Программа дополнительного образования - кружок "Занимательная грамматика"
рабочая программа на тему

Барабанова Светлана Петровна

Программа дополнительного образования - кружок "Занимательная грамматика" 1-4

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx49.08 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка по русскому языку «Занимательная грамматика»

 Пояснительная записка

В учении и в жизни устойчивый успех чаще всего у того, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно, рассуждает непротиворечиво. Развитие речи ребенка – важная задача школы. Ведь человек, который не в ладу с правописанием, кто боится высказать свое мнение или написать письмо, заявление, неуютно чувствует себя среди грамотных людей.

Программа «Занимательная грамматика» построена таким образом, что у детей расширяется и уточняется представление о жизни, активируется словарь и речь в целом. Все это обеспечивает общее развитие детей, воспитывает чувство доброты, трудолюбия. Детей надо с ранних лет вводить в удивительный и многоцветный мир слов, развивать языковое чувство.

Актуальность выбора курса «Занимательная грамматика» определена тем, что у детей младшего школьного возраста слабо развиты речь, орфографическая зоркость, грамотность.

Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС 2009 года. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:

  • соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
  • содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.

Главными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:

  • определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;

в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

Программа кружка построена так, что в течение занятия у детей сохранена высокая мотивация, дети чувствуют психологический комфорт. На занятиях кружка дети в игровой форме узнают об этиологии слов, некоторые исторические данные о словарях и происхождении букв. Ненавязчиво затрагиваются все разделы русского языка «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».

Форма проведения занятий разнообразна: КВНы, викторины, разгадывание кроссвордов, сочинительство. Все это развивает у детей сообразительность, внимание, учит выдержке, настойчивости, развивает воображение. Курс имеет концентрическое построение и это позволяет соблюдать необходимую постепенность и нарастание сложности материала.

Курс «Занимательная грамматика» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7 до 11 лет.

Курс включает 136 занятий: одно занятие в неделю, 34 занятия за учебный год с первого по четвертый класс.

Цели курса

- Обеспечить языковое развитие учащихся

- Помочь овладеть им речевой деятельностью

- Помочь овладеть основами грамматики

- Показать детям, что художественный текст создан по законам языка

Задачи курса

- Через язык приобщить школьников к художественной культуре

- Через язык развивать творческие возможности ребенка

- Приобщить детей к активному усвоению общечеловеческих нравственных и культурных ценностей

- Обеспечить разностороннее и гармоничное развитие и воспитание учащихся

- Развить внимание и интерес к чтению

- Уточнить и расширить представление детей об окружающем мире

- Развить познавательные способности детей

Структура курса

  1. Этимология слова
  2. Секреты орфографии
  3. Развитие речи
  4. Занимательный материал
  5. Словари
  6. Исторические справки

Режим занятий:

Продолжительность занятий: 1 класс – 30 минут, 2 – 4 классы – 45 минут.

Виды деятельности: игровая, познавательная.

Система занятий по курсу «Занимательная грамматика» позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.

Познавательный аспект

  • формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также творческие возможности ребенка;

  • формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Развивающий аспект

  • создать условия для приобщения школьников к художественной культуре;
  • способствовать развитию интереса к чтению.

Воспитывающий аспект

  • воспитание системы межличностных отношений;

Таким образом, целью обучения языку является развитие и совершенствование познавательных, языковых и творческих процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.

Описание ценностных ориентиров содержания курса «Занимательная грамматика»

  • Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
  • Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.
  • Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
  • Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, и свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
  • Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса «Занимательная грамматика»

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса «Занимательная грамматика»

В результате изучения данного курса в первом классе обучающиеся получат возможность формирования

личностных результатов:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать свое предположение (версию);
  • учиться работать по предложенному педагогом плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
  • учиться распознавать литературные жанры.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выражать свои мысли;
  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

  • сравнивать слова по написанию и произношению;
  • определять разницу между звуком и буквой;
  • устанавливать общие признаки жанров;
  • находить языковые закономерности ;
  • определять последовательность работы над словом.

