Рабочая программа по технологии. УМК "Гармония" 1-4 классы.
рабочая программа по технологии по теме

В рабочую программу входит: пояснительная записка, содержание учебного курса, требования к уровню подготовки, материально - техническое обеспечение образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа71.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

городского округа город Салават Республики Башкортостан 

 

 

          УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ№4» г. Салавата

____________/Е.Е.Шёрсткина/

от «___» _______20___ г.

приказ №______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

Колесниковой Ольги Юрьевны, учителя 10 разряда

по технологии

1-4 классы

СОГЛАСОВАНО

на заседании МО

от «___» ______20___г.

протокол №____

          СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________ /И.Б. Малкова/

«___» _________        20___г.

               РАССМОТРЕНО

 на заседании педагогического совета  

от  «____» __________ 20 ___г.  

протокол № _____        

  2012  год

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы «Художественно-конструкторская деятельность» Н. М. Конышевой 2011 года издания.

Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников,

формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности. В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: познавательных, регулятивных, коммуникативных, а также личностных качеств учащихся.

Задачи изучения дисциплины:

  1. формировать представления о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
  2. формировать представления о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
  3. расширять культурный кругозор, обогащать знания о культурно-исторических традициях в мире вещей, формировать представления о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;
  4. расширять знания о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений
  5. использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
  6. развивать созидательные возможности личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
  7. развить познавательные психические процессы (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);
  8. развить сенсомоторные процессы  руки, глазомера и пр., через формирование практических умений;
  9. развить регулятивную структуру деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
  10. формировать информационную грамотность, умение работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
  11. формировать коммуникативную культуру, развивать активность, инициативность; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.

Общая характеристика курса

     В системе общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы курс технологии играет особую роль в силу своей специфики. Особенность уроков технологии состоит в том, что их основой является предметно-практическая деятельность, в которой понятийные  (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные) компоненты процесса познания окружающего мира занимают равноправное положение. С учётом таких уникальных возможностей курс технологии можно рассматривать как базовый в системе общеобразовательной подготовки младших школьников. Он эффективно заменяет собой целый ряд так называемых специальных тренингов и при этом не только не увеличивает, но снимает учебные перегрузки и тем самым составляет ощутимый противовес тотальному вербализму в обучении, который захлестнул современную школу и наносит колоссальный ущерб здоровью детей.

     Отбор содержания и построение учебной дисциплины определяются возрастными особенностями развития младших школьников, в том числе функционально-физиологическими и интеллектуальными возможностями, спецификой их эмоционально-волевой сферы, коммуникативной практики, особенностями жизненного, сенсорного опыта и необходимостью их дальнейшего развития.

     Учебный материал каждого года имеет системную блочно-тематическую структуру, предполагающую постепенное продвижение учащихся в освоении выделенных тем, разделов одновременно по таким направлениям, как практико-технологическая (предметная) подготовка, формирование метапредметных умений и целостное развитие личности.

     Содержательные акценты программы сделаны на вопросах освоения предметного мира как отражения общей человеческой культуры (исторической, социальной, индивидуальной) и ознакомления школьников с законами и правилами его создания на основе доступных им правил дизайна. Дизайн соединяет в себе как инженерно-конструкторский (т. е. преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный), что позволяет осуществить в содержании курса более гармоничную интеграцию различных видов учебно-познавательной и творческой деятельности учащихся.

     Методической основой организации деятельности школьников на уроке является система репродуктивных, проблемных и поисково-творческих методов. Проектно-творческая деятельность при дизайнерском подходе к программному материалу составляет суть учебной работы и неотделима от изучаемого содержания. В соответствии с этим программа органично вписывает творческие задания проектного характера в систематическое освоение содержания курса. Помимо этого в учебниках 2–4 классов предусмотрены специальные темы итоговых проектов, однако данное направление работы не ограничено их локальным выполнением; программа ориентируется на системную проектно-творческую деятельность учащихся; основные акценты смещаются от изготовления поделок и овладения отдельными приёмами работы в сторону проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования материалов и технологий.

Таким образом, программа и созданный на её основе авторский учебно-методический комплект позволяют учителю избежать как вербального подхода (когда большая часть содержания усваивается «на словах»), так и узко технологического (при котором основное внимание направлено на обучение приёмам практической работы). Сочетание интеллектуального, эмоционального и практического компонентов на базе творческой предметно-преобразовательной деятельности позволяет представить курс технологии в начальных классах как систему формирования предметных и метапредметных знаний, умений и качеств личности учащихся.

     Программа курса обеспечивает результаты, необходимые для дальнейшего обучения в среднем звене школы, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического развития и творческой деятельности.

Методы обучения:

  1. объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ, объяснение, работа с учебником;
  2. репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму,               программирование;
  3. проблемное изложение изучаемого материала;
  4. частично-поисковый, или эвристический метод;
  5. исследовательский метод, проектная деятельность, учебная экскурсия.

Формы организации процесса обучения:

  1. индивидуальная,
  2. парная,
  3. групповая,
  4. фронтальная.

Место курса в учебном плане

Программа рассчитана на 203 часа. На изучение технологии в 1 и 2 классах  начальной школы отводится 1 час в неделю. В 1 классе – 33 часа (33 учебные недели). Во 2 классе – 34 часа (34 учебные недели). В 3 и 4 классах – по 68 часов (по 34 учебные недели).

Содержание курса

Содержание курса определяется рядом принципов.

    Согласно принципу гуманитаризации и культуросообразности содержание получаемого образования не ограничивается практико-технологической подготовкой, а предполагает освоение на доступном уровне нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре. В процессе изучения программного содержания учащиеся знакомятся с традициями в развитии предметного мира, изучают традиционные ремёсла и приёмы работы. В результате мир вещей выступает для них как источник историко-культурной информации, а мастерство как выражение духовной культуры человека; освоение приёмов и способов преобразовательной практической деятельности приобретает значение приобщения к человеческой культуре. Кроме того, они получают необходимые элементарные знания из области дизайна (о правилах создания предметов рукотворного мира, его взаимосвязях с миром природы) и учатся их использовать в собственной деятельности.

