Программа дополнительного образования Кружок «Город мастеров»
методическая разработка по технологии (1,2,3,4 класс) по теме
Программа кружка "Город мастров" для начальной школы, рассчитана на 1 год реализации, вней отражены основные разделы работы с различными материалами (бумага, пластелин, соленое тесто, работа с тканью, и бросовым материалом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorod_masterov._kruzhok.doc | 60 КБ |
uchebno_-_tematicheskiy_plan_-_1.doc | 118.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление по спорту и молодежной политике администрации г. Тюмени
МАОУ ДОД ДЮЦ Клуб Детского Творчества им. А.М. Кижеватова
Программа дополнительного образования
Кружок «Город мастеров»
Срок реализации: 1год
Возраст воспитанников: 7 — 10 лет
Составитель: Бастрикова Е.Ю.
педагог дополнительного образования
Тюмень 2011
Пояснительная записка
Дети должны жить в мире
красоты, игры,сказки, музыки,
рисунка, фантазии, творчества.
Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев.
В.А. Сухомлинский
Декаротивно — прикладное искусство, служащее украшением предметов быта, в художественно — техническом отношении является результатом творчества не одного лица, а целого ряда поколений отдельной народности.
Естественное стремление любого народа украсить свой быт содействовало развитию производственного искусства, разнообразию вариантов и орнаментов, их тонкости художественного выполнения.
Это стремление сделать свой дом уютнее сохранилось и в наши дни: появились картины, вышитые бисером, аппликации из ткани, посуда из глины и многое другое. Данная программа создана с опорой на типовую программу, адаптированную под местные условия. Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, глиной природным материалом, соленым тестом, пластелином, различным бросовым материалом) и направлена на овладение школьниками необходимым в жизни элементарными приемами ручной работы с различными материалами, изготовление игрушек, различными полезных предметов для школы и дома.
Программа расчитана на детей младшего школьного возраста. Работа кружка расчитана на годичное обчение. Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно — прикладного искусства, а также в неё вкючены участие в выставке, конкурсах.
Цели программы: - создание возможности творческого развития учащихся.
Задачи программы:
Обучающая:
- знакомить с основами знаний в области композиции, цветоведения, декоративно — прикладного искусства,
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка,
- активизировать познавательную деятельность, фантазию, память, развивать мелкую моторику рук,
- обучать рациональным способом использования различных видов материалов.
Развивающая:
- пробуждать любознательность в области декоративно — прикладного искусства,
- развивать смекалку и изобретательность,
- формировать творческие способности,
- развитие художественно вкуса, умение видеть и понимать прекрасное.
Воспитывающая:
- осуществлять трудовое, эстетическое воспитание школьников,
- добиваться максимальной самостоятельности детского творчества,
- воспитание эстетического вкуса, гордости за свой выполненный труд.
Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятиях займет позицию «Я хочу это сделать сам». В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью.
В результате обучения в течении года учащиеся должны получить
Знания:
- материалах и инструментах, о правилах безопасности труда и личной гигиене,
- о видах декоративно — прикладного искусства в жизни человека,
- о способах аппликации,
- о работе с соленым тестом, глиной,
- о хохломской росписи и ее отличительных особенностях.
Умения:
- организовывать рабочее место,
- работать нужными инструментами и приспособленями,
- использовать в работе основные приемы лепки,
- выполнять объемные изделия из соленого теста, глины, плстелина,
- выполнять поделки из бросового, природного материала и в технике папье — маше.
Перечень материально — методического оборудования
Инструменты: ножницы, кусочки ткани, емкости для воды, пластиковая бутылка, нитки, иголки, шаблоны, линейка, кисточки, деревянные или пластиковые лопаточки, клеенка.
Материалы: бумага для аппликации, самоклеющаяся бумага, бархатная, цветной, белый картон, ткань (ситец)для салфеток, мех, проволока тонкая, нитки, бисер, ячейка из под яиц, клей ПВА, обойный, клейстер.
Учебно — тематический план на 2010 — 2011 уч. гг.