1-й класс «Путешествия по Стране Слов»

Тематическое планирование ( 34часа)

№ п.п.

Тема занятия

Количество часов

В мире безмолвия и неведомых звуков.

1

В страну слов. Первые встречи.

1

К тайнам волшебных слов.

2

Выбор друзей в Стране Слов

1

К несметным сокровищам Станы Слов.

1

Чудесные превращения слов.

2

В гости к Алфавиту.

1

К тайнам звуков и букв.

1

Встреча с Радугой.

1

В Страну Говорящих Скал.

1

В глубь веков на Машине времени.

1

В Королевстве ошибок.

2

В Страну Слогов.

1

Неожиданная остановка в пути.

2

В удивительном городе Неслове.

1

Чудеса в Стране Слов.

1

К словам разнообразным, одинаковым, но разным.

2

На карнавале слов.

1

В Театре близнецов.

1

Следопыты развлекают гостей.

2

В Клубе весёлых человечков.

1

К словам – родственникам. Почему их так назвали?

2

Экскурсия в прошлое.

1

Полёт в будущее.

2

Итоговое занятие.

1

 

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса «Занимательная грамматика» во втором классе

В результате изучения данного курса, во втором классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:

  • учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
  • учиться выражать свои мысли, аргументировать;
  • овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.

Метапредметными результатами изучения курса во втором классе являются формирование следующих УУД.

Регулятивные УУД:

  • учиться отличать факты от домыслов;
  • овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
  • формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

  • овладевать художественными средствами языка;
  • перерабатывать полученную информацию: группировать слова, предложения;
  • находить в тексте фразеологизмы, омонимы, омографы

Коммуникативные УУД:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
  • развивать доброжелательность и отзывчивость;
  • развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

  • применять правила сравнения;
  • задавать вопросы;
  • находить родственные слова;
  • строить причинно-следственные цепочки;
  • упорядочивать понятия по многозначности слова;
  • находить ошибки в построении предложений;
  • делать умозаключения.

2-й класс «Секреты орфографии»

Тематическое планирование ( 34 часа)

№ п.п.

Тема занятия

Количество часов

Как обходились без письма?

1

Древние письмена.

1

Как возникла наша письменность?

1

Меня зовут Фонема.

1

Для всех ли фонем есть буквы?

2

«Ошибкоопасные» места

1

Тайны фонемы

2

Опасные согласные

1

На сцене гласные

1

«Фонемы повелевают буквами»

1

Когда ь пишется, а когда не пишется?

1

Ваши старые знакомые

1

Правила о непроизносимых согласных

1

Волшебное средство – «самоинструкция»

1

Строительная работа морфем

1

Где же хранятся слова?

2

Поговорим о всех приставках сразу

2

Слова – «родственники»

1

Кто командует корнями?

2

«Не лезьте за словом в карман!»

1

«Пересаженные» корни

1

Итоговое занятие

1

 

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса «Занимательная грамматика» в третьем классе:

В результате изучения данного курса в третьем классе обучающиеся получат возможность формирования

личностных результатов:

  • уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
  • сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД:

Регулятивные УДД:

  • формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности;
  • формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • осваивать начальные формы рефлексии.

Познавательные УДД:

  • овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
  • соблюдать нормы этики и этикета;
  • овладевать некоторыми способами редактирования текста.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика, спикера);
  • учиться аргументировать, доказывать;
  • учиться вести дискуссию.

Предметными результатами изучения курса в третьем класса являются формирование следующих умений:

  • выделять историзмы, архаизмы, неологизмы;
  • обобщать группы слов по некоторому признаку, находить закономерность;
  • сопоставлять тексты;
  • описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
  • приводить примеры предложений, различных по интонации и цели высказывания;
  • приводить примеры отрицательных предложений;
  • проводить сравнение между словарями: орфографическим, фразеологическим, толковым, этимологическим, синонимов;
  • выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
  • рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.

                       3 класс «Занимательное словообразование»

Тематическое планирование. ( 34 часа)

№ п.п.

