просмотр:
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Общая характеристика программы
Программа учебного предмета «Русский язык» предназначена для учащихся 1 «Б» класса ЧОУ «ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ ИМ. К. БОГОРОДСКОГО»
Программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и с учетом примерной основной образовательной программы начального общего образования УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
Программа рассчитана на 1 год обучения. В программе курса «Русский язык» выделены три блока: фонетика, слово и предложение, связная речь. В I полугодии – 80 часов, во II полугодии – 85 часов.
Изучение русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте». Обучение грамоте в первом полугодии объединяет количество часов предметов «Русский язык» - 5 часа в неделю («Литературное чтение» 4 часа в неделю), во втором полугодии начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. На изучение курса «Русский язык» отводится 5 часов в неделю, 165 часов в год. Общее количество часов 165 . Продолжительность занятия 45 минут.
Реализация учебной программы обеспечивается учебником С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова. Русский язык. Учебник. –М.: Вентана -Граф, 2018 г., включённым в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2018/2019 учебный год.
- Цель и задачи программы
Познавательная цель – ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
Социокультурная цель – формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями. Задачами и условиями общения;
- освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объёма;
- воспитание у учеников позитивного эмоционального-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Программа учебного предмета направлена на достижение следующих образовательных результатов:
Личностными результатами изучения русского языка являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка являются: начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного); умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква; способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.
Ученик научится:
различать, сравнивать:
- звуки и буквы;
- ударные и безударные гласные звуки;
- твердые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки;
- звук, слог, слово;
- слово и предложение;
кратко характеризовать:
- звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твердые/мягкие, согласные звонкие/глухие);
- условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных;
решать учебные и практические задачи:
- выделять предложение и слово из речевого потока;
- проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех — пяти звуков;
- выделять в словах слоги[1];
- правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность;
- правильно писать сочетания ча - ща, чу - щу, жи - ши под ударением;
- переносить слова[2];
- писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных;
- правильно писать словарные слова, определенные программой;
- ставить точку в конце предложения;
- грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают);
- безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 15-30 слов[3];
- осознавать цели и ситуации устного общения;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета.
Ученик получит возможность научиться:
- выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по тексту или с помощью толкового словаря;
- использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
- различать слова, называющие предметы, действия и признаки; задавать вопросы к словам;
- выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
3.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержатель ная линия | Учебный материал | Кол-во часов | Требования ФГОС Планируемые результаты | ||
Универсальные учебные действия | Предметные | ||||
Знать | Уметь | ||||
1.Предложение и слово | Работа с предложением. Выделение слов. Изменение порядка слов в предложении. Заглавная буква в начале предложения. Точка в конце предложения. Значение слова. Слова, называющие предметы. Слово и слог. Ударение в слове. | 6ч | -принятие и освоение социальной роли обучающегося, -развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; -развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; -овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; -освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; -использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; -овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классифика ции; -активное использование речевых средств для решения коммуникатив ных и познаватель ных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; -овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации | Понятия: слово, слог, предложение, ударение | различать: - звук, слог, слово; - слово и предложение; - ударный и безударный слоги; называть, приводить примеры: - слов, называющих предметы; решать учебные и практические задачи: - выделять предложение и слово из речевого потока; |
