Рабочая программа дополнительное образование кружок «ЛЕГО - конструирование»
рабочая программа по теме
Рабочая программа курса «Лего – конструирование» составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам: развитие речи, развитие математических представлений, ознакомление с окружающим миром. Программа направлена на развитие логического мышления и конструкторских навыков, способствует многостороннему развитию личности ребенка и побуждает получать знания дальше, учитывает психологические, индивидуальные и возрастные особенности детей, нуждающихся в коррекции и развитии мелкой моторики, эмоционально – волевой сфере высших психических функций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lego_konstruipovanie_1.doc | 168.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №108
ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
Программа рассмотрена на заседании МО классных руководителей Протокол № ___ от «__»_____2014г. Председатель МО классных руководителей _________ В.В. Федорова | Согласовано «___»__________2014 г. Зам. директора по ВР ________ В.Г. Маслова | Утверждаю Директор ____________Е.Н.Кожухова «__»_____________2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительное образование
кружок «ЛЕГО - конструирование»
1-4 класс
Программа разработана
учителем
Полетаевой Тамарой Викторовной
Самара, 2014 – 2015
Рабочая программа по предмету «Лего – конструирование"
Рабочая программа курса «Лего – конструирование» составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам: развитие речи, развитие математических представлений, ознакомление с окружающим миром. Программа направлена на развитие логического мышления и конструкторских навыков, способствует многостороннему развитию личности ребенка и побуждает получать знания дальше, учитывает психологические, индивидуальные и возрастные особенности детей, нуждающихся в коррекции и развитии мелкой моторики, эмоционально – волевой сфере высших психических функций
Пояснительная записка.
1-4 класс
Использование Лего-конструкторов в учебной деятельности повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных деталей. Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с учащимися разного возраста и по разным направлениям. Дети с удовольствием посещают уроки, участвуют и побеждают в различных конкурсах. Лего-конструирование – это современное средство обучения детей. Дальнейшее внедрение разнообразных Лего-конструкторов в учебную деятельность детей разного возраста способствует многостороннему развитию личности ребенка и побуждает получать знания дальше. Урок по Лего-конструированию может вести учитель не только информатики, но и физики, технологии, а также и совсем не педагог, а обычный инженер. Главное – Лего должно быть интересно самому учителю, тогда и с детьми очень легко и увлекательно работать
Целью использования ЛЕГО-конструирования начального общего образования является овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координацию «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости),навык взаимодействия в группе.
Основными задачами урока Лего-конструирования являются:
- обеспечивать комфортное самочувствие ребенка;
-развивать творческие способности и логическое мышление детей;
-развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел;
- развивать умения творчески подходить к решению задачи;
- развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
- правила безопасной работы;
- основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
- конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
- виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания;
- приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);
- создавать модели при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу;
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
- работать с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и обрабатывать информацию);
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов и т.д.);
Ожидаемые результаты:
- Развить познавательные умения и навыки учащихся;
- Уметь ориентироваться в информационном пространстве;
- Уметь самостоятельно конструировать свои знания;
- Уметь критически мыслить.
- Участие в лего- конкурсах.
Курс рассчитан на 315 часов: 1класс -2 раз в неделю; 2 класс -2 раз в неделю; 3 класс -2 раз в неделю (3Б – 3раза в неделю); 4 класс -2 раз в неделю
Возраст детей 7-11 лет.