Тема занятия

Количество часов

Сказочное царство слов.

1

Путешествие в страну Слов.

2

Чудесные превращения слов.

2

В гостях у слов- родственников.

1

Добрые слова.

1

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

1

Новые слова в русском языке.

1

Встреча с зарубежными друзьями.

1

Синонимы в русском языке.

2

Слова- антонимы.

1

Слова- омонимы.

1

Крылатые слова.

1

В королевстве ошибок.

1

В стране Сочинителей.

1

Искусство красноречия.

1

Праздник творчества и игры.

1

Трудные слова.

1

Анаграммы и метаграммы.

2

Шарады и логогрифы.

2

Откуда пришли наши имена.

1

Занимательное словообразование.

1

КВН по русскому языку.

1

 

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса в четвертом классе.

В результате изучения курса «Занимательная грамматика» в четвертом классеобучающиеся получат возможность формирования

личностных результатов:

  • развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
  • формировать личностный смысл учения;
  • формировать целостный взгляд на окружающий мир.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УДД:

  • осваивать способы решения проблем поискового характера;
  • определять способы решения поставленной задачи;
  • осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;

Познавательные УУД;

  • осознанно строить речевое высказывание;
  • построение рассуждения;
  • учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.

Коммуникативные УДД:

  • учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
  • формировать мотивацию к работе на результат;
  • учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.

Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений:

  • определять виды отношений между частями речи;
  • находить закономерность в окружающем мире и русском языке;
  • устанавливать ситуативную связь между видами текстов;
  • рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
  • решать задания повышенной сложности.

                         4 класс «Занимательная лингвистика»

                          Тематическое планирование ( 34 часа)

п.п.

Тема занятия

Количество часов

Фонетика и орфоэпия (4 часа)

Что такое орфоэпия?

1

Что такое фонография или звукозапись?

2

Звуки не буквы!

1

«Пигмалион» учит орфоэпии.

1

Лексикология (21час)

Имена вещей.

1

О словарях энциклопедических и лингвистических.

1

Как и почему появляются новые слова?

2

Многозначность слова.

1

«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов.

2

Об одном и том же - разными словами.

1

Слова – антиподы.

1

Фразеологические обороты.

2

Мы говорим его стихами.

1

Слова, придуманные писателями.

1

Слова уходящие и слова – новички.

2

Словарь языка Пушкина.

1

Смуглая Чернавка.

2

Паронимы, или «ошибкоопасные слова».

1

Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».

2

Какой словарь поможет избежать ошибок?

1

Словарь- грамотей.

1

Научная этимология.

1

Какие бывают имена?

1

Древнерусские имена.

1

Отчество и фамилия.

1

 

Литература

  1. Материалы для изучения азбуки на Лабиринте
  2. Материалы для изучения грамматики на Лабиринте
  3. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
  4. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
  5. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
  6. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
  7. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  8. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
  9. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
  10. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  11. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
  12. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
  13. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
  14. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
  15. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
  16. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
  17. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
  18. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  19. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
  20. Одинцов В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М: Просвещение 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...

Программа дополнительного образования "Занимательная грамматика"

Программа составлена для учащихся 1-4 классов в соответствии с ФГОС. Разработчики программы: Ракитянская Е.б, Беркутова Г.И., Однокозова Н.А., Пантелеева Т.И....

Программа дополнительного образования "Занимательная грамматика"

Эти занятия помогают ученикам быть более успешными в изучении русского языка....

Программа дополнительного образования "Занимательная грамматика"

Факультативный курс "Занимательная грамматика" позволяет ответить на вопросы детей, показать богатство русского языка, раскрыть многие его " тайны", привить интерес ребят к учёбе....

Рабочая программа по дополнительному образованию "Веселая грамматика"

Рабочая программа социально - педагогической направленности "Веселая грамматика" для 3 класса....

Программа дополнительного образования по английскому языку «Занимательная грамматика» 4 класс

Программа кружка по английскому языку для дополнительного изучения грамматического материала  с учащимися 4 класса...