2 Звуки и буквы | Звуки как материал языка. Интонационное выделение звука в слове. Звуковой анализ слов. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки. Буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Гласная буква как показатель мягкости или твердости согласных звуков. Гласные буквы е, ё, ю, я, их функция. Алфавит. | 20 ч | Понятия: звук и буква .Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки Алфавит. | различать: - звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки; - звук, слог, слово; называть, приводить примеры: звуков: гласных, согласных (мягких, твёрдых ); кратко характеризовать: - качественные признаки звуков; - условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твёрдых согласных; решать учебные и практические задачи: - проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава четырёх - пяти звуковых слов; | |
3 Чтение и письмо | Чтение слогов, слов, предложений, небольших текстов. Письмо рукописными буквами слов, коротких предложений. Большая буква в начале предложения и в именах собственных. Точка в конце предложения. Гласные после шипящих (сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу) | 64ч | Правила оформления предложения на письме, написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу | решать учебные и практические задачи: - выделять предложение и слово из речевого потока; - проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава четырёх - пяти звуковых слов; - правильно писать «ча – ща», «чу – щу» и «жи – ши» под ударением; - писать заглавную букву в начале предложения и в именах собственных; - ставить точку в конце предложения; - грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения ( в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают ). | |
4 Развитие речи | Составление описательных и сюжетных рассказов. Восстановление простейшего деформированного текста. Пересказ текста по заданному плану. Рифма. | 75ч | Понятия: текст, план, рифма. | Составлять простейшие описательные и сюжетные рассказы Восстанавливать простейший деформированный текст. Пересказывать текст по заданному плану. |
- КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | |
План | Факт | |||
1 | Ориентировка на странице прописей. | 1 | ||
2 | Отработка алгоритма действий на страницах прописей. | 1 | ||
3 | Введение понятия «слово». | 1 | ||
4 | Отработка алгоритма действий на страницах прописей. | 1 | ||
5 | Отработка понятия «слово». | 1 | ||
6 | Деление предложения на слова. | 1 | ||
7 | Сравнение звуков. | 1 | ||
8 | Схема звукового состава слова. | 1 | ||
9 | Интонационное выделение заданного звука в слове. | 1 | ||
10 | Знакомство с рабочей строкой. | 1 | ||
11 | Сравнение слов по звуковой структуре | 1 | ||
12 | Звуковой анализ слов «кит», «кот». Сравнительный анализ слов. | 1 | ||
13 | Звуковой анализ слов «лук», «лес». Сравнение слов по звуковой структуре | 1 | ||
14 | Развитие свободы движения руки. | 1 | ||
15 | Отражение качественных характеристик звуков в моделях слова. | 1 | ||
16 | Гласный звук «а» Письмо заглавной и строчной буквы «А, а». | 1 | ||
17 | Письмо заглавной и строчной буквы Я я. | 1 | ||
18 | Закрепление правил обозначения звука (а) буквами. | 1 | ||
19 | Письмо заглавной и строчной буквы «О, о». | 1 | ||
20 | Письмо заглавной и строчной буквы «Ё, ё». | 1 | ||
21 | Закрепление правил обозначения звука [о] буквами. | 1 | окт | |
22 | Закрепление правил обозначение звуков [о] и [а] буквами. | 1 | ||
23 | Письмо заглавной и строчной буквы «У, у». | 1 | ||
24 | Закрепление правил обозначение звуков (у), (о), и (а) буквами. | 1 | ||
25 | Письмо заглавной и строчной буквы «Ю, ю». | 1 | ||
26 | Письмо заглавной буквы «Э». | 1 | ||
27 | Письмо строчной буквы « э». | 1 | ||
28 | Письмо заглавной и строчной буквы «Е, е». | 1 | ||
29 | Письмо изученных букв. | 1 | ||
30 | Письмо строчной буквы «ы». | 1 | ||
31 | Знакомство с буквой «И, и». | 1 | ||
32 | Письмо заглавной и строчной буквы «И, и». | 1 | ||
33 | Отработка написания изученных букв. | 1 | ||
34 | Повторение правила обозначения буквами гласных звуков. | 1 | ||
