Программа кружка "Очумелые ручки"
календарно-тематическое планирование (технология, 2 класс) по теме
Прграмма кружка содержит пояснительную записку и подробное тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Programma_kruzhka.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное оздоровительное образовательное учреждение
Санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении,
«Волгоградская санаторная школа-интернат «Созвездие»
Утверждена методическим советом
Прот. №3 от «28» мая 2010г.
В. А. Головкин
КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ
ОДЕЖДЫ
Программа дополнительного образования детей 7-8 классов
Срок реализации -2 года
Разработчик:
Капустина Нина Валентиновна
Педагог дополнительного образования
Высшей квалификационной категории
Волгоград – 2010
Пояснительная записка.
Настоящая программа реализуется в учреждении ГООУ санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, «Волгоградская санаторная школа-интернат «Созвездие» с 2005 года. В программу внесены изменения и дополнения в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей. (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 года № 06-1844)
Направление данной программы – художественно – эстетическое, политехническое. Ее новизна и отличительные особенности в том, что: 1) с целью более полного учета интересов учащихся и требований современной жизни, им предоставляется большая свобода в выборе объектов труда – различных видов одежды, не предусмотренных на изготовление в программе базисного уровня.
2) данная программа дает возможность применить современные технологии освоения детьми практических и творческих навыков, выявить способности и склонности к дизайнерской работе, личные особенности каждого ребенка. Способствует профилактике асоциального поведения учащихся, дарит удовлетворение от личного роста, результата своей деятельности.
3) программа позволяет проводить обучение учащихся на объектах различной сложности и трудоемкости, согласуя их с возрастными возможностями и уровнем их общего и технологического образования, а также здоровья.
4) при работе по данной программе возможно использование различных нестандартных форм презентации результатов работы – показ изготовленных моделей одежды перед родителями и учащимися на отчетной школьной родительской конференции, отчетные выставки эскизов одежды по результатам конкурса юных модельеров.
5) при изготовлении швейных изделий особое внимание уделяется правилам безопасного труда, требованиям по охране здоровья школьников, имеющих нарушение осанки, заболевания позвоночника. Они выполняют работы меньшей трудоемкости, делают специальный комплекс физкультурных упражнений. Для профилактики заболеваний органов зрения соблюдается уровень освещенности в кабинете, проводятся упражнения для снятия усталости глаз.
Программа кружка «Конструирование и моделирование одежды» способствует воспитанию эстетической культуры учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Ученицы смогут расширить свои знания и умения по конструированию и моделированию одежды и применить их в общественно- полезном труде в школе и дома. Работа кружка проходит в неразрывной связи с учебной деятельностью учащихся. Она является одним из звеньев учебно – воспитательной работы и призвана решать единые с ней педагогические задачи. Занятие в кружке дают возможность формирования специальных компетенций для реализации в профессиональном самоопределении. Формирование целостных представлений о профессии конструктора, художника по одежде и портного будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления опыта известных модельеров, конструкторов и изобретателей швейной индустрии.
Основной состав кружка – учащиеся 7 – 8 классов, имеющие склонности к рисованию, моделированию одежды. Большое значение имеет заинтересованность учениц, потребность одеваться со вкусом, желание создавать своими руками одежду для себя и своих близких.
Цель работы кружка – освоение технологических знаний, формирование навыков конструирования и моделирования одежды как одного из этапов подготовки учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
Задачи кружка:
- На основе изучения разделов программы расширить знания учащихся о процессе создания одежды.
- Отработать практические навыки и умение в изготовлении швейных изделий, обучить основам технологии поузловой обработки изделий, овладеть различными способами деятельности.
- Освоить различные компетенции – коммуникативную, ценностно– смысловую, культурно–эстетическую, социально–трудовую, личностно–саморазвивающую.
- Развить художественный вкус, образное и пространственной мышление, дизайнерские способности, сформировать понятие о культуре одежды.
- Подготовить учащихся к осознанному профессиональному самоопределению.
- Способствовать формированию творчески думающей личности.
- Воспитать трудолюбие, бережливость, аккуратность, терпение и целеустремленность, предприимчивость, ответственность за результаты своей деятельности, уважительное отношение к людям различных профессий и результатам их труда.
На основании современных требований к образовательному процессу данная программа предполагает реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно – ориентированный, деятельностный подходы к содержанию образования.