     Принцип интеграции и комплексности содержания предполагает органичное включение нового материала в изучение последующего содержания и решение творческих задач; кроме того, согласно данному принципу в содержании изучаемого материала учитывается личный опыт учащихся, направленность предметного содержания на комплексное развитие всех сторон личности и установление межпредметных связей с курсами других учебных дисциплин, что обеспечивает углубление общеобразовательной подготовки учащихся.

     Предлагаемый учебный курс интегрирует в себе как рационально-логические, так и эмоционально-оценочные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:

– окружающий мир (рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этно-культурных традиций);

– математика (моделирование – преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр., выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами);

– изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна);

– родной язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности: описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);

– литературное чтение (работа с текстовой информацией, восприятие и анализ литературного ряда в целостном процессе создания выразительного образа изделия).

     Принцип вариативности содержания предусматривает возможность дифференциации изучаемого материала с целью индивидуального подхода и разноуровневого освоения программы; этот принцип реализуется за счёт выделения в содержании изучаемых тем основной (инвариантной) составляющей и вариативной (дополнительной) части.

Инвариантная часть содержания обеспечивает освоение предметных знаний и умений на уровне обязательных требований на момент окончания начальной школы; вариативная часть включает задания, дифференцированные по уровню сложности и объёму, материал на расширение и углубление знаний по теме, задания на реализацию индивидуальных интересов, на применение полученных знаний в новых ситуациях, на решение нестандартных практических задач.

     Принцип концентричности и спиралевидности предполагает, что продвижение учащихся в освоении предметного, культурологического и духовно-эстетического содержания курса происходит последовательно, от одного блока к другому, но в то же время оно не является строго линейным. Изучение наиболее важных вопросов с целью достижения необходимой глубины их понимания строится таким образом, чтобы школьники могли осваивать их постепенно, обращаясь к тем или иным темам на разных ступенях единого курса.

В соответствии с принципом целостности развития личности в ходе освоения учебного предмета предполагается целенаправленное стимулирование интеллектуальной, эмоционально-эстетической, духовно-нравственной, психофизиологической сфер личности, что обеспечивается подбором содержания материала и организацией деятельности учащихся по его усвоению.

     Содержание курса позволяет реализовать принцип развития по целому ряду взаимосвязанных направлений.

Умственное развитие на уроках технологии обусловлено тем, что в основе развития способности к обобщению и абстрактному мышлению лежит отнюдь не вербальная, а непосредственная практическая деятельность человека, соединённая с умственной деятельностью, что особенно актуально в младшем школьном возрасте. В соответствии с этим для успешного формирования новых умственных действий в процесс обучения включаются необходимые внешние, материальные действия. Они дают возможность невидимые внутренние связи сделать видимыми, показать их содержание учащимся, сделать понятными.

Эмоционально-эстетическое развитие связано с тем, что учащиеся так или иначе проявляют соответствующее отношение к объектам, условиям, процессу и результатам труда. Выполнение заданий на уроках художественного конструирования предполагает учёт основ композиции, средств её гармонизации, правил художественной комбинаторики, особенностей художественного стиля. Поскольку содержание работы школьников строится с учётом определённых художественно-конструкторских правил (законов дизайна), на уроках создаются благоприятные условия для формирования представлений о наиболее гармоничных вещах и среде в целом, для выработки эстетического восприятия и оценки, художественного вкуса.

Духовно-нравственное развитие учащихся в курсе технологии обусловлено направленностью его содержания на освоение проблемы гармоничной среды обитания человека, конструируемой с учётом культурных традиций и правил современного дизайна. Школьники получают устойчивые и систематические представления о достойном человека образе жизни в гармонии с окружающим миром.

Развитию духовности и нравственных принципов способствует активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для художника-конструктора. Мир вещей возникает из мира природы и существует рядом с ней, и данная программа побуждает детей задуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их сосуществования.

На уроках технологии школьники знакомятся также с народными ремёслами, изучают народные традиции, которые сами по себе имеют огромный нравственный смысл. Они получают знания о том, как в обычных утилитарных предметах повседневного быта в культуре любого народа отражались глубокие и мудрые представления об устройстве мироздания; как гармонична была связь всего уклада жизни человека с жизнью природы; каким высоконравственным было отношение к природе, вещам и пр.

Все эти вопросы ученики осваивают не на уровне вербальных положений или абстрактных идей, а пропуская их через собственный опыт и продуктивную творческую деятельность.

Психофизиологическое развитие на уроках технологии обеспечивается тем, что работа учащихся сочетает в себе умственные и физические действия. Выполнение практических заданий связано с определённой мускульной работой, в результате которой активизируются обменные процессы в организме, а вместе с ними – рост клеток и развитие мускулов. Предусмотренная в содержании курса система практических операций способствует ускорению формирования узла связи предплечья и кисти, развитию координации движений руки и гармонизации физического и общего психофизиологического развития учащихся.

     При составлении программы также учтены принципы классической дидактики (прежде всего научности, доступности, систематичности, последовательности).

Содержание тем учебного курса

1 класс

Содержание

Характеристика деятельности учащихся

Узнаём, как работают мастера (1 час).

Формирование представлений об учебном курсе «Технология», его содержании и организации работы. Ознакомление

с основными правилами поведения и работы на уроках технологии.

  1. выслушать краткую информацию учителя о предмете, подготовке к уроку, поддержании порядка на рабочем месте в течение урока и его уборке;
  2. обсуждать информацию;
  3. рассматривать учебник и рабочие тетради;
  4. обсуждать содержание учебника и тетрадей;
  5. рассматривать и обсуждать образцы изделий, материалы и инструменты для изготовления изделий;
  6. рассказывать, какие изделия приходилось изготавливать своими руками в детском саду и дома;
  7. выполнять упражнения в подготовке рабочего места к уроку;
  8. выполнять упражнения в обращении с отдельными инструментами (например, как правильно держать ножницы при резании бумаги, как их передавать);
  9. учиться ориентироваться в учебнике, воспринимать и анализировать учебную информацию (условные обозначения, содержание, рубрики, расположение на странице, рисунки, схемы, словарь).

