Рабочая программа по технологии для 3 класса
рабочая программа (технология, 3 класс) по теме
Рабочая программа по технологии для 3 класса разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы «Художественный труд» Шпикаловой Т.Я. и Ершовой Л.В.(Москва, Просвещение, 2008 г) и письма Министерства образования Российской Федерации от 17,12,2001 № 957/13-13 о примерном содержание курса информатики в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_tehnologii.docx | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
"Утверждаю" Директор ГБОУ СОШ № 629 _____________/Паньков А.И./ ______________________2012г | "Согласовано" Зам. директора по УВР I ступени _____________ /Трохина Г.И./ _____________________2012г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: ТЕХНОЛОГИЯ
Класс: 3 а
Учитель: Болодова Татьяна Владимировна
2012-2013 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по технологии для 3 класса разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы «Художественный труд» Шпикаловой Т.Я. и Ершовой Л.В.(Москва, Просвещение, 2008 г) и письма Министерства образования Российской Федерации от 17,12,2001 № 957/13-13 о примерном содержание курса информатики в начальной школе.
Исходя из учебного плана ГБОУ СОШ № 629 на 2012 – 2013 учебный год рабочая программа предусматривает обучение в объеме 68 часов. Учебный предмет «Технология» построен по модульному принципу. 34 часа отводится на изучение материальной технологии и 34 час на изучение модуля «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)», направленные на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности.
Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. В программе заложен механизм развития умения видеть и ценить мир искусства «рядом», на примерах произведений народных мастеров родного края; понимать, что искусство своего региона и отечества — путь к по знанию искусства любых эпох и народов.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
- обеспечить обязательный минимум содержания предмета «Художественный труд»;
- дать основы компьютерной грамотности
- содействовать проявлению целостного оптимис тического мироощущения учащихся, созданию собст венными силами нравственно-эстетической среды об щения с искусством с учетом многообразия его видов (народное искусство, скульпту ра, декоративно-прикладное искусство) и архитекту рой;
- способствовать формированию чувства нацио нального достоинства, культуры межнационального общения, умения видеть памятники истории и куль туры в связи с историей, бытом и жизнью народа;
- способствовать формированию особых качеств мышления, творческого воображения, культурно-ис торической памяти в процессе комплексного осво ения искусства России.
Предлагаемая программа по предмету «Технология» ориентируется на реализацию следующих целей:
- овладение начальными трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда, полезных для человека и общества; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
- развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера;
- освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира; формирование первоначальных представлений о мире профессий;
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда; интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Обучение учебному предмету способствует формированию общеучебных умений и навыков, а именно: умению выделять признаки и свойства объектов окружающего мира, высказывать суждения на основе сравнения их функциональных и эстетических качеств, конструктивных особенностей; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера), умение использовать измерения для решения практических задач; планировать и организовывать свою деятельность и др.
Новизна и отличие данной рабочей программы заключается в следующем: программа состоит из двух модулей. Содержание первого модуля «Художественный труд» полностью соответствует программе Шпикаловой Т.Я., а т.к. увеличено количество часов на изучение предмета, то добавлен второй модуль «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)», направленный на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности. На его изучение отводится 34 часа.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки, истории и литературного чтения, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром и математикой (геометрические фигуры и объёмы).
Подведение итогов по курсу «Технология» проводится по результатам практической деятельности школьников.
Учебно-методический комплект, реализующий программу «Технология» в 3 классе, включает:
- Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др.
Технология. Художественный труд. 3 класс. Рабочие тетради
Издательство «Просвещение»
- Технология. Художественный труд. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В. – М.: Просвещение, 2009
- Ю.А.Вакуленко. Трудовое воспитание в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2007
- Н.В.Чен. Замечательные поделки своими руками. Издательство «Книжный клуб», 2007
- Шпикалова Т. Я. и др.
Технология. Художественный труд. 3 класс. Методическое пособие. Издательство «Просвещение» - «Курс элементарной компьютерной грамотности для начальной школы» http://school-collection.edu.ru
- «Информатика (1-4 классы)» Авторы: Семенов А.Л., Рудченко Т.А., http://www.school-informatica.ru
Содержание программы:
Содержание программы «Технология» представлено в виде следующих разделов и двух модулей.
I модуль Материальная технология 34 ч.
Ведущая тема года: Что край, то обычай, что народ, то и мастерство
Работа с бумагой (17ч.)
Раздел «Работа с бумагой» ориентирует на овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями и способами работы с бумагой, на художественно-творческую деятельность через познание технологических и художественных свойств бумаги.
Развитие эстетического восприятия изделий из белой и цветной бумаги, произведений декоративно-прикладного и народного искусства.
Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями в работе с бумагой: бумага (ватман, обойная, тонированная) и картон;
инструменты и материалы для скрепления (ножницы, шило, циркуль, бокорезы, клей ПВА, проволока); способы технологической обработки бумаги: прокалывание, скручивание; многократное прямолинейное складывание под углом (радиальное) — гофрирование; сквозное вырезывание на многократно сложенной заготовке; формирование сложных модулей из бумажной ленты; плетение из полос — «косичка»;
склеивание; оригами; аппликация; работа по технологической карте;
простейшие базовые формы техники оригами (блин, змей, двойной квадрат); чтение условных обозначений (вырезать, сложить и расправить, склеить, складка «молния», повернуть в одной плоскости, перевернуть на другую сторону, выгнуть наружу, вогнуть внутрь, проколоть, подумать).