Срок реализации программы 4 года
Содержание программы
1 класс
Тема занятия | Краткое описание темы занятия | Кол – во часов (теория) | Кол – во часов (практика) | |
1 | Знакомство с ЛЕГО | Познакомить детей с конструктором ЛЕГО. | 1 | 3 |
2 | Спонтанная индивидуальная ЛЕГО-игра детей или знакомство с ЛЕГО продолжается | Более полно познакомить детей с конструктором ЛЕГО. | 1 | 3 |
3 | Путешествие по ЛЕГО-стране. Исследователи цвета | Знакомство детей с конструктором ЛЕГО ДУПЛА, с ЛЕГО-деталями, с цветом ЛЕГО-элементов, активизацию речи, расширение словаря. Развитие эмоциональной сферы. | 1 | 3 |
4 | «Исследователи кирпичиков» | Продолжение знакомства детей с конструктором ЛЕГО, с формой ЛЕГО-деталей, которые похожи на кирпичики, и вариантами их скреплений. Начало составления ЛЕГО-словаря. Выработка навыка различения деталей в коробке, умения слушать инструкцию педагога. Развитие графических навыков. | 1 | 3 |
5 | Волшебные кирпичики | Продолжить знакомить детей с конструктором ЛЕГО, с формой ЛЕГО-деталей, похожих на кирпичики, и вариантами их скреплений. Начало составления ЛЕГО-словаря. Вырабатывать навыки различения деталей в коробке, классификации деталей, умения слушать инструкцию педагога и давать инструкции друг другу | 1 | 3 |
6 | «Исследователи формочек» | Продолжить знакомство детей с конструктором ЛЕГО, с формой ЛЕГО-деталей, которые похожи на формочки, и вариантами их скреплений. Продолжить составление ЛЕГО-словаря. Вырабатывать навык ориентации в деталях, их классификации, умение слушать инструкцию педагога. | 1 | 3 |
7 | Наш двор | Развитие фантазии и воображения детей, закрепление навыков построения устойчивых и симметричных моделей, обучение созданию сюжетной композиции; воспитывать бережное отношение к труду людей. | 1 | 3 |
8 | Улица полна неожиданностей | Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обучение созданию сюжетной композиции, вспомнить основные правила дорожного движения | 1 | 3 |
9 | Городской пейзаж | Дать учащимся основные понятия городского пейзажа, вспомнить особенности городских построек. | 1 | 3 |
10 | Сельскохозяйственные постройки | Дать сравнительную характеристику городским и сельскохозяйственным постройкам, познакомить учеников с жизнью жителей села. | 1 | 3 |
11 | Школа, школьный двор | Дать сравнительную характеристику городским и сельскохозяйственным постройкам, познакомить учеников с жизнью жителей села. | 1 | 3 |
12 | Школа, школьный двор | Обратить внимание детей на здание родной школы, свой школьный двор; оценить положительные и отрицательные характеристики школьного здания и прилегающей к нему территории. | 1 | 3 |
13 | «Транспорт» | Обобщить знания учащихся о транспорте. | 1 | 3 |
14 | «Воздушный транспорт, космос» | Обобщить знания учащихся о космических объектах. | 1 | 3 |
15 | Животные | Обобщить знания учащихся о домашних животных. | 1 | 3 |
16 | ЛЕГО-подарок для мамы | Воспитывать чувство уважения к маме, своим родителям. | 1 | 4 |
17 | Любимые сказочные герои (По сказкам А. С. Пушкина) | Прививать любовь к чтению, обобщить знания учащихся о Пушкине и его произведениях. | 1 | 4 |
ИТОГО | 17 | 53 |
Содержание программы
2класс
Тема занятия | Краткое описание темы занятия | Кол – во часов (теория) | Кол – во часов (практика) | |
1 | Симметричность LEGO моделей. Моделирование бабочки | Вспомнить основные детали LEGO DUPLO, вспомнить способы крепления, формировать чувство симметрии и умение правильно чередовать цвет в моделях, ознакомить учащихся с различными видами бабочек. | 1 | 3 |
2 | «Устойчивость LEGO моделей. Постройка пирамид» | Закрепить навык соединения деталей, обучение учащихся расположению деталей в рядах в порядке убывания, развитие ассоциативного мышления, развивать умение делать прочную, устойчивую постройку, развивать умение слушать инструкцию педагога, познакомить с видами и историей пирамид. | 1 | 3 |
3 | Московский зоопарк | Обучение анализу образца, выделению основных частей животных, развитие конструктивного воображения детей, рассказать о Московском зоопарке, вспомнить названия животных. | 1 | 3 |
4 | Наш двор | Развитие фантазии и воображения детей, закрепление навыков построения устойчивых и симметричных моделей, обучение созданию сюжетной композиции; воспитывать бережное отношение к труду людей. | 1 | 3 |
5 | Постройка моделей старинных машин | Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обучение созданию сюжетной композиции, познакомить учащихся с историей возникновения первого транспорта и некоторыми его видами. | 1 | 3 |