Учимся работать с разными материалами (12 часов).

Ознакомление с приёмами лепки. Обучение изготовлению изделий из простых форм. Ознакомление со способами уборки рабочего места. Ознакомление с правилами безопасной работы с ножницами; освоение способов сгибания и складывания бумаги для получения новых форм. Обучение способу изготовления квадрата из прямоугольной полосы. Обучение работе с графической информацией, инструкциями. Ознакомление с особенностями засушенных растений как поделочного материала; освоение способов работы и декоративно – художественных качеств материала. Обучение приемам работы с пустой яичной скорлупкой. Развитие способности создания образа на основе готовой формы (по ассоциации). Ознакомление с фольгой как с поделочным материалом, его конструктивными и декоративно-художественными возможностями. Обучение приемам обработки фольги.

  1. готовить к работе материалы, инструменты и в целом рабочее место;
  2. упражняться в подготовке пластилина к работе;
  3. упражняться в смешивании пластилина разных цветов и лепке простых форм;
  4. подбирать пластилин соответствующих цветов для изготовления изделия; 
  5. использовать освоенные приёмы лепки для получения соответствующих форм и изготовления изделий;
  6. пользоваться стеками для формовки деталей из пластилина и декорирования изделия;
  7. приводить в порядок рабочие приспособления и рабочее место;
  8. анализировать информацию в учебнике;
  9. анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать;
  10. планировать работу, обсуждать её с товарищем;
  11. распределять общий объём работы;
  12. производить оценку выполненной работы (своей и товарищей); 
  13. упражняться в подготовке и поддержании порядка на рабочем месте;
  14. подбирать бумагу нужных цветов для декоративно-художественных работ;
  15. упражняться в выполнении различных приёмов обработки бумаги: разрезании, сгибании;
  16. производить разметку бумаги способом сгибания;
  17. осваивать технику работы с клеем, приемы аккуратного наклеивания деталей из бумаги; 
  18. анализировать информацию, предложенную в графической инструкции;
  19. планировать работу в соответствии с информацией в инструкции и с ориентацией на предполагаемый результат;
  20. рассматривать листья, анализировать их форму и окраску;
  21. сравнивать листья;
  22. отбирать материал для работы;
  23. осваивать новые приемы работы, наклеивать листья на картон;
  24. оценивать материал с точки зрения художественно-эстетической выразительности;
  25. создавать в воображении выразительный художественный образ;
  26. определять наиболее выразительное расположение листьев в формате фона;
  27. оценивать результаты выполненной работы; 
  28. рассматривать, анализировать форму;
  29. находить ассоциативно-образные связи формы с другими знакомыми образами;
  30. оценивать конструктивные и декоративно - художественные возможности фольги;
  31. упражняться в выполнении разметки с помощью шаблона;
  32. упражняться в выполнении правил аккуратного вырезания деталей с криволинейным контуром;
  33. оценивать результаты выполненной работы.

Поднимаемся по ступенькам мастерства (12 часов).

Ознакомление с новым приспособлением для разметки деталей – шаблоном, его назначением и приемами разметки деталей с помощью шаблона. Ознакомление с правилами рациональной разметки. Повторение и закрепление правил безопасной и аккуратной работы с бумагой. Обучение использованию линейки как разметочного (направляющего) приспособления. Совершенствование приёма разметки бумаги способом сгибания.

Обучение новым приёмам лепки. Ознакомление с новым поделочным материалом, изучение его декоративно-художественных свойств. Обучение новым приемам обработки материала.

Ознакомление со свойствами плотной бумаги и картона, особенностями их обработки. Обучение приему предварительной проработки сгибов и аккуратного сгибания бумаги и картона, развитие сенсомоторной сферы, воображения, художественно-творческих способностей, вкуса. Ознакомление с нитками как поделочным материалом, их разновидностями. Обучение приёмам использования нитей в различных видах декоративно-прикладных изделий. Обучение правилам и приёмам безопасной и аккуратной работы с нитками и иглой. Обучение приёмам отмеривания

нити нужной длины для работы. Обучение пришиванию пуговиц. Формирование умения работать с графической информацией. Обучение приёмам обработки поролона.

  1. готовить к работе материалы, инструменты и в целом рабочее место;
  2. приводить в порядок рабочие приспособления и рабочее место;
  3. анализировать информацию в учебнике;
  4. анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать;
  5. планировать работу, обсуждать её с товарищем;
  6. распределять общий объём работы;
  7. производить оценку выполненной работы (своей и товарищей); 
  8. упражняться в подготовке и поддержании порядка на рабочем месте;
  9. подбирать бумагу нужных цветов для декоративно-художественных работ;
  10. производить разметку бумаги способом сгибания;
  11. осваивать технику работы с клеем, приемы аккуратного наклеивания деталей из бумаги; 
  12. анализировать информацию, предложенную в графической инструкции;
  13. планировать работу в соответствии с информацией в инструкции и с ориентацией на предполагаемый результат;
  14. упражняться в выполнении разметки с помощью шаблона;
  15. упражняться в выполнении правил аккуратного вырезания деталей с криволинейным контуром;
  16. анализировать и оценивать конструктивные и декоративно-художественные возможности крепированной бумаги;
  17. решать задачи на мысленную трансформацию формы;
  18. декорировать изделие нитками;
  19. оценивать результаты выполненной работы.

Конструируем и решаем задачи (8 часов).

Совершенствование навыков работы с бумагой, закрепление приёмов работы с клеем. Ознакомление с приёмами

разметки симметричных деталей по шаблону и от руки. Закрепление правил и приемов вырезания деталей с криволинейным контуром. Формирование приемов анализа, сравнения, классификации.

Закрепление правил и приёмов разметки и вырезания деталей из бумаги, ознакомление с новыми приёмами обработки бумаги (надрезание от сгиба, бумажная пластика). Обогащение сенсорного опыта, впечатлений от предметов и явлений окружающего мира. Ознакомление с различными видами наборов «Конструктор», их конструктивными возможностями, видами деталей, способами сборки.