При проведении занятий используются различные методы и приемы обучения:
- словесные (рассказ, беседа, лекция). Это занятия по приобретению новых знаний.
- наглядные (иллюстрация, демонстрация).
- практические работы с элементами импровизации.
- поисковые.
- объяснительно – иллюстративные.
- творческие отчеты – в виде выставок и проведения показа моделей.
- уроки – экскурсии.
- ролевые игры.
- конкурсы.
При проведении занятий применяются различные формы обучения. Чаще всего применяется индивидуальная форма работы с учащимися, а также фронтальная, когда все одновременно выполняют одинаковую работу. Выбор методов зависит от содержания учебного материала и поставленных задач. Это могут быть различные формы и методы, которые удовлетворяют современным требованиям педагогики сотрудничества.
Из педагогических стилей общения предпочтение отдается демократическому стилю.
Решаются некоторые проблемы личностно – ориентированного подхода в обучении: нагрузка и задания дифференцируются с учетом способностей, личных пристрастий и возможностей учащихся.
На занятиях кружка большое место отводится использованию наглядных пособий:
- демонстрационные – картины, таблицы, иллюстрации в журналах, чертежи, видеофильмы, материалы из интернет – ресурсов и др.
- раздаточный материал – образцы пооперационной обработки изделий, таблицы для расчетов и формул, образцы швов и строчек, таблицы по Т. Б. и др.
Программа рассчитана на 1 год обучения из расчета 3 недельных часа. Всего 108 часов. Занятия проводятся в группах до 10 человек.
Разделы программы по конструированию и моделированию изучаются в тесной связи с математикой, черчением, изобразительным искусством. У учащихся развивается художественный вкус, творческое и пространственное мышление, умение работать со справочной литературой.
На занятиях по конструированию учащиеся знакомятся с основами графической грамоты, учатся читать и строить чертежи, пользоваться чертежными инструментами; знакомятся с особенностями строения женской и детской фигуры, правилами снятия мерок их условными обозначениями. На занятиях по моделированию дети осваивают способы разработки моделей, творчески применяя знания и художественный вкус.
Содержание программы соответствует современным образовательным технологиям и обеспечивает обучение, воспитание и развитие учащихся, позволяет осуществить здоровьесберегающий принцип, обеспечивает гармоничную связь многих видов деятельности: познавательной, художественной, предметной, физической и др.
В основе подхода к обучению и воспитанию учащихся лежит триединство: мысли – слова – действия.
К формам подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы можно отнести проведение выставки лучших эскизов моделей, конкурс юного модельера, демонстрацию моделей одежды, изготовленной учащимися на занятиях кружка перед родителями и детьми на большом общешкольном мероприятии в конце учебного года.
Требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
- Основные сведения об одежде и системах конструирования.
- Теорию художественного оформления и моделирования одежды.
- Технологическую последовательность изготовления легкого платья.
Учащиеся должны уметь:
- Самостоятельно простроить конструкцию изделия на конкретную фигуру.
- Нанести модельные особенности в соответствии с эскизом художника.
- Самостоятельно сшить несложные модели одежды.
- Продемонстрировать готовые изделия.
Учащиеся должны владеть компетенциями:
- целостно – смысловой,
- коммуникативной,
- культурно – эстетической,
- личностно – саморазвивающей,
- рефлексивной.
Условия реализации программы.
Для проведения занятий необходим кабинет технологии, который должен быть оснащен необходимым оборудование (швейные машины, оверлок, столы для раскроя, гладильные доски, утюги), материалами (ткани, бортовки, подкладки, нитки, фурнитура) и инструментами (ножницы, иглы, шило и др.). Кабинет должен отвечать также всем требованиям по технике безопасности.