6 | Улица полна неожиданностей | Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обучение созданию сюжетной композиции, вспомнить основные правила дорожного движения. | 1 | 3 |
7 | Новогодние игрушки. Фантазируй! | Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления | 1 | 3 |
8 | Динозавры | Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, познакомить учащихся с видами динозавров и их образом жизни. | 1 | 3 |
9 | «Персонажи любимых книг» | Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обучение умению планировать работу на основе анализа особенностей образов сказочных героев; освоение навыков передачи характерных черт героев средствами конструктора LEGO DACTA. | 1 | 3 |
10 | Животные в литературных произведениях | Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обучение умению планировать работу по созданию сюжетной композиции; освоение навыков передачи характерных черт животных средствами конструктора LEGO DACTA. Познакомить учащихся с произведением Б. Житкова «Храбрый утенок | 1 | 3 |
11 | Военная техника (к 23 февраля) | Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обучение конструированию гусениц танка. | 1 | 3 |
12 | Космические корабли | Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, познакомить учащихся с видами космических кораблей. | 1 | 3 |
13 | Подарки любимым (к 8 марта). Весенние цветы | Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; показать детям технику «мозаики» из LEGO. | 1 | 3 |
14 | Твой город. Твоя улица. | Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, , рассказать о городе в котором мы живем. | 1 | 3 |
15 | Главная улица города | Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, закрепить знания учащихся о городе. | 1 | 3 |
16 | Достопримечательности города | Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, закрепить знания учащихся о городе. | 1 | 4 |
17 | Итоговый урок. Фантазируй! | Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обучение умению планировать работу. | 1 | 4 |
ИТОГО | 17 | 53 |
Содержание программы
3 класс
Тема занятия | Краткое описание темы занятия | Кол – во часов (теория) | Кол – во часов (практика) | |
1 | Вводный урок. «Я шагаю по Москве». | Познакомить с темой «Я шагаю по Москве», развитие умения сравнивать | 3 | 6 |
2 | Старомосковский дом. Гармония жилья и природы | Расширить и закрепить знания детей, полученные на уроках; -учить детей создавать художественный образ посредствам макетирования. | 2 | 6 |
3 | Архитектура | Введение в понятие «архитектура» | 2 | 6 |
4 | Архитектурные формы разных стилей и эпох. | Развитие конструктивного воображения детей; -умение анализировать по картинке | 2 | 6 |
5 | У стен Кремля | Развитие конструктивного воображения детей; - | 2 | 6 |
6 | Башни Кремля | Анализ образца, изображённого на карточке, подбор необходимых деталей и воспроизведение постройки; активизация речи: развивать умение ребят работать в группах. | 2 | 6 |
7 | Башни Кремля. | Анализ образца, изображённого на карточке, подбор необходимых деталей и воспроизведение постройки; активизация речи; развивать умение ребят работать в группах. | 2 | 6 |
8 | Соборы Кремля. | Развитие конструктивного воображения | 2 | 6 |
9 | Красная Площадь. Собор Василия Блаженного | Развитие конструктивного воображения; развивать умение работать в группе | 2 | 6 |
10 | Дом Пашкова. | Учить анализировать образец; развитие конструктивного воображения; развивать умение работать в группе; активация речи. | 2 | 6 |
11 | «Москва сегодня» с просмотром фильма о Москве современной, и с произвольной темой конструирования. | Просмотр фильма о Москве современной, произвольная тема конструирования | 2 | 6 |
12 | «Самара сегодня» с просмотром фильма о Москве современной, и с произвольной темой конструирования. | Просмотр фильма о Самаре современной, произвольная тема конструирования | 2 | 6 |
13 | Архитектура Самары | Развитие конструктивного воображения | 2 | 6 |
ИТОГО: | 27 | 78 |
Содержание программы
4 класс
Тема занятия | Краткое описание темы занятия | Кол – во часов (теория) | Кол – во часов (практика) | |
1 | Вводный урок. Энергия как физический процесс | Повторить тему <Виды энергии> (3 класс), собрать модели по технологической карте 9680 (повторение (3 класс), учиться работать в группе | 1 | 3 |
2 | Энергосберегающие технологии. Энергия ветра. Ветряк. | Начать изучать энергосберегающие технологии на примере энергии ветра; Собрать модель ветряка по технологической карте 9681, учиться работать в группе; | 1 | 3 |
