Предметное внеклассное занятие " В гостях у Алфавита"1 класс
план-конспект занятия (1 класс) на тему
Предметное внеклассное занятие " В гостях у Алфавита"1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetnoe_zanyatie_v_gostyah_u_alfavita.docx | 98.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: В гостях у Алфавита
- Приветствие.
Чтобы хорошо учиться
Надо очень много знать,
Каждый день копилку знаний
Непременно пополнять.
Сегодня вы будете работать в группах. А помогут вам в этом ваши знания и умения работать дружно.
Какие правила нужно помнить и соблюдать, работая в группе?
- Не говорить всем сразу.
- Всем смотреть на говорящего.
- Перед работой нужно договориться, кто что будет делать.
- Не спорить зря, а доказывать и объяснять.
- Стараться понять друг друга.
- Определение темы урока и постановка задач.
-Отгадав ребус, вы узнаете тему нашего урока.
У детей на столах карточки с ребусами. По первой букве названия предметов, изображенных на картинках составить слова и напечатать их на доске.
Так, какая тема занятия? АЗБУКА и АЛФАВИТ.
-Что хотите узнать об азбуке и алфавите?
-Кто скажет, что такое алфавит? (ответы детей)
-Что такое азбука?
-Алфавит и азбука отличаются друг от друга?
-Кто знает, что обозначает слово «алфавит»? слово «азбука»
-Где можно узнать их значения?
-I группа узнает значение слова «Алфавит»
-II группа –слово «Азбука»
Выступление групп
Вывод: Название полного собрания букв пришло к нам из Древней Греции. Слово “алфавит” – греческое. В греческом языке первая буква называлась “Альфа”, вторая – “Вита”. Попробуйте-ка произнести эти названия быстро-быстро друг за другом: альфа-вита, альфа-вита, альфа-вита…Именно так и возникло слово «алфавит».(на столах греческий алфавит, рассматривают)
Слово «азбука» русское, оно появилось позже, но образовано так же – из названий первых букв. Раньше букву “А” называли “Аз”, “Б” – “Буки”.Произнесите быстро-быстро эти названия друг за другом: аз-буки, аз-буки… Теперь вы знаете, как получилось слово «азбука». Посмотрите внимательно.
-Кто придумал азбуку?
В 9 веке в Византии в г. Солунь жили два брата – Константин и Мефодий. Были они люди умные, образованные. Их послали рассказать славянам о святых христианских книгах. Позже, приняв монашество, Константин получил имя Кирилл. Умели славяне пахать и косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты не ведали, не умели книги читать и письма писать. Младший брат Кирилл решил написать книги, понятные славянам, но для этого нужно было придумать славянские буквы. Кирилл много работал. В 863 году азбука была готова.
Может кто-то из вас догадался, как называется теперь эта азбука?
Ученики: Кириллица…
Учитель: - Верно. Эта азбука так названа по имени Кирилла. Названия букв должны были напомнить людям о словах, которые забывать нельзя: добро, живете, земля, люди. Весь славянский мир благодарен братьям Кириллу и Мефодию за то, что они создали первую славянскую азбуку. Конечно, написание букв сильно изменилось, некоторые буквы исчезли, но основа осталась.
Славяне отмечают 24 мая- День славянской письменности и культуры.
- Самый длинный в мире алфавит у абазинцев – народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите – 71 буква. Самый короткий алфавит в Европе имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы. Казахский алфавит состоит из 42 букв.
-Сколько букв в русском алфавите?
-Сколько гласных и согласных?
-Русский алфавит относится к кириллическим алфавитам и на сегодняшний день включает 33 буквы. 21 буква служит для обозначения согласных звуков: Гласные звуки обозначают следующие 10 букв. 2 буквы русского алфавита не обозначают звуков: ъ, ь.
А вот слово « Азбука» имеет и другое значение, как вы думаете какое?
-Да, правильно –Азбука-это название учебника.
-Кто из вас слышал о том, когда и кто написал первый русский букварь?
Первый букварь
Первый русский букварь написал и напечатал Иван Фёдоров в 1574 году. Ивана Фёдорова называют первопечатником. В Москве есть памятник Ивану Фёдорову. Он напечатал много книг, но главная для нас – букварь. Интересно, что Фёдоров никак не назвал свой букварь, поэтому иногда его книгу называли Азбукой или Грамматикой. Конечно, книга Фёдорова отличается от нынешних букварей и азбук, но все они строятся так же: от простого к сложному, от буквы к слову, от слова к предложению, от предложения к рассказу.
Писатели составляли для лёгкости запоминания целые предложения из этих слов, например, аз – я, буки – буквы, ведаю – знаю. Глаголю – говорю, добро – хорошо, есть – жить… Или: рцы – говори слово твердо. Сочиняли стихи, была даже азбучная молотва.
Заканчивался букварь молитвами и поучениями, как следует себя вести: «Чада (то есть дети), послушайте (слушайтесь) своих родителей, это есть первая заповедь. Благо будет вам и долголетни будете на земле.»
-Что такое азбука, алфавит? Алфавит – это полное собрание всех букв. Каждая из них стоит в нём на своём, строго определённом месте. По написанию буквы бывают заглавными (большими) и строчными (маленькими), печатными и письменными. И у каждой из них есть своё имя.
