Модель непрерывного образования с включением «Методик с доказанной эффективностью» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (легкие, умеренные).
статья

Модель непрерывного образования с включением «Методик с доказанной эффективностью»  для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (легкие, умеренные).

8 стратегий поддержки:

  1. Поощрение
  2. Рутины
  3. Функциональная коммуникация
  4. Успокаивающие сенсорные ощущения
  5. Частичное участие
  6. Время на обработку
  7. Структурирование окружающей среды
  8. Визуальные поддержки (расписания, границы, направления)

 Данные стратегии так же являются проактивными, по мимо этого стоит обратить внимание на

  • Социальные истории.
  • Правила поведения.
  • Моделирование поведения, где мы выступаем в роли моделей.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost_v_obrazvanii.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Д. А. Зыбалова

В. В. Катаева

Д. В. Стороженко

Модель непрерывного образования с включением «Методик с доказанной эффективностью»  для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (легкие, умеренные).

Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, аутизм, интеллектуальная недостаточность, стратегии поддержки, преемственность.

Проблема школьной адаптации детей с РАС является одной из наиболее важных проблем в современной педагогике.  На данный момент существует большое количество теоретических представлений и практических путей решения проблемы школьной адаптации. Однако несомненным приоритетом пользуется  «Методики с доказанной эффективностью» такие как:

  • визуальная поддержка;
  • структурирование среды;
  • дополнительная и альтернативная коммуникация;
  • поведенческий план.

Педагоги ГБОУ школы № 131 Красносельского района Санкт-Петербурга в рамках сотрудничества с фондом «Обнаженные сердца» начали внедрять  в свою работу с детьми с РАС «Методики с доказанной эффективностью».  Результатом работы является успешное прохождение  адаптации учеников: уменьшения срока и снижение эпизодов нежелательного поведения у детей с РАС в этот период.

Адаптация – сложный многоступенчатый процесс, требующий комплексного подхода.  Комплексный подход обеспечивается путем синтеза психолого-педагогического и медико-социального сопровождения  на всех уровнях образования, начиная с дошкольного периода.

Т.е. свою работу по предупреждению возможных кризисных ситуаций и других сложностей, а также развитие необходимых умений и навыков для освоения новой социальной роли ученика мы начинаем  в дошкольном учреждении ДОУ №131 Красносельского района СПб.

В привычный распорядок дня группы детского сада включаются использование визуальной поддержки, структурирование среды, дополнительной коммуникации и поведенческого плана  для каждого воспитанника. Детям  «Методики с доказанной эффективностью»  помогают развитию способностей к планированию, организации деятельности  и самоконтроля, а для детей с РАС – это является обязательным условием эффективной социализации и коррекции поведения.

На примере классов начальной школы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (легкие, умеренные) продемонстрируем как может действовать модель непрерывного образования с включением «Методик с доказанной эффективностью».

Пример 1. Обучающийся Миша* поступил в класс в возрасте 8 лет, до этого посещал дошкольное образовательное  учреждение, где не использовались «методики с доказанной эффективностью».

Период адаптации Миши к школе проходил с выраженными особенностями: мальчик плакал, отказывался от любой деятельности, предложенной педагогом. Интереса к сверстникам не проявлял, только  в редких случаях наблюдал за ними, к установлению контакта не стремился. К взрослым относился с настороженностью. Долго привыкал к помещениям школы, боялся заходить в незнакомое помещение. Так же отмечались резкие перепады настроения, проявляющиеся в вспыльчивости, агрессии и аутоагрессии, крайнем упорстве, негативизме, повышенном настроении, двигательной расторможенности. Во время урока мальчик бегал по классу, кричал, иногда проявлял агрессивное поведение в сторону педагогов или детей.  Период адаптации занял 9 месяцев.

С начала обучения работа с Мишей строилась на основе «Методик с доказанной эффективностью», с помощью них корректировалось нежелательное поведение. На данный момент Миша продолжает обучаться в классе, имеет положительную динамику в усвоение учебных навыков и регуляции поведения.

Пример 2. Обучающийся Артур* поступил в класс в возрасте 8 лет, до этого посещал дошкольное образовательное учреждение  № 131. Артур и его родители принимали участие в программе ранней помощи детей с РАС  «Ранняя пташка». Параллельно в детском саду специалисты проводили коррекционную работу с помощью «Методик с доказанной эффективностью».  Период школьной адаптации занял 3 недели.

Успешность прохождения адаптации связанно с реализацией непрерывной модели образования с использованием «методик с доказанной эффективностью». Педагоги и специалисты школы осуществляют преемственность в работе, используя уже разработанные индивидуальные программы и составляя новые.

Важным моментом является отсутствие функции речи в качестве средства коммуникации. Однако, ученик Артур*, имея дошкольную подготовку с использованием «методик с доказанной эффективностью» применяет средства альтернативной коммуникации (коммуникативная доска) для выражения актуальных потребностей и состояний, умеет ориентироваться в распорядке дня и организовывать свою деятельность на освоении визуального расписания,  начинает проявлять инициативу в общении со взрослыми и детьми, успешно усваивает учебный материал, присутствует лабильность поведения, уменьшается количество эпизодов нежелательного поведения.

Ученик Миша, не имея подобной дошкольной подготовки, на данный момент находиться на начальном этапе использование средств дополнительной альтернативной коммуникации, вследствие чего присутствуют большое количество эпизодов количества нежелательного поведения, усвоение учебных навыков фрагментарное, неполное.

На основании вышесказанного мы хотим акцентировать внимание на важности и необходимости осуществления модели непрерывного образования с использованием «методик с доказанной эффективностью» для детей с РАС. Это обеспечивает безболезненный период адаптации для всех участников образовательного процесса, что влияет на качество получаемого образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

повышение эффективности коррекции речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями с использованием различных технологий и специального оборудования

laquo;В соответствии с современными педагогическими теориями представление о педагогических технологиях, инновациях связывается с определённым набором базисных техник, использование которых поз...

Презентация на тему " Место ЭОР в процессе реализации ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями"

Данная презентация была освещена на Российско- монгольском научно- практическом  семинаре по теме " Актуальные вопросы социализации детей с интеллектуальными нарушениями" , освещен опыт...

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью) на ступени начального общего образования

Программа психолого-педагогического сопровожденияобучающихся с интеллектуальными нарушениями(легкой умственной отсталостью) на ступени начального общего образования...

Рабочая программа начального основного общего образования (ФГОС НОО) по предмету «Адаптивная физическая культура» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (Вариант 9.1) 1-4 класс

Образовательная рабочая программа по адаптивной физической культуре для обучающихся 1 - 4 классов с интелектуальными нарушениями (Вариант 9.1) содержит в себе разделы: целевой, содержание, организацио...