Образовательная программа дополнительного образования детей "Город мастеров"
материал по изобразительному искусству (изо) на тему
Главная цель образовательной программы: развитие личности ребенка и раскрытие его творческого потенциала в системе дополнительного образования на основе педагогической поддержки его индивидуальности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_gorod_masterov_golubcova_eyu.doc | 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Новомихайловская средняя общеобразовательная школа
Монастырщинского района
Смоленской области
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования детей
« Город мастеров »
Утверждена педагогическим советом ( протокол № )
Программа рассчитана на детей 7 – 10 лет.
Срок реализации 2 года.
Руководитель творческого объединения Голубцова Елена Юрьевна.
2011г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСК
Настоящая программа предусматривает дополнительное обучение детей младшего и среднего возраста по развитию творческих способностей; умение обучающихся использовать знания и навыки, приобретенные в творческом объединении, в дальнейшей практической деятельности.
Главная цель образовательной программы: развитие личности ребенка и раскрытие его творческого потенциала в системе дополнительного образования на основе педагогической поддержки его индивидуальности.
Основные задачи:
- развитие учебно-познавательной активности ребенка: мыслительной, эмоциональной, опорно-двигательгой, культурно-эстетической;
- развитие личности ребенка: воображения, мышления, интеллекта, фантазии, художественного вкуса, технического мышления и конструкторских способностей;
- формирование навыков общения в коллективе;
- развитие и совершенствование ручной умелости, мелкой моторики рук, расширение сенсорного опыта, формирование умений в области технологической обработки бумаги.
Программа является авторской, художественно-прикладной направленности, по уровню усвоения – общекультурной.
Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия в творческом объединении 2 раза в неделю (72 ч.). Учебная группа может насчитывать 10 – 12 человек. В связи с тем, что длительность занятий утомляет обучающихся, теоретические и практические части занятий будут комбинироваться в зависимости от изучаемой темы. В целях поддержания устойчивого внимания и активизации обучающихся в ходе объяснения теоретического материала необходимо сочетать устные объяснения материала с применением наглядных пособий, увязывать изучаемый материал с жизнью, практикой, опытом обучающихся.
Материал более доходчиво воспринимается учащимися, когда руководитель творческого объединения не просто рассказывает его сущность, а вовлекает обучающихся в свои рассуждения, побуждает их мыслить. При усвоении новой технологии у ребенка возникает противоречие между стремлением получить желаемый результат и нехваткой знаний или различных умений, приводящих к достижению данного результата. Необходимо сделать практику экспериментирования, самостоятельного «открытия» нового знания опытным путем важной составной частью занятия.
Программа предусматривает различные варианты выполнения работ при освоении различных техник. Вариативность достигается путем упрощения или усложнения задания; допускается также выполнение работы по собственному замыслу учащихся.
В программе предлагается большое количество заданий для коллективного творчества детей. Большое внимание уделено игровым моментам.
На занятиях приемлемы различные формы работы: викторины, беседы, выполнение творческих заданий и др.
При проведении практических занятий педагог следит за соблюдением техники безопасности труда. После каждого занятия подводятся итоги, отмечается активность отдельных членов творческого объединения, обобщается проделанная работа. В течение учебного года действует выставка готовых работ обучающихся. В конце учебного года в творческом объединении проходит отчетная выставка. Готовые работы, как коллективные, так и индивидуальные, желательно использовать в оформлении класса и других школьных помещений.
Основные методы работы с обучающимися являются следующие:
- методы обучения: монологический, диалогический, информационно-сообщающий, алгоритмический, эвристический;
- методы преподавания: объяснительный, иллюстративный;
- методы учения: репродуктивный, исполнительский, частично-поисковый, поисковый, проблемный;
- методы воспитания: убеждения, личный пример.
Психологическое обеспечение программы творческого объединения включает в себя следующие компоненты:
- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
- создание условий для продуктивной работы мышления и воображения;
- выявление групп обучающихся по уровню обучаемости;
- применение индивидуальных, групповых и массовых форм обучения;
- разработка и подбор диагностических материалов для определения уровня удовлетворенности обучающихся творческой деятельностью.