Развитие знаний о культуре работы с бумагой, картоном, готовыми вспомогательными формами; правила организации рабочего места.
Приемы выбора бумаги (по цвету, фактуре, плотности, текстуре); разметка по шаблону, по сгибу, по готовой вспомогательной форме; выкраивание деталей в разворот и из заготовок, сложенных многократно.
Выполнение разнообразных плоских и объемных изделий из бумаги с помощью приемов складывания, оригами, художественного вырезывания; аппликации; организация рабочего места; практическая работа по технологической карте; организация выставок творческих работ и экскурсии по ним; коллективная оценка результатов работы.
Формирование трудового опыта в процессе конструирования из бумаги.
Виды конструирования из бумаги: воздушные конструкции в технике оригами — колокольчики и птицы; плавающие конструкции по мотивам традиционной русской ладьи; объемное конструирование из полос картона (по мотивам традиционной щепной игрушки); куклы в народных костюмах на основе цилиндра и конуса с деталями в технике многократного прямолинейного складывания под углом, сквозного вырезывания из многократно сложенной заготовки; прокалывание, скручивание; формирование сложных модулей из бумажной ленты; плетение из полос — «косичка»; аппликация; конструирование с включением готовых вспомогательных форм: сосуды (по мотивам традиционной гжельской майолики); домик для птиц с деталями в технике художественной вырезанки (по мотивам традиционной резьбы по дереву); ларцы-теремки с деталями в технике художественной вырезанки (по мотивам кованого металлического декора); архитектурная постройка — терем (по мотивам традиционной теремной архитектуры); моделирования из бумаги и готовых вспомогательных форм: динамическая игрушка по мотивам традиционной богородской деревянной игрушки; изготовления изделий из бумаги и картона: поднос (тонкий картон) (по мотивам жостовских традиционных изделий); светец (по мотивам традиционных металлических светцов);составления декоративных композиций: в технике художественной вырезанки (по мотивам народных вырезанок); рельефное панно (по мотивам костюма и снаряжения русских богатырей).
Работа с тканью (9ч.)
Содержание раздела «Работа с текстильными материалами» нацелено на познание технологических, эстетических свойств, способов обработки ткани
Развитие эстетического восприятия изделий из текстильных материалов, произведений народного декоративно-прикладного искусства — узорных тканых изделий, народного костюма, тамбурной вышивки, лоскутного шитья из полос.
Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями в работе с текстильными материалами.
Традиционные способы выполнения узорной ткани (сравнение технологий набойки, узорного ткачества, вышивки); производство тканей, переплетение нитей в тканях (полотняное, саржевое, шелковое); нитки для ткачества (сравнение с нитями для шитья и вышивки);инструменты и приспособления для ручного узорного ткачества (дощечки), для набойки (манеры); их устройство, приемы изготовления; приемы декора ткаными и набивными узорами, тамбурной вышивкой предметов быта, народного костюма.
Конструирование изделий по технологической карте; организация рабочего места; предварительное планирование работы по технологической карте; сотрудничество при выполнении коллективных работ; самоконтроль, самостоятельная оценка работы.
Формирование трудового опыта в процессе: ознакомления с традиционным узорным ткачеством.
Узорное ткачество на дощечках — традиционное народное искусство и ремесло. Красота и практическое назначение тканых изделий (пояса-обереги). Цветовая гамма, форма и ритм узоров тканых поясов в северном и южном народном костюме. Устройство и приемы изготовления приспособления для узорного ткачества — дощечек. Выбор материалов: толстые цветные нити (шерстяные, хлопчатобумажные). Освоение простейшего приема ткачества поясов из нитей 2—3 цветов на двух дощечках. Изготовление пояса или закладки. Оформление изделия кисточками и помпонами; ознакомления с народной вышивкой на предметах быта и народной одежде. Особенности колорита, сюжеты и образы вышивки различных регионов России.
Изделия народных мастеров родного края.
Традиционная вышивка тамбурным швом («цепочка», «петля с прикрепом»); мотивы и колорит тамбурной вышивки; композиция вышивки на изделии (салфетка, украшенная тамбурной вышивкой «цепочка», «петля с прикрепом» по мотивам традиционной вышивки скатертей, полотенец). Оформление краев салфетки бахромой; ознакомления с лоскутной техникой.
Лоскутное шитье — традиционный вид домашнего рукоделия в разных регионах России; использование различных техник лоскутного шитья в творчестве современных мастеров.
Цветовая гармония, символика цвета и технологические приемы выполнения квадратов-модулей.
Лоскутное шитье из полос (способы «изба», «колодец»).
Приемы выделения зрительного центра, достижения эффекта объема в лоскутном квадрате-модуле.
Конструирование салфетки, прихватки или лоскутного коврика (коллективное панно) из квадратов-модулей на основе традиционных мотивов «колодец» или «изба».
Соединение деталей при помощи шва «за иголку», окантовка края изделия прямой тесьмой; ознакомления с искусством текстильного коллажа.
Выбор материалов для коллажа.
Приемы проектирования многоцветной композиции из лоскута в технике коллажа из набивных тканей (коллективного панно).
Использование лент, тесьмы и других материалов для оформления панно на тему «Мое лето».
Работа с пластичными материалами (5ч.)
Развитие эстетического восприятия керамических изделий — произведений народного декоративно-прикладного искусства: гончарных изделий, фигурных сосудов скопинских мастеров.
Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями в работе с глиной (пластилином).
Сравнение свойств различных пластичных материалов; современный пластичный материал — пластика, ее свойства, приемы работы с пластикой; приспособления для лепки из пласта — готовые формы (пластиковые баночки, стаканчики); приемы раскатывания пласта глины, разметки деталей с помощью прокатывания и отпечатывания готовой формы; выполнение сосуда сложной формы путем соединения нескольких частей; способы декора сосуда-образа; приемы украшения сосудов-образов лепным декором (декоративными налепами, отпечатками); организация рабочего места; предварительное планирование работы по технологической карте; сотрудничество при выполнении коллективных работ; самоконтроль, самостоятельная оценка работы.
Формирование творческого опыта в процессе конструирования из пластичных материалов: сосуды-образы по мотивам скопинской керамики на основе изученных приемов лепки.
Работа с природными материалами (3ч.)
Раздел «Работа с природными материалами» нацелен на ознакомление учащихся со свойствами, приемами обработки и декорирования изделий из природных материалов.
Развитие эстетического восприятия изделий из природных материалов, произведений декоративно-прикладного искусства и народного творчества из бересты, соломки.
Коврики-циновки в творчестве народных мастеров России, Японии, Вьетнама, Китая, Киргизии.
Изделия из бересты народных мастеров северных областей России и Сибири: кузовки, корзинки, туеса, хлебницы, обувь, украшения.
Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями в работе с природными материалами.
Овладение приемами обработки природных материалов: подготовка соломы, травы, бересты к конструированию и плетению.
Соломка (блеск, теплый цвет, легкость), ее свойства (гибкость, пластичность); стебли трав как материал для конструирования бытовых изделий и украшений;береста как материал для плетения, ее свойства (гибкость, пластичность, прочность).
Инструменты и приспособления для обработки природных материалов. Организация рабочего места; предварительное планирование работы по технологической карте; сотрудничество при выполнении коллективных работ; самоконтроль, самостоятельная оценка работы.
Формирование трудового опыта в процессе художественной обработки бересты.
Приемы выполнения объемных бусинок из бересты способами складывания и плетения.
Варианты конструирования украшений из заготовленных берестяных бусинок; художественной обработки соломки.
Салфетка из соломки (стеблей травы).
Конструирование из природных материалов по мотивам традиционных восточных циновок; декор соломенных ковриков с помощью вышивки на основе шва «вперед иголку».
Подвесные объемные украшения (мобили).
Проектирование из природных материалов новогодних украшений из соломки по мотивам традиционных рождественских подвесных конструкций способами связывания и нанизывания; приемы конструирования деталей декора из ниток, тесьмы, соломки (солнышки, подвески, кисточки); приемы сборки изделий из соломки способом связывания, приемы выполнения модулей из соломки в форме октаэдра;
приемы сборки и декора подвесных конструкций из одного или нескольких модулей; декорирование изделий кистями, подвесками из нитей, кусочками ткани и цветной бумаги.
II модуль Информатика и информационно-коммуникационные технологии - 34 ч.
В настоящее время в современном обществе стремительно растёт количество информации и, вследствие этого, жизненной необходимостью для каждого человека становится важным умение получать, перерабатывать и хранить её. Поэтому информатика играет особую роль в эпоху перехода от общества индустриального к обществу информационному. Раздел «Практика работы на компьютере» предусматривает обучение младших школьников использованию компьютерных программ как средств учебного назначения, позволяя расширить ряд информационных источников.
ИНФОРМАЦИЯ ВОКРУГ НАС. 6ч
Понятие об информации.
Многообразие форм информации (рисунки, тексты, звуки) и способов ее обработки.
Получение преобразование, передача, хранение информации
Носители информации.
Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации, получаемой человеком. Информация вокруг нас (примеры из окружающего мира).
Примеры информационных носителей: от древнего мира до наших дней. Информационные технологии. (Книга, Интернет, телевидение, газета, радио, компьютер.) Книга как древнейший вид графической информации. Из истории книги. Изобретение фотоаппарата и кинокамеры. История появления. Словари. телефон, справочники
Источники информации, используемые в быту (телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и др.)
Требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
- понятие информации, многообразие ее форм,
- носители информации,
- информационные процессы (передача, обработка, хранение информации).
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры информации и информационных процессов;
- приводить примеры носителей информации.
НА ПОРОГЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ. 8ч
Инструктаж по технике безопасности.
Компьютер как средство работы с информацией.
Основные устройства компьютера, их функции.
Назначение и взаимосвязь устройств компьютера.
Организация работы на компьютере с соблюдением санитарно-гигиенических норм. Подготовка компьютера к работе (включение компьютера). Правильное завершение работы на компьютере.
Мышь. Устройство мыши. Приемы работы с мышью. Компьютерные программы. Первоначальное понятие об управлении работой компьютерной программой. Управление работой компьютерной программы с помощью мыши.
Клавиатура как устройство для ввода информации в компьютер. Работа на клавиатуре с соблюдением санитарно-гигиеничесикх норм.
Компьютер как вычислительное устройство.
Требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
- назначение основных компонентов компьютера;
- правила техники безопасности при работе на компьютере;
- применение, роль и возможности компьютера в различных отраслях деятельности человека.
Учащиеся должны уметь:
- работать в режиме микрокалькулятора;
- пользоваться клавиатурой компьютера (вводить с клавиатуры русские,
- латинские, строчные, заглавные буквы, цифры, специальные символы;
- удалять ошибочно набранные символы; исправлять ошибки ввода);
- пользоваться прикладными программами.
КОМПЬЮТЕР - ИНСТРУМЕНТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 20ч
Основные программы.
Обработка текстовой информации на компьютере
Текстовый редактор Word.
Решение задач в различных компьютерных средах.
Графические редакторы, их назначение и возможности использования. Работа с простыми информационными объектами (графическое изображение): создание, редактирование. Запись и считывание изображений с диска. Вывод изображения на принтер. Использование графического редактора для реализации творческого замысла
Создание презентаций в программе Power Point. Создание слайд-шоу. Интернет ресурсы. Поиск информации. Информационная безопасность. Безопасность в интернете. Компьютерные вирусы и борьба с возможностью их проникновения.
Поисковая система. Работа в Интернете, поиск информации, создание собственной библиотеки ссылок на интересные ресурсы в Интернете.
Знакомство с образовательными интернет ресурсами. Дневник наблюдений. Отличник, знайка. Умная Маша онлайн викторины. Глобальная школьная лаборатория. Тесты.
Требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
- назначение и основные возможности текстового редактора.
- назначение и основные возможности графического редактора.
- правила безопасного поведения в интернете
Учащиеся должны уметь:
- представлять текстовую, числовую и графическую информацию на экране компьютера с помощью клавиатуры и мыши: печатать заданный простой текст (в текстовом редакторе), изображать заданные геометрические фигуры в цвете в графическом редакторе);
- уметь самостоятельно использовать в учебной деятельности информационные источники, в том числе ресурсы школьной библиотеки и медиатеки;
- иметь элементарные навыки работы на компьютере.
Результат усвоения содержания курса «Технология» (художественный труд) в 3 классе.
Должен знать:
- названия ручных инструментов, их назначение, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор);
- основы традиционной технологии художественной обработки и конструирования из природных материалов (глины, соломы, бересты), ткани (набойка, ткачество на дощечке, вышивка, лоскутное шитье и др.), бумаги (гофрирование, скручивание, склеивание, складывание, конструирование), глины (лепка из пласта по готовым формам, приемы лепного декора).
Должен уметь:
- организовывать свое рабочее место; пользоваться, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой
- решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий, пользуясь технологической картой облегченного типа, техническим рисунком, эскизом, с учетом простейших приемов технологии в народном творчестве;
- выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани;
- выполнять тамбурный шов и украшать изделие народной вышивкой;
- лепить и украшать декором сосуды по мотивам керамики Гжели, Скопина, конструировать изделия из соломки по мотивам работ киргизских и белорусских мастеров;
- конструировать динамические и статические игрушки по мотивам традиционных работ богородских народных мастеров.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
- выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
- воспитывать нравственно-эстетическое отношение к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира;
- воспитывать положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию предметной обстановки в школе и дома.
Результат усвоения содержания курса «Технология» (информатика и информационно-коммуникационные технологии) в 3 классе.
В процессе изучения, обучаемому предоставляется возможность:
- выяснить роль и место информации в жизни общества и человека
- получить первичное представление о понятии информации, о формах ее представления;
- научиться различать виды информации в зависимости от органа чувств, воспринимающего информацию (зрительную, звуковую, вкусовую и т. д.);
- научится различать информацию в зависимости от способа представления информации на материальном носителе (числовая, текстовая, графическая, табличная);
- научиться различать информацию в зависимости от способа организации информации (таблица, ряд, столбец, список);
- узнать основные понятия, относящиеся к сбору (получению), представлению, хранению, передаче, преобразованию и использованию информации;
- ориентироваться в справочниках и словарях, в которых информация хранится в алфавитном порядке;
- научиться осуществлять поиск информации в справочниках и словарях, в том числе электронных;
- овладеть правилами поведения в компьютерном классе и элементарными действиями с компьютером (включение, выключение, сохранение информации на диске, вывод информации на печать);
- понимать роль компьютера в жизни и деятельности человека;
- познакомиться с названиями составных частей компьютера (монитор, клавиатура, мышь, системный блок и пр.);
- познакомиться с основными аппаратными средствами создания и обработки
графических и текстовых информационных объектов (мышь, клавиатура, монитор, принтер) и с назначением каждого из них;
- научиться представлять информацию на экране компьютера с мощью клавиатуры и мыши:
- печатать простой текст в текстовом редакторе, изображать простые
геометрические фигуры в цвете с помощью графического редактора;
- узнать правила работы текстового редактора и освоить его возможности;
- узнать правила работы графического редактора и освоить его возможности (освоить технологию обработки графических объектов);
В результате изучения модуля ученик должен:
- называть вид информации в зависимости от органа чувств, воспринимающего информацию (зрительная, звуковая, и т. д.);
- называть вид информации в зависимости от способа представления информации на материальном носителе (числовая текстовая, графическая, табличная);
- ориентироваться в справочниках и словарях, в которых информация хранится в алфавитном порядке;
- применять знания о способах представления, хранения и передачи информации (текст, числа, знаки, флажковая азбука и азбука Морзе, закодированное письмо и пр.) в учебной и игровой деятельности;
- знать правила поведения в компьютерном классе;
- уметь осуществлять элементарные действия с компьютером (включать, выключать, сохранять информацию на диске, выводить информации на печать);
- называть составные части компьютера (монитор, клавиатура мышь, системный блок и пр.);
- уметь представлять текстовую, числовую и графическую информацию на экране компьютера с помощью клавиатуры и мыши: печатать заданный простой текст (в текстовом редакторе), изображать заданные геометрические фигуры в цвете в графическом редакторе);
- уметь самостоятельно использовать в учебной деятельности информационные источники, в том числе ресурсы школьной библиотеки и медиатеки;
- иметь элементарные навыки работы на компьютере.
Тематическое планирование
ТЕХНОЛОГИЯ | |
Всяк молодец на свой образец | 8 ч. |
ИНФОРМАЦИЯ ВОКРУГ НАС. | 6ч |
Каждому молодцу ремесло к лицу | 8 ч. |
НА ПОРОГЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ. | 8ч |
Всякому времени — свое ремесло | 10 ч |
КОМПЬЮТЕР - ИНСТРУМЕНТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. | 20ч |
Всяк на свой манер | 8 ч. |
68 ч |
Список литературы
- М.И.Моро, Ю.М.Колягин, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова и др.
Школа России. Концепция и программы для нач. кл. В 2 ч.
Москва: Просвещение,2008.
- Шпикалова Т. Я. и др.
Технология. Художественный труд. 3 класс. Методическое пособие
Издательство «Просвещение»
- Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Величкина Г.
Технология. Художественный труд. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Издательство «Просвещение»
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения технологии ученик должен
знать/ понимать
- роль трудовой деятельности в жизни человека;
- распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей);
- влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
- область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);
- основные источники информации;
- назначение основных устройств компьютера;
- правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером.
уметь
- выполнять инструкции при решении учебных задач;
- осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за ее ходом и результатами;
- получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
- изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам;
- соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
- создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;
- осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
- создавать и изменять простые информационные объекты на компьютере;
- искать информацию с использованием простейших запросов.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды и предметов быта и др.);
- соблюдение правил личной гигиены и безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой; средствами информационных и коммуникационных технологий;
- создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
- осуществления сотрудничества в процессе совместной работы;
решения учебных и практических задач с применением возможностей компьютера.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | дата | № урока в теме | Модуль «ИКТ» | № урока в теме | Модуль «Художественный труд» | Содержание |
Всяк молодец на свой образец (8 ч.) | ||||||
ИНФОРМАЦИЯ ВОКРУГ НАС. 6ч | ||||||
1 | Ситцевое многоцветие | Вводный урок. Техника безопасности и приёмы работы Текстильный коллаж. | ||||
2 | 1 | Понятие об информации. | Многообразие форм информации (рисунки, тексты, звуки) и способов ее обработки. | |||
3 | Жостовские фигурные | Традиционные формы подносов. Конструирование подноса из бумаги (картона). Приемы складывания, симметричного вырезывания, надрезы, клеевое соединение. | ||||
4 | 2 | Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации, получаемой человеком.. | Информация вокруг нас (примеры из окружающего мира). | |||
5 | Необычные превращения соломки | Конструирование коврика-циновки из соломки по мотивам традиционных изделий народов мира. Приемы украшения соломенного коврика цветными нитками | ||||
6 | Необычные превращения соломки | Завершение работы | ||||
7 | 3 | Получение преобразование, передача, хранение информации | Информационные процессы | |||
8 | Лети, лети, бумажный змей | Конструирование змея из бумаги. Прием симметричного вырезывания, клеевое соединение | ||||
9 | 4 | Информационные технологии | Примеры информационных носителей: от древнего мира до наших дней.. (Книга, Интернет, телевидение, газета, радио, компьютер.) Книга как древнейший вид графической информации. Из истории книги. Изобретение фотоаппарата и кинокамеры. История появления. | |||
10 | Лоскуток к лоскутку | Лоскутное шитье способами «колодец», «изба»: конструирование модулей из полос ткани. Сшивание швом «за иголку». Окантовка изделия прямыми полосками ткани. Коллективная лоскутная композиция из мотивов-модулей. | ||||
11 | Лоскуток к лоскутку | Завершение работы | ||||
12 | 5 | Источники информации, используемые в быту (телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и др.) | Словари.телефон, справочники | |||
13 | Гжельская майолика | Конструирование из бумаги по мотивам гжельской майолики. Приемы складывания, симметричного и асимметричного вырезывания, склеивания. | ||||
14 | 6 | Игровое занятие по теме «Информация» | ||||
Каждому молодцу ремесло к лицу (8 ч.) | ||||||
НА ПОРОГЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ.8ч | ||||||
15 | 1 | Компьютер как средство работы с информацией. | Инструктаж по технике безопасности. Организация работы на компьютере. Подготовка компьютера к работе (включение компьютера). Правильное завершение работы на компьютере. Организация работы на компьютере с соблюдением санитарно-гигиенических норм. | |||
16 | 2 | Основные устройства компьютера, их функции. | . | Назначение и взаимосвязь устройств компьютера | ||
17 | 1 | Теремок для пернатых | Конструирование по мотивам теремной архитектуры из картона и упаковочных коробок. Приемы вырезывания, гофрирования, складывания. Украшение терема подзорами, полотенцами и т. п. Приемы симметричного вырезывания из бумаги. | |||
18 | 2 | Теремок для пернатых | Завершение работы | |||
19 | 3 | Мышь. | Устройство мыши. Приемы работы с мышью. | |||
20 | 4 | Клавиатура как устройство для ввода информации в компьютер. | Работа на клавиатуре с соблюдением санитарно-гигиеничесикх норм. | |||
21 | 3 | Красна изба столом да скатертью | Вышивание салфетки тамбурным швом, швом «с прикрепом». | |||
22 | 4 | Красна изба столом да скатертью | Завершение работы | |||
23 | 5 | Компьютерные программы | Первоначальное понятие об управлении работой компьютерной программой. Управление работой компьютерной программы с помощью мыши. | |||
24 | 5 | Куют кузнецы для лучины светцы | Конструирование светца из полос бумаги. Приемы скручивания, складывания, вырезывания, гофрирования, склеивания. | |||
25 | 6 | Тренажер | Ввод текста | |||
26 | 6 | Выковал кузнец сказочный ларец | Конструирование из готовых форм (упаковочные коробки). Украшение резным декором. | |||
27 | 7 | Компьютер как вычислительное устройство. | История вычислительной техники. Микрокалькулятор. | |||
28 | 7 | Рождественские фантазии | Конструирование из соломки объемных конструкций — подвесок на основе октаэдра. | |||
29 | 8 | Рождественские фантазии | Завершение работы | |||
30 | 8 | Игровое занятие по компьютерной грамотности | ||||
Всякому времени — свое ремесло 10 ч.) | ||||||
КОМПЬЮТЕР - ИНСТРУМЕНТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.20ч | ||||||
31 | 1 | Основные программы. | Знакомство с пакетом Microsoft Office | |||
32 | Тканые узоры | Ткачество на дощечках. Конструирование дощечек из картона, заправка нитей в дощечки, подготовка уточной нити. Приемы тканья поясов (закладок) способами «к себе», «от себя». Отделка кисточками края тканого изделия. | ||||
33 | Тканые узоры | Завершение работы | ||||
34 | 2 | Текстовый редактор Word. | Обработка текстовой информации на компьютере | |||
35 | 3 | Графические редакторы, их назначение и возможности использования. | Работа с простыми информационными объектами (графическое изображение): создание, редактирование. Запись и считывание изображений с диска. Вывод изображения на принтер. Использование графического редактора для реализации творческого замысла | |||
36 | Город белокаменный | Художественное конструирование из бумаги плоскорельефного панно по мотивам традиционной русской архитектуры. | ||||
37 | Город белокаменный | Завершение работы | ||||
38 | 4 | Создание презентаций в программе Power Point. | Основные этапы работы в программе | |||
39 | 5 | Создание слайд-шоу. | Создание автофильма из изображений | |||
40 | Защитники земли Русской | Объемное конструирование из бумаги кукол в мужском костюме. | ||||
41 | 6 | Безопасность в интернете. | Информационная безопасность. Компьютерные вирусы и борьба с возможностью их проникновения. | |||
42 | 7 | Поисковая система. | Поиск информации. | |||
43 | 8 | Интернет ресурсы. | Работа в Интернете, поиск информации, создание собственной библиотеки ссылок на интересные ресурсы в Интернете. | |||
44 | Берестяные бусы | Конструирование из бересты (или бумаги) украшения-оберега | ||||
45 | 9 | Решение задач в различных компьютерных средах. | Знакомство с образовательными интернет ресурсами. | |||
46 | Богородские потехи | Конструирование из бумаги динамической игрушки по мотивам богородской. Приемы симметричного и асимметричного вырезывания, прокалывания, склеивания. | ||||
47 | Богородские потехи | Завершение работы | ||||
48 | 10 | Дневник наблюдений | http://www.school-informatica.ru | |||
49 | Красны девицы | Объемное конструирование из бумаги кукол в народном костюме | ||||
50 | Красны девицы | Завершение работы | ||||
51 | 11 | Отличник | http://www.otlichnyk.ru/ | |||
52 | 12 | Знайка | http://www.otlichnyk.ru/znayka/ | |||
Всяк на свой манер (8 ч.) | ||||||
53 | Пасхальный сувенир | Изготовление сувенирных колокольчиков (лепка из глины, пластилина или конструирование из бумаги). | ||||
54 | 13 | Умная Маша | http://www.school.edu.ru/Fungame/Quiz/main.htm | |||
55 | 14 | онлайн викторины | ||||
56 | Цветы России на павловских платках и шалях | Изготовление манер из картона, шнура и других материалов с силуэтами цветов (композиция замкнутого орнамента). Выполнение набойки на ткани (гуашь). | ||||
57 | Цветы России на павловских платках и шалях | Завершение работы | ||||
58 | 15 | Глобальная школьная лаборатория | http://www.globallab.ru | |||
59 | Встречаем птиц | Конструирование образа птицы. Оригами. | ||||
60 | 16 | Тесты по русскому языку | http://www.samsdam.net/ruslang/ | |||
61 | Скопинские фантазии из глины | Лепка (конструирование) сосуда сложной формы на основе комбинирования простых деталей по мотивам скопинской керамики. Декор: рельеф, контррельеф, налепы, оттиски. | ||||
62 | Скопинские фантазии из глины | Завершение работы | ||||
63 | 17 | Тесты по математике | http://uchit.rastu.ru | |||
64 | Мое долгожданное лето | Декоративная рельефная композиция из глины (цветного пластилина). Использование различных приемов лепки. Коллективная работа. | ||||
65 | Мое долгожданное лето | Завершение работы | ||||
66 | 18 | Тесты по литературному чтению | http://www.samsdam.net/reading/ | |||
67 | 19 | Тесты по окружающему миру | http://www.samsdam.net/natural/ | |||
68 | 20 | Творческий отчет | Создание работы в любой из программ |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Примерные правила поведения учащихся в компьютерном классе
1. Входить и выходить из класса можно только с разрешения учителя.
2. Требуется занимать только то рабочее место, которое закреплено учителем за обучающимся, бригадой в целом.
3. Включать или выключать компьютер и подключенные к нему устройства учащимся не разрешается.
4. Подключение к работе компакт-дисков учебного назначения осуществляется учителем или лаборантом.
Учителю необходимо придерживаться рекомендаций по организации учебной деятельности учащихся на занятиях.
1. В целях экономии времени материалы, размещенные в Интернете, могут быть приготовлены учителем или методистом по информатизации обучения школы заранее и использоваться на уроке уже как материалы, размещенные на диске.
2. Урок необходимо начинать с организационной минутки, напоминая детям правила поведения в кабинете.
3. Оборудование компьютерного рабочего места должно соответствовать санитарным нормам и правилам. Ниже приведены рекомендации гигиенистов по организации рабочего места ученика.
4. Расстановка компьютерных столов должна производиться таким образом, чтобы все токоведущие части устройств и разъемы были обращены к стене помещения.
5. Для профилактики травматизма детей электропроводка должна быть оборудована специальными коробами, розетки должны располагаться за вертикальной стенкой компьютерного стола.
6. Кабинет должен быть оборудован устройством отключения электропитания.
7. Оставлять детей в компьютерном классе без учителя категорически воспрещается.
8. Уроки в компьютерном кабинете рекомендуется проводить совместно с лаборантом.
Гигиенические требования к использованию персональных компьютеров (ПК) в начальной школе
В соответствии с требованиями современного санитарного законодательства (СанПиН 2.2.2.542-96 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы") для занятий детей допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей. Санитарно-эпидемиологическое заключение должна иметь не только вновь приобретенная техника, но и та, которая находится в эксплуатации.
Помещение, где эксплуатируются компьютеры, должно иметь искусственное и естественное освещение. Для размещения компьютерных классов следует выбирать такие помещения, которые ориентированы на север и северо-восток и оборудованы регулируемыми устройствами типа жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др. Размещать компьютерные классы в цокольных и подвальных помещениях недопустимо.
Для отделки интерьера помещений с компьютерами рекомендуется применять полимерные материалы, на которые имеются гигиенические заключения, подтверждающие их безопасность для здоровья детей.
Поверхность пола должна быть удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическим покрытием.
Площадь на одно рабочее место с компьютером должна быть не менее 6 кв. м.
Очень важно гигиенически грамотно разместить рабочие места в компьютерном классе. Компьютер лучше расположить так, чтобы свет на экран падал слева. Несмотря на то что экран светится, занятия должны проходить не в темном, а в хорошо освещенном помещении.
Каждое рабочее место в компьютерном классе создает своеобразное электромагнитное поле с радиусом 1,5 м и более. Причем излучение идет не только от экрана, но и от задней и боковых стенок монитора. Оптимальное расположение оборудования должно исключать влияние излучения от компьютера на учащихся, работающих за другими компьютерами. Для этого расстановка рабочих столов должна обеспечить расстояние между боковыми поверхностями монитора не менее 1,2 м.
При использовании одного кабинета информатики для учащихся разного возраста наиболее трудно решается проблема подбора мебели в соответствии с ростом младших школьников. В этом случае рабочие места целесообразно оснащать подставками для ног. Размер учебной мебели (стол и стул) должен соответствовать росту ребенка. Убедиться в этом можно следующим образом: ноги и спина (а еще лучше и предплечья) имеют опору, а линия взора приходится примерно на центр монитора или немного выше.
Освещенность поверхности стола или клавиатуры должна быть не менее 300 лк, а экрана – не более 200 лк.
Для уменьшения зрительного напряжения важно следить за тем, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным. Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения.
При работе с текстовой информацией предпочтение следует отдавать позитивному контрасту: темные знаки на светлом фоне.
Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок, так как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются.
Оптимальные параметры микроклимата в дисплейных классах следующие: температура – 19–21 °С, относительная влажность – 55–62%.
Перед началом и после каждого академического часа учебных занятий компьютерные классы должны быть проветрены, что обеспечит улучшение качественного состава воздуха. Влажную уборку в компьютерных классах следует проводить ежедневно.
Приобщение детей к компьютеру следует начинать с обучения правилам безопасного пользования, которые должны соблюдаться не только в школе, но и дома.
Для профилактики зрительного и общего утомления на уроках необходимо соблюдать следующие рекомендации.
· Оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся 2–4-х классов должна быть не более 15 минут.
· С целью профилактики зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Для большей привлекательности их можно проводить в игровой форме.
Примерный комплекс упражнений для глаз
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1–4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1–4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1–4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1–6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3–4 раза.
4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1–6; затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.
Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ:
Азбука в стихах, с картинками | http://bomoonlight.ru/azbuka/ | |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | ||
детский поисковик, всё для детей | ||
электронные сказки онлайн; | ||
Словари. Раздел портала "Грамота.ру". Интерактивная возможность работы со словарями: орфографическим, толково-словообразовательным, синонимов, русских имен и др. | ||
Интерактивные словари русского языка: толковый словарь русского языка Ожегова, словарь иностранных слов, орфографический, семантический словари, словарь русских личных имен, словарь Достоевского, словарь языка Пушкина. | ||
http://www.orfo.ru | ||
Отличник. Тренажёр решения заданий по математике и русскому языку | http://www.otlichnyk.ru/ | |
Знайка. Задания для учеников начальных классов. | http://www.otlichnyk.ru/znayka/ | |
Детские электронные презентации и клипы. | http://viki.rdf.ru | |
Информатика для детей. 1 - 4 классы | http://teachpro.ru | |
Информатика. Начальная школа А. Л. Семенов, Т. А. Рудченко Дневник наблюдений | http://www.school-informatica.ru | |
Роботландия | ||
Умная Маша. Викторина | http://www.school.edu.ru/Fungame/Quiz/main.htm | |
класс русского языка | http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html | |
Безопасный интернет. Азбука безопасности. | http://azbez.com/node/1743 | |
Виртуальная экскурсия по Кремлю | http://tours.kremlin.ru | |
Глобальная школьная лаборатория - это и проект, и обучающая среда, основанная на использовании новых технологий, прежде всего Интернет. | http://www.globallab.ru | |
Дети на Куличках. Онлайн тесты всегда привлекают внимание, так как в них посетитель сайта может легко проверить свои знания, способности или просто развлечься, если тесты шутливые. У нас есть прикольные несерьезные тесты, а также тесты знаний, способностей, человеческих качеств. | http://children.kulichki.net/ | |
Онлайн тесты | http://www.nachalka.com/test | |
Тесты по математике | http://uchit.rastu.ru | |
по математике | http://www.samsdam.net/mathematic/ | |
По русскому языку | http://www.samsdam.net/ruslang/ | |
По окружающему миру | http://www.samsdam.net/natural/ | |
По чтению | http://www.samsdam.net/reading/ | |
МетаШкола математический кружок, олимпиады | http://www.metaschool.ru/test.php | |
Тесты, создание тестов | http://www.mr-tester.ru/test/list_control | |
Таблица умножения | http://www.mobintech.ru/multiplication/ | |
Тесты | http://указка34.рф/tests/ | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии 2 класс по программе "Начальная школа 21 века" автор В.О.Усачёва
Рабочая программа по технологии 2 класс по программе "Начальная школа 21 века" автор В.О.Усачёва...
Рабочая программа по технологии 2 класс Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. – М.:...
Рабочая программа по технологии 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой
Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...
Рабочая программа по технологии 2 класс по программе Цирулика
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями, прилагается календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по технологии 3 класс Школа России, составлена на основе авторской программы Н.И. Роговцевой, С.В. Анащенковой
рабочая программа соответствует требованиям ФГОС...
Рабочая программа по технологии 2 класс (по учебнику Цирулик Н.А. "Технология. Уроки творчества")
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по технологии 2 класс (по учебнику Цирулик Н.А. "Технология. Уроки творчества")...
Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...