35 | Письмо заглавной и строчной буквы «М, м». | 1 | ||
36 | Письмо заглавной и строчной буквы «Н, н». Письмо слогов, слов. | 1 | ||
37 | Письмо заглавной и строчной буквы «Р, р». | 1 | 23.10 | |
38 | Письмо заглавной и строчной буквы «Р, р». Письмо слогов, слов. | 1 | 24 | |
39 | Письмо заглавной и строчной буквы «Л, л». | 1 | 25 | |
40 | Письмо заглавной и строчной буквы «Й, й». | 1 | 26 | |
41 | Введение понятия «слог». | 1 | ||
42 | Введение понятия «ударение». Письмо заглавной и строчной буквы «Г, г». | 1 | ||
43 | Письмо заглавной и строчной буквы «К, к». | 1 | ||
44 | Дифференциация букв «Г, г» - «К, к». | 1 | ||
45 | Письмо заглавной и строчной буквы «З, з». | 1 | ||
46 | Письмо заглавной и строчной буквы «С, с». | 1 | ||
47 | Письмо слов с изученными буквами. | 1 | ||
48 | Дифференциация букв «З, з» - «С, с». | 1 | ||
49 | Письмо заглавной и строчной буквы «Д, д». | 1 | ||
50 | Письмо заглавной и строчной буквы «Т, т». | 1 | ||
51 | Дифференциация букв «Д, д» - «Т, т». | 1 | ||
52 | Письмо заглавной и строчной буквы «Б, б». | 1 | ||
53 | Письмо заглавной и строчной буквы «П, п». | 1 | ||
54 | Письмо заглавной и строчной буквы «В, в». | 1 | ||
55 | Письмо заглавной и строчной буквы «Ф, ф». | 1 | ||
56 | Дифференциация букв «В, в» - «Ф ,ф». | 1 | ||
57 | Письмо заглавной и строчной буквы «Ж, ж». | 1 | ||
58 | Письмо заглавной и строчной буквы «Ш, ш». | 1 | ||
59 | Письмо заглавной и строчной буквы «Ч, ч». | 1 | ||
60 | Письмо заглавной и строчной буквы «Щ, щ». | 1 | ||
61 | Письмо заглавной и строчной буквы «Х, х». | 1 | ||
62 | Письмо заглавной и строчной буквы «Ц, ц». | 1 | ||
63 | Письмо строчной буквы «ь». | 1 | ||
64 | Разделительная функция мягкого знака | 1 | ||
65 | Письмо слов с разделительным мягким знаком. | 1 | ||
66 | Письмо буквы «ъ», слов с «ъ» | 1 | ||
67 | Слова с разделительными «ь» и «ъ» | 1 | ||
68 | Закрепление написания всех букв русского алфавита. | 1 | ||
69 | Звуковой анализ слов | 1 | ||
70 | Слог. Ударение | 1 | ||
71 | Работа с деформированными предложениями | 1 | ||
72 | Работа с деформированным текстом | 1 | ||
73 | Порядок действий при списывании | 1 | ||
74 | Письмо под диктовку слов и предложений | 1 | ||
75 | Язык как средство общения. | 1 | ||
76 | Устная и письменная речь. | 1 | ||
77 | Знаки препинания в конце предложения | 1 | ||
78 | Cлова приветствия. Словарные слова. | 1 | ||
79 | Отработка порядка действий при списывании. | 1 | ||
80 | Слова, отвечающие на вопросы кто?, что? Слова просьбы и извинения. | 1 | ||
81 | Слова, отвечающие на вопросы кто?, что? Слова благодарности. | 1 | ||
82 | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | ||
83 | Заглавная буква в именах собственных. | 1 | ||
84 | Правописание имен собственных. | 1 | ||
85 | Речевой этикет: использование слов «ты», «вы» при общении. | 1 | ||
86 | Контрольное списывание текста | 1 | ||
87 | Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? | 1 | ||
88 | Описание внешности. Слог. Ударение. Деление слов на слоги. | 1 | ||
89 | Адрес. Деление слов на слоги. Анализ слоговых схем. | 1 | ||
90 | Наша Родина-Россия. Правила переноса слов. | 1 | ||
91 | Перенос слов. Звуковой анализ слов. | 1 | ||
92 | Образование слов в русском языке. | 1 | ||
93 | Развернутое толкование значения слова. Ударение. | 1 | ||
94 | Отработка умения задавать вопросы к словам. | 1 | ||
95 | Контрольная работа. «Правописание имен собственных» Работа над ошибками. | 2 | ||
96 | Слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» | 1 | ||
97 | Слова, отвечающие на вопросы «что делаю?, что сделаю? | 1 | ||
98 | Правописание сочетаний жи – ши. | 1 | ||
99 | Правописание сочетаний ча – ща, чу-щу. | 1 | ||
100 | Постановка вопросов к словам. Перенос слов. | 1 | ||
101 | Поиск слов, отвечающих на заданный вопрос. Перенос слов. | 1 | ||
102 | Родственные слова. Значение слова. | 1 | ||
103 | Текст объявления. Звуковой анализ слов. | 1 | ||
104 | Вымышленные (фантастические) произведения. Устойчивые сочетания слов. | 1 | ||
105 | Устойчивые сочетания слов. | 1 | ||
106 | Повторение постановки знаков препинания в конце предложения. | 1 | ||
107 | Слова, похожие по звучанию, но различные по значению. Перенос слов. | 1 | ||
108 | Контрольная работа « Перенос слов». Работа над ошибками. | 2 | ||
109 | Работа со звуковыми моделями слов. | 1 | ||
110 | Повторение правила написания сочетаний жи — ши,чу-щу, ча-ща | 2 | ||
111 | Отработка порядка действий при списывании и звуковом анализе. | 1 | ||
112 | Описание внешности. Отработка порядка действий при списывании. | 1 | ||
