Планирование по технологии в 4 классе. Программа "Гармония"
календарно-тематическое планирование по технологии (4 класс) по теме

Ситникова Наталья Валерьевна

Планирование,

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование по технологии.

Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта и авторской программы Н.М.Конышевой по УМК «Гармония».

Программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю, соответствует стандарту БУП-2004.

В свете современных требований к образованию ручные умения и владение технологиями могут выступать лишь в качестве средства, но никак не цели обучения. В данной программе ручной труд является прежде всего средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, мыслительной деятельности и творческого потенциала – т.е. общего развития ребёнка. Это и есть основная цель данного курса.

Основные задачи изучения курса:

   1. Духовно – эмоциональное развитие личности:

- формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;

- воспитание внимательного и участливого отношения к окружающему миру;

- формирование эстетического восприятия;

- воспитание уважительного отношения к человеку – творцу.

   2. Развитие творческих способностей.

   3. Развитие познавательной активности, образного и конструктивного мышления, речи.

   4. Расширение кругозора учащихся.

   5. Развитие  мелкой мускулатуры руки, глазомера и пр. через формирование практических умений.

Главным стержнем программы 4-ого года обучения является проблема социально-исторического и духовно-эстетического смысла мира вещей. Знания и умения, накопленные учениками за предыдущие годы обучения, систематизируются и обобщаются – в результате у школьников формируется более полное представление о значении продуктивной деятельности человека, а также осмысленное отношение к предметному миру как части человеческой культуры.

         На разнообразных примерах школьники убеждаются, что материальная среда всегда несёт в себе отпечаток конкретного исторического времени, социального опыта и духовных устремлений человека. На конкретных примерах ученики убеждаются, что появление разных предметов в жизни людей имеет свои причины, оно закономерно. Форма, цвет, декор, материал – всё имеет глубокий и даже глубинный смысл. Традиции и каноны, в соответствии с которыми действуют мастера, сохранились с давних времён и продиктованы сложным комплексом знаний. Эти знания можно «прочитать» в обыкновенных вещах.

Необходимо, чтобы результатом информации о социально-историческом смысле мира вещей и предметной деятельности человека стало заинтересованное и уважительное отношение учеников к культурным традициям, передаче знаний и опыта от одного поколения к другому. Понимание ценности предшествующих культур и бережное отношение к ним не должно противоречить к поиску чего-то нового. Важно продемонстрировать детям возможные сочетания подражательной и творческой деятельности. Подражание – это тоже способ научиться мастерству.

         В итоговой части изучения курса программа предлагает ещё раз обратить внимание детей на то, что существует общая логика развития ремёсел и предметного мира в целом. В соответствии с этой логикой древние традиции изготовления изделий получают новое звучание в современных условиях. В этот учебный период деятельность учащихся обращена к более детальному ознакомлению с художественными ремёслами наших дней.

       Основные содержательные компоненты программы 4 класса:

  1. Историческая информативность мира вещей:

 –историческая значимость предметной среды

 - история ремёсел и их культурная сущность

- отражение в бытовых вещах представлений о единстве мира вещей и мира природы

- архитектурная и бытовая керамика

- старинные техники плетения

- изготовление украшений с использованием древней символики.

2. Традиции и современность:

- развитие традиционных знаний и технологий в современных условиях

- творческое использование известных и новых форм работы

- рукоделие в духе народных традиций

- природные образы, формы и конструкции в современных художественных ремёслах.

3. Новые материалы и технологии:

- изучение и освоение новых материалов, способов работы

- ознакомление с неизвестными ранее декоративно-художественными эффектами

Дидактическое обеспечение учебного процесса.

             Учебно-методический комплект:

     -  Н.М.Конышева. Технология. 4 класс.- Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2000.

     - Учебно-методический комплект для четырёхлетней начальной школы «Гармония». - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2003.

              Содержание программы.