  1. готовить к работе материалы, инструменты и в целом рабочее место;
  2. приводить в порядок рабочие приспособления и рабочее место;
  3. анализировать информацию в учебнике;
  4. анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать;
  5. планировать работу, обсуждать её с товарищем;
  6. распределять общий объём работы;
  7. производить оценку выполненной работы (своей и товарищей); 
  8. упражняться в подготовке и поддержании порядка на рабочем месте;
  9. подбирать бумагу нужных цветов для декоративно-художественных работ;
  10. производить разметку бумаги способом сгибания;
  11. осваивать технику работы с клеем, приемы аккуратного наклеивания деталей из бумаги; 
  12. анализировать информацию, предложенную в графической инструкции;
  13. планировать работу в соответствии с информацией в инструкции и с ориентацией на предполагаемый результат;
  14. упражняться в выполнении разметки с помощью шаблона;
  15. упражняться в выполнении правил аккуратного вырезания деталей с криволинейным контуром;
  16. анализировать и оценивать конструктивные и декоративно-художественные возможности крепированной бумаги;
  17. решать задачи на мысленную трансформацию формы;
  18. декорировать изделие нитками;
  19. оценивать результаты выполненной работы.

2 класс

Содержание

Характеристика деятельности учащихся

Новые приёмы работы и средства выразительности в изделиях (8 часов).

Свойства материалов, их изменение и использование в работе над изделиями. Изготовление квадрата. Оригами. Композиция. Общее понятие о композиции. Ошибки при составлении композиции.

Простые симметричные формы. Разметка и вырезание симметричных форм. Симметрия и асимметрия в композиции. Использование симметрии и асимметрии в изделии. Особенности свойств природных материалов и их использование в различных изделиях для создания образа. Приёмы работы с различными природными материалами. Композиция из засушенных растений. Создание изделий из природных материалов на ассоциативно-образной основе («Превращения»; «Лесная скульптура»).

  1. рассматривать, читать учебник и рабочие тетради;
  2. рассказывать о подготовке к уроку, поддержании порядка на рабочем месте в течение урока и его уборке, об известных правилах обращения с инструментами;
  3. обсуждать содержание учебника и тетрадей;
  4. выполнять отдельные опыты с материалами;
  5. наблюдать изменения свойств материалов, обсуждать наблюдения;
  6. рассматривать образцы изделий, сравнивать их формы с формами объектов природы (природными прототипами);
  7. читать и анализировать графические схемы изготовления изделий;
  8. упражняться в изготовлении квадрата из прямоугольного листа бумаги способом сгибания;
  9. упражняться в изготовлении базовой формы треугольник;
  10. упражняться в изготовлении различных фигур на основе базовой формы;
  11. читать, слушать объяснения, рассматривать и анализировать симметричные формы (образцы изделий, формы природы);
  12. упражняться в разметке и вырезании фигур с одной осью симметрии;
  13. упражняться в использовании различных приёмов дополнительного декорирования симметричных форм;
  14. создавать орнамент из симметричных фигур;
  15. читать, слушать информацию о симметрии как средстве художественной выразительности, обсуждать её; рассматривать образцы;
  16. вообразить композицию – картину для сказочного героя;
  17. подбирать материалы (белую и цветную бумагу) для получения декоративно-художественных эффектов;
  18. упражняться в использовании новых знаний и освоенных приёмов работы для создания выразительной композиции;
  19. создавать смысловую композицию в технике художественной аппликации;
  20. читать, слушать объяснения, рассматривать и анализировать образцы;
  21. рассматривать и анализировать графические схемы и инструкции.
  22. обсуждать приёмы получения симметричных форм с поворотной симметрией.
  23. упражняться в разметке и вырезании фигур с поворотной симметрией;
  24. создавать композицию с симметричными фигурами;
  25. читать, слушать объяснения, рассматривать, анализировать, сравнивать особенности формы, фактуры, окраски природных материалов;
  26. отбирать материал для работы;
  27. осваивать новые знания (о способах создания композиции) и приёмы работы;
  28. создавать композиции на плоскости.

Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Конструирование и оформление изделий для праздника (9 часов).

Правила и приёмы разметки прямоугольника от двух прямых углов. Упражнения. Что такое развёртка объёмного изделия. Получение и построение прямоугольной развёртки. Упражнения в построении прямоугольных развёрток. Решение задач на мысленную трансформацию форм, расчётно-измерительных и вычислительных. Использование особенностей конструкции и оформления в изделиях для решения художественно-конструкторских задач. Изготовление изделий для встречи Нового года и Рождества (поздравительная открытка, коробочка, упаковка для подарка, фонарик, ёлочка).