В конце первого года обучения обучающиеся должны
знать:
- правила санитарии, гигиены, безопасности труда
- различные виды материалов и инструментов
- историю традиционной народной куклы
- приёмы и технику изготовления куклы-закрутки
- об истории возникновения и применения различных бумаг
уметь:
- работать по шаблону
- определять назначение и конструкцию любого изготовляемого изделия
- выполнять чертежно-измерительные операции
- выполнять различные технологические операции по изготовлению сувениров
- соблюдать правила санитарии, гигиены, безопасности труда
- самостоятельно ориентироваться в задании
- экономично размечать материалы
Тематический план первого года обучения
№ п/п | Темы | Количество часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ОТ. | 2 | 1 | 1 |
2 | Работа с бумагой. Торцевание. | 10 | 2 | 8 |
3 | Обработка природных материалов. | 10 | 1 | 9 |
4 | Конструирование из ткани и других текстильных материалов. | 12 | 1 | 11 |
5 | Плетение из фольги. | 14 | _ | 14 |
6 | Изонить. | 22 | 2 | 20 |
7 | Итоговое занятие. | 2 | 1 | 1 |
Всего: | 72 | 8 | 64 |
Содержание программы
1.Вводное занятие.
Цели и задачи творческого объединения, режим работы, правила поведения, вопросы безопасности труда, знакомство с содержанием работы, инструменты и материалы, необходимые для работы.
Практическая работа: просмотр книг, журналов, готовых изделий.
2. Работа с бумагой.
История бумаги. Виды бумаги. Знакомство с различными способами обработки бумаги. Технология торцевания. Беседа «Чудесное превращение кусочка бумаги».
Практическая работа: создание коллективной работы «Цветочный шар» (знакомство с предстоящей работой, выбор идеи, выполнение изделия, выставка)
3.Обработка природных материалов.
Правила сбора и хранения природных материалов. Правила работы при работе с природными материалами.
Практическая работа: создание панно из сухих листьев (выбор материалов для работы, выбор идеи, выполнение работы).
«Ваза для мамы» - творческая работа с использованием различных круп и макаронных изделий.
4.Конструирование из ткани и других текстильных материалов.
Технология выполнения смёточных, прокладочных, подшивочных, обмёточных стежков. Простейшие соединительные швы: «вперёд иголку», «за иголку», «петельный».
Практическая работа.Выполнение образцов швов «вперёд иголку», «за иголку», «петельного».
Русская тряпичная кукла. Из истории игрушек. Русская несшивная кукла (закрутка).
Практическая работа.Изготовление несшивной куклы. Пошив рубахи, сарафана, фартука и платка для куклы.
5. Плетение из фольги.
Знакомство с новым материалом и с новой техникой. Подготовка материала. Приемы соединения, скручивания проволочек.
Практическая работа: выполнение корзинки, лилии и розы из фольги.
6. Изонить.
Знакомство с техникой «изонить». Способы заполнения углов и окружностей с помощью ниток. Выполнение чертежей различных изделий.
Практическая работа: выбор ниток и картона для работы, выполнение чертижа, изготовление панно «Парусник», «Лебедь», «Одуванчик», «Журавль в небе».
7. Итоговое занятие. Выставка работ.
Тематический план второго года обучения
№ п/п | Темы | Количество часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ОТ. | 2 | 1 | 1 |
2 | Декупаж. | 10 | 1 | 9 |
3 | Квиллинг. | 10 | 1 | 9 |
4 | Вытынанка. | 12 | 1 | 11 |
5 | Киригами. | 14 | 1 | 13 |
6 | Плетение. | 22 | 1 | 21 |
7 | Итоговое занятие. | 2 | 1 | 1 |
Всего: | 72 | 8 | 64 |
Содержание программы
1.Вводное занятие.
Цели и задачи творческого объединения, режим работы, правила поведения, вопросы безопасности труда, знакомство с содержанием работы, инструменты и материалы, необходимые для работы.
Практическая работа: просмотр книг, журналов, готовых изделий.
2.Декупаж
Декупаж (от французского decoupage —существительное, «то, что вырезано») — это техника украшения, аппликации, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов. Китайские крестьяне в XIIв. стали таким образом декорировать мебель. А помимо вырезанных картинок из тонкой красочной бумаги, стали покрывать её лаком, чтобы выглядело, как роспись! Так, вместе с красивой мебелью в Европу попала и эта техника.