  1. Из глубины веков до наших дней. 6 часов.
  2. Магия вещей. 2 часа.
  3. Бумагопластика. 8 часов.
  4. Вязание крючком. 3 часа.
  5. Работа с тканью. 5 часов.
  6. Работа  с картоном.  2 часа.
  7. Работа с соломкой. 4 часа.

Результаты изучения учебного предмета выпускниками начальной школы.

            К концу 4 класса учащиеся должны знать:

-вещи несут в себе историческую и культурную информацию

- мир вещей развивается в соответствии с историческими традициями, т.е. закономерно

-наиболее распространённые традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, знаки Солнца, Земли и Воды в форме и декоре)

-швы (петельный и «козлик»)

Иметь представление:

-о значении продуктивной практической деятельности человека в жизни, культуре, истории человечества

-о требованиях и правилах, по которым создаётся гармоничная рукотворная среда обитания человека; о многообразии универсального дизайнерского принципа (единства в вещах функциональной целесообразности и внешней выразительности)

-о социально-историческом и духовно-эстетическом смысле мира вещей

- о гармонии окружающей предметной среды и её связи с миром природы

-об утилитарно-конструктивных и декоративно-художественных возможностях различных материалов.

Уметь:

- выполнять швы (петельный и «козлик»)

-вязать крючком цепочку и простое полотно

-работать с соломкой, мягким металлом, обрабатывать материалы соответствующим способом

-выполнять сложные виды бумагопластики

-выполнять изделия в техниках плетения и бисероплетения с опорой на народные традиции

-выполнять окантовку картонных заготовок бумагой

-творчески использовать декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения конкретных задач

-читать простую технико-технологическую документацию, работать по ней

-самостоятельно анализировать конструкцию изделия и воссоздавать её по образцу

-выдвигать несложную проектную идею, создавать конструктивный замысел или преобразовывать готовую конструкцию, и практически воплощать мысленные идеи и преобразования

-воплощать образный замысел в материале.

Источник: http://www.ass21vek.ru/teach/files/prog-teh_2010.pdf

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Т.Б.№1 Общие правила техники безопасности.

     1. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.

     2. Не пользуйся инструментами, правила обращения с которыми не изучены.

     3. Употребляй инструмент только по назначению. Не проделывай лезвиями ножниц отверстий. Не забивай кусачками и плоскогубцами гвозди. Для вытаскивания гвоздей пользуйся клещами, а не кусачками.

     4. Не работай неисправными и тупыми инструментами.

     5. При работе держи инструмент так, как показал учитель.

     6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте. Нельзя хранить инструменты и оборудование навалом.

     7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.

     8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.

     9. Не разговаривай во время работы, не отвлекайся посторонними делами.

Т.Б.№2 Правила обращения с ножницами.

     1. Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.

     2. При работе внимательно следи за направлением реза.

     3. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

     4. Не держи ножницы лезвиями вверх.

     5. Не оставляй ножницы в открытом виде.

     6. Не режь ножницами на ходу.

     7. Не подходи к товарищу во время резания.

     8. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.

     9. Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.

Т.Б.№3 Правила работы с клеем.

     1. С клеем работай только на подкладном листе.

     2. Клей наносится на рабочую поверхность только кистью.

     3. После работы вымой кисть и руки с мылом.

Т.Б.№4 Правила обращения с иглами.

     1. Не бросай иглы. Не втыкай их в ткань или в свою одежду. Ни в коем случае не бери иглы в рот.

     2. Во время работы втыкай иглы в специальную подушечку. Убирай подушечку в коробку.

     3. Запасные иглы храни в игольнице в сухом месте.

     4. Проверяй количество игл перед началом и после окончания работы. Обязательно найди недостающие иглы.

     5. При шитье пользуйся наперстком, соответствующим пальцу.

     6. Не применяй иглы вместо булавок.

Т.Б.№5 Правила обращения с ножом.

     1. Храни нож в указанном месте с закрытым лезвием.

     2. Не работай тупым и неисправным ножом.

