Программа кружка "Волшебный мир оригами"
рабочая программа по технологии (3 класс) по теме
Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами»является программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе методических пособий Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Весёлые уроки оригами в школе и дома. Соколова С. Сказка оригами; Соколова С. Школа оригами: аппликация и мозаика. Бич Р. Оригами. .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_origami_3_kl.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
Руководитель :
Исаева Н.И.
2011-2012уч.год
Пояснительная записка.
Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» является программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе методических пособий Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Весёлые уроки оригами в школе и дома. Соколова С. Сказка оригами; Соколова С. Школа оригами: аппликация и мозаика. Бич Р. Оригами. .
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
.Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.).
Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
Обучающие
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
Формировать умения следовать устным инструкциям.
Обучать различным приемам работы с бумагой.
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству оригами.
Расширять коммуникативные способностей детей.
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)
Для успешного освоения программы численность детей в группе кружка должна составлять не более 15 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу с сентября по май.
Методы, используемые на занятиях кружка:
беседа, рассказ, сказка;
рассматривание иллюстраций;
показ образца выполнения последовательности работы.
Форма занятий – тематическая совместная деятельность.
Предполагаемые результаты:
Должны знать:
• Что такое оригами;
• Историю возникновения оригами;
• Основные приемы работы, способ складывания базового треугольника.
• Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов.
• Приемы складывания модулей;
• Правила техники безопасности;
Должны уметь:
• Подбирать бумагу нужного цвета;
• Пользоваться чертежными инструментами, ножницами:
• Выполнять разметку листа бумаги;
• Пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой;
• Собирать игрушки – «оригамушки»;
• Анализировать образец, анализировать свою работу;
• Составлять композицию из готовых поделок.
• Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку.
Учащиеся должны овладеть навыками:
• Разметки листа бумаги;
• Складывания базового модуля
• Резания;
Подведение итогов осуществляется в виде составления альбомов готовых поделок, книжек – раскладушек с фотографиями работ, проведение выставок, участие в конкурсах детского творчества на муниципальном, региональном уровнях.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок детских работ.
Общий план занятий.
Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о животных, птицах, насекомых и т.д. Все занятия объединены в несколько тем (птицы, животные, куклы, новогодние игрушки, сказочные герои и т.п.).
1. Подготовка к занятию (установка на работу, обратить внимание на
инструменты и материалы, лежащие на парте).
2. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представ-
лений):
• повторение действий прошлого занятия;
• повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники
• безопасности.
• 3. Введение в новую тему:
загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);
• показ образца;
• рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали; дополнительные детали, их парность и расположение по отношению к основной; способ соединения деталей; отделка готовой фигурки);
• повторение правил техники безопасности.
4. Практическая часть:
• показ учителем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте- в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);
• текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);
• самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;
• оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в компо-зицию;
• анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).
Тематический план на 2011-2012 учебный год.
№ | Дата | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | Вводное занятие. Из истории оригами. Правила безопасной работы. | 1 | |
2. | Азбука оригами. Основные правила работы. | 1 | |
3. | Условные знаки, принятые в оригами. Складывание полоски «гармошкой «Цветы и листья». | 1 | |
4. | Условные знаки, принятые в оригами. Складывание прямоугольника «гармошкой». «Осенний мотив». | 1 | |
5. | Условные знаки, принятые в оригами. Складывание различных геометрических фигур. «Клоуны». | 1 | |
6. | Складывание «гармошкой» различных зверей. | 1 | |
7. | Условные знаки, принятые в оригами. Складывание квадрата. «волшебный замок». | 1 | |
8. | Условные знаки, принятые в оригами. «парашютика из квадрата». | 1 | |
9. | «Лодка из квадрата». | 1 | |
10. | Условные знаки, принятые в оригами. Складывание «горой» и «долиной" «складка». Заяц | 1 | |
11. | Условные знаки, принятые в оригами. Складывание «горой». «Белочка». | 1 | |
12. | Коллективная работа «Кот и мыши». | 1 | |
13. | Условные знаки, принятые в оригами. Цветы и плоды. | 1 | |
14. | Складывание «В цирке». | 1 | |
15. | Складывание «Ёлочка». | 1 | |
16. | Складывание «Звезды и шары». | 1 | |
17. | Складывание «Бабочки».. | 1 | |
18. | Коллективная работа «На полянке». | 1 | |
19. | Организация выставки поделок к родительскому собранию. | 1 | |
20. | Складывание «Птицы». «Сова». | 1 | |
21. | Коллективная работа «У лесной избушки». | 1 | |
22. | «Птицы». Коллективная работа. | 1 | |
23. | «Рыбы». Коллективная работа | 1 | |
24. | Складывание «Зайчик и ёжик». | 1 | |
25. | Составление альбома лучших работ | 1 | |
26. | Складывание «Лиса и волк» | 1 | |
27. | Коллективная работа «По ягоды». | 1 | |
28. | Складывание «Грибы». | 1 | |
29. | Коллективная работа «Грибная полянка». | 1 | |
30. | Складывание «Ракета». | 1 | |
31. | Самолет (усложненная конструкция). | 1 | |
32. | Складывание «Самолет». | 1 | |
33. | Коллективная работа «Воздушный змей». | 1 | |
34. | Организация выставки поделок к родительскому собранию. | 1 |
Литература:
1. С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. Весёлые уроки оригами в школе и дома. Учебник СПб.; Издательский дом «Литература,» 2001 – 208с.
2. С. Соколова Школа оригами: Аппликация и мозаика. – М.:Издательство Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2003.- 176 с.
3. С. Соколова Сказка оригами: Игрушки из бумаги. М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003.-240 с.
4. Бич Р. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия ( Перевод с английского- М: Издательство Эксмо, 2006 – 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности "Оригами"
планирование, пояснительная записка...
Программа "Волшебный мир оригами"
Актуальность программыПрограмма «Волшебный мир оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной для воспитанников младшего школьного во...
Программа «Бумажный мир оригами».
Пояснительная запискаЗанятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести уме...
программа внеурочной деятельности оригами 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Оригами» для 2 классов разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 200...
программа внеурочной деятельности оригами 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Оригами» для 3 классов разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарт...
программа внеурочной деятельности оригами 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Оригами» художественно-эстетического направления для 4 классов разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного станд...
Программа дополнительного образования "Оригами"
Программа разработана для учащихся начальной школы (1-4классы):пояснительная записка, цели и задачи, актуальность , учебный план и примерное тематическое планирование для каждого класса....