Программа по предмету "Материальные технологии" 1 класс по системе Л.В.Занкова
рабочая программа по технологии (1 класс) по теме
Программа разработана по предмету "Материальные технологии" 1 класс по системе развивающего обучения Л.В.Занкова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mat.tex_.rar | 35.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Развернутое тематическое планирование по технологии для 1 класса разработано на основе примерной программы, авторской программы «Технология» Н.А.Цирулик, утвержденной МО РФ ( Самара: Корпорация «Фёдоров»,2011) в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального образования (Москва,2009).
Рабочая программа рассчитана на 33 часа в год.
Для реализации программного содержания используется учебник:
Цирулик Н.А.,Проснякова Т.Н Технология. Умные руки: Учебник для 1 класса. Издательский дом «Фёдоров», 2011 года;
Проснякова Т.Н. Школа волшебников. Рабочая тетрадь для 1 класса. Издательский дом «Фёдоров», 2011 года;
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента Государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания
Количество часов в год – 33;
количество часов в неделю – 1;
Цель предмета - общее развитие детей специфическими средствами, присущими данному предмету. Труд, как вид человеческой деятельности представляется очень богатым и сложным процессом, в котором, так или иначе, участвуют основные функциональные комплексы нашего организма: как воспринимающие (анализаторы, органы чувств), перерабатывающие (мозг), так и моторные (исполнительные функции).
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от сформированности мелких движений пальцев рук. Развитие моторики может положительно повлиять на познавательные возможности детей со слабым интеллектуальным развитием.
Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы.
Практическая деятельность на уроке ручного труда позволяет учителю более разносторонне изучить индивидуальные особенности и личностные качества каждого ребенка, а самому ребенку проявить те личностные свойства, которые не видны на уроках по другим предметам.
Курс предполагает решение следующих задач:
-развитие ручной умелости через овладение многообразными ручными операциями, по-разному влияющими на психофизиологические функции ребенка;
- формирование умений ориентироваться в задании на воспроизведение образца или на творческое воображение;
-формирование умений планирования последовательности выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы;
-знакомство с разными свойствами одного материала и одинаковыми свойствами разных материалов;
-знакомство с происхождением материалов, ручных ремесел, видов художественного творчества.
Ручная умелость развивается в процессе обработки различных материалов. Специфика предмета позволяет обеспечить большое разнообразие ручных операций. Чем шире круг операций, которыми овладевают дети, тем лучше и многостороннее развита координация движения рук, тем проще ребенку овладевать новыми видами деятельности, еще не встречавшимися ему. Именно поэтому содержание образования по труду характеризуется многообразием ручных операций, с которыми дети должны иметь дело при изготовлении предметов. Дети овладевают такими операциями, как вырезывание, сминание, скручивание, складывание, сгибание, обрывание, вытягивание, скатывание, плетение, вывязывание и т.д.
Чаще всего основную работу осуществляет ведущая рука, а другая выполняет вспомогательные функции. Но есть операции, при которых обе руки выполняют одинаковые движения (обрывание по намеченному контуру, косое плетение в три пряди). Различные операции по-разному управляются корой головного мозга. Для одних требуется большая точность (вдеть нитку в иголку, начертить), для других такой точности не нужно, например, сплести косичку.
Различные операции развивают те или иные психофизиологические функции не в одинаковой мере, но внимание развивается при любых движениях.
Работы, предлагаемые ученикам, носят различный характер: и точное повторение образца, представленного в натуральном виде или в виде рисунка, схемы, чертежа; и выполнение работы по заданному учителем условию (например, изменение формы открытки); и выполнение работы по собственному замыслу из любых материалов в любой технике (например, иллюстрация стихотворения, басни, сказки). Каждый из этих видов работы предполагает различную мыслительную деятельность на этапе ориентировки в задании.
При повторении образца ребенок "фотографирует" его с помощью зрения и осязания, перерабатывает в сознании и затем воспроизводит. Программа предусматривает такие задания: это изделия в технике "оригами", задания из раздела "плоскостное моделирование", техническое моделирование и т.д.