  1. рассматривать, анализировать, сравнивать особенности формы, фактуры, окраски природных материалов;
  2. отбирать материал для работы;
  3. осваивать новые приемы работы;
  4. создавать композиции в объёме;
  5. оценивать материал с точки зрения художественно-эстетической выразительности;
  6. создавать в воображении выразительный художественный образ;
  7. воплощать замысел в изделии;
  8. оценивать результаты выполненной работы;
  9. воспринимать и анализировать графическую инструкцию в учебнике и объяснение учителя о правилах построения прямоугольника от двух прямых углов;
  10. упражняться в построении прямоугольника от двух прямых углов;
  11. анализировать информацию в учебнике;
  12. строить работу в соответствии с инструкцией;
  13. оценивать результаты выполненной работы;
  14. воспринимать и анализировать простейшую техническую документацию (технический рисунок, чертёж) в учебнике и объяснение учителя;
  15. решать задачи на мысленную трансформацию объемной формы в плоскую развертку;
  16. выполнять расчетно-вычислительные задания;
  17. выполнять построение прямоугольной развёртки в соответствии с чертежом от двух прямых углов;
  18. воспринимать и анализировать образцы изделий;
  19. решать задачи на построение развёрток, создание образа открытки, вычислительные задачи;
  20. подбирать материалы в соответствии с решаемой декоративно - художественой задачей;
  21. обсуждать возможные варианты выполнения работы;
  22. выполнять построение прямоугольных деталей;
  23. выполнять разметку деталей декора другими известными способами;
  24. выполнять работу по созданию декоративной композиции в заданном формате;
  25. воспринимать и анализировать образцы изделий;
  26. решать задачи на трансформацию развертки в объемное изделие, на построение развёрток;
  27. подбирать материалы в соответствии с решаемой конструктивной и декоративно – художественной задачей;
  28. обсуждать возможные варианты выполнения работы;
  29. выполнять построение прямоугольных деталей;
  30. выполнять разметку деталей декора другими известными способами;
  31. выполнять работу по созданию декоративной композиции в заданном формате;
  32. рассматривать образцы изделий;
  33. упражняться в выполнении разметки с помощью линейки;
  34. упражняться в выполнении разметки сгибанием бумаги;
  35. мысленно трансформировать объемные изделия в двухмерные заготовки;
  36. воспринимать объяснения и инструкции учителя;
  37. анализировать информацию в учебнике;
  38. анализировать конструкцию образцов, обсуждать их и сравнивать;
  39. проектировать желаемые результаты, прогнозировать необходимые взаимосвязи действий и результатов;
  40. анализировать и оценивать полученные результаты рассматривать образцы изделий;
  41. осваивать новые приемы разметки и пластической трансформации бумаги;
  42. упражняться в использовании освоенных приемов для получения соответствующих форм и изготовления изделий;
  43. упражняться в выполнении разметки сгибанием бумаги;
  44. мысленно трансформировать объемные изделия в двухмерные заготовки.

Изделия по мотивам народных образцов (4 часа).

Особенности изготовления и использования вещей в отдельных сферах народного быта; отражение культурных традиций в бытовых изделиях. Весеннее печенье «Тетёрки». Раньше из соломки, теперь из ниток. Народная глиняная игрушка. Птица-солнце из дерева и щепы. Изготовление изделий из различных материалов на основе правил и канонов народной культуры.

  1. рассматривать и анализировать образцы;
  2. слушать, оценивать и обсуждать информацию;
  3. упражняться в обработке материала, осваивать новые приемы работы;
  4. анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты;
  5. создавать в воображении выразительный образ изделия;
  6. оценивать результаты выполненной работы;
  7. рассматривать и анализировать образцы;
  8. слушать, оценивать и обсуждать информацию;
  9. упражняться в обработке материала, осваивать новые приемы работы;
  10. рассматривать и анализировать образцы;
  11. слушать, оценивать и обсуждать информацию;
  12. упражняться в обработке материала, осваивать новые приемы работы;
  13. рассматривать и изучать образцы изделия;
  14. выполнять расчетно-измерительные операции;
  15. определять выбор наиболее целесообразных материалов и конструкции изделия в соответствии с его функцией;
  16. обсуждать и аргументировать свой выбор.

Обработка ткани. Изделия из ткани (7 часов).

Разметка деталей на ткани по шаблону. Вырезание деталей из ткани. Полотняное переплетение нитей в тканях. Разметка способом продёргивания нити. Выполнение бахромы. Шов «вперёд иголку», вышивка швом «вперёд иголку». Изготовление изделий из ткани с использованием освоенных способов работы (дорожная и декоративная игольницы, салфетка).

  1. рассматривать и изучать образцы изделия;
  2. воспринимать информацию о переплетении нитей в тканях;
  3. упражняться в разметке ткани способом продергивания нитей;
  4. упражняться в выкраивании ткани по прямолинейной разметке;
  5. упражняться в изготовлении бахромы по краю ткани;
  6. планировать порядок действий:
  7. прогнозировать взаимосвязь выполняемых действий и предполагаемых результатов работы;
  8. производить контроль и оценку результатов работы;
  9. рассматривать и изучать образцы изделия;
  10. воспринимать информацию о взаимосвязи формы изделия и расположения вышивки;
  11. упражняться в разметке ткани способом продергивания нитей;
  12. упражняться в выполнении прямых стежков и шва «вперед иголку»;
  13. рассматривать и изучать образцы изделия;
  14. выполнять расчетно-измерительные операции;
  15. определять выбор наиболее целесообразных материалов и конструкции изделия в соответствии с его функцией;
  16. обсуждать и аргументировать свой выбор;
  17. рассматривать и изучать образцы изделия.
  18. определять наиболее целесообразные способы выполнения работы;
  19. обсуждать и аргументировать свой выбор;
  20. воспринимать и анализировать информацию о мозаике как особой художественной технике и технологии её изготовления.

Декоративно-прикладные изделия различного назначения (6  часов).

Мозаика. Использование мозаики в украшении зданий; материалы для мозаики. Особенности мозаики как художественной техники. Основные правила изготовления мозаики. Технология изготовления барельефа. Сюжеты для барельефов. Переработка форм природы и окружающего мира в декоративно-художественные формы в барельефе. Изготовление декоративной пластины в технике барельефа. Декоративная ваза. Связь формы, размера, отделки вазы с букетом. Различные способы изготовления и отделки изделия. Лепка вазы из пластилина и декорирование (барельеф, мозаика, роспись).

Декоративная книжка-календарь. Связь образа и конструкции книжки с назначением изделия. Изготовление записной книжки. Разметка, изготовление деталей и сборка изделия с использованием освоенных способов и приёмов работы.

  1. упражняться в создании декоративно-художественной композиции в технике мозаики;
  2. обсуждать информацию;
  3. воспринимать и анализировать образцы-аналоги, репродукции и фотографии художественных произведений, предметов окружающего мира;
  4. анализировать и подбирать необходимые материалы для работы;
  5. создавать в воображении выразительный образ изделия;
  6. оценивать результаты выполненной работы;
  7. воспринимать и анализировать информацию о барельефе и технологии изготовления барельефа;
  8. упражняться в создании барельефа;
  9. воспринимать и анализировать информацию о связи предмета с окружающей обстановкой, о различных способах и технологиях изготовления декоративной вазы;
  10. упражняться в создании объемного сосуда из пластилина;
  11. воспринимать, анализировать и отбирать необходимую информацию;
  12. прогнозировать и планировать необходимые действия;
  13. выполнять необходимые действия в соответствии с планом;
  14. корректировать работу (при необходимости);
  15. производить контроль и оценку результатов работы;
  16. рассматривать и анализировать экспонаты выставки;
  17. делать краткие сообщения (для родителей и других посетителей выставки)  об отдельных работах;
  18. производить оценку достижений, обмениваться впечатлениями.