Тематическое планирование
Содержание занятий | Количество часов | ||
I. Основные сведения об одежде и системах конструирования | 11 часов | ||
1. 2. 3. | Введение. Краткая история развития одежды. Классификация одежды. | 1 2 1 | теория теория теория |
4. 5. 6. | Понятия – одежда, костюм, платье и т. д. Основные требования, предъявляемые к одежде. Система и методы конструирования одежды | 1 2 2 | теория теория теория |
7. 8. 9. | Знакомство с основными видами журналов мод. Характеристика строения женской фигуры. Типы фигур. Понятия о манекенах | 2 1 1 | практика теория теория |
10. 11. | Измерение фигуры человека для конструирования одежды. Снятие мерок. | 3 2 | теория + практика теория |
II. Основы моделирования и художественного оформления одежды | 18 часов | ||
12. | Основы моделирования художественного оформления одежды. | 3 | теория + практика |
13. 14. 15. | История костюма: стили различных эпох. Композиция в одежде: а) пропорции; б) силуэт. Цвет в одежде – цветовая гармония. | 2 1 1 | теория теория теория |
16. 17. 18. | Ткани и отделка одежды. Особенности различных тканей. Отделка одежды и украшения. Зрительные иллюзии в одежде. | 2 1 2 | теория + практика теория теория |
19. 20. 21. | Знакомство с работой художника – модельера. Процесс создания модели. Мировые центры моды. Известные модельеры мира. | 3 1 2 | теория практика теория |
III. Построение конструкции чертежа и моделирование. | 16 часов | ||
22. 23. 24. | Разработка собственных моделей. Эскизирование. Подготовка тканей для моделей. Построение основы чертежа конструкции изделия. | 4 2 5 | практика практика практика |
25. 26. 27. | Снятие мерок, расчеты. Построение чертежа в М 1:1 Построение чертежа в М 1:1 | 1 1 1 | практика практика практика |
28. 29. | Нанесение модельных особенностей по эскизу. Изготовление лекал для раскроя. Нанесение д/н, припусков на швы, рассечек. | 1 1 | практика практика |
IV. Технология изготовления швейных изделий. | 40 часов | ||
30. 31. 32. 33. | Раскрой изделий. Раскрой изделий. Подготовка 1 примерки. Подготовка 1 примерки. | 2 2 2 2 | практика практика практика практика |
34. 35. 36. | Проведение 1 примерки. Проведение 1 примерки. Внесение изменений после 1 примерки. | 1 1 2 | практика практика практика |
37. 38. 39. | Конструктивные недостатки, особенности фигуры. Способы устранения недостатков. Подготовка II примерки. | 2 3 3 | теория + практика практика практика |
40. 41. 42. | Проведение II примерки. Первичная обработка частей изделия. Первичная обработка частей изделия. | 2 2 1 | практика практика практика |
43. 44. 45. 46. | Технология и последовательность изготовления плечевого изделия: блузы, платья, жакеты. Технология и последовательность изготовления поясного изделия: юбок, брюк, шорт. Составление технологической последовательности изготовления. Изготовление карманов. | 1 1 1 1 | теория теория практика практика |
47. 48. 49. | Изготовление манжет рукавов. Обработка воротников. Обработка бортов. | 1 1 1 | практика практика практика |
50. 51. 52. | Соединение воротников с горловиной. Соединений рукавов с проймой Обработка низа изделия. | 1 1 1 | практика практика практика |
53. 54. 55. | Сборка изделия в готовом виде. Окончательная отделка. Влажно – тепловая обработка изделия. | 2 2 1 | практика практика практика |
| 7 часов | ||
56. 57. 58. | Приемы демонстрации одежды. Профессия модели. Разработка композиции показа, подбор музыки | 2 2 2 | практика теория практика |
59. 60. 61. | Показ моделей с демонстрацией Участие эскизов моделей в выставке. Экскурсия. | 2 4 4 | практика практика практика |
ИТОГО – 108 часов,
в т.ч. практика 68 часов,
теория 40 часов
Содержание программы.
Для решения поставленных задач в содержании программы кружка можно выделить несколько разделов:
Тема 1 Основные сведения об одежде и системах конструирования – 11 часов.
Теоретические основы предмета: развитие стилей и форм одежды, ее классификация, требования к различным видам одежды. Известные системы и методы конструирования одежды. Направления моды.
Правила снятия мерок с фигуры человека.
Методы изучения – словесные (рассказ, беседа; лекция) и наглядные (демонстрация чертежей, таблиц, рисунков, фото и др.)
Тема 2 Основы моделирования и художественного оформления одежды – 18 часов.
Способы художественного оформления одежды и основы моделирования – цвет, композиция в одежде, гармония цветов, пропорции, силуэты. Господствующие стили в одежде. Исторические сведения о костюме различных эпох. Знакомство с работой художника – модельера, с процессом создания моделей. Известные мировые кутюрье. Методы обучения – словесные и наглядные.
Тема 3 Построение конструкции чертежа и моделирование – 16 часов.