№ | Разделы и темы | Общее количество часов | Теория | Практика |
Вводное занятие | 2 | 2 | - | |
1 | Раздел «Бумажный город» (работа с бумагой и картоном) | 58 | 7 | 51 |
2 | Раздел «Пластелиновая гора» (работа с пластелином, тестом, глиной) | 16 | 2 | 14 |
3 | Раздел «Башня принцессы Иголочки» (работа с тканью, мехом) | 48 | 6 | 42 |
4 | Раздел «В чудесном лесу» (работа с природным материалом) | 18 | 2 | 16 |
5 | Раздел «Остров ненужных вещей» | 4 | 2 | 2 |
Итого: | 144 | 21 | 123 |
Список литературы.
А.Бахметьев, Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”
- Е.Виноградова “Браслеты из бисера”
- Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
- Т.М. Геронимус “150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий”. 1997г.
- Т.М. Геронимус “Мастерская трудового обучения в 1-4 классах: Методические рекомендации”. 1997г.
- Т.М. Геронимус “Работаем с удовольствием” 1998г.
- Н.Гусева “365 фенечек из бисера”
- С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”
- А.М.Гукасова “Рукоделие в начальных классах”
- М.А.Гусакова “Аппликация”
- М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”
- С.О.Докучаева, Е.В. Вольнова “Капитошка дает уроки”
- Н.Докучаева “Сказки из даров природы”
- Т.Еременко, Л.Лебедева “Стежок за стежком”
- Т.И. Еременко “Рукоделие”
- “Искусство бисероплетения”
- М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”
- Т.А.Канурская, Л.А.Маркман “Бисер”
- Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”
- Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”
- Н.М.Конышева “Умелые руки”
- Н.М.Конышева “Секреты мастеров”
- “Копилка игр сибирячка”
- С.В.Кочетова “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка).
- Е.Т.Красовская “Вязаный ежик”
- В.Г.Машинистов, Н.М. Конышева “Трудовое обучение в сельских школах”
- О.С.Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-сувениров”
- М.И.Нагибина “Природные дары для поделок и игры”
- А.Петрунькина “Фенечки из бисера”
- “Самоделки из бумаги” 1 и 2 ч. (знаменитые поделки Роберта Нила)
- Учебник-тетрадь “Я все умею делать сам” для 1-2 классов.
- Учебник-тетрадь “Я все умею делать сам” для 3 класса.
- Учебник-тетрадь “Я все умею делать сам” для 4класса.
- Д.Р.Ханашевич “Подружки – рукодельницы”
- Д.Р.Ханашевич “Я вяжу и вышиваю”
- В.Хасенбанк, Э.Хенши, Б. Бенц “Самоделки”
36Т.А.Чернуха “Твоя маленькая мастерская”
Предварительный просмотр:
Управление по спорту и молодежной политике администрации г. Тюмени
МАОУ ДОД ДЮЦ Клуб Детского Творчества им. А.М. Кижеватова
Учебно — тематический план на 2010 — 2011гг.
художественно — эстетического кружка
«Город мастеров»
Срок реализации: 1год
Возраст воспитанников: 7 — 10 лет
Разработчик:
Бастрикова Елена Юрьевна,
педагог дополнительного образования
Тюмень 2010
Учебно — тематический план на 2010 — 2011 уч. гг. (на 1 год обучения)
№ | Разделы и темы | Общее количество часов | Теория | Практика |
Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | |
1 | Раздел «Бумажный город» (работа с бумагой и картоном) | 57 | 7 | 50 |
2 | Раздел «Пластилиновая гора» (работа с пластилином, тестом, глиной) | 16 | 2 | 14 |
3 | Раздел «Башня принцессы Иголочки» (работа с тканью, мехом) | 47 | 6 | 41 |
4 | Раздел «В чудесном лесу» (работа с природным материалом) | 18 | 2 | 16 |
5 | Раздел «Остров ненужных вещей» | 4 | 2 | 2 |
Итого: | 144 | 20 | 124 |
Календарно — тематическое планирование
№ | Дата | Содержание материала | Количество часов | Примечание |
1 | 02.09.10 | Вводное занятие Теория: Работа кружка "Город мастеров» Практика: работа по собственному замыслу | 1 1 | |
2 | 05.09.10 | Лепка кувшина Теория: свойства и характеристика пластилина. Приёмы работы. Практика: лепка по мотивам гончарных изделий | 1,5 1,5 | Репродукции натюрморта |