Сегодня самый популярный материал для декупажа — это трёхслойные салфетки. Отсюда и другое название — «салфеточная техника». Применение может быть абсолютно безграничным — посуда, книги, шкатулки, свечи, сосуды, музыкальные инструменты, горшки для цветов, флаконы, мебель, обувь и даже одежда! Любая поверхность — кожа, дерево, металл, керамика, картон, текстиль, гипс — должны быть однотонным и светлыми, т.к. рисунок, вырезанный из салфетки должен быть хорошо виден.
Практическая работа. Декупаж на бутылке с использованием чулка как основы
3.Квиллинг
Бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь. В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества.
В 15 веке это считалось искусством. В 19 — дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство.
Практическая работа. Создание декоративного панно.
4.Вытынанка.
Искусство вырезания ажурных узоров из цветной, белой или чёрной бумаги существует с тех пор, когда в Китае была изобретена бумага. А такой вид вырезания стал называться цзяньчжи. Это искусство распространилось по всему миру: Китай, Япония, Вьетнам, Мексика, Дания, Финляндия, Германия, Украина, Литва и многие другие страны.
Практическая работа. Вырезание узоров для стекла.
5.Киригами.
Киригами (яп.切り紙) — вид оригами, в котором допускается использование ножниц и разрезание бумаги в процессе изготовления модели.
Это основное отличие киригами от других техник складывания бумаги, что подчёркнуто в названии: 切る (киру) — резать, 紙 (ками) — бумага.
Pop-up — целое направление в искусстве. Эта техника сочетает элементы техник Киригами и Вырезания и позволяет создавать объемные конструкции и открытки, складывающие в плоскую фигуру.
Практическая работа. Создание подарочных киригами.
6.Плетение.
Человек научился плетению гораздо раньше, чем гончарному делу. Сначала он плёл из длинных из гибких ветвей жилище (крыши, изгороди, мебель), всевозможные корзины для разных нужд (колыбели, туеса, повозки, черпухи, лукошки) и обувь. Человек научился заплетать волосы в косы.
С развитием этого вида рукоделия появлялись всё более разные материалы для применения. Оказалось, что плести можно из всего, что попадается: из лозы и камыша, из верёвок и ниток, из кожи и бересты, из проволоки и бисера, из газет.... Появились такие техники плетения, как лозоплетение, плетение из бересты и камыша, фриволите, узелковое плетение макраме, плетение на коклюшках, бисероплетение, ганутель, плетение шнуров кумихимо, кольчужное плетение,плетение сеток, индейское плетение мандала, их имитации (плетение из бумажных полос и фантиков, плетение из газет и журналов)...
Как оказалось, этот вид рукоделия популярен до сих пор, ведь применяя его, можно сплести множество красивых и полезных вещей, украсив ими наш дом.
Практическая работа. Плетение корзины из газет.
7. Итоговое занятие. Выставка работ.
В конце второго года обучения учащиеся
должны знать:
- историю возникновения вытынанк и киригами;
- технологию декупажа и плетения из газет;
- различные виды скручивания квилинга и бисероплетения;
- принципы моделирования.
- методы ведения исследовательской работы.
должны уметь:
- выполнять схемы киригами, квилинга;
- выполнять изделия по готовым схемам;
- изготавливать изделия из различных видов бумаги;
- переносить полученные знания и умения в новую ситуацию;
- вести исследовательскую работу.
Используемая литература
При создании программы использовались материалы
сайтов ProШколу.ru. и stranamastera.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
Образовательная программа дополнительного образования детей "Инициатива" (малый волонтёрский отряд).
Программа кружка для учащихся 1 класса «Инициатива» (малый волонтёрский отряд) разработана на основе программы «Вместе мы сила!» С.С. Гуровой....
программа дополнительного образования "Школа мастеров"
Данная программа разработана для внеклассной работы с учащимися 1-4 классов....
Программа дополнительного образования "Школа мастеров" для учащихся 1-4 классов
В настоящее время в соответствии с требованиями к структуре ФГОС начального общего образования, в части внеурочной деятельности учащимся предлагается как одно из направлений - проект...
Образовательная программа дополнительного образования детей «СВЕТОФОРИК» для детей 6-11 лет срок реализации программы 2017-2023 гг
Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма....
Адаптированная образовательная программа дополнительного образования кружка «Город мастеров»
Адаптированная образовательная программа дополнительного образования кружка «Город мастеров»...
Рабочая программа дополнительного образования "Творчество мастеров"
Рабочая программа дополнительного образования "Творчество мастеров"...