Программа дополнительного образования - кружок "Весёлый этикет"
рабочая программа (1 класс) на тему

Данная программа кружка рассчитана на 1 год обучения. При проведении занятий учитываются возрастные особенности младших школьников, их подготовленность, существующие навыки и умения. Они ведутся в увлекательной форме, насыщены играми, проблемными ситуациями из жизни самих детей, из сказок, детских мультфильмов. Широко используются наглядные пособия: иллюстрации, записи с детскими песнями, сказками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_veselyy_etiket.docx41.69 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и молодёжной политики

администрации Лысковского муниципального района

Нижегородской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 г.Лысково

Название дополнительной образовательной программы

Кружок «Веселый этикет»

Возраст детей: 7-8 лет

(1,2 класс)

Срок реализации: 1 год.

Автор программы:

Тугова Татьяна Викторовна,

учитель начальных классов

г.Лысково

Единственная настоящая роскошь –

это роскошь человеческого общения.

А.Сент-Экзюпери

  1. Пояснительная записка

Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с различными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. При этом важно понимать, что правила вежливости – не что-то искусственно выдуманное для усложнения жизни, а, наоборот, благодаря им общение становится более человечным, потому что они основаны на уважительном и тактичном отношении к человеку.

В мире нет одинаковых людей. Мы все очень разные. Но каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали бы его личность, а помогали стать еще лучше, еще прекраснее. Особенно мы ценим, а порой и требуем, такого отношения со стороны близких нам людей.

Как известно , в младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте продолжается развитие общения со взрослыми и сверстниками, и появляются новые формы общения. Первоклассники, которых набирает школа, как правило, не владеют и самыми элементарными навыками поведения в коллективе, обществе.

Ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру.

Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть внутриличностные и межличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно.

К дошкольному возрасту у ребенка уже имеется опыт общения со взрослыми и сверстниками, но преобладает непроизвольный характер поведения. Школьнику необходимо дать больше самостоятельности, развивать ответственность за выполнение ряда обязанностей. У ребенка появляется “внутренняя позиция”, которая в дальнейшем будет присуща человеку на всех этапах его жизненного пути и станет определять его отношение не только к себе, но и к занимаемому им положению в жизни.  Следовательно, наиболее важным периодом обучения этикету является младший школьный возраст и младший подростковый возраст.

Данная программа кружка рассчитана на 1 год обучения. При проведении занятий учитываются возрастные особенности младших школьников, их подготовленность, существующие навыки и умения. Они ведутся в увлекательной форме, насыщены играми, проблемными ситуациями из жизни самих детей, из сказок, детских мультфильмов. Широко используются наглядные пособия: иллюстрации, записи с детскими песнями, сказками.

Возраст детей – 7-8 лет.

Количество детей в кружке – 22 человека.

Время проведения занятий – пятница, 12:45 – 13:20

Состав группы постоянный. Набор детей в объединение свободный. Направленность объединения социально-педагогическая.

Цель занятий: 

  • Познакомить учащихся с нормами поведения в обществе, сформировать умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в жизненных различных ситуациях в соответствии с нормами поведения.

Основные задачи: 

  • закрепить и расширить эстетические представления учащихся, полученные в семье, в детском саду о красивом и некрасивом в жизни,
  • развивать у детей стремление вносить красоту в повседневную жизнь;
  • развивать общую эмоциональную культуру и эстетическую восприимчивость у учащихся начальных классов.
  • сформировать адаптивный тип взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  • сформировать уважительное и тактичное отношение к личности другого человека;
  • формировать устойчивую положительную самооценку школьников.

Формы и методы организации работы:

В основе обучения лежит дискуссионный и ролевой принцип.

Формы работы:   ролевые игры, дискуссии, рисование, конкурсы, викторины,      беседы, экскурсии

Ожидаемые результаты:

У учащихся должны сформироваться :

  • навыки нравственного поведения
  • понимание целесообразности красивых поступков
  • справедливая оценка поступков своих и сверстников

Методика оценки результатов:

  • наблюдение
  • словесная оценка учителем
  • постановка игровых ситуаций
  • тесты
  • участие в школьном фестивале детских объединений

  1. Тематическое планирование.

№ п.п

 Тема

Количество часов

всего

теория

практика

1

Знакомство

2

0,5

1,5

2

Поведение в общественных местах

9

3

6

3

Прием гостей

3

1,5

1,5

4

Вежливые слова

2

1

1

5

Одежда и прическа как форма выражения отношений

1

0,5

0,5

6

Мы играем

1

0.5

0.5

7

Человек заболел

2

1

1

8

Телефонный этикет

2

1

1

9

Ты и незнакомый человек

1

0,5

0,5

10

Взрослые и дети

2

1

1

11

Ты и вещи

1

0,5

0,5

12

Наши четвероногие друзья

1

0,5

0,5

13

Праздники в нашей жизни

2

1

1

14

Письмо

1

0,5

0.5

15

Этикет от прошлого до наших дней

1

0,5

0.5

16

Обобщающее занятие

2

2

Итого:

33

13,5

19,5

  1. Краткое содержание тем.