3 класс

Содержание

Характеристика деятельности учащихся

Формы и образы природы – образец для мастера (20 часов).

Рукотворный мир – мир «второй природы». Компьютерные технологии на службе человека, возможности их использования в создании рукотворного мира.

Образы природы в изделиях мастеров. Передача наиболее характерных деталей в условных формах оригами. Новые приёмы изготовления изделий из бумаги способом складывания. Силуэт: красота линий и форм. Особенности силуэтных изображений, их разновидности и способы вырезания из бумаги. Выразительность силуэтных изображений. Изготовление узоров-силуэтов в квадрате и в полосе. Переработка образов природы при изготовлении бытовых вещей: в посуде, изделиях из бисера и пр. Технология изготовления декоративных изделий из бисера.

  1. знать правила техники безопасности при работе с ножницами, клеем, шилом, иглой;
  2. знать  условные  обозначения на схемах оригами;
  3. уметь читать схемы оригами;
  4. выбирать бумагу нужного цвета и размера;
  5. выполнять изделия в технике оригами
  6. знать суть понятия «силуэт»;
  7. знать правила безопасной работы;
  8. выполнять вырезание простого силуэта и наклеить силуэт на лист фона;
  9. применять приемы стилизации природных форм  в бытовых вещах;
  10. выполнять вырезание узора-силуэта  в квадрате;
  11. наклеивать узор на лист фона;
  12. применять приемы выполнения узора;
  13. выполнять вырезание узора-силуэта в полосе;
  14. наклеивать узор на лист фона;
  15. знать правила создания выразительной композиции;
  16. знать материалы для изготовления эстампа;
  17. знать приемы работы;
  18. выполнять эстамп из засушенных листьев;
  19. знать особенности техники коллажа;
  20. знать порядок работы;
  21. организовать свое рабочее место;
  22. выполнить коллаж;
  23. бережно расходовать материалы;
  24. знать порядок работы по созданию композиции;
  25. организовать рабочее место;
  26. подобрать материалы для композиции;
  27. составить выразительную композицию;
  28. наклеить детали  на фон;
  29. знать виды техники,  в которых выполненной работы;
  30. оценивать объективно результаты своего труда и труда товарищей.

Характер и настроение вещи (18 часов).

Зависимость выбора формы, цвета, деталей отделки в изделии от его назначения. Конструирование изделий определённого назначения (передача характера и настроения в вещах): пригласительных билетов и поздравительных открыток, настольных карточек, упаковок для подарков, ёлочных украшений.

Новые приёмы построения форм и разметки деталей изделия. Разметка на листе неправильной формы с помощью угольника. Бумажная пластика. Конструирование объёмных изделий из бумаги. Приёмы работы с циркулем. Разметка деталей, построение форм с помощью циркуля. Конструирование и изготовление изделий с использованием циркуля.

  1. применять приемы разметки заготовок;
  2. знать правила составления выразительных композиций;
  3. знать порядок работы;
  4. применять правила разметки заготовок;
  5. соблюдать порядок работы;
  6. соблюдать правила безопасной работы;
  7. применять приемы бумагопластики;
  8. знать устройство циркуля, его назначения;
  9. знать различие понятий «круг» и «окружность»;способы деления окружности на равные части;
  10. соблюдать порядок построения развертки;
  11. называть материалы для изготовления изделия;
  12. знать понятие «диаметр»;
  13. использовать способ деления окружности на 5 равных частей;
  14. использовать способы изготовления квадрата;
  15. знать схему изготовления изделия.
  1. работать с ножницами, клеем;
  2. передавать настроение изделия с помощью цветовой гаммы;
  3. изготовить открытку с окошком;
  4. оценить качество изделия;
  5. организовать свое рабочее место;
  6. выполнить разметку заготовки;
  7. изготовить фигурную открытку;
  8. оценить качество проделанной работы;
  9. изготовить объемные фигурки Деда Мороза и Снегурочки, используя приемы бумагопластики;
  10. строить круги;        
  11. делить окружность на 3 и 6 равных частей;
  12. изготовить елочную игрушку из кругов
  13. вырезать заготовку, выполнить сборку и отделку изделия
  14. выполнить построение звезды;
  15. вырезать заготовки; выполнить отделку изделия
  16. читать схемы;
  17. выполнить изготовление коробочки в технике оригами, отделку изделия аппликацией.

Красота и уют нашего дома. Гармония стиля (18 часов).

Общее понятие о стилевой гармонии в комплектах вещей. Конструирование и изготовление вещей с учётом требований стилевой гармонии; новые приёмы обработки ткани. Изготовление простейшей выкройки из бумаги. Разметка и раскрой парных деталей. Синтепон; разметка деталей на синтепоне. Сборка и отделка изделий из ткани.

Стилевые особенности записных книжек разного назначения. Конструирование записной книжки в мягкой обложке.

