Планирование по технологии в 4 классе. Программа "Гармония"
календарно-тематическое планирование по технологии (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Планирование по технологии.
Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта и авторской программы Н.М.Конышевой по УМК «Гармония».
Программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю, соответствует стандарту БУП-2004.
В свете современных требований к образованию ручные умения и владение технологиями могут выступать лишь в качестве средства, но никак не цели обучения. В данной программе ручной труд является прежде всего средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, мыслительной деятельности и творческого потенциала – т.е. общего развития ребёнка. Это и есть основная цель данного курса.
Основные задачи изучения курса:
1. Духовно – эмоциональное развитие личности:
- формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
- воспитание внимательного и участливого отношения к окружающему миру;
- формирование эстетического восприятия;
- воспитание уважительного отношения к человеку – творцу.
2. Развитие творческих способностей.
3. Развитие познавательной активности, образного и конструктивного мышления, речи.
4. Расширение кругозора учащихся.
5. Развитие мелкой мускулатуры руки, глазомера и пр. через формирование практических умений.
Главным стержнем программы 4-ого года обучения является проблема социально-исторического и духовно-эстетического смысла мира вещей. Знания и умения, накопленные учениками за предыдущие годы обучения, систематизируются и обобщаются – в результате у школьников формируется более полное представление о значении продуктивной деятельности человека, а также осмысленное отношение к предметному миру как части человеческой культуры.
На разнообразных примерах школьники убеждаются, что материальная среда всегда несёт в себе отпечаток конкретного исторического времени, социального опыта и духовных устремлений человека. На конкретных примерах ученики убеждаются, что появление разных предметов в жизни людей имеет свои причины, оно закономерно. Форма, цвет, декор, материал – всё имеет глубокий и даже глубинный смысл. Традиции и каноны, в соответствии с которыми действуют мастера, сохранились с давних времён и продиктованы сложным комплексом знаний. Эти знания можно «прочитать» в обыкновенных вещах.
Необходимо, чтобы результатом информации о социально-историческом смысле мира вещей и предметной деятельности человека стало заинтересованное и уважительное отношение учеников к культурным традициям, передаче знаний и опыта от одного поколения к другому. Понимание ценности предшествующих культур и бережное отношение к ним не должно противоречить к поиску чего-то нового. Важно продемонстрировать детям возможные сочетания подражательной и творческой деятельности. Подражание – это тоже способ научиться мастерству.
В итоговой части изучения курса программа предлагает ещё раз обратить внимание детей на то, что существует общая логика развития ремёсел и предметного мира в целом. В соответствии с этой логикой древние традиции изготовления изделий получают новое звучание в современных условиях. В этот учебный период деятельность учащихся обращена к более детальному ознакомлению с художественными ремёслами наших дней.
Основные содержательные компоненты программы 4 класса:
- Историческая информативность мира вещей:
–историческая значимость предметной среды
- история ремёсел и их культурная сущность
- отражение в бытовых вещах представлений о единстве мира вещей и мира природы
- архитектурная и бытовая керамика
- старинные техники плетения
- изготовление украшений с использованием древней символики.
2. Традиции и современность:
- развитие традиционных знаний и технологий в современных условиях
- творческое использование известных и новых форм работы
- рукоделие в духе народных традиций
- природные образы, формы и конструкции в современных художественных ремёслах.
3. Новые материалы и технологии:
- изучение и освоение новых материалов, способов работы
- ознакомление с неизвестными ранее декоративно-художественными эффектами
Дидактическое обеспечение учебного процесса.
Учебно-методический комплект:
- Н.М.Конышева. Технология. 4 класс.- Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2000.
- Учебно-методический комплект для четырёхлетней начальной школы «Гармония». - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2003.
Содержание программы.
- Из глубины веков до наших дней. 6 часов.
- Магия вещей. 2 часа.
- Бумагопластика. 8 часов.
- Вязание крючком. 3 часа.
- Работа с тканью. 5 часов.
- Работа с картоном. 2 часа.
- Работа с соломкой. 4 часа.
Результаты изучения учебного предмета выпускниками начальной школы.
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
-вещи несут в себе историческую и культурную информацию
- мир вещей развивается в соответствии с историческими традициями, т.е. закономерно
-наиболее распространённые традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, знаки Солнца, Земли и Воды в форме и декоре)
-швы (петельный и «козлик»)
Иметь представление:
-о значении продуктивной практической деятельности человека в жизни, культуре, истории человечества
-о требованиях и правилах, по которым создаётся гармоничная рукотворная среда обитания человека; о многообразии универсального дизайнерского принципа (единства в вещах функциональной целесообразности и внешней выразительности)
-о социально-историческом и духовно-эстетическом смысле мира вещей
- о гармонии окружающей предметной среды и её связи с миром природы
-об утилитарно-конструктивных и декоративно-художественных возможностях различных материалов.
Уметь:
- выполнять швы (петельный и «козлик»)
-вязать крючком цепочку и простое полотно
-работать с соломкой, мягким металлом, обрабатывать материалы соответствующим способом
-выполнять сложные виды бумагопластики
-выполнять изделия в техниках плетения и бисероплетения с опорой на народные традиции
-выполнять окантовку картонных заготовок бумагой
-творчески использовать декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения конкретных задач
-читать простую технико-технологическую документацию, работать по ней
-самостоятельно анализировать конструкцию изделия и воссоздавать её по образцу
-выдвигать несложную проектную идею, создавать конструктивный замысел или преобразовывать готовую конструкцию, и практически воплощать мысленные идеи и преобразования
-воплощать образный замысел в материале.
Источник: http://www.ass21vek.ru/teach/files/prog-teh_2010.pdf
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Т.Б.№1 Общие правила техники безопасности.
1. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.
2. Не пользуйся инструментами, правила обращения с которыми не изучены.
3. Употребляй инструмент только по назначению. Не проделывай лезвиями ножниц отверстий. Не забивай кусачками и плоскогубцами гвозди. Для вытаскивания гвоздей пользуйся клещами, а не кусачками.
4. Не работай неисправными и тупыми инструментами.
5. При работе держи инструмент так, как показал учитель.
6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте. Нельзя хранить инструменты и оборудование навалом.
7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.
9. Не разговаривай во время работы, не отвлекайся посторонними делами.
Т.Б.№2 Правила обращения с ножницами.
1. Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.
2. При работе внимательно следи за направлением реза.
3. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
4. Не держи ножницы лезвиями вверх.
5. Не оставляй ножницы в открытом виде.
6. Не режь ножницами на ходу.
7. Не подходи к товарищу во время резания.
8. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.
9. Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.
Т.Б.№3 Правила работы с клеем.
1. С клеем работай только на подкладном листе.
2. Клей наносится на рабочую поверхность только кистью.
3. После работы вымой кисть и руки с мылом.
Т.Б.№4 Правила обращения с иглами.
1. Не бросай иглы. Не втыкай их в ткань или в свою одежду. Ни в коем случае не бери иглы в рот.
2. Во время работы втыкай иглы в специальную подушечку. Убирай подушечку в коробку.
3. Запасные иглы храни в игольнице в сухом месте.
4. Проверяй количество игл перед началом и после окончания работы. Обязательно найди недостающие иглы.
5. При шитье пользуйся наперстком, соответствующим пальцу.
6. Не применяй иглы вместо булавок.
Т.Б.№5 Правила обращения с ножом.
1. Храни нож в указанном месте с закрытым лезвием.
2. Не работай тупым и неисправным ножом.
3. Не держи нож лезвием вверх. Подавай нож товарищу ручкой вперед.
4. Стопку бумаги и картон разрезай по фальцлинейке с высоким бортиком.
5. При обстругивании реек держи руку выше лезвия. Резать можно только от себя.
6. Пользуйся ножом с закругленным лезвием. Не применяй складной нож с испорченным или слишком тугим шарниром.
Т.Б.№6 Правила обращения с шилом.
1. Не пользуйся тонким длинным (канцелярским) шилом.
2. Используй шило только по назначению.
3. Не прокалывай шилом твердых предметов с гладкой поверхностью: пересохших желудей, шишек, ореховой скорлупы.
Т.Б. №7 Правила обращения с циркулем.
1. Храни циркуль в футляре.
2. Не держи циркуль ножками вверх.
3. При работе аккуратно втыкай иголку в нужное место. Подкладывай под бумагу картон.
4. Передавай товарищу циркуль в закрытом виде, вперед головкой.
5. После работы убирай циркуль в футляр.
Тематическое поурочное планирование
№п/п | Тема урока. |
1. | Из глубины веков до наших дней. |
2. | Керамика в культуре народов мира. Лепка сосуда. |
3. | Керамика в культуре народов мира. Роспись сосуда. |
4. | Архитектурная керамика. Изразец. Декоративное панно. |
5. | Декоративное панно. Роспись изделия. |
6. | Плетение короба из полос бумаги. |
7. | Магия вещей. Украшения. Техника низания бисера. |
8. | Магия вещей. Украшения. Техника низания бисера. |
9. | Бумагопластика. Новые приёмы оригами. |
10. | Святки. Обрядовое праздничное печенье. |
11. | Святки. Обрядовое праздничное печенье. Роспись изделия. |
12. | Барельеф. Декоративная рамка для фото. |
13. | Барельеф. Декоративная рамка для фото. Роспись. |
14. | Бумагопластика. Гофрированные подвески. |
15. | Бумагопластика. Изготовление раскладной открытки. |
16. | Бумагопластика. Изготовление объёмной упаковки. |
17. | Простейшие приёмы вязания крючком. Вязание цепочек. |
18. | Простейшие приёмы вязания крючком. Вязание полотна. |
19. | Простейшие приёмы вязания крючком. Вязание полотна. |
20. | Петельный шов. |
21. | Петельный шов. Изготовление декоративного кармашка. |
22. | Прихватка. |
23. | Прихватка. Окончание работы. |
24. | Закладка из ткани с вышивкой. |
25. | Окантовка картона. Жёсткий переплёт. Ремонт книги. |
26. | Ремонт книги. Окончание работы. |
27. | Аппликация из соломки. |
28. | Игрушки из соломки и ниток. |
29. | Игрушки из соломки и ниток. |
30. | Итоговый урок. Город будущего. Проектное задание. |
Резерв 4 часа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование по технологии 3 класс "Школа России".
Ктп по технологии составлено на 1 час в неделю, всего 35 часов в год....
УУД Календарно-тематическое планирование по технологии 1 класс
ФГОС УМК " Школа России"Календарно-тематическое планирование с УУД по предмету "Технологиия"1 класс...
Тематическое планирование по технологии 4 класс
Тематическое планирование по технологии...
Календарно-тематическое планирование по технологии. 3 класс
Тематическое планирование по технологии в 3 классе...
Календарно-тематическое планирование по технологии 3 класс
Календарно-тематическое планирование по технологии для 3 класса. Развивающая система Л.В. Занкова. Автор программы Т.Н. Проснякова....
Календарно- тематическое планирование уроков технологии 3 класс
Календарно- тематическое планирование уроков технологии 3 класс...
Календарно-тематическое планирование по технологии 1 класс
В 2011 году мы вступили в новый стандарт. В связи с этим возникла необходимость написания новых рабочих программ по предмету. Кому предстоит работать с 1 классом может смело брать для работы. В ...