3 | 09.09.10 | «Закладка для книг» Теория: способы сгибания картона и бумаги. Практика: изготовление изделия из бумаги по шаблону | 1 1 | |
4 | 12.09.10 | Изготовление прихватки «Ягодка» Теория: правила работы с острыми предметами, обсуждение эскиза, Практика: прихватка «Ягодка» | 1,5 1,5 | Прихватка «Ягодка» |
5 | 16.09.10 | Лепка игрушек по типу изделий дымковских мастеров. Теория: свойства и характеристика пластилина. Приёмы работы. Практика: изготовление деталей, украшение деталей узорами, сборка деталей. | 1 1 | |
6 | 19.09.10 | «Дымковская игрушка» Теория: о народных промыслах, Практика: игра, изготовление игрушки с использованием пластиковой бутылки. | 1,5 1,5 | Игра «Придумай» |
7 | 23.09.10 | Изготовление салфетки Теория: история вышивки, виды швов, Практика: выбор эскиза, выполнение работы. | 1 1 | Виды материалов |
8 | 26.09.10 | Аппликация по выбору.Теория:выбор эскиза, обсуждение рисунка. Практика: выполнение работы. | 1,5 1,5 | |
9 | 30.09.10 | Сюжетная аппликация «В лесу» Теория: выбор эскиза, правила работы с острыми предметами, Практика: поэтапное изготовление аппликации. | 1 1 | Т/Б при работе ножницами |
10 | 03.10.10 | Панно «Осенний узор» Теория: техника работы с природным материалом, Практика: изготовление мозаики — панно с помощью пластилина, семян, плодов рябины. | 1,5 1,5 | |
11.12.10 | 07.10.10 – 10.10.10 | "Ангел» (соленое тесто) Теория: легенда о хлебосолках, правила работы с соленым тестом. Практика: изготовление фигурки в технике соленого теста. | 1 – 1 1,5 – 1,5 | |
13 | 14.10.10 | «Ежик (лепка из соленого теста) Теория: легенда о хлебосолках, правила работы с соленым тестом. Практика: изготовление фигурки в технике соленого теста. | 1 1 | |
14 | 17.10.10 | Человечек Пон — Пон Теория: техника работы с пряжей, Практика: изготовление игрушки с помощью пряжи и картона | 1,5 1,5 | Приёмы работы с картоном и ножницами |
15 | 21.10.10 | Панно «Осенний лес» Теория: выбор эскиза, Практика: выполнение работы | 1 1 | |
16 | 24.10.10 | Бусы для Осени Теория: способы сборки, как работать с семенами, Практика: изготовление поделки. | 1,5 1,5 | |
17 | 28.10.10 | Корзиночка из пластикового стаканчика Теория: выбор эскиза, Практика: изготовление поделки, | 1 1 | Т/Б при работе с резаком |
18 | 31.10.10 | Игрушки из природного материала Теория: правила и способы работы, Практика: изготовление игрушек по выбору, обсуждение эскиза. | 1,5 1,5 | Веточки дерева, семена, косточки персика. |
19 | 07.11.10 | Фигурные пряники. Теория: виды, способы лепки. Практика: выполнение работы. | 1,5 1,5 | |
20 | 11.11.10 | Игрушки из природного материала Теория: правила и способы работы, Практика: изготовление игрушек по выбору, обсуждение эскиза | 1 1 | Веточки дерева, семена, косточки персика. |
21 | 14.11.10 | «Кукла — вертушка» Теория: рассказ о куклах Практика: поэтапное изготовление куклы. | 1,5 1,5 | Иллюстрации, образец |
22 | 18.11.10 | Мешочек для мелочей (с вышивкой) Теория: обсуждение эскиза, Практика: выполнение изделия | 1 1 | Правила работы с острыми предметами |
23 | 21.11.10 | Рисование по ткани Теория: рассказ о технике, Практика: поэтапное выполнение работы | 1,5 1,5 | Белый картон, цветная или белая ткань, гуашь, клей |
24 | 25.11.10 | Подставка под горячее из пуговиц Теория: беседа «Какие бывают пуговицы?» способы пришивания пуговиц, Практика: изготовление подставки. | 1 1 | Картон, пуговицы, нитки |
25 | 28.11.10 | Куклы — неразлучники. Теория: рассказ о куклах Практика: поэтапное изготовление куклы. | 1,5 1,5 | |
26 | 02.12.10 | Дом для сказочных героев Теория: правила техники безопасности при работе с острыми предметами, Практика: конструирование домика, | 1 1 | Коробочка из под сока, клей, цветная бумага, |