  1. применять приемы изготовления выкройки;
  2. называть ткани для изготовления изделия (прихватки для горячей посуды); назначение припусков ткани на швы;
  3. соблюдать правила безопасной работы;
  4. рассуждать о назначении прямых стежков и шва «строчка»;
  5. применять приемы их выполнения;
  6. соблюдать порядок работы по изготовлению изделия;
  7. применять технику выполнения швов;
  8. знать назначение изделия, правила изготовления выкройки и раскроя деталей;
  9. знать технику выполнения сметочных швов и шва «строчка», правила безопасной работы;
  10. применять приемы лепки изделий, их росписи;
  11. знать особенности конструкции обложки;
  12. соблюдать правила расчета размеров обложки;
  13. применять технику выполнения швов;
  14. называть материалы для изготовления;
  15. соблюдать порядок работы;
  16. называть детали записной книжки;
  17. знать устройство канцелярского ножа;
  18. применять приемы выполнения стебельчатого шва;
  1. изготовить  простейшую выкройку прихватки;
  2. подобрать материал для изготовления изделия;
  3. подготовить ткань к раскрою;
  4. разметить детали, выполнить раскрой деталей с учетом припусков на шов;
  5. работать с утюгом;
  6. выполнять прямые стежки и шов «строчка»;
  7. выполнить изготовление изделия и его отделку;
  8. изготовить изделие;
  9. оценить качество выполненной работы;
  10. выполнить изготовление комплекта предметов в одном стиле;
  11. выполнить изготовление изделия и его отделку;
  12. выполнить расчет размеров обложки;
  13. построить выкройку;
  14. изготовить изделие
  15. придумать монограмму;
  16. перенести рисунок на ткань;
  17. выполнить вышивание монограммы;
  18. оформить обложку записной книжки.

От мира природы – к миру вещей (12 часов).

Чудесный материал – соломка. Конструирование изделий из соломки. Использование человеком конструктивных особенностей природных объектов в рукотворных изделиях. Неподвижные и подвижные соединения и их использование в конструкциях. Конструирование изделий с неподвижными и подвижными соединениями деталей.

  1. иметь представление о целях и задачах науки бионики;
  2. передавать природные формы и образы при лепке животных по наблюдению;
  3. использовать приемы лепки;
  4. соблюдать правила безопасной работы;
  5. передать в лепной посуде образы животных и растений, расписать ее с помощью кисти;
  6. знать приемы подготовки соломы к работе;
  7. собрать из соломки простые конструкции (пирамидки);
  8. выполнить сборку простых конструкций из деталей набора «Конструктор-механик»;
  9. изготовить модель ракеты с использованием разных техник
  10. изготовить помпон из ниток;
  11. изготовить изделие из бисера;
  12. использовать приемы работы с бумагой;
  13. выполнить разработку, разметку и изготовление изделия;
  14. изготовить игрушки-наперстки в комбинированной технике для кукольного театра.

4 класс

Предметные умения

Характеристика деятельности учащихся

Из глубины веков – до наших дней (16 часов).

Керамика в культуре народов мира. Особенности керамической посуды у разных народов; отражение в посуде образа жизни и обычаев; форма и роспись сосудов. Архитектурная керамика; изразец.

Плетение из лозы, берёсты, щепы; имитация этих материалов в плетении из бумажных полос. Украшения в культуре народов мира.  Использование древних традиций в современных изделиях. Изготовление изделий на основе народных традиций.

  1. соблюдать правила безопасной работы на уроках трудового обучения;
  2. использовать способы лепки  сосудов;
  3. уметь организовать  свое рабочее место;
  4. выполнить лепку и роспись простого сосуда;
  5. соблюдать  порядок работы по изготовлению изделия;
  6. организовать свое рабочее место;
  7. выполнять изготовление декоративной плитки (лепка, роспись);
  8. выполнить плетение коробочки из бумаги;
  9. использовать основные правила создания украшения;
  10. изготовление бус и цепочек из бисера.

Традиции мастеров в изделиях для праздника (16 часов).

Гофрированная подвеска из бумаги. Традиционные приёмы выполнения складок и конструирования изделий. Раскладная открытка; особенности конструкции раскладных открыток, композиция изделий. Упаковка для подарка; связь упаковки с подарком, зависимость конструкции и отделки от назначения упаковки. Карнавал. Традиции разных народов в организации карнавалов, их культурно-исторический и современный смысл. Праздничный пряник. Традиционное праздничное угощение в народной культуре. Творческое использование традиционных канонов в современной жизни. Декоративная рамка для фото. Зависимость формы, декора рамки от особенностей обрамляемой фотографии или картины. Приёмы изготовления декоративной рамки в технике барельефа. Изготовление праздничных сувениров и подарков к Новому году и Рождеству

  1. использовать приемы безопасной работы;
  2. читать схемы оригами;
  3. изготовить карнавальную шапочку;
  4. выполнить отделку изделия;
  5. соблюдать последовательность изготовления изделия;
  6. выполнять приемы разметки;
  7. делать геометрические построения с помощью различных чертежных инструментов;
  8. изучить приемы работы с соленым тестом;
  9. приготовить материал к работе, организовать свое рабочее место;
  10. изготовить изделие и украсить его 
  11. изучить технику выполнения барельефа;
  12. знать  приемы работы по изготовлению рамки.
  13. организовать рабочее место;
  14. изготовить декоративную рамку для фото, выполнить отделку изделия;
  15. знать правила разметки заготовок;
  16. знать приемы гофрирования.
  17. выполнить разметку заготовки, гофрирование полоски бумаги, изготовление изделия и его отделку;
  18. использовать способы вырезания деталей из листа бумаги, сложенной вчетверо. 
  19. уметь изготовить раскладную открытку и оформить ее
  20. выполнить построение развертки.

Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие (22 часа).

Вязание крючком; материалы, инструменты, технология вязания. Изготовление простых изделий. Петельный шов; технология выполнения петельного шва, его функциональное и декоративное назначение. Изготовление изделий с использованием петельного шва; декоративные кармашки. Жёсткий переплёт, его составные части и назначение. Технология выполнения простых переплётных работ. Обложка для проездного билета. Ремонт книги. Изготовление подарков, сувениров с использованием освоенных технологий.