При выполнении творческих работ ребенок стоит перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Учитель может показать несколько образцов не для точного подражания, а как варианты выполнения задания. Подчеркнем, что художественной деятельности на уроках ручного творчества придаем особое значение, как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей.
При изготовлении объектов используются разные виды бумаги, обладающие различными свойствами, ткань и нитки различного происхождения, материалы текстильного характера (сутаж, тесьма), самый разнообразный природный материал растительного и минерального происхождения, который можно найти в данной местности, проволока, фольга, так называемые бросовые материалы (обертки от конфет, шоколада, мыла, красочные страницы старых журналов, пакеты от пищевых продуктов из металлизированной бумаги, картонные коробочки, пластиковые баночки и т.д.)
В программе предусмотрено знакомство не только с различными свойствами одного материала, но и с одним и тем же свойством разных материалов, например свойством гибкости. Разные материалы обладают этим свойством, поэтому плести можно из текстильных материалов (нитки, сутаж, веревка), проволоки, природных материалов (соломы, травы), бумажного шпагата.
Важно для развития ручных умений и многообразие операций в пределах одной и той же техники: аппликация может быть вырезана ножницами или выполнена способом обрывания, приклеена или пришита нитками, на бумажной основе или на ткани, она может быть плоской, рельефной, объемной, контурной.
С другой стороны, для развития детей имеет значение выделение одинаковых приемов в работе с различными материалами: лепить можно из глины, пластилина, теста, воска: приклеивать можно бумагу, ткань, природный материал и т.д.
Развивающее значение имеет комбинирование различных материалов и приемов в одном изделии (коллаж). Сопоставление способов и приемов в работе с различными материалами содействует их лучшему осознанию.
В программу вводится значительный объем познавательных сведений, касающихся свойств используемых материалов, способов изготовления той или иной вещи, происхождения различных видов художественной деятельности. В каждом классе, начиная с первого, вводятся термины, обозначающие технику изготовления изделий (аппликация, мозаика, оригами, макраме, коллаж, папье-маше). Овладение этими терминами, равно как и названиями операций, свойств материалов, осуществляемое исподволь, постепенно, будет важным вкладом в развитие речи детей.
В органической связи с выполнением изделий ученики познают некоторые физические и технические закономерности. Так, при изготовлении моделей учитель обращает внимание учеников на свойства изготовленных ими объектов и подводит их к пониманию физических явлений, обусловливающих эти свойства: почему вертушка вертится? почему "голубь" планирует, а стрела пикирует? почему парашют, сделанный в виде купола, плавно опускается?
Расширению познавательной деятельности в русле трудового обучения могут служить материалы музеев, выставок, экскурсии в природу. Можно использовать для показа изделия прикладного искусства, имеющиеся у детей дома. Целесообразно сообщать сведения о народных праздниках, к которым приурочено изготовление тех или иных поделок. Например, на масленицу делают чучело из соломы и сжигают его в знак прощания с зимой. В последние годы стали изготавливать в начале февраля образы тех животных, под знаком которых, по восточному календарю, он пройдет. Детям интересно узнавать сведения о доисторических животных, которых они лепят на уроке.