Правильное название букв является показателем культуры человека. Поэтому мы должны хорошо знать порядок букв и их названия.
Как вы думаете, хорошо ли знаете алфавит?(желающие говорят алфавит)
1. Игра «Отгадай слова».
Отгадайте слово, если вы знаете, что первая и третья буквы в слове стоят в алфавите четырнадцатой, а вторая и четвёртая в алфавите первая (мама).
В этом слове первая буква в алфавите-18,вторая-16, третья- 5, четвёртая- 10, пятая-15, шестая-1 (Родина).
В нашем третьем слове первая буква-14, вторая-10, третья-18(мир).
2.«Угадайка». ( в паре)
Угадайте слова:
1пара: 4, 18, 1, 14, 16, 20, 1 (грамота)
2 пара: 21, 25, 10, 20, 6, 13, 30 (учитель)
3 пара: 9, 15, 1, 15, 10, 33 (знания)
4 пара: 1, 9, 2, 21, 12, 1 (азбука)
3.«Запоминайка».( в группе)
Послушайте разговор сына с папой и запомните слова на букву В.
- Папа! Отгадай, что у меня в кармане на букву В?
- Винтик.
- Нет.
- Ватрушка.
- Нет.
- Водопроводный кран.
- Нет.
- Восемь конфет.
- Нет.
- Ворона.
- Нет.
- Верблюд.
- Какой ещё верблюд?
- Игрушечный.
- Нет.
- Ну тогда я сдаюсь. Говори, что у тебя в кармане?
- Ничего.
- Как это ничего? Ведь ты же сказал на букву В!
- На букву В – это воздух. Карман пустой. Понятно!
- Понятно! И очень хорошо, что пустой. Нечего набивать карман всякими предметами.
Вспомните слова, которые вы услышали на букву В и найдите их на столе
Сколько слов вы нашли на букву В? (7)
Назовите эти слова!
А теперь в группах расположите эти слова в алфавитном порядке.
(Ватрушка, верблюд, винтик, водопроводный кран, воздух, ворона, восемь).
Как располагали эти слова в алфавитном порядке?
Какие возникли затруднения?
Какой сделаете вывод?
Расположите в алфавитном порядке имена детей своей группы. Постройтесь в алфавитном порядке.
4.Следующая игра «Алфавит – художник».(индивидуально)
Соедините буквы алфавита по порядку - и у вас получится картинка.
( Первые, закончившие задание начинают раскрашивать картинку).
Подведение итогов занятия.
-А теперь проверим как какие внимательные вы были на уроке.Вспомните о чем мы говорили на уроке и подготовьте вопрос по данной теме задайте этот вопрос.
ота в парах. Вставить пропущенные буквы. Какое получилось слово по буквам?
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л ?Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ ъ Ы ь Э Ю Я
А Б В Г Д Е Ё Й К Л М Н ? П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ ъ Ы ь Э Ю Я
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К? М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ ъ Ы ь Э Ю Я
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н ?П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ ъ Ы ь Э Ю Я
А Б В Г ? Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ ъ Ы ь Э Ю Я
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х ? Ч Ш Щ ъ Ы ь Э Ю Я
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ ъ ? ь Э Ю Я
-Какое слово получилось?
(МОЛОДЦЫ)
Кто доволен работой своей группы? (аплодисменты)
Кому где понравилось работать: в группе, в паре или индивидуально?
Пригодится это вам в дальнейшем? Где?
Благодарю вас за работу!
Надеюсь, полученные знания и навыки помогут вам быть грамотными и интересными в общении с окружающими.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В гости к Алфавиту
ознакомить с алфавитом (азбукой) и его ролью в жизни людей; формировать умения использовать алфавит на практике; способствовать развитию орфографической зоркости; расширять кругозор учащихся; развиват...
Внеклассное занятие по математике в 1 классе "В гостях у сказки"
Тема: «Числа от 1 до 10. ...
Тематическое планирование занятий "В гостях у Риторика" 2 класс
Тематическое планироваие внеурочной деятельности во 2 классе "В гостях у Риторика" в соответствии с требованиями новых ФГОС...
Занятие по этике в 1 классе «Приходите в гости к нам»
Данная разработка содержит конспект занятия по этике,целями которого являются : воспитание культуры поведения во время приёма гостей; научить правилам поведения в гостях; развивать коммуника...
Внеклассное занятие "В гости к мудрой вороне" 1 класс
Внеклассное занятие проводится в виде путешествия в сказку,дети работают в группах,используетсянгаглядный материал...
Конспект занятия"В гостях у Светофора «занятие по профилактике ПДД»
Занятие по ПДД "В гостях у светофора" позволит вам повторить правила дорожного движения. Конспект составлен для детей школы-интернат 1 вида, все доступно, так же может подойти для детского сада. Так ж...
Внеурочное занятие по русскому языку «В гости к алфавиту», 1 класс
Конспект внеурочного занятия "В гости к алфавиту" разработан для 1 класса.Цель занятия: ознакомить с алфавитом и его ролью в жизни людей, формировать использование алфавита на практике....