1.  Знакомство.

Правила поведения во время знакомства. Представление людей друг другу. Формы проявления интереса к человеку, предупредительность и вежливость.

  1. Поведение в общественных местах.

Общение с людьми различных профессий: билетером, экскурсоводом в музее, посетителями музея, кинотеатра, театра, цирка. Способы выражения своих эмоций. Поведение в детской поликлинике, в детской библиотеке, парикмахерской, в школе, в раздевалке, на перемене, на уроке, в школьной столовой. Умение соблюдать дисциплину; неуместные капризы.

  1. Прием гостей.

Приглашение в гости, способы приглашения, благодарность за приглашение, формы извинения в случае отказа, этические нормы поведения хозяина и гостей, представление гостей друг другу, правила поведения за столом, церемония угощения, беседа за столом, гостеприимство.  

  1. Вежливые слова.

Формы выражения просьбы, благодарности, сочувствия. Мимика и жесты, усиливающие просьбу. Вежливая просьба в различных ситуациях.

  1. Одежда и прическа как форма выражения отношения.

Этические нормы, предъявляемые к одежде и прическе, соответствие одежды определенной ситуации. Личная гигиена.

  1. Мы играем.

Понятие об опасных играх. Предупредительное отношение к товарищу, опасность травматизма в игре. Игра как  фактор духовного и физического развития.

  1. Человек заболел.

Формы проявления заботы о человеке. Добрые слова и поступки, беседы у постели больного, соблюдение правил гигиены. Инфекционные заболевания и пути их распространения. Поведение больного, соблюдение режима, терпеливость и выдержка.

  1. Телефонный этикет.

Телефон в нашей жизни. Номера телефонов, которые должен знать каждый (01, 02, 03), ситуации обращения, данные, которые необходимо сообщить. Значение сигналов телефона, построение разговора по телефону. Ситуации: ты звонишь другу, подруге, родителям на работу. К телефону просят сестру, брата, маму, папу, ошиблись номером. Телефон на улице, его назначение. Продолжительность разговора.

  1. Ты и незнакомый человек.

Умение обратиться к незнакомому человеку на улице с вопросом, просьбой. Формы привлечения внимания, типовые вопросы, формы извинения, просьбы, благодарности. Опасные взрослые. Действия в опасных ситуациях. Научись говорить громко: «Я вас не знаю!»

  1.   Взрослые и дети.

Этические нормы поведения детей по отношению к взрослым, возможный выбор тем для беседы, формы общения, умения не вмешиваться в разговор взрослых, тон, умение внимательно выслушивать взрослых.

  1.   Ты и вещи.

Вещи, их цена и ценность. Поведение в магазине при покупке, примерке, умение быть сдержанным. Бережливость, аккуратность. Понятие о вкусе, красоте, моде, стиле.

  1.   Наши четвероногие друзья.

Ответственность принятия решения завести животное. Уход за животным. Для чего человек приручил животных. Выбор кличек различными животным. Рассказ о своем любимце. Животное не может быть подарено без согласования с будущим владельцем.

  1.   Праздники в нашей жизни.

Какое событие может быть праздником. Поздравление по поводу различных дат. Выбор и вручение подарка. Вкус и чувство меры. Организация и проведение празднований.

  1.   Письмо.

История письма. Письмо и технические средства связи. Традиционные формы построения письма, аккуратность и разборчивость написания. Ответ на письмо, своевременность  ответа. Чужое письмо.

  1.   Этикет от прошлого до наших дней.

Проследить на достигнутом уровне логику развития этикета, замену отживших норм поведения новыми, диктуемыми новыми условиями времени. Обобщить полученные за год учащимися знания по этикету.

  1.   Обобщающее занятия

Подвести итоги проведения занятий этикета, уровень усвоения учащимися этических норм и применение их в разных ситуациях. Возможно проведение в форме соревнований между командами, отдельных конкурсов, викторин.

  1. Поурочное планирование занятий по этикету.

№ п.п

Тема. Краткое содержание.

Часы

Дата

Коррект.

Теория

Практ.

1

Знакомство. Правила поведения во время знакомства. Представление людей друг другу. Техника безопасности.

0,5

0,5

2

Поведение в общественных местах. Общение с людьми различных профессий: билетером, посетителями музея, кинотеатра.