113 | Слова просьбы и убеждения. Построение предложений. | 1 | ||
114 | Слова, которые обозначают количество. | 1 | ||
115 | Мимика и жесты. Образные выражения, сравнения. | 1 | ||
116 | Слова приветствия. Запись под диктовку. | 1 | ||
117 | Обсуждение проблемного вопроса. Отработка порядка действий при списывании. | 1 | ||
118 | Поиск слов, отвечающих на заданные вопросы. Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 1 | ||
119 | Контрольная работа. «Написание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща,чу-щу». Работа над ошибками. | 2 | ||
120 | Пропедевтика написания слов с безударными гласными. | 1 | ||
121 | Правило правописания безударного гласного в корне слова. | 2 | ||
122 | Отработка порядка действий при списывании. Звуковой анализ слов. | 1 | ||
123 | Транскрипция. | 2 | ||
124 | Многозначность слова. | 1 | ||
125 | Поздравление. Повторение функции мягкого знака. | 1 | ||
126 | Слова, которые не называют предметы, их признаки или количество, а только указывают на них. | 1 | ||
127 | Точность и правильность речи. Повторение звукового анализа и правила переноса слов. | 1 | ||
128 | Использование интонации при общении. Знакомство со словами, близкими по значению. | 1 | ||
129 | Уточнение значения незнакомых слов. правило правописания сочетаний чк,чн. | 1 | ||
130 | Контрольная работа "Правописание сочетаний чк, чн" Составление краткого рассказа об увиденном. описание, размышление. сообщение. | 1 | ||
131 | "Правописание сочетаний чк, чн". Работа над ошибками. | 1 | ||
132 | Постановка ударения в словах. | 1 | ||
133 | Научная и разговорная речь. Наблюдение за правописанием слов. | 1 | ||
134 | Написание писем. Изменяемые и неизменяемые слова. | 1 | ||
135 | Буквы е, ё, ю, я как показатель мягкости согласного. | 1 | ||
136 | Когда буквы е,ё,ю,я обозначают два звука. | 1 | ||
137 | Слова, которые пришли в русский язык из других языков. | 1 | ||
138 | Слова, которые не изменяются. | 1 | ||
139 | Точность и правильность речи. Повторение звукового анализа и правила переноса слов. | 1 | ||
140 | Повторение постановки знаков препинания в конце предложения. | 1 | ||
141 | Диагностическая контрольная работа. | 1 | ||
142 | Повторение. Правописание имен собственных. Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? | 2 | ||
143 | Повторение. Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? | 2 | ||
144 | Повторение. правописание словс сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу | 2 | ||
145 | Повторение. Составление текста по серии картинок. | 1 | ||
146 | Повторение. Написание слов с мягким и твёрдым знаком. | 2 | ||
147 | Повторение. Слова, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать? | 1 | ||
148 | Повторение. Деление слов на слоги. Постановка ударения. Перенос слов. | 2 | ||
149 | Итоговая контрольная работа. | 1 | ||
150 | Повторение. Словарный диктант. Постановка знаков препинания в конце предложения. | 1 | ||
151 | Повторение. Транскрипция. Звуковой анализ слов. | 2 | ||
152 | Повторение. Слова близкие и противоположные по значению. | 1 | ||
153 | Обобщающий урок: «Изученные орфограммы» | 1 | ||
ИТОГО | 165 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по математике. 3 класс. УМК "Школа XXI века"
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по математике. 3 класс. УМК "Школа XXI века"...

Рабочая программа по учебному курсу "Обучение грамоте (чтение)". 1 класс."Школа России."
Рабочая программма по учебному курсу "Обучение грамоте (чтение)". 1 класс. Программа "Школа России."...

Урок обучения грамоте в 1м классе "Начальная школа 21 века"
Урок разработан в игровой форме, в соответствии с ФГОС....

Проверочная работа по русскому языку (обучение грамоте ) в 1 классе УМК "Школа России"
Материал поможет учителю проверить уровень подготовки учащихся за первое полугодие по русскому языку(Обучению грамоте)...

Рабочая программа по математике (Рудницкая В.Н.) для 3 класса ( УМК " Школа 21 века") и КТП
Материал состоит из: пояснительную записки, общей характеристики предмета, содержания предмета, планируемых результатов освоения курса математики, приложения -КТП...

Рабочая программа по технологии (Е.А.Лутцева) для 3 класса (УМК " Школа 21 века")
Материал содержит рабочую программу и КТП по предмету " Технология"...

Рабочая программа по литературному чтению (обучение грамоте) для 1 класса (система Л.В.Занкова)
Рабочая программа по литературному чтению (обучение грамоте) для 1 класса составлена на основе авторской программы Н.В.Нечаевой с учётом требований ФГОС (система Л.В.Занкова)...