Программа кружка "Волшебный мир оригами"
рабочая программа по технологии (3 класс) по теме

Исаева Наталья Ивановна

Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами»является   программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе методических пособий Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Весёлые уроки оригами в школе и дома. Соколова С. Сказка оригами; Соколова С. Школа оригами: аппликация и мозаика. Бич Р. Оригами. .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_origami_3_kl.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»


 

Руководитель :

Исаева Н.И.

 

 

                                                             2011-2012уч.год

 

Пояснительная записка.

 

        Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» является   программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе методических пособий Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Весёлые уроки оригами в школе и дома. Соколова С. Сказка оригами; Соколова С. Школа оригами: аппликация и мозаика. Бич Р. Оригами. .
        
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.

 .Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.

Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.).

Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.

 

Цель программы –  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Обучающие 

  Знакомить  детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

  Формировать  умения следовать устным инструкциям.

  Обучать  различным приемам работы с бумагой.

  Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать  словарь ребенка специальными терминами.

Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
 

  Развивать внимание, память, логическое и пространственное  воображения.

  Развивать мелкую моторику  рук и глазомер.

  Развивать  художественный  вкус, творческие способности и фантазии детей.
  Развивать у детей способность работать руками, приучать  к точным движениям пальцев,  совершенствовать мелкую моторику рук, развивать  глазомер.

  Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

  Воспитывать интерес к искусству оригами.

  Расширять коммуникативные способностей детей.

  Формировать культуру  труда и совершенствовать  трудовые  навыки.

  Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

  Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
            Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)

  Для успешного освоения программы численность детей в группе кружка должна составлять не более 15 человек. Занятия проводятся  1 раз в неделю по 1 часу с сентября по  май.

 
Методы, используемые на занятиях кружка:

беседа, рассказ, сказка;

рассматривание иллюстраций;

показ образца выполнения последовательности работы.

Форма занятий – тематическая совместная деятельность.

Предполагаемые результаты:
Должны знать:

• Что такое оригами;
• Историю возникновения оригами;
• Основные приемы работы, способ складывания базового треугольника.
• Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов.
• Приемы складывания модулей;
• Правила техники безопасности;

Должны уметь:
• Подбирать бумагу нужного цвета;
• Пользоваться чертежными инструментами, ножницами:
• Выполнять разметку листа бумаги;
• Пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой;
• Собирать игрушки – «оригамушки»;
• Анализировать образец, анализировать свою работу;
• Составлять композицию из готовых поделок.
• Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку.

Учащиеся должны овладеть навыками:
• Разметки листа бумаги;
• Складывания базового модуля
• Резания;


Подведение итогов осуществляется в виде составления альбомов готовых поделок, книжек – раскладушек с фотографиями работ, проведение выставок, участие в конкурсах детского творчества на муниципальном, региональном уровнях.

 
 Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок детских работ.
   

Общий план занятий.

Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о животных, птицах, насекомых и т.д. Все занятия объединены в несколько тем (птицы, животные, куклы, новогодние игрушки, сказочные герои и т.п.).  
1. Подготовка к занятию (установка на работу, обратить внимание на
инструменты и материалы, лежащие на парте).
2. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представ-
лений):
• повторение действий прошлого занятия;
• повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники
• безопасности.
• 3. Введение в новую тему:
загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);
• показ образца;
• рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали; дополнительные детали, их парность и расположение по отношению к основной; способ соединения деталей; отделка готовой фигурки);
• повторение правил техники безопасности.
4. Практическая часть:
• показ учителем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте- в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);
• текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);
• самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;
• оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в компо-зицию;
• анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).

 

                                                                                                                         

                         

 

                                                                                                                                                                   

               Тематический план на 2011-2012 учебный год.

№   

  Дата

                                      Тема      занятия 

Кол-во часов

1. 

Вводное занятие. Из истории оригами. Правила безопасной работы. 

1

2. 

Азбука оригами. Основные правила работы. 

1

3. 

Условные знаки, принятые в оригами. Складывание полоски «гармошкой «Цветы и листья». 

1

4. 

Условные знаки, принятые в оригами. Складывание прямоугольника «гармошкой». «Осенний мотив». 

1

5. 

Условные знаки, принятые в оригами. Складывание различных геометрических фигур. «Клоуны». 

1

6. 

Складывание «гармошкой» различных зверей. 

1

7. 

Условные знаки, принятые в оригами. Складывание квадрата. «волшебный замок». 

1

8. 

Условные знаки, принятые в оригами. «парашютика из квадрата». 

1

9. 

«Лодка из квадрата». 

1

10. 

Условные знаки, принятые в оригами. Складывание «горой» и «долиной" «складка». Заяц

1

11. 

Условные знаки, принятые в оригами. Складывание «горой». «Белочка».

1

12. 

Коллективная работа «Кот и мыши».

1

13. 

Условные знаки, принятые в оригами. Цветы и плоды.

1

14. 

Складывание  «В цирке». 

1

15. 

Складывание «Ёлочка».

1

16. 

Складывание «Звезды и шары».

1

17. 

Складывание «Бабочки».. 

1

18. 

Коллективная работа «На полянке». 

1

19. 

Организация выставки поделок к родительскому собранию.

1

20. 

Складывание «Птицы».  «Сова».

1

21. 

Коллективная работа «У лесной избушки».

1

22. 

«Птицы». Коллективная работа.

1

23. 

«Рыбы». Коллективная работа

1

24. 

Складывание  «Зайчик и ёжик».

1

25. 

Составление альбома лучших работ

1

26. 

Складывание  «Лиса и волк» 

1

27. 

Коллективная работа «По ягоды».

1

28. 

Складывание «Грибы».

1

29. 

Коллективная работа «Грибная полянка».

1

30. 

Складывание «Ракета».

1

   31.

Самолет (усложненная конструкция).

1

32. 

Складывание «Самолет».

1

33. 

Коллективная работа «Воздушный змей».

1

34. 

Организация выставки поделок к родительскому собранию.

1

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Литература:

1. С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. Весёлые уроки оригами в школе и дома. Учебник СПб.; Издательский дом «Литература,» 2001 – 208с.                                                                                                        

2. С. Соколова Школа оригами: Аппликация и мозаика. – М.:Издательство Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2003.- 176 с.

3. С. Соколова Сказка оригами: Игрушки из бумаги. М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003.-240 с.

4. Бич Р. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия ( Перевод с английского- М: Издательство Эксмо, 2006 – 256 с.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности "Оригами"

планирование, пояснительная записка...

Программа "Волшебный мир оригами"

Актуальность программыПрограмма «Волшебный мир оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной для воспитанников младшего школьного во...

Программа «Бумажный мир оригами».

Пояснительная запискаЗанятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести уме...

программа внеурочной деятельности оригами 2 класс

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Оригами» для 2 классов разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 200...

программа внеурочной деятельности оригами 3 класс

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Оригами» для 3 классов разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарт...

программа внеурочной деятельности оригами 4 класс

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Оригами» художественно-эстетического направления для 4 классов разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного станд...

Программа дополнительного образования "Оригами"

Программа разработана для учащихся начальной школы (1-4классы):пояснительная записка, цели и задачи, актуальность , учебный план и примерное тематическое планирование для каждого класса....