0,5

0,5

3

Общение с людьми в различных учреждениях: посетителями театра, цирка.

0,5

0,5

4

Посещение кинотеатра (ФОК).

1

5

Экскурсия в краеведческий музей.

1

6

Поведение в детской библиотеке, парикмахерской. Способы выражения своих эмоций.

0,5

0,5

7

Экскурсия в Дом Быта.

1

8

Экскурсия в детскую библиотеку.

1

9

Поведение в школе, на перемене, на уроке.

0,5

0,5

10

Поведение в раздевалке, в школьной столовой.

0,5

0,5

11

Умение соблюдать дисциплину, неуместные капризы.

0,5

0,5

12

Прием гостей. Приглашение в гости, способы приглашения, благодарность за приглашение,

0,5

0,5

13

Этические нормы поведения хозяина и гостей, представление гостей друг другу. Шуточная инсценировка.

0,5

0,5

14

Правила поведения за столом, церемония угощения, беседа за столом. Прощание с гостями.

0,5

0,5

15

Вежливые слова. Формы выражения просьбы, благодарности, сочувствия.

0,5

0,5

16

Вежливые слова. Мимика и жесты, усиливающие просьбу. Вежливая просьба в различных ситуациях.

0,5

0,5

17

Одежда и прическа как форма выражения отношения. Соответствие одежды определенной ситуации. Театрализованная ситуация.

0,5

0,5

18

Мы играем. Понятие об опасных играх. Предупредительное отношение к товарищу, опасность травматизма в игре.

0,5

0,5

19

Человек заболел. Формы проявления заботы о человеке. Добрые слова и поступки, беседы у постели больного.

0,5

0,5

20

Поведение больного, соблюдение режима, терпеливость и выдержка.

0,5

0,5

21

Телефонный этикет. Номера телефонов, которые должен знать каждый (01, 02, 03, 04). Игра « У меня зазвонил телефон.»

0,5

0,5

22

Ситуации: ты звонишь. Ситуации: тебе позвонили. Игра « Разговоры по телефону.»

0,5

0,5

23

Ты и незнакомый человек. Умение обратиться к незнакомому человеку на улице. Опасные взрослые. Действия в опасных ситуациях.

0,5

0,5

24

Взрослые и дети. Этические нормы поведения детей по отношению к взрослым.

0,5

0,5

25

Формы общения, умения не вмешиваться в разговор взрослых, умение внимательно выслушивать взрослых.

0,5

0,5

26

Ты и вещи. Вещи, их цена и ценность. Поведение в магазине. Бережливость, аккуратность.

0,5

0,5

27

Наши четвероногие друзья. Уход за животным. Рассказ о своем любимце. Конкурс рисунков.

0,5

0,5

28

Праздники в нашей жизни. Выбор и вручение подарка. Вкус и чувство меры.

0,5

0,5

29

Организация и проведение празднований. Проведение «Праздника весны».

0,5

0,5

30

Письмо. История письма, построения письма, аккуратность и разборчивость написания. Ответ на письмо.

0,5

0,5

31

Этикет от прошлого до наших дней. Обобщить полученные за год учащимися знания по этикету. Викторина.

0,5

0,5

32

Обобщающее занятие. Подвести итоги проведения занятий этикета. Тесты.

1

33

Участие в школьном фестивале детских объединений.

1

  1. Литература
  1. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2002. – 192с.
  2. Григорьева Т.Г.Основы конструктивного общения. Практикум.– Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997. – 116с.
  3. Дик Н.Ф., Развивающие классные часы и праздники в 1-2 классах. -Ростов-на-Дону: Издательство « Феникс»,2006 г.
  4. Насонкина С.А. Уроки этикета/ Худ. И.Н. Ржевцева. – СПб.: Изд-во “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2003. – 40с.: Ил.
  5. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000. – 160с. (В помощь психологу.)
  6. Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Книголюб, 2004. – 64с. (Развивающие сказки для детей.)
  7. Этикет. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1999. – 272с., с илл. – (Энциклопедии).

Тугова Татьяна Викторовна, г. Лысково, Нижегородской обл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...

Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования

В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки  по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...

Программа дополнительного образования общекультурной направленности "Страна этикета"

Программа дополнительного образования общекультурной направленности "Страна этикета" для 1-4 классов...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Предпрофессиональное образование учащихся средней школы в рамках раздела «Архитектура» по программе дополнительного образования изостудии «Радуга»

Профессия архитектор всегда была актуальна и пользовалась уважением общества. У учащихся на начальном этапе средней школы уже есть возможность попробовать себя в этой сфере и сделать выводы и перспект...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»

Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...