27 | 05.12.10 | Игрушка — марионетка Теория: рассказ о куклах — марионетках, Практика: Кукла - марионетка | 1,5 1,5 | |
28 | 09.12.10 | Аппликация из опилок. Теория: приемы работы, обсуждение поделки, Практика: поэтапное выполнение поделки. | 1 1 | Картон, клей ПВА, опилки |
29 | 12.12.10 | Изготовление игольницы Теория: выбор формы для хранения иголок, Практика: поэтапное изготовление игольницы, | 1,5 1,5 | |
30 | 16.12.10 | Лепка из соленого теста. Фрукты. Теория: способы работы с солены тестом, Практика: лепка фруктов из соленого теста | 1 1 | |
31 | 19.12.10 | Снежинки из фольги. Составление композиции. Теория: выбор эскиза, Практика: работа над созданием композиции. | 1,5 1,5 | Фольга, цв. бумага, клей, ножницы |
32 | 23.12.10 | Новогодняя открытка Теория: история праздника, главные герои, выбор эскиза. Практика: приемы работы выполнения открытки. | 1 1 | Приемы сложения картона |
33 | 26.12.10 | Изготовление елочных игрушек Теория: выбор игрушки, Практика: изготовление игрушек разными способами. | Картон, кусочки ткани, цв. бумага, клей ПВА, стаканчики, | |
34 | 13.01.11 | Аппликация из оболочек лука и чеснока. Теория: как можно использовать луковую шелуху, где ее применяют, для чего. Практика: Изготовление аппликации | 1 1 | Луковая и чесночная шелуха |
35 | 16.01.11 | Аппликация из ткани и засушенных растений. Теория: способы засушивания растений, Практика: выполнение аппликации. | 1,5 1,5 | |
36 | 20.01.11 | Букет в вазе. Техника Оригами. Теория: способы складывания, техника Оригами, Практика: изготовление вазы и цветов. | 1 1 | |
37 | 23.01.11 | Склейка коробки – матрешки Теория: способы работы с картоном, Практика: заготовка шаблонов, | 1,5 1,5 | |
38 | 27.01.11 | Бумажный фонарик Теория: способы работы с картоном, Практика: заготовка шаблонов, | 1 1 | |
39 | 30.01.11 | Выпуклая аппликация. Теория: способы работы с картоном, Практика: заготовка шаблонов, выполнение аппликации. | 1,5 1,5 | |
40 | 3.02.11 | Путешественницы. Теория: Что нам дарит природа? (материалы), Практика: обсуждение эскиза (черепахи), выполнение. | 1 1 | |
41 | 06.02.11 | Мартинички из кругов (работа с бумагой) Теория: работа с бумагой, Практика: обсуждение эскиза, выполнение аппликации | 1,5 1,5 | |
42 | 10.02.11. | Работа с гофрированной бумагой. Гвоздика. Теория: работа с бумагой, Практика: обсуждение эскиза, выполнение аппликации | 1 1 | |
43 | 13.02.11 | Бабушкин сундук Теория: работа с бумагой, Практика: обсуждение эскиза, выполнение работы | 1,5 1,5 | Коробочка из под чая |
44 | 17.02.11 | На отдыхе Теория: работа с природным материалом, Практика: обсуждение эскиза, выполнение работы | 1 1 | Природный материал (шишки, палочки, пластилин) |
45 | 20.02.11 | Райская птичка Теория: работа с природным материалом, Практика: обсуждение эскиза, выполнение работы | 1,5 1,5 | Природный материал (шишки, палочки, пластилин, перья) |
46 | 24.02.11 | Лесные строители Теория: работа с природным материалом, Практика: обсуждение эскиза, выполнение работы | 1 1 | Природный материал (шишки, палочки, пластилин, перья) |
47 | 27.02.11 | Зимние цветы Теория: работа с бумагой, Практика: обсуждение эскиза, выполнение работы | 1,5 1,5 | |
48 | 3.03.11 | Открытка Маме Теория: работа с бумагой, Практика: обсуждение эскиза, выполнение работы | 1 1 | |
49 | 06.03.11 | Пластилиновая аппликация Теория: способы работы, Практика: выполнение работы | 1,5 1,5 | Посвящается маме |
50 | 10.03.11 | Брелок для ключей Теория: приемы работы с кожей, Практика: выбор эскиза. | 1 1 | Клеенка, искусств. кожа, резак, ножницы. Тех. Безопасности. |
51 | 13.03.11 | Оригами. По выбору детей. Теория: способы работы, Практика: выполнение работы | 1,5 1,5 | |