3 | Энергосберегающие технологии. Энергия воды. Гидроэлектростанция | Продолжать изучать энергосберегающие технологии на примере энергии воды; собрать модель гидроэлектростанции по технологической карте 9681; учиться работать в группе; | 1 | 3 |
4 | Энергосберегающие технологии. Энергия Солнца. | Продолжать изучать энергосберегающие технологии на примере энергии Солнца; собрать модель карусели, работающей от солнечной батарейки по технологической карте 9681; учиться работать в группе. | 1 | 3 |
5 | Энергосберегающие технологии. Энергия Солнца. | Продолжать изучать энергосберегающие технологии на примере энергии Солнца; собрать модель автомобилей, работающих от солнечной батарейки по технологической карте 9681; учиться работать в группе. | 1 | 3 |
6 | Введение в Робототехнику. Знакомство с конструктором, датчиками, микрокомпьютером RCX. | Познакомить детей с конструктором RoboLab; познакомить детей с датчиками — их назначением; познакомить детей с микрокомпьютером RCX, его функциональными клавишами; познакомить детей с правилами подсоединения датчиков. | 1 | 3 |
7 | Знакомство с творческой средой | Познакомить детей с творческой средой RoboLab; познакомить детей с тремя составляющими частями среды ROBOLAB; познакомить детей с языком программирования Lab View; выполнить программу Plot. | 1 | 3 |
8 | ROBOLAB-конструирование | Познакомить детей с разделом Конструирование RoboLab; познакомить детей с панелью инструментов, функциональными командами; составить программу в режиме Конструирования. | 1 | 3 |
9 | Предупреждающие сигнальные знаки. Циклический алгоритм. | Собрать модель дорожных сигнальных знаков; составить программу в режиме Конструирования; учиться работать в группе. | 1 | 3 |
10 | Светофор | Собрать модель светофора, который работает днём; составить программу в режиме Конструирования-4; учиться работать в группе. | 1 | 3 |
11 | Светофор. Условный алгоритм (ветвление). | Собрать модель светофора, который работает в режиме <день и ночь>; составить программу в режиме Конструирования-4; учиться работать в группе. | 1 | 3 |
12 | Шлагбаум с электроприводом. | Собрать модель шлагбаума с фиксированным углом поднятия.; составить программу в режиме Конструирования-4; учиться работать в группе. | 1 | 3 |
13 | Ворота с электронным управлением | Собрать модель ворота с электронным управлением с использованием идентификационных карт; составить программу в режиме Конструирования-4; учиться работать в группе. | 1 | 3 |
ИТОГО: | 17 | 53 |
При написании данного курса, использовалась литература:
- Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.
- Волина В. «Загадки от А до Я» Книга для учителей и родителей. — М.; «ОЛМА _ ПРЕСС», 1999.
- Научно-популярное издания для детей Серия «Я открываю мир» Л.Я Гальперштейн. — М.;ООО «Росмэн-Издат», 2001.
- Научно-популярное издания для детей « Мы едем, едем, едем!» Л.Я Гальперштейн. — М.; «Детская литература», 1985.
- Атлас «Человек и вселенная» Под ред. А А Гурштейна. — М.; Комитет по геодезии и картографии РФ, 1992.
- Н. Ермильченко «История Москвы» -для среднего школьного возраста — М.; Изд. «Белый город»,2002.
- Серия «Иллюстрированная мировая история. Ранние цивилизации» Дж. Чизхолм, Эн Миллард — М.; ООО «Росмэн-Издат», 1994.
- Детская энциклопедия «Земля и вселенная», «Страны и народы» — М.; Изд. «NOTA BENE», 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" для 1 класса соответствует требованиям ФГОС НОО....
Рабочая программа по математике и конструированию. 3 класс. Школа России. ФГОС
Пояснительная записка и развернутое тематическое планирование составлено к курсу "Математика и конструирование" 3 класс. Авторы С. И. Волкова, О. JI. Пчелкина, издательство «Просвещение» - 2012г. ФГОС...
Рабочая программа по математике и конструированию. 2 класс. Школа России. ФГОС
Пояснительная записка и развернутое тематическое планирование составлено к курсу "Математика и конструирование" 3 класс. Авторы С. И. Волкова, О. Л. Пчелкина, издательство «Просвещение» - 20...
рабочая программа по математике и конструированию
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования и программы ...
Рабочая программа по математике и конструированию 4 класс
Программа составлена с учетом требований ФГОС, содержит все необходимые разделы....
Рабочая программа кружка "Математика и конструирование"
Рабочая программа кружка предназначена обучающимся 1-4 классов по УМК "Школа России" С.И. Волковой, О.Л. Пчелкиной....
Рабочая программа предмета «Математика и конструирование.» для начального общего образования
Данная программа реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....