Практические работы:
- по расчетам и построению чертежей конструкции в М 1:1;
- по созданию и оформлению собственных коллекций моделей в эскизах, нанесении на чертежи модельных особенностей, построении лекал.
Методы обучения – построение чертежей, рисование, математические расчеты, демонстрация приемов выполнения.
Тема 4 Технология изготовления швейных изделий – 40 часов.
Виды технологий. Технологические карты. Составление технологической последовательности изготовления швейных изделий, а также детальная проработка: раскрой, примерка, изменение после примерки, обработка деталей и узлов, сборка и отделка изделия.
Методы – словесные, наглядные, практические, инструктаж, упражднение, демонстрация и объяснения.
Тема 5 Организации выставок, показов моделей, экскурсий. Подведение итогов работы – 16 часов.
Подведение итогов проделанной работы – практической работы по оформлению выставок эскизов, подготовка демонстрации моделей, проведение экскурсий на швейные предприятия, в краеведческий музей для знакомства с историческими и народными костюмами.
Методы – комбинированные, творческие отчеты, экскурсии.
Методическое обеспечение
Тематическое планирование предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения:
- Тематические плакаты по всем этапам изготовления и проектирования одежды.
- Наглядные чертежи больших размеров с нанесенными модельными особенностями.
- Подборка специальной литературы и журналов.
- Инструкционно-технологические карты.
- Лекала, образцы поузловой обработки изделий.
- Разработки сюжетно-ролевых игр, бесед, конкурсов, кроссвордов.
- Интернет-ресурсы.
Из видов технического оснащения необходим телевизор, проигрыватель DVD, компьютер.
Список литературы
Для учителя:
- Чижикова Л.П. Кружок конструирования одежды. Москва, 1998.
- Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутки. – М.:Эксмо-Пресс,1998.
- Мусская И.А. Домоводство. – Ижевск:РИО «Квест»,1992
- Симоненко В.Д. Технология 5-9 класс. – М.:Просвещение,1990
- Домоводство и обучающий труд:Учебное пособие/Составитель А.П. Тарасова. – С-Пб.:МиМ-Экспресс,1996.
- Рослякова Т.А. Энциклопедия домашнего шитья. – Ростов-на-Дону,1996.
Для учащихся:
- Азбука моды.Орлова Л. Москва,2001
- Волевич Галина. Сшейте сами. – М.:Малыш,1986.
- Детская домашняя энциклопедия: в 2 т. – М.:Знание, АСТ-Пресс,1995.
- Дом и ты в нем./Под ред. Л.Г.Филимончук. – Киев: Довира; М.:Собеседник,1995.
- Егорова Р.И., Монастырская В.П. Учись шить. – М.:Просвещение,1988.
- Еременко Т.И. Рукоделие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:Легпромбытиздат,1989.
- Женская одежда в деталях. Ерзенкова Н.В., Минск,1991.
- Журналы мод «Бурда моден» №№ 1-12 2009,2010 гг.
- Коноплева Н.П. Вторая жизнь вещей: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение,1993
- Коноплева Н.П. Секреты домашнего хозяйства: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение,1991
- Константиновский Майлен Как ткани ткут и нити прядут. – М.: Малыш, 1989.
- Неелов В.И. Рассказы о ткачестве. – М.: Легпромбытиздат,1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Умелые ручки"
Рабочая программа "Умелые ручки" составлена для внеурочной деятельности....
Рабочая программа "Умелые ручки"
Содержит пояснительную записку, содержание учебного курса, учебно - тематический планСпособствует обучению конкретным трудовым навыкам; знакомит детей с терминологией, техниками работы по...
Дополнительная образовательная программа "Умные ручки"
Данная прграмма может быть использована для занятий с детьми дошкольного возраста 5,5-6,5 лет на занятиях при подготовке к школе. Программа способствует развитию мотивации ребенка...
Дополнительная образовательная программа "Умелые ручки"
Программа рассчитана на 4 года обучения, возраст 6-11 лет, составлена в соответствии с требованиями фгос второго поколения...
Рабочая программа "Очумелые ручки"
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе авторской программы Т,Н, Просняковой "Художественное творчество:станем волше...
рабочая программа "Умелые ручки"
рабочая программа...
Дополнительная образовательная программа "Умелые ручки"
Программа «Умелые ручки» предоставляет возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрыть его личностные задатки, привить любовь к народному творчеству, ...