52 | 17.03.11 | Оригами. По выбору детей. Теория: способы работы, Практика: выполнение работы | 1 1 | |
53 | 20.03.11 | Вертушка Теория: обсуждение работы, Практика: выполнение работы | 1,5 1,5 | Трубочки из под сока, |
54 | 24.03.11 | Домик для Мальвины Теория: обсуждение работы, «Что может рассказать дом о своем хозяине?» Практика: выполнение работы | 1 1 | |
55 | 27.03.11 | Украшения, которые мы носим | 1,5 1,5 | |
Теория: обсуждение работы, Практика: выполнение работы | ||||
56 | 31.03.11 | Птица – солнце (оригами) Теория: способы работы, Практика: выполнение работы | 1 1 | |
57 | 03.04.11 | Ваза для цветов (лепка из глины) Теория: способы работы с глиной, Практика: изготовление работы. | 1,5 1,5 | |
58 | 07.04.11 | Изготовление пальчикового театра Теория: рассказ о театре, Практика: шитье игрушки, | 1 1 | |
59 | 10.04.11 | Аппликация «Ситцевый рай» Теория: обсуждение эскиза, Практика: выполнение работы, | 1,5 1,5 | |
60 | 14.04.11 | Изготовление колокольчиков из глины Теория: способы работы с глиной, Практика: выполнение работы, | 1 1 | |
61 | 17.04.11 | Геометрическая аппликация Теория: обсуждение эскиза, Практика: выполнение работы | 1,5 1,5 | |
62 | 21.04.11 | Изготовление куклы из мочала Теория: обсуждение эскиза, Практика: выполнение работы | 1 1 | |
63 | 24.04.11 | Работа соленым тестом Теория: обсуждение эскиза, Практика: выполнение работы | 1,5 1,5 | |
64 | 28.04.11 | Изготовление веера из гофрированной бумаги Теория: обсуждение эскиза, Практика: выполнение работы | 1 1 | |
65 | 01.05.11 | Аппликация из цветов Теория: обсуждение эскиза, Практика: выполнение работы | 1,5 1,5 | |
66 | 05.05.11 | Рельефная композиция из пластилина Теория: обсуждение эскиза, Практика: выполнение работы | 1 1 | |
67 | 08.05.11 | «Лети, лети бумажный змей» Теория: обсуждение эскиза, Практика: выполнение работы | 1,5 1,5 | |
68 | 12.05.11 | Работа с бисером Теория: обсуждение эскиза, Практика: выполнение работы | 1 1 | |
69 | 15.05.11 | Пластилиновая аппликация «Волшебная страна» | 1,5 1,5 | Игра — отгадывание загадок |
70 | 19.05.11 | Работа с соленым тестом Теория: обсуждение эскиза, Практика: выполнение работы | 1 1 | |
71 | 22.05.11 | Цветочки из ткани Теория: техника работы, Практика: поэтапное выполнение цветка. | 1,5 1,5 | |
72 | 26.05.11 | Итоговое занятие. Выставка работ | 1 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования детей "Город мастеров"
Главная цель образовательной программы: развитие личности ребенка и раскрытие его творческого потенциала в системе дополнительного образования на основе педагогической поддержки его индивидуальности....
Программа дополнительного образования. Кружок "Подвижные игры". 1 класс
Внеурочная деятельность. Программа кружка "Подвижные игры". 1 класс...
Программа дополнительного образования - кружок "Весёлый этикет"
Данная программа кружка рассчитана на 1 год обучения. При проведении занятий учитываются возрастные особенности младших школьников, их подготовленность, существующие навыки и умения. Они ведутся в увл...
Рабочая программа дополнительное образование кружок «ЛЕГО - конструирование»
Рабочая программа курса «Лего – конструирование» составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам: развитие речи, развитие м...
Программа дополнительного образования. Кружок "Шахматы".
Актуальность программы «Шахматы» позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования – воспитание и развитие качес...
Программа дополнительного образования - кружок "Занимательная грамматика"
Программа дополнительного образования - кружок "Занимательная грамматика" 1-4...
Адаптированная образовательная программа дополнительного образования кружка «Город мастеров»
Адаптированная образовательная программа дополнительного образования кружка «Город мастеров»...