Тематическое планирование | |||||||
№ | Тема урока | Планируемые результаты | Виды деят-ти учащ. и формы контроля, ИКТ | Направление творческой, исследовательской и проектной деятельности, внеурочная деятельность | Информационно-методическое обеспечение | ||
Освоение предм. знаний | УУД | ||||||
базовый | повышен. | ||||||
1 | Мастера своего дела. Материалы. Инструменты и приспособления. Твое рабочее место. Правила безопасной работы. | Формирование ценностного отношения к труду, трудолюбия, ручной умелости, уважения к ремеслам и истории созидательного труда. Освоение приемов безопасной работы с инструментами. | Уважительное отношение к труду людей; виды профессий людей своего региона. | Личностные: Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. Формирование мотива, реализующего потребность в деятельности. Установка на здоровый образ жизни Познавательные: Умение анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного. Регулятивные: Умение организовать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. Коммуникативные: Умение вступать в диалог с учителем. | Коллективная, индивидуальная. Знакомство с правилами безопасной работы, инструментами и приспособлениями. | Инструменты и приспособления древних людей. | Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Умные руки: Учебник для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» стр. 4-8 Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Методические рекомендации к учебникам «Технология» для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» |
2 | Конструируем из природного материала и пластилина. | Умение наблюдать за объектами природы, понимать их красоту, бережно использовать природные дары, пытаться передать совершенство природных форм, используя различные материалы. | Определение последовательности реализации предложенного учителем замысла; комбинировать художественные технологии в одном изделии; изготавливать плоскостные и объемные изделия по рисункам, схемам. | Личностные: Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Осмысление своего поведения в школьном коллективе. Познавательные: Умение организовывать своё рабочее место в зависимости от вида работы. Коммуникативные: Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Регулятивные: Умение рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. | Индивидуальная, коллективная. Дети строят изображение природных объектов на плоскости из простейших пластилиновых форм. | Съедобные и несъедобные грибы. | Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Умные руки: Учебник для 1класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» стр 10-11 Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Методические рекомендации к учебнику «Технология» для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». |
3 | Рисуем пластилином. | Активизация летних впечатлений детей, а также тех знаний о конструировании из пластилина и природного материала, которые имелись в дошкольный период. | Анализ изображения, ситуация выбора, исходя из имеющихся материалов и личных предпочтений. | Личностные: Ориентация на понимание причин успеха в деятельности. Познавательные: Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: Формирование умения договариваться, находить общее решение. Регулятивные: Моделирование различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах. Различение допустимых и недопустимых форм поведения. | Индивидуальная, коллективная. Дети строят изображение природных объектов на плоскости из простейших пластилиновых форм. | Обитатели аквариума. Что мы знаем о черепахах. | Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Умные руки: Учебник для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» Стр. 12-13 Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Методические рекомендации к учебнику «Технология» для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». |
4 | Мозаика из семян на пластилиновой основе. | Актуализация знаний о видах мозаики, осваивание новых материалов и способов закрепления их на основе. | Нахождение взаимозаменяемых материалов, соотнесение формы поделочного материала с создаваемым образом. | Личностные: Анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. Честное, самокритичное отношение к своей деятельности Познавательные: Развитие умения ориентироваться на разнообразие способов решения задачи. Коммуникативные: Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. Регулятивные: Умение адекватно принимать оценку учителя. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | Коллективная, индивидуальная, парная. Изображение строится семенами и косточками, а пластилин уже выступает в качестве вспомогательного связующего материала. | Создание коллективной работы с применением семян и косточек. | Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Умные руки: Учебник для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». Стр. 14-15 Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Методические рекомендации к учебнику «Технология» для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». |
5 | Аппликация из листьев. Учебник и тетрадь для практических работ. | Конструирование из природного материала, развитие образного мышления. | Классификация объектов живой природы по разным признакам. | Личностные: бережное отношение к природе (подготовка поделочного материала сбор листьев нужных цветов и размеров); интерес к выполнению поделок из засушенных листьев и дальнейшее использование поделок в качестве поздравительных открыток. Регулятивные: понимать смысл инструкции учителя и материала учебника (как сушить листья); оценка результата своих действий. Познавательные: навык ориентации в материале учебника, выделение направления поиска информации. Коммуникативные: первичные умения оценки выполненной одноклассниками работы; работа в группе (панно «Дары осени» для украшения классной комнаты); умение прислушиваться к мнению других, оценивать и принимать чужое мнение; участвовать в выставке работ. | Индивидуальная, коллективная, работа в группе. | Собирание листьев для гербария. Виды листьев. Создание аппликации из листьев, различных по форме и цвету. | Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Умные руки: Учебник для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» стр. 16-19 Проснякова Т.Н. Школа волшебников: Рабочая тетрадь для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Методические рекомендации к учебнику «Технология» для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». |