  1. знать инструменты и материалы для вязания крючком;
  2. изучать  приемы вязания;
  3. использовать  правила безопасной работы;
  4. выполнять вязание цепочек крючком;
  5. изготовить из разноцветных цепочек коллаж;
  6. уметь выполнять вязание полотна;
  7. выполнить вязание полотна и отделочных деталей, сшивание изделия, его отделку;
  8. выполнять петельный шов (на образце);
  9. знать приемы выполнения петельного шва.
  10. уметь выполнить изготовление декоративной салфетки
  11. подбирать ткань, выполнить раскрой деталей и изготовление изделия;
  12. выполнить раскрой деталей, вышивание;
  13. соединить детали;
  14. выполнить окончательную отделку изделия;
  15. использовать приемы разметки деталей прямоугольной формы;
  16. изготовить изделие, оформить обложку;
  17. знать основные части книги и жесткого переплета;
  18. изготовить переплетную крышку;
  19. вставить книжный блок в переплетную крышку.

В каждом деле – свои секреты (14 часов).

Соломенных дел мастера; декоративно-художественные свойства соломки. Обработка и использование соломки как поделочного материала в различных видах изделий. Отражение культурно-исторических традиций в изделиях из соломки. Замена соломки другими волокнистыми материалами. Игрушки из соломки и ниток. Аппликация из соломки. Металл в руках мастера. Ремёсла, связанные с обработкой металла; чеканка. Тиснение по фольге как упрощённый аналог чеканки по металлу. Подготовка материалов и инструментов, способы работы. Изготовление декоративной пластины способом тиснения по фольге.

Секреты бумажного листа. Технологии и культурные традиции в искусстве оригами. Новые виды складок и приёмы работы. Традиционные ремёсла как отражение особенностей национальной культуры народов мира.

  1. изучить приемы работы с соломой;
  2. использовать правила безопасной работы с инструментами и клеем.
  3. подбирать рисунок для аппликации;
  4. выполнять аппликацию из соломки по простой технико-технологической документации;
  5. воплощать мысленный образ в материале;
  6. знать приемы работы с соломой или пряжей;
  7. выполнить изготовление игрушки;
  8. знать простейшие приемы обработки металла (тиснение);
  9. выполнить ручное тиснение по фольге;
  10. выполнить из деталей конструктора изготовление тележки;
  11. соблюдать правила поведения в кабинете информатики;
  12. знать основные устройства компьютера;
  13. уметь работать с мышью, клавиатурой;
  14. усвоить приемы работы на компьютере.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Личностные

У учащихся будут сформированы:

  1. положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
  2. осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
  3. способность к самооценке;
  4. уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
  5. понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире;
  6. представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
  7. понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
  8. чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания.

Могут быть сформированы:

  1. устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
  2. установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
  3. привычка к организованности, порядку, аккуратности;
  4. адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
  5. чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов.

Предметные

Учащиеся научатся:

  1. использовать в работе приёмы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
  2. правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др.,
  3. осуществлять целесообразный выбор инструментов;
  4. на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
  5. выбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборке и отделке изделия;
  6. работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
  7. изготавливать плоскостные и объёмные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
  8. решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
  9. понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность, уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности.

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
  2. творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
  3. понимать, что вещи несут в себе историческую и культурную информацию (т. е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
  4. понимать наиболее распространённые традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).

Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  1. самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
  2. планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
  3. следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
  4. руководствоваться правилами при выполнении работы;
  5. устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
  6. осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
  2. прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  1. находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
  2. анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
  3. анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
  4. выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
  5. использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме;
  6. выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедийи пр.);
  2. самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
  3. создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации;
  4. воплощать этот образ в материале;
  5. понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создавать конструктивный замысел, осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  1. организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
  2. формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
  3. выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
  4. в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
  5. проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработку замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защиту.

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.

Учебники и учебные пособия для учащихся:

  1. Конышева Н. М. Технология. 1 класс. Учебник. – Смоленск: Ассоциация XXI век.
  2. Конышева Н. М. Технология. 1 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2. – Смоленск: Ассоциация XXI век.
  3. Конышева Н. М. Технология. 2 класс. Учебник. – Смоленск: Ассоциация XXI век.
  4. Конышева Н. М. Технология. 2 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2. – Смоленск: Ассоциация XXI век.
  5. Конышева Н. М. Технология. 3 класс. Учебник. – Смоленск: Ассоциация XXI век.
  6. Конышева Н. М. Технология. 3 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2. – Смоленск: Ассоциация XXI век.
  7. Конышева Н. М. Технология. 4 класс. Учебник. – Смоленск: Ассоциация XXI век.
  8. Конышева Н. М. Технология. 4 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2. – Смоленск: Ассоциация XXI век.

Методические пособия для учителя:

  1. Конышева Н. М. Технология: Методические рекомендации к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век.
  2. Конышева Н. М. Технология: Методические рекомендации к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век.
  3. Конышева Н. М. Технология: Методические рекомендации к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век.
  4. Конышева Н. М. Технология: Методические рекомендации к учебнику для 4 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век.

Демонстрационный и раздаточный материал

Коллекция «Бумага и картон»

Интернет-ресурсы

  1. Архив учебных программ и презентаций http://www.rusedu.ru/
  2. Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/ 
  3. Методический центр NUMI.RU.http:// numi.ru/
  4. Сайт для учителя http://www.uroki.net/ 
  5. Сайт страны мастеров: http://stranamasterov.ru/
  6. Сайт учителей начальной школы http://www.nachalka.com/
  7. Сеть творческих учителей http://it-n.ru/ 
  8. Учительский портал: http://www.uchportal.ru/
  9. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" http://festival.1september.ru/ 

Технические средства обучения

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления  таблиц (магниты)
  2. Персональный компьютер у учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 2 класс по программе "Начальная школа 21 века" автор В.О.Усачёва

Рабочая программа по технологии 2 класс по программе  "Начальная школа 21 века" автор В.О.Усачёва...

Рабочая программа по технологии 2 класс Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы  «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. – М.:...

Рабочая программа по технологии 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой

Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...

Рабочая программа по технологии 2 класс по программе Цирулика

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями, прилагается календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по технологии 2 класс (по учебнику Цирулик Н.А. "Технология. Уроки творчества")

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по технологии 2 класс (по учебнику Цирулик Н.А. "Технология. Уроки творчества")...

Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...