     3. Не держи нож лезвием вверх. Подавай нож товарищу ручкой вперед.

     4. Стопку бумаги и картон разрезай по фальцлинейке с высоким бортиком.

     5. При обстругивании реек держи руку выше лезвия. Резать можно только от себя.

     6. Пользуйся ножом с закругленным лезвием. Не применяй складной нож с испорченным или слишком тугим шарниром.

Т.Б.№6 Правила обращения с шилом.

     1. Не пользуйся тонким длинным (канцелярским) шилом.

     2. Используй шило только по назначению.

     3. Не прокалывай шилом твердых предметов с гладкой поверхностью: пересохших желудей, шишек, ореховой скорлупы.

Т.Б. №7 Правила обращения с циркулем.

1. Храни циркуль в футляре.

2. Не держи циркуль ножками вверх.

3. При работе аккуратно втыкай иголку в нужное место. Подкладывай под бумагу картон.

4. Передавай товарищу циркуль в закрытом виде, вперед головкой.

5. После работы убирай циркуль в футляр.

Тематическое поурочное планирование

№п/п

Тема урока.

1.

Из глубины веков до наших дней.  

2.

Керамика в культуре народов мира. Лепка сосуда.

3.

Керамика в культуре народов мира. Роспись сосуда.

4.

Архитектурная керамика. Изразец. Декоративное панно.

5.

Декоративное панно. Роспись изделия.

6.

Плетение короба из полос бумаги.

7.

Магия вещей. Украшения. Техника низания бисера.

8.

Магия вещей. Украшения. Техника низания бисера.

9.

Бумагопластика. Новые приёмы оригами.

10.

Святки. Обрядовое праздничное печенье.

11.

Святки. Обрядовое праздничное печенье. Роспись изделия.

12.

Барельеф. Декоративная рамка для фото.

13.

Барельеф. Декоративная рамка для фото. Роспись.

14.

Бумагопластика. Гофрированные подвески.

15.

Бумагопластика. Изготовление раскладной открытки.

16.

Бумагопластика. Изготовление объёмной упаковки.

17.

Простейшие приёмы вязания крючком.  Вязание цепочек.

18.

Простейшие приёмы вязания крючком.  Вязание полотна.

19.

Простейшие приёмы вязания крючком.  Вязание полотна.

20.

Петельный шов.

21.

Петельный шов. Изготовление декоративного кармашка.

22.

Прихватка.

23.

Прихватка. Окончание работы.  

24.

Закладка из ткани с вышивкой.  

25.

Окантовка картона. Жёсткий переплёт. Ремонт книги.

26.

Ремонт книги. Окончание работы.

27.

Аппликация из соломки.

28.

Игрушки из соломки и ниток.

29.

Игрушки из соломки и ниток.

30.

 Итоговый урок. Город будущего. Проектное задание.

Резерв 4 часа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование по технологии 3 класс "Школа России".

Ктп по технологии составлено на 1 час в неделю, всего 35 часов в год....

УУД Календарно-тематическое планирование по технологии 1 класс

ФГОС УМК " Школа России"Календарно-тематическое планирование с УУД по предмету "Технологиия"1 класс...

Тематическое планирование по технологии 4 класс

Тематическое планирование по технологии...

Календарно-тематическое планирование по технологии. 3 класс

Тематическое планирование по технологии в 3 классе...

Календарно-тематическое планирование по технологии 3 класс

Календарно-тематическое планирование по технологии для 3 класса. Развивающая система Л.В. Занкова. Автор программы Т.Н. Проснякова....

Календарно- тематическое планирование уроков технологии 3 класс

Календарно- тематическое планирование уроков технологии 3 класс...

Календарно-тематическое планирование по технологии 1 класс

В 2011 году мы вступили в новый стандарт. В связи с этим возникла необходимость написания новых рабочих программ по предмету. Кому предстоит работать с 1 классом может смело брать для работы.  В ...