6 | Вырезанная из бумаги аппликация. Мозаика из бумаги. Учебник и тетрадь для практических работ. | Знакомство со способами изображения объектов, имеющих одну ось симметрии. | Выполнение работы без опоры на фотографию готового листа. | Личностные: организация рабочего места для работы с бумагой, клеем, ножницами; навык работы с ножницами, соблюдение правил безопасной работы; понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить устный ответ; давать названия аппликациям. Регулятивные: вместе с учителем и одноклассниками находить несколько способов выполнения объектов в технике симметричного вырезания; навык работы со схемами, демонстрирующими этапы работы; проговаривание последовательности своих действий; умение выделять общие и отличительные черты в ряду предметов; запись результатов в таблицу самооценки «Мои достижения». Коммуникативные: умение делиться своими наблюдениями и жизненным опытом (рассказы о фруктовых деревьях). | Индивидуальная, коллективная | Выставка мозаичных работ. Создание аппликации из бумаги. | Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Умные руки: Учебник для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». стр. 20-23 Проснякова Т.Н. Школа волшебников: Рабочая тетрадь для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». |
7 | «Печатаем» рисунки на пластилиновой основе. | Ознакомление с новым способом работы с пластилином, изучение возможности этого приема, знакомство с основами композиции. | Поиск взаимозаменяемых материалов, самостоятельное применение изученной технологии. | Личностные: Формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. Умение радоваться успехам одноклассников. Познавательные: Умение анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного. Коммуникативные: Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Регулятивные: Умение отбирать оптимальные способы выполнения задания. | Индивидуальная, коллективная. | Подобрать материал для печатания рисунков на пластилиновой основе. Создание рисунков на пластилиновой основе. | Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Умные руки: Учебник для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» стр. 24-25 Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Методические рекомендации к учебнику «Технология» для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». |
8 | Раскрашиваем пластилином. | Ознакомление с новым способом работы с пластилином. Пластилин становится «краской» для раскрашивания | Создание «рисунка» пластилином по представлению. Умение рассказать план работы. | Личностные: Формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности. Познавательные: Умение прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий. Коммуникативные: Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности Регулятивные: Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. | Индивидуальная, коллективная. | Собрать информацию о цветке мать - и - мачеха. Кто такая скалярия? Подбор фотографий рыб, живущих в аквариумах. | Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Умные руки: Учебник для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». стр. 26-27 Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Методические рекомендации к учебнику «Технология» для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». |
9 | Художественное конструирование из природного материала. | Конструирование из природного материала, но на более сложном уровне, создание и классифицикация объектов живой природы по разным признакам, используя уже накопленный опыт. | Самостоятельное выполнение фигуры ежа, используя сосновые шишки, иглы, семена ясеня. | Личностные: Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной культурой. Познавательные: Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: Умение корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с правилом, эталоном. | Индивидуальная, коллективная. | Виды деревьев. Цветы нашего региона. | Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Умные руки: Учебник для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» стр. 28-29 Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Методические рекомендации к учебнику «Технология» для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». |
10 | В мире животных. | Умение читать схему. Изготовление животных, позволяющее осуществить переход от реалистичного изображения к условному. | Совершенствование технологии работы с природным материалом. | Личностные: Ориентирование на понимание причин успеха в деятельности. Познавательные: Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Коммуникативные: Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. Регулятивные: Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия. | Индивидуальная, коллективная. | Животные степей. Животные болот. Кто живет на Северном полюсе? Лесные жители. Создание животных из природного материала. | Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Умные руки: Учебник для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». стр. 30-31 Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Методические рекомендации к учебнику «Технология» для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». |
11 | Складывание полоски и прямоугольника. Учебник, рабочая тетрадь и тетрадь для практических работ. | Изготовление животных в технике оригами, позволяющее осуществить переход от реалистичного изображения к условному. | Самостоятельное создание аппликации с применением изученной технологии. | Личностные: Развитие готовности к сотрудничеству с учителем. Формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности. Познавательные: Умение распознавать объект, выделять существенные признаки и осуществлять их синтез. Коммуникативные: Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. Регулятивные: Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи. | Индивидуальная, коллективная. | Аппликация со зверюшками оригами. | Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Умные руки: Учебник для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». стр. 32-33 Проснякова Т.Н. Школа волшебников: Рабочая тетрадь для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Методические рекомендации к учебнику «Технология» для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». |
12 | Оригами. Учебник, рабочая тетрадь и тетрадь для практических работ. | Изготовление животных в технике оригами, позволяющее осуществить переход от реалистичного изображения к условному. | Самостоятельное изготовление фигурок мотылька и бабочки для панно. Подготовить сказку, в которой главными героями будут лиса и заяц. | Личностные: Развитие готовности к сотрудничеству с учителем. Формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности. Познавательные: Умение распознавать объект, выделять существенные признаки и осуществлять их синтез. Коммуникативные: Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. Регулятивные: Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи. | Индивидуальная, коллективная. | Придумывание и склеивание с одноклассниками композиции с рыбками. | Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Умные руки: Учебник для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». стр. 33-39 Проснякова Т.Н. Школа волшебников: Рабочая тетрадь для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Методические рекомендации к учебнику «Технология» для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». |
13 | Итоговый урок. Презентация. | Обобщение знаний и умений, полученных при изучении первого раздела учебника. | Личностные: Первоначальная ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности. Познавательные: Проводить в сотрудничестве с учителем сравнение и классификацию объектов труда по заданным основаниям. Коммуникативные: Принимать участие в коллективных работах, парами и группами, допускать существование различных точек зрения. Регулятивные: Оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. | Индивидуальная, коллективная. | Создание панно с использованием изученной технологии. | Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Умные руки: Учебник для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». стр. 40 | |
14 | Рисуем жгутиками из пластилина | Расширение представлений применения различных материалов для создания любых сказочных персонажей и объектов для игр. Формирование последовательности действий. | Самостоятельное подбирание формы, основы и материала. | Личностные: Знание правил вежливого поведения, культуры речи. Формирование бережного отношения к труду других людей. Познавательные: Формирование умения рассматривать, сравнивать, обобщать. Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: Умение контролировать свои действия и действия партнёра. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Регулятивные: Умение осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания. | Индивидуальная, коллективная. | Создание изображений букв из пластилина, бумаги, пуговиц, сыпучих материалов. | Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Умные руки: Учебник для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». стр. 42-43 Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Методические рекомендации к учебнику «Технология» для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». |
15 | Аппликация из кругов. Учебник, рабочая тетрадь и тетрадь для практических работ. | Учащиеся изготавливают аппликацию из геометрических фигур. | Самостоятельное придумывание композиции. | Личностные: Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности. Познавательные: Умение устанавливать причинно-следственные связи. Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия. Регулятивные: Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. | Индивидуальная, коллективная. | « Оживи» аппликацию. Что твой герой может рассказать о себе. | Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Умные руки: Учебник для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». стр. 44-45 Проснякова Т.Н. Школа волшебников: Рабочая тетрадь для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Методические рекомендации к учебнику «Технология» для 1класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». |
16 | Лепка животных. Лепка из снега. | Овладение техникой получения фигур из пластилина. Установление взаимосвязи между изображенными фигурами из снега и рисунками пунктирных кругов. | Составление художественного образа сказочного персонажа. | Личностные: Анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. Честное, самокритичное отношение к своей деятельности Познавательные: Развитие умения ориентироваться на разнообразие способов решения задачи. Коммуникативные: Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. Регулятивные: Умение адекватно принимать оценку учителя. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | Индивидуальная, коллективная. | Лепка своей игрушки и разыгрывание сказки. Создание городка снежных фигур. | Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Умные руки: Учебник для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». стр. 46-47 Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Методические рекомендации к учебнику «Технология» для 1класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». |
17 | Конструируем из бумаги. Создание художественных образов. | Конструирование из бумаги. | Создание персонажей с использованием коробочек без применения технологических карт. | Личностные: Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной культурой. Познавательные: Умение устанавливать причинно-следственные связи. Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. Регулятивные: Умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. | Индивидуальная, коллективная. | Оживление героев, сделанных из бумаги. Сочинить сказку. Нахождение стихов и загадок со сделанными персонажами. | Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Умные руки: Учебник для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». стр. 48-53 Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Методические рекомендации к учебнику «Технология» для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». |
18 | Необычные «мягкие» игрушки. Игрушки из скрученных бумажных полосок. | Конструирование из бумаги. | Создание фигурок из конфетных оберток и использование их в композиции «Клоуны в цирке». | Личностные Умение видеть красоту труда и творчества. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к труду и творчеству. Познавательные: Формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: Формирование способности адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных задач. Регулятивные: Умение планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания. | Индивидуальная, коллективная. | Создание персонажей для бумажного театра. Разыгрывание сценки. | Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Умные руки: Учебник для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». стр. 54-57 Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Методические рекомендации к учебнику «Технология» для 1класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». |
19 | Конструируем из разных материалов. | Знакомство с приемом художественного конструирования. | Дополнение композиции своими элементами. | Личностные: Анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. Честное, самокритичное отношение к своей деятельности Познавательные: Формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Регулятивные: Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | Индивидуальная, коллективная. | Придумывание сказки о своей Бабе-яге. | Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Умные руки: Учебник для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». стр. 58-59 Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Методические рекомендации к учебнику «Технология» для 1класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». |
20 | Итоговый урок. Презентация | Итоговые вопросы в конце раздела приучают учащихся анализировать изученный материал, делать логические выводы. | Личностные: Первоначальная ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности. Познавательные: Проводить в сотрудничестве с учителем сравнение и классификацию объектов труда по заданным основаниям. Коммуникативные: Принимать участие в коллективных работах, парами и группами, допускать существование различных точек зрения. Регулятивные: Оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы | Индивидуальная, коллективная. | Презентация своей поделки. | Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Умные руки: Учебник для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». стр. 60 | |
21 | Плетение в три пряди. Учебник и тетрадь для практических работ. | Осваивание первоначальных навыков шитья, простейших вышивок, пришивание пуговиц, плетение из шнуров. | Изготовление закладки для книг без опоры на рисунок. | Личностные: Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности Познавательные: Умение устанавливать причинно-следственные связи. Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач Коммуникативные: Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. Регулятивные: Формирование умения самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как по ходу его реализации, так и в конце действия. | Индивидуальная, коллективная. | Использование косичек в жизни. | Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Умные руки: Учебник для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». стр. 62-65 Проснякова Т.Н. Школа волшебников: Рабочая тетрадь для 1 класса. Самара:Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Методические рекомендации к учебникам «Технология» для 1, 2 классов. _ Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». |
22 | Аппликация с использованием косичек. | Плетение косичек из шнура. | Поменять местами этапы работы. | Личностные: Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности. Познавательные: Умение устанавливать причинно-следственные связи. Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач Коммуникативные: Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. Регулятивные: Формирование умения самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как по ходу его реализации, так и в конце действия. | Индивидуальная, коллективная. | Придумывание загадок и стихотворений о животных. | Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Умные руки: Учебник для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». Стр. 66-67 Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Методические рекомендации к учебнику «Технология» для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». |
23 | Плоское прямое плетение. Учебник и тетрадь для практических работ. | Плетение из бумаги. | Создание открытки-сувенира. | Личностные: Формирование адекватной самооценки. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Познавательные: Формирование осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Коммуникативные: Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач Регулятивные: Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Индивидуальная, коллективная. | Оформление закладок для школьных учебников. | Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Умные руки: Учебник для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». стр. 68-69 Проснякова Т.Н. Школа волшебников: Рабочая тетрадь для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Методические рекомендации к учебнику «Технология» для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». |
24 | Пришиваем пуговицы. | Пришивание пуговиц и использованием прозрачной основы. | Создание цветов, отличных по цвету и форме, от готовых образцов. | Личностные: Анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. Честное, самокритичное отношение к своей деятельности. Познавательные: Формирование умения поиска и выделения нужной информации. Коммуникативные: Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. Регулятивные: Умение планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания. | Коллективная, индивидуальная. | Создание коллективной композиции «Цветущая лужайка» | Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Умные руки: Учебник для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». стр. 70-71 Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Методические рекомендации к учебнику «Технология» для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». |
25 | Вышиваем. Шьем для кукол. | Первоклассники учатся простейшему моделированию и украшению одежды. | Придумывание узора для фартука. | Личностные: Знание правил вежливого поведения, культуры речи. Формирование бережного отношения к труду других людей. Познавательные: Формирование обобщать (структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке. Коммуникативные: Умение строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет. Регулятивные: Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. | Индивидуальная, коллективная. | Шитье одежды для кукол. | Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Умные руки: Учебник для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». стр. 72-75 Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Методические рекомендации к учебнику «Технология» для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». |
26 | Итоговый урок. Презентация. | Обобщение полученных знаний и умений. | Личностные: Первоначальная ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности. Познавательные: Проводить в сотрудничестве с учителем сравнение и классификацию объектов труда по заданным основаниям. Коммуникативные: Принимать участие в коллективных работах, парами и группами, допускать существование различных точек зрения. Регулятивные: Оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы | Итоговые вопросы в конце раздела приучают учащихся анализировать изученный материал, делать логические выводы. | Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Умные руки: Учебник для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». стр. 76 | ||
27 | Геометрическая мозаика. Учебник и тетрадь для практических работ. | Дети знакомятся как с конструированием объектов из геометрических фигур на плоскости, так и с созданием объемных моделей видов транспорта из подручных материалов и из тех разновидностей конструкторов, которые у них имеются. | Придумывание собственной мозаики из геометрических фигур. | Личностные: Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности. Познавательные: Умение устанавливать причинно-следственные связи. Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач Коммуникативные: Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия. Регулятивные: Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. | Индивидуальная, коллективная. | Создание панно с элементами геометрической мозаики. | Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Умные руки: Учебник для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». стр. 78-79 Проснякова Т.Н. Школа волшебников: Рабочая тетрадь для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Методические рекомендации к учебнику «Технология» для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». |
28 | Объемное моделирование из готовых геометрических форм. | Дети учатся создавать модели из бросовых материалов. | Создание мысленного образа конструкции и воплощение этого образа в материале. | Личностные: Развитие готовности к сотрудничеству с учителем. Формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности Познавательные: Формирование обобщать (структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке. Коммуникативные: Умение строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет. Регулятивные: Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Индивидуальная, групповая.. | Создание своего автомобиля, придумать ему название. | Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Умные руки: Учебник для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». стр. 80-81 Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Методические рекомендации к учебнику «Технология» для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». |
29 | Модели самолетов. Мир конструктора. | Выделять детали конструкции, называть их форму и способ соединения; изменять вид конструкции; анализировать конструкцию изделия по рисунку, схеме; изготавливать конструкцию по рисунку или заданным условиям. | Создавать мысленный образ конструкции и воплощать этот образ в материале. | Личностные: Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности. Познавательные: Умение использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. Коммуникативные: Умение строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет. Регулятивные: Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия. | Индивидуальная, парная, коллективная. | Создание коллективного проекта «Автобусный парк», «Аэропорт» или « Космопорт». | Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Умные руки: Учебник для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». Стр. 82-85 Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Методические рекомендации к учебнику «Технология» для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». |
30 | Итоговый урок. Презентация | Обобщение полученных знаний и умений. | Личностные: Первоначальная ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности. Познавательные: Проводить в сотрудничестве с учителем сравнение и классификацию объектов труда по заданным основаниям. Коммуникативные: Принимать участие в коллективных работах, парами и группами, допускать существование различных точек зрения. Регулятивные: Оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы | Коллективная. | Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Умные руки: Учебник для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». стр. 86 | ||
31 | Наш помощник компьютер. | Понимать информацию, представленную в учебнике в различных формах; наблюдать информационные объекты различной природы (текст, графика), которые демонстрирует взрослый. | Понимать значение компьютера в жизни человека; понимать смысл слова «информация»; наблюдать за действиями взрослого, которые помогают выйти на учебный сайт по предмету «Технология»; бережно относиться к техническим устройствам; соблюдать режим и правила работы на компьютере. | Личностные: Понимать информацию, представленную в учебнике в различных формах. Познавательные: Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработ ки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурно го письма, пользование мышью, использование простейших средств тексто вого редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым сло вам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Коммуникативные: Принимать участие в работах парами и группами; договариваться с партнерами и приходить к общему решению. Регулятивные: Оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. | Индивидуальная, коллективная. | С помощью взрослых побывать на сайте «Страна Мастеров» и посмотреть поделки, сделанные руками детей. Выбрать интересную поделку и сделать ее. | Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Умные руки: Учебник для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». стр. 87 Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Методические рекомендации к учебнику «Технология» для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». |
32 | Бытовая техника. | Учащиеся знакомятся с различными видами бытовой техники | Придумать загадки о видах бытовой техники. | Личностные: Интерес к различным видам бытовой техники. Познавательные: Проводить совместно с учителем сравнение и классификацию видов бытовой техники. Коммуникативные: Допускать существование различных точек зрения; договариваться с партнерами и приходить к общему решению. Регулятивные: Понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. | Коллективная, индивидуальная. | Нарисовать виды бытовой техники, придумать сказку. | Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Умные руки: Учебник для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». стр 88 Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Методические рекомендации к учебнику «Технология» для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». |
33 | Проверь себя. Итоговый урок. | Учащиеся повторяют и активизируют умения и знания, полученные за год обучения. | Личностные: Ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности. Познавательные: Проводить в сотрудничестве с учителем сравнение и классификацию объектов труда по заданным основаниям. Коммуникативные: Принимать участие в коллективных работах, парами и группами, допускать существование различных точек зрения. Регулятивные: Оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы | Коллективная, индивидуальная.. | Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Умные руки: Учебник для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». стр 89 Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Методические рекомендации к учебнику «Технология» для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». |
Требования к уровню подготовки учащихся к концу первого года обучения.
Ученики должны знать:
Термины, обозначающие технику изготовления объектов и их значение (аппликация, мозаика, оригами).
Свойства материалов, из которых можно лепить, плести, сделать аппликацию, мозаику, оригами.
Названия инструментов, приспособлений и правила работы с ними.
Разные приемы разметки деталей из бумаги: с помощью шаблонов, трафаретов, перегибания.
Приемы разметки ткани с помощью продергивания нитей, обработки края бахромой.
Способы соединения материала с помощью клея, пластилина, ниток, переплетения.
Различные способы выполнения аппликации, мозаики, плетения, разные приемы лепки.
Учащиеся должны уметь:
Лепить разными способами (размазывать пластилин на основе, скатывать жгутики, шар, примазывать одну часть к другой).
Вырезать из бумаги детали прямоугольного контура, в форме круга, овала, вырезать симметрично.
Складывать бумагу по прямой линии, в том числе и приемом гофрирования.
Плести в три пряди из различных материалов.
Вышивать швами "вперед иголку" и "вперед иголку с перевивом" по прямой линии.
Пришивать пуговицу с двумя отверстиями.
Экономно размечать детали на бумаге.
Соединять детали разными способами.
Самостоятельно или с помощью учителя ориентироваться в задании, данном в виде натурального образца.
Самостоятельно ориентироваться в задании, где ученику предоставляется возможность выбора материалов и способов выполнения задания.
Самостоятельно или с помощью учителя планировать последовательность выполнения действий при работе по образцу.
Контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения.
Словесно характеризовать выполненную процедуру изготовления поделки.
Список методической литературы по предмету
- Цирулик Н.А.,Проснякова Т.Н, «Умные руки».Учебник для 1 класса.
- Афонькин С., «Игрушки» Сборник загадок. Пособие для учителя.
- Щебелькин И.К.,Романина В.И. «Аппликационные работы в начальных классах». Пособие для учителя.
- Проснякова Т.Н. Методические рекомендации к учебникам для 1,2 кл.-Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для 2 класса по системе Л.В. Занкова
Рабочие программы для обучающихся во втором классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова по предметам: литературное чтение, русский язык, математика, окружающий мир, ИЗО и художественный...
Рабочая программа для 4 класса по системе Л.В. Занкова
Рабочая программа по русскому языку, литературе, математике, окружающему миру, технологии, ИЗО и физкультуре....
рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по системе Л.В.Занкова
разработанная программа по по литературе опирается на принципы методической системы Л.В.Занкова...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 1 класс УМК «Система Л.В. Занкова»
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» для 1 класса составлена на основе Примерной прогр...
Рабочая программа по математике для 3 класса по системе Л.В.Занкова
В "Рабочую программу" по математике вошли пояснительная записка и календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по математике, 2 класс по системе Л.В. Занкова
Пояснительная записка Рабочая программа по математике составлена на основе авторской программы «Математика. Аргинская И.И., С.Н. Кормишина». («Программы начального образования. Система Л. В. Занкова....
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по системе Л.В.Занкова
В "Рабочую программу" вошли пояснительная